Для чего ребята собирались у школы во время войны рассказ у классной доски

Обновлено: 04.07.2024

Чему учит рассказ "У классной доски"
Рассказ учит мужеству, смелости, решительности. Учит не бояться врагов. Учит любить и уважать своих учителей. Учит патриотизму и любви к Родине.

Отзыв на рассказ "У классной доски"
Мне очень понравилось, как все в селе уважали свою учительницу. Она выучила всех и все ее любили. Даже суровый командир партизан был ее учеником, а потому скромно сел за свою старую парту. Мне также понравилась решительность мальчика Кости, который ради учительницы рискнул своей жизнью, и сумел привести помощь. А вот немцев мне не жаль, они заслужили свою участь.

Пословицы к рассказу "У классной доски"
Что посеешь, то и пожнешь.
Родители создают тело, учителя - душу.
Верная указка не кулак, а ласка.
К чему ребенка приучишь, то от него и получишь.
Родина - мать, умей за нее постоять.



Читать краткое содержание, пересказ рассказа "У классной доски"
Ксения Андреевна была из тех учителей, про которых говорили, что у них поют руки. Ее движения были плавными и мягкими, стоило учительнице поднять руки и класс замолкал.
Ксения Андреевна учительствовала 32 года. Ей отдавали честь милиционеры, у ней учился председатель колхоза.
Ксения Андреевна двигалась плавно, неспешно. Не стала спешить она и в этот раз, услышав шум моторов. Учительница велела ребятам идти к траншее во дворе школы, думая, что приближается налет. Но это были не самолеты.
Во двор школы забежали трое немцев и наставили на ребят автоматы. Это были разведчики мотоциклисты. Ксения Андреевна сказала, что она учительница и это ее ученики, а немцы торопливо затолкали всех в класс.
Главные немец пнул учительский стол и потребовал для себя стул. Ребята не шелохнулись. Но Ксения Андреевна спокойно попросила Сеню Пичугина принести стул из коридора. Тот принес обшитый клеенкой стул. Немец уселся.
Шура Капустина попросилась выйти из класса, но учительница сказала, что в коридоре все равно еще немец и не отпустила девочку.
Немец стал требовать, чтобы ребята показали на карте, где в лесу скрываются партизаны. Он угрожал ребятам, но те сидели молча. Немец попросил учительницу рассказать по-немецки о партизанах, но та сказала, что ничего не знает.
Немец ткнул пистолетом в подбородок Сене Пичугину и сказал, что если ребята будут молчать, он убьет учительницу. Шура стала рыдать, но Ксения Андреевна сказала ребятам успокоиться и стала с ними прощаться.
Тогда встал Костя Рожков и сказал, что знает, где прячутся партизаны. Он взял мел и подошел к доске. Немец наклонился ближе, а Костя вдруг с силой ударил доску и та перевернулась, стукнув немца по лицу. Костя прыгнул за доску, а немец стал палить в нее из пистолета.
Но за доской было окно и Костя успел выпрыгнуть и бросился в реку.
Немцы палили ему вслед, но Костя добрался до другого берега.
Немцы выскочили из школы и бросились к мотоциклам, но с другого берега раздалась пулеметная очередь.
Через пятнадцать минут пленных немцев снова ввели в класс. Командир готовился допрашивать немцев, когда в класс вошла Ксения Андреевна. Командир встал и сказал встать немцам, ведь когда учительница входит в класс, принято вставать. Учительница разрешила командиру Широкову продолжать допрос, но он попросил спрашивать немцев ее, а сам скромно сел на свое старое место за партой.
И Ксения Андреевна стала задавать немцам вопросы, а те, оробев, вытянулись перед учительницей.

Викторина по рассказу Л.Кассиля

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Литературная викторина включает в себя 22 вопроса по содержанию рассказа Л.Кассиля "У классной доски". Предполагается применение на уроках внеклассного чтения. Виды работы: индивидуальная или групповая. Ответы расположены на отдельной странице. Можно использовать для самопроверки, взаимопроверки, проверки учителем. Рекомендуется включение элемента соревнования : по количеству баллов определяются и награждаются победители2 страницы

На этой неделе я читала рассказ Льва Кассиля "У классной доски". Это рассказ об учительнице Ксении Андреевне и её учениках. Ксения Андреевна и ребята помогали партизанам. Однажды они не успели спрятаться, нагрянули фашисты. Их завели в класс и стали допрашивать, где прячутся партизаны. Но ребята и Ксения Андреевна молчали .Немец разозлился и сказал, что будет считать до трех и если никто не скажет, где находятся партизаны, он убьёт учительницу, а потом их. Мне понравился поступок мальчика Кости, он не думая об опасности, спас Ксению Андреевну. Когда я читала рассказ очень переживала за ребят и Ксению Андреевну. Они все остались живы им пришли на помощь партизаны

1) Спасли ей жизнь

2) преданность школе, желание отомстить врагу, твердость, честность, мужество, стойкость, страх, любовь к Родине, уважение к учителю, дружба, нерешительность, трусость, отвага, застенчивость, доброта

Война не делает скидок на возраст. С первых её часов повзрослели все. Несовершеннолетние мальчишки и девчонки накидывали себе год, два, а то и три, чтобы пойти на фронт. Дети наравне со взрослыми трудились на заводах, стойко перенося лишения. А сколько юных героев отдали жизнь за нашу Родину! Их имена мы знаем наизусть: Зина Портнова, Валя Котик, Петя Клыпа, Марат Казей, Лёня Голиков, Володя Дубинин.

Вот и сельская учительница Ксения Андреевна и её маленький класс в минуту испытаний повели себя героически, не дрогнув перед лицом смерти, когда у классной доски им пришлось сдавать главный экзамен в своей жизни.

Предлагаем вам разработку урока, посвящённого этому рассказу.

У. Чья профессия стала глубоко уважаемой в годы советской власти?

Д. Профессия учителя.

22339342879c56d3f9b350e9b2f0a7da

У. Великая Отечественная война стала тяжёлой школой жизни для советских детей и для всего народа, отвернувшегося от Бога. Но именно эта страшная война показала, насколько глубоко была укоренена в нашем народе христианская нравственность, воспитывавшаяся в течение тысячелетней истории России.

У. Почему в рассказе с таким почтением описывается простая сельская учительница?

Д. Ксения Андреевна воспитала много хороших людей.

У. Эти люди стали истинными защитниками Родины. Найдём описания Ксении Андреевны и затем составим её словесный портрет от лица учеников.

У. Почему автор начинает описание учительницы с её рук?

Д. - Отец Вани был её учеником. В лени Вани есть вина его отца, но Ксения Андреевна надеется, что Ваня подрастёт и возьмётся за ум.

У. О чём, кроме возраста, свидетельствует седина?

Д. - О мудрости, богатом жизненном опыте, больших знаниях.

У. Говорят, что глаза — зеркало души. Какова была душа Ксении Андреевны, судя по её глазам?

Д. Светлая, ясная, молодая — бодрая, ровная — выдержанная, от её взгляда веселели — значит, душа добрая, понимающая людей.

У. Глаза у Ксении Андреевны были синего цвета. Синий цвет — это цвет неба. В произведениях советских писателей волей-неволей просматривались христианские символы: душа Ксении Андреевны была близка к Божественным истинам.

У. Какое свойство постоянно подчёркивается?

У. Руки, походка, голос, работа — всё было певуче, плавно.

У. И письмо отражало внутренний мир учителя.

У. О чём говорит то, что она жила при школе?

Д. У неё не было семьи.

У. Ксения Андреевна посвятила всю свою жизнь людям, она служила людям и учила их тому же. Как в православии называют людей, отличающихся высоким благочестием?

У. Образ Ксении Андреевны — это образ настоящей праведницы. Если Ксения Андреевна проработала в школе 32 года, то начала она работать ещё до революции, когда русские интеллигенты отправлялись на село служить делу просвещения крестьян. В годы советской власти она сохранила лучшие традиции дореволюционной школы.

Описание Ксении Андреевны от имени учеников.

Д. Нашу любимую учительницу зовут Ксения Андреевна. Это самый уважаемый на селе человек. Она строгая, но справедливая. Живёт она при школе. Тридцать два года проработала в ней Ксения Андреевна. У неё учились и председатель колхоза, и директор машиностроительной станции, и Ванин папа — милиционер, и наши родители. У Ксении Андреевны седые волосы, она немолода, но её светлый, ровный взгляд вселяет какую-то бодрость. Она вся какая-то певучая: мягкая, спокойная, размеренная. У неё даже руки словно поют. Что нам непонятно, она руками очертит — и сразу всё ясно становится. Класс зашумит — она рукой проведёт, и все успокаиваются. Никогда она не повышает голоса, учит нас думать, не торопиться. А когда она пишет мелом на доске, то кажется, что из мелка, как из тюбика, легко и вкусно выдавливается белая струйка. Она никогда не торопится, но всякая работа у неё спорится. Сейчас мы стараемся помогать партизанам. Часто по вечерам собираемся у Ксении Андреевны и рассказываем, что удалось сделать за сегодняшний день.

Д. Это место, где ученики отвечают выученные уроки.

Д. Сама Ксения Андреевна, дети, Костя Рожков, фашисты, партизаны.

У. Какую евангельскую заповедь готова была исполнить Ксения Андреевна, стоя под дулом немецкого пистолета?

У. Как она держалась перед лицом смерти?

У. Как проявили себя дети у классной доски? Как они усвоили уроки Ксении Андреевны?

Д. - Дети также готовы были молчать и не выдать партизан, хоть им и страшно было видеть, как немец готов был убить их учительницу.

- Костя Рожков совершил подвиг: он обманул фашиста и ударил его по голове перевернувшейся классной доской, чтобы отвлечь его от Ксении Андреевны. Он спас свою учительницу и ребят. Костя был лучшим пловцом и сумел добраться до реки, переплыть её и позвать на помощь партизан.

У. Чем выступила классная доска для Кости?

Д. Щитом: она закрывала окно, через которое выпрыгнул Костя.

У. Как показано, что урок мужества, стойкости усвоили все дети?

Д. Они все вскочили на парты и смотрели через классную доску в окно.

У. Как вели себя у классной доски фашисты-разведчики?

Д. Они кричали на учительницу, угрожали пистолетом. Немец пнул стул Ксении Андреевны, занял её место. Нацарапал на доске план местности. Схватил Ксению Андреевну и стал грубо трясти. Угрожал ей смертью. Стрелял по доске, всаживал в неё пули.

У. Прочитайте, что в рассказе является символом вторжения врага в мирную жизнь страны?

У. Почему Сеня Пичугин спрятал за доску стул, на котором сидел фашист?

Д. Посчитал этот стул осквернённым.

У. Что детям напоминали чернильные подтёки на крышках парт?

Д. Крыло жука-бронзовика.

У. А чем явилось чернильное пятно на штанах немца?

Д. Меткой: он хотел убить Ксению Андреевну, его преступление не скрыть.

У. - Подтёки на партах казались детям родными, а пятно на штанах врага — чёрным вражеским клеймом. Так автор умело использует образы школьной жизни для создания художественного повествования. Классная доска, которая благодаря Ксении Андреевне, её мелку, несла детям уроки жизни, стала орудием возмездия фашистам.

- Как изменилось состояние пленённых немцев?

- Что вызвало их удивление?

Д. Они с удивлением посмотрели на вскочившего перед Ксенией Андреевной командира.

У. Чем объясняется это поведение командира партизан?

Во внеурочное время — просмотр художественных фильмов, поставленных по произведениями Л. А. Кассиля:

Читайте также: