Представители какой научной школы уподобляли культуру живому организму

Обновлено: 02.07.2024

1. В чем состоит специфика социогуманитарного знания?

В) все перечисленное.

2. Что означает в переводе на русский язык латинское слово, от которого получила свое название наука культурология?

б) обработка, возделывание;

3. К какому понятию относится следующее определение: "Разнообразные суеверные действия человека с целью оказать влияние на тот или иной материальный предмет, явление или человека сверхъестественным образом"?

в) магия;

4. Кому из мыслителей принадлежит следующее высказывание: ". Подлинная культура не может существовать без определенного игрового содержания. Культура все еще хочет в известном смысле играться — по обоюдному соглашению относительно определенных правил. "?

б) Й. Хёйзинге;

5. Представители какой научной школы уподобляли культуру живому организму и понимали этот организм как целое, в котором существуют различные органы, выполняющие определённые функции?

а) функциональной;

6. Какие отрасли знания изучают искусство?

Д) все перечисленные.

7. Какой из элементов культуры выполняет функцию описания, объяснения и прогнозирования процессов и явлений действительности на основе объективных законов?

б) наука;

8. Сторонники технологического детерминизма считают, что:

а) эволюция техники не зависит от социальных, политических систем и других социокультурных оснований;

б) техника и её развитие вписываются в общий социальный и культурный контекст, в систему социокультурных ценностей;

в) все перечисленное.

9. Какие религии относятся к мировым?

Д) буддизм, христианство, ислам.

10. Кто из мыслителей отождествлял понятия "цивилизация" и "культура"?

в) О. Шпенглер;

Тест 2

1. Что предполагает креационистский подход к проблеме происхождения человека и культуры?

а) человек и культура — свободное творение Бога;

2. В каком смысле употребляется в научной литературе понятие "вторая природа"?

б) культура;

3. Как называется религиозное мировоззрение, ставящее над природой трансцендентную личность Бога?

б) теизм;

4. Какие существуют методы анализа культуры?

а) все перечисленные ниже;

5. В чем проявляется взаимоотношение техники с нравственной культурой?

а) в возникновении позитивных личностных качеств - предприимчивости, организованности, дисциплинированности, ответствен­ности;

б) в возникновении негативных личностных качеств - холодной расчетливости, меркантильности, стандартизации поведения и мышления;

В) все перечисленное.

В) все перечисленное.

7. Какие функции выполняет искусство в культуре?

а) познавательную, ценностную;

б) релаксационную, функцию исторической преемственности;

в) все перечисленные.

8. Какому из понятий соответствует следующее определение: "Нерасчлененность, слитность искусства, мифологии, религии, характеризующая первоначальное состояние первобытной культуры"?

в) синкретизм;

9. Что означает понятие "цивилизация"?

Г) данное понятие используется в научной литературе во всех вышеперечисленных смыслах в зависимости от контекста и взглядов автора.

10. Какие тенденции характерны для науки XX века?

а) интегративность;

в) экологизация всех проблем;

г) все перечисленные.

Тест 3

1. Какие науки относятся к гуманитарным?

б) психология, этнография, лингвистика;

2. Как называется сочинение немецкого философа и историка О. Шпенглера, в котором он излагает свои взгляды на культуру?

в) "Закат Европы";

3. Какое из приведенных ниже определений культуры соответствует взглядам английского этнографа, исследователя первобытной культуры Э.Б. Тайлора?


в) культура, или цивилизация, слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком, как членом общества.

4. Какие закономерности религиозного искусства можно выделить?

а) символичность, каноничность, обезличенность;

б) поливариантность, абстрактность, фундаментальность;

в) все перечисленное.

5. Назовите основные задачи культурологии:

В) все перечисленные.

6. Н.Я. Данилевский выделяет в своей концепции культуры четыре основных разряда культурной деятельности. Какие это виды деятельности?

а) художественная, религиозная, политическая, нравственная;

б) религиозная, собственно культурная, политическая и общественно-экономическая;
в) научно-теоретическая, художественно-эстетическая, промышленно-техническая, нравственно-этическая.

7. Язык является:

Г) все перечисленное.

8. Как называется ранняя форма религии, сущность которой состоит в поклонении какому-либо животному или растению и в вере в свое происхождение от них?

б) тотемизм;

9. Какой аспект техники изучает культурология?

а) техника — социокультурный мир;

б) техника — производство;

в) техника — человек.

10. Назовите сферы, где знание пра­вовых норм имеет наиболее важное значение для человека?

а) профессиональная деятельность, сфера политической жизни, решение процедурных вопросов в повседневной коммуникации;

б) философская, религиозная, художественная деятельность;

в) все перечисленные.

Тест 4

1. Культурология — это:

в) интегративное знание.

2. Какая система права является эталоном для западноевро­пейской культуры?

б) римская;

3. Понятие, характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанных на массовое потребление:

а) элитарная культура;

б) массовая культура;

в) материальная культура;

г) традиционная культура.

4. Что такое архетипы?

б) прообразы, составляющие содержание коллективного бессознательного в концепции К. Юнга;

5. Какие периоды в эволюции культуры выделяли Э.Б. Тайлор и Л. Морган?

а) дикость, варварство, цивилизация;

6. Назовите известного русского социолога XIX века, занимавшегося проблемами культурно-исторической типологии:

в) Н. Данилевский;

7. Какая из перечисленных моделей социокультурной динамики является исторически первой?

Представители какой научной школы уподобляли культуру живому организму и понимали этот организм в прямом смысле, то есть как целое, в котором существуют различные органы, выполняющие определённые функции?

  • функциональной
  • культурно-исторической
  • эволюционной
  • структурной антропологии

Внимание!
Зелёным цветом выделен правильный ответ
Если выделено несколько вариантов, значит все они являются верными.

  • функциональной
  • культурно-исторической
  • эволюционной
  • структурной антропологии

Если у вас в тесте остались нерешённые вопросы, то обязательно воспользуйтесь поиском по нашей базе тестов. С большой долей вероятности они там есть.

Лекция 2

Развитие представлений о культуре

· выращивание чего-либо, обычно растений или животных;

· возделывание, обработка земли;

· почитание, поклонение, служение чему-нибудь.

В современных европейских языках можно выделить четыре основных смысла (исключая сельскохозяйственное и естественнонаучное значения):

· абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития;

· обозначение состояния общества, основанного на праве, порядке, мягкости нравов и т. д.;

· абстрактное указание на особенности способа существования или образа жизни, свойственных какому-то обществу, какой-то группе людей, какому-то историческому периоду;

· абстрактное обозначение форм и продуктов интеллектуальной и прежде всего художественной деятельности.

Понятие культуры прошло длительный путь становления.

В средневековом понимании культура – внеисторичное, овеществленное, наличное божественное откровение. Под культурой осознается данная Богом возможность преодоления человеческой ограниченности путем постоянного внутреннего совершенствования.

В эпоху Возрождения формируется новое представление о культуре как о продукте свободной созидательной активности человека, фиксируемой в общественных явлениях и в фактах духовного и материального мира.

В эпоху Нового времени понятие культуры связывалось с качеством человеческой деятельности, основанной на принципах рациональности. Оно может быть достигнуто только в процессе самовоспитания личности.

Как самостоятельное явление общественной жизни культура стала рассматриваться в эпоху Просвещения. Культурные феномены (мораль, искусство, обычаи и т. п.) как необходимые элементы общества возникают, по мнению просветителей, благодаря человеческой воле.

В трудах немецкого философа Г. В. Ф. Гегеля (1770-1831) культура рассматривается как явление, развивающееся в соответствии с рациональными принципами.

В XVIII-XIX вв. культура нередко рассматривалась как организм, где социальные институты сравнивались с органами и частями тела, а социокультурные процессы – с физиологическими процессами. Такого взгляда придерживался, например, английский социолог Г. Спенсер (1820-1903).

Особая роль в становлении культурологии принадлежит исследованиям культуры в рамках культурной антропологии. Выделяют три основных этапа в развитии культурной антропологии:

1800-1860 гг. – этнографический. На этом этапе был накоплен значительный научный материал, описывающий различные типы культур.

1860-1895 гг. – эволюционистский. На этом этапе в науке возникли первые теории культуры, в которых осуществлялось обобщение накопленного фактического материала: эволюционизм, диффузионизм, функционализм.

1895-1925 гг. – исторический. На этом этапе сформировались культурологические теории, критикующие идеи линейной эволюции культуры.

В ходе интенсивных этнографических исследований XIX в. был сделан вывод о том, что культура включает в себя не высшие достижения общества, а смыслы и значения, которые определяют повседневный образ жизни людей.

Л. Уайт является представителем современного неоэволюционизма. Он определяет культуру как способ овладения миром, преобразования и регулирования естественных процессов при помощи символов. Все аспекты культуры выступают как отражение ее материально-технического состояния, а ведущая роль в культурной эволюции принадлежит усовершенствованию орудий труда, развитию науки.

Основоположник функционального направления в культурологии английский ученый Б. Малиновский (1884-1942) утверждал, что культура есть единая, гармонически функционирующая система, где каждый элемент выполняет жизненно важную функцию. Функция понималась им как удовлетворение потребности действия, в процессе которой люди объединяются. Б. Малиновский уделил немало внимания анализу возникновения и значения различных социальных институтов.

Английский антрополог Р. Редклифф-Браун (1881-1955), другой основоположник функциональной школы, полагал, что необходимо рассматривать любое социокультурное образование как структуру – совокупность взаимосвязанных элементов. Исследование культуры обязательно должно включать в себя анализ функций составляющих ее частей в отношении друг к другу и к целому.

Значительное место в современной социогуманитарной науке принадлежит американскому социологу Т. Парсонсу (1902-1979), который создал теорию человеческого действия. По мнению Т. Парсонса, все поступки человека определяются одновременно тремя факторами: общепринятыми нормами, субъективными переживаниями, символическими механизмами регуляции поведения людей (культурными смыслами в виде языка, мифологии и т. п.).

Таким образом, функционализм рассматривает культуру в качестве живого организма, т. е. целого, в котором различные связанные друг с другом органы выполняют определенные функции.

В рамках исторического направления сформировались теории циклических культур, автором которых стал в России Н. Я. Данилевский (1822-1885), в Германии – О. Шпенглер (1880-1936), в Англии – А. Тойнби (1889-1975), в США – П. Сорокин (1889-1968). Авторы теорий циклических культур считают, что единая мировая культура распадается на множество самобытных культурно-исторических образований, которые проходят один и тот же естественный цикл развития: рождение, расцвет, увядание, смерть.

Достижением современной культурной антропологии можно считать концепцию структурализма, основоположником которой считается французский этнолог К. Леви-Стросс (р. 1908). Структуралистическая теория представляет культуру как результат способности и стремления человека особым образом обозначать среду своего обитания, поэтому феномены культуры истолковываются как элементы коммуникативного процесса в обществе.

В целом открытия культурной антропологии способствовали переходу от эмпирического изучения культуры к ее философскому осмыслению.

Необходимо отметить, что классические теории, в отличие от современных культурологических концепций, стремились к рациональному пониманию культуры.

Таким образом, мы увидели, что наука о культуре как целостном общественном явлении имеет весьма длительную историю. Ученые, писатели, философы в своих трудах стремились понять сущность культуры и тенденции ее развития, найти главные и второстепенные факторы, способствующие духовному росту человека. История культурологической мысли является методологическим и теоретическим основанием исторической культурологии.

В этих теориях не все было достоверно и обосновано, в них нередко отражались субъективные предпочтения авторов. Но такова сама реальность культуры. Она всегда тесно переплетена с субъективным восприятием и отношением к жизни.

Больше,
чем хостинг.

Timeweb - компания, которая размещает сайты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Конспект лекции: Классический эволюционизм в исследовании культуры

Эволюционистский этап в развитии представлений о культуре начался с середины XIX века. Исходным положением эволюционизма было убеждение, что прошлое человечества может быть восстановлено на основе изучения существующих примитивных обществ. Эта концепция опирается на идею, что человечество в своем развитии универсально, а значит, развивается по единым законам и этапам развития. Пропагандировалась однолинейность этого развития, как движения от простого к сложному. Сопоставительный анализ современных культур с первобытными, благодаря существованию пережитков, позволяет реконструировать процесс развития человека, общества и культуры.

Это направление развивалось многими исследователями в Европе и Америке. В Англии - Г. Спенсер, Джон Мак-Леннан, Эдвард Тейлор, Д. Фрезер, в Германии - Адольф Бастиан, Теодор Вайнц, в США - Л.Г. Морган. Этих ученых объединяет стремление создать общую науку о человеке и культуре.

Эдвард Тейлор

Под влиянием биологического учения Ч. Дарвина, он исходит из единства законов развития человека, природы и культуры. Тейлор считал, что все явления культуры представляют такие же феномены, как животные и растения. Развитие культур он понимал по аналогии с развитием естественных явлений и биологических видов. Поэтому антрополог должен систематизировать культурные элементы по видам и выстроить их эволюционные ряды. (применить к культурной эволюции биологическую классификацию). На этом основании был убежден, что все народы и культуры развиваются универсально, в соответствии с едиными законами, проходя в своем развитии одинаковые стадии- дикость, варварство и цивилизация.

Образцом для Тейлора были естественные науки с их точной методологией. Потому в своих исследованиях он стремился применить естественнонаучный подход. Однако этот метод применительно к работам Тейлора страдал своей ограниченностью, поскольку не опирался на идею целостности культуры, а ее составные части (орудия труда, оружия, техники, обрядов, верований, ритуалов) исследовались вне связи с другими явлениями культуры.

В теории культуры Тейлор активно использует теорию социальных пережитков. Он считал, что в современных обществах особым образом сохраняются следы предыдущих стадий развития. Такие элементы он считал пережитками, живыми памятниками прошлого и на основе их анализа считал возможным реконструкцию культуры.

Герберт Спенсер

  • - поддерживающая система (производство продуктов);
  • - распределительная система;
  • - регулятивная (подчинение элементов культуры единому целому).

Социальные институты - механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Их роль - превращение асоциального человека в социализованное существо, способное к совместным коллективным действиям.

  • - внешние факторы - воздействие среды и соседних культур;
  • - внутренние факторы - физическая природа человека, разнообразие психических качеств.

Характеризуя внутренние факторы он считал, что члены первобытных обществ люди морально, физически и умственно отсталые.

Таким образом, английская антропология выступает как биологическое направление эволюционизма.

Л.Г. Морган

  • - ранний период - организация социальная, основанная на родах и племенах;
  • - поздний период - организация политическая, основанная на собственности.

Вслед за Тейлором он предложил разделить развитие человечества на три этапа (дикость, варварство, цивилизация), в основу выделения которых положены технологические скачки в развитии культуры. Так изобретение гончарного круга рассматривался как переход от дикости к низшей ступени варварства, а выплавка железа, как переход от варварства к цивилизации.

  • 1. Существует единство в развитии человека. (биологическая природа). Этим объясняется единство в развитии культуры в любой части света.
  • 2. Развитие культуры является предопределенным, поскольку более поздние формы базируются на более ранних. Развитие культуры характеризуется наличием единых стадий и ступеней. Культурные различия народов обусловлены разными стадиями развития.
  • 3. Общественное развитие определяется законами эволюции, характерными для живой природы.
  • 4. Если все народы развиваются по единому пути и его вершиной является европейская цивилизация, то все народы должны прийти к ценностям европейской культуры.

Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.

Читайте также: