Представители какой научной школы уподобляли культуру живому организму
Обновлено: 02.07.2024
1. В чем состоит специфика социогуманитарного знания?
В) все перечисленное.
2. Что означает в переводе на русский язык латинское слово, от которого получила свое название наука культурология?
б) обработка, возделывание;
3. К какому понятию относится следующее определение: "Разнообразные суеверные действия человека с целью оказать влияние на тот или иной материальный предмет, явление или человека сверхъестественным образом"?
в) магия;
4. Кому из мыслителей принадлежит следующее высказывание: ". Подлинная культура не может существовать без определенного игрового содержания. Культура все еще хочет в известном смысле играться — по обоюдному соглашению относительно определенных правил. "?
б) Й. Хёйзинге;
5. Представители какой научной школы уподобляли культуру живому организму и понимали этот организм как целое, в котором существуют различные органы, выполняющие определённые функции?
а) функциональной;
6. Какие отрасли знания изучают искусство?
Д) все перечисленные.
7. Какой из элементов культуры выполняет функцию описания, объяснения и прогнозирования процессов и явлений действительности на основе объективных законов?
б) наука;
8. Сторонники технологического детерминизма считают, что:
а) эволюция техники не зависит от социальных, политических систем и других социокультурных оснований;
б) техника и её развитие вписываются в общий социальный и культурный контекст, в систему социокультурных ценностей;
в) все перечисленное.
9. Какие религии относятся к мировым?
Д) буддизм, христианство, ислам.
10. Кто из мыслителей отождествлял понятия "цивилизация" и "культура"?
в) О. Шпенглер;
Тест 2
1. Что предполагает креационистский подход к проблеме происхождения человека и культуры?
а) человек и культура — свободное творение Бога;
2. В каком смысле употребляется в научной литературе понятие "вторая природа"?
б) культура;
3. Как называется религиозное мировоззрение, ставящее над природой трансцендентную личность Бога?
б) теизм;
4. Какие существуют методы анализа культуры?
а) все перечисленные ниже;
5. В чем проявляется взаимоотношение техники с нравственной культурой?
а) в возникновении позитивных личностных качеств - предприимчивости, организованности, дисциплинированности, ответственности;
б) в возникновении негативных личностных качеств - холодной расчетливости, меркантильности, стандартизации поведения и мышления;
В) все перечисленное.
В) все перечисленное.
7. Какие функции выполняет искусство в культуре?
а) познавательную, ценностную;
б) релаксационную, функцию исторической преемственности;
в) все перечисленные.
8. Какому из понятий соответствует следующее определение: "Нерасчлененность, слитность искусства, мифологии, религии, характеризующая первоначальное состояние первобытной культуры"?
в) синкретизм;
9. Что означает понятие "цивилизация"?
Г) данное понятие используется в научной литературе во всех вышеперечисленных смыслах в зависимости от контекста и взглядов автора.
10. Какие тенденции характерны для науки XX века?
а) интегративность;
в) экологизация всех проблем;
г) все перечисленные.
Тест 3
1. Какие науки относятся к гуманитарным?
б) психология, этнография, лингвистика;
2. Как называется сочинение немецкого философа и историка О. Шпенглера, в котором он излагает свои взгляды на культуру?
в) "Закат Европы";
3. Какое из приведенных ниже определений культуры соответствует взглядам английского этнографа, исследователя первобытной культуры Э.Б. Тайлора?
в) культура, или цивилизация, слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком, как членом общества.
4. Какие закономерности религиозного искусства можно выделить?
а) символичность, каноничность, обезличенность;
б) поливариантность, абстрактность, фундаментальность;
в) все перечисленное.
5. Назовите основные задачи культурологии:
В) все перечисленные.
6. Н.Я. Данилевский выделяет в своей концепции культуры четыре основных разряда культурной деятельности. Какие это виды деятельности?
а) художественная, религиозная, политическая, нравственная;
б) религиозная, собственно культурная, политическая и общественно-экономическая;
в) научно-теоретическая, художественно-эстетическая, промышленно-техническая, нравственно-этическая.
7. Язык является:
Г) все перечисленное.
8. Как называется ранняя форма религии, сущность которой состоит в поклонении какому-либо животному или растению и в вере в свое происхождение от них?
б) тотемизм;
9. Какой аспект техники изучает культурология?
а) техника — социокультурный мир;
б) техника — производство;
в) техника — человек.
10. Назовите сферы, где знание правовых норм имеет наиболее важное значение для человека?
а) профессиональная деятельность, сфера политической жизни, решение процедурных вопросов в повседневной коммуникации;
б) философская, религиозная, художественная деятельность;
в) все перечисленные.
Тест 4
1. Культурология — это:
в) интегративное знание.
2. Какая система права является эталоном для западноевропейской культуры?
б) римская;
3. Понятие, характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанных на массовое потребление:
а) элитарная культура;
б) массовая культура;
в) материальная культура;
г) традиционная культура.
4. Что такое архетипы?
б) прообразы, составляющие содержание коллективного бессознательного в концепции К. Юнга;
5. Какие периоды в эволюции культуры выделяли Э.Б. Тайлор и Л. Морган?
а) дикость, варварство, цивилизация;
6. Назовите известного русского социолога XIX века, занимавшегося проблемами культурно-исторической типологии:
в) Н. Данилевский;
7. Какая из перечисленных моделей социокультурной динамики является исторически первой?
Представители какой научной школы уподобляли культуру живому организму и понимали этот организм в прямом смысле, то есть как целое, в котором существуют различные органы, выполняющие определённые функции?
- функциональной
- культурно-исторической
- эволюционной
- структурной антропологии
Внимание!
Зелёным цветом выделен правильный ответ
Если выделено несколько вариантов, значит все они являются верными.
- функциональной
- культурно-исторической
- эволюционной
- структурной антропологии
Если у вас в тесте остались нерешённые вопросы, то обязательно воспользуйтесь поиском по нашей базе тестов. С большой долей вероятности они там есть.
Лекция 2
Развитие представлений о культуре
· выращивание чего-либо, обычно растений или животных;
· возделывание, обработка земли;
· почитание, поклонение, служение чему-нибудь.
В современных европейских языках можно выделить четыре основных смысла (исключая сельскохозяйственное и естественнонаучное значения):
· абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития;
· обозначение состояния общества, основанного на праве, порядке, мягкости нравов и т. д.;
· абстрактное указание на особенности способа существования или образа жизни, свойственных какому-то обществу, какой-то группе людей, какому-то историческому периоду;
· абстрактное обозначение форм и продуктов интеллектуальной и прежде всего художественной деятельности.
Понятие культуры прошло длительный путь становления.
В средневековом понимании культура – внеисторичное, овеществленное, наличное божественное откровение. Под культурой осознается данная Богом возможность преодоления человеческой ограниченности путем постоянного внутреннего совершенствования.
В эпоху Возрождения формируется новое представление о культуре как о продукте свободной созидательной активности человека, фиксируемой в общественных явлениях и в фактах духовного и материального мира.
В эпоху Нового времени понятие культуры связывалось с качеством человеческой деятельности, основанной на принципах рациональности. Оно может быть достигнуто только в процессе самовоспитания личности.
Как самостоятельное явление общественной жизни культура стала рассматриваться в эпоху Просвещения. Культурные феномены (мораль, искусство, обычаи и т. п.) как необходимые элементы общества возникают, по мнению просветителей, благодаря человеческой воле.
В трудах немецкого философа Г. В. Ф. Гегеля (1770-1831) культура рассматривается как явление, развивающееся в соответствии с рациональными принципами.
В XVIII-XIX вв. культура нередко рассматривалась как организм, где социальные институты сравнивались с органами и частями тела, а социокультурные процессы – с физиологическими процессами. Такого взгляда придерживался, например, английский социолог Г. Спенсер (1820-1903).
Особая роль в становлении культурологии принадлежит исследованиям культуры в рамках культурной антропологии. Выделяют три основных этапа в развитии культурной антропологии:
1800-1860 гг. – этнографический. На этом этапе был накоплен значительный научный материал, описывающий различные типы культур.
1860-1895 гг. – эволюционистский. На этом этапе в науке возникли первые теории культуры, в которых осуществлялось обобщение накопленного фактического материала: эволюционизм, диффузионизм, функционализм.
1895-1925 гг. – исторический. На этом этапе сформировались культурологические теории, критикующие идеи линейной эволюции культуры.
В ходе интенсивных этнографических исследований XIX в. был сделан вывод о том, что культура включает в себя не высшие достижения общества, а смыслы и значения, которые определяют повседневный образ жизни людей.
Л. Уайт является представителем современного неоэволюционизма. Он определяет культуру как способ овладения миром, преобразования и регулирования естественных процессов при помощи символов. Все аспекты культуры выступают как отражение ее материально-технического состояния, а ведущая роль в культурной эволюции принадлежит усовершенствованию орудий труда, развитию науки.
Основоположник функционального направления в культурологии английский ученый Б. Малиновский (1884-1942) утверждал, что культура есть единая, гармонически функционирующая система, где каждый элемент выполняет жизненно важную функцию. Функция понималась им как удовлетворение потребности действия, в процессе которой люди объединяются. Б. Малиновский уделил немало внимания анализу возникновения и значения различных социальных институтов.
Английский антрополог Р. Редклифф-Браун (1881-1955), другой основоположник функциональной школы, полагал, что необходимо рассматривать любое социокультурное образование как структуру – совокупность взаимосвязанных элементов. Исследование культуры обязательно должно включать в себя анализ функций составляющих ее частей в отношении друг к другу и к целому.
Значительное место в современной социогуманитарной науке принадлежит американскому социологу Т. Парсонсу (1902-1979), который создал теорию человеческого действия. По мнению Т. Парсонса, все поступки человека определяются одновременно тремя факторами: общепринятыми нормами, субъективными переживаниями, символическими механизмами регуляции поведения людей (культурными смыслами в виде языка, мифологии и т. п.).
Таким образом, функционализм рассматривает культуру в качестве живого организма, т. е. целого, в котором различные связанные друг с другом органы выполняют определенные функции.
В рамках исторического направления сформировались теории циклических культур, автором которых стал в России Н. Я. Данилевский (1822-1885), в Германии – О. Шпенглер (1880-1936), в Англии – А. Тойнби (1889-1975), в США – П. Сорокин (1889-1968). Авторы теорий циклических культур считают, что единая мировая культура распадается на множество самобытных культурно-исторических образований, которые проходят один и тот же естественный цикл развития: рождение, расцвет, увядание, смерть.
Достижением современной культурной антропологии можно считать концепцию структурализма, основоположником которой считается французский этнолог К. Леви-Стросс (р. 1908). Структуралистическая теория представляет культуру как результат способности и стремления человека особым образом обозначать среду своего обитания, поэтому феномены культуры истолковываются как элементы коммуникативного процесса в обществе.
В целом открытия культурной антропологии способствовали переходу от эмпирического изучения культуры к ее философскому осмыслению.
Необходимо отметить, что классические теории, в отличие от современных культурологических концепций, стремились к рациональному пониманию культуры.
Таким образом, мы увидели, что наука о культуре как целостном общественном явлении имеет весьма длительную историю. Ученые, писатели, философы в своих трудах стремились понять сущность культуры и тенденции ее развития, найти главные и второстепенные факторы, способствующие духовному росту человека. История культурологической мысли является методологическим и теоретическим основанием исторической культурологии.
В этих теориях не все было достоверно и обосновано, в них нередко отражались субъективные предпочтения авторов. Но такова сама реальность культуры. Она всегда тесно переплетена с субъективным восприятием и отношением к жизни.
Больше,
чем хостинг.
Timeweb - компания, которая размещает сайты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!
Виртуальный хостинг
Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка
Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.
Конспект лекции: Классический эволюционизм в исследовании культуры
Эволюционистский этап в развитии представлений о культуре начался с середины XIX века. Исходным положением эволюционизма было убеждение, что прошлое человечества может быть восстановлено на основе изучения существующих примитивных обществ. Эта концепция опирается на идею, что человечество в своем развитии универсально, а значит, развивается по единым законам и этапам развития. Пропагандировалась однолинейность этого развития, как движения от простого к сложному. Сопоставительный анализ современных культур с первобытными, благодаря существованию пережитков, позволяет реконструировать процесс развития человека, общества и культуры.
Это направление развивалось многими исследователями в Европе и Америке. В Англии - Г. Спенсер, Джон Мак-Леннан, Эдвард Тейлор, Д. Фрезер, в Германии - Адольф Бастиан, Теодор Вайнц, в США - Л.Г. Морган. Этих ученых объединяет стремление создать общую науку о человеке и культуре.
Эдвард Тейлор
Под влиянием биологического учения Ч. Дарвина, он исходит из единства законов развития человека, природы и культуры. Тейлор считал, что все явления культуры представляют такие же феномены, как животные и растения. Развитие культур он понимал по аналогии с развитием естественных явлений и биологических видов. Поэтому антрополог должен систематизировать культурные элементы по видам и выстроить их эволюционные ряды. (применить к культурной эволюции биологическую классификацию). На этом основании был убежден, что все народы и культуры развиваются универсально, в соответствии с едиными законами, проходя в своем развитии одинаковые стадии- дикость, варварство и цивилизация.
Образцом для Тейлора были естественные науки с их точной методологией. Потому в своих исследованиях он стремился применить естественнонаучный подход. Однако этот метод применительно к работам Тейлора страдал своей ограниченностью, поскольку не опирался на идею целостности культуры, а ее составные части (орудия труда, оружия, техники, обрядов, верований, ритуалов) исследовались вне связи с другими явлениями культуры.
В теории культуры Тейлор активно использует теорию социальных пережитков. Он считал, что в современных обществах особым образом сохраняются следы предыдущих стадий развития. Такие элементы он считал пережитками, живыми памятниками прошлого и на основе их анализа считал возможным реконструкцию культуры.
Герберт Спенсер
- - поддерживающая система (производство продуктов);
- - распределительная система;
- - регулятивная (подчинение элементов культуры единому целому).
Социальные институты - механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Их роль - превращение асоциального человека в социализованное существо, способное к совместным коллективным действиям.
- - внешние факторы - воздействие среды и соседних культур;
- - внутренние факторы - физическая природа человека, разнообразие психических качеств.
Характеризуя внутренние факторы он считал, что члены первобытных обществ люди морально, физически и умственно отсталые.
Таким образом, английская антропология выступает как биологическое направление эволюционизма.
Л.Г. Морган
- - ранний период - организация социальная, основанная на родах и племенах;
- - поздний период - организация политическая, основанная на собственности.
Вслед за Тейлором он предложил разделить развитие человечества на три этапа (дикость, варварство, цивилизация), в основу выделения которых положены технологические скачки в развитии культуры. Так изобретение гончарного круга рассматривался как переход от дикости к низшей ступени варварства, а выплавка железа, как переход от варварства к цивилизации.
- 1. Существует единство в развитии человека. (биологическая природа). Этим объясняется единство в развитии культуры в любой части света.
- 2. Развитие культуры является предопределенным, поскольку более поздние формы базируются на более ранних. Развитие культуры характеризуется наличием единых стадий и ступеней. Культурные различия народов обусловлены разными стадиями развития.
- 3. Общественное развитие определяется законами эволюции, характерными для живой природы.
- 4. Если все народы развиваются по единому пути и его вершиной является европейская цивилизация, то все народы должны прийти к ценностям европейской культуры.
Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.
Читайте также: