План урока теория государства и права

Обновлено: 04.07.2024

Государство - это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности.

Естественное состояние человека – жизнь человека до образования государства в соответствии с законами природы.

Производственные отношения - особый вид общественных отношений, возникающих между людьми в процессе создания материальных благ.

Общественно-экономическая формация - определенный исторический тип общества, особый социальный организм, который живет и развивается по законам господствующих в обществе производственных отношений.

Государственный суверенитет - это свойство государственной власти, которая может принимать политические решения без давления каких-либо социальных групп.

Сущность государства - то, что является главным, к чему оно стремится.

Функции государства - основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Ключевые слова: государство; род; деспотия; общественно-экономическая формация; публичная власть; суверенитет.

Основная литература по теме урока:

На уроке мы узнаем, что такое государство, основные признаки государства.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний ЕГЭ, касающихся вопросов государства, функций и признаков.

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока

1. Публичная власть – власть, распространенная на все население страны, для осуществления которой существует особый чиновничий аппарат, органы принуждения.

2. Территория – это участок суши и вод, а также воздушное пространство над ними, имеющие четко обозначенные границы, в пределах которых распространяется действие государственной власти или суверенитет государства.

3. Население – это совокупность людей, проживающих на определённой территории и связанных между собой и с государством правовой и территориальной принадлежностью.

4. Суверенитет – верховенство, единство и независимость власти как внутри государства, так и за её пределами.

Верховенство проявляется в том, что только органы данного государства принимают окончательные решения по всем вопросам, имеющим общий характер.

Единство власти проявляется в том, что все органы государства в своей совокупности образуют государственный аппарат, базирующийся на единых принципах, осуществляющий единые функции и действующий в едином направлении.

Независимость означает, что никто, никакой иной орган не может оказывать влияние на принимаемые органами власти данного государства решения.

В юридической литературе выделяются такие виды суверенитета, как народный, национальный и государственный.

Народный суверенитет – это неотчуждаемое право народа самостоятельно определять свою историческую судьбу, быть единственным носителем и выразителем верховной власти.

Национальный суверенитет – верховное право нации на самоопределение, т.е. право определять форму национально-государственной организации либо в рамках всего государства, либо в пределах субъекта федерации, либо в пределах автономных образований.

Государственный суверенитет – это неотчуждаемое право государства самостоятельно решать вопросы внутренней и внешней политики, соблюдая общепризнанные принципы и нормы международного права.

5. Налоги, сборы, займы.

Налоги – общеобязательные платежи, взимаемые государством в целях аккумулирования средств для последующего финансового обеспечения выполнения государством своих основных функций.

Государственные займы – это собираемые на добровольной основе финансовые средства, получаемые путем продажи государственных облигаций и других ценных бумаг

6. Наряду с перечисленными признаками отдельные ученые выделяют еще нормотворчество. Это признак состоит в том, что государство устанавливает общеобязательные правила поведения.

7. Выделяется также такой признак, как государственная символика – герб, гимн, флаг.

Рассматривая различные исторические факты о зарождении государства, ученые различных эпох пытались формулировать свои теории.

1. Теологическая теория. Основные положения этой теории содержаться в религиозных источниках – Библии, Коране, Ведах. Данная теория обосновывала подчиненное положение светской власти духовной, государство должно было отстаивать интересы Церкви.

3. Ирригационная теория. Наиболее ярким представителем ирригационной (гидравлической) теории происхождения государства является современный немецкий ученый Э. Виттфогель. Он связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляет, распределяет, учитывает, подчиняет.

4. Договорная теория. Данная теория получила распространение в наиболее логически завершенном виде в XVII - XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др. По их мнению, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в "естественном", первобытном состоянии. Государство - это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно - ответственность за их невыполнение.

5. Теория насилия была обоснована в XIX в. в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др. Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах - насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.

6. Классовая теория. Разработку этой теории связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

Смысл любого государства сводится к тому, чтобы осуществлять власть в обществе. Власть - это реальная возможность проводить в жизнь свою волю, подчинять своей воле волю других субъектов. Коротко говоря, сущность государства - это есть организация власти в обществе. Однако охарактеризовать сущность государства только через категорию власти будет недостаточным. Эта власть дополняется другими важнейшими характеристиками: с уверенностью, которая определяет качественную специфику государственной власти, и политическим режимом, который отражает средства и методы осуществления этой власти. Только совокупность этих характеристик позволяет полностью раскрыть сущность государства.

Сущность государства конкретизируется в его функциях.

Функции государства – основные направления его деятельности по решению стоящих перед ним задач, без которых государство не может обойтись.

Каждая функция представляет устойчивую деятельность государства в той или иной сфере — экономической, политической, социальной или духовной.

Виды функций государства

Функции государства можно классифицировать по различным основаниям.

Внутренние функции нацелены на решение задач общества.

В зависимости от сферы реализации внутренние функции делятся на:

экономическую (выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме),

Социальную (призвана обеспечить свободное развитие личности и социальную защищенность всех членов общества),

Политическую (состоит в поддержании государством политической стабильности и безопасности; обеспечении участия населения в политической жизни общества посредством организации выборов, референдумов, плебисцитов; регулировании деятельности партий, общественных объединений; охране правопорядка, прав, свобод и законных интересов граждан),

культурно-воспитательную (государство гарантирует свободу творческой, научной, деятельности членов общества, поощряет развитие искусства, сохраняет культурные ценности и обеспечивает к ним доступ),

экологическую (как предупредительные меры по ограждению окружающей среды от отрицательного влияния деятельности людей, так и меры юридической ответственности за нарушение требований охраны природы).

Внешние функции связаны с деятельностью государства на международной арене. К ним относятся: сотрудничество, оборона, поддержание мирового порядка, решение глобальных проблем.

Если в качестве критерия разграничения функций использовать характер действий государства, то можно выделить регулятивную и охранительную функцию. Регулятивная функция состоит в наделении соответствующих участников общественных отношений правами, свободами, обязанностями, предоставлении им льгот за социально желательные действия. Охранительная функция связана с защитой прав и свобод личности, общества и государства.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Филиал государственного автономного образовательного учреждения

среднего профессионального образования Тюменской области

Председатель цикловой комиссии

Заместитель директора по УР

Методическая разработка урока теоретического обучения

по дисциплине: ОДП.21. Право

Автор-разработчик:

Группа: ПК 11-1

Дата проведения: 25.01.2012

1. Рассмотреть основные понятия урока и сущность государства в политической системе общества.

2. Характеризовать сущность государства как составной части политической системы общества.

3. Воспитывать патриотические качества обучаемых в отношении к государству.

1. Добиться усвоения обучаемыми основных понятий урока.

2. Выяснить с обучаемыми причины появления и укрепления государства, общие признаки и функции государства.

3. Рассмотреть существующие теории и причины происхождения государства.

Тип урока: изучения нового материала.

Вид урока: комбинированная (лекция/беседа/дискуссия).

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный.

Форма организации познавательной деятельности: коллективная, бригадная.

Метод контроля: устный контроль.

Межпредметные связи: история, география, обществознание, политология, экономика, правоведение.

Внутрипредметные связи: введение, темы разделов I , II .

Основные понятия и термины: государство, признаки, функции государства, теории происхождения государства: теологическая (религиозная), патриархальная, органическая, договорная (естественно-правовая), психологическая, насилия, экономическая (историко-материалистическая, классовая); причины возникновения государства.

Формируемые компетенции: ОК.02.

Формируемые умения: составление конспекта, организация самостоятельной деятельности.

Формируемые навыки: ведение дискуссии, отстаивание собственного мнения.

Место проведения: учебная аудитория

Продолжительность занятия: 45 минут

Структура урока

Актуализация опорных знаний

Формирование ориентировочных основ знаний

Первичное закрепление нового материала

Домашнее задание и инструкции по его выполнению

Подведение итогов урока

I . Организационный момент.

- Отметка по журналу присутствующих и отсутствующих обучаемых.

- Проверка готовности обучаемых к уроку.

- Организация внимания обучаемых.

II . Актуализация опорных знаний.

Устный опрос учителя по вопросам:

1. Объясните, что изучает наука юриспруденция?

2. Что такое право?

3. Назовите цели и задачи права в современном обществе.

III . Формирование ориентировочных основ знаний.

План изучения нового материала

1. Понятие государства

2. Признаки государства.

3. Элементы государства.

4. Функции государства

5. Теории происхождения государства

6. Причины возникновения государства

1. Понятие государства.

На прошлом вводном уроке мы рассмотрели вопросы, связанные с юриспруденцией и правом. Тема сегодняшнего урока посвящена теории государства. Власть в максимальной степени проявляется в государстве.

Основной институт политической системы – государство.

Почти 2 млн. лет назад люди жили без государства. От охоты и собирательства постепенно человечество перешло к земледелию, скотоводству, ремеслам, появились металлические орудия труда. Развилась торговля. С развитием и усложнением хозяйственной жизни люди стали делиться на богатых и бедных. Чтобы урегулировать эти непростые общественные отношения, нужна была специальная власть, которая должна была организовать жизнь людей в стране, следить за порядком.

Вопросы обучаемым. Как вы думаете, что такое государство? С какой целью создаются государства у человека?

Государство - основной институт политической системы, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения индивидов, общественных групп, классов.

Власть, политика, право и государство неразрывно связаны.

2. Признаки государства.

Вопрос обучаемым. Какими признаками должно обладать государство в отличие от первобытных обществ?

1. единство территории с естественными или искусственными границами, отделяющими ее от иных образований (не обязательно государств);

2. отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессиональных управленцев;

3. деление населения не по родовому, а по территориальному принцип;

4. наличие государственного суверенитета, т.е. независимость государственной власти от иной власти (политической, идеологической и т.д.) внутри страны и вне ее;

5. наличие аппарата управления, отделенного от основной массы населения;

6. наличие хотя бы примитивной налоговой системы; уплата налогов на общегосударственные, а не на личные нужды;

7. наличие правовой системы;

8. наличие армии и правоохранительных органов.

Обучаемым продемонстрировать политическую карту мира, обращая внимания на большое количество государств на земле и территориальные границы каждого политического образования, условно окрашенные в разные цвета на карте.

3. Элементы государства.

Задание обучаемым.Представьте, что вся группа оказалась на необитаемом острове, где нет никого, кроме великолепной, щедрой природы. Все мы хотим, чтобы жизнь на острове устроилась.

4. Функции государства.

Вопрос обучаемым. Как вы думаете, какие функции приходится выполнять государству, что оно делает внутри страны и за ее пределами?

hello_html_79436063.jpg

5. Теории происхождения государства.

В настоящее время существует множество теорий, по-разному истолковывающих причины возникновения государства, сущность государственной власти, ее цели, задачи и т.п. Во многом это объясняется сложностью и многогранностью государства как общественного и политического явления.

Рассмотрим несколько основных теорий происхождения государства.

hello_html_1b33465a.jpg

Теории происхождения государства

Теории происхождения государства

и ее представители

Основные положения

1. Теологическая (религиозная) теория.

Аврелий Августин (354 – 430),

Фома Аквинский (1225 – 1274).

1. Государство, как и человек, возникает по воле, образу и подобию Бога.

2. Идея незыблемости государства, его божественного предназначения.

Недостатки: теория ненаучная, в нее можно либо верить, либо нет. Логическими средствами доказать невозможно.

2. Патриархальная теория.

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.),

Ник. Михайловский 91842 – 1904).

1. Государство возникает в результате разрастания семьи.

2. Государственная власть – продолжение отцовской (патриархальной) власти, которая первоначально охватывает только семью, а затем распространяется на все население страны.

Недостатки: неправомерно отождествлять законы развития семьи и государства.

3. Органическая теория.

Платон (427 – 347 гг. до н.э.),

Г.Спенсер (1820 – 1903).

1. Отождествление строения и функций государства со строением и функциями живого организма.

2. Государство рассматривается как продукт эволюции человеческого общества, итогом которой является создание единого организма – государства, в котором правительство выполнят функции мозга, управляющего всем организмом.

Недостаток: неправомерно отождествлять законы развития живого организма (биологические) и государства (социальные).

4. Договорная (естественно-правовая) теория.

Г. Гроций (1583 – 1646),

Д. Локк (1632 – 1704),

Т. Гоббс (1588 – 1679),

Д. Дидро (1713 – 1784),

Ж.-Ж. Руссо (1712 – 1778).

2. Содержание договора: источник политической власти – народ; верховенство закона; взаимная ответственность государства и личности; обеспечение прав и свобод личности в рамках государства.

Достоинства: данная теория носит гуманистический характер, т.к. утверждает приоритет прав личности и ограничивает чрезмерное вмешательство государства в общественную жизнь.

Недостатки: теория носит умозрительный характер, т.е. не подкреплена реальными историческими фактами.

5. Психологическая теория.

Л. Петражицкий (1867 – 1931),

Г. Тард (1843 – 1904).

1. Главная причина возникновения государства – психологическая потребность людей жить в организованном обществе.

2. Предпосылками возникновения государства служит психологическая необходимость слабых подчиняться более сильным (учитывая тот факт, что, по мнению этих ученых, большинство людей склонны перекладывать ответственность за принятие решений на других; те же, кто не боится ответственности, и составляет аппарат управления), осознание людьми справедливости определенных моделей поведения и т.п.

Достоинства: психологические причины преобразования государства действительно имеют место.

Недостатки: абсолютизация психологических причин.

6. Теория насилия.

Е. Дюринг (1833 – 1921),

Л. Гумплович (1838 – 1909),

К. Каутский (1854 – 1938).

1. Государство возникло в результате применения внешнего или внутреннего насилия одних людей над другими.

2. При этом под внешним насилием понимается завоевание одного народа другим, под внутренним – экономическое и политическое господство одних членов общества над другими.

Достоинства: применение принуждения при образовании государства действительно имеет место.

Недостатки: абсолютизация принуждения и насилия.

7.Экономическая

(историко-материалистическая, классовая) теория.

Л. Морган (1818 – 1881),

К. Маркс (1818 – 1883),

Ф. Энгельс (1820 – 1895),

В. Ульянов (Ленин) (1870 – 1924).

1. Государство рассматривается как результат действия объективных процессов экономического развития общества.

2. Главные причины возникновения государства – это появление частной собственности на средства производства, что приводит к расколу общества на классы с противоположными экономическими, а затем и политическими интересами.

Достоинства: эта теория является наиболее подтвержденной историческими фактами.

Недостатки: абсолютизация экономического фактора и чрезмерный упор на классовый подход.

6. Причины возникновения государства.

Вопрос обучаемым. Из всего вышесказанного и изученного, какие причины возникновения государства вы можете назвать?

1. увеличение плотности населения;

2. страх перед внешней агрессией и внутренними раздорами;

3. государство – это фактор силы;

4. экономическая причина (сбор налогов, деньги, производство и т.д.):

- рост производительности труда (изобретение металлических орудий);

- переход от родовой к соседско-территориальной общине;

- отделение ремесла от земледелия (порождает обмен и торговлю);

- социальная дифференциация (разбогатевшие общинники, военные вожди, жречество, родовые старейшины).

Так постепенно возникает государство со всеми его признаками. Процесс формирования государства не является единовременным, он, как правило, растягивается на десятки или даже на сотни лет.

IV . Первичное закрепление материала.

Прослушивание гимна РФ.

Государство

В Российской Федерации

В согласии живут

Народности и нации

Что государство чтут.

На выборах слагается

Дает им верный ход.

Все Министерства средства

Кладут в нашу казну

И служат непосредственно

В государстве светском

С вами мы живем

Жизнь станет известна

Нам и в правовом.

Вопросы обучаемым:

Какую тему мы изучали?

Какова цель урока?

Достигли ли мы цели? Почему?

V . Домашнее задание и инструкция по его выполнению.

- придумайте свой проект идеального государства и расскажите о нем на следующем занятии (задание письменное).

VI . Подведение итогов урока.

Выставление оценок и их комментарий в журнал теоретического обучения.

VII . Рефлексия.

1. Понравился ли вам урок?

2. Что особенно вам понравилось и запомнилось на уроке?

3. Интересно было ли вам, что в роли преподавателя была обучаемая?

4. Хотели ли сами принять участие в роли преподавателя?

Касьянов В.В. Обществознание: Учебное пособие для ссузов / В.В. Касьянов. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 416 с. – (СПО).

Обществознание. 10 класс: поурочные план по учебнику А.И. Кравченко. – Волгоград: Учитель, 2006. – 128 с.

Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 272 с. – (В помощь школьному учителю).

Краткое описание документа:

"Описание материала:

Материалы урока предназначены для учащихся общеобразовательных учреждении 10 - 11 классов и студентов начального профессиональных и средних профессиональных образовательных учреждений. Урок имеет логическую структуру, подробно описывает каждый этап урока и содержит интересный материал по данной теме.

На данном уроке преподавателю рекомендуется рассмотреть с учащимися и студентами следующие вопросы:

  1. Понятие государства.
  2. Признаки государства.
  3. Элементы государства.
  4. Функции государства.
  5. Теории происхождения государства.
  6. Причины возникновения государства.

А также прослушать гимн РФ и сопроводить урок ярким презентационным материалом для наиболее лучшего восприятия содержания материала урока.

"Выдержка из материала:

  1. Рассмотреть основные понятия урока и сущность государства в политической системе общества.
  2. Характеризовать сущность государства как составной части политической системы общества.
  3. Воспитывать патриотические качества обучаемых в отношении к государству.
  1. Добиться усвоения обучаемыми основных понятий урока.
  2. Выяснить с обучаемыми причины появления и укрепления государства, общие признаки и функции государства.
  3. Рассмотреть существующие теории и причины происхождения государства.

Тип урока: изучения нового материала.Вид урока: комбинированная (лекция/беседа/дискуссия).

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный.

Форма организации познавательной деятельности: коллективная, бригадная.

Формируемые умения: составление конспекта, организация самостоятельной деятельности.

Формируемые навыки: ведение дискуссии, отстаивание собственного мнения.

Место проведения: учебная аудитория

Продолжительность занятия: 45 минут

Ход урока

I. Организационный момент.

- Отметка по журналу присутствующих и отсутствующих обучаемых.

- Проверка готовности обучаемых к уроку.

- Организация внимания обучаемых.

II. Актуализация опорных знаний.

Устный опрос учителя по вопросам:

  1. Объясните, что изучает наука юриспруденция?
  2. Что такое право?
  3. Назовите цели и задачи права в современном обществе.

III. Формирование ориентировочных основ знаний.

План изучения нового материала

  1. Понятие государства
  2. Признаки государства.
  3. Элементы государства.
  4. Функции государства
  5. Теории происхождения государства
  6. Причины возникновения государства

1. Понятие государства.

На прошлом вводном уроке мы рассмотрели вопросы, связанные с юриспруденцией и правом. Тема сегодняшнего урока посвящена теории государства. Власть в максимальной степени проявляется в государстве.Основной институт политической системы – государство.Почти 2 млн. лет назад люди жили без государства. От охоты и собирательства постепенно человечество перешло к земледелию, скотоводству, ремеслам, появились металлические орудия труда. Развилась торговля. С развитием и усложнением хозяйственной жизни люди стали делиться на богатых и бедных.

Обучаемым продемонстрировать политическую карту мира, обращая внимания на большое количество государств на земле и территориальные границы каждого политического образования, условно окрашенные в разные цвета на карте.

Гостищева Лидия Васильевна


Ставропольский региональный многопрофильный колледж

Дисциплина: Теория государства и права

Тип занятия: Учебное занятие по проверке, оценке и коррекции знаний и способов действий, умений, навыков с применением кейс – метода.

Вид занятия: комбинированный урок

Время: 80 минут

Цель занятия: Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности студентов, научить их коррекции своих знаний и способов деятельности.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважительное отношение к праву;
  • Формировать нравственные ценности на основе критического осмысления проблем;
  • Развивать умение работать в группах, парами и в коллективе;
  • Формировать умение планировать деятельность, время, ресурсы;
  • Формировать умение и навыки работы в сотрудничестве.

Образовательные:

  • Развить умение работать с источниками права, аргументировать ответ юридическими терминами, анализировать схемы и диаграммы, пользоваться правовой информацией, продолжить работу над формированием прочных знаний и представлений учащихся о государственной власти, ее назначении;
  • Закрепить полученные ранее знания о процедуре законодательного процесса в государстве РФ, субъекте РФ, на муниципальном и корпоративном уровне;
  • Научить принимать самостоятельные решения при выполнении практических заданий и контролировать свои действия;

Развивающие:

  • Развивать нравственные качества, нравственно-эстетическую оценку предметов и явлений;
  • Развивать ораторские способности;
  • Развивать умение работать с источниками права, аргументировать ответ юридическими терминами, анализировать схемы и диаграммы, пользоваться правовой информацией, р продолжить работу над формированием представлений учащихся о государственной власти, ее назначении;
  • Познакомить с процедурой законодательного процесса в государстве РФ, субъекте РФ, муниципальном и корпоративном уровне;
  • Формировать умение характеризовать понятия "правотворчество", "законотворчество";

Методическая цель:

  1. Показать на учебном занятии применение продуктивных методов обучения (работа в творческих группах, проектная деятельность, метод критического мышления, использование ИКТ);
  2. Обеспечить проверку и оценку знаний и способ деятельности студентов, научить их коррекции своих знаний и способов деятельности.
  1. Методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (приёмы: наблюдение, демонстрация опыта, презентация)
  2. Методы передачи информации с помощью практической деятельности и тактильного кинестетического его восприятия (исследовательская деятельность)
  3. Методы стимулирования и мотивации студентов (приёмы: создание проблемной ситуации, проблемное изложение, групповая исследовательская деятельность, выполнение творческого задания)
  4. Метод кейс-стади для формирования коммуникабельности, лидерства, умения анализировать большой объём информации, принимать решения в условиях недостатка информации.
  5. Методы контроля.

Принципы обучения: принцип научности, принцип наглядности, системный подход к изучению материала, доступность изложения, опора на интуицию.

Форма организационной работы на учебном занятии: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Виды речевой деятельности: чтение, говорение.

Оснащение: компьютеры, проектор, раздаточный материал

Структура и методический инструментарий занятий.

Деятельность

преподавателя

Методические

Деятельность студентов

Приветствие, проверка готовности к занятию, создание

Тема. Объяснение значения темы и сущность предстоящей работы. Постановка цели и задач урока, упражнение на концентрацию внимания

Упражнение на концентрацию внимания: отгадать слово по цифровому коду 562256256736625

(использована клавиатура сотового телефона)

Воспринимают информацию на слух

Актуализация знаний необходимых для урока

Студенты отвечают на поставленный вопрос1. "Законотворческий процесс в Российской Федерации"

2."Законотворческий процесс в Ставропольском крае"

Правотворческая деятельность кейс - стади

Из состава учащихся формируется 3 творческие проблемные группы численность по 3 человека, которые представят практическое применение правотворчества с использованием метода кейс-стади. Главным условием задания является тот факт, что в итоге обсуждение может быть принято только одно изменение в закон.

Преподаватель предлагает обучающимся выполнить тест по изученному материалу.

Каждый обучающийся выполняет тест.

Контроль изученного материала

Преподаватель координирует работу команд

Каждая из команд задает вопрос по изученному материалу другой команде, а сама отвечает на вопрос третьей команды.

Правотворческий процесс в Гос. Думе

Преподаватель комментирует соответствие увиденного ранее изученному материалу.

Студенты после просмотра видеофрагмента делают конкретные выводы.

Рабочий день Президента

Преподаватель выдает задание каждой группе

Обучающиеся анализируют действия Президента и выбирают те, которые соответствуют тексту Конституции РФ.

Представитель каждой группы выступает со своими предложениями

Подведение итогов занятия

Преподаватель подводит итоги работы каждой команды, комментирует ответы, выступления и выставляет оценки. Награждает команду- победителя.

Метод стимулирования и создания ситуации успеха.

Обучающиеся воспринимают информацию на слух, поздравляют победителей

Преподаватель озвучивает тему синквейна и знакомит обучающихся с правилами его составления

Обучающиеся составляют синквейн на заданную тему: Правотворческий процесс.

(Правотворческий процесс

Принимает Изменяет Дополняет

Закрепляет в законах возможности человек Закон)

Литература:

  1. Абдуллаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. Учебник. СПб, 2009.
  2. Раянов Ф.М. Юриспруденция. Курс лекций. Уфа. 2008
  3. Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 2009

Пока делегаты групп совещаются, проводится сказочная викторина: “Какое право нарушено?”

  1. Царь Салтан приказал сбросить в море жену с младенцем.
  2. Хоттабыч на тысячу лет заточен в кувшин.
  3. Буратино, схватив крысу за хвост.
  4. Иван Царевич, украв Жар-птицу у царя Берендея.
  5. Балда, нанявшись на работу к попу.
  6. В сказке Маршака “Двенадцать месяцев”.
  7. В сказке Ш. Перо нарушено право Золушки.
  8. В сказке Михалкова “Три поросёнка”.
  9. Колобок, колобок, я тебя съем.
  10. Несу косу на плечи, хочу лису посечи.

Задание № 1: “Рабочий день Президента”. Работа в группах. Найдите ошибки в следующем тексте:

Приложение 2.

a) решение суда по конкретному делу, которому придан нормативный характер.

b) любой нормативно-правовой акт.

c) правило, ставшее привычным в том или ином обществе, соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением.

d) обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти.

2. Назовите принципы, которые лежат в основе правотворческой деятельности.

3. Какой нормативно-правовой акт обладает высшей юридической силой?

a) Постановление Правительства РФ.

b) Федеральный закон.

c) Указ Президента РФ.

4. Какой из перечисленных актов является локальным нормативно-правовым актом?

a) Указ Президента РФ.

b) Приказ о приеме на работу.

c) Положение о премировании работников конкретного предприятия.

5. К видам подзаконных актов в современной России относятся:

a) Указ Президента РФ

b) Конституция РФ.

c) Постановление городской думы.

d) Конституции субъектов РФ.

e) Постановления Правительства РФ.

6. Корпоративные нормы – это:

a) совокупность норм и правил поведения, регулирующих отношения между людьми и их объединениями.

b) правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих.

c) установленные правила поведения, выраженные в уставах, положениях общественных объединений, основанных на членстве, для реализации и достижения целей их функционирования.

d) нормы, возникшие стихийно, исторически, выполняемые большинством населения в силу сложившейся привычки.

7. Обратная сила закона выражается в том, что:

a) закон смягчает ранее наложенное уголовное наказание.

b) распространяет свое действие на юридические факты, возникшие до его принятия.

c) распространяет свое действие на юридические факты, возникшие после его принятия.

d) обладает всеми выше перечисленными признаками.

8. Назовите стадию правотворческого процесса.

a) Законодательная инициатива.

b) Выбор правовой нормы.

c) Установление фактических обстоятельств дела.

9. Какой орган обладает правом издания нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой на территории Российской Федерации?

a) Правительство РФ.

b) Федеральное Собрание РФ.

10. В чем состоит высшая юридическая сила закона?

a) Закон имеет общеобязательный характер.

b) Все иные нормативно-правовые акты должны строго соответствовать закону.

c) Закон издается компетентным государственным органом.

d) Закон издается в особом процедурном порядке.

a) Акт толкования права.

b) Нормативный акт.

c) Правовой прецедент.

a) правовое регулирование.

b) правовое воспитание.

c) толкование норм права.

13. Юридическая сила нормативного правового акта зависит:

a) от времени его издания.

b) от территориальной юрисдикции правотворческого органа.

c) от компетенции правотворческого органа, ранга регулируемых отношений и вида нормативного правового акта.

d) от его названия.

b) Юридическая норма.

c) Корпоративная норма.

В начале урока происходит установление личностного контакта учителя и учеников, принятие темы урока и включение мотива на совместную работу. Учитель должен вкратце охарактеризовать цели урока и его этапы. С первых минут урока учащиеся должны осознать необходимость правовой оценки понятия государства, многообразие подходов к такому пониманию и возможность критической оценки существующих положений в современной теории государства и права. Тема занятия должна быть доступна для наглядного восприятия и сопровождаться несколькими цитатами, на основе которых учителю будет легче подтвердить практическую ценность данного урока.

Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад. (Н.А. Бердяев).

Общество составлено из двух больших классов: из тех, у которых обедов больше, чем аппетита, и тех, у которых аппетита больше, нежели обедов. (Себастьян Шамфор).

Государство - это я. (Людовик XIV).

Государство - не что иное, как намордник для усмирения плотоядного животного, называющегося человеком, для придания ему отчасти травоядного характера. (Шопенгауэр).

Цитаты зачитываются вслух, после чего ученики отмечают в своих тетрадях номер той цитаты, которая им более близка по смыслу.

II этап. Введение нового материала

Довольно логичным будет переход от одной части урока к другой, если начать введение нового материала с вопроса: “Почему в течение многих веков люди ищут определение государства и его истоки?” При ответе на вопрос учащиеся могут воспользоваться уже предложенными цитатами или своими собственными рассуждениями. Учитель может выслушать три – четыре различных мнения и попросить остальных учащихся дать краткий ответ на вопрос в своих тетрадях. После этого учитель излагает основные современные определения понятия государства и его отличительные признаки.

Ученые говорят о том, что первое человеческое общество возникло около 3 – 4,5 миллионов лет назад, государства же появились на Земле лишь 5 – 6 тысяч лет назад. Человечество долгое время довольствовалось жизнью внутри племени, рода, общины.

Власть и нормы (правила поведения людей) в догосударственный период происходили из самой жизни людей и были с ней органично связаны, так как обеспечивали социально-экономическое единство рода или племени. Орудия труда были несовершенны, и производительность такого труда была невелика. Люди добывали все необходимое для своего выживания и лишь со временем научились делать запасы и создавать более совершенные механизмы для выполнения различных работ. Изначально именно несовершенство орудий труда, незащищенность людей побудила их к совместному проживанию.

  1. власть распространялась лишь в рамках рода и основывалась на кровных связях;
  2. власть была общественной и строилась на основах демократии;
  3. главными органами власти были родовые собрания, старейшины, военоначальники.
  1. отношения регулировались в основном обычаями;
  2. такие правила поведения существовали в памяти людей, а не на бумаге;
  3. нормы обеспечивались силой привычки, а также такими мерами, как внушением и принуждением;
  4. в основном существовали не права и обязанности, а системы табу, то есть полных запретов;
  5. нормы выражали интересы всего племени.

В какой-то момент мононормы стали нормами права, территория племени – территорией государства, воины племени превратились в армию, появилась государственная власть и государственный аппарат. До сих пор ученые спорят о том, когда и по какой причине это произошло. Формирование государства – длительный процесс, который по-разному протекал у различных народов мира. Некоторые в своем развитии пошли по западному пути, некоторые – по восточному. Ученые используют эти термины условно, так как западный путь был характерен лишь для Европы. Появление “восточных” государств было вызвано необходимостью проведения больших ирригационных работ, которые выполнялись большой группой людей на земле, находящейся в общественной собственности. Именно эти государства первыми появились 5 тысяч лет назад в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Ефрата, Инда, Ганга, Янцзы и других. “Западные” государства появились позже, но в своем развитии довольно быстро нагнали, а затем и перегнали “восточные” государства. Появление государств на территории Европы было связано с разделением общества на классы, сопровождавшееся интенсивным формированием частной собственности. Примерами такого пути развития служат Древние Афины, Древняя Спарта, Древний Рим.

  1. наличие публичной власти (аппарат управления и принуждения);
  2. система налогов, податей, займов;
  3. территориальное деление граждан;
  4. право;
  5. монополия на легальное применение силы, физического принуждения;
  6. суверенитет.

Изложение этого материала целесообразно проводить наглядно с использованием современных обучающих технологий. В заключение учитель предлагает три современных определения государства, выделяя в них одинаковые элементы, и предлагает учащимся определить для себя наиболее понятное и запоминающееся:

“Государство — это особая организация публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию” (Общая теория права и государства: Учебник для юридических вузов. М., 1994. С. 36—37).

“Государство — это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом” (Храпанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1995. С. 67).

В учебном пособии “Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства” (М., 1995) под редакцией А.Б. Венгерова дается понятие государства в широком и узком смыслах слова. В широком как властно-политически организованное общество, как объединение множества людей, подчиненных правовым законам. В узком как система различных учреждений публичной власти, аппарат управления, обособленный от общества и выражающий и охраняющий интересы как определенных классов и социальных групп, так и общества в целом (с. 102).

III этап. Разминка “Моменты истории”

  1. Русской правдой;
  2. Псковской судной грамотой;
  3. Судебником 1497 года;
  4. Судебником 1550 года;
  5. Соборным Уложением 1649 года.
  1. битьем кнутом;
  2. штрафом;
  3. исправительными работами;
  4. смертной казнью;
  5. выселением на свободные земли.
  1. 6 августа 1905 года;
  2. 15 января 1917 года;
  3. 1 сентября 1917 года;
  4. 25 октября (7 ноября) 1917 года;
  5. 5 августа 1920 года.
  1. демократией;
  2. военной демократией;
  3. тиранией;
  4. раннефеодальной монархией;
  5. абсолютной монархией.
  1. в 988 г.;
  2. в 682 г.;
  3. в 862 г.;
  4. в 882 г.;
  5. в 1167 г.
  1. С.Е. Десницким;
  2. Петром I;
  3. Екатериной II;
  4. М.М. Сперанским;
  5. Н.М. Карамзиным.
  1. 3 республики;
  2. 4 республики;
  3. 5 республик;
  4. 8 республик;
  5. 12 республик.
  1. В связи с окончанием гражданской войны.
  2. В связи с глубоким экономическим кризисом.
  3. В связи с неприемлемостью военных методов работы и управления страной в условиях мира.
  4. В связи с созданием частного сектора хозяйства.
  1. Особая система военной юстиции;
  2. Государственный Комитет Обороны (ГКО);
  3. Совет по делам эвакуации;
  4. Ставка Верховного Главного командования.
  1. с сочетанием идеологического консерватизма с экономическими реформами;
  2. с формированием жесткого внешнеполитического курса;
  3. с персонализацией власти и укреплением позиций партийно-государственной бюрократии;
  4. с неустойчивостью ситуации, к которой привели начинаемые им реформы, восстановили против него разные слои общества.
  1. "Больше социализма";
  2. "Гласность";
  3. "Суверенитет";
  4. "Демократия".
  1. к потере монополии КПСС на власть и переходу к многопартийности;
  2. к приватизации государственной собственности;
  3. к проведению денежной реформы, направленной на борьбу с "теневой политикой".
  1. В 1989 г.
  2. В 1990 г.
  3. В 1991 г.
  4. В 1992 г.

Учитель должен подвести итоги работы в виде удовлетворения уровнем знаний учащихся и предложить в виде вывода следующую информацию.

Образование государственности у восточных славян совпало и было обусловлено разложением родоплеменных, кровнородственных отношений. Они заменялись территориальными, политическими и военными связями. К VIII в. на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Организация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социальной группы во главе таких союзов становились князь и княжеская дружина.

Племенные союзы в военно-политических целях объединяются в еще более крупные формирования “союзы союзов”. Центром одного из них стал Киев. В IX в. большая часть славянских племен сливается в территориальный союз, получивший название "Русская земля". Центром объединения был Киев, где правила династия Кия, Дира и Аскольда.

В 882 г. два крупнейших политических центра древних славян, Киевский и Новгородский, объединились под властью Киева, образовав Древнерусское государство. С конца IX до начала XI в. это государство включало территории других славянских племен: древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей. В центре нового государственного образования оказалось племя полян. Древнерусское государство стало своеобразной федерацией племен, по своей форме это была раннефеодальная монархия.

IV этап. Групповая работа

Учащиеся делятся на семь групп, каждой из которых предлагается конверт, в котором содержится название теории происхождения государства, визитные карточки ее авторов, содержание теории и бланк с “плюсами” и “минусами” теории. Учитель предварительно поясняет, что многие известные ученые создавали свои собственные теории происхождения государств на Земле. Учащиеся в течение 5 минут обсуждают в группе доставшуюся им по жребию теорию, определяют ее положительные и отрицательные стороны и готовятся исполнить роль ее создателей перед своими одноклассниками. Особо поясняется и то, что по итогам представления будет проведено голосование, которое покажет не только степень согласия с той или иной теорией, но и отношение окружающих к выбранному способу представления.

1. Теологическая теория.

Создателями этой теории стали Фома Аквинский и ведущие представители ислама и католической церкви. По их мнению государство – это продукт божественной воли, в силу чего государственная власть – вечна и незыблема и зависит в первую очередь от представителей различных религиозных организаций. Каждый человек обязан подчиняться монарху, как наместнику Бога на земле.

2. Патриархальная теория.

Ее представителями являются Аристотель, Михайловский. Они обосновывали теорию на том, что люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному объединению, созданию семьи. Последующий рост семей и объединение их под крылом все большего количества людей приводит в конечном счете к образованию государства. Власть – продолжение воли отца. Историки же свидетельствуют, что семья как социальный институт возникла практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.

3. Договорная теория.

Возникла в XVII – XVIII веках, ее представителями являются Гроций, Руссо, Радищев. Эти ученые считали, что государство возникает в результате сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находящиеся до этого в первобытном, “естественном” состоянии. Все люди объединяются на основе такого соглашения и передают часть своих прав государству.

4. Теория насилия.

Авторами этой теории можно считать Дюринга, Гумпиловича, Каутского. Они видели причину происхождения государственности не в экономических отношениях, не в божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах – насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными территориями необходим аппарат принуждения, которым и стало государство. Т.о., государство – не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.

5. Органическая теория.

Получила широкое распространение в IXX веке и изложен в трудах Спенсера, Вормса, Прейса. Представители этой теории считают, что государство подобно организму человека. В нем все взаимосвязано и выполняет определенные функции, иначе говоря, государство – продукт биологической эволюции. У него есть мозг – правительство и средства выполнения решений – подчиненные (органы и другие составляющие организма).

6. Материалистическая теория.

Ее творцами являются Маркс, Энгельс, Ленин. По их мнению, государство – результат развития общественных отношений.

Разделение труда – возникновение помимо земледелия скотоводства и ремесла – появление людей, занятых только обменом – совершенствование орудий труда – рост продукции – возникновение излишков – частная собственность – деление общества на классы – эксплуатация.

Государство – средство обеспечения власти одного класса, гарантия существования общества.

7. Психологическая теория.

Наиболее известные представители: Петражицкий, Тард, Фрейд. Они связывают появление государства с особыми свойствами человеческой психики: потребностью некоторых людей во власти над другими, стремлением одних подчиняться, подражать, а других – подчинять, быть образцом для подражания.

V этап. Выступление от лица группы

От лица каждой группы выступает ее представитель, который имеет возможность в течение двух минут убедить остальных в ценности и научности своей теории.

VI этап. Проведение тайного голосования

Учитель раздает каждому учащемуся бланк для голосования, в котором записаны названия представленных теорий и просит проголосовать за одну из них. Голосование проводится тайно и, по возможности, с соблюдением необходимых для того процедур.

Читайте также: