Для чего нужны конкурсы для детей в музыкальной школе

Обновлено: 02.07.2024

Педагогический проект “Конкурсная деятельность как фактор творческого развития учащихся Детской школы искусств” определяет различные стороны учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие творческих способностей учащихся фортепианного отделения в сфере фортепианного исполнительства.

Актуальность данной темы обусловлена социальной потребностью в выявление юных дарований, развитие их творческих способностей в музыкальной области и практических действий на пути к мастерству.

В данном проекте конкурсное направление занимает особое место в деятельности ДШИ. Конкурсная деятельность является значимым результатом образовательного процесса и важной частью целостного развития каждого ребенка. Развитие конкурсной деятельности в школе является серьезной поддержкой для творчески одаренных детей. В рамках проекта определяются пути развития заложенных в учащихся возможностей и раскрываются инновационные формы и подходы к организации учебного процесса, направленного на творческое развитие личности обучающегося.

Обоснование проекта

Проект ““Конкурсная деятельность как фактор творческого развития учащихся Детской школы искусств” разработан с целью выявления способных, талантливых детей и повышения качественного уровня профессионального мастерства по специальности “Инструментальное исполнительство”(фортепиано).Поиск наилучшего пути в профессиональном росте ученика связан с педагогическим экспериментом. Конкурсная деятельность оказывает огромное влияние на творчество юных исполнителей. Организация конкурсного движения и привлечение обучающихся к активной конкурсной и концертной деятельности является одной из составляющих системы образовательного процесса ДШИ. Созданы условия, для оптимального развития одаренных детей? включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся. А также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Это является одним из главных направлений работы, как преподавателей, так и учреждения в целом.

Возможность участия в конкурсах является сильнейшим стимулом для упорной работы как учащихся так и преподавателей фортепианного отделения ДШИ. Организованная конкурсная деятельность стимулирует учащихся продолжать обучение, рождает интерес к публичным выступлениям. Участие в конкурсах ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с другими в соревновательной форме. Победы и участие учащихся в конкурсах и фестивалях являются яркими показателями качества образования. Эти победы можно разделить на: внутришкольные и внешкольные.

Любой даже скромный по масштабам конкурс не просто проект, мероприятие, проведение которого диктуется традицией, потребностям жизни музыкальных школ - это культурное событие, акция позволяющая осуществлять “смотр” наличного состава (контингента) учащихся с выявлением одаренных детей, и оценку профессиональных “ педагогических сил”, помогающее налаживать творческую коммуникацию преподавателей, обмен опытом, проводить необходимый пересмотр и обновление целей, задач, методов обучения, оценочных критериев. Хорошо, то есть с пониманием истинных ценностей и целей, организованные конкурсы становятся сильными стимулами развития системы музыкально-исполнительского образования, катализатором активности всех участников этой деятельности, праздничными кульминациями в жизни музыкальных школ.

Исполнительские конкурсы, фестивали осуществляют комплексную программу,? в которую заложен широкий спектр музыкально-образовательных, художественно-творческих, педагогических и психологических проблем. Одна из наиболее сложных проблем - выбор конкурсной программы, которая максимально могла бы раскрыть творческие, художественные, технические возможности потенциального конкурсанта. От преподавателя требуется особая мудрость, прекрасное знание репертуара, возможностей ученика, его темперамента, энергетики, его “плюсов”, которые стоит подчеркнуть и “ минусов”, которые стоит максимально смягчить. Эта тема актуальна для любого конкурсного возраста, меняется лишь репертуар и его сложность, но высокая планка художественных задач, отделки материала должна оставаться всегда.

В конкурсной программе ученик должен чувствовать себя комфортно, получать удовольствие от исполнения. Нельзя завышать трудность программы, так как это вызывает внутреннюю, психологическую зажатость и внешнюю скованность ученика - в положении за инструментом, в двигательном процессе, что неизбежно сказывается во всех сторонах исполнения. Главная направленность этого проекта - развитие творческой личности учащегося. Не менее важно вовлечение в этот процесс родителей. Один из актуальных вопросов для преподавателей - вопрос подготовки учащегося к конкурсному выступлению. Он включает в себя многое: выбор потенциального конкурсанта, определение конкурсной программы, расчет времени для подготовки и определения работы, правильная, всесторонне продуманная психологическая “ тактика и стратегия” педагога, а также верный настрой родителей, которые непременно должны включиться в этот процесс. В детских конкурсах-фестивалях следует поощрять как можно большее количество участников. Имеет смысл увеличивать количество лауреатских мест либо разделять призовые места, а также учреждать достаточное количество дипломов, всем выдавать грамоты за участие. Полезно практиковать выдачу участникам конкурса специализированных дипломов или грамот за отдельные заметные достижения: например: за оставившее яркое впечатление исполнения произведения из какого-то раздела конкурсной программы (полифонии, пьесы современного композитора, этюда или виртуозной пьесы), а также отмечать обратившие на себя внимание индивидуальные исполнительские способности качества некоторых конкурсантов - артистизм, поэтичность, виртуозность, волю к победе и т.п.

Актуальность исследования - развитие творческого потенциала имеет научную и практическую актуальность в силу того, что именно индивидуальность и творческая инициатива каждого ученика своеобразна и реализация в личной, профессиональной и общественных сферах, является существенным ресурсом развития общества. Результатом творчества является продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Управление творчеством возможно путем создания благоприятных для этого условий:

- содержание творческой активности

- создание творческой среды

- направленность формирующей работы на развитие творческой личности

В заключение: конкурсы-фестивали, большие и маленькие будут в радость, прежде всего детям, юным музыкантам - для них, в конце концов, конкурсы и фестивали устраиваются. Участники должны ощутить атмосферу праздника Музыки, пусть те, кто постарше, почувствовав вкус победы, получат новую сильную мотивацию к продолжению занятий.

Цель творческое развитие учащихся в процессе которого выступление на конкурсе становится итогом определенного этапа совместной работы ученика и преподавателя.

Задачи:

1. Раскрытие духовного, интеллектуального и культурного потенциала детей;

2. Выявление и поддержка талантливых исполнителей учащихся;

3. Сохранение и совершенствование традиций фортепианного исполнительства, повышение уровня исполнительского мастерства;

4. Использование вариативных подходов к способностям и возможностям каждого учащегося;

5. Активное вовлечение учащихся в концертную, конкурсную, фестивальную деятельность для наиболее полной реализации их индивидуальных способностей;

6. Расширение репертуара, популяризация классической и современной музыки;

7. Развитие мотивации учащихся к познанию и углублению музыкального опыта.

8. Укрепление значимости роли преподавателя в воспитательном процессе.

Основное содержание проекта

Конкурсная деятельность является неотъемлемой частью обучения и воспитания учащихся. Оказывает благотворное влияние на развитие музыкально-эстетических вкусов, способствующей развитию гармоничной личности. Приоритетное направление конкурсной деятельности - развитие пианистической культуры, укрепление традиций, поиск новых возможностей в исполнительском искусстве.

  • Принцип традиций и новаторства направленный на поддержание и создание новых культурных традиций;
  • Принцип самовыражения и самореализации позволяющий ученику проявить в полной мере свои творческие способности;
  • Демократичности и гуманизма(взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • Научности(обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
  • Личностно ориентированного подхода(обращение к субъективному опыту обучающегося, признание самобытности и уникальности каждого воспитанника);
  • Природосообразности(учитывается возраст учащегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки;
  • Культуросообразности( приобщение учащихся к современной и мировой культуре);
  • Свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;
  • Сотрудничества и ответственности.

В рамках проекта предполагается выступление учащихся в конкурсах организованных для фортепианного отделения. Планирование конкурсов проходит в конце учебного года на будущий учебный год. Готовится положение о проведении конкурса – преподавателей отделения знакомят с положением, программными требованиями, номинациями. Функции руководителя проекта: разработка положения конкурса, разработка конкурсной программы, налаживание системы информирования и рассылки информации: обработка заявок на участие, формирование жюри, составление четкого расписания репетиций, прослушиваний. Подготовка необходимого инструментария - роялей, информирование о порядке выступления, репетиций, проведение итогового круглого стола, гала-концерта по итогам проведения конкурса с награждением.

Конкурсная практика характеризуется целым комплексом задач. Одна из них - развитие учащихся в процессе которого выступление на конкурсе становится итогом определенного этапа совместной работы ученика и преподавателя. Весьма ценным показателем ее качества, анализируемого и оцениваемого, прежде всего самим преподавателем, но так же его коллегами. От внутришкольной системы контроля успеваемости детей- зачетов, экзаменов, контрольных уроков, открытых концертов - конкурсы отличаются наличием соревновательного компонента, требующего особенно высокой степени мобилизации способностей усилий как детей, так и преподавателей. Открывается возможность выйти за пределы рутинного учебного процесса, постоянного круга общения: получать новые впечатления от общения с коллегами, расширять профессиональный кругозор, сравнивать собственные достижения с успехами коллег, видеть и оценивать общий уровень детской исполнительской культуры. Все это побуждает осмысливать свой опыт, оценивать свою профессиональную оснащенность, находить ресурсы совершенствования мастерства. В современной России подготовка ученика к участию в конкурсах - необходимое условие существования преподавателя и учащегося в социуме, возможность продолжения работы, продвижения по карьерной лестнице, получение званий. Конкурсы служат средой сохранения традиций исполнения классики и классического музыкального искусства в целом.

Методы работы над проектом включили в себя:

- Изучение и анализ психолого-педагогической, методической и нотной литературы по проблемам проекта;

- Анализ и обобщение собственного опыта в сфере исполнительского мастерства;

- изучение конкурсного репертуара

- методы педагогического наблюдения (проведение круглых столов)

- практическая деятельность - реализация проекта

Статистический (обработка полученных данных)

  1. Предварительная диагностика уровня творческого развития
  2. Мотивация (одно из ведущих направлений работы)
  3. Организация творческой деятельности, условия способствующие развитию творческих способностей и ее реализация
  4. Контроль качества выполнения творческой деятельности
  5. Выявление соответствия полученных результатов (анализ эффективности проделанной работы)

Для привлечения участников проекта к совместному творчеству использовались различные инновационные технологии:

Для того чтобы поддерживать интерес участников образовательного процесса, а так же с целью проверки качества усвоения образовательных программ, проводятся следующие, ставшие традиционными школьные конкурсы. Данный конкурсный проект объединил в себе 8 конкурсов фестивалей:

“Конкурс сольных программ” - 2009 г., “Ступенька к совершенству”- 2010г.,

“Оживших клавиш волшебство” - 2011г., Конкурс на лучшее исполнение произведений советских композиторов”-2012г., “Зажигаем звезды – 2013” Зажигаем звезды- 2014”, ежегодный фестиваль “ Летнее задание”- приуроченный ко Дню Музыки, ежегодный фестиваль “ Играем все новое и популярное”. Конкурсы проводятся в соответствии с планами работы фортепианного отделения, которые утверждаются администрацией МБОУ ДОД “Детская школа искусств и народных ремесел”

  • Информационные - обеспечение информационного сопровождения, включающего учебно-программную документацию, своевременное пополнение библиотечных фондов нотами, учебниками и учебными пособиями, учитывающие современное содержание образования, требования ФГОС СПО; распространение посредством публикаций, выступлений, курсов, конференций.
  • Человеческие - учащиеся и преподаватели ДШИ
  • Организационные - администрация ДШИ
  • Материально-технические - музыкальные инструменты, аудио-видео аппаратура.
  • Департамент образования муниципального образования г. Ханты-Мансийск
  • Учащиеся 1-7 классов, (возраст 7-15 лет) фортепианного отделения МБОУ ДОД “Детская школа искусств и народных ремесел”
  • Преподаватели ДШИ

Программа реализации проекта

Перечень организационных мероприятий нацеленных на реализацию проекта

Изучение вопроса “Детские исполнительские конкурсы: достижения, проблемы, перспективы.

2. Организационный этап 2009-2014 г.

Подготовка и создание необходимых условий для реализации проекта.

3. Oсновной этап 2009-2014

Проведение внутренних школьных фестивалей и конкурсов.

4. Заключительный этап

  • Обработка мониторинговых данных по внедрению проекта, дальнейшие перспективы развития, работа над оформлением проекта

Ожидаемые результаты

  • совершенствование форм работы с учащимися и развития творческого потенциала;
  • создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития творческого потенциала, их самореализации;
  • обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
  • стимулирование мотивации развития способностей;
  • активное участие в конкурсах, конференциях, фестивалях, смотрах различного уровня
  • создание портфолио (видео) лучших выступлений и заслуг воспитанников
  • увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, исполнительской деятельностью;
  • Повышение профессионального уровня исполнительской деятельности учащихся
  • создание и апробация пакета психолого-педагогических диагностик по выявления способных детей (психологический профиль ребенка);
  • разработка методических рекомендаций для работы со способными детьми;
  • создание электронного банка данных
  • апробация эффективности обучения профессионально мотивированных детей фортепианного отделения

Результаты реализации проекта

Можно с уверенностью сказать, что конкурсная деятельность учащихся фортепианного отделения ДШИ развивается год от года и расширяет свои границы.Проект в полной мере соответствует поставленной цели и решает все сопутствующие задачи для достижения главной цели. Объектом проекта стали творчество и развитие творческих способностей учащихся.

  1. Рост исполнительского уровня учащихся фортепианного отделения не только в сольном исполнительстве, но и в совместном музицировании (номинации Ученик-ученик, Ученик-учитель). Учащихся стали привлекать программы повышенной сложности. Подобные результаты соответствуют выполнению задач ДШИ в реализации учебных программ.
  2. Убежденность преподавателей, что конкурсная деятельность, способствует комплексному развитию музыкальных способностей и творческого потенциала каждого учащегося
  3. Обновление репертуара, поиск новых интересных, современных произведений и интерпретация их.

Участие в концертах и конкурсах различного уровня

Перспективы развития проекта

В связи с актуальностью темы данного проекта, предполагается перспектива его дальнейшего усовершенствования и развития. Для этого потребуется:

1. Продолжать работу с целью развития творческого потенциала учащихся в конкурсной деятельности ДШИ

2. Проводить конкурсы на базе ДШИ

3. Продолжать работу с целью привлечения учащихся к активной конкурсной деятельности

4. Применять в работе инновационные формы

Результаты данного педагогического (творческого) проекта могут быть использованы не только преподавателями Детской школы искусств, но также и субъектами муниципальной и окружной образовательной системы.

Участие в конкурсе

Поездка на очередной конкурс. Новые победы, новые волнения и переживания.

И опять сам себе задаешь вопрос – а нужны ли конкурсы детям, преподавателям?

Если победы – все скажут: ДА, нужны. А если поражение, то мнение может быть другое.

Если ответ – да, конкурсы нужны, тогда возникает вопрос – с какого возраста желательно начинать ездить по творческим соревнованиям?

Каков возраст участников?

Одни преподаватели придерживаются мнения, что детей нужно как можно раньше задействовать в конкурсной деятельности. Дети постепенно привыкают к сцене, приобретают опыт. Опыт-то они приобретают, но петь, если это вокальный конкурс, еще не умеют. Пока ребенок маленький, все им умиляются, вышел на сцену с микрофоном – уже герой.

А комиссии нужно оценить выступление. И если ребенок получил диплом участника, а не лауреата, то, возможно, он ничего и не поймет.
Но вот родители! Если реакция адекватная – они порадуются вместе с ребенком его выступлениям. Но может быть и другая ситуация, когда родители, да и преподаватели начинают сравнивать выступления других детей, сомневаться в честности и компетентности жюри. И это не может не сказаться на ребенке, который, возможно, и не понимает, что происходит, но чувствует, однозначно!

Просто преподавателям и родителям нужно понимать, что оценивание конкурсных, да и любых концертных выступлений – это субъективное мнение, даже если члены комиссии – профессионалы с большой буквы. И, отправляясь на такое мероприятие, нужно настраиваться на игру.

Но для некоторых детей конкурс может быть стрессом. И поэтому очень аккуратно нужно подходить к вопросу – отправлять ли ребенка на конкурс, или лучше иметь крепкую нервную систему?

Победить нельзя выиграть!

Но с другой стороны – сейчас вся наша жизнь – это конкурс, борьба, всевозможные кастинги и отборы, умение представить себя в лучшем свете. И если ребенок прошел школу конкурсных выступлений, ему не страшны никакие жизненные экзамены и отборы.

По крайней мере, у него уже есть опыт. И опыт не только побед, потому что не бывает выступлений только с получением Гран-При и Лауреатских званий. Когда-то возможны и поражения – из-за плохого самочувствия, нездоровья, плохой погоды, которая может повлиять на звучание голоса.

Это может быть излишне нервное состояние, чувство неуверенности, не очень подходящий репертуар. Или туфли, которые жмут. А, возможно, шпильки в прическе, которые впиваются в кожу головы. Сколько же может быть мелких причин, все из которых и не предусмотришь!

Зачем детям участвовать в конкурсах?

Радость победы

— Конкурсы вызовут интерес к обучению: смена обстановки, творческая атмосфера, целеустремленное окружение – все это подтолкнет ребенка к плодотворной работе, ведь для выступления нужно не только подготовить произведения, но и исполнять их в совершенстве. Ученика увлекает процесс обучения, ему уже нравится выступать.

— Конкурсы открывают для ученика новые возможности – проявить свой талант и творческие способности.

— Дух творческого соревнования закалит ребенка, если начинать выступать, как можно раньше, когда у ребенка еще не проявился сценический страх, когда он все воспринимает как само собой разумеющееся, и все вызывает у него интерес.

— Ученика увлекают состязания, ему хочется быть лучше других, а это можно использовать в процессе, когда ставится определенная цель – подготовка к намеченному конкурсу. А достижение цели – победа. Но, если, вдруг, победы не будет, то не относиться к этому как к поражению. Участие – это уже победа. Победа над собой, победа по сравнению с теми, кто не участвует в таких мероприятиях. И это – уже успех!

— Победы, да и просто участие в конкурсах, помогают поверить ребенку в свои возможности, стать более свободным, раскрепощенным, чувствовать себя спокойнее и естественнее в нашей сложной жизни.

— У наших детей огромная нагрузка. А если еще и участие в конкурсах, то все эти подготовки, поездки отнимают много времени и сил. Но, ребенок начинает ценить время, он становится более организованным, и, на удивление, успевает больше, чем те дети, которые кроме как общеобразовательной школой ничем не занимаются.

— От конкурса к конкурсу у детей совершенствуется профессиональная подготовка, и преподаватели более требовательно подходят к выбору репертуара, учитывая
возросшие возможности учеников — как технические, так и художественные.

Зачем педагогу участие в конкурсах?

Конкурсное выступление

— Вместе с профессионализмом ученика растет и мастерство преподавателя. Ведь обучение талантливого ребенка требует больших усилий, это очень ответственно. Но именно в этом педагоги и видят свой смысл. А работа с настойчивыми и способными детьми приносит вдохновение и желание творить, тратить свое свободное время на поездки и на подготовку учеников к конкурсам.

И поэтому, участие в конкурсах – благо для ребенка. И ради этого блага нужно действовать в содружестве: преподаватель – ученик – семья. Только в таком тандеме и будет положительный результат для всех!

Автор: Афонина Ирина Викторовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБОДО "Детская музыкальная школа им. С. И. Налимова с. Выльгорт"
Населённый пункт: Республика Коми, с. Выльгорт
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Роль детских исполнительских конкурсов в музыкальном развитии учащихся ДМШ"
Раздел: дополнительное образование

Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования

Методическая разработка на тему:

Афонина И. В.- преподаватель по классу фортепиано

учащихся ДМШ и ДШИ определяется практикой современного образования в

качества обучения. Отмечено также, что у детей, имеющих конкурсный опыт,

более активно формируются социально востребованные качества личности,

такие, как: сила воли, выдержка, способность к конкуренции и личностной

презентации, коммуникативные навыки и т. п. Это обусловливает особую

популярность конкурсной деятельности среди детей и их родителей.

Но существуют разные мнения в отношении к постоянно растущей

численности конкурсов, фестивалей. Одни считают, что конкурсы приносят

уровнях проводится множество разнообразных конкурсных мероприятий, в

Полученные здесь награды и успешные результаты становятся показателями

качества образования в той или иной школе. Поэтому для образовательных

конкурсное движение все чаще включается в образовательный процесс.

Детские исполнительские конкурсы повсеместно играют большую роль

в деле выявления новых талантов, которые до той поры были известны лишь

поощрение наиболее одаренных и способных детей, которые впоследствии

продолжат музыкальное образование и изберут музыку своей профессией, -

основной целью городских , краевых и особенно школьных конкурсов, по

различными музыкальными способностями.

Ни для кого не секрет, что в наше время с талантливыми учениками

дело обстоит не так хорошо как, допустим, 15-20 лет назад. И дело не столько

строгие помощники-родители-и, наконец, грамотный и не менее одаренный

педагог. К сожалению, все три звена этой цепочки, которые бы работали на

100%- большая редкость. И поэтому будем исходить из того, что имеем:

основная масса учащихся- дети со средними данными. Но и работа с такими

детьми может дать прекрасный результат, который зависит, прежде всего, от

профессиональных качеств педагога.

Благодаря подготовке к конкурсу и участию в нем, ребята даже со

грамотной педагогической работе, могут добиться успехов, раскрыться и

показать себя с самой лучшей стороны. Даже если ученик и не займет

призового места, но выступит достойно и выполнит поставленные педагогом

задачи, его обязательно нужно похвалить. Это повысит самооценку ребенка и

заставит добиваться еще лучших результатов. После окончания конкурса у

таких детей часто появляется большое желание заниматься на инструменте и

наблюдается значительный прогресс, а иногда именно участие в конкурсе

существенным преимуществом- они представляют собой школу и прежде

всего школу для педагогов. Каждый конкурс - это сравнение результатов и

одновременно дискуссионная школа. Это самая положительная и важнейшая

сторона детских исполнительских конкурсов. Участие в конкурсе вполне

возможность участия в конкурсе должна являться сильнейшим стимулом для

упорной работы на инструменте.

Подготовка к конкурсу- это колоссальный труд, но все мы знаем:

современные дети в общем мало занимаются по разным причинам: большая

загруженность в школе, лень, плохая организация домашних занятий и т. д.

Участие же в конкурсе ставит перед детьми конкретную цель, близкую их

постараться победить, а для этого необходимо найти силы, время и, конечно

побороть свою лень!

Каковы же отрицательные стороны конкурсов? Безусловно, конкурсы,

проводимые ежегодно, и в которых участвуют одни и те же дети, не полезны.

Ведь жизнь юного музыканта состоит не только из конкурсов, порой бывает

необходимо сосредоточиться на той или иной учебной проблеме, улучшить ту

или иную сторону игры, проработать определенные технические элементы,

заполнить репертуарные пробелы и т. д. Для всего этого не хватает времени


В данной работе рассматриваются положительные и отрицательные стороны исполнительских конкурсов, какую роль они играют в творческом и профессиональном развитии учащегося. приводятся примеры из своей педагогической практики.

Содержимое разработки

Роль детских исполнительских конкурсов в музыкальном развитии учащихся ДМШ

Силен тот, кто победил другого,

Но поистине и могущественен тот,

Кто победил себя.

Цель работы: творческое развитие учащихся, в процессе которого выступление на конкурсе становится итогом определенного этапа совместной работы ученика и преподавателя.

- повышение уровня исполнительского мастерства;

-расширение репертуара, популяризация классической и современной музыки;

Развивающие:

- раскрытие духовного, интеллектуального и культурного потенциала детей;

-развитие мотивации учащихся к познанию и углублению музыкального опыта;

- развить навыки полноценного художественного восприятия, раскрытия музыкальных образов, эмоционального содержания произведения;

Воспитательные:

- воспитание устойчивого интереса обучающегося к игре на домре и балалайке и традиционной музыкальной культуре;

- активное вовлечение учащихся в концертную, конкурсную, фестивальную деятельность для наиболее полной реализации их индивидуальных способностей;

- воспитание эмоциональной отзывчивости на исполняемые и воспринимаемые музыкальные произведения;

- укрепление значимости роли преподавателя в воспитательном процессе.

Детские исполнительские конкурсы повсеместно играют большую роль в деле выявления молодых талантов. Но по отношению к конкурсам и их постоянно растущей численности существуют разные мнения. Сторонники считают, что конкурсы приносят реальную пользу, заключающуюся в общественном признании победителей, в возможности сравнивать творческие достижения других учеников и преподавателей. Противники указывают на чрезмерную нервную нагрузку, которую испытывают участники конкурсов, на существующую необъективность у членов жюри.

При этом обе стороны несомненно правы: природа конкурсов действительно противоречива. Они объективно имеют и свои преимущества, и свои недостатки.

Положительной стороной конкурсов является выявление новых талантов, которые до той поры были известны лишь собственному педагогу и небольшому кругу близких. Выявление и поощрение наиболее одарённых и способных детей, которые возможно впоследствии продолжат музыкальное образование и изберут музыку своей профессией, - безусловно, является одной из основных задач конкурсов! Но всё же основной целью городских, краевых и особенно школьных конкурсов, по моему мнению, является привлечение широкого круга учащихся с различными музыкальными способностями.

В наше время с талантливыми учениками дело обстоит не так хорошо, как, допустим, 15-20 лет назад. И дело не столько в природной музыкальной одарённости детей, сколько в отсутствии комплекса: одарённый и трудоспособный ребёнок - заинтересованные и строгие помощники-родители - и, наконец, грамотный и не менее увлеченный педагог. К сожалению, все три звена этой цепочки, которые бы работали на 100% - большая редкость. И поэтому будем исходить из того, что имеем: основная масса учащихся - дети со средними данными. Но и работа с такими детьми может дать прекрасный результат, который зависит, прежде всего, от профессиональных качеств педагога. (ПРИМЕР – Андрей и Никита Говоровы, Валентин Солгалов, Дмитрий Швецов - 1 конкурс в Алдане).

В моей педагогической практике есть несколько таких ярких примеров: (Иваньков и Говоровы) 3 концерта уч-ся Говоровы, Солгалов, Филатова.

При подготовке к конкурсам ставим задачи: выбор репертуара (работа над репертуаром – это отдельная тема), настрой детей на артистичность и свобода исполнения:

Настраивать детей выглядеть и очень хорошо, целеустремленно играть и заряжать публику энергией.

Ошибаться на эстраде можно, но исправлять ошибку нельзя.

Конкурсы для детей обладают ещё одним существенным преимуществом - они представляют собой ШКОЛУ и прежде всего школу для педагогов. Каждый конкурс - не только смотр, где сравниваются результаты, но одновременно и дискуссионная школа. Конкурсы стимулируют учащихся к дальнейшей работе, дети ставят выше планку. Повышается и профессиональное мастерство самих преподавателей. Приехав с одного конкурса, юные музыканты готовятся к другому. Многочасовые репетиции оттачивают мастерство исполнителя на пути от одной победы к другой. Это, бесспорно, самая положительная и к тому же важнейшая сторона детских конкурсов.

Каковы же отрицательные стороны конкурсов? Безусловно, конкурсы, проводимые ежегодно, и в которых участвуют одни и те же дети, не полезны. Ведь жизнь юного музыканта состоит не только из конкурсов; порой бывает необходимо сосредоточиться на той или иной учебной проблеме, улучшить ту или иную сторону игры, разучить определенный репертуар, заполнить репертуарные пробелы и т.д. Для всего этого не хватает времени при подготовке к конкурсу.

Считается, что конкурсы не должны являться самоцелью. Нужно видеть в них лишь средство к дальнейшему развитию, но никак не смысл всей работы. И никогда не следует забывать, что участие в конкурсе - больше, чем какая-либо другая деятельность преподавателя музыки, является мерилом его воспитательских способностей - не только чисто профессиональных, но, прежде всего, общечеловеческих. И в этом опять подтверждение того, что детские конкурсы - не только испытание для детей, но возможно в первую очередь для преподавателей.

В заключение хочется отметить, что конкурсы для детей, в общем, чрезвычайно полезны. Они помогают не только открывать таланты, но и являются поучительной и ненавязчивой практической школой для преподавателей, развивают стремление детей к соревнованию, расширяют репертуар учащихся, укрепляют их сценическую выносливость и становятся праздничными кульминациями в жизни музыкальных школ!

И, наконец, благодаря подготовке и участию в конкурсах, дети не только становятся ценителями и любителями высокого искусства, но и учатся исполнительству профессионально, что является основной актуальной задачей новых образовательных программ предпрофессионального обучения детей. (ПРИМЕР: Дельфы. Борискина Калашникова)

Любой конкурс поднимает планку и уровень исполнения.

КОНКУРС – для меня –это педагогическая победа! И когда ощущаешь результат своего творчества –это дает мне силы. Это будоражит, вдохновляет, окрыляет! (Очные конкурсы это самые правдивые соревнования)

На тех конкурсах, где проводятся мастер-классы, круглый стол, оказывается огромная методическая помощь педагогам. Пример тому конкурс в Алдане, где яркая насыщенная программа конкурса; днем конкурсные прослушивания, вечером – концерт мастеров искусств, где посчастливилось услышать в исполнении А. Цыганкова и Д. Швецова фантастическую виртуозность, мягкую певучую кантилену, незабываемый артистизм.

Своим выступлением я старалась показать, что конкурсы в которых принимали участие мои дети, играют огромную роль в музыкальном развитии учащихся.


-75%

Читайте также: