Для чего нужна математика в психологии кратко

Обновлено: 30.06.2024

А также социолог, социальный работник, специалист по рекламе и многие другие специалисты.

Действительно, почему? Казалось бы, что общего имеет психология, наука о слишком человеческом, с сухими формулами, абстрактным миром знаков? И разве можно вычислить человечность, измерить доброту, составить уравнение индивидуальности?

Разумеется, нет, ответит удивленный этим странным вопросом психолог, ничего общего с психологией математика не имеет. И будет неправ. Ведь если присмотреться чуть пристальнее, то окажется, что математика давным-давно вписана в скрижали психологического знания и исподволь определяет наш, психологический, взгляд на человека.

А для этого, по меньшей мере, нужно уметь считать, ведь иначе не понять, существует ли регулярность появления того, что вы, психолог, наблюдаете. Вооружившись калькулятором, вы считаете всех, кто прыгает от радости (в каждом случае этот момент предварительно проверяется, и подпрыгивающие от огорчения вами не учитываются) – свою жену, соседских детей, студентов, вагоновожатых, театральных режиссеров и остальных людей, попавших в ваше поле зрения в момент своего радостного прыжка.

Внимание! То, чем вы занимаетесь, называется методом математической индукции! И хотя достоинства этого метода Ф. Бэкон подчеркивал уже о-очень давно, популярность его и по сей день велика и неоспорима. Потому что таково свойство нашей человеческой психологии – чем больше повторяющихся случаев мы увидим, тем больше будет наша уверенность в том, что замеченная нами связь явлений проявляется в каждом случае, а, значит, представляет собой закон. Между прочим, степень уверенности в том, что какое-то событие произойдет или, наоборот, не случится, называется вероятностью.

Исследование cвязи типа высшей нервной деятельности и свойств темперамента

. , как центральная нервная система приобретает специфически человеческие формы). Считают, что свойства темперамента определяются в основном свойствами нервной системы человека. Советский психофизиолог В.М. Русалов, опираясь . Особенности типа высшей нервной деятельности (далее по тексту ВНД) и свойств темперамента давно привлекают внимание исследователей. Тем не менее, полученные ими данные крайне .

Знание и понимание полезных свойств теории вероятности помогает психологу смотреть дальше всех и заглядывать в будущее. Зная наиболее вероятное будущее, психолог сможет с пользой применить это знание. Может быть, он разработает программу по коррекции поведения Ивана Иваныча, если его прыжки лишают его супругу душевного равновесия, или, наоборот, подскажет ему, как прыгать правильно, развивая при этом скрытые способности, или построит на основе прыжков Иван Иваныча новую теорию личности, обеспечит эргономичность труда всех прыгающих от радости, вместе со специалистом по рекламе придумает новый ролик, посвященный кроссовкам, в которых отлично прыгается и, в конце концов, поднимет рейтинг президента, который, оказывается, прыгает выше и дальше всех, когда радуется.

Вычисляя вероятное будущее, психолог лишит людей удовольствия ссор и разводов, революций и техногенных катастроф. За это люди скажут психологу спасибо. И психолог будет гордиться своей наукой, помогающей людям справляться с трудностями и жить счастливо. А всего-то и нужно для этого – внимательно наблюдать вокруг и считать: раз, два, три! – ничего не произошло…или произошло. Очень просто.

Впрочем, не все психологи такие ленивые. Есть и такие, которые не могут ждать, пока что-то интересное произойдет, и придумывают разные эксперименты и что-то измеряют нарочно. Велика тяга человека к новому. Благодаря любознательным психологам, психология изучает не только закономерности, видимые внешне и выражающиеся в поведении людей, но и скрытые от глаз, заключенные в сложной системе жизнеобеспечения организма или в глубинах души. Вне зависимости от любимой парадигмы, все психологи постоянно прибегают к услугам математики, чтобы тайное и странное сделать явным и понятным.

Мифы о психологах

. того, наука эта молодая, и многие люди считают, что стать психологом можно, просто прочитав пару книжек по этой теме. - . им делать. Мол, попал в трудную психологическую ситуацию, пришел к психологу на сеанс, объяснил, в чем дело, и он посоветовал . На самом же деле: Не обманывайтесь внешней невинностью разговоров с психологом. Почти в каждой его фразе содержится определенный смысл, благодаря которому .

Намеренное измерение, предпринимаемое психологами, бывает объективное и субъективное.

Объективное, то есть не зависящее от чувств и желаний психолога – экспериментатора и его испытуемого, измерение осуществляется с помощью различных приборов – от простой линейки до энцефалографа. Как бы ни были различны по своему внешнему виду и назначению эти инструменты, но в основе каждого из них лежит одна и та же математическая идея – идея счета, счета длины ли, скорости ли или частоты разных волн мозговой электрической активности. Благодаря этой математической идее психолог может замерить высоту прыжка Иван Иваныча, особенности его β – ритма и даже установить, что прыгающий Иван Иваныч различает волны видимого света длиной от 400 до 700 нанометров. Полученные в результате проведения повторных экспериментов и многократно подтвержденные, все эти сведения окажутся полезными для различных специалистов, начиная от космонавта и заканчивая часовым мастером. Психологи ведь всегда совершают открытия, полезные сразу для всех.

Но, конечно, настоящего психолога куда больше будет интересовать вопрос: а что это за человек – Иван Иваныч? И что о его личности нам может сообщить его привычка прыгать от радости? Является ли эта его особенность нормой или же патологией? Или культурно-обусловленной формой поведения?

Субъективное измерение психолог предпринимает, если он хочет измерить чьи-то умственные способности или черты личности. Субъективным этот вид измерения называется потому, что нужное психологу свойство измеряет не бесстрастный прибор, а сам испытуемый – отвечая на предлагаемые ему вопросы и выполняя разные задания. Но и здесь нет психологу спасения от математики. Непонятно, как выразить меру какого-то человеческого качества, которое даже потрогать нельзя. А находчивые психологи создали для этого особые инструменты – тесты, предложив и невидимые свойства измерять специальными линейками – шкалами, подсчитывать верные и неверные ответы. А то и просто измерять представление Иван Иваныча о счастье, как будто счастье – такой же предмет, как и все окружающее. Только смастерить тест не так-то просто: хитрый Иван Иваныч может обмануть психолога, да и ответить, что в жизни ни разу он от радости не прыгал, и что все это про него инопланетяне наплели. А наивный Иван Иваныч может не понять вопроса и поэтому неправильно на него ответить. Иногда целая лаборатория специалистов создаёт тест, проверяя его на множестве Иван Иванычей и устанавливая тестовые нормы. А ведь норма – это и есть усредненное значение, результат множества наблюдений.

Без знания этого числа, которое не характеризует ни одного из всех участвовавших в разработке теста Иван Иванычей, решительно невозможно сказать, выражена ли способность прыгать от радости у конкретного Иван Иваныча сильнее или слабее, чем у большинства людей. Но для этого сначала нужно изучить все большинство или его значительную часть, то есть измерить у него эту способность. Зато когда все нужные тестовые коэффициенты подсчитаны, психолог может узнать об Иван Иваныче нечто совершенно новое. Например, что Иван Иваныч экстраверт и гипертим. А узнав это, в свою очередь, на основе других измерений и этим математическим путем установленных закономерностей, предположить, что Иван Иваныч любит шумные компании, очень весело рассказывает анекдоты и плохо учился в школе. И сориентировать Иван Иваныча в профессиональном плане, посоветовав ему устроиться работать в цирк. Сравните, насколько это больше, чем просто указание на факт радостного подпрыгивания Иван Иваныча. Настоящая наука всегда находит и рассматривает в мире что-то новое, никогда не останавливаясь на достигнутом.

Мифы о психологах

. того, наука эта молодая, и многие люди считают, что стать психологом можно, просто прочитав пару книжек по этой теме. - . им делать. Мол, попал в трудную психологическую ситуацию, пришел к психологу на сеанс, объяснил, в чем дело, и он посоветовал . На самом же деле: Не обманывайтесь внешней невинностью разговоров с психологом. Почти в каждой его фразе содержится определенный смысл, благодаря которому .

И так, желая открывать, изучать и предсказывать новые психологические явления, психолог неизбежно сталкивается с необходимостью использовать математические знания. В противном случае он просто не сможет считаться профессионалом, ведь любая психологическая информация уже содержит в себе математическое зерно; без понимания математических законов, невозможно постичь и всю глубину совершенных с их помощью психологических открытий. Подумайте сами – никогда бы вам не узнать столько преинтересных и полезных сведений об Иван Иваныче, если бы не умение считать. А если не узнавать – то зачем тогда существовать науке?

Примеры похожих учебных работ

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

. «…К семеричному подразделению (человека) я сделала малые добавления, – пишет Елена Ивановна Рерих в своих уникальных письмах: . и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может .

Принципы и правила работы психолога

. психологии. - Правило обоснованности результатов исследования психолога. Психолог формулирует результаты исследования в терминах и . испытуемых. - Правило научности результатов исследования психолога. Психолог должен применять методы обработки и .

Отличия квалифицированного психолога от неквалифицированного

. другими профессионалами. Человеческое достоинство Уважает достоинство своего клиента. Склонен смотреть на других людей сверху вниз. Обобщенная теория Развивает собственную концепцию психологической помощи на основе существующих. .

Вопрос профессионализма психолога-консультанта

Мифы о психологах

. несколько лет учебы, как минимум. Поэтому психологом может называться лишь человек, имеющий соответствующее психологическое образование. Б. Чем занимается психолог? 1. Советы психолога - Это заблуждение: В обществе распространено .

О психологе

. знания. Из этого мы можем вывести, что психологом нельзя считать человека, который просто неплохо разбирается в людях. Настоящим психологом является лишь человек, получивший специальное психологическое образование. Но и здесь .

В бытийном восприятии даже высокообразованных в других сферах людей психология часто занимает место своеобразного шаманства. Порой и в популярной литературе постулируется несоответствие психологии классическим научным принципам повторяемости результата эксперимента и возможности развития теорий различными группами исследователей вне зависимости от принадлежности к научной школе. Однако подобные утверждения лишь демонстрируют недостаточность знаний авторов и их поверхностное знакомство с психологией.

Психология - наука в том числе и количественная, сбор и математическая обработка данных позволяют формировать и формулировать аргументы, на которые могут опираться теории, с помощью которых могут конструироваться новые тесты, новые методы психодиагностики и психокоррекции. (Но следует отметить, что количественные показатели зачастую требуют качественного осмысления и содержательной интерпретации.)

Математика, которой оперирует психология, требует довольно высокого уровня понимания. Для анализа данных в психологии используется матричное исчисление, вероятностные и статистические подходы, теории распределений и другие математические области, в которых задействована обширная понятийная база и сложные уравнения. Серьёзные психологические исследования в обязательном порядке опираются на математические расчёты, и в рамках научных публикаций указываются принципы этих расчётов, границы применимости, оцениваются погрешности вычислений и возможные ошибки.

Психология и математика

Математика в психодиагностике

С помощью психометрии психолог может и качественно, и количественно решить две важнейшие диагностические задачи:

1. Выявить свойства психики клиента:
- Определить степень развития конкретного психологического свойства у конкретного человека.
- Выявить особенности поведения, которые определяются этим свойством.
- Проанализировать границы эмоциональных реакций, зависящих от этого свойства.
- Установить влияние свойства на обший психологический статус.

2. Обозначить выраженность или слабость свойства психики в сравнении с другими людьми:
- Провести сравнение степеней развитости психологического свойства у различных людей.
- Определить вхождение с статистические границы нормы или отклонение от показателей, принятых за норму.
- Сделать вывод о необходимости психокоррекции, психотерапии.

Математика как инструмент определения нормы

Сбор и получение массивов данных об общих показателях является одной из важных задач современной исследовательской психологии. Вместе с накоплением численных данных постоянно происходят и пересмотры тех или иных норм, и определения новых взаимосвязей различных характеристик. Наличие отклонений от условных средних норм является для психодиагноста важным маркером в поиске психических качеств, определяющих характер и эмоциональный статус клиента. Не в каждом случае отклонения являются показателем, который играет существенную роль в тех или иных психических проявлениях, но на первом этапе диагностики и изучения всех этих проявлений психологу важно о них знать.

Статистические и вероятностные методы математики активно используются в исследовании психологических особенностей личности в составе группы, в том числе и в масштабах нации, страны, планеты. Чем больше и репрезентативнее выборки, по которым строится расчёт, тем точнее результат. Данные продолжают накапливаться, и психология больших групп стала активно развиваться с началом комплексного статистического учёта данных в сети интернет. Так называемые массивы больших данных (big data) оперируют колоссальным и прежде непредставимым количеством информации о личных характеристиках, стереотипах поведения, взаимодействиях людей в масштабах миллионов человек. Данные эти ещё требуют своего осмысления и понимания, хотя их уже активно используют маркетинговые компании и медийные структуры.

Математика в психокоррекции и психотерапии

Психокоррекционные программы наиболее развиты в индивидуальном консультировании, групповой работе с психологами-тренерами и в деятельности педагогов-психологов. В каждом из вариантов статистические и вероятностные методы применяются как для разработки конкретной программы, так и для определения результата работы. В индивидуальной психокоррекции важно сопоставление достигнутых результатов с теми, что были получены на более ранних этапах работы. В групповой работе важны как индивидуальные показатели, так и общее продвижение группы.

Что касается педагогико-психологической коррекции, то в ней ключевым фактором помимо фиксации достижений поставленных целей является оценка индивидуальной скорости развития ребёнка, темп набора знаний в разных областях, выявление количественных факторов показателей психического развития, позволяющих прогнозировать будущие профессиональные достижения.

Сопоставление показателей, полученных с помощью математических подходов, является критерием качества психотерапевтической помощи. Однако в формализации показателей и применении их к конкретной индивидуальной практике терапии есть свои сложности. Статистические расчёты могут рассматриваться как значимые лишь в длительной практике с регулярным сбором данных. Постоянное и частое обращение к тестированию или получению тех или иных показателей может нарушать целостность программы, в то время как редкие или частично собранные данные не могут быть обработаны с достаточной достоверностью результата. Та же проблема возникает при работе малых групп. Современные компьютерные технологии ускорили и облегчили сбор и анализ данных, однако актуальность вопросов интерпретации активно обсуждается в научных кругах.

Проблема слабой математической подготовки психологов

Многие психологические проблемы взрослых вырастают из непреодолённых детских страхов и эмоциональных травм. Однако несмотря на внедрение психологов в штаты школ, планомерной работы в этом направлении практически не ведётся, не говоря уже всерьёз об использовании разумной математики. Диагностические срезы и общероссийские проверочные работы, единые госэкзамены создают масштабную базу данных о высших, средних и низших показателях успеваемости и способности школьников решать набор типовых задач в стрессовых условиях. Это интересная статистика, однако она cпециализирована на оценках и галочках.

В рамках отдельных школ предпочтительнее разработка собственных тестовых программ, акцент в которых ставится не на знания, а на адаптацию ребёнка к школьной среде, уровень его самооценки и стрессоустойчивости. Математические методы прекрасно работают для детей, так как их психика меняется быстро и промежуточные результаты всегда показательны. Однако фактически применение таких методов часто формально и полученные данные не анализируются в контексте реальной ситуации в школе или детском коллективе.

В индивидуальном консультировании взрослых часто преобладает интуитивный или формально-рациональный подход, получение количественных данных многие психологи считают трудоёмким и избыточным. А многие тренинговые программы изначально не предполагают какого-либо контроля результата, предпочитая внушать слушателям мысль о достижении этого результата без реальных аналитических усилий.

Ограниченность использования математики психологами разных уровней часто зиждется на банальном незнании математики самими психологами. Математические методы преподаются лишь в серьёзных вузах на специальностях клинической психологии, но отсутствие системных знаний не позволяет студентам вникнуть в математические тонкости, большинство с трудом ориентируется в терминах и обозначениях. Фразы о дисперсном распределении или статистической вероятностих воспринимаются как нечто непонятное, и в дальнейшем математика исключается из практической работы, что существенно ограничивает возможности научного подхода и адекватного анализа результатов.

Применение математических методов в практике психолога-консультанта

В краткосрочном консультировании по вопросам личных и семейных отношений, карьеры, каких-либо житейских проблем психологи редко обращаются к математике, в этом не возникает необходимости. Однако при ведении многомесячной глубинной терапии, в случае психотерапии ряда кризисных состояний и депрессий важно изучение динамики психо-эмоциональных характеристик личности, и в этом случае фиксация тех или иных численных показателей, а затем их математическая обработка способны дать наглядный результат работы. В зависимости от полученных результатов психолог может оценить эффективность выбранного метода терапии и внести в него коррективы при необходимости.

Отдельно следует упомянуть о детских психологах и педагогах-психологах, деятельность которых постоянно опирается на численные показатели развития ребёнка, от прямых показателей физического развития до более сложных параметров интеллектуального и эмоционального роста. Возможность комплексного изучения этих показателей группой психологов детского сада, школы, детской поликлиники могла бы позитивно повлиять на качество взаимодействия всех тех общественных структур, внутри которых ребёнок растёт и развивается. Однако пока такие возможности рассматриваются лишь в рамках научных публикаций в тематической прессе.

Важную роль в доступности и распространении математических методов играет компьютеризация и развитие автоматизированных систем обработки информации. Многочисленные игровые тесты, серьёзные и не очень, программы расчётов и составления графиков, диаграмм значительно упростили работу психолога в плане сбора, хранения и обработки информации. Уже сегодня доступны достаточно серьёзные диагностические программы как медицинского, так и психологического профиля. Вероятно, впереди появление программных комплексов с расширенными возможностями как для клиента, так и для психолога-консультанта.

Татьяна Селянинова, психолог. 2017

Литература:
• Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.
• Капустин А.Н. Роль статистических методов в деятельности педагогов-психологов, психологов и социальных работников. // Перспективы Науки и Образования, 2013, №5
• Остапенко Р.И. Формирование информационно-математической компетентности студентов гуманитарных специальностей: методические аспекты // Перспективы науки и образования, 2013.

Предыдущие авторы ответили правильно. Хотя-бы потому, что многие из них профессиональные психологи и их в ВУЗе учили математике в некотором объеме.

Но все они отметили только одну сторону вопроса. Применительно к своим уважаемым персонам. Правильно, психологу необходимо владеть методами статистического анализа. Логика тоже необходима. Даже увеличение нейронных связей в и без того умной голове психолога (. ) упомянуто. В данном случае математика рассматривается, как инструмент. Справедливо.

А теперь, как учивший математику в несколько большем объеме, предложу иной вариант. Тоже весьма жизненный.

Итак, одним из разделов математики является такая дисциплина ,как "Моделирование".

Полное ее название во времена моего обучения звучала так: "Моделирование физических ,химических ,финансовых и социальных процессов". Обращаю Ваше внимание на социальные процессы. Если первое и второе достаточно объективны, но на последние в значительной степени влияет субъективная составляющая. Вот тут-то психологу и есть где разгуляться. Заложить в модель вариативность поведения хомо сапиенсов может только психолог, теоретически и эмпирически знакомый с темными подвалами человеческого разума. А когда этих разумов несколько? А миллионы? Жуть! Но жуть, имеющая свои законы, которые можно описать математически.

В данном случае уже психология становится весьма ценным инструментом, позволяющим установить для модели такие ограничения целостности, о которых логичный до мозга костей математик просто не додумается.

Если мне не изменяет память, совсем недавно Нобелевская премия была получена именно за такую психологическую модель - "Влияние психологии на экономику".

И это я еще до математической "Теории игр" не добрался. Там понятие "выигрышная стратегия" крокодильими слезьми рыдает по психологу, дорвавшемуся до высшей математики.

Психология изучает различные направления и отрасли. В том числе и изучает математические методы в обработке данных
Для обработки данных исследований и установления закономерностей между изучаемыми явлениями в психологии применяются математические методы.
Математическими методами можно описать психологическую модель, некое условное описание наблюдаемого объекта, проанализировать причинно-следственные прошлого, чтобы сделать прогноз на будущее (экстраполяцию) и выработать механизмы воздействия на модель для коррекции этого будущего.

Одним из направлений современной психологии является математическая психология.

Математическая психология — подход к психологическим исследованиям, основанный на математическом моделировании процессов восприятия, мышления, когнитивных и моторных процессов, а также на установлении математизированных правил, которые связывают количественные характеристики стимулов с количественными характеристиками реакций.

Математический подход в психологии используется с целью выдвижения более строгих, формализованных гипотез.

Объектами математической психологии являются:
- естественные системы, обладающие психическими свойствами;
-содержательные психологические теории и математические модели таких систем.

Предметом математической психологии можно назвать разработку и применение формального аппарата для адекватного моделирования систем, обладающих психическими свойствами.

История возникновения математической методологии в психологии.

В древности считалось, что предметом математики является все сущее — природа в широком смысле.
Математики древней Греции и древнего Египта полагали, что математические формы име¬ют божественное происхождение.
Так, Платон рассматривал гео¬метрические фигуры как идеальные эйдосы - образы, создан¬ные высшими богами для копирования людьми, конечно, уже не в той совершенной форме.
Пифагор видел в числах и определенных числовых сочетаниях предустановленную гармо¬нию небесных сфер.

Но все же основным моментом преобразования математической психологии в науку начался с выделения её в экспериментальную дисциплину.

Этот процесс проходит ряд этапов.

Второй этап (40-50-е годы XX века нашего столетия) — создание моделей психических процессов и поведения человека с использованием ранее разработанного математического аппарата.

В 90-х годах глобальные математические модели психических процессов почти не разрабатывались, однако, значительно возрастает количество работ по уточнению и дополнению существующих моделей, продолжает интенсивно развиваться теория измерений, теория конструирования тестов;
-разрабатываются новые шкалы, более адекватные реальности (Д. Льюис, П. Саппес, А. Тверски, А. Марли);
-широко внедряется в психологию математический подход к моделированию.

Эта работа продолжается и сегодня.
Особенно важно, что многие методы многомерного анализа получили широкое применение в экспериментальных исследованиях.
Появляется множество специально ориентированных на психологов программ анализа данных психологического тестирования.

Четвертый этап ещё не наступил. Этот период должен характеризоваться становлением психологии практической и отмиранием — математической психологии.

Методы математической обработки в психологии

Методы математической обработки данных используются для обработки данных, установления закономерностей между изучаемыми процессами, психологическими феноменами.
Использование математических методов позволяет повысить достоверность, научность результатов исследований.
В психологии математические методы имеют широкое применение. Это обусловлено несколькими моментами:
1. Математические методы позволяют сделать процесс исследования явлений более четким, структуральным и рациональным.
2. Математические методы необходимы для обработки большого количества эмпирических данных (их количественных выразителей), для их обобщения и организации в "эмпирическую картину" исследования.

В зависимости от функционального назначения этих методов и потребностей психологической науки выделяют две группы математических методов, использование которых в психологических исследованиях является наиболее чаще:

Первая группа - методы математического моделирования;
Этот тип методов применяется:
-как средство организации теоретического исследования психологических явлений путем построения моделей-аналогов исследуемых явлений и выявление таким образом закономерностей функционирования и развития системы;
-как средство построения алгоритмов действия человека в различных ситуациях его познавательной и преобразующей деятельности и построение на их основе поясняющих, развивающих, обучающих, игровых и других компьютерных моделей.

Вторая группа - методы математической статистики (или статистические методы).
Статистические методы в психологии - это некоторые методы прикладной математической статистики, которые применяются в психологии основном для обработки экспериментальных данных.

Основная цель применения статистических методов - повышение обоснованности выводов в психологических исследованиях за счет использования вероятностной логики и вероятностных моделей.
К статистическим методам в психологии можно отнести следующие направления:
а) описательная статистика, которая включает группировки, табулирования, графический выражение и количественную оценку данных;
б) теория статистического вывода, которая используется в психологических исследованиях для предсказания результатов по данным выборок;
в) теория планирования экспериментов, которая служит для обнаружения и проверки причинных связей между переменными.

Особенно распространенными статистическими методами являются:
-корреляционный анализ (корреляционное исследование);
-регрессионный анализ (регрессионное исследование);
-факторный анализ (факторное исследование).

Корреляционный анализ (корреляционное исследование).

Корреляционный анализ (корреляционное исследование) - это комплекс процедур статистического исследования взаимозависимости переменных, находятся в корреляционных отношениях: при этом преобладает нелинейная их зависимость, то есть значению любой отдельно взятой переменной может соответствовать некоторое количество значений переменной другого ряда, отклоняющихся от среднего в ту или иную сторону.

Корреляционный анализ (корреляционное исследование) - это один из вспомогательных методов решения теоретических задач в психодиагностике, включающий в себя комплекс статистических процедур, которые широко применяются для разработки тестовых и других методик психодиагностики, определения их надежности, валидности.

Корреляционный анализ (корреляционное исследование) – это проверка гипотез о связях между переменными с использованием коэффициентов корреляции, двухмерной описательной статистики, количественной меры взаимосвязи (совместной изменчивости) двух переменных.

Корреляционный анализ (корреляционное исследование) -это совокупность методов обнаружения корреляционной зависимости между случайными величинами или признаками и направлено на установление изменения одной переменной при изменении другой и на получение информации о силе взаимосвязи между двумя переменными (случайными величинами).

Корреляционный анализ (корреляционное исследование) - для двух случайных величин включает в себя:
-построение корреляционного поля и составление корреляционной таблицы;
-вычисление выборочных коэффициентов корреляции и корреляционных отношений;
-проверку статистической гипотезы значимости связи.

Корреляционный анализ (корреляционное исследование) - дает информацию о формах, направлении, силе и видах взаимосвязи между двумя и более переменными.
Числовая характеристика совместного распределения двух случайных величин, выражающая их взаимосвязь, называется коэффициентом корреляции.
Формы корреляционного коэффициента.
Различают линейную-прямолинейную форму (шкала MAS Тейлора –шкала нейротизма Айзенка) и нелинейную - криволинейную форму (между уровнем эффективности решения задачи и мотивацией или тревожностью) Корреляционного анализа.

Линейный коэффициент корреляции.
Линейными формами считают такие, для которых выполняется принцип суперпозиции, заключающийся в том, что реакция на суммарное входное воздействие является суммой реакций на каждое из отдельных входных воздействий, составляющих это суммарное.
Для устранения недостатка ковариации был введён линейный коэффициент корреляции (или коэффициент корреляции Пирсона), который разработали Карл Пирсон, Фрэнсис Эджуорт и Рафаэль Уэлдон в 90-х годах XIX века нашей эры.

Коэффициент корреляции Пирсона рассчитывается по формуле

, где — значения переменной X; — значения переменной Y; — среднее арифметическое для переменной X; -среднее арифметическое для переменной Y.
Текущая формула коэффициент корреляции Пирсона предполагает, что мы должны взять разность между каждый значениям переменной X, и ее средним значением .
Даная формула предполагает, что из каждого значения переменной X, должно вычитаться ее среднее значение . Это не удобно, поэтому для расчета коэффициента корреляции используют не данную формулу, а ее аналог, получаемый с помощью преобразований:

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: