Диагностика театрализованной деятельности в доу

Обновлено: 04.07.2024

Цель: уточнить произношение звуков, чёткое артикуллирование их в звукосочетаниях и словах; выявить умение отчётливо произносить фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи.

Задание №1

Маша шла, шла, шла

И игрушку нашла:

Кошку, матрёшку, шишку, мартышку.

Мышку, машинку, пушку, зайчишку,

Шар, неваляшку, катушку, лягушек,-

Кто потерял столько игрушек?

Методика проведения : предложить ребёнку повторить скороговорку.

Задание №2

Ваша мать пришла,

Задание №3

Оценка результатов:

· 3 балла – творческая активность ребёнка, его самостоятельность, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность.

· 2 балла – эмоциональная отзывчивость, интерес, но ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.

· 1 балл – малоэмоционален, не активен, не способен к самостоятельности.

2. Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц.

Цель: выявить умение детей выражать различные эмоции и воспроизводить отдельные черты характера.

Задание №1.

Задание №2.

Весенний снеговик, которому весеннее солнце напекло голову, испуганный, ощущает слабость и недомогание.

Задание №3.

Представьте себя собачкой в будке. Серьёзная собачка. Ага, кто-то идёт, надо предупредить (рычим).

Задание №4.

На носочках я иду –

Маму я не разбужу.

Ах, какой искристый лёд,

А по льду пингвин идёт.

Оценка результатов:

· 3 балла – ребёнок выполняет задание без помощи взрослого, быстро осмысливает его, эмоционально отзывчив.

· 2 балла – ребёнок эмоционально отзывчив, но затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.

· 1 балл – малоэмоционален, не активен, не способен к самостоятельности.

3. Умение вживаться в создаваемый образ, используя мимику, жесты, движения.

Методика проведения: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут Котик с Петушком, и подслушивает, о чём они говорят.

Поза: ногу выставить вперёд, корпус тела слегка наклонить вперёд.

Методика проведения: У девочки в руках воображаемая коробка конфет. Она протягивает её по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и кладут конфету в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.

Мимика: жевательные движения, улыбка.

Методика проведения: Тёплый луч солнца упал на землю и согрел семечко. Из него проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветочек на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем.

Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить, поднять голову, распрямить корпус, руки поднять в стороны, затем вверх – цветок расцвел, голову слегка откинуть назад, медленно поворачивать её вслед за солнцем.

Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

Оценка результатов:

· 3 балла –ребёнок быстро осмысливает задание, точно и выразительно его выполняет без помощи взрослых.

· 2 балла – ребёнок эмоционально отзывчив, но затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.

· 1 балл – ребёнок не активен, не способен к самостоятельности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Чипиль Алёна Викторовна

Педагог дополнительного образования

МБУДО г. Иркутска ДДТ №2

Диагностика театрализованной деятельности дошкольников

Развитие театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если работа по этому направлению будет вестись с помощью диагностики, которая позволит оценить уровни и особенности развития театрализованной деятельности у старших дошкольников, выявить слабые стороны в развитии этой деятельности у детей, определить эффективность проведенной работы по устранению выявленных недостатков.

При диагностике театрализованной деятельности дошкольников необходимо учитывать, что эта деятельность имеет свою структуру: цель, мотивы, способы, приемы, результат, а ее успех зависит от трех компонентов: знаний, умений и мотивации.

В качестве критериев я использовала следующие положения:

- устойчивый интерес к театрализованной деятельности;

- умение давать оценку поступкам действующих лиц в театрализованной деятельности;

- владение выразительностью речи;

- способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать своё;

- способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц.

Каждый критерий я оценивала:

- высокий уровень – творческая активность ребёнка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность;

- средний уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в театрализованную деятельность. Но ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор;

- низкий уровень – мало эмоционален, не активен, равнодушен, спокойно, без интереса относится к театрализованной деятельности. Не способен к самостоятельности.

Результаты диагностики 15 – ти исследуемых детей показали:

- интерес к театрализованной деятельности со средним уровнем проявило 5 человек (33,3%), с низким уровнем - 10 человек (66,7%), с высоким уровнем детей не выявлено;

- умение давать оценку поступкам со средним уровнем – 11 человек (73,3%), с низким уровнем – 4 человека (26,7%), с высоким уровнем детей не выявлено;

- владение выразительностью речи со средним уровнем – 2 человека (13,3%), с низким уровнем – 13 человек (86,7%), с высоким уровнем детей не выявлено;

- понимать эмоциональное состояние со средним уровнем -3 человека (20%), с низким уровнем – 12 человек (80%), с высоким уровнем детей не выявлено;

- сопереживание героям сказок со средним уровнем -9 человек (60%), с низким уровнем – 6 человек (40%), с высоким уровнем детей не выявлено.

Поэтому я поставила перед собой следующие задачи:

1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

2. Развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении.

3. Побуждать детей к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.

4. Познакомить детей с разными видами кукольных театров.

Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающие функции. Поэтому через их содержание, форму и методы я стремилась к достижению трёх основных целей:

- развитию речи и навыков театрально – исполнительской деятельности;

- созданию атмосферы творчества;

- социально – эмоциональному развитию детей.

В конце учебного года была проведена контрольная диагностика. Результаты оказались следующими:

- интерес к театрализованной деятельности со средним уровнем проявило 10 человек (66,7%), с высоким уровнем – 5 человек (33,3%);

- умение давать оценку поступкам со средним уровнем – 10 человек (66,7%), с низким уровнем – 2 человека (13,3%), с высоким уровнем 3 человека (20%);

- владение выразительностью речи со средним уровнем – 6 человек (40%), с низким уровнем – 8 человек (53,3%), с высоким уровнем – 1человек (6,7%);

- понимать эмоциональное состояние со средним уровнем -13 человек (86,6%), с низким уровнем – 1 человек (6,7%), с высоким уровнем – 1 человек (6,7%);

- сопереживание героям сказок -11 человек (73,2%), с низким уровнем – 2 человека (13,4%), с высоким уровнем – 2 человека (13,4).

Сравнив результаты диагностических исследований, я пришла к тому, что удалось добиться положительных результатов в следующих разделах:

- интерес к театрализованной деятельности на 54%;

- умение давать оценку поступкам на 61%;

- владение выразительностью речи (здесь потребовалась углубленная и индивидуальная работа с детьми) на 42%;

- понимать эмоциональное состояние на 39%;

- сопереживание героям сказок на 44%.

Результат проделанной работы:

1. У детей повысился интерес к театрально – игровой деятельности.

2. Усовершенствовались исполнительские умения детей в создании художественного образа.


Цель программы – средствами театрального искусства развивать творческие и артистические способности детей. Приобщать к художественному слову. Побуждать принимать участие в игре со стихотворным сопровождением, используя шапочки – маски. Обогащать словарный запас; формировать звуковую культуру речи, навыки связной речи.

Пояснительная записка

1. Создать необходимые условия для развития творческой и речевой активности детей, участвующих в театральной деятельности.

2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане воплощения и переживания роли, взятой на себя, а также их исполнительские умения.

3. Формировать у детей умение имитировать характерные движения сказочных животных, формировать у детей простейшие образно-выразительные умения.

4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, жесты).

5. Активизировать словарь детей, интонационный строй, совершенствовать звуковую культуру речи, диалогическую речь.

6. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Для решения данных задач выработаны следующие

- принцип системности (от простого к сложному, от частного к общему);

- принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию детей;

- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;

- принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;

- принцип обеспечения активной познавательно-речевой практики.

Формы работы:

- чтение, беседа, рассматривание;

- использование различных видов театров.

Организация работы кружка:

Возраст детей участвующих в реализации данной программы 3-4 года.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Проводится кружок один раз в неделю (во вторник во второй половине дня, продолжительностью 15 минут).

Занятия проводятся с октября по май. Всего 23 занятия.

Формы организации образовательной деятельности - занятия проводятся по подгруппам и индивидуально.

Необходимые материалы и оборудования:

- различные виды театров: бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелеграфе и др.;
- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
- атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, декорации, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (честность, смелость, дружба, доброта и т. д.) .

В театрализованной деятельности ребенок решает многие проблемные ситуации от какого-либо лица персонажа. Ребенок преодолевает робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализованные занятия помогают всестороннему развитию ребенка.

Выразительную публичную речь можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениями перед аудиторией. Огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.

Эта программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста. Программный материал, позволит выявить у детей способности к театрализованной деятельности.

Прогнозируемые результаты:

- развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;

- развитие у детей на основе разнообразной деятельности эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;

- способности устанавливать контакты, осуществлять взаимодействие в различных группах, проявлять нравственное отношение к окружающему миру.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: выявление эффективных форм и методов организации театрализованной деятельности, способствующих формированию эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста.

Эмоционально-образное развитие

Театральная культура

Речевая культура

На начало 2018 года

На конец 2019 года

Эмоционально-образное развитие

Театральная культура

Речевая культура

На начало 2019 года

На конец 2020 года

Эмоционально-образное развитие

Театральная культура

Речевая культура

На начало 2020 года

На конец 2021 года

Но к концу года дошкольники научились придумывать костюмы самостоятельно, используя для этого подручные средства.

Игры становились все интереснее и разнообразнее: иногда сюжет, составленный детьми, уводил их далеко за пределы сказки, появлялась новая сюжетная линия. Все это способствовало творческому развитию воспитанников, формированию устойчивого интереса к театрализованной деятельности, расширению кругозора.

Расширился и словарный запас детей. В своей речи дети стали употреблять специализированные театральные термины: сцена, актер, постановка, режиссер, зритель и др. Дошкольники стали больше общаться и взаимодействовать между собой.

Вывод. В результате проведенной работы по развитию творческой личности средствами театрализованной деятельности у детей появилась возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы. Стала развиваться связная речь, произошло обогащение словаря, что способствовало формированию и развитию коммуникативных навыков. К концу учебного года дети стали чаще обращаться к различным видам кукол, приобрели более сложные навыки кукловождения. Повысились и показатели эмоционально – образного развития: дети не только различали эмоциональное состояние героя, но и умело использовали их при изображении различных образов персонажей сказок.

Читайте также: