В чем состоит глобальный кризис наших дней философия кратко

Обновлено: 07.07.2024

Единственным аспектом глобального кризиса, известным большинству, стал наиболее видимый — ухудшающееся состояние окружающей среды (экологический кризис), т.е. деградация среды обитания нашего биологического вида— а также всех других видов флоры и фауны, — фактически самой жизни на Земле. Однако, основная особенность глобального кризиса — его системность, т.е. тесная взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных частных проблем, на первый взгляд, далеких друг от друга. Именно поэтому, реалистичность и успешная реализация любого проекта или программы в различных сферах человеческой жизнедеятельности— будь то промышленность, сельское хозяйство, бизнес, наука и т.п., и на различных уровнях — личном, локальном или региональном, будут определяться, наряду с прочим, и учетом реальной обстановки на ближнюю и среднюю перспективу в глобальных координатах.

Весь видимый спектр, проблем, связанных с глобальным кризисом, стал предметом комплексного изучения мировым научным сообществом с начала 70-х годов, под эгидой Римского клуба ( в конце 80-х его деятельность была практически свернута и в настоящее время подобных широкомасштабных исследований не ведётся, не считая ООН).

На сегодняшний день общая картина кризиса достаточно ясна и принимается с теми или иными оговорками практически всем научным миром.

Основными, наиболее угрожающими проблемами (и это достаточно убедительно аргументировано) считаются следующие (порядок перечисления не отражает их значимости, ввиду синергического / взаимоусиливающего влияния на развитие общего кризиса):

Как уже сказано, специалистами достаточно полно и достоверно проанализированы глобальные деградационные изменения в различных сферах человеческой жизнедеятельности. Однако, определение глубинных, сущностных причин кризиса прошло ряд закономерных этапов и затянулось до наших дней.

Если первоначально внимание исследователей при построении и анализе глобальных моделей было обращено на наиболее очевидные проявления / симптомы, на опасные процессы в природном окружении человека, в сфере энергетики, экономики и демографии, то постепенно приходило понимание необходимости перенесения акцентов на само общество и на человека как такового.

На сегодняшний день накоплено огромное количество самых разнообразных сведений о человеке, позволяющих, в принципе, существенно продвинуться в понимании многосторонней сущности человека, в раскрытии диалектики биологического и социального в его природе. Человека как существа чувствующего, мыслящего и деятельного; в его потребностях, мотивах и ценностных ориентирах /критериях, определяющих направленность и результаты этой деятельности (нас здесь, в основном интересует в основном значимость этических / положительных, социально — значимых аспектов в его жизнедеятельности).

Не касаясь здесь существа огромных мировоззренческих и методологических различий в трактовке как сущности человека, так и различных ее сторон и проявлений, зададимся вопросами, имеющими прямое отношение к рассматриваемой проблеме:

  • Какие из них считать ответственными за порождение и подпитывание наблюдаемого глобального кризиса?
  • Какие реальные меры должны и могут быть приняты (с учетом объективных ограничений, накладываемых законами Природы) для уменьшения катастрофических последствий глобального кризиса и возможности устойчивого развития цивилизации?

Ответ на первый вопрос, с учетом известных научных данных о природе человека, может быть сформулирован в общем виде следующим образом.

Формируемая на основе биологически /генетически обусловленных врожденных стремлений структура потребностей человека является в принципе открытой системой. Пределов удовлетворения всей гаммы разнообразных потребностей в явном виде в человеческой психике не заложено (за исключением базовых, физиологических потребностей в пище, крове, защите от стихии и т.д.). В результате, действие объективного закона максимально возможного удовлетворения потребностей может быть ограничено только реально существующими ограничениями внешней среды или высшими уровнями психики по критериям этики и разумной достаточности. При отсутствии последних мы имеем дело с психологией вещизма или преимущественно потребительской сущностью индивида. Есть все основания утверждать, что в существующей (с незначительными вариациями) глобальной модели рыночной экономики это наиболее распространенный тип личности.

Права человека, утверждаемые (по меньшей мере в формальном плане) как один из основополагающих гуманистических принципов нашей эпохи, не сбалансированы (в силу целого ряда объективных причин) у преобладающей части граждан (в глобальных координатах) адекватной социальной ответственностью.

Основным эволюционным принципом существования всего живого является, как известно, борьба за существование. Для нас же, начиная с прачеловека, биологическая эволюция постепенно уступила место эволюции социальной и технологической. Но в условиях огромного популяционного разнообразия (в рамках рас и этносов) и ограниченности ресурсов планеты место межвидовой борьбы заняла внутривидовая, целями которой, как и на заре человечества является господство, обладание источниками пищи и другими ресурсами для обеспечения жизнедеятельности (от индивидуального до межэтнического и межнационального уровней). Предельное ужесточение конкуренции в потребительски— ориентированной мировой экономике и огромные возможности, предоставляемые ускоряющимся научно-техническим прогрессом, еще более усиливают эту борьбу и катастрофичность её последствий.

В наши дни, благодаря научно-техническому прогрессу, с созданием глобального рынка капиталов, капитал стал в дополнение к природе и человеку третьей самовоспроизводящейся сущностью на планете. С учетом же того, что его существование и развитие определяется (объективными) экономическими законами (которые с точки зрения человека, слепы, т.е. не анторопоморфны, никак не учитывают его интересов), капитал стал решающим фактором, определяющим глобальные приоритеты и дальнейший путь цивилизации. А человек превратился в объект прямого или опосредованного воздействия капитала, перестав де-факто быть субъектом своей истории.

Со вторым вопросом о мерах, необходимых для преодоления кризиса, дело обстоит сложнее.

В целом, сделаны хорошо аргументированные выводы о необходимости безотлагательного формирования новой структуры мировых институтов и отношений, основанных на общецивилизационных приоритетах. Однако какие-либо реалистические предположения, тем более с учетом теперешней геополитической обстановки, отсутствуют.

Блок из первых пяти проблем (см. приведенный выше перечень) в принципе может быть решен на существующем уровне развития цивилизации и специалистами разработаны достаточно реалистические программы целенаправленного и последовательного улучшения положения в этих сферах.

Однако, всё это возможно только при решении всех остальных проблем, требующих практически всеобщего согласия. Попытки же их решения на национальном и региональном уровнях и даже под эгидой ООН не соответствуют серьезности ситуации и малоэффективны, т.к. не отвечают на главные вопросы эпохи. Наиболее убедительно свидетельствует об этом череда финансовых кризисов и тем более кризис на Балканах, который будет иметь далеко идущие последствия для судеб мира.

Вполне очевидно, что некоторые из предложенных мер вполне реально воплотить в жизнь. Большинство же из них, с позиций здравого смысла, присущего нормальному человеку, тем более с учетом сегодняшних мировых реалий, покажутся нереализуемыми, утопичными. Предложить другие альтернативы выживания с позиций научного знания не представляется возможным.

Всем понятно, что все страны — от беднейших до наиболее развитых должны решать свои насущные проблемы, — и не за счет других, как это зачастую делается сейчас. Однако, игнорирование общих проблем, будет губительно для всех— только с небольшой отсрочкой.

Разобщенное и враждующее между собой человечество наверняка обречено. Объединенное имеет шансы на выживание.

Сергей Каменский 1996— 2004 — 2007

Ключевые процессы в глобализованном мире подчиняются экономическим законам, в которые даже в неявной форме не входит ни один из гуманистических принципов. В то же время все развитые страны ставят на первый план принципы демократизации и соблюдение прав человека во всем мире — но пока это мож­но реально обеспечить только в них самих. Большинству других, в том числе Украине, придется пройти долгий путь развития — по меньшей мере, до среднеев­ропейского уровня.

Поэтому, даже при развитом праве можно обеспечить достойные условия жизни и развития человека только в рамках одного национального государства или группы государств. А обеспечить баланс между правами человека, го­сударства и человечества на ближайшую перспективу нереально — при сохранении им того же курса. Тем более, что основным приоритетом для человечества сегодня является проблема обеспечения гло­бального выживания. А она никак не является приоритетной для глобальной рыночной экономики.

В 20 веке человечество встало перед рядом проблем и кризисов, которые требуют решения в масштабе всей планеты.

Эти проблемы, касающиеся судьбы дальнейшего развития человеческой цивилизации, получили название глобальных (от лат. globus – земной шар).

Впервые человечество осознало себя как единое целое во время Первой мировой войны. Поскольку для боевых действий не существовало границ и расстояний, миллионы людей оказались втянуты в военный конфликт глобального масштаба. В это время возникло учение о ноосфере, чье авторство принадлежит Владимиру Вернадскому (1863-1945). Он называл человека самой крупной силой на Земле, способной изменять облик планеты и влиять на ее настоящее и будущее.

Глобальные кризисы алармистского характера


Все возрастающее количество глобальных проблем привело к тому, что человечество сегодня стоит перед двумя путями развития:

  • либо оно продолжит стихийно развиваться, действуя деструктивно на окружающий мир,
  • либо целенаправленно перестроит свое бытие принципиальным образом.

Существуют две разновидности кризиса алармистского характера (от фр. alarme – тревога):

2) неразумное отношение человека к природе, бесконтрольное потребление и переработка природных ресурсов (например, последовательная вырубка лесов, возрастание концентрации двуокиси углерода в атмосфере и, как последствие, повышение температуры воздуха и т.д.) приведет к тотальному загрязнению и природным катаклизмам.

Алармистские кризисы со временем только усугубляются, чему способствует стремительная индустриализация человечества. Решение таких проблем, как голод, нехватка пресной воды, ликвидация отставания развивающихся стран от развитых, ведет к постоянному росту промышленности и экономики, а это требует все большего количества ресурсов.

Виды глобальных кризисов и причины их появления

Развитие общества приводит к другим видам глобальных кризисов:

Аурелио Печчеи отмечал, что глобальные проблемы не знают социальных и политических границ, они для всех едины.

В числе основных причин ученые называют:

1) Единство современного мира, которое сформировалось благодаря взаимопроникающим политико-экономическим связям. Как ни странно, наиболее ярко это проявилось во время мировых войн. Вторая мировая война, начавшаяся как небольшой конфликт на границах Германии и Польши, вскоре охватила весь мир. Философ Н. Бердяев писал, что

2) Рост промышленного производства планеты. По сравнению с началом XX века, индекс производства сегодня возрос более чем в 50 раз. Мировой ВВП составляет около 13 триллионов долларов. По прогнозам ученых, к 2050 году он увеличится в 10 раз. Константин Циолковский (1857–1935) еще в позапрошлом веке предрекал, что человек станет самой могучей силой на планете. При этом человек воздействует на природу намного сильнее самых неистовых природных стихий и часто не может контролировать вызванные своей деятельностью изменения.

3) Глобальный кризис вызван также неравномерным уровнем развития промышленности и культуры в различных странах. Тем не менее, благодаря передовым информационным технологиям, таким как телевидение, спутниковая связь, интернет, любая информация об открытиях и событиях становится доступна в любом уголке земного шара. Между тем, люди, имеющие доступ к этой информацией, находятся на различных ступенях цивилизации: племена, пребывающие в родоплеменных отношениях, живут в паре часов пути от мыса Канаверал или космодрома Байконур, откуда человечество исследует космос. Поэтому в мире остро стоит проблема владения ядерным оружием и имеется угроза ядерного терроризма.

Пути решения глобальных кризисов

Некоторые ученые предполагают гибель человечества уже в течение ближайшего столетия. Однако, оглядываясь на историю, можно делать не столь пессимистические выводы. Человечество способно находить компромиссные решения даже в самых сложных ситуациях. Например, удалось избежать атомной войны между СССР и США во время Карибского кризиса в конце XX века.

В 1960-1970-х годах создавалось множество центров, объединяющих ученых-футурологов для изучения философии глобальных проблем. Один из самых известных – Римский клуб, исследующий взаимосвязь всех аспектов жизни человека в двух направлениях: экономического развития и человеческих взаимоотношений.

Один из основателей Римского клуба Аурелио Печчеи утверждал, что рост промышленного потенциала и индустриализации в реальности не более, чем миф, за которым скрывается множество глобальных проблем.

Наша презентация:

  • чувство глобальности;
  • стремление к справедливости;
  • неприятие насилия.

Научная обоснованность идейного начала глобализации рассматривается в статье как первостепенное условие развития глобализации в направлении формирования динамичной глобальной системы. Исследуются причины кризиса, наблюдаемого ныне в трех подсистемах: политической, правовой и экономической. Выдвигается тезис о том, что главная проблема заключается в системе норм и базовых ценностей глобальной системы. Также приводятся основные принципы соответствующей деятельности в направлении разрешения проблемы.

The scientific validity of the ideological foundations of globalization is considered in the article as the prime condition of development of globalization in the direction of formation of the dynamic global system. The article explores reasons of the crisis observed in three subsystems nowadays: political, legal and economic. The author introduces the thesis that the main problem consists in the system of norms and basic values of global system. Basic principles of the corresponding activity in solution of the problem are also discussed.

Процесс формирования глобальной структуры – глобализация

Процессы ускорения темпов сближения границ, расширения экономических, энергетических, технологических и информационных связей, названные глобализацией, ставят политических и юридических акторов, ответственных за контроль над системными процессами, перед необходимостью действовать в единой системе.При этом для субъектов, играющих главную роль в этом процессе, важно не остаться в стороне от этой системы. Сформировавшаяся глобальная политическая, правовая и экономи­ческая система создает благоприятную возможность для решения ряда гуманитарных глобальных проблем (демографической, продовольственной, экологической и т. д.). Другими словами, формирование глобальной структуры или процесс глобализации протекает по сле­ду­ющей схеме: повышение темпов развития экономических, технологических и информационных отношений® укрепление политико-правовой организации® культурная, гуманитарная и экологическая глобализация.

Глобальные ценности как основа глобальной структуры

Сказанное выше не должно быть понято так, будто глобализация, ведущая к созда­нию глобальной системы, суть объективное явление, имеющее своим началом научно-технический прогресс и другие экономические процессы. Подходя к проблеме именно с таких позиций, некоторые авторы считают глобализацию не политическим, а социально-эконо­мическим феноменом (Иноземцев 2008). Вместе с тем объективно обусловленная глобализация, которой пытаются следовать политики в своей стратегии, есть опасное, непредсказуемое, разнонаправленное явление, ведущее к созданию непрогрессивных, нецивилизованных структур (в настоящее время подобные структуры встречаются на международной арене). Структуризация, организация, в том числе и политическая, стремящаяся к контролю над всеми процессами, обязательно должна опираться на такую социально-философскую концепцию, которая содержала бы в себе не только политические цели и принципы, но и морально-духовные ценности. Очевидно, что в идеале глобализация должна привести не к глобальному хаосу и кризису, а к действенной, динамичной и стабильной глобальной структуре.

Для построения системы и обеспечения ее долговечности политические цели и амбиции, содержащиеся в идее, на которую опирается концепция глобальной системы, должны учитывать как современные реалии, так и закономерности исторических процес­сов, потенциал выдвинутых самой историей международных политических акторов, пери­о­дически реализующих идею всемирного господства. В противном случае с усиле­ни­ем/ослаблением мощи государства в исторически кратчайшие (исчисляемые десятилетиями) сроки система может столкнуться с кризисом или потребуется замена еще несформировавшейся структуры новой.

С другой стороны, чтобы обеспечить формирование глобальной системы, конкре­ти­зировать ее структуру, морально-духовные критерии, заключенные в исходной концеп­ции глобальной системы, должны обладать способностью к социализации во всех куль­тур­ных регионах мира, быть востребованными населением этих регионов.

Провал глобализации демократических ценностей

Одной из главных причин неэффективности базовых ценностей современной гло­бальной системы явилась попытка обобщения, придания принципам и процедурам того или иного государственного устройства как некой гуманистической идее общечело­ве­ческого характера. Еще Аристотель указывал на научную несостоятельность попыток применения универсальной структуры (например, демократии. – В. Г.) к различным странам. Другой причиной следует признать попытки манипулирования этими идеа­ли­зи­рованными принципами государственности, превращения их посредством силового давле­ния или уступок в инструмент обеспечения собственных интересов в межгосударственных отношениях. Иными словами, еще одной причиной неэффективности базовых ценностей современной глобальной системы является стремление возвести идею, неспособную к обобщению, до уровня международных правовых норм и использовать ее затем в целях дискредитации.

Демократические ценности не стали общечеловеческими. По тем или иным объективным и субъективным причинам (нелегитимный характер власти, стремление отдельной личности или группы насильственным образом оставаться у власти; обеспечение существующим правительством интересов сильных держав в регионе и как ответная реакция – защита этого правительства международными политическими игроками [Египет] и т. д.) применение подобной системы в некоторых странах Европы и Азии, Среднего Востока, Латинской Америки не представляется возможным как на данном этапе, так и в перспективе. Однако если народ не является источником власти, если не реализуется общенародная воля, то не может быть и речи о демократии. Представляет интерес то обстоятельство, что государства – приверженцы принципов глобализации во имя обеспечения своих интересов в регионе и сохранения международных связей вынуждены смириться со сложившейся ситуацией. Оправдывая, по сути дела, забвение демократических ценностей, эти силы подвергают опасности глобальную систему, основанную на данной идее. С другой стороны, в ряде стран вследствие их географического расположения и регио­нальных позиций, с учетом демографических показателей и исторически существующих проблем в отношениях с соседними странами процесс демократизации может представлять угрозу национальной безопасности, территориальной целостности, внутрен­нему порядку и стабильности. По этой причине смену правительств этих стран нельзя рассматривать как проявление демократии. Таким образом, указанные ценности потен­ци­ально не способны приобрести статус общечеловеческих.

Видимая структура и причины кризиса

Ряд исследователей и экспертов склонны рассматривать глобальный кризис как историческое следствие глобализации. В этом случае глобализация воспринимается как общность, унификация, размывание границ (экономических, культурных, идеологических и т. д.). Однако независимо от степени унификации отношений, углубления межгосударственных отношений и взаимосвязи разных регионов мира подобная целостность не в состоянии обеспечить функционирование глобальной системы как единого государства, поскольку разнородность, суверенитет международных субъектов сохраняются. В то же время кризис, возникший в политической, правовой и экономической структурах госу­дарства, нельзя объяснять его культурной или экономической общностью. Если госу­дарство переживает кризис во всех своих подсистемах (политической, экономической и правовой), то очевидно, что проблема заключается в отсутствии согласия и гармонии как в системе ценностей, норм и правил, так и между указанными тремя подсис­те­мами. Подрывая связи между указанными тремя подсистемами, индивидуальные и групповые интересы ставят систему не только перед угрозой распада, но и, самое главное, способствуют отчуждению основополагающих ценностей. То же самое происходит и с глобальной системой. В настоящее время во всех данных системах наблюдаются кризисные явления. Поэтому восстановить систему на основе отчужденных норм и ценностей представляется невозможным.

Падение авторитета приоритетных ценностей и последовавшее за этим падение авторитета международного права (спровоцированное доминирующими политическими силами, отодвинувшими ценности на задний план ради защиты собственных стратегических, экономических, религиозно-психологических, групповых и индивидуальных интересов) приводят в конечном счете к политико-правовому и экономическому кризису. Экономические процессы могут разворачиваться только на основе устойчивого и долгосрочного доверия. В свою очередь долгосрочное доверие зиждется не на противостоянии, а на текущих стратегических и региональных интересах и ценностях.

Сохранение доминирующими силами авторитета и роли приоритетной ценности связано с выдвижением на передний план проблемы ее защиты, что в свою очередь возможно лишь в процессе соперничества данной ценности с другими ценностями. Если устранение противоположности первоначально и сопровождается резким скачком глобальной экономики, развертыванием глобализационных процессов вокруг одной ценности (в течение 20 лет после окончания холодной войны), то в дальнейшем лишенная своей противоположности и нашедшая закрепление в праве ценность начинает отчуждаться, терять свой авторитет. Идеологический вакуум представляет угрозу реально протекающим процессам, становится источником серьезного и неизбежного кризиса (достаточно сослаться на случаи, когда политические силы в ряде стран не защитили ценности от пося­гательств, применялись двойные стандарты в отношении базовых принципов меж­дународного права и т. д.).

Приоритет текущих стратегических экономических интересов крупных экономических структур, олигархических группировок в ущерб идеологическим и правовым принципам ведет к усилению власти олигархов как в экономике, так и в политике, что в свою очередь способствует ослаблению и развалу вместе с нормами и самих глобальных струк­тур. Монополизация олигархической группировкой как экономики, так и политики (невозможно обеспечить устойчивость экономической власти, не монополизировав политику) вызывает апатию наряду с политикой и в экономике. Апатия в политике, праве и экономике ведет к утрате доверия к международным организациям, доминирующим политическим, правовым и экономическим структурам. Необходимость обеспечения своих интересов в условиях утраты легитимности вынуждает к применению силы (например, США в Ираке).

Глобальный экономический кризис является не просто международным политико-правовым кризисом, а выступает как продолжение политико-экономического кризиса внутри самих ведущих государств мира. И нынешний экономический кризис также явля­ется следствием монополизации политической системы экономическими олигархами этих стран.

Если в политико-правовой сфере причиной кризиса явилась невозможность уни­вер­сализации демократических принципов, то в экономической сфере этой причиной стала либерализация экономики, нашедшая свое выражение в преобладании в экономике последних десятилетий либеральных ценностей.

Рост виртуальных финансов, не подкрепленных материальными ресурсами, падение авторитета экономических ценностей, норм и правил организации бизнеса, углубление экономических различий между слоями населения при отсутствии опоры на культурно-интеллектуальный потенциал, апатия и утрата веры в принцип экономической справедливости, в эффективность предпринимательства и перспективы деловой актив­ности, рост безработицы и сокращение производства, ведущая роль одних и тех же акторов в глобальной экономической системе и т. д. – все это привело к комплексному проявлению всемирного экономического кризиса.

Если и политическая система государства, и международные политические отношения превращаются в руках ведущих игроков в средство, а макроэкономические и международные экономические процессы контролируются олигархическими группировками, то это значит, что кризис на деле первоначально возник в рамках политической системы. Монополистическая деятельность определенной олигархической группировки, не имеющей надстройки, и создание ею виртуальных финансов, лишенных соответствующей материальной опоры, падение производства и рост инфляции закономерным образом ведут к кризису.

Вероятность распада глобальной структуры

Глобальный политический кризис развивается по двум направлениям: 1) Сохранение существующего положения международных организаций. Отсутствие ре­форм может впоследствии привести к потере шансов организации на сохранение, а попытка организоваться вновь чревата большими трудностями. Мир в таком случае погрузится в хаос; 2) Рост давления великих держав, требующих предоставления юридически оформленного контроля над ситуацией в мире, проталкивание ими в этих целях своих сторонников в Совет Безопасности и другие организации, что может довести сопер­ни­чество между ними до опасного уровня. В свете сказанного новая организация должна опираться на нормы и принципы, на основе которых в дальнейшем можно было бы держать под контролем процессы и обеспечить должный порядок в мире, даже несмотря на то, что эти принципы и порядок могут служить определенным политическим целям.

Безусловно, следует принимать во внимание удельный вес политических игроков, вовлеченных в этот процесс, определить долю их участия в нем. В противном случае никакая норма и никакие стандарты не будут иметь юридической силы. Однако это участие должно иметь нормативно-правовое обеспечение. При этом нормы должны быть отобраны таким образом, чтобы данные субъекты взяли на себя лишь благие обязательства, служили бы миру и порядку.

Пути выхода из глобального кризиса

В качестве общих и высших ценностей должны выступать не демократические принципы и процедуры, а культурно-духовные, интеллектуальные критерии, такие как гуманизм, толерантность, общечеловеческие ценности и др. Основным критерием, предъявляемым к подсистемам – государствам, должен быть гражданский, легитимный, соци­альный и светский характер власти. В основу формирования власти должен быть поло­жен критерий ее прогрессивности. Ревизия ценностей не должна производиться в форме технической процедуры, допускающей формализм, искажения, фальсификации и манипуляции.

Иноземцев, В. Л. 2008. Современная глобализация и ее восприятие в мире. Век глобализации 1: 31–44. (Inozemtsev, V. L. 2008. Modern globalization and its understanding in the world. Age of Globalization 1: 31–44).

Кира Барбар

1) Что такое человечество?

2) В чем состоит глобальный кризис наших дней?

З) В чем сущность и содержание глобальных проблем?

Екатерина Климова

1.Человечество — активная часть животного мира биосферы, способная не только приспособить её под свои нужды, но и полностью изменить её облик.
Человечество можно также представить, как всех людей Земного шара (мира), пребывающих на жизненном этапе от рождения из материнской утробы до смерти; как объединение персон, живших в историческую эпоху; как совокупное количество индивидов, личностей, граждан, живущих на Земле в данный момент. Подразделяется на расы, народы (или этносы), социальные и культурные группы. Результат деятельности человечества принято называть культурой.

Сергей Корниенко

2. человечество активно уничтожает себя уже давно даже не осознавая этого . например в 1941 года немецкая Германия показала как она ненавидет людей у которых кожа не такая как у них и за то что у них не голубые глаза . есть много примеров. но и так все понятно но вывод никто не хочет делать .

Нуран Ахундов

3.Глобальные проблемы - наиболее важные общепланетарные проблемы современной эпохи, затрагивающие человечество в целом. Это совокупность таких острейших жизненных проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс человечества и которые сами, в свою очередь, могут быть разрешены лишь благодаря этому прогрессу.( 1. интерсоциальные проблемы, относящиеся к взаимодействию государств, различных общественно-экономических систем (проблемы мира и разоружения, мирового социально-экономического развития, преодоления отсталости стран и регионов и пр.)2. антропосоциальные проблемы, связанные с отношениями между человеком и обществом (проблемы научно-технического процесса, образования и культуры, роста народонаселения, здравоохранения, биосоциальной адаптации человека и его будущего)3. природно-социальные глобальные проблемы, существующие во взаимодействии человека и общества с природой (экологическая проблема, проблема ресурсов, энергетики, продовольствия)) Указанные проблемы в той или иной степени оказывают влияние на будущее человеческой цивилизации.

Лана Бондаренко

2.Развитие цивилизации привело к такой взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, что нам приходится принимать идею человечества как единого организма, живущего на общей планете, вырабатывать единые для всех ценности и создавать международные органы управления.
Сложность этой задачи состоит не только в огромной организационной работе, которую необходимо произвести. Существование тоталитарных режимов, терроризм и религиозная нетерпимость, геополититическое противостояние и претензии на мировое лидерство - все это говорит о неготовности человечества к объединению. Однако наше дальнейшее существование в виде разрозненных государств, преследующих каждое свои интересы, становится все более опасным.

Читайте также: