Деятельность теоретиков и практиков народной школы паульсен

Обновлено: 03.07.2024

1 Образование и педагогическая мысль в России XVIII – начала XX вв. План 4. Философско-педагогические воззрения Л.Н. Толстого. 5. Вклад Н.А. Корфа и Н.Ф. Бунакова в развитие общественной народной школы. 6. Развитие церковноприходского типа образования в педагогическом опыте С.А. Рачинского.

2 4. Философско-педагогические воззрения Л.Н. Толстого. 2Сидоров С.В. - Лев Николаевич Толстой ( ) – писатель, публицист, просветитель, религиозный мыслитель. Основоположник религиозно-нравственного течения – толстовства.толстовства

4 Сидоров С.В. - Основные даты педагогической деятельности Л.Н. Толстого г. Л.Н. Толстой учит грамоте крестьянских детей Ясной Поляны г. – открытие Яснополянской школы г. – поездка за границу, изучение школьного дела в Англии, Бельгии, Германии, Франции и Швейцарии; критика зарубежных систем народного образования е гг. – деятельность в составе земства Крапивенского уезда; открытие новых школ, разработка проекта крестьянской учительской семинарии.

5 Сидоров С.В. - Основные педагогические идеи Л.Н. Толстого: - развитие творческих способностей ребёнка; - ненасилие, внимание к потребностям и интересам ребёнка, создание условий для свободного развития личности; - единство обучения и воспитания; - религия как основа нравственного воспитания; - учёт условий социальной среды в содержании и организации обучения.

6 5. Вклад Н.А. Корфа и Н.Ф. Бунакова в развитие общественной народной школы. 6Сидоров С.В. - Земства выборные органы местного (общественного) самоуправления в Российской империи. Были введены земской реформой 1864 г.земской реформой 1864 г. К 1914 г. земства (земские собрания, земские управы) существовали в 43 губерниях Европейской России. Одним из направлений работы земств было создание и содержание народных школ.

7 Сидоров С.В. - Николай Александрович Корф ( ) – общественный деятель, педагог, публицист. Активный участник земского самоуправления в Екатеринославской губернии. Организовал школьное дело в Александровском уезде.

8 Сидоров С.В. - Разработанные Н.А. Корфом учебные книги и руководства для народной школы: "Руководство к обучению грамоте по звуковому способу"; "Русская начальная школа. Руководство для земских гласных и учителей сельских школ"; "Малютка", "Наш друг" - книги для чтения в народной школе; "Наше школьное дело" - сборник статей.

9 Сидоров С.В. - Создание сети земских школ, по Н.А. Корфу: - специально спроектированные типовые школьные здания; - единое обеспечение народных школ книгами и учебно-наглядными пособиями; - единое планирование и чёткая организация работы школ; - работа по повышению методической подготовки народных учителей (посещение и анализ уроков, образцовые уроки, съезды- курсы).

10 10Сидоров С.В. - Николай Фёдорович Бунаков ( ) педагог, общественный деятель, организатор учительских съездов-курсов. На свои средства открыл школу для крестьянских детей в селе Петино (Воронежская губерния) Теоретик и практик начального обучения, автор учебников и учебных пособий по русскому языку.

13 Сидоров С.В. - Педагогические идеи Н.Ф. Бунакова: - всеобщее бесплатное обучение; - повышение общеобразовательного уровня народной школы, приближение её к потребностям жизни; - участие общественности в делах школы, ответственность школы за детей перед их родителями; - постоянное повышение профессиональной подготовки народных учителей.

14 6. Развитие церковноприходского типа образования в педагогическом опыте С.А. Рачинского. 14Сидоров С.В. - Сергей Александрович Рачинский ( ) учёный (ботаник и математик), педагог, просветитель. Профессор Московского университета, член-корреспондент Императорской Санкт- Петербургской Академии Наук.Московского университета Императорской Санкт- Петербургской Академии Наук

15 Сидоров С.В. - В селе Татево Бельского уезда Смоленской губернии С.А. Рачинский создал новый тип церковноприходской школы, объединяющей религиозное, нравственное, трудовое и профессиональное воспитание и обучение, согласованное с потребностями крестьянской семьи и сельской общины.

16 Сидоров С.В единство обучения и воспитания; - единство уроков и внеурочной работы; - круглогодичная работа с детьми (летом вместо уроков проводились познавательные путешествия); - общежитие для детей из дальних деревень; Особенности школы С.А. Рачинского:

17 Сидоров С.В система воспитывающих отношений по типу уклада крестьянской семьи: учитель не только проводил с детьми учебные занятия, но и посвящал им свободное от уроков время; старшие ученики заботились о младших, помогали им в учёбе и труде; - совместный труд детей и взрослых; - подготовка к труду, формирование у детей культуры труда; Особенности школы С.А. Рачинского:

18 Сидоров С.В дополнительное образование (пение в хоре, игра на музыкальных инструментах, занятия по изобразительному искусству и др.); - работа по устранению у детей дефектов речи, обучение ремёслам детей с врождёнными недостатками; - подготовка школой педагогических кадров; - школа как центр просвещения крестьян. Особенности школы С.А. Рачинского:

20 Сидоров С.В. - Знаменитые ученики Татевской школы: Н.П. Богданов-Бельский – русский художник; А.П. Васильев – протоиерей, духовник царской семьи (погиб в 1918 г.); Н.М. Синев – участник советских проектов по танкостроению и атомной энергии, лауреат Сталинских и Государственных премий.

21 Н.П. Богданов-Бельский. Устный счёт. 21Сидоров С.В. - Эпизоды из жизни Татевской школы и сам С.А. Рачинский запечатлены на нескольких известных картинах Н.П. Богданова- Бельского

22 Н.П. Богданов-Бельский. Воскресное чтение в сельской школе. 22Сидоров С.В. -





Школа и педагогика России во второй половине XIX в.

Важным способом нравственного воздействия Ушинский считал убеждение словом, примером наставника с опорой на личный опыт ребенка. Одни лишь наставления ("моральные сентенции"), полагал Ушинский, "готовят лицемеров". Крайними средствами воспитания ("лекарства" при болезни) он считал наказания. Предпочтение отдавалось наказаниям предупредительного свойства: замечанию, снижению отметки за поведение. Поощрения рекомендовалось использовать весьма осторожно. Отвергались материальные награды и признавалась польза нравственного поощрения: "Дети ненавидят учителей, от которых никогда не дождешься одобрения или признания того, что хорошо сделано".

В 1860-х гг. на арену педагогической жизни России выдвинулась группа методистов, которая внесла большой вклад в реформирование процесса обучения в школе (Н.Ф. Бунаков, Н.А. Корф, И.И. Паульсен, В.Я. Стоюнин, В.И. Водовозов, К.К. Сент-Илер, О.Ф. Миллер, Л.Н. Модзалевский, В.П. Острогорский и др.). В целом они руководствовались указаниями А. Дистервега, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова.

Николай Александрович Корф (1834-1883) создал вид деревенской земской 3-летней школы, которая быстро распространилась в России и просуществовала до первых лет советской власти. Учитель такой школы одновременно занимался с разными группами детей - с одними устно, а другим давал письменные задания. Корф по-новому поставил вопрос об инспектировании народных школ. Инспектором должен был быть человек, проработавший определенное время в учебных заведениях и являющийся опытным методистом. Корф высказывался за увеличение сроков начального обучения, защищал право обучения нерусских народов на родном языке.

Иосиф Иванович Паулъсен (1825-1898) был соучредителем журнала "Учитель", автором "Методики грамоты по историческим и теоретическим данным". В этом труде отдано предпочтение так называемому аналитическому методу обучения грамоте. Сущность аналитического метода такова: изображение на рисунке знакомого ребенку предмета, четкое произношение словоназвания этого предмета, разложение произнесенного слова на составные части, написание его и разложение на буквы, образование из знакомых ученику звуков и букв различных сочетаний, составление из этих сочетаний и звуков новых слов, чтение и письмо слов.


22 23 24 25 26 27 Следующая > В конец >>


Вторая половина XIX века начинается в России серьезными общественными переменами, предвестником которых и было столь бурное брожение умов. С историографической точки зрения эти перемены следует отсчитывать с 1861 г., с отмены крепостного права. Вместе с тем, оно было лишь наиболее заметным звеном в цепи давно назревших реформ. К тому времени в российском обществе широко распространились взгляды на просвещение как на способ изменения условий жизни. В публицистике и педагогике возрастало внимание к отдельной личности, обосновывалась необходимость научности образования.

О феномене русской интеллигенции следует сказать отдельно. Понятие интеллигент (от лат. intellectus), придя из Европы, в России приобрело (вплоть до 1917 г.) смысл, значительно выходящий за пределы образованности и умственного рода деятельности. Российский интеллигент был человеком высококультурным в самом широком и благородном смысле, высоконравственным, ответственным за свои поступки, совестливым, человеком слова, преданным своему народу и отчизне, уважающим людей и мысль.

Педагогические идеи и деятельность Д. Писарева и Н. Пирогова

Политические и педагогические идеи революционных демократов

К эмансипации женщин стремился Д. Писарев. Утверждая, что женщине должны быть открыты дороги к образованию наравне с мужчинами, он требовал законодательных реформ в этом направлении. То же можно сказать и о Пирогове. Однако, требуя отмены дискриминации женщин, расширения женского образования, тот ограничивал масштабы его применения, отказывая женщинам в государственной службе, а тем более службе в армии.

Педагогические идеи и деятельность К. Ушинского

Вопросы и задания

1. Чем были вызваны реформы в российском образовании начала XIX века и в чем они заключались? Каков был вклад в них М. Сперанского и декабристов?

2. Чем был вызван реакционный откат и в чем он состоял?

3. Опишите четыре ступени образования в России первой половины XIX в.

4. Какую роль в российском образовании и в общих умонастроениях сыграл Царскосельский лицей? Назовите его преподавателей и воспитанников.

6. В чем состояла полемика о судьбах России в середине XIX века? Назовите славянофилов и приведите их доводы. В чем состояла позиция западников? Какое место в этой полемике занимал П. Чаадаев?

7. Кем были по своим политическим взглядам А. Герцен и В. Белинский? Охарактеризуйте их педагогические представления.

8. Как отразились общественные перемены в России в середине XIX в. на образовании? В чем состояли позиции охранительного либерализма и как они выразились в педагогике Д. Писарева и Н. Пирогова?

9. Кем были по своим политическим взглядам Н. Чернышевский и Н. Добролюбов? Охарактеризуйте их педагогические идеи, в том числе в вопросе эмансипации женщин.

10. Опишите педагогические идеи и деятельность К. Ушинского. Остановитесь на его высказываниях о народности образования и роли родного языка, а также личности педагога.

1. Контрольная работа по данному курсу является одним из методов организации самостоятельной работы студентов.

2. Темы контрольных работ являются дополнительным материалом для изучения данной дисциплины.

3. Контрольная работа является допуском к экзамену.

4. Контрольная работа должна быть подготовлена согласно теме, предложенной преподавателем. Допускается самостоятельный выбор темы контрольной работы, но по согласованию с преподавателем.

5. Контрольная работа должна иметь:

Ø титульный лист;

Ø текст должен быть разбит на разделы согласно содержания;

Ø список литературы не менее 5 источников.

Шрифт ТNR, кегль 14, межстрочный интервал 1,15; выравнивание по ширине, абзац – 1,25; поля – стандарт.

Тематика индивидуальных контрольных заданий

1. История воспитания в античности.

2. Образование и воспитание в эллинистическую эпоху.

3. Система воспитания и образования в Византийской империи.

4. Становление и развитие классно-урочной системы.

5. Эволюция педагогической мысли и практики в Индии.

6. Эволюция педагогической мысли и практики в Китае.

7. Принцип свободного воспитания в истории зарубежной педагогики.

8. Принцип природосообразности в педагогических теориях Западной Европы.

9. Принцип культуросообразности в педагогических теориях Западной Европы.

10. Проблема нравственного воспитания в русской педагогической мысли XIX в.

11. История развития проблемы сенсорного воспитания в трудах зарубежных и русских педагогов.

12. Проблема всеобщего обучения в истории зарубежной педагогики.

13. Педагогика западноевропейского Средневековья.

14. Педагогические идеи в утопических сочинениях Т. Мора, Т. Кампанеллы, Ш.

15. Вопросы воспитания в трудах гуманистов.

16. Воспитание и школьное дело в период Реформации.

17. Педагогические взгляды Я.А. Коменского, Дж. Локка о нравственном образовании и добродетели.

18. Педагогическая концепция французских энциклопедистов.

19. Педагогические идеи Ж.-Ж. Руссо.

20. Идеи о воспитании американских просветителей.

21. Педагогические взгляды и практика М.В. Ломоносова.

22. Концепция развивающего и воспитывающего обучения Ф.А. Дистервега.

23. Педагогическая теория И.Ф. Герберта как научная система знаний о воспитании и образовании.

24. Философия позитивизма в педагогике.

25. Полемика западников и славянофилов по вопросам воспитания и образования.

26. Эволюция проблемы умственного воспитания в педагогических теориях Западной Европы.

27. Педагогические взгляды В.Ф. Одоевского.

28. Педагогические идеи П.Ф. Лесгафта.

29. Педагогические взгляды и деятельность Я. Корчака.

30. Принцип народности в педагогических теориях К.Д. Ушинского.

31. Деятельность теоретиков и практиков народной школы (Н.А. Корф, И.И. Паульсен, В.Я. Стоюнин, В.И. Водовозов).

32. Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого.

33. Реформаторская педагогика (Э. Кей, А. Лай, Э. Мэйман, А. Бине).

34. Педагогика прагматизма (Д. Дьюи, Э. Паркхерст, У. Килпатрик).

35. Школьное реформирование на рубеже XIX-XX вв.

36. Педагогическое наследие С.Т. Шацкого.

37. Эволюционная педагогика В.П. Вахтерова.

38. Педагогические воззрения П.Ф. Каптерева.

39. Развитие системы образования в Западной Европе и США в XX в.

40. Возникновение и развитие экспериментальной педагогики (И.А. Сикорский, Г.И. Чепанов, Е. Паркхестон, П. Петерсон и др.)

41. Организация системы народного образования в первые годы Советской власти.

42. С.И. Гессен о воспитании и образовании.

43. В.В. Зеньковский как идеолог православной педагогики.

44. Педагогическое наследие П.П. Блонского.

45. Социогенетическая концепция воспитания и обучения (А.Б. Залкинд, С.С. Моложавый, А.С. Залужный).

Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

Рекомендуемая литература

1. Латышина Д.И. История педагогики и образования : учеб.: рек. УМО/ Д. И. Ла-тышина. - М.: Гардарики, 2007. -528 с.

2. Джуринский А.Н. История педагогики и образования : Учеб.: доп. Мин. обр. РФ/ А.Н. Джуринский. - М.: ВЛАДОС, 2010. -400 с.

Дополнительная:

1. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики :

учеб.пособие: Рек. УМО вузов РФ / Андреева И.Н. - М. : Академия, 2000. - 176 с.

2. Алешев И. История гимназического образования в России (XVIII и XIX вв.). - Спб., 1912.

3. Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. - М., 1990.

4. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. - М., 1987.

5. Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности. Т. II. – М., 1986.

6. Водовозов В.И. Избр. пед. соч. / Сост. B.C. Аранский. - М., 1986.

7. Ганелин Ш.И. Очерки по истории средней школы в России 2-й половины XIX в. - М., 1954.

8. Демков М.И. История русской педагогики. Ч. 1—3. - М., 1912.

9. Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. / Под ред. А.М. Арсеньева. - М., 1982.

10. Каптерев П.Ф. История русской педагогии. 2-е изд. - Пг., 1915.

11. Константинов Н.А. Очерки по истории средней школы: гимназии и реальные училища с конца XIX в. до Февральской револю­ции 1917 года. - М., 1956.

12. Константинов Н.В.,Струминский В.Я. Очерки по истории началь­ного образования в России. 2-е изд. - М., 1954.

13. Медынский Е.Н. История русской педагогики до Великой Ок­тябрьской социалистической революции. 2-е изд. - М., 1938.

14. Милюков П. Очерки по истории русской культуры. - Спб., 1904.

15. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 2-я половина XIX в. / Под ред. А.И. Пискунова. - М., 1976.

16. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII — начало XIX в. / Под ред. М.Ф. Шабаевой. - М., 1973.

17. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX — начало XX в. / Отв. ред. Э.Д. Днепров. - М., 1991.

18. Педагогика творческой личности. - М., 1912.

19. Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Мини­стерства народного просвещения. 1802—1902. - Спб., 1902.

20. Рождественский С.В. Очерки по истории систем народного об­разования в России в конце XVIII — XIX в. Т. 1. - М., 1912.

21. Розанов В.В. Сумерки просвещения / Сост. В.Н. Щербаков. - М., 1990.

22. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. Т. 1 - М., 1974.

23. Хрестоматия по истории педагогики: В 4 т. Т. 4. История русской педа­гогики с древнейших времен до Великой пролетарской револю­ции. Ч. II / Под ред. С.А. Каменева / Сост.Н. А. Желваков.- М., 1936.

24. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России / Сост. С.Ф. Егоров. 2-е изд. - М., 1986.

25. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т. I / Под ред. Н.П. Кузина и др. - М., 1980.

Читайте также: