Деятельность школьной библиотеки по подготовке обучающихся к международному исследованию pisa

Обновлено: 04.07.2024

Цель: Изучение того, обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получающие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Программа позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования разных стран и оценить эффективность стратегических решений в области образования.

Основные результаты: В последнем цикле исследования PISA-2015 среди 72 участников Российская Федерация заняла 32 место по естественнонаучной грамотности, 23 место по математической грамотности, 26 место по читательской грамотности. Российская Федерация показала существенное улучшение результатов по сравнению с предыдущим циклом исследования 2012 года: результаты по математической грамотности улучшились на 12 баллов (494 балла против 482), по читательской грамотности на 20 баллов (495 баллов против 475), по естественнонаучной грамотности на 1 балл (487 баллов против 486). Увеличилось число учащихся с высокими уровнями математической, читательской и естественнонаучной грамотности и уменьшилось число учащихся с низкими уровнями грамотности

Суть исследования и его организаторы.

На что направлены мероприятия в рамках PISA? На оценку грамотности пятнадцатилетних школьников, получивших общее среднее образование. И эта грамотность анализируется в трёх основных областях: математической, естественнонаучной и читательской. Но упор делается на то, как достигшие 15-летнего возраста ученики школ могут применять получаемые во время обучения знания в жизненных повседневных ситуациях для решения большого количества задач в разных сферах деятельности человека, включая финансовые достижения, социализацию и преодоление различных препятствий.

PISA имеет принципиальные отличия от прочих существующих оценочных систем. Они заключаются в:

  1. Широте охвата. В программе участвуют многие мировые государства.
  2. Уклоне на непрерывное обучение в течение жизни. Участники исследования сообщают о представлении о себе спустя некоторое время, о мотивации к продолжению обучения после основного образования, о стратегиях получения новых знаний и навыков.
  3. Ориентации на политику, предполагающую связывание данных о результатах образовательного процесса и отношении к обучению со сведениями о происхождении учащихся, их социальном статусе и о факторах, влияющих на усвоение знаний и навыков в школах.
  4. Систематичности и планомерности, позволяющих странам-участницам отслеживать успешность достижения образовательных целей в динамике.

Исследования проводятся OECD – Организацией экономического сотрудничества и развития (русская аббревиатура – ОЭСР). В России программа реализуется Федеральным институтом оценки качества В рамках PISA оценивается три направления применения на практике полученных во время образовательного процесса навыков и знаний. Это:

  • Читательская грамотность. Она расценивается как способность воспринимать и понимать текстовую информацию, размышлять о получаемых знаниях и заниматься чтением для достижения целей, расширения кругозора и возможностей, активного участия в социуме и взаимодействия с обществом.
  • Математическая грамотность – способности учащихся к математическому мышлению, а также к формулированию, интерпретированию и применению математики как науки при решении задач в рамках разных практических и жизненных контекстов. Данный показатель охватывает процедуры, факты и термины, понятия, инструментарии для объяснений, описания и даже прогнозирования отдельных явлений. Такая грамотность даёт возможность понимать, какую роль играет в мире математика, а также принимать обдуманные решения и совершать продуманные действия.
  • Естественнонаучная грамотность. Она расценивается как человеческая способность к активной гражданской позиции, касающейся естественных наук, а также к полной готовности интересоваться идеями в естественнонаучных областях. Современный человек должен обладать компетенциями в объяснении явлений, интерпретации доказательств и данных, в планировании и оценивании исследований, аргументированном обсуждении актуальных мировых проблем.

Как проходит PISA: особенности проведения

Цикл длится три года. В рамках PISA выбирается одно акцентное направление из трёх имеющихся: читательская, естественнонаучная либо математическая грамотность. Также каждый раз вводится одна дополнительная предметная область.

В структуру исследования входят:

  1. Компьютерное тестирование для школьников по естественным наукам, чтению и математике, а также дополнительной предметной области. На решение задач отводится два часа.
  2. Анкетирование участников (школьников). Анкета включает вопросы о жизненном опыте, статусе, отношении к образованию, финансовой грамотности (использовании денег в школе и за её пределами), а также об использовании коммуникационных и информационных технологий. На анкетирование даётся сорок девять минут.
  3. Анкетирование администрации участвующего в исследовании общеобразовательного учреждения (для учителей или руководства). Такая анкета призвана выявлять факторы, которые определяют различия в образовательных системах государств-участников.

Кроме того, дополнительно предусматриваются анкеты для родителей и вопросы по финансовой образованности для администрации. Ученики могут проходить тестирование и анкетирование последовательно или в разное время.

Задания тестирования делятся на два типа:

  1. Стандарт. Это задания с описанием проблем и вопросами.
  2. Интерактив. Такие задания содержат интерактивные материалы в формате компьютерной симуляции. Участник как бы попадает в виртуальную реальность, погружается в симулированную, но максимально приближенную к реальности ситуацию. В ходе таких заданий задаются вопросы, предлагаются разные варианты развития событий.

Результаты становятся доступными и публикуются после каждого цикла лишь на следующий год, причём в его конце. То есть для PISA-2021 итоги будут обнародованы только в декабре 2022-го.

Результаты проверки знаний школьников по каждому направлению делятся на шесть уровней, для которых предусматриваются минимальные количества баллов, то есть нижние границы. Баллы подсчитываются по ответам. И учащиеся, достигшие того или иного уровня, должны демонстрировать определённые навыки и умения, применимые не только в обучении, но и в реальной жизни.

Что известно о PISA-2021

В рамках PISA-2021, по официальным данным, будет тщательно анализироваться в качестве основополагающего направления математическая грамотность. А дополнительной областью станет креативное мышление. Будет выясняться, насколько эффективно в разных государствах учеников готовят к активному использованию математики в главных аспектах: общественном, профессиональном и личном.

В математической грамотности в 2021-ом году выделяется ключевой компонент – математическое рассуждение. И оно должно предполагать умения оценивать, правильно интерпретировать, рационально применять и грамотно формулировать знания. Причём навыки должны использоваться в четырёх жизненных контекстах: научном, личном, профессиональном и общественном. Математическое содержание в рамках рассматриваемой концепции делится на четыре категории:

  • неопределённость и данные;
  • количества;
  • формы с пространствами;
  • зависимости, изменение.

В математическую концепцию добавляются навыки, особенно необходимые в 21-ом веке. Это креативность, умелое использование информации, критическое мышление, рефлексия, системность в мышлении, изучение и исследование, инициативность, саморегуляция и настойчивость, а также коммуникация.

Участники PISA-2021 определяются в ходе выборки. Но теоретически принять участие в масштабном исследовании могут соответствующие установленным критериям подростки из разных регионов РФ. Это учащиеся, достигшие 15-летнего возраста и проходящие обучение в образовательных учреждениях. В школах будут отбираться ученики 2005-го года рождения, начиная с седьмых классов. А в учреждениях, реализующих программы среднего профессионального образования (колледжах, ПТУ), отбираются студенты первых курсов, родившиеся в 2005-ом году. Окончательные списки формируются ближе к дате проведения PISA, а пока они неизвестны.

Организаторы подготовительного пилотного исследования планируют получить обширный аналитический материал, чтобы дальше работать с ним. Это позволит по итогам разработать рекомендации, полезные не только при проведении PISA, но и для выстраивания траектории дальнейшей работы на уровнях министерств и регионов.

Также начались и масштабные международные подготовительные мероприятия. На сайте Роспотребнадзора появились сведения о том, что первая встреча национальных координаторов исследования состоялась в Вене, и в ней участвовали эксперты из РФ. В новом цикле PISA в 2021-ом году продемонстрируют знания учащихся 88 государств. И уже готов инструментарий для апробации 2020-го.

А чтобы подготовиться к тестированию самостоятельно, можно просмотреть примеры и решить задачи прошлых лет. Это позволит не только проверить свои навыки и знания, но и выяснить формат и суть предстоящих заданий.

PISA-2021 – это международное масштабное исследование, которое позволит проанализировать не только знания школьников, но и их соответствие современной жизни, а также умение применять на практике навыки и умения.

Информирование учащихся по вопросам подготовки к международному исследованию PISA, знакомство с особенностями и правилами проведения международного исследования PISA

Первичное знакомство обучающихся с правилами поведения; с КИМ; инструктирование учащихся; время проведения

Примеры открытых заданий PISA по естественнонаучной грамотности:

Обзор методической литературы и пособий по подготовке к международному исследованию PISA . Знакомство со спецификацией и образцами заданий.

Сборник заданий PISA: Естественнонаучная грамотность:

Знакомство со шкалой оценивания результатов в исследовании PISA

Организация подбора учебного материала с целью подготовки учащихся к международному исследованию PISA.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: В настоящее время меняется взгляд на то, какой должна быть подготовка выпускника школы. Наряду с формированием предметных знаний и умений, школа должна обеспечивать развитие у учащихся умений использовать свои знания в разнообразных ситуациях, близких к реальным. В дальнейшей жизни эти умения будут способствовать активному участию выпускника школы в жизни общества, помогут ему приобретать знания на протяжении всей жизни. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, то есть подготовку молодежи к "взрослой" жизни, что отличает его от других международных исследований, основной целью которых являлась проверка определенных школьными программами предметных знаний и умений, в основном, с помощью выполнения учебных заданий мало или совсем не связанных с реальной жизнью.

Область оценивания: Оценка навыков учащихся в рамках исследования PISA проводится по трем основным направлениям: читательская, математическая и естественнонаучная грамотность.

Одно из направлений исследования PISA –читательская грамотность. Читательская грамотность — один из важнейших метапредметных результатов в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и составляющая оценки функциональной грамотности школьника. Предметом измерения читательской грамотности является чтение как сложноорганизованная деятельность по восприятию, пониманию и использованию текстов. Поэтому цель проведения диагностической работы в 8 классе - выявить умения, связанные как с пониманием прочитанного, так и развитием способности применять полученную в процессе чтения информацию в разных ситуациях, в том числе нестандартных. Кроме умений на осмысление и оценку информации, в диагностическую работу добавлены умения обнаруживать и устранять противоречия, критически оценивать информацию, применять полученную информацию при решении широкого круга задач.

На основании выполнения диагностической работы оценивается овладение восьмиклассниками читательской грамотностью как составляющей функциональной грамотности личности.

Грамотность чтения - способность человека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Таким образом, термин "грамотность чтения" имеет широкий смысл. Не предполагается в явном виде проверять технику чтения. Цели исследования отражают современное представление об умении "грамотно читать". Согласно этому представлению, выпускник школы должен понимать тексты, размышлять над их содержанием, оценивать их смысл и значение и излагать свои мысли о прочитанном. Основное внимание уделяется проверке умения "грамотно читать" в различных ситуациях. Учащимся предлагаются тексты разных жанров: отрывки из художественных произведений, биографии, тексты развлекательного характера, личные письма, документы, статьи из газет и журналов, инструкции, рекламные объявления, географические карты и др. В них используются различные формы представления информации: диаграммы, рисунки, карты, таблицы и графики .

Суть исследования и его организаторы.

PISA имеет принципиальные отличия от прочих существующих оценочных систем. Они заключаются в:

Широте охвата. В программе участвуют многие мировые государства.

Уклоне на непрерывное обучение в течение жизни. Участники исследования сообщают о представлении о себе спустя некоторое время, о мотивации к продолжению обучения после основного образования, о стратегиях получения новых знаний и навыков.

Ориентации на политику, предполагающую связывание данных о результатах образовательного процесса и отношении к обучению со сведениями о происхождении учащихся, их социальном статусе и о факторах, влияющих на усвоение знаний и навыков в школах.

Систематичности и планомерности, позволяющих странам-участницам отслеживать успешность достижения образовательных целей в динамике.

Исследования проводятся OECD – Организацией экономического сотрудничества и развития (русская аббревиатура – ОЭСР). В России программа реализуется Федеральным институтом оценки качества В рамках PISA оценивается три направления применения на практике полученных во время образовательного процесса навыков и знаний. Это:

Читательская грамотность. Она расценивается как способность воспринимать и понимать текстовую информацию, размышлять о получаемых знаниях и заниматься чтением для достижения целей, расширения кругозора и возможностей, активного участия в социуме и взаимодействия с обществом.

Математическая грамотность – способности учащихся к математическому мышлению, а также к формулированию, интерпретированию и применению математики как науки при решении задач в рамках разных практических и жизненных контекстов. Данный показатель охватывает процедуры, факты и термины, понятия, инструментарии для объяснений, описания и даже прогнозирования отдельных явлений. Такая грамотность даёт возможность понимать, какую роль играет в мире математика, а также принимать обдуманные решения и совершать продуманные действия.

Естественнонаучная грамотность. Она расценивается как человеческая способность к активной гражданской позиции, касающейся естественных наук, а также к полной готовности интересоваться идеями в естественнонаучных областях. Современный человек должен обладать компетенциями в объяснении явлений, интерпретации доказательств и данных, в планировании и оценивании исследований, аргументированном обсуждении актуальных мировых проблем.

Как проходит PISA: особенности проведения

Цикл длится три года. В рамках PISA выбирается одно акцентное направление из трёх имеющихся: читательская, естественнонаучная либо математическая грамотность. Также каждый раз вводится одна дополнительная предметная область.

В структуру исследования входят:

Компьютерное тестирование для школьников по естественным наукам, чтению и математике, а также дополнительной предметной области. На решение задач отводится два часа.

Анкетирование участников (школьников). Анкета включает вопросы о жизненном опыте, статусе, отношении к образованию, финансовой грамотности (использовании денег в школе и за её пределами), а также об использовании коммуникационных и информационных технологий. На анкетирование даётся сорок девять минут.

Анкетирование администрации участвующего в исследовании общеобразовательного учреждения (для учителей или руководства). Такая анкета призвана выявлять факторы, которые определяют различия в образовательных системах государств-участников.

Содержание и структура диагностических работ.

Диагностическая работа состоит из двух частей.

В первой части проверяется умение находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте.

Во второй части проверяется умение анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину, имеют как личный, так и глобальный аспекты. Обучающиеся должны владеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое.

Работа включает следующие по форме ответа задания:

- задания с выбором ответа,

- задания с кратким ответом

- задания с развёрнутым ответом.

Работа выявляет следующие читательские действия:

1.нахождение и извлечение информации из текста,

2. интеграция и интерпретация текстов,

3. осмысление и оценка текста,

4. использование информации из текста.

Работа выполняется в течение 40 минут; это время включает чтение текстов и выполнение заданий к ним. 4

Результаты становятся доступными и публикуются после каждого цикла лишь на следующий год, причём в его конце. То есть для PISA-2021 итоги будут обнародованы только в декабре 2022-го.

PISA-2021 – это международное масштабное исследование, которое позволит проанализировать не только знания школьников, но и их соответствие современной жизни, а также умение применять на практике навыки и умения.

План работы по подготовке учащихся к проведению международного исследования PISA учителя русского языка и литературы Матвеевой Н.Н. на 2020-2021 учебный год.

Содержание работы

Сроки выполнения работы

Организация подготовки обучающихся к Всероссийской проверочной работе

Составление плана по подготовке к международному исследованию PISA

Информирование учащихся по вопросам подготовки к международному исследованию PISA, знакомство с особенностями и правилами проведения международного исследования PISA

Первичное знакомство обучающихся с правилами поведения; с КИМ; инструктирование учащихся; время проведения

Знакомство с официальным сайтом Национального исследования качества образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся.

Обзор методической литературы и пособий по подготовке к международному исследованию PISA.Знакомство со спецификацией и образцами заданий.

Задания PISA:

Знакомство со шкалой оценивания результатов в исследовании PISA

Организация подбора учебного материала с целью подготовки учащихся к международному исследованию PISA.

Текущее повторение

Организация подбора учебного материала с целью подготовки учащихся к международному исследованию PISA.

Работа по подготовке к международному исследованию PISA, в соответствии с планом (индивидуально-групповые занятия)

Организация системы работы по предупреждению пробелов в знаниях учащихся

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № _____________

города ___________

РАССМОТРЕНО

На заседании ШМО

Протокол № ___ от ____2020г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

Директор МБОУ СОШ № 9

План работы по подготовке учащихся к международному исследованию PISA

на 2020-2021 учебный год

Уровень образования: основное общее образование

Уровень изучения предмета: базовый

Срок реализации : 20 20 - 20 21 гг.

План составила ________________

учитель физики _______ категории

Пояснительная записка.

Цель: Изучение того, обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получающие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Программа позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования разных стран и оценить эффективность стратегических решений в области образования.

Основные результаты: В последнем цикле исследования PISA-2015 среди 72 участников Российская Федерация заняла 32 место по естественнонаучной грамотности , 23 место по математической грамотности, 26 место по читательской грамотности. Российская Федерация показала существенное улучшение результатов по сравнению с предыдущим циклом исследования 2012 года: результаты по математической грамотности улучшились на 12 баллов (494 балла против 482), по читательской грамотности на 20 баллов (495 баллов против 475), по естественнонаучной грамотности на 1 балл (487 баллов против 486). Увеличилось число учащихся с высокими уровнями математической, читательской и естественнонаучной грамотности и уменьшилось число учащихся с низкими уровнями грамотности

Результаты PISA-2015 для Российской Федерации :

Суть исследования и его организаторы.

На что направлены мероприятия в рамках PISA? На оценку грамотности пятнадцатилетних школьников, получивших общее среднее образование. И эта грамотность анализируется в трёх основных областях: математической, естественнонаучной и читательской. Но упор делается на то, как достигшие 15-летнего возраста ученики школ могут применять получаемые во время обучения знания в жизненных повседневных ситуациях для решения большого количества задач в разных сферах деятельности человека, включая финансовые достижения, социализацию и преодоление различных препятствий.

PISA имеет принципиальные отличия от прочих существующих оценочных систем. Они заключаются в:

Широте охвата . В программе участвуют многие мировые государства.

Уклоне на непрерывное обучение в течение жизни . Участники исследования сообщают о представлении о себе спустя некоторое время, о мотивации к продолжению обучения после основного образования, о стратегиях получения новых знаний и навыков.

Ориентации на политику , предполагающую связывание данных о результатах образовательного процесса и отношении к обучению со сведениями о происхождении учащихся, их социальном статусе и о факторах, влияющих на усвоение знаний и навыков в школах.

Систематичности и планомерности , позволяющих странам-участницам отслеживать успешность достижения образовательных целей в динамике.

Исследования проводятся OECD – Организацией экономического сотрудничества и развития (русская аббревиатура – ОЭСР). В России программа реализуется Федеральным институтом оценки качества В рамках PISA оценивается три направления применения на практике полученных во время образовательного процесса навыков и знаний. Это:

Читательская грамотность. Она расценивается как способность воспринимать и понимать текстовую информацию, размышлять о получаемых знаниях и заниматься чтением для достижения целей, расширения кругозора и возможностей, активного участия в социуме и взаимодействия с обществом.

Математическая грамотность – способности учащихся к математическому мышлению, а также к формулированию, интерпретированию и применению математики как науки при решении задач в рамках разных практических и жизненных контекстов. Данный показатель охватывает процедуры, факты и термины, понятия, инструментарии для объяснений, описания и даже прогнозирования отдельных явлений. Такая грамотность даёт возможность понимать, какую роль играет в мире математика, а также принимать обдуманные решения и совершать продуманные действия.

Естественнонаучная грамотность. Она расценивается как человеческая способность к активной гражданской позиции, касающейся естественных наук, а также к полной готовности интересоваться идеями в естественнонаучных областях. Современный человек должен обладать компетенциями в объяснении явлений, интерпретации доказательств и данных, в планировании и оценивании исследований, аргументированном обсуждении актуальных мировых проблем.

Как проходит PISA: особенности проведения

Цикл длится три года. В рамках PISA выбирается одно акцентное направление из трёх имеющихся: читательская, естественнонаучная либо математическая грамотность. Также каждый раз вводится одна дополнительная предметная область.

В структуру исследования входят:

Компьютерное тестирование для школьников по естественным наукам, чтению и математике, а также дополнительной предметной области. На решение задач отводится два часа.

Анкетирование участников (школьников). Анкета включает вопросы о жизненном опыте, статусе, отношении к образованию, финансовой грамотности (использовании денег в школе и за её пределами), а также об использовании коммуникационных и информационных технологий. На анкетирование даётся сорок девять минут.

Анкетирование администрации участвующего в исследовании общеобразовательного учреждения (для учителей или руководства). Такая анкета призвана выявлять факторы, которые определяют различия в образовательных системах государств-участников.

Кроме того, дополнительно предусматриваются анкеты для родителей и вопросы по финансовой образованности для администрации. Ученики могут проходить тестирование и анкетирование последовательно или в разное время.

Задания тестирования делятся на два типа:

Стандарт . Это задания с описанием проблем и вопросами.

Интерактив . Такие задания содержат интерактивные материалы в формате компьютерной симуляции. Участник как бы попадает в виртуальную реальность, погружается в симулированную, но максимально приближенную к реальности ситуацию. В ходе таких заданий задаются вопросы, предлагаются разные варианты развития событий.

Результаты становятся доступными и публикуются после каждого цикла лишь на следующий год, причём в его конце. То есть для PISA-2021 итоги будут обнародованы только в декабре 2022-го.

Результаты проверки знаний школьников по каждому направлению делятся на шесть уровней, для которых предусматриваются минимальные количества баллов, то есть нижние границы. Баллы подсчитываются по ответам. И учащиеся, достигшие того или иного уровня, должны демонстрировать определённые навыки и умения, применимые не только в обучении, но и в реальной жизни.

Что известно о PISA-2021

В рамках PISA-2021, по официальным данным, будет тщательно анализироваться в качестве основополагающего направления математическая грамотность. А дополнительной областью станет креативное мышление. Будет выясняться, насколько эффективно в разных государствах учеников готовят к активному использованию математики в главных аспектах: общественном, профессиональном и личном.

В математической грамотности в 2021-ом году выделяется ключевой компонент – математическое рассуждение. И оно должно предполагать умения оценивать, правильно интерпретировать, рационально применять и грамотно формулировать знания. Причём навыки должны использоваться в четырёх жизненных контекстах: научном, личном, профессиональном и общественном. Математическое содержание в рамках рассматриваемой концепции делится на четыре категории:

неопределённость и данные;

формы с пространствами;

зависимости, изменение.

В математическую концепцию добавляются навыки, особенно необходимые в 21-ом веке. Это креативность, умелое использование информации, критическое мышление, рефлексия, системность в мышлении, изучение и исследование, инициативность, саморегуляция и настойчивость, а также коммуникация.

Участники PISA-2021 определяются в ходе выборки. Но теоретически принять участие в масштабном исследовании могут соответствующие установленным критериям подростки из разных регионов РФ. Это учащиеся, достигшие 15-летнего возраста и проходящие обучение в образовательных учреждениях. В школах будут отбираться ученики 2005-го года рождения, начиная с седьмых классов. А в учреждениях, реализующих программы среднего профессионального образования ( колледжах , ПТУ), отбираются студенты первых курсов, родившиеся в 2005-ом году. Окончательные списки формируются ближе к дате проведения PISA, а пока они неизвестны.

Подготовительные мероприятия

Организаторы подготовительного пилотного исследования планируют получить обширный аналитический материал, чтобы дальше работать с ним. Это позволит по итогам разработать рекомендации, полезные не только при проведении PISA, но и для выстраивания траектории дальнейшей работы на уровнях министерств и регионов.

Также начались и масштабные международные подготовительные мероприятия. На сайте Роспотребнадзора появились сведения о том, что первая встреча национальных координаторов исследования состоялась в Вене, и в ней участвовали эксперты из РФ. В новом цикле PISA в 2021-ом году продемонстрируют знания учащихся 88 государств. И уже готов инструментарий для апробации 2020-го.

А чтобы подготовиться к тестированию самостоятельно, можно просмотреть примеры и решить задачи прошлых лет. Это позволит не только проверить свои навыки и знания, но и выяснить формат и суть предстоящих заданий.

PISA-2021 – это международное масштабное исследование, которое позволит проанализировать не только знания школьников, но и их соответствие современной жизни, а также умение применять на практике навыки и умения.

План работы по подготовке учащихся к проведению международного исследования PISA учителя физики _____________ на 2020-2021 учебный год.

Составление плана по подготовке к международному исследованию PISA

Информирование учащихся по вопросам подготовки к международному исследованию PISA , знакомство с особенностями и правилами проведения международного исследования PISA

В Вене прошла 1-ая встреча национальных координаторов исследования PISA-2021, в которой приняли участие эксперты из России. На данный момент известно, что в новом цикле исследования PISA-2021 примут участие 88 стран. Основным направлением исследования этого цикла станет математическая грамотность, а еще впервые исследованию подвергнется креативное мышление 15-ти летних обучающихся.

Первичное знакомство обучающихся с правилами поведения; с КИМ; инструктирование учащихся; время проведения

Примеры открытых заданий PISA по естественнонаучной грамотности:

Знакомство с официальным сайтом Национального исследования качества образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся.

Обзор методической литературы и пособий по подготовке к международному исследованию PISA . Знакомство со спецификацией и образцами заданий.

Сборник заданий PISA : Естественнонаучная грамотность :

Задания PISA :

Знакомство со шкалой оценивания результатов в исследовании PISA

Исследование использует 1000-балльную шкалу. Международная 1000-балльная

шкала имела следующие характеристики: среднее значение было равно 500 баллам,

стандартное отклонение – 100, что означало, что около 2/3 учащихся всех участвовавших в исследовании стран имели результаты в пределах от 400 до 600 баллов. Это означает, что по каждому заданию (на основании полученных результатов) вычисляется его уровень сложности в баллах. По совокупности решенных испытуемым задач он также получал балл (по той же шкале).

Выполнение большей части (примерно две трети) заданий оцениваются по дихотомической шкале с категориями: верно и неверно. Обычно это задания, верный ответ на которые достаточен, чтобы судить о понимании учащимся проверяемых знаний и умений. Для более сложных заданий, кроме полностью верного ответа, фиксируются также частично верные ответы, имеющие соответствующий недочет. Часть заданий являются комплексными. В них сначала рассматривается некоторая ситуация, а затем к ней предлагается несколько вопросов повышающейся сложности. Во многих заданиях информация предлагается в форме различных таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем.

Текущее повторение

Организация подбора учебного материала с целью подготовки учащихся к международному исследованию PISA .


План мероприятий по подготовке к международному исследованию PISA 2020- 2021 учебный год/


Срок реализации мероприятия

Мероприятия для обучающихся

1 раз в неделю (среда), сентябрь – декабрь, апрель

1 раз в месяц (январь-март)

Школьные координаторы МБОУ Наро-Фоминской СОШ №4, МБОУ Наро-Фоминской СОШ №6

Анализ результатов тестирования

Мероприятия для педагогов

Семинар с руководителями ШМО:

-включение заданий PISA при проектировании уроков и внеурочной деятельности;

- формирование банка методических разработок, заданий в формате PISA

Семинары, вебинары заместителей директора по УВР по вопросам использования оценочного инструментария международного исследования PISA

Участие учителей в федеральном и региональном тестировании

В соответствии с графиком

Анализ результатов тестирования учителей. Осуществление наставничества и профессиональной поддержки сертифицированных учителей над учителями, показавшими низкие результаты

Организация проведения метапредметных методических дней

Информационно-методическое обеспечение педагогов по подготовке школьников кмеждународному исследованию PISA

Обеспечение участия педагогов в серии вебинаров и семинаров регионального и всероссийского уровней

Обучение руководящих и педагогических работников на курсах повышения квалификации по вопросам введения и использования оценочного инструментария международных сравнительных исследований в практику образовательной деятельности

Индивидуальные и групповые консультации

Мероприятия для родителей

Ожидаемые результаты:

- Рост качества предметных и метапредметных результатов обучающихся 7 – 9 классов.

- Готовность учителей к обучению школьников для участия в международных исследованиях (PISA) – доля учителей русского языка, математики, химии, биологии, географии и физики, успешно сдавших тестирование (выполнено более 60% заданий) не менее 25% за год.

100% обученность учителей русского языка, математики, химии, биологии, географии, физики на курсах повышения квалификации.

Читайте также: