Психолого педагогические аспекты взаимодействия с тревожными детьми в доу

Обновлено: 05.07.2024

Тревожность — это черта личности, которая характеризует предрасположенность человека воспринимать различные ситуации как угрожающие и реагировать на них чувством страха и беспокойства. И взрослые, и дети могут воспринимать некоторые ситуации как физически угрожающие их потребностям в социальном статусе и самоуважении (самооценке). Например, публичная критика угрожает социальному статусу.

Тревога и беспокойство — это негативные чувства. Тревога — это чувство, состоящее из нескольких эмоций, важной составляющей которых является страх.

Тревога может возникать как у детей, так и у взрослых. Однако тревожность чаще встречается у детей, поскольку в силу возрастных причин у них меньше опыта и знаний для решения возникающих проблем.

В стране выросло число семей, неблагополучных в экономическом, психологическом и образовательном плане.

Растет число неполных семей и семей с одним ребенком. Отмечено, что единственные дети в семье, которые становятся центром родительского беспокойства и тревоги, наиболее подвержены развитию тревожности.

Семьи, в которых существует эмоциональное напряжение, также создают условия для развития тревожности у ребенка. Дети среднего школьного возраста очень чувствительны к конфликтным отношениям своих родителей.

Тревожность обусловлена склонностью к беспокойству и возбуждению, которая приходит к ребенку извне, из мира взрослых, из системы отношений, задаваемых родителями в семье, учителями, детьми в межличностном взаимодействии.

Тревогу следует отличать от беспокойства — тревога является эпизодическим проявлением беспокойства и возбуждения, а беспокойство — это стабильное состояние. Например, ребенок волнуется перед выступлением на вечеринке или перед ответом на уроке. Но это происходит не всегда, иногда он остается спокойным в одних и тех же ситуациях. Это проявления тревоги.

Если состояние тревоги повторяется часто и в разных ситуациях (при ответе в классе, при общении с незнакомыми взрослыми и т.д.), то необходимо говорить о тревожности.

«Тревога — это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неприятностей, с предчувствием надвигающейся опасности. (А. М. Прихожан)

Взаимодействие с тревожными детьми

Причины тревожности у детей

Вопрос о причинах тревожности в настоящее время остается открытым. Однако многие исследователи считают разрыв детско-родительских отношений одной из причин повышения уровня тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Такие социально-психологические факторы, как неудовлетворенность родителей своей работой, материальным положением и условиями жизни, оказывают значительное влияние на развитие тревожности у детей.

Тревога обычно возникает по следующим причинам:

Влияние телевидения на психику ребенка огромно и порой негативно.

Существует мнение, что учебная тревожность начинает формироваться уже в младшем школьном возрасте. Это может быть связано как со стилем работы учителя, так и с чрезмерными требованиями родителей к ребенку, постоянным сравнением с другими детьми.

Тревожные дети также характеризуются соматическими проблемами:

  • боль в животе,
  • головокружение.
  • …головные боли.
  • спазмы в горле,
  • затрудненное дыхание и т.д.

Во время проявления тревоги дети часто чувствуют сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Таким образом, тревожность затрагивает все сферы жизни ребенка, заметно ухудшает его самочувствие и осложняет отношения с внешним миром. Причины развития высокого уровня тревожности кроются в природных, генетических факторах развития психики ребенка, и в большей степени в социальных факторах.

Если первые факторы формирования тревожности трудно поддаются коррекции, то для преодоления развития высокого уровня тревожности в детстве можно создать подходящие условия для коррекции социальных факторов.

Тревожность может затрагивать как мальчиков, так и девочек, но специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожны мальчики, с 9 -11 лет — соотношение будет также, после 12 лет происходит резкое увеличение тревожности у девочек. В то же время, тревожность по содержанию у девочек отличается от мальчиков: Девочки больше беспокоятся об отношениях с окружающими (ссоры, расставания и т.д.), мальчики — о насилии во всех его аспектах.

Тревога чаще всего развивается, когда ребенок находится во внутреннем конфликте. Это может быть вызвано:

  • негативные требования к ребенку, которые могут унижать его или ставить в зависимое положение;
  • неадекватные, часто чрезмерные требования;
  • противоречивые требования со стороны родителей или школы.

Коррекция тревожности

Чтобы помочь тревожному ребенку, эксперты рекомендуют работать в трех направлениях:

  • Повышение самооценки.
  • Обучение ребенка навыкам самоконтроля в некоторых особо тревожных ситуациях.
  • Снятие мышечного напряжения.

Попробуйте выполнить несколько психотехнических упражнений для каждой области.

Конечно, невозможно повысить самооценку за короткое время. Необходимо хвалить ребенка каждый день, даже за маленькие успехи, причем искренне! В конце концов, в любой ситуации можно найти повод отметить достижения своего ребенка.

Родителям предлагаются ситуации, в которых необходимо выяснить, за что и как хвалить ребенка.

Предлагается нарисовать семицветный цветок и написать достижения ребенка.

Как правило, тревожные дети не сообщают открыто о своих проблемах, а иногда тщательно скрывают их. Поэтому, если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это еще не значит, что его слова правдивы. Вовлечь ребенка в обсуждение того, что его беспокоит, можно с помощью простого приема. «Помнишь, однажды у тебя в ботинке был камешек? Насколько это мешало? А когда мы его вытряхнули, оказалось, что он такой маленький!

Когда мы чем-то взволнованы и обеспокоены, в нашей душе происходит одно и то же. Если мы немедленно удалим этот маленький вредный камень, дискомфорт мгновенно исчезнет! Но если мы оставим это, то возникнут проблемы, и не малые (подумайте, как сильно вы натерли ногу).

Чтобы научить детей добровольному расслаблению мышц, полезно практиковать различные релаксационные игры.

Цель — снять напряжение, успокоить ребенка.

Цель — расслабить мышцы рук, спины и груди.

Шалтай-Болтай сидел у стены,
Шалтай-Болтай уснул.

Помощь тревожному ребенку в семье. Советы родителям

Тревогу могут испытывать как дети, так и взрослые. Однако тревожность чаще встречается у детей, поскольку в силу возрастных причин у них меньше опыта и знаний для решения возникающих проблем.

Когда двое или более взрослых в семье имеют дело с ребенком, договоритесь и выработайте последовательные требования, которые вы предъявляете к ребенку. Противоречивые требования в семье являются одной из основ тревожности.

Будьте последовательны со своим ребенком, т.е. выполняйте принятые вами решения. Если вы их меняете, это должно быть обосновано и объяснено ребенку, но эти изменения не должны зависеть от вашего настроения.

НЕ повторяйте ему, что он должен быть отличником. Для некоторых детей даже тройки — это хорошие оценки. Учитывайте усталость вашего ребенка, его физические ресурсы, болезни, потребности в отдыхе, играх, общении, развлечениях, а также его потребность чувствовать себя счастливым.

Если в семье двое или более детей, будьте осторожны, сравнивая одного ребенка с другим. Сравнение воспринимается как угроза потерять свою любовь и угроза потерять свой статус в глазах брата или сестры.

Научите своего ребенка быть более оптимистичным. Обратите внимание на свою мимику. Чаще улыбайтесь, будьте для него примером для подражания.

Поделитесь с ребенком своим жизненным опытом, как вы решали проблемы, преодолевали трудности. Вы можете поделиться своими страхами, но лучше сделать это в прошедшем времени. Я боялась, но потом мне удалось сделать то-то и то-то.

Если в семье ожидаются изменения — например, рождение младшего брата или сестры, переезд в новый дом, перевод ребенка в другую школу или класс — заранее подготовьте ребенка к этим изменениям.

Если у вашего ребенка есть определенные устойчивые темы для беспокойства, первая задача родителей — понять и принять тревоги и страхи ребенка, он имеет на них полное право. Помочь ребенку преодолеть тревожность — значит создать условия, в которых он не будет так бояться. Делайте это вместе с ребенком, но не вместо него.
Проанализируйте ситуацию, в которой находится и растет ребенок.

Часто причиной страхов, тревожности ребенка являются грубые ссоры между окружающими его взрослыми, физические наказания, применяемые к детям, одиночные (без взрослых) детские телепередачи, содержание которых он не может понять самостоятельно, без взрослых.

Помните, что ребенок имеет полное право чувствовать себя небезопасно и бояться в ситуациях, когда взрослые ведут себя неподобающим образом, поскольку он физически слабее и поэтому не может контролировать поведение взрослых.

Когда страхи и тревоги ребенка настолько сильны, что мешают его деятельности — например, когда он боится заходить в лифт, боится оставаться дома один, боится спать с выключенным светом и т.д. — Необходима консультация и, возможно, коррекционная работа психолога или психотерапевта с ребенком и членами семьи.

Взаимодейстиве с тревожными студентами и учащимися. Рекомендации для преподавателя

В ситуациях неопределенности тревожный студент воспринимает и интерпретирует события как угрозы его самооценке, его положению в глазах окружающих и его реальному социальному статусу (положению в коллективе), а также угрозы его ценностям или социальным потребностям.

Тревожность как черта личности, как склонность реагировать на различные события страхом, может сформироваться у ребенка уже в дошкольном возрасте в результате неправильных педагогических действий взрослых, но педагогические действия учителей не должны поддерживать, сохранять и усиливать эту тенденцию.

Тревожность учащихся в сочетании с низкой самооценкой может привести к трудностям как в учебе, так и в общении. А поскольку школьное обучение строится в первую очередь через общение с учителем и другими детьми в классе, эти коммуникативные трудности усугубляют проблемы с обучением.

В чем причина трудностей? Как известно, у человека есть два основных психических процесса, в которых протекает его внутренняя душевная жизнь — это мышление и эмоции.

Обучение в основном взаимосвязано и включает в себя мышление. Однако, когда студент испытывает сильные эмоции (даже если они не выражены внешне), мышление в это время блокируется.

Более того, под влиянием сильных эмоций ученик теряет способность к самонаправлению, особенно способность к запоминанию и вниманию, так как в этот момент его внимание и запоминание непроизвольно регулируются и ориентируются на личностно значимую информацию (как ко мне относится учитель, как ко мне относятся мальчики в классе (не смеются ли они), что скажут дома родители и накажут ли они и т.д.) вместо учебной информации.

Чтобы помочь таким детям, желательно поддерживать их следующими способами (формами):

  1. Установление личного контакта.
  2. Рассмотрение роли оценки и самооценки (поддержка самооценки).
  3. Снижение неопределенности с помощью структуры и правил.
  4. Учет эмоциональных характеристик.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Цель: преодоление у детей тревожности, страхов и психического напряжения через управление отрицательными эмоциями; формирование психологической защиты от невротизирующих факторов.

Задачи:

  • Исследование тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для нег ситуаций общения с другими людьми.
  • Исследование отношения ребенка к родителям, к себе, наличие страхов, опасений.
  • Выявление факторов, порождающих страхи.
  • Обучение приемам снятия напряжения, повышения уверенности в себе, самостоятельности.

План семинара.

  • Теоретическая часть.
  • Понятие тревожности.
  • Причины возникновения тревожности.
  • Практическая часть.
  • Тренинг эффективного взаимодействия взрослых с тревожными детьми.
  • Материалы для педагогов.
  • Приложение 1. Анкета по выявлению тревожных детей.
  • Приложение 2. Правила работы с тревожными детьми.
  • Приложение 3. Рекомендации родителям.
  • Приложение 4. Упражнения на релаксацию и дыхание, расслабление мышц, игры, направленные на формирование чувства доверия и уверенности в себе.
Теоретическая часть.

II. Практическая часть.
Тренинг эффективного взаимодействия взрослых
с тревожными детьми.
Продолжительность: 2 часа.

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этого не предрасполагают.
Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодическое проявление беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.
Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любой деятельности.
До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причину возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из причин кроется в нарушении детско-родительских отношений. Тревожность чаще всего развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван следующими факторами:

  • Противоречивыми требованиями, предъявляемые родителями либо родителем и детским садом.
  • Неадекватными требованиями взрослых (чаще всего завышенные).
  • Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителей передается ребенку. Тревожность может быть сопряжена с неврозом или с другими психическими расстройствами.

Прежде, чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающем опасение, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности, в общении с другими детьми.
Чтобы понять ребенка, узнать, чего он боится, можно попросить родителей, воспитателей заполнить бланк опросника.
(Работа участников тренинга с анкетами–опросниками – разбор вопросов, признаков тревожности, ответы психолога на вопросы.)

Критерии выявления тревожного ребенка (Бейкер П., Алворд М.)

Испытывает постоянное беспокойство

Испытывает трудности (иногда невозможность) при концентрации внимания на чем-либо

Испытывает мускульное напряжение (например, в области лица, шеи)

Имеет нарушении сна

Чтобы было основание предположить, что ребенок, за которым вы наблюдаете, тревожен, необходимо, чтобы хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявлялся в его поведении.

Работу с тревожными детьми желательно проводить в трех направлениях:

  • Повышение самооценки.
  • Обучению снимать мышечное напряжение.
  • Отработка навыка уверенного поведения в конкретных ситуациях.

Состояние тревоги, как правило, сопровождается повышенным мышечным напряжением в области, лица, шеи, рук, живот и т.д. поэтому при работе с тревожными детьми особенно эффективными являются упражнения на релаксацию мышц (одно из направлений работы с тревожными детьми).

Проигрывается любое предложенное упражнение, игра из опыта работы воспитателей, психолога.

III Часть. Материалы для педагогов.

Приложение 1.

Анкета по выявлению тревожных детей.
С целью выявления тревожности ребенка используются также критерии, предложенные Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко (1992) в качестве теста.
Тревожный ребенок

  • Не может долго работать, не уставая.
  • Не может сосредоточиться на чем-то.
  • Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
  • Во время выполнения задания ребенок очень напряжен, скован.
  • Смущается чаще других.
  • Часто говорит о напряженных ситуациях.
  • Как правило, краснее в незнакомой обстановке.
  • Жалуется на то, что ему снятся страшные сны.
  • Руки у него обычно холодные и влажные.
  • Нередко бывает расстройство стула.
  • Сильно потеет, когда волнуется.
  • Не обладает хорошим аппетитом.
  • Спит беспокойно, засыпает с трудом.
  • Пуглив, многое вызывает страх.
  • Обычно беспокоен, легко расстраивается.
  • Часто не может сдержать слезы.
  • Плохо переносит ожидание.
  • Не любит браться за новое дело.
  • Не уверен в себе, в своих силах.
  • Боится сталкиваться с трудностями.

Приложение 2.

Правила работы с тревожными детьми.

  • Избегайте состязаний и каких-либо работ на скорость.
  • Не сравнивайте ребенка с окружающими.
  • Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
  • Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.
  • Чаще обращайтесь к нему по имени.
  • Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
  • Не предъявляйте к нему завышенных требований.
  • Будьте последовательны в воспитании ребенка.
  • Старайтесь делать ему как можно меньше замечаний.
  • Используйте наказание лишь в крайних случаях.
  • А наказывая ребенка, не унижайте его.

Приложение 3.

Профилактика тревожности. Рекомендации родителям.

Приложение 4.

Упражнения на релаксацию и дыхание, расслабление мышц, игры, направленные на формирование чувства доверия и уверенности в себе.

В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается - “дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребёнка и его психическом благополучии”. Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека. Именно в этот период происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, приобретаются привычки, представления, черты характера.

Гармоничное развитие личности ребёнка, успешность во взрослой жизни возможны при наличии здоровья, определяемого Всемирной организацией здравоохранения как состояние физического, психического и социального благополучия ребёнка.

Психическое здоровье – фундамент духовного развития ребёнка. В последнее время отмечается рост пограничных нервно-психических расстройств у детей и подростков. Доказано, что между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствуют проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника, которые обостряют чувствительность ребенка, повышают уровень тревожности, ведут к невротизации. Обусловлена тревожность склонностью к беспокойству и волнениям, приходящим к ребенку извне, из мира взрослых, из системы тех отношений, которые задаются родителями в семье, воспитателями, детьми в межличностном взаимодействии.

Наш опыт работы в дошкольных образовательных учреждениях показывает, что около 40% детей старшего дошкольного возраста имеют высокий уровень тревожности, в ситуациях, связанных с общением со сверстниками, взрослыми. По данным анализа консультационного приема педагогов и родителей 30 % обращений в психологическую службу образования связаны с повышенной тревожностью и отчужденностью детей в семье. Родители и воспитатели отмечают характерную для этих детей “мнительность”, “чувствительность”, “боязнь”. Современная медицина утверждает, что 30-40 % хронических заболеваний имеет психогенную основу.

Тревожность, как фактор эмоциональной нестабильности, выступает дезадаптивным моментом, препятствующим развитию эмоционально-волевой, познавательной сферы и становлению эмоционально-личностных образований. Особенно опасным в этом отношении, является старший дошкольный возраст, сопровождаемый кризисом развития и сменой социальной ситуации. Поэтому проблема детской тревожности и в особенности ее коррекции на современном этапе является весьма актуальной.

Проблеме тревожности посвящено большое количество исследований, из самых разных областей науки и практики: психологии и психиатрии, биохимии, физиологии, философии, социологии. Все это в большей степени относится к западной науке. В отечественной литературе исследований по проблеме тревожности довольно мало, и они носят достаточно фрагментарный характер. Сравнительно большое количество работ посвящено детям 5-8 лет (что во многом связано с проблемой готовности к школе).

При оценке состояния проблемы тревожности в психологической науке отмечаются две тенденции. С одной стороны, неопределенность, многозначность и неясность понятия психологической природы “тревожности”. Различают тревожность как эмоциональное состояние (ситуативная тревога) и как устойчивую черту личности, индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги (Ханин Ю.Л.), Н.В. Имедадзе связывает тревожность с неудовлетворением ведущих потребностей, А.М. Прихожан рассматривает тревожность как личностное образование. А.И. Захаров считает, что у старших дошкольников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и при проведении психолого-педагогической коррекции относительно обратима.

  1. Психологическое просвещение родителей;
  2. Психологическое просвещение педагогов;
  3. Обучение родителей и педагогов конкретным способам преодоления повышенной тревожности у детей;
  4. Непосредственная работа с детьми, ориентированная на выработку и укрепление уверенности в себе, умения вести себя в трудных ситуациях;
  5. Помощь и поддержка психолога за пределами обучающей ситуации.

Таким образом, важно организовать комплексную работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся. Составленная нами программа психолого-педагогического сопровождения тревожных детей направлена на укрепление психологического здоровья детей дошкольного возраста и ориентирована на решение некоторых проблем в развитии ребенка.

Цель программы: коррекция уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста в рамках психолого-педагогического сопровождения.

Создание и внедрение практико-ориентированной программы психолого-педагогического сопровождения предполагает гуманизацию педагогического процесса и методов воспитания детей. Его суть составляет озабоченность жизнью детей, их проблемами, их трудностями, их переживаниями и стремлениями, обращённость к подлинному, реальному “Я” ребёнка.

Подчёркивая деятельностную направленность этого подхода, “ориентацию не на объект, а на работу с ним”, М.Р.Битянова главное видит “в том, чтобы организовать сотрудничество с ребёнком, направленное на его самопознание, поиск путей самоуправления внутренним миром и системой отношений”. Гуманистический подход предполагает создание психолого-педагогических условий для целостного развития внутренних задатков ребёнка, его духовных и познавательных потребностей.

  1. Расширение возможностей понимания тревожного ребенка значимыми взрослыми;
  2. Выработка родителями и педагогами эффективных навыков взаимодействия с тревожным ребенком;
  3. Оказание помощи педагогам в создании условий для гармонизации эмоционально-личностного развития ребенка.
  • снижение тревожности;
  • снижение количества страхов;
  • повышение уверенности в себе;
  • повышение психолого-педагогической компетенции взрослых.

Организация комплексного подхода (психолог-педагог-родитель), наполнение его определенным содержанием, знанием теорий, умениями осуществлять психолого-педагогическую поддержку тревожных дошкольников, способствует решению определенных задач, направленных на снижение высокого уровня тревожности у старших дошкольников, помощь ребёнку в становлении уверенности и самостоятельности, обучение детей конструктивному взаимодействию с окружающим миром и приобретение навыков социально приемлемых способов поведения.

Этапы психолого-педагогического сопровождения тревожного ребенка:

1 этап - диагностический.

Цель: выявление тревожных детей и причин, обуславливающих эмоциональную нестабильность (анкетирование).

Опытный воспитатель в первые же дни знакомства с детьми поймет, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности, в общении с другими детьми.

  • Наблюдение;
  • Беседа и анкетирование родителей и воспитателей;
  • Проективные методики.

Данный вариативный диагностический пакет позволит психологу разобраться в причинах тревожности ребенка и наметить дальнейшую работу с ним:

  1. “Рисунок семьи” Хоментаускас Г.Т.
  2. “Тест тревожности” Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен
  3. “Страхи в домиках” модификация Панфиловой М.А. (углубленная диагностика)
  1. Опросник “Критерии определения тревожности у ребенка” П. Бейкер, М. Алворд
  2. Опросник для выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко
  3. Опросник “АСВ”, авт. Э.Г.Эйдемиллер, В.В. Юстицкий (углубленная диагностика)
  4. Тест на оценку уровня тревожности А.И.Захарова (углубленная диагностика)
  1. Опросник “Критерии определения тревожности у ребенка” П. Бейкер, М. Алворд
  2. Опросник для выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко
  3. Методика “Эмоционально-цветовой аналогии” А. Лутошкин (углубленная диагностика)

2 этап - реализация мероприятий по устранению выявленных проблем.

Цель: профилактика и коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Формы работы Всего часов Дети Родители Педагоги
Групповые занятия 28 ч 26 занятий по 30 м. 10 встреч по 1,5 ч
Групповые консультации 3 ч 2 встречи по 1,5 ч.
Семинары-практикумы 7,5 ч 5 занятия по 1,5 ч.
Итого: 38,5 ч

Предлагаем Вашему вниманию занятие из цикла семинаров для педагогов (см. Приложение).

3 этап – диагностический.

Цель: определение эффективности проведенных мероприятий (повторная диагностика).

Основные блоки программы:

Диагностический блок. Цель - первоначальная психодиагностика ребенка, детско-родительских взаимоотношений, воспитателей. Для отслеживания результативности проведенной работы диагностика может быть проведена после окончания программы сопровождения.

Информационный блок. Цель - раскрытие конкретного содержания тех вопросов, которые включает данная проблема.

Коррекционный блок. Цель – гармонизация и оптимизация эмоционально-личностной сферы ребенка, формирование и закрепление эффективных навыков взаимодействия с тревожным ребенком педагогов и родителей, расширение возможностей понимания ими тревожного ребенка.

Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.

Кроме этого в работе используется множество игр, упражнений и сказок, задействующих интеллект и эмоции, тело и душу, сознание и бессознательное таких авторов как: А.И.Захаров, Е.В.Карпова, Н.Л.Кряжева, Е.К.Лютова, Н.М.Погосова, Н.Ю.Хрящева, О.В.Хухлаева, М.И. Чистякова, Г.Д.Черепанова, И.В.Шевцова, К.Фопель. Игры для педагогов подбирались с учетом возрастной категории детей, с которыми они работают.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последние годы по результатам мониторинговых исследований МБДОУ № 388 по готовности детей к обучению в школе значительно увеличилось количество, так называемых, тревожных детей старшего дошкольного возраста, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, не умением общаться как со сверстниками, так и со взрослыми людьми. Таким образом, проблема детской тревожности, и в особенности ее коррекции, на современном этапе является весьма важной и актуальной. И особенно здесь важна роль психолога, как в диагностике, так и в коррекционно-развивающей работе с такими детьми, что позволяет оптимизировать процесс их дальнейшей адаптации к школе.

Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. В отличие от страха как реакции на конкретную угрозу, тревожность представляет собой специфическое эмоциональное состояние - генерализованную беспредметную настороженность. Она свидетельствует о постоянном присутствии какого-то источника беспокойства, который не осознается, не объективируется, не воспринимается в качестве фрустратора.

Тревожность может расти вследствие неуспехов в детском саду, проблем в общении с детьми, повышенной чувствительности, впечатлительности ребенка, а также особенностями внутрисемейных отношений: излишний протекционизм родителей, опека; условия, создавшиеся в семье после появления второго ребенка; плохая приспособленность ребенка и т.д.

Исходя из проанализированных характеристик тревожности, можно предположить, что ее высокий уровень может оказать отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты деятельности ребенка, а также может усугубить проявление негативных сторон описанного в возрастной психологии так называемого кризиса 7 лет.

В связи с этим была составлена программа коррекционно – развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель данной программы – снижение уровня тревожности, повышения уверенности в себе и эмоциональной устойчивости у дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения.

В структуру программы входит работа психолога с детьми, родителями и педагогами.

Снизить уровень тревожности у детей, за счет преодоления ими своих страхов, снятия чрезмерного напряжения и состояния психического дискомфорта;

Повысить уровень активности и навыки самоконтроля у детей;

Выработать у детей чувства самоценности;

Способствовать формированию у детей адекватной самооценки и повысить уверенность в своих силах;

Способствовать снижению тревожности в процессе межличностных взаимодействий через овладение способами установления отношений с другими детьми;

Помочь детям научиться различать и определять собственные чувства, переживания и развивать их эмоциональное самовыражение;

Помочь освоить детям новые социально приемлемые стратегии поведения;

Повысить педагогическую и психологическую грамотность воспитателей и родителей.

2. Коррекционно-развивающие занятия с детьми

старшего дошкольного возраста.

Состав группы: 6- 8 человек

Время занятий: 30-40 минут

Цель: Снизить уровень тревожности, повысить уверенность в себе и эмоциональную устойчивость у дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения.

Тематическое планирование

Игры, задания, упражнения

Установление положительной эмоциональной атмосферы, чувства психологической защищенности и безопасности в группе.

Дети прощаются, прикоснувшись, друг к другу.

Снижение уровня тревожности, повышение активности, а также преодоление замкнутости, скованности у детей. Повышение уровня самооценки, достижение чувства принятие самого себя, чувства самоценности у ребенка.

- Дети сидят с закрытыми глазами и слушают внутри себя. Затем рассказывают о том, какие звуки были услышаны ими в тишине.

5. Прощание глазами.

Эмоциональное сближение детей. Обучение ребенка различать и определять собственные чувства и переживания. Развить эмоциональное самовыражение у данной группы детей.

Самовыражение ребенка в группе. Невербальное выражение переживаний и мыслей.

Осознание и отреагирование детьми страхов, напряжений. Позволить ребенку проявить свои чувства, переживания. Снизить уровень тревожности. Активизация жизненных сил детей. Перестройка отношений.

- Использовать набор карточек с эмоциями. Ребенку предлагается выбрать ту карточку, какое у него настроение.

Эмоциональное сближение детей. Обучение способам установления отношений с другими детьми. Снижение тревожности в процессе межличностных взаимодействий. Развивать в детях чувство сопереживания и поддержки.

Каждый рисует свой портрет и располагает на листе ватмана.

Все встают в круг, берутся за руки и улыбаются друг другу.

Конспект занятий

Занятие №1

Цель: Организовать работу группы, познакомить детей друг с другом, научить вступать в контакт и общаться в позитивном ключе, создать обстановку доверия, эмоционального комфорта и чувства безопасности.

Задачи: Помочь каждому ребенку адаптироваться в данной группе детей, почувствовать себя в безопасности, повысить его чувство самоценности; помочь снизить уровень тревожности, вызванной у детей первой встречей с психологом и установить в группе положительные взаимоотношения как с психологом, так и другими детьми в группе.

Продолжительность занятия: 30 – 40 минут.

Количество детей в группе: 6 - 9 человек.

Требования к ведущему: проведение занятия требует отдельного помещения, расположенного вдали от источников повышенного шума; большой ковер; аудиоаппаратура; 10 стульев; стол для рисования; 1 лист ватмана или доска; 10 листов бумаги для рисования; карандаши; фломастеры; маркеры; старые газеты или бумага.

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами начинаются необычные занятия. На них мы будем много разговаривать, играть, рисовать, общаться. Мы узнаем, что нужно делать, чтобы быть веселым и счастливым. Наши встречи будут проходить ближайшие полтора месяца, каждый понедельник и среду. И так начнем!

После того как ребенок сделает выбор, психолог предлагает ребенку описать этот предмет, отмечая все его положительные стороны и недостатки. Психолог помогает ребенку в описании, а затем спрашивает, подходит ли это описание самому ребенку.

3. Игра Насос и мяч (релаксациония)

Попробуем еще раз!

Для работы необходимо иметь старые газеты или любую другую ненужную бумагу.

- А сейчас Мы с Вами будем немножко хулиганить! У меня здесь есть старые ненужные газеты/бумага берите и начинаете их рвать на мелки клочки и бросайте все в центр!

Если какой-то ребенок не подключается сразу к работе, его нельзя заставлять. Психолог может встать спиной к ребенку, делая вид, что не замечает его. Как правило, дети включаются в игру. Когда куча в центре комнаты становится большой, психолог предлагает ребенку поиграть с кусочками и начинает энергично подбрасывать их вверх, разбрасывать по комнате. Можно также делать кучки и прыгать на них, обсыпать кусочками друг друга или подбрасывать кусочки горстями вверх.

Читайте также: