Психолого педагогические аспекты взаимодействия с тревожными детьми в доу
Обновлено: 05.07.2024
Тревожность — это черта личности, которая характеризует предрасположенность человека воспринимать различные ситуации как угрожающие и реагировать на них чувством страха и беспокойства. И взрослые, и дети могут воспринимать некоторые ситуации как физически угрожающие их потребностям в социальном статусе и самоуважении (самооценке). Например, публичная критика угрожает социальному статусу.
Тревога и беспокойство — это негативные чувства. Тревога — это чувство, состоящее из нескольких эмоций, важной составляющей которых является страх.
Тревога может возникать как у детей, так и у взрослых. Однако тревожность чаще встречается у детей, поскольку в силу возрастных причин у них меньше опыта и знаний для решения возникающих проблем.
В стране выросло число семей, неблагополучных в экономическом, психологическом и образовательном плане.
Растет число неполных семей и семей с одним ребенком. Отмечено, что единственные дети в семье, которые становятся центром родительского беспокойства и тревоги, наиболее подвержены развитию тревожности.
Семьи, в которых существует эмоциональное напряжение, также создают условия для развития тревожности у ребенка. Дети среднего школьного возраста очень чувствительны к конфликтным отношениям своих родителей.
Тревожность обусловлена склонностью к беспокойству и возбуждению, которая приходит к ребенку извне, из мира взрослых, из системы отношений, задаваемых родителями в семье, учителями, детьми в межличностном взаимодействии.
Тревогу следует отличать от беспокойства — тревога является эпизодическим проявлением беспокойства и возбуждения, а беспокойство — это стабильное состояние. Например, ребенок волнуется перед выступлением на вечеринке или перед ответом на уроке. Но это происходит не всегда, иногда он остается спокойным в одних и тех же ситуациях. Это проявления тревоги.
Если состояние тревоги повторяется часто и в разных ситуациях (при ответе в классе, при общении с незнакомыми взрослыми и т.д.), то необходимо говорить о тревожности.
«Тревога — это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неприятностей, с предчувствием надвигающейся опасности. (А. М. Прихожан)
Причины тревожности у детей
Вопрос о причинах тревожности в настоящее время остается открытым. Однако многие исследователи считают разрыв детско-родительских отношений одной из причин повышения уровня тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Такие социально-психологические факторы, как неудовлетворенность родителей своей работой, материальным положением и условиями жизни, оказывают значительное влияние на развитие тревожности у детей.
Тревога обычно возникает по следующим причинам:
Влияние телевидения на психику ребенка огромно и порой негативно.
Существует мнение, что учебная тревожность начинает формироваться уже в младшем школьном возрасте. Это может быть связано как со стилем работы учителя, так и с чрезмерными требованиями родителей к ребенку, постоянным сравнением с другими детьми.
Тревожные дети также характеризуются соматическими проблемами:
- боль в животе,
- головокружение.
- …головные боли.
- спазмы в горле,
- затрудненное дыхание и т.д.
Во время проявления тревоги дети часто чувствуют сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.
Таким образом, тревожность затрагивает все сферы жизни ребенка, заметно ухудшает его самочувствие и осложняет отношения с внешним миром. Причины развития высокого уровня тревожности кроются в природных, генетических факторах развития психики ребенка, и в большей степени в социальных факторах.
Если первые факторы формирования тревожности трудно поддаются коррекции, то для преодоления развития высокого уровня тревожности в детстве можно создать подходящие условия для коррекции социальных факторов.
Тревожность может затрагивать как мальчиков, так и девочек, но специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожны мальчики, с 9 -11 лет — соотношение будет также, после 12 лет происходит резкое увеличение тревожности у девочек. В то же время, тревожность по содержанию у девочек отличается от мальчиков: Девочки больше беспокоятся об отношениях с окружающими (ссоры, расставания и т.д.), мальчики — о насилии во всех его аспектах.
Тревога чаще всего развивается, когда ребенок находится во внутреннем конфликте. Это может быть вызвано:
- негативные требования к ребенку, которые могут унижать его или ставить в зависимое положение;
- неадекватные, часто чрезмерные требования;
- противоречивые требования со стороны родителей или школы.
Коррекция тревожности
Чтобы помочь тревожному ребенку, эксперты рекомендуют работать в трех направлениях:
- Повышение самооценки.
- Обучение ребенка навыкам самоконтроля в некоторых особо тревожных ситуациях.
- Снятие мышечного напряжения.
Попробуйте выполнить несколько психотехнических упражнений для каждой области.
Конечно, невозможно повысить самооценку за короткое время. Необходимо хвалить ребенка каждый день, даже за маленькие успехи, причем искренне! В конце концов, в любой ситуации можно найти повод отметить достижения своего ребенка.
Родителям предлагаются ситуации, в которых необходимо выяснить, за что и как хвалить ребенка.
Предлагается нарисовать семицветный цветок и написать достижения ребенка.
Как правило, тревожные дети не сообщают открыто о своих проблемах, а иногда тщательно скрывают их. Поэтому, если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это еще не значит, что его слова правдивы. Вовлечь ребенка в обсуждение того, что его беспокоит, можно с помощью простого приема. «Помнишь, однажды у тебя в ботинке был камешек? Насколько это мешало? А когда мы его вытряхнули, оказалось, что он такой маленький!
Когда мы чем-то взволнованы и обеспокоены, в нашей душе происходит одно и то же. Если мы немедленно удалим этот маленький вредный камень, дискомфорт мгновенно исчезнет! Но если мы оставим это, то возникнут проблемы, и не малые (подумайте, как сильно вы натерли ногу).
Чтобы научить детей добровольному расслаблению мышц, полезно практиковать различные релаксационные игры.
Цель — снять напряжение, успокоить ребенка.
Цель — расслабить мышцы рук, спины и груди.
Шалтай-Болтай сидел у стены,
Шалтай-Болтай уснул.
Помощь тревожному ребенку в семье. Советы родителям
Тревогу могут испытывать как дети, так и взрослые. Однако тревожность чаще встречается у детей, поскольку в силу возрастных причин у них меньше опыта и знаний для решения возникающих проблем.
Когда двое или более взрослых в семье имеют дело с ребенком, договоритесь и выработайте последовательные требования, которые вы предъявляете к ребенку. Противоречивые требования в семье являются одной из основ тревожности.
Будьте последовательны со своим ребенком, т.е. выполняйте принятые вами решения. Если вы их меняете, это должно быть обосновано и объяснено ребенку, но эти изменения не должны зависеть от вашего настроения.
НЕ повторяйте ему, что он должен быть отличником. Для некоторых детей даже тройки — это хорошие оценки. Учитывайте усталость вашего ребенка, его физические ресурсы, болезни, потребности в отдыхе, играх, общении, развлечениях, а также его потребность чувствовать себя счастливым.
Если в семье двое или более детей, будьте осторожны, сравнивая одного ребенка с другим. Сравнение воспринимается как угроза потерять свою любовь и угроза потерять свой статус в глазах брата или сестры.
Научите своего ребенка быть более оптимистичным. Обратите внимание на свою мимику. Чаще улыбайтесь, будьте для него примером для подражания.
Поделитесь с ребенком своим жизненным опытом, как вы решали проблемы, преодолевали трудности. Вы можете поделиться своими страхами, но лучше сделать это в прошедшем времени. Я боялась, но потом мне удалось сделать то-то и то-то.
Если в семье ожидаются изменения — например, рождение младшего брата или сестры, переезд в новый дом, перевод ребенка в другую школу или класс — заранее подготовьте ребенка к этим изменениям.
Если у вашего ребенка есть определенные устойчивые темы для беспокойства, первая задача родителей — понять и принять тревоги и страхи ребенка, он имеет на них полное право. Помочь ребенку преодолеть тревожность — значит создать условия, в которых он не будет так бояться. Делайте это вместе с ребенком, но не вместо него.
Проанализируйте ситуацию, в которой находится и растет ребенок.
Часто причиной страхов, тревожности ребенка являются грубые ссоры между окружающими его взрослыми, физические наказания, применяемые к детям, одиночные (без взрослых) детские телепередачи, содержание которых он не может понять самостоятельно, без взрослых.
Помните, что ребенок имеет полное право чувствовать себя небезопасно и бояться в ситуациях, когда взрослые ведут себя неподобающим образом, поскольку он физически слабее и поэтому не может контролировать поведение взрослых.
Когда страхи и тревоги ребенка настолько сильны, что мешают его деятельности — например, когда он боится заходить в лифт, боится оставаться дома один, боится спать с выключенным светом и т.д. — Необходима консультация и, возможно, коррекционная работа психолога или психотерапевта с ребенком и членами семьи.
Взаимодейстиве с тревожными студентами и учащимися. Рекомендации для преподавателя
В ситуациях неопределенности тревожный студент воспринимает и интерпретирует события как угрозы его самооценке, его положению в глазах окружающих и его реальному социальному статусу (положению в коллективе), а также угрозы его ценностям или социальным потребностям.
Тревожность как черта личности, как склонность реагировать на различные события страхом, может сформироваться у ребенка уже в дошкольном возрасте в результате неправильных педагогических действий взрослых, но педагогические действия учителей не должны поддерживать, сохранять и усиливать эту тенденцию.
Тревожность учащихся в сочетании с низкой самооценкой может привести к трудностям как в учебе, так и в общении. А поскольку школьное обучение строится в первую очередь через общение с учителем и другими детьми в классе, эти коммуникативные трудности усугубляют проблемы с обучением.
В чем причина трудностей? Как известно, у человека есть два основных психических процесса, в которых протекает его внутренняя душевная жизнь — это мышление и эмоции.
Обучение в основном взаимосвязано и включает в себя мышление. Однако, когда студент испытывает сильные эмоции (даже если они не выражены внешне), мышление в это время блокируется.
Более того, под влиянием сильных эмоций ученик теряет способность к самонаправлению, особенно способность к запоминанию и вниманию, так как в этот момент его внимание и запоминание непроизвольно регулируются и ориентируются на личностно значимую информацию (как ко мне относится учитель, как ко мне относятся мальчики в классе (не смеются ли они), что скажут дома родители и накажут ли они и т.д.) вместо учебной информации.
Чтобы помочь таким детям, желательно поддерживать их следующими способами (формами):
- Установление личного контакта.
- Рассмотрение роли оценки и самооценки (поддержка самооценки).
- Снижение неопределенности с помощью структуры и правил.
- Учет эмоциональных характеристик.
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Цель: преодоление у детей тревожности, страхов и психического напряжения через управление отрицательными эмоциями; формирование психологической защиты от невротизирующих факторов.
Задачи:
- Исследование тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для нег ситуаций общения с другими людьми.
- Исследование отношения ребенка к родителям, к себе, наличие страхов, опасений.
- Выявление факторов, порождающих страхи.
- Обучение приемам снятия напряжения, повышения уверенности в себе, самостоятельности.
План семинара.
- Теоретическая часть.
- Понятие тревожности.
- Причины возникновения тревожности.
- Практическая часть.
- Тренинг эффективного взаимодействия взрослых с тревожными детьми.
- Материалы для педагогов.
- Приложение 1. Анкета по выявлению тревожных детей.
- Приложение 2. Правила работы с тревожными детьми.
- Приложение 3. Рекомендации родителям.
- Приложение 4. Упражнения на релаксацию и дыхание, расслабление мышц, игры, направленные на формирование чувства доверия и уверенности в себе.
Теоретическая часть.
II. Практическая часть.
Тренинг эффективного взаимодействия взрослых
с тревожными детьми.
Продолжительность: 2 часа.
Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этого не предрасполагают.
Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодическое проявление беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.
Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любой деятельности.
До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причину возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из причин кроется в нарушении детско-родительских отношений. Тревожность чаще всего развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван следующими факторами:
- Противоречивыми требованиями, предъявляемые родителями либо родителем и детским садом.
- Неадекватными требованиями взрослых (чаще всего завышенные).
- Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.
Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителей передается ребенку. Тревожность может быть сопряжена с неврозом или с другими психическими расстройствами.
Прежде, чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающем опасение, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности, в общении с другими детьми.
Чтобы понять ребенка, узнать, чего он боится, можно попросить родителей, воспитателей заполнить бланк опросника.
(Работа участников тренинга с анкетами–опросниками – разбор вопросов, признаков тревожности, ответы психолога на вопросы.)
Критерии выявления тревожного ребенка (Бейкер П., Алворд М.)
Испытывает постоянное беспокойство
Испытывает трудности (иногда невозможность) при концентрации внимания на чем-либо
Испытывает мускульное напряжение (например, в области лица, шеи)
Имеет нарушении сна
Чтобы было основание предположить, что ребенок, за которым вы наблюдаете, тревожен, необходимо, чтобы хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявлялся в его поведении.
Работу с тревожными детьми желательно проводить в трех направлениях:
- Повышение самооценки.
- Обучению снимать мышечное напряжение.
- Отработка навыка уверенного поведения в конкретных ситуациях.
Состояние тревоги, как правило, сопровождается повышенным мышечным напряжением в области, лица, шеи, рук, живот и т.д. поэтому при работе с тревожными детьми особенно эффективными являются упражнения на релаксацию мышц (одно из направлений работы с тревожными детьми).
Проигрывается любое предложенное упражнение, игра из опыта работы воспитателей, психолога.
III Часть. Материалы для педагогов.
Приложение 1.
Анкета по выявлению тревожных детей.
С целью выявления тревожности ребенка используются также критерии, предложенные Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко (1992) в качестве теста.
Тревожный ребенок
- Не может долго работать, не уставая.
- Не может сосредоточиться на чем-то.
- Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
- Во время выполнения задания ребенок очень напряжен, скован.
- Смущается чаще других.
- Часто говорит о напряженных ситуациях.
- Как правило, краснее в незнакомой обстановке.
- Жалуется на то, что ему снятся страшные сны.
- Руки у него обычно холодные и влажные.
- Нередко бывает расстройство стула.
- Сильно потеет, когда волнуется.
- Не обладает хорошим аппетитом.
- Спит беспокойно, засыпает с трудом.
- Пуглив, многое вызывает страх.
- Обычно беспокоен, легко расстраивается.
- Часто не может сдержать слезы.
- Плохо переносит ожидание.
- Не любит браться за новое дело.
- Не уверен в себе, в своих силах.
- Боится сталкиваться с трудностями.
Приложение 2.
Правила работы с тревожными детьми.
- Избегайте состязаний и каких-либо работ на скорость.
- Не сравнивайте ребенка с окружающими.
- Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
- Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.
- Чаще обращайтесь к нему по имени.
- Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
- Не предъявляйте к нему завышенных требований.
- Будьте последовательны в воспитании ребенка.
- Старайтесь делать ему как можно меньше замечаний.
- Используйте наказание лишь в крайних случаях.
- А наказывая ребенка, не унижайте его.
Приложение 3.
Профилактика тревожности. Рекомендации родителям.
Приложение 4.
Упражнения на релаксацию и дыхание, расслабление мышц, игры, направленные на формирование чувства доверия и уверенности в себе.
В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается - “дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребёнка и его психическом благополучии”. Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека. Именно в этот период происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, приобретаются привычки, представления, черты характера.
Гармоничное развитие личности ребёнка, успешность во взрослой жизни возможны при наличии здоровья, определяемого Всемирной организацией здравоохранения как состояние физического, психического и социального благополучия ребёнка.
Психическое здоровье – фундамент духовного развития ребёнка. В последнее время отмечается рост пограничных нервно-психических расстройств у детей и подростков. Доказано, что между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствуют проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника, которые обостряют чувствительность ребенка, повышают уровень тревожности, ведут к невротизации. Обусловлена тревожность склонностью к беспокойству и волнениям, приходящим к ребенку извне, из мира взрослых, из системы тех отношений, которые задаются родителями в семье, воспитателями, детьми в межличностном взаимодействии.
Наш опыт работы в дошкольных образовательных учреждениях показывает, что около 40% детей старшего дошкольного возраста имеют высокий уровень тревожности, в ситуациях, связанных с общением со сверстниками, взрослыми. По данным анализа консультационного приема педагогов и родителей 30 % обращений в психологическую службу образования связаны с повышенной тревожностью и отчужденностью детей в семье. Родители и воспитатели отмечают характерную для этих детей “мнительность”, “чувствительность”, “боязнь”. Современная медицина утверждает, что 30-40 % хронических заболеваний имеет психогенную основу.
Тревожность, как фактор эмоциональной нестабильности, выступает дезадаптивным моментом, препятствующим развитию эмоционально-волевой, познавательной сферы и становлению эмоционально-личностных образований. Особенно опасным в этом отношении, является старший дошкольный возраст, сопровождаемый кризисом развития и сменой социальной ситуации. Поэтому проблема детской тревожности и в особенности ее коррекции на современном этапе является весьма актуальной.
Проблеме тревожности посвящено большое количество исследований, из самых разных областей науки и практики: психологии и психиатрии, биохимии, физиологии, философии, социологии. Все это в большей степени относится к западной науке. В отечественной литературе исследований по проблеме тревожности довольно мало, и они носят достаточно фрагментарный характер. Сравнительно большое количество работ посвящено детям 5-8 лет (что во многом связано с проблемой готовности к школе).
При оценке состояния проблемы тревожности в психологической науке отмечаются две тенденции. С одной стороны, неопределенность, многозначность и неясность понятия психологической природы “тревожности”. Различают тревожность как эмоциональное состояние (ситуативная тревога) и как устойчивую черту личности, индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги (Ханин Ю.Л.), Н.В. Имедадзе связывает тревожность с неудовлетворением ведущих потребностей, А.М. Прихожан рассматривает тревожность как личностное образование. А.И. Захаров считает, что у старших дошкольников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и при проведении психолого-педагогической коррекции относительно обратима.
- Психологическое просвещение родителей;
- Психологическое просвещение педагогов;
- Обучение родителей и педагогов конкретным способам преодоления повышенной тревожности у детей;
- Непосредственная работа с детьми, ориентированная на выработку и укрепление уверенности в себе, умения вести себя в трудных ситуациях;
- Помощь и поддержка психолога за пределами обучающей ситуации.
Таким образом, важно организовать комплексную работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся. Составленная нами программа психолого-педагогического сопровождения тревожных детей направлена на укрепление психологического здоровья детей дошкольного возраста и ориентирована на решение некоторых проблем в развитии ребенка.
Цель программы: коррекция уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста в рамках психолого-педагогического сопровождения.
Создание и внедрение практико-ориентированной программы психолого-педагогического сопровождения предполагает гуманизацию педагогического процесса и методов воспитания детей. Его суть составляет озабоченность жизнью детей, их проблемами, их трудностями, их переживаниями и стремлениями, обращённость к подлинному, реальному “Я” ребёнка.
Подчёркивая деятельностную направленность этого подхода, “ориентацию не на объект, а на работу с ним”, М.Р.Битянова главное видит “в том, чтобы организовать сотрудничество с ребёнком, направленное на его самопознание, поиск путей самоуправления внутренним миром и системой отношений”. Гуманистический подход предполагает создание психолого-педагогических условий для целостного развития внутренних задатков ребёнка, его духовных и познавательных потребностей.
- Расширение возможностей понимания тревожного ребенка значимыми взрослыми;
- Выработка родителями и педагогами эффективных навыков взаимодействия с тревожным ребенком;
- Оказание помощи педагогам в создании условий для гармонизации эмоционально-личностного развития ребенка.
- снижение тревожности;
- снижение количества страхов;
- повышение уверенности в себе;
- повышение психолого-педагогической компетенции взрослых.
Организация комплексного подхода (психолог-педагог-родитель), наполнение его определенным содержанием, знанием теорий, умениями осуществлять психолого-педагогическую поддержку тревожных дошкольников, способствует решению определенных задач, направленных на снижение высокого уровня тревожности у старших дошкольников, помощь ребёнку в становлении уверенности и самостоятельности, обучение детей конструктивному взаимодействию с окружающим миром и приобретение навыков социально приемлемых способов поведения.
Этапы психолого-педагогического сопровождения тревожного ребенка:
1 этап - диагностический.
Цель: выявление тревожных детей и причин, обуславливающих эмоциональную нестабильность (анкетирование).
Опытный воспитатель в первые же дни знакомства с детьми поймет, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности, в общении с другими детьми.
- Наблюдение;
- Беседа и анкетирование родителей и воспитателей;
- Проективные методики.
Данный вариативный диагностический пакет позволит психологу разобраться в причинах тревожности ребенка и наметить дальнейшую работу с ним:
- “Рисунок семьи” Хоментаускас Г.Т.
- “Тест тревожности” Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен
- “Страхи в домиках” модификация Панфиловой М.А. (углубленная диагностика)
- Опросник “Критерии определения тревожности у ребенка” П. Бейкер, М. Алворд
- Опросник для выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко
- Опросник “АСВ”, авт. Э.Г.Эйдемиллер, В.В. Юстицкий (углубленная диагностика)
- Тест на оценку уровня тревожности А.И.Захарова (углубленная диагностика)
- Опросник “Критерии определения тревожности у ребенка” П. Бейкер, М. Алворд
- Опросник для выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко
- Методика “Эмоционально-цветовой аналогии” А. Лутошкин (углубленная диагностика)
2 этап - реализация мероприятий по устранению выявленных проблем.
Цель: профилактика и коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Формы работы | Всего часов | Дети | Родители | Педагоги |
Групповые занятия | 28 ч | 26 занятий по 30 м. | 10 встреч по 1,5 ч | |
Групповые консультации | 3 ч | 2 встречи по 1,5 ч. | ||
Семинары-практикумы | 7,5 ч | 5 занятия по 1,5 ч. | ||
Итого: 38,5 ч |
Предлагаем Вашему вниманию занятие из цикла семинаров для педагогов (см. Приложение).
3 этап – диагностический.
Цель: определение эффективности проведенных мероприятий (повторная диагностика).
Основные блоки программы:
Диагностический блок. Цель - первоначальная психодиагностика ребенка, детско-родительских взаимоотношений, воспитателей. Для отслеживания результативности проведенной работы диагностика может быть проведена после окончания программы сопровождения.
Информационный блок. Цель - раскрытие конкретного содержания тех вопросов, которые включает данная проблема.
Коррекционный блок. Цель – гармонизация и оптимизация эмоционально-личностной сферы ребенка, формирование и закрепление эффективных навыков взаимодействия с тревожным ребенком педагогов и родителей, расширение возможностей понимания ими тревожного ребенка.
Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.
Кроме этого в работе используется множество игр, упражнений и сказок, задействующих интеллект и эмоции, тело и душу, сознание и бессознательное таких авторов как: А.И.Захаров, Е.В.Карпова, Н.Л.Кряжева, Е.К.Лютова, Н.М.Погосова, Н.Ю.Хрящева, О.В.Хухлаева, М.И. Чистякова, Г.Д.Черепанова, И.В.Шевцова, К.Фопель. Игры для педагогов подбирались с учетом возрастной категории детей, с которыми они работают.
В последние годы по результатам мониторинговых исследований МБДОУ № 388 по готовности детей к обучению в школе значительно увеличилось количество, так называемых, тревожных детей старшего дошкольного возраста, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, не умением общаться как со сверстниками, так и со взрослыми людьми. Таким образом, проблема детской тревожности, и в особенности ее коррекции, на современном этапе является весьма важной и актуальной. И особенно здесь важна роль психолога, как в диагностике, так и в коррекционно-развивающей работе с такими детьми, что позволяет оптимизировать процесс их дальнейшей адаптации к школе.
Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. В отличие от страха как реакции на конкретную угрозу, тревожность представляет собой специфическое эмоциональное состояние - генерализованную беспредметную настороженность. Она свидетельствует о постоянном присутствии какого-то источника беспокойства, который не осознается, не объективируется, не воспринимается в качестве фрустратора.
Тревожность может расти вследствие неуспехов в детском саду, проблем в общении с детьми, повышенной чувствительности, впечатлительности ребенка, а также особенностями внутрисемейных отношений: излишний протекционизм родителей, опека; условия, создавшиеся в семье после появления второго ребенка; плохая приспособленность ребенка и т.д.
Исходя из проанализированных характеристик тревожности, можно предположить, что ее высокий уровень может оказать отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты деятельности ребенка, а также может усугубить проявление негативных сторон описанного в возрастной психологии так называемого кризиса 7 лет.
В связи с этим была составлена программа коррекционно – развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель данной программы – снижение уровня тревожности, повышения уверенности в себе и эмоциональной устойчивости у дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения.
В структуру программы входит работа психолога с детьми, родителями и педагогами.
Снизить уровень тревожности у детей, за счет преодоления ими своих страхов, снятия чрезмерного напряжения и состояния психического дискомфорта;
Повысить уровень активности и навыки самоконтроля у детей;
Выработать у детей чувства самоценности;
Способствовать формированию у детей адекватной самооценки и повысить уверенность в своих силах;
Способствовать снижению тревожности в процессе межличностных взаимодействий через овладение способами установления отношений с другими детьми;
Помочь детям научиться различать и определять собственные чувства, переживания и развивать их эмоциональное самовыражение;
Помочь освоить детям новые социально приемлемые стратегии поведения;
Повысить педагогическую и психологическую грамотность воспитателей и родителей.
2. Коррекционно-развивающие занятия с детьми
старшего дошкольного возраста.
Состав группы: 6- 8 человек
Время занятий: 30-40 минут
Цель: Снизить уровень тревожности, повысить уверенность в себе и эмоциональную устойчивость у дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения.
Тематическое планирование
Игры, задания, упражнения
Установление положительной эмоциональной атмосферы, чувства психологической защищенности и безопасности в группе.
Дети прощаются, прикоснувшись, друг к другу.
Снижение уровня тревожности, повышение активности, а также преодоление замкнутости, скованности у детей. Повышение уровня самооценки, достижение чувства принятие самого себя, чувства самоценности у ребенка.
- Дети сидят с закрытыми глазами и слушают внутри себя. Затем рассказывают о том, какие звуки были услышаны ими в тишине.
5. Прощание глазами.
Эмоциональное сближение детей. Обучение ребенка различать и определять собственные чувства и переживания. Развить эмоциональное самовыражение у данной группы детей.
Самовыражение ребенка в группе. Невербальное выражение переживаний и мыслей.
Осознание и отреагирование детьми страхов, напряжений. Позволить ребенку проявить свои чувства, переживания. Снизить уровень тревожности. Активизация жизненных сил детей. Перестройка отношений.
- Использовать набор карточек с эмоциями. Ребенку предлагается выбрать ту карточку, какое у него настроение.
Эмоциональное сближение детей. Обучение способам установления отношений с другими детьми. Снижение тревожности в процессе межличностных взаимодействий. Развивать в детях чувство сопереживания и поддержки.
Каждый рисует свой портрет и располагает на листе ватмана.
Все встают в круг, берутся за руки и улыбаются друг другу.
Конспект занятий
Занятие №1
Цель: Организовать работу группы, познакомить детей друг с другом, научить вступать в контакт и общаться в позитивном ключе, создать обстановку доверия, эмоционального комфорта и чувства безопасности.
Задачи: Помочь каждому ребенку адаптироваться в данной группе детей, почувствовать себя в безопасности, повысить его чувство самоценности; помочь снизить уровень тревожности, вызванной у детей первой встречей с психологом и установить в группе положительные взаимоотношения как с психологом, так и другими детьми в группе.
Продолжительность занятия: 30 – 40 минут.
Количество детей в группе: 6 - 9 человек.
Требования к ведущему: проведение занятия требует отдельного помещения, расположенного вдали от источников повышенного шума; большой ковер; аудиоаппаратура; 10 стульев; стол для рисования; 1 лист ватмана или доска; 10 листов бумаги для рисования; карандаши; фломастеры; маркеры; старые газеты или бумага.
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами начинаются необычные занятия. На них мы будем много разговаривать, играть, рисовать, общаться. Мы узнаем, что нужно делать, чтобы быть веселым и счастливым. Наши встречи будут проходить ближайшие полтора месяца, каждый понедельник и среду. И так начнем!
После того как ребенок сделает выбор, психолог предлагает ребенку описать этот предмет, отмечая все его положительные стороны и недостатки. Психолог помогает ребенку в описании, а затем спрашивает, подходит ли это описание самому ребенку.
3. Игра Насос и мяч (релаксациония)
Попробуем еще раз!
Для работы необходимо иметь старые газеты или любую другую ненужную бумагу.
- А сейчас Мы с Вами будем немножко хулиганить! У меня здесь есть старые ненужные газеты/бумага берите и начинаете их рвать на мелки клочки и бросайте все в центр!
Если какой-то ребенок не подключается сразу к работе, его нельзя заставлять. Психолог может встать спиной к ребенку, делая вид, что не замечает его. Как правило, дети включаются в игру. Когда куча в центре комнаты становится большой, психолог предлагает ребенку поиграть с кусочками и начинает энергично подбрасывать их вверх, разбрасывать по комнате. Можно также делать кучки и прыгать на них, обсыпать кусочками друг друга или подбрасывать кусочки горстями вверх.
Читайте также: