Предпосылки учебной деятельности в доу по фгос

Обновлено: 06.07.2024

Актуальность проблемы формирования предпосылок учебной деятельности.

Учебная деятельность и её структура.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируются такие элементы учебной деятельности:

- умение определять цель, способы её достижения (целеполагание);

- планирование предстоящей деятельности;

- выполнение действий по разработанному алгоритму;

- самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;

Предпосылки учебной деятельности и их формирование.

Предпосылки учебной деятельности можно разделить на две основные группы:

Психологические (т.е. достаточный уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, наглядно-образного, логического мышления, воображения, произвольности психических процессов; умение усваивать и применять общие способы действия, находить самостоятельно способы решения новых задач и т.д.)

Коммуникативные или психосоциальные (умение слушать и слышать, подчинять свои действия инструкциям и замечаниям, понимать и принимать учебную задачу, свободно владеть вербальными средствами общения, целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и действия контроля и оценки).

Содержание обучения по формированию предпосылок учебной деятельности включают следующие направления:

- активизация и развитие познавательных процессов;

- усвоение общего способа действий, позволяющего решать проблемно-практические и проблемно-игровые задачи;

- овладение планированием (общий способ построения собственной деятельности);

- выполнение действий по алгоритму;

- формирование операций контроля за способом выполнения своих действий;

- формирование умения целенаправленно и последовательно выполнять

Психолого-педагогические условия для эффективного формирования предпосылок УД.

Учебная деятельность не дается ребенку в готовой форме, и потому должны быть сформированы ее предпосылки в старшем дошкольном возрасте. Это обусловливает проблему создания наиболее благоприятных психолого-педагогических условий для формирования предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников, обеспечивающих принятие роли ученика, становление субъекта учебной деятельности, адаптации к обучению в начальной школе.

Для эффективного формирования предпосылок учебной деятельности старших дошкольников в аспекте преемственности дошкольного и начального общего образования необходимы следующие психолого-педагогические условия:

- интеграция игровой и учебной деятельности, обеспечивающая субъектную активность ребенка;

- основными компонентами психолого-педагогической готовности предпосылок учебной деятельности является принятие учебных задач, овладение обобщѐнными способами решения задач, овладение действиями контроля и оценки;

- сотрудничество (психолого-педагогическое взаимодействие) ребѐнка и взрослого, направленное на социально-личностное развитие и формирование готовности к учебной деятельности.

1. Рассмотрим первое условие - интеграция игровой и учебной деятельности, обеспечивающая субъектную активность ребенка. Интеграция игровой и учебной деятельности обусловливается не только фактом их преемственности, но и влиянием каждой из них на протекание психического развития ребенка.

2. Второе условие - основными компонентами психолого-педагогической готовности к учебной деятельности является принятие учебных задач, овладение обобщѐнными способами решения задач, овладение действиями контроля и оценки. Основной единицей учебной деятельности (учебы) является учебная задача. Принятие учебной задачи рассматривается как целостное структурное образование, на которое оказывают влияние характер отношения ребенка к взрослому, мотивация, признание необходимости обучения, стремление к школьному образу жизни, уровень развития познавательных интересов, готовность к выполнению учебной задачи в соответствии с заданными условиями. Специфика учебной задачи проявляется в том, что она направляет активность ученика на овладение способами действий. Способ решения задач определенного типа считается усвоенным ребенком в том случае, если им приняты и опробованы на практике все его составляющие. Формирование отдельных компонентов учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте, как показали исследования Т.С. Комаровой, А.Н. Давидчук, Т.Н. Дороновой, О.М. Анищенко и других, успешно проходит на специально организованных учебных занятиях. Ими выявлено, что у детей, проходивших экспериментальное обучение (рисование, лепка, аппликация, конструирование), сформировались такие элементы учебной деятельности, как способность действовать по образцу, умение слушать и выполнять инструкцию, умение оценивать как свою работу, так и работы других детей. Тем самым, по мнению авторов, у детей формировалась готовность к школьному обучению. Ещѐ одной стороной готовности к школьному обучению является способность к подчинению правилам и требованиям взрослого. Исследованию этого новообразования, лежащего у истоков учебной деятельности, посвящены работы Д.Б. Эльконина и Е.М. Бохорского. Исследователи Л.А. Венгер и Л.И. Цеханская мерой и показателем готовности к школьному обучению называют умение ребенка сознательно подчинять свои действия заданному правилу при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Данное умение связывается ими со способностью овладения общим способом действования в ситуации задачи. Когда ребенок стремится к получению не только того или другого непосредственного или отдаленного результата, но и к обнаружению обобщенного способа решения всех задач данного типа, то это свидетельствует о его желании выявить и понять существенные связи и отношения изучаемого предмета. В процессе решения учебных задач действию контроля придается большое значение. По мнению Д.Б. Эльконина, именно действие контроля характеризует всю учебную деятельность как руководимый ребенком произвольный процесс. Произвольность учебной деятельности определяется наличием не столько желания учиться или намерением что-то сделать, сколько (главным образом) контролем выполнения действий в соответствии с образцом. Контроль тесно связан с оценкой, фиксирующей соответствие либо несоответствие достигнутого результата требованиям учебной ситуации. Вначале оценку дает педагог, он же и организует контроль. С формированием у детей самоконтроля функция оценки переходит к ним. Осуществление контроля предполагает обращение внимания ученика на содержание своих собственных действий.

3. Третье условие строится при активном сотрудничестве ребѐнка и взрослого, направленном на социально-личностное развитие и формирование готовности к учебной деятельности. Основу формирования предпосылок учебной деятельности составляют принципы воспитания личности, которые включают стимулирование и поощрение со стороны другого человека. Наиболее значимыми в системе педагогического взаимодействия являются ситуации сотрудничества, общения, различных типов межличностного взаимодействия, в том числе и взаимодействия с педагогом, основной характеристикой которых выступает личностно ориентированный подход, поэтому личностно ориентированное взаимодействие является необходимым психолого-педагогическим условием обеспечения преемственности по формированию предпосылок учебной деятельности детей.

Результатом формирования предпосылок учебной деятельности, является достижение ребенком такого уровня развития, который в будущем позволит ему овладеть сложным типом учебной деятельности.

Что же такое универсально учебные действия?

Успехи современного школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы, в том числе от правильного формирования предпосылок УУД. В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход. Системно - деятельностный подход предполагает : воспитание и развитие качеств личности, развивающих у детей предпосылки универсальных учебных действий, познания и освоения мира, что составляет цель и основной результат образования; Обеспечение преемственности дошкольного, начального образования.

Преемственность — это не только подготовка к новому, но и сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития.

Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие предпосылки универсальных учебных действий :

Личностные предпосылки универсальных учебных действий – основываются на трех принципах:

1. Самоопределение – внутренняя позиция будущего школьника, личностное, профессиональное, жизненное определение. (Какой я есть, каким я хочу стать, каким я буду, что я могу, что я знаю, к чему я стремлюсь и т. п.);

2. Смыслообразование – смысл и мотивация учебной деятельности

(какое значение смысл имеет для меня учение);

3. Нравственно-этическая оценка – способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм и правил.

Предпосылками личностного компонента являются:

• умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;

• умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;

• умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;

• формирование познавательной и социальной мотивации;

• формирование адекватной самооценки;

• формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т. п. ;

• формирование способности учитывать чужую точку зрения;

• воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т. п.)

К формированию предпосылок личностных универсальных учебных действий, можно отнести:

• сюжетно-ролевая игра "Школа";

• экскурсии в школу города,

• встречи с нынешними школьниками – выпускниками группы,

• чтение художественной литературы о школьной жизни с обсуждением,

• ознакомление с пословицами и поговорками, в которых подчеркивается значение книги, учения и труда;

• рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них,

• создание в группе уголка школьника. участие в обсуждениях, рассуждениях, спорах – во время обсуждений, рассуждений и споров дети учатся аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

Регулятивные УУД основываются на следующих принципах:

1. Целеполагание – умение сохранять заданную цель;

2. Планирование – умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;

3. Прогнозирование – умение видеть результат своей деятельности;

4. Контроль – умение контролировать свою деятельность

по результату деятельности и по процессу;

5. Коррекция – умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

6. Оценка – умение оценивать правильность выбранного действия или поступка, адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

Предпосылками регулятивного компонента являются:

• умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

• умение сохранять заданную цель;

• умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

• умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;

• умение контролировать свою деятельность по результату;

• умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

• умение работать по инструкции взрослого;

• умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;

• готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор;

• умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;

• умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа и т. п.) – сформированность мелкой моторики рук.

Для развития регулятивных предпосылок УУД используются :

• Задания построены в виде соревнования двух и более игроков;

Познавательные УУД - это самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, моделирование, логические действия анализа (выделение признака из целого объекта, синтеза (объединение в группы по 1-2 признакам, сравнения (выделение признака из целого ряда предметов, сериации (установление последовательных взаимосвязей, классификации (объединение по группам) объектов, установление причинно- следственных связей.

Предпосылками познавательного компонента являются:

• навыки сформированности сенсорных эталонов;

• ориентировка в пространстве и времени;

• умение применять правила и пользоваться инструкциями;

• умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;

• умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.

• умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;

• умение выделять существенные признаки объектов;

• умение устанавливать аналогии на предметном материале;

• умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.);

• умение производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов;

• умение производить анализ и синтез объектов;

• умение устанавливать причинно-следственные связи.

• ориентировка в пространстве и времени;

• умение применять правила и пользоваться инструкциями;

• умение ориентироваться в книге;

• умение листать книгу вперёд-назад с определённой целью;

• умение находить нужную страницу;

• умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;

• умение работать по иллюстрации ( рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т. п.);

• умение пользоваться простейшими инструментами.

Для выработки определенных познавательных умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. Поэтому нужно научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.

Приведем примеры логических задач, игр и упражнений, которые мы активно используются в совместной деятельности с детьми в своей группе на развитие познавательных УУД. Они настолько просты, что у родителей есть возможность использовать их и при домашнем закреплении полученного материала. Например, логические задачи: 1. Саша ел яблоко, большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное? 2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале? И др. Если ребенок не справляется с решением задачи, то, возможно, он еще не научился концентрировать внимание и запоминать условие, в этом случае родитель может помочь ему сделать выводы уже из условия задачи. Прочитав первое условие, взрослый должен спросить, что ребенок узнал, что понял из него, так же и после второго предложения и т. д. Вполне возможно, что к концу условия ребенок догадается, какой должен быть ответ.

Особо хочется подчеркнуть роль книги как источника новых знаний, из которой можно получить ответы на самые интересные и сложные вопросы.

Коммуникативные УУД – это:

• Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми;

• Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

• Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;

• Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;

• Умение вести монолог, отвечать на вопросы;

• Владение невербальными средствами общения;

Предпосылками коммуникативного компонента являются:

• потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;

• владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

• строить монологичное высказывание и диалоговую речь;

• желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

• ориентация на партнера по общению;

• умение слушать собеседника.

• умение ставить вопросы; обращаться за помощью;

• предлагать помощь и сотрудничество;

• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

• формулировать собственное мнение и позицию;

• строить понятные для партнёра высказывания.

• составление диалога (работа в парах) – можно предложить детям разыграть ситуацию в парах, использую диалоговую речь;

• обсуждение, рассуждение, спор – предлагается обсудить определенные вопросы по теме, выразить свое мнение, и доказать свою точку зрения;

• групповая работа – любая совместная групповая работа формирует коммуникативные УУД;

Способы формирования УУД;

• Опираться на ведущий вид деятельности дошкольников – игру, использовать игры с правилами, игровые ситуации;

Включать дошкольников в активные виды деятельности: конструирование, рисование, моделирование, экспериментирование, исследование, и др. ;

Максимально использовать метод поощрения: поощрять детей за активность, познавательную инициативу, интерес, стимулировать любознательность детей, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный;

• Тренировать мыслительные операции – классификацию, анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, сериацию, сернацию, и др. ;

• Развивать коммуникативные способности детей,

• вербальную и невербальную речь, творческие способности

• и навыки самоконтроля;

• Акцентировать внимание на деятельности дошкольника и

• ее эффективности, а не на достижениях;

• Дошкольнику требуется личный контакт с ним;

• Помощь в обретении уверенности в своих силах и способностях;

• Помощь в приобретении знаний легко и с интересом;

• Доброжелательное и уважительное отношение к его личности.

• Поощрение и похвала.

• Принятие его таким, какой он есть;

• Адекватная оценка его деятельности и запрет на прямые оценки личности ребенка (ленивый, глупый, неаккуратный и пр.).

Разработчики ФГОС поясняют, что специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения основной общеобразовательной Программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров

Целевые ориентиры – социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования.

При соблюдении требований к условиям реализации программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Таким образом, мы видим портрет выпускника ДОУ:

• Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками (личностные результаты).

У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

• Любознательный, активный (личностные результаты).

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

• Эмоционально отзывчивый (личностные результаты).

Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

• Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками (коммуникативные результаты).

Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения с взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

• Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения (регулятивные результаты).

Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

• Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту (познавательные результаты) .

Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

• Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме, государстве (стране, мире и природе (личностные результаты).

Ребенок имеет представление :

- о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;

- о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;

- об обществе (ближайшем социуме, его культурных ценностях и своем месте в нем;

- о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты).

• Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности (регулятивные результаты) :

умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

• Овладевший необходимыми умениями и навыками (предметные результаты).

У ребенка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др., необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Спасибо за внимание!

Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей младшего дошкольного возраста посредством LEGO

Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей младшего дошкольного возраста посредством LEGO Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы.

Характеристика универсальных учебных действий в процессе обучения Общая характеристика универсальных учебных действий 1.1. Понятие УУД Универсальные Учебные Действия (УУД –это совокупность способов действий.

Мастер –класс. Формирование личностных и познавательных предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников Мастер –класс Формирование личностных и познавательных предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников при использовании.

Продуктивная деятельность как средство формирования у дошкольников универсальных предпосылок учебной деятельности Продуктивная деятельность как средство формирования у дошкольников универсальных предпосылок учебной деятельности в рамках реализации ФГОС.

Создание учебных пособий из подручного материала (пластиковых одноразовых стаканчиков)

Создание учебных пособий из подручного материала (пластиковых одноразовых стаканчиков) Создание учебных пособий из подручного материала для использования в различных видах образовательной деятельности с воспитанниками всех.

Отсюда возникла проблемасоздания наиболее благоприятных психолого-педагогических условий для формирования предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников, обеспечивающих принятие роли ученика, становление субъекта учебной деятельности, адаптации к обучению в начальной школе.

1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Исследования учёных помогли определить, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка формируются такие элементы учебной деятельности:

- умения определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата;

- самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом;

- умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности

- умение планировать деятельность, ориентируясь на её результат.

Поэтому были определены следующие психолого-педагогические условия:

- личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

- развитие навыков игровой деятельности как важнейшего фактора формирования предпосылок учебной деятельности у дошкольников;

- сбалансированность репродуктивной и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных форм активности;

- обеспечение развивающего характера предметно - развивающей среды группы;

- ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, стимулирование самооценки ребенка;

- повышение компетентности родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению.

Игра-ведущий вид деятельности дошкольника. В сюжетно-ролевой игре развиваются качества, необходимые для последующего обучения в школе: освоение различных знаково-символических средств, развитие механизмов социального поведения, развитие самостоятельности, активности, настойчивости.Для развития этих качеств разработано примерное планирование сюжетно-ролевых игр и материалы, в которых определены цели игры, примерные игровые действия и составлен список оборудования.

Во время непосредственно образовательной деятельности используются предварительные задания, которые нацелены на формирование умения планировать предстоящую работу. Для этого детям предлагаются различные комбинации таких вопросов: С чего стоит начать работу? Что кажется тебе важнейшим в этой работе? Как ты будешь действовать? К чему ты будешь стремиться? Что тебе пригодится для работы?

Рефлексивные задания учат детей осмысливать проделанную работу, Эти вопросы и задания формируют у ребят навык самоконтроля, продуктивные подходы к самооценке:

- Расскажи по порядку, как ты действовал, что делал для выполнения работы.

- Как ты думаешь, почему сегодня получилось лучше (хуже)? .

- Что было в этой работе самым трудным, интересным, веселым, приятным, загадочным?

Таким образом, ребенку предлагается осмыслить и оценить не только результат, но и ход своей деятельности, уловить момент собственного развития в процессе учения.При такой организации пусковым механизмом деятельности становится сама учебная задача.

В группе созданы различные центры для самостоятельной и совместной со взрослым деятельности ребёнка, где каждый имеет возможность заниматься любимым делом.

Взаимодействие с семьями воспитанников выстраивается как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи.

Также установлено социальное партнёрство с гимназией №35. Чтобы увлечь детей перспективой школьного обучения, развить желание стать школьником, проводятся экскурсии на школьный двор, спортивную площадку, в школьный музей, на линейку Первого сентября. В дальнейшем планируется расширять круг общения с учителями и учениками школ.

Диагностика сформированности предпосылок учебной деятельности была направлена на определение готовности будущего школьника к новому для него виду деятельности – учебной деятельности и была включена в общую диагностику готовности к школе. Осуществлялась совместно с психологом ДОУ. Результаты диагностики показали, что у большинства воспитанников сформированы предпосылки учебных действий:

- достигнут определенный уровень произвольности поведения;

- есть мотивация к учебной деятельности (познавательная и социальная);

- дети проявляют активность, инициативность, самостоятельность, ответственность;

-умеют слушать другого и согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами;

- умеют работать в группе;

- успешны в общении со взрослыми и сверстниками;

- практически все дети удерживают цель деятельности, намечают ее план, выбирают адекватные средства, проверяют результат, преодолевают трудности в работе, доводят дело до конца.

Разработаны конспекты творческих отчётов, которые служат инструментом подведения итогов по формированию предпосылок учебной деятельности в старшей группе ДОУ через интеграцию образовательных областей.

В дальнейшей педагогической деятельности акцент будет сделан на формирование предпосылок коммуникативного компонента учебных действий и поставлена задача: апробировать диагностический инструментарий для выявления степени сформированности предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников.


«Школа не должна вносить резкого перелома жизнь.

Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера.

(В. А. Сухомлинский).

Эти слова очень актуальны и в наше время. Завершение дошкольного периода и поступление в школу — это переломный и ответственный этап в жизни ребенка, когда ему необходимо постепенно становиться самостоятельным и ответственным.

В школе на первоклассника обрушивается все сразу: и новые правила поведения, и новая информация, и новая форма обучения. Поэтому готовить дошкольника к грядущим переменам в привычных для него условиях нужно постепенно, шаг за шагом вводя новые установки, соответствующие новым требованиям.

Сегодня ФГТ (ами) определено, что ребенок в результате освоения Программы дошкольного обучения и воспитания может приобрести только интегративное качество, как Универсальные предпосылки учебной деятельности — умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

К моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие предпосылки УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Коммуникативные универсальные учебные действия рассматриваются у дошкольников как элемент коммуникации:

 кооперация — умение договариваться, находить общее решение, убеждать, уступать, брать на себя инициативу;

 условие интериоризации- способность речевого отображения (описания, объяснения) учеником (воспитанником) в содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности — прежде всего в форме громкой социализированной речи;

 Морально-этические качества — способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов.

Личностные универсальные учебные действия — это развитие учебных и познавательных мотивов:

 создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к учебе;

 формирование мотивации и рефлексивного отношения учащегося или воспитанника к обучению;

 организация форм совместной деятельности, учебного сотрудничества;

 развитие рефлексивной самооценки, как основы развития субъектности в учебной или познавательной деятельности (сравнение ребенком своих достижений вчера и сегодня и выработка на этой основе предельно-конкретной дифференцированной самооценки; предоставление ребенку возможности осуществлять большое количество равнодоступных выборов при обучении, различающихся аспектом оценивания, способом действия, характером взаимодействия и созданием условий для сравнения оценок, полученных сегодня и в недавнем прошлом).

 обеспечение успешности в обучении за счёт доступности научных понятий;

 положительная обратная связь и положительное подкрепление усилий обучаемого ребёнка через адекватную систему оценивания педагогом системы его знаний;

 стимулирование активности и познавательной инициативы ребенка, отсутствие жесткого контроля в обучении;

 формирование адекватных реакций учеников на неуспех и построение усилий в преодолении трудностей.

Регулятивные универсальные учебные действия- это умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, сомооценка); формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей:

 способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

 умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

 действовать по образцу и заданному правилу;

 видеть указанную ошибку и исправлять ее;

 контролировать свою деятельности;

 понимает оценку взрослого и сверстника;

 умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;

 готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегия овладения);

 формирование основ оптимистического восприятия мира.

Познавательные универсальные учебные действия — это владение предметными знаниями: понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приемами и операциями согласно возрастным требованиям.

Можно сделать вывод, что предпосылки универсальных учебных действий дошкольника находят своё развитие на начальной ступени образования ещё в дошкольном возрасте.

Какая же основная форма обучения, где формируются предпосылки УУД у детей старшего дошкольного возраста? Это НОД — непосредственная образовательная деятельность. Для формирования УУД в старшем дошкольном возрасте, педагоги используют нетрадиционные методы, приёмы и технологии для активизации познавательной деятельности.

  1. ИКТ и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) при изучении нового материала, его закреплении и контроле знаний. Для ученика ЦОР являются источниками дополнительных знаний, позволяют сформулировать творческие задачи, а также могут выполнять роль тренажеров.. Интерактивные игры
  2. Мультимедийные продукты сегодня частично берут на себя функции учебников и учебных пособий, где педагог выступает в роли консультанта по возникающим вопросам, а ребёнку гораздо интереснее воспринимать информацию в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. (интерактивные доски)


5. Метод мнемотехники для разучивания стихов, составления описательных рассказов.

http://migha.ru/imgs/v-usloviyah-adaptivnoj-obrazovatelenoj-sredi/85541.jpg

  1. Метод коллажа. Коллаж — это учебное пособие, задача которого связать все картинки единой тематике между собой. Коллаж — это лист бумаги, на котором наклеиваются или рисуются различные картинки, предметы, геометрические фигуры, цифры, буквы и т. д. Все изображённые символы ребёнок должен связать в единый рассказ. В данной методике можно изготовить эстетическое учебное пособие в виде фотоальбома или мультимедийнной презентации.


  1. Блоки Дьенеша направлены на развитие логики, мышления. данные блоки можно изготовить самостоятельно, заменив деревянные блоки картонными геометрическими фиругами.

РТВ — развитие творческого воображения.

Цель: Тренируем аналитическое мышление, учимся выделять общие признаки путем сравнения.

Реквизит:Окружающие бытовые предметы, или игрушки, или карточки с изображением предметов. В домик пускают жить те предметы, если игрок ответит на вопрос (чем похожи, чем отличаются, какая польза, что можешь делать?)


Игра, способствующая расширению и активизации словарного запаса детей, поле разделено на несколько предметных областей: птицы, посуда, одежда и др. Раскручивается стрелка и находится определённая область, дети по очереди называют слова, относящиеся к данной области. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество баллов.

Цель игры: упражнять детей в точном описании нужного объекта природного и рукотворного мира по его признакам, свойствам и качеству; местонахождению, происхождению, обитанию, характерным особенностям поведения, по повадкам, поступкам, по роду деятельности и т. д.

Игровое действие: группа детей сидит за столом, ведущий (один из детей) говорит:

«Тучка в небе загрустила

И ребяток попросила:

«Поиграйте вы со мной,

Например, тучка (примерное описание объектов при помощи капелек — имён-признаков)

Мой объект холодный, на солнышке тает, на домах лежит, может лепиться.

Мой объект жидкий, из него делают масло, сметану, кефир.

Мой объект живет в Африке, у него длинная шея, пятнистый окрас, на голове рожки, ест листву.


Учимся определять и находить УУД или о чем может рассказать мультфильм

Название мультика

Белый Бим черное ухо

личностные универсальные (сотрудничество в поиске нужной информации, отслеживание действий партнера), коммуникативные универсальные (умение делать нравственный выбор и давать нравственную оценку, развитая рефлексия)

Преданность, дружба, забота, развитие и проявление эмпатии

личностные универсальные (положительные нравственные качества, адекватная оценка дру-гих, навыки конструктивного взаимодействия), коммуникативные универсальные (сотруд-ничать с другими людьми в поиске необходимой информации, умение вступать в диалог, делать нравственный выбор)

Дружба, забота о других,

развитие и проявление

Как обезьянки обедали

личностные универсальные (приспособление к изменяющейся ситуации, ответственность за поведение и действие других и себя, умение внести коррективы в план и способ действия в случае необходимости), познавательные универсальные (использование передовых тех-нологий, осознание и применение того, что усвоено и подлежит усвоению, решение пробле-мы в ходе групповой деятельности), коммуникативные универсальные (интегри-рование в группу сверстников)

Необходимость планиро-вания действий, развитие регулятивной функции у детей, важность применения разных приемов воспитания

Рекомендации по развитию универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

  1. Помните, что каждый ребенок это индивидуальная личность, со своими взглядами и убеждения, увлечениями. Постарайтесь найти в нем его индивидуальные личные особенности.
  2. В жизни ребенка взрослый это тот человек, который помогает ему понять и изучить реальный мир, сделать свои открытия. Помогите ему найти и раскрыть в себе сильные и позитивные личные качества и умения.
  3. Организуя учебно-познавательную деятельность учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ребёнка. Используйте рекомендации педагога-психолога.
  4. Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует и развивает личность будущего гражданина общества, а учитель, который учит своему предмету.

Познавательные УУД:

  1. Если вы хотите, чтобы дети усвоили изучаемый материал по вашему предмету, научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) — пример — значение материала (применение на практике)).
  2. Постарайтесь, помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. Используйте схемы, планы, новые технологии в обучении, чтобы обеспечить прочное усвоение системы знаний
  3. Помните, что знает не тот, кто пересказывает заученный текст, а тот, кто умеет применять полученные знания на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.
  4. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте разнообразными способами, чаще практикуйте творческие задачи.

Коммуникативные УУД:

1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобороны науки № 655 от 23 ноября 2009г.)

3. Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно- ориентированного образования/Е. В. Бондаревская. — Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. -352с

Основные термины (генерируются автоматически): Африка, ребенок, преодоление трудностей, умение, учебная деятельность, достижение целей, нравственный выбор, познавательная деятельность, старший дошкольный возраст, учебно-познавательная деятельность.

Похожие статьи

Преодоление проблем недоразвития. | Молодой ученый

Африка, ребенок, учебная деятельность, преодоление трудностей, умение, нравственный выбор, познавательная деятельность, старший дошкольный возраст, учебно-познавательная деятельность, достижение целей.

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей.

познавательная активность, ребенок, взрослый, познавательная активность детей, познавательная деятельность, старший дошкольный возраст, творческий потенциал, положительное отношение.

Развитие и формирование познавательного интереса у детей.

В дошкольном возрасте велика познавательная активность ребенка

При продуктивной познавательной деятельности ребенок

Основные термины (генерируются автоматически): познавательный интерес, ребенок, окружающий мир, дошкольный возраст, старший.

Познавательные способности детей дошкольного возраста.

познавательная способность детей, дошкольный возраст, способность, современный ребенок, Ребенок, познавательная активность, игровая деятельность, научно-методическая литература.

Значение игры в формировании нравственных ценностей у детей.

Достаточно серьезную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение

Игра — драматизация — художественная деятельность дошкольника, отвечающая их

Мы учим детей делать правильный нравственный выбор. В достижении этих целей нам.

Предпосылки и условия формирования когнитивных компетенций.

ребенок, старший дошкольник, учебно-познавательная деятельность, старший дошкольный возраст, умение, взрослый, шестилетний ребенок, когнитивная компетентность, исследовательская деятельность.

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста.

Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора, дошкольное образование, основная образовательная программа, дошкольный возраст, детский сад, вид активности, вариант выбора.

Развитие познавательной активности детей старшего.

Библиографическое описание: Копина А. В. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через

Инициативность старших дошкольников в различных видах.

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста. − Познавательно-исследовательская деятельность (что исследовать, с помощью каких материалов, с кем).

Читайте также: