Деятельность сестер милосердия и сердобольных вдов во время военных действий кратко

Обновлено: 02.07.2024

Испокон веков воинское ремесло считалось делом сугубо мужским, но женщины с глубокой древности вынужденно или по собственной инициативе принимали участие в боевых действиях. Причем очень часто воительницы не уступали воинам в овладении ратным искусством, а главное – в смелости. Пожалуй, самыми известными женщинами – воинами можно признать легендарных амазонок, чье имя стало нарицательным.

Как правило, воительницами становились женщины из высших слоев скифских племен. Большинство из них погибало на поле боя или умирало от ран в молодом возрасте – в 20-25 лет. Но встречаются и погребения более зрелых дам с оружием. Скажем, сорокалетние воительницы также не были редкостью. Для погибших или умерших воительниц проводились погребальные обряды, аналогичные похоронам мужчин – воинов. То есть, фактически они пользовались равными правами. С другой стороны, в низшей части скифского общества женщин-воинов практически не было – бедные скифянки занимались ведением домашнего хозяйства.

Утверждение христианства и ислама в качестве доминирующих религий на евразийском пространстве существенно снизило возможности поступления женщин на военную службу. В авраамических религиях женщина никогда не рассматривалась в качестве воительницы, хотя история Средних веков и Нового времени и в христианской Европе, и в мусульманской Азии знает немало примеров участия отдельных женщин в войнах и восстаниях. В России возможности поступления на военную службу для женщин открыл Петр Первый. В принятом при этом императоре – реформаторе Воинском уставе 1716 г. предписывалось несение женщинами службы в военных госпиталях, а также использование женского труда в хозяйственном обеспечении армии. Во время правления императрицы Екатерины II в Крыму действовала особая женская рота, куда набирали офицерских жен и дочерей. Женщины учились приемам кавалерийской атаки, занимались огневой подготовкой. Но рота просуществовала недолго и вскоре была расформирована – несмотря на то, что женщина находилась на троне Российской империи, стереотип о непригодности женщин к армейской службе был слишком глубоко укоренен в сознании и военного командования, и ближайших царедворцев.

Именно под этим именем Дурова была зачислена на службу в Мариупольский гусарский полк в звании подпоручика. Однако вскоре из гусарского полка Дурова перевелась обратно в уланы. Служила в Литовском уланском полку, во время Отечественной войны командовала полуэскадроном, принимала участие в Бородинском сражении. После получения звания поручика служила ординарцем при Михаиле Илларионовиче Кутузове, который был осведомлен о подлинной истории безусого поручика. В 1813 г. Дурова участвовала в германской кампании, штурмовала Гамбург, и лишь в 1816 г. вышла в отставку в чине штабс-ротмистра. Дальнейшую долгую жизнь Дурова прожила в Сарапуле и Елабуге и умерла через пятьдесят лет после выхода в отставку с военной службы.

Сестры милосердия и сердобольные вдовы

Массовое участие женщин в боевых действиях в качестве служащих вспомогательных подразделений и служб действующей армии началось в Крымскую войну. Первоначально женщины использовались в медицинской службе – как сестры милосердия. В ноябре 1854 г. в Крым было направлено 120 сестер милосердия из Крестовоздвиженской общины сестер попечения о больных и раненых воинах России. В эту общину входили женщины из всех слоев российского общества – от простых крестьянок и мещанок до жен, дочерей и вдов высшей аристократии. Первой сестрой-настоятельницей общины стала Александра Петровна Стахович – капитанская вдова. Однако вскоре ее сменила Екатерина Александровна Хитрово. Впрочем, через несколько месяцев Хитрово умерла от тифа и руководить общиной сестер стала Екатерина Михайловна Бакунина.

У войны не женское лицо?

Большая часть сестер милосердия работала в Севастополе и Симферополе, однако небольшие группы сестер находились в госпиталях Бахчисарая, Николаева, Херсона. Несмотря на то, что сестры не участвовали в боевых действиях, они также несли потери. Во время военной кампании умерло 17 сестер Крестовоздвиженской общины. Большая часть потерь в рядах добровольных медицинских помощниц пришлась на последствия эпидемии сыпного тифа.

С 13 января 1855 г. отряд из 12 сестер милосердия находился в Севастополе, работая на главном перевязочном пункте и во временном госпитале. Сестры милосердия несли суточные дежурства и помогали врачам при операциях и перевязках. Хотя почти все сестры милосердия до прибытия в Крым не имели никаких специальных медицинских знаний, со своими обязанностями они со временем справлялись все лучше и лучше, что дало повод врачу Пирогову, контролировавшему их деятельность, отзываться о вкладе сестер милосердия в военно-медицинское обслуживание действующей армии с очень большим уважением. Кстати, сестры милосердия в то время осуществляли не только санитарно-медицинские функции, но и выполняли задачи, как сказали бы сейчас, социальной защиты раненых и больных солдат. Они представляли их интересы, наблюдали за деятельностью сотрудников госпиталей и даже госпитального руководства, в том числе и вскрывая злоупотребления со стороны госпитальных руководителей.

На самом деле, именно сердобольных вдов и следует считать первым примером организованного использования женщин для медицинского обслуживания. Их история началась в 1814 г., после того, как в Москве и Петербурге были открыты вдовьи дома. Инициатором их создания стала Мария Федоровна – супруга давно покойного к тому времени императора Павла. Мария Федоровна считала, что вдовьи дома должны представлять собой христианские общины с жесткой дисциплиной, функционирующие по образцу православных монастырей. В то же время, Мария Федоровна не видела вдов только лишь клиентами богадельни – она считала, что их можно и нужно привлекать для помощи в медицинских учреждениях, поскольку женщины будут нежнее и заботливее обращаться с больными, нежели мужчины – врачи и фельдшера. С начала 1814 г. первые 24 вдовы отправились на дежурства в Мариинскую больницу. Так возникла община сердобольных вдов, на протяжении столетия вносившая большой вклад в помощь больным, а в военные годы – раненым подданным Российской империи. Во время Крымской кампании от болезней и лишений умерло 12 сердобольных вдов.

У войны не женское лицо?

После того, как 12 апреля 1877 г. Александр II подписал манифест, объявляющий войну Османской империи, сотни сестер милосердия устремились в российскую армию. Как и в годы Крымской войны, среди них были женщины разного социального положения и разных возрастов. Естественно, что всеми женщинами, поступавшими в сестры милосердия, двигали разные мотивы. Кто-то руководствовался искренним стремлением помочь раненым и больным, кто-то следовал религиозным убеждениям, кто-то в большей степени действовал, руководствуясь желанием самоутвердиться. Последняя категория была достаточно многочисленной и это не могло не вызывать недовольства со стороны и других искренних сестер, и военных священников, и командования. Кстати, многие сестры милосердия были выходцами из социальных низов или разорившихся семей и участие в военной кампании становилось для них обычной работой, позволявшей свести концы с концами. В любом случае, вне зависимости от мотивации, подавляющее большинство сестер милосердия отважно и добросовестно делали свое дело, спасая тысячи раненых и поддерживая элементарный порядок в расположении госпиталей.

Еще перед началом боевых действий была создана и упорядочена система обучения сестер милосердия. Опыт Крымской войны показал, что в госпитале без медицинских знаний делать нечего. В феврале 1877 г. Врачебная община в Петербурге начала первый курс медицинской подготовки для сестер милосердия, который собрал 500 слушателей. Подавляющее большинство обучавшихся составляли русские православные женщины, однако постигали азы сестринского дела и католички (6 человек), и лютеранки (12 человек), и иудейки (7 человек). Вслед за Петербургом подготовка медицинских сестер началась на аналогичных курсах еще в нескольких городах Российской империи – в Тамбове, Полтаве, Чернигове, Курске, Саратове, Костроме и т.д.

Однако пройдет непродолжительное время – и медицинская сестра, не только ухаживающая за больными в госпитале, но и вытаскивающая раненых солдат и офицеров с поля боя, станет привычной участницей боевых действий. Тем более, что конец XIX- начало ХХ вв. стало рубежным временем и в вопросе эмансипации представительниц женского пола. Все больше женщин получало высшее образование, стремилось приносить пользу не только в семейном быту, но и на государственной службе.

В окопах Первой мировой

Начало Первой мировой войны, сопровождавшееся патриотическим подъемом в стране, повлекло за собой и запись сотен и тысяч женщин в сестры милосердия. Женщины ухаживали за ранеными и больными солдатами и офицерами и в тылу – в госпиталях, и на передовой. Пример для многих женщин подавала сама императрица Александра Федоровна и ее дочери Ольга и Татьяна. Они закончили курсы Красного креста и помогали в госпиталях.

У войны не женское лицо?

Многие сестры милосердия находились на передовой. Пытаясь вывезти раненых с линии огня, сестры милосердия подвергались обстрелу. При этом они демонстрировали мужество, достойное солдат и офицеров действующей армии. Так, сестра Е.А. Гиренкова была награждена орденом Святого Георгия 4-й степени. Эта награда стала свидетельством ее мужества, проявленного в течение двух с лишним месяцев нахождения на передовой, где сестра спасла жизни многих российских солдат. При этом, в отличие от немецких сестер милосердия, для которых было характерно жестокое отношение к русским пленным и даже участие в убийствах русских раненых, наши сестры милосердия демонстрировали гуманное отношение к противнику. Раненые немцы и австрийцы лечились в русских военных госпиталях и те же сестры милосердия ухаживали за ними не менее тщательно и добросовестно, чем за русскими солдатами.

Орден Святого Георгия 4-й степени посмертно получила сестра милосердия Римма Михайловна Иванова. Эта отважная женщина, до войны учившая детей, добровольно ушла на фронт и служила в 105-м Оренбургском пехотном полку. 9 сентября 1915 г. в очередном сражении были убиты командир 1-й роты и ротные офицеры, после чего сестра милосердия бросилась в атаку во главе солдат роты. Неприятельский окоп был захвачен, но двадцатилетняя Римма Иванова получила смертельное ранение. Ее похоронили на родине, в Ставрополе.

Именно в период Первой мировой войны началась и практика принятия женщин на военную службу в строевые части. Если прежде использование женщин сводилось к их участию в медицинском и хозяйственном обеспечении войск, то во время Первой мировой войны появились женщины – телефонистки и даже строевые офицеры. Мария Исакова, занимавшаяся до начала войны конной ездой и фехтованием, обратилась к командиру казачьего полка с просьбой зачислить ее в личный состав полка. Разумеется, командир отказал. Тогда отважная спортсменка на собственные средства купила обмундирование и оружие и отправилась догонять полк. В конце концов, командир пошел навстречу Исаковой и зачислил ее в конную разведку полка.

Получившая известность в годы Гражданской войны лихая атаманша Маруся Никифорова ко времени начала Первой мировой войны находилась в эмиграции во Франции, но сумела закончить там военную школу и в 1917 г. принять участие в боевых действиях на территории Македонии, где воевал французский корпус.

У войны не женское лицо?

Тяжелые потери женского батальона заставили 14 августа 1917 г. нового главнокомандующего генерала Лавра Корнилова запретить использование укомплектованных женщинами подразделений на передовой. Женским частям предписывалось выполнять санитарные, охранные функции в тылу и обеспечивать связь. 1-й Петроградский батальон, которым командовал штабс-капитан А.В. Лосков, в октябре 1917 г. участвовал в защите Зимнего дворца, оставаясь одной из последних столичных воинских частей, сохранивших верность Временному правительству. 30 ноября 1917 г. женские батальоны были распущены. Многие служившие в них женщины впоследствии принимали участие в Гражданской войне. На Кубани действовал 4-й женский ударный батальон, просуществовавший до 26 февраля 1918 г.

Героический путь Гражданской и Великой Отечественной

Евгения Михайловна Шаховская, одна из первых женщин – авиаторов, родилась в купеческой семье и в молодости вышла замуж за князя Шаховского. Еще в 1911 году она получила диплом пилота, закончив соответствующую школу в Германии. После окончания авиашколы Шаховская некоторое время работала инструктором на аэродроме – там же в Германии, а в 1913 году оставила авиацию. Это решение было принято после того, как в результате авиационной катастрофы погиб летчик Всеволод Абрамович. Была в его гибели и вина Шаховской. Посчитав для себя невозможным дальнейшее совершение полетов, Евгения Шаховская и не думала, что уже через год ей придется снова подняться в воздух. Когда началась Первая мировая война, Шаховская подала прошение императору Николаю II об отправке на фронт. В ноябре 1914 г. Шаховская стала летчицей Ковенского авиационного отряда. Но уже в декабре того же года от полетов Шаховскую отстранили и обвинили в шпионаже. Возможно – все дело было в том, что за плечами летчицы было обучение в германской авиашколе и служба на германском аэродроме. Шаховскую арестовали и приговорили к смертной казни, но император заменил казнь пожизненным заключением в женском монастыре. После революции княгиня некоторое время работала в музее, откуда ее уволили за растрату. В годы Гражданской войны она поступила на службу в Киевскую губернскую чрезвычайную комиссию. Шаховская прославилась как одна из наиболее жестоких следователей ЧК, но ее карьера контрразведчицы была прервана гибелью при сомнительных обстоятельствах – Шаховскую застрелили во время пьяной ссоры.

Сегодня, спустя семь десятилетий после окончания Великой Отечественной войны, многие тысячи женщин продолжают службу в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, в силовых структурах. Порой они ежедневно и ежечасно рискуют жизнью. Есть настоящие героини и в рядах донецких и луганских патриотов, сражающихся в Новороссии.

Когда война пришла на мирную землю Донбасса, которая в годы Великой Отечественной была полита кровью тысяч советских граждан, многие женщины записались в ополчение. Они, как и их бабушки и прабабушки, служат в медицинских подразделениях, осуществляют связь, выполняют задачи по разведке. Есть и те, чья служба менее заметна, но от этого не менее важна – они помогают Новороссии за сотни, а то и тысячи километров от Донбасса. Собирают гуманитарную помощь, размещают беженцев, занимаются информационным обеспечением боевых действий. Все они выполняют серьезные и порой опасные задачи, но от этого не перестают быть женщинами. Матерями, женами, невестами, возлюбленными, дочерьми, сестрами и просто подругами. С праздником восьмого марта вас, дорогие, и мирного неба над головой. С уважением.


Закон любви и отдачи в природе обязывает его членов помогать страдающим , чтобы выстроить здоровое общество. Это требует построения взаимоотношений на основе любви. И потому милосердие не устарело.

Одним из ярчайших примеров милосердия в нашей стране является деятельность женщин – сестёр милосердия, которые совершали самые настоящие подвиги на полях сражений.

II. История возникновения общин сестёр милосердия.

III. Крымская война.

Инициатором создания общин милосердия, в которые принимались бы женщины всех возрастов и сословий был выдающийся хирург Николай И ванович Пирогов (1810 – 1881 гг. ). При покровительстве Великой княгини Елены Павловны (1806 – 1873 гг. ) в период Крымской войны (1853 – 1856 гг.) им была сформировано первое в мире сестричество, основной задачей которого было оказание помощи раненным на поле боя. Крестовоздвиженская община была организована наспех, но первые её участницы хорошо проявили себя в тяжелое военное время. В те трудные годы на всю империю прогремела слава Даши Севастопольской, с восхищением говорили современники о дочерях России Александре Петровне Стахович, Екатерине Михайловне Бакуниной, Екатерине Александровне Хитрово, Елизавете Петровне Карцевой, сестрах милосердия Крестовоздвиженской общины, спасших сотни солдатских жизней.

Крестовоздвиженская община объединила патриотически настроенных российских женщин самых разных слоев общества; рядом с женами, вдовами и дочерьми титулярных и коллежских советников, дворян, помещиков, купцов, офицеров российской армии и флота были и простые малограмотные женщины.

Уже само название общины говорило о подвижничестве первых военных медсестер России и верном служении наивысшим идеалам христианства: милосердию и состраданию. Облик женщины в монашеском одеянии в белоснежном платке с крестом на челе на долгие годы стал символом человеколюбия.

Весь материал – смотрите документ.

Содержимое разработки

История возникновения общин сестёр милосердия…………..3

Создание Международного Красного Креста………………….7

Деятельность Красного Креста в годы Гражданской войны….9

Великая Отечественная Война………………………………. 10

I.Введение.

это желание приносить

пользу другим людям,

не думая о вознаграждении.

Закон любви и отдачи в природе обязывает его членов помогать страдающим , чтобы выстроить здоровое общество. Это требует построения взаимоотношений на основе любви. И потому милосердие не устарело.

Одним из ярчайших примеров милосердия в нашей стране является деятельность женщин – сестёр милосердия, которые совершали самые настоящие подвиги на полях сражений.

II. История возникновения общин сестёр милосердия.

III. Крымская война.

Инициатором создания общин милосердия, в которые принимались бы женщины всех возрастов и сословий был выдающийся хирург Николай Иванович Пирогов (1810 – 1881 гг.). При покровительстве Великой княгини Елены Павловны (1806 – 1873 гг.) в период Крымской войны (1853 – 1856 гг.) им была сформировано первое в мире сестричество, основной задачей которого было оказание помощи раненным на поле боя. Крестовоздвиженская община была организована наспех, но первые её участницы хорошо проявили себя в тяжелое военное время. В те трудные годы на всю империю прогремела слава Даши Севастопольской, с восхищением говорили современники о дочерях России Александре Петровне Стахович, Екатерине Михайловне Бакуниной, Екатерине Александровне Хитрово, Елизавете Петровне Карцевой, сестрах милосердия Крестовоздвиженской общины, спасших сотни солдатских жизней.

Крестовоздвиженская община объединила патриотически настроенных российских женщин самых разных слоев общества; рядом с женами, вдовами и дочерьми титулярных и коллежских советников, дворян, помещиков, купцов, офицеров российской армии и флота были и простые малограмотные женщины.

Уже само название общины говорило о подвижничестве первых военных медсестер России и верном служении наивысшим идеалам христианства: милосердию и состраданию. Облик женщины в монашеском одеянии в белоснежном платке с крестом на челе на долгие годы стал символом человеколюбия.


В Крым было отправлено сто двадцать женщин во главе с сестрой-настоятельницей вдовой офицера Анной Павловной Стахович, которую в военной среде называли начальницей общины. Уместно будет заметить, что медицинские знания в ней давались в значительном объеме, и после курса обучения сестры держали испытания в присутствии врачей и представителей общественности. По уставу общины, после пяти лет усердного служения сестра милосердия могла быть удостоена звания крестовой сестры и получить для ношения на груди на голубой ленте серебряный с позолотой крест.

После войны сестры с триумфом вернулись на родину. Они получили множество наград и общественное признание, доказав, что женщины могут и должны ухаживать за ранеными и больными в военное и гражданское время.


IV. Создание Международного Красного Креста.


В России подобные социальные институты были не в новинку. К тому времени уже более полувека действовал особый комитет по оказанию помощи раненым, учрежденный Александром I. Инициаторами создания новой организации в России в контексте Женевской конвенции стали близкие к императорскому двору дамы: фрейлина Саблина и баронесса Фредерикс. Только что возникшее Общество попечения о раненых и больных воинах (первоначальное название Российского Общества Красного Креста, сокращенно РОКК) было принято под высокое покровительство императрицы. Будущее Красного Креста было определено надолго вперед: присутствие сестер милосердия на полях сражений становилось обычным явлением. Более того, и в мирное время находилась для них работа. В их поле зрения попадали стихийные бедствия - пожары, голод, эпидемии, наводнения, засухи, землетрясения.

Для проведения практических занятий с сестрами милосердия общины имели свои больницы, амбулатории и аптеки. В мирное время все эти учреждения оказывали квалифицированную помощь населению, а в военное, согласно параграфу 131 устава РОКК, вместе с "наличным и изъявившим на то согласие запасным персоналом" они поступают в распоряжение Главного Управления Красного Креста. Затем, исходя из создавшегося положения, община приступала к подготовке новых сестер в ускоренном режиме. Учитывая столь серьезное предназначение будущих выпускниц, правила приема в светские общины были достаточно жесткими. Желающие поступить туда в возрасте от 18 до 40 лет должны были представить необходимые документы: метрическое свидетельство, вид на жительство, свидетельство об образовании; а несовершеннолетним также полагалось заручиться разрешением родителей.

V. Первая Мировая война.
Разразилась Первая мировая война, и снова женщины оказались на передовой, не разбирая сословных различий. Сестры милосердия, прошедшие подготовку в Старо-Екатерининской больнице Москвы, отбыли в действующую армию. Дочь морского министра работала в Николаевском морском госпитале в Петрограде, а дочь председателя Совета министров оправилась на фронт сестрой милосердия. В этом же звании состояла Александра Львовна Толстая. В первые месяцы войны на театр военных действий отбыл писатель Куприн со своей супругой - сестрой милосердия.

Один из офицеров, находившихся на излечении в лазарете, где сестрами милосердия были Великие княжны, вспоминал: “Первое впечатление о Великих княжнах никогда не менялось и не могло измениться, настолько были они совершенными, полными царственного очарования, душевной мягкости и бесконечной благожелательности и доброты ко всем. Каждый жест и каждое слово, чарующий блеск глаз и нежность улыбок, и порой радостный смех, — все привлекало к ним людей. У них была врожденная способность и умение несколькими словами смягчить и уменьшить горе, тяжесть переживаний и физических страданий раненых воинов." Работа в госпиталях и больницах становилась для них столь привычной во время войны 1914 года, что неудовольствием встречалась уже сама необходимость "одеться прилично" для лазарета. Платье сестер милосердия стало для них "второй кожей".


Императрица Александра Федоровна и старший врач лазарета княжна В.И.Гедройц в перевязочной.

VI. Деятельность Красного Креста в годы Гражданской войны.

В годы Гражданской войны основным направлением деятельности общества Красного Креста стала помощь в борьбе с инфекционными заболеваниями и голодом. Усилиями активистов Красного креста организовывались санитарно-просветительные ячейки, санитарные комиссии, специальные отряды для прививок против оспы, брюшного тифа и холеры. На фронте и в прифронтовой полосе было развёрнуто более 400 медико-санитарных учреждений Общества Красного Креста. Во всех этих структурах работали и сёстры милосердия.
Советский Красный Крест был признан МККК только 15 октября 1921 года. Большую роль в этом сыграло гуманное отношение новой общественной организации к военнопленным и беженцам, его деятельность по поддержке мирного населения.

В нашем школьном музее хранится записанное на аудио кассету интервью со Скакалиной Евдокией Дмитриевной, нашей землячкой, которая всю войну прошла в составе медсанбата в/ч 1148. В интервью Евдокия Дмитриевна рассказывает о тяготах и трудностях той страшной войны.

VIII. Заключение.

"Война - дело мужское". Это утверждение всегда принималось за аксиому и, разумеется не случайно: на всем протяжении человеческой истории война действительно была прерогативой мужчин. По приведенным жизненным эпизодам и по фамилиям женщин, прошедших войну наравне с мужчинами, можно сделать вывод о том, какими душевными качествами обладали люди, решившие всю свою жизнь посвятить истинному милосердию.

Шла женщина без страха
и сомненья,
Склоняясь к страждущим,
и нежною рукой
Спешила облегчить великие
мученья
Иль лаской проводить
страдальца на покой…


IX.Литература.

В.П. Романюк . Золотой корец / Сестричество / История сестринского служения в России / Состояние милосердного сестрического движения в России на современном этапе (конец ХХ - начало XXI века)

Деятельность первых общин сестер милосердия. Специальная подготовка женского медицинского персонала. Медаль Флоренс Найтингейл, которой награждали сестёр, проявивших героизм в военных действиях. Международный комитет помощи раненым. Работа в госпиталях.

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 23.12.2015
Размер файла 12,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Реферат

На тему: "Сестринское дело во времена Великой Отечественной войны"

Впервые в России женский труд для ухода за больными в госпиталях был использован при Петре. По его указу в 1715 г. были созданы воспитательные дома, в которых должны были служить женщины. Но, затем привлечение женщин для работы в больницах было отменено. Роль сиделок была отведена отставным солдатам. Женский труд гражданских больницах вновь начали использовать в середине 18 века. В тоже время до конца века специальных сестёр для ухода за больными в больницах не было. Поэтому можно считать, что сестринское дело в России началось в 1803 году, когда появилась служба "сердобольных вдов". В этом же году и в Москве и Петербурге при воспитательных домах создаются "вдовьи дома" для призрения неимущих.

В 1814г. по распоряжению императрицы Марии Фёдоровны из Петербургского "вдовьего дома" на добровольных началах были приглашены и направлены в больницу женщины для "прямого назначения" ходить и смотреть за больными. После годичного испытания 16 из 24 вдов были приведены к присяге, и императрица на каждую посвящённую вложила особый знак - "Золотой Крест", на одной из сторон которого написано "СЕРДОЛЮБИЕ".

В 1818г. в Москве при больницах стали организовывать специальные курсы сиделок. С этого времени в России начинается специальная подготовка женского медицинского персонала.

В 1844г. по инициативе княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской в Петербурге было открыто сердобольное заведение - первая в России община сестёр милосердия, получившая название "Свято-Троицкая". милосердие медицинский раненый

В 1847г. звание сестёр милосердия было присвоено первым 10 женщинам, получившим подготовку в общине. Община существовала на средства благотворительных организаций.

Однако свои требования за больными в России предъявила Крымская война 1853-1856гг.

В Петербурге для ухода за ранеными и больными не только на перевязочных пунктах, но и в военных госпиталях княгиня Елена Павловна на свои средства организовала общину сестёр милосердия для попечения о раненых и больных войнах. Также она предложила знаменитому хирургу Н.И. Пирогову организовать женский уход за ранеными и больными на поле битвы. Пирогов принял предложение княгини. В октябре 1855г. в Севастополе Пирогов для каждой категории сестёр общины разработал подробную инструкцию деятельности. Российское общество Красного Креста, которое было создано в Петербурге в 1867году ведёт своё начало от сестёр милосердия Крестовоздвиженской общины. Также всего в военных действиях работало 160 сестёр,17 их них погибли при исполнении долга.

Международным комитетом Красного Креста в 1912г. учреждена медаль Флоренс Найтингейл, которой награждали сестёр, проявивших героизм в военных действиях. В годы великой Отечественной воины 1941-1945гг. 46 сестёр в нашей стране были награждены этой медалью.

В 1863 в Швейцарии был организован постоянный Международный комитет помощи раненым, переименованный в 1876 в Международный комитет Красного Креста. На этой конференции был учреждён особый международный отличительный знак обеспечивающий защиту на поле боя: красный крест на белом фоне. Россия присоединилась к Женевской конвенции, и тогда же было создано общество попечения о раненых и больных войнах. С 1871г. женщинам было разрешено работать в госпиталях и в мирное время. В 1897г. Российское общество Красного Креста учредило в Петербурге институт, целью которого была подготовка мужчин для ухода за ранеными и больными. Срок обучения в институте составлял 2 года.

Сёстры милосердия сыграли большую роль в уходе за ранеными и больными в Красной Армии и в борьбе с эпидемиями в годы гражданской войны. К 1940 обеспеченность средними медицинскими кадрами, по сравнению с 1913г., возросла в 8 раз.

Подобные документы

Российское Общество Красного Креста. Благотворительная деятельность в 1914-1918 годах. Организация деятельности сестер милосердия в годы Первой мировой войны. Помощь раненым различными благотворительными организациями. Структура общин сестер милосердия.

дипломная работа [125,0 K], добавлен 03.06.2017

Социокультурные аспекты участия сестер милосердия в первой мировой войне на восточном фронте по дневникам Ф. Фармборо. Быт сестер милосердия, их взаимодействие с другими участниками войны. Отношение русской армии и мирного населения к сестрам милосердия.

дипломная работа [3,6 M], добавлен 10.07.2017

Разработка ядерного оружия во время Великой Отечественной Войны. План военной перестройки в авиации. Развития медицины во время войны. Строительство оборонительных сооружений, помощь в оказании помощи раненым и сбор лекарственных растений детьми.

презентация [1,3 M], добавлен 15.02.2015

Краткий очерк основных этапов развития военных действий во времена Великой Отечественной войны, особенности проявления данной национальной трагедии на территории Тамбовской области. Мобилизационные запасы данного региона и оценивание их активности.

реферат [27,2 K], добавлен 20.01.2011

Участие внутренних войск в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны. Перестройка деятельности войск НКВД в связи с введением в стране военного положения. Участие внутренних войск в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны.

лекция [23,8 K], добавлен 25.04.2010

Оборонительные бои с июня 1941 по ноябрь 1942 года, их место и значение в военных действиях Великой Отечественной войны. Обстоятельства и этапы освобождения Крыма, подготовка и этапы освобождения Севастополя. Отличившиеся в бою летчики и моряки.

реферат [12,4 K], добавлен 12.12.2009

Советские военачальники, принявшие участие в Великой Отечественной войне: Жуков, Василевский, Рокоссовский, Ватутин. Воинские подразделения, которыми они командовали, их участие в военных действиях, полученные награды. Стихи, посвященные солдатам войны.

Чтобы продолжить свой рассказ о женщинах-воинах, начало которого:


Соответственно, что патриотизм народа императорской России в разы увеличивался именно в это время.

Только, если в начале XIX века войска Наполеона зашли далеко вглубь российских земель и на для отпора врагу поднимались все от мала до велика по пути продвижения неприятеля , то в середине 19 века в Крымскую войну( как её потом стали называть), сами бои происходили на отдельных территориях России.

И, в основном, в 1850-х годах в боевых действиях участвовали действующая армия и флот.
В итоге: подтвержденных фактов о женщинах-воинах как таковых непосредственно в мужском строю с оружием в руках после 1812 года почти нет.

Отсутствием подтверждения о женщинах- солдатах, а тем более офицерах, самовольно ушедших из дома, нет еще потому, что как таковым до конца XIX века описанием армейского быта практически никто не занимался серьезно, если только воспоминания офицеров и всякие путевые очерки о том или ином событии в армии.

. Очень немного сведений проникает в печать о женщинах из простонародья,- крестьянках, рабочих и мещанах( мещанами до XX века называли людей, проживающих в городах и имеющих то или иное ремесло.
Кстати, сам Пушкин в одном из своих стихотворений с гордостью называл себя мещанином...).

Именно на этих женщинах и ложилась главная тяжесть войны. Скудность сведений о них объясняется еще и тем, что их жизнь протекала в тени, не бросалась в глаза. Женщины-простолюдинки не любили говорить о себе. да и не до того им было, ведь даже вернувшись с боевых действий , женщина продолжала вести хозяйство и налаживать быт.

. Очень жаль, что до сегодняшнего дня в российской истории полной благодарности российской женщине, взвалившей на себя все тяготы и лишения военной поры, так и не высказана.


Наука и техника и само российское общество и устои со временем менялись.

Особенности выживания россиянок в условиях войн, жизни их после военных действий, нововведения со временем и развитием науки и развития общества в законах делали свое дело.

Женщины, которые замещали мужчин в их профессиях во время войны, становилось все больше.
Женщины стали более самостоятельными, обретали новые психологические и практические навыки жизни.

Нарастание перемен в жизни русских женщин с одной стороны обгоняло привычные традиционные представления о женской доле и женской ответственности, а с другой стороны удивляло и противоречило патриархальным взглядам провинциального общества.

Желание равноправия во всех областях общественной деятельности, правда с трудом, но давали свои результаты.
Это хорошо видно по развитию женской моды, особенно когда в гардероб женщины стали входить те же штаны.

Расширение доступа для женщин к запретным ранее профессиям, которые традиционно считались чисто мужскими было неизбежным.

Массовая мобилизация мужчин, образование многочисленных вакансий, дефицит рынка труда, подталкивали правительство, местные власти и работодателей к новому для самих себя делу - привлечению женщин к новым профессиям.

Сестры милосердия.

В начале XVIII в. при Петре I предпринимались попытки привлечения женщин к уходу за ранеными в госпиталях и лазаретах.

Однако это начинание не получило широкого развития до XIX века.
Причинами отказа от женского труда в военных медицинских учреждениях было как отсутствие средств на их содержание, так и сложности взаимоотношений полов в воинских подразделениях.


В итоге первые сестры были в первую очередь прачками, сиделками, а потом уже сестрами милосердия.
Однако военным ведомствами постоянно давались отказы на принятие женщин на поле сражений в армии.

Как за неимением средств, так и перед страхом домогательств.
К середине XIX века , когда вооружение модернизировалось, а потери личного состава резко увеличились, военно-медицинские учреждения перестали справляться с потоками раненых и больных.
Это повлияло на сломление мужского неприятия женского участия в военных действиях.


В годы Крымской войны (1853-56)

формирование движения сестер милосердия ускорилось.

Общины сестер милосердия стали первыми крупными общественными организациями.
Они создавались по частной инициативе и являлись неотъемлемой частью женского движения в России во второй половине XIX - начале XX в.

патриотический порыв и пылкое сердце звали многих женщин если не с оружием в руках, то теплотой души и состраданием участвовать в защите Отечества, тем более, что уже не было надобности скрывать свой пол под мужской одеждой.


Даша Севастопольская .

Война 1853-1856 гг развернулась преимущественно в Крыму и на Черном море (от того и называлась потом Крымской).

В сентябре 1854 года после уничтожения русской черноморской эскадрой под командованием адмирала Нахимова турецкого флота при Синопе союзники по коалиции высадили свои войска в Крыму и начали осаду Севастополя.

Осада продолжалась 11 месяцев,и ценой огромных постерь врагу удалось овладеть южной стороной города и оттеснить русские войска на север.

Отличилась под Севастополем Даша Севастопольская, она же Дарья Лавреньтьева Михайлова ( по мужу Хворостова).

Родилась Дарья в 1836 году в селе Ключищи, под Казанью, в семье матроса Лаврентия Михайлова.
Он погиб в том самом Синопском сражении.
Оставшись круглой сиротой, она сказала своим соседям после высадки англо-французского корпуса в Евпатории:
" Скоро прольется солдатская кровь. НЕ могу я сидеть дома. Продам все, что есть , куплю лошадь и поеду за войском. Кому Господь приведет, тому и помогу".

Так и сделала.
8 сентября 1854 года началась кровавое дело на реке Альма.

Дарья привязала своего скакуна в лесу и, несмотря на неприятельский огонь, учредила свой перевязочный пункт для раненых.

Кончилось сражение. Потери русских были очень большие.
Много было покалеченных и раненых и девушка не покинула солдат.
В то время сестры милосердия еще не прибыли( они появятся только в ноябре-120 человек) в Крым.

Солдаты, благословляя бесстрашного юнгу(девушка переоделась в одежду отца,что оставалась в доме), завещали ему кто часы. кто деньги.


А она носила на бастионы воду и пищу. дневала и ночевала на перевязочных пунктах, опекала постоянно раненых.

Она училась бинтовать раненых, обрабатывать раны. И когда у Даши из-под бескозырки выбилась коса, один из раненых удивленно спросил:
- Да ты же девка?
После этого , не зная её фамилии, вес стали называть девушку Дашей Севастопольской.

Дарья не только оказывала помощь раненым, но в тяжелые дни и сама участвовала в боях, ходила в разведку.
В ноябре, когда на полуостров приехали медсестры из общины, добровольной сестрой милосердия на Главный перевязочный пункт.


Николай I, узнав о подвиге девушки 7 ноября 1854 года в приказе по Черноморскому флоту пожаловал ей награду: золотую медаль "За усердие" и денежную премию.

После войны в 1855 году Дарья вышла замуж за матроса Максима Хворостова и получила медаль "За защиту Севастополя"

Умерла Дарья в 1910 году.
Могила её не сохранилась.
В Севастополе именем Дарьи Севастопольской названа 3-я городская больница и рядом воздвигнут памятник девушке.

Сестры милосердия впервые организованно отправились на войну.

По предложению великой княгини Елены Павловны, бывшей принцессы Фредерика -Шарлотта, вдова младшего брата Николая I, в Петербурге организована была Крестовозвиженская община сестер милосердия - первое в мире женское медицинское подразделение по уходу за ранеными.

В неё принимали независимо от сословий. Главное было для поступления на службу в качестве сестры: хладнокровие и умение учиться, а основное:, как писал Пирогов,-"чтобы женщина всегда сохраняла в себе физиологическую и нравственную женственность и выучилась бы не расставаться с нею".

Женщины работали в госпиталях и ранее, но посылать их специально туда, где идет война..-это было впервые в истории Русского государства.

В защиту женщин-сестер милосердия Пирогов так же писал:
"Доказано уже опытом, что никто лучше женщин не может сочувствовать страданиям больного и окружить его попечениями, не известными и, так сказать, не свойственными мужчинам".

6 ноября 1854 года 120 человек:сестер милосердия и приписанные к общине врачи выехали в Севастополь под начало Пирогова.


17 сестер умерли при исполнении служебных обязанностей, 4 -ре получили ранения.

В основном это были представительницы высших кругов и интеллигенции,такие как: Е.Хитрово, Е Бакунина,М.Кутузова, В.Щедрина и другие.

Они работали под пулями, обстрелом, вызывая удивлением восхищения у врачей мужчин и самих защитников Севастополя.

Е.Бакунина писала своей сестре: "Если бы я рассказала все ужасы, раны и мучения, которые я видел в эту ночь, ты бы не спала несколько ночей."


После Крымской войны сестры Крестовоздвиженской общины ухаживали за больными Максимилиановской лечебниы, Повивального института, Калинкинской больницы и Кронштадского военно-морского госпиталя в Санкт-Петербурге.

С этого времени уже законно и общепринято сестры милосердия стали работать в военных госпиталях и гражданских больницах.

В 1872 году открылись Петербургские женские врачебные курсы, где слушательницы получали высшее медицинское образование.

В сербско-турецкую войну 1867 года они уже служили врачами госпиталей и лазаретов. В числе женщин-медиков были В.М.Дмитриева, М.А.Зибольт, Р.С.Святловская.

В добровольческих санитарных отрядах "частной помощи" в Сербии работали слушательницы женских врачебных курсов С.И.Бальбот, В.П.маствеева. от Московской Александровской общины прибыло 36 сестер во главе с княгиней Н.Б.Шаховской, награжденной медалью на Георгиевской ленте.


На официальном законодательном уровне право участвовать в армии во время боевых действий женщины медики получили во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

Впервые в истории России в различных медицинских учреждениях на обоих направлениях военных действий - балканском и Кавказском - с Высочайшего повеления трудились женщины врачи, получавшие образование так же и за границей.

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

В конце XIX века на турецко-русскую войну было отправлено 40 выпускниц и 12 слушательниц последнего курса из Питербурга, и так же от Красного креста.


Красный Крест в России

Международный комитет Красного Креста был основан в 1863 году по инициативе швейцарского предпринимателя и писателя Ж.А.Дюнана.

В его задачи входило помощь раненым независимо от вероисповедания, гражданства и политических убеждений.

В мае 1867 г. Александр II подписал устав общества попечения о раненых и больных воинах, ставшего российским филиалом Красного Креста.

Обществу покровительствовала сама императрица Мария Александровна. При обществе работала община сестер милосердия.

Члены общества собирали средства на строительство лазаретов и инвалидных домов и помогали семьям погибших.
С 1879 года оно стало называться Российским обществом Красного Креста.


Хотя в середине XIX века и бытовало мнение о том,что пребывание женщин на войне не только зазорно и бесполезно, но и опасно, женщины-медики постепенно своим самоотверженным, подвижническим трудом добивались даже права наравне с мужчинами работать врачами.

В русско-турецкую войну студенток направляли в военно-временные госпитали и лазареты.
Они работали под руководством профессора Н.В.Склифасовского. Женщины оперировали наравне с мужчинами-врачами.


В своих письмах с фронта, воспоминаниях и дневниках сестры милосердия писали об обстановке на полях сражений.

"Вся площадь холма буквально покрыта ранеными, то лежащими без движения с искаженными от муки лицами, то корчащимися в предсмертных судорогах; приходилось лавировать, проходя .чтобы не задеть кого из них; отовсюду раздавались раздирающие душу стоны.

. Работали всю ночь, при свете фонарей, переходя от одного раненого к другому. ни останавливаясь ни минуты, но что же это могло значить при такой массе раненых.

Нас было три, да ночью еще прибыло четыре сестры Крестовозвиженской общины, и только. а раненые все прибывали.
Обмываешь и перевязываешь какую-нибудь страшную рану, а тут рядом, кругом воспаленными устами то просят пить, то мучаются в агонии.
Руки дрожат, голова кружится, и от сознания своего бессилия, от невозможности помочь всем в сердце какая-то острая боль.

Многие из офицеров, заходившие к нам на полчаса, находили, что бытьв огне, т.е. в сражении, несравненно легче..."


О нечеловеческих трудностях и огромных нагрузках на женские плечи сестер милосердия и врачей могут сказать цифры: в боях на Шипке на 4 сестры приходилось 3000 раненых.


Не хватало медикаментов, перевязочных средств. женщины рвали на бинты свои платья, отдавали свои сапоги , оставаясь босыми, пищу, не жалели ничего для выздоровления больных и раненых.
Например, сестра Лебедева добровольно позволила у себя вырезать 18 кусочков кожи для заживления ран генерала Комарова.


После окончания войны Николай II был вынужден признать за женщинами право носить звание врача.

Всем участницам войны были вручены памятные медали о войне.
Несколько сестер милосердия, оказавших помощь раненым на полях сражений, были представлены к наградам особой серебряной медалью "За храбрость",это: Духонина, Бойэ, Ольхина, Полозова,Юханцева,Энгельгард.

Женщины врачи, принимавшие участие в русско-турецкой войне, были так же награждены медалью "За усердие".


19 февраля 1878 года был учрежден знак отличия Красного Креста первой и второй степени с надписью: "За попечение о раненых и больных воинах" на ленте ордена св.Александра Невского.

В статусе его было написано. что лицам, пожалованным знаком отличия Красного Креста, дозволяется изображать его в гербах, если таковые имеются, и в печатях.

Практически все сестры, участвовавшие в русско-турецкой войне 1877-1878 гг были награждены этим знаком.
.
А впереди у России была Русско-японская война 1904-1905 года.

Читайте также: