Деятельность психолога по диагностике и профилактике стресса в организации кратко

Обновлено: 28.06.2024

Стресс определяется как состояние повышенной напряженности, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия среды.

Профессиональный стресс рассматривается как напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью.

Нужно очень четко понимать, что стресс — это не всегда плохо: он может быть и полезным для человека, являться стимулятором его активности и вредным, снижающим ресурсы и активность человека По определению Г.Селье такой стресс называет дистрессом.

Профессиональный стресс чаще всего относится именно к дистрессу. Если работодатель заинтересован в создании безопасных условий, высокой производительности труда, мотивации сотрудников на достижение успеха в трудовой деятельности, то ему никак не обойти тему профилактики профессионального стресса. Работа в наше время действительно является одним из самых больших источников стресса.

При создании условий для достижения оптимальной производительности и активности в профессиональной деятельности необходимо использовать системные и комплексные знания различных направлений в науке. Одной из наиболее важных и необходимых для изучения, как руководителями, так и рядовыми сотрудниками научных областей является психология труда.

Психология труда изучает закономерности трудовой деятельности, развития и формирования человека в процессе и вследствие труда. Одна из задач психологии труда это и есть обеспечение условий для безопасного и эффективного труда, обеспечение работоспособности сотрудников.

Разновидности рабочего стресса

Выделяют 3 вида.

Коммуникативный

Этот стресс проявляется в виде повышенной раздражительности сотрудника при коммуникациях с сослуживцами. Проблемы в деловом общении могут быть вызваны разными причинами. Например, неспособностью сотрудника в нужных случаях сформулировать отказ. Незнанием эффективных способов защиты от действий манипулятора. Отсутствием знаний, как защитить себя от коммуникативной агрессии.

Вторая распространенная разновидность стресса — информационный.

Этот вид стресса особенно актуален в наше время, когда во многих сферах деятельности многое меняется. Он происходит при информационных перегрузках, которые для каждого сотрудника индивидуальны. Информационный стресс может возникнуть по многим причинам:

Эмоциональный стресс

Возникает при существенных противоречиях либо полном разрыве деловых отношений с коллегами. Переживается как чувство сильной обиды, вины, гнева, унижения или другие острые переживания работника, когда разрушаются его глубинные профессиональные ценности, внутренние установки.


Психологи чаще всего выделяют следующие факторы профессионального стресса:

  • рабочий день сотрудника связан с высокими временными перегрузками, ненормированный рабочий день;
  • условия труда не соответствуют требованиям безопасности и физического комфорта ;
  • сотрудник работает в ситуации дефицита времени, много разнообразных задач, а времени на их реализацию недостаточно, одно дело накладывается на другое, все дела срочные;
  • сотрудник вынужден самостоятельно принимать решения.
  • сотрудник недостаточно информирован о своих профессиональных обязанностях и полномочиях коллег и начальства;
  • высокая ответственность за других людей и за материальные ценности;
  • малая степень влияния на принятие решений в организации;
  • сложные взаимоотношения с руководством, с подчиненными, с коллегами;
  • интриги, давление манипуляции со стороны коллег, руководителей, подчиненных

Причины рабочего стресса

На развитие стресса влияют такие факторы.

Физиологические

  • плохое питание (несвоевременное, неполноценное);
  • неудобный график работы.

Физические факторы:

  • вредные условия труда;
  • очень загрязненная атмосфера;
  • непрекращающийся шум;
  • непрекращающаяся вибрация и др.

Организационные факторы:

  • повышенные темпы работы;
  • нечеткое распределение обязанностей;
  • короткие сроки исполнения задач;
  • монотонность.

К социально-психологическим факторам относятся:

  • личные конфликты;
  • перегруз;
  • не сложившиеся отношения с коллективом.

К чему приводит длительный стресс?

Стресс — это естественная реакция на многие жизненные неурядицы (а иногда и позитивные моменты), такие как проблемы на работе или смена профессиональной деятельности, проблемы и изменения в семье, сложности в отношениях с близкими и денежные затруднения.

При этом, что умеренное количество стресса помогает нам лучше работать в сложных ситуациях, собраться и мобилизовать ресурсы. Но слишком большой или продолжительный профессиональный стресс может привести к физическим проблемам. Это снижение иммунитета, проблемы с пищеварением и кишечником, например, синдром раздражённого кишечника (СРК), или психологические нарушения, такие как депрессия, тревожность, панические атаки. Это означает, что важно заняться управлением своим состоянием и поддерживать его на здоровом уровне, чтобы предотвратить долгосрочное повреждение вашего тела и ума.


Стадии развития стресса

Рассмотрим подробнее механизм накопления стресса. Выделяют 3 стадии.

Нарастание напряженности

Независимо от скорости нарастания напряжения, есть один характерный признак: ваше поведение резко меняется на несвойственное вам, прямо противоположное.

Если вы подвижный, открытый, общительный, в стрессе вы становитесь заторможенным, замкнутым. Если вы по натуре спокойный человек – становитесь, наоборот, раздраженным, суетливым, иногда даже агрессивным, жестоким.

На этой стадии появляется отчуждение между коллегами. Теряется психологический контакт. Человек перестает смотреть в глаза при общении.

Вместо разговора по существу дела начинаются личные выпады.

Стресс еще не перешёл в свою деструктивную стадию. Он конструктивен. При правильном поведении и разрешении возникшей ситуации, он повысит успешность вашей профессиональной деятельности. Но не всегда сотрудники могут правильно разрешить ситуацию в самом начале. Нарастает напряжение в общении, самоконтроль начинает ослабевать. Коллеги утрачивают способность подходить к вопросу разумно. И не могут больше регулировать своё поведение.

Собственно, стресс

Это уже деструктивная стадия.

Переход в точку В начинается тогда, когда вы полностью или частично теряете самоконтроль.

Разбушевавшаяся стихия негативных эмоций действует на психику разрушительно – и у человека происходит взрыв. В этом состоянии он очень смутно осознаёт своё поведение. Зачастую делает то, что не сделал бы в спокойной обстановке. Впоследствии он сожалеет о своих словах, поступках, эмоциях.

Продолжительность этой стадии индивидуальна. Она может длиться от нескольких минут, часов до нескольких недель.

Достигнув наивысшего напряжения (точки С), человек ощущает усталость и опустошение, так как полностью исчерпал свои энергоресурсы.

Снижение напряжения

Хотя со временем ситуация может повториться, если человек не овладел навыками управления стрессом.

Правила поведения в условиях стресса:

Таким образом, задача работодателя — это создание оптимальных условий для работника, но важным ресурсом также является самостоятельная и осознанная профилактическая работа самих сотрудников, которую необходимо стимулировать при помощи различных организационных мероприятий.

Стрессовые сценарии

Стрессовый сценарий сотрудника – это его индивидуальная форма поведения, реакции при стрессе. Помимо этого, у каждого различная частота и сила стресса.

Кто-то переживает их чуть ли не каждый день, но в малых дозах. Такие работники при стрессе не очень агрессивны, не проявляют бурных эмоциональных реакций. Поэтому они существенно не разрушают отношений с коллегами. Другие люди переживают стресс реже, несколько раз в году, но очень интенсивный. У них существенно снижается самоконтроль: в порыве эмоций могут повысить голос на коллегу, взорваться в гневе, порвать отчет, написать заявление об уходе и наделать других глупостей.

Выделяется ещё одна важная характеристика стрессового сценария: направленность агрессии. Один человек винит во всём себя, анализирует свои ошибки. Другой не способен посмотреть на себя со стороны и обвиняет окружающих. Куда направлена ваша стрессовая агрессия: на себя или на коллег?

Важно понимать, что, независимо от направления агрессии, эта эмоция, если она не проработана, разрушает того, кто её испытывает. Вы можете злиться на другого, но при этом разрушаете себя.

Поэтому в ваших интересах научиться справляться со своими эмоциями, научиться правильным реакциям.

У вас искажается правильное восприятие сложившейся ситуации, коллег. Вы начинаете придавать излишнее значение мелочам, на которые в состоянии покоя практически не обратили бы внимания. Этого первые звоночки: сигнал о том, что нужно себя уравновесить, успокоиться.

Проанализируйте свой стрессовый сценарий.

Вспомните, какие у вас особенности? Это поможет вам осознанно подходить к своему поведению, управлять собой при нарастании стресса. Вы сможете отслеживать зарождение стресса в его зародыше, с самого начала, когда негативного эмоционального всплеска еще не произошло. И сможете не доводить ситуацию до пикового напряжения, до полной потери контроля над своим поведением.

Найдите профессиональную поддержку

Не ждите, когда профессиональное выгорание станет необратимым, начните использовать все доступные вам ресурсы для борьбы с ним на ранней стадии, и живите полноценной счастливой жизнью в гармонии с собой и своей рабочей деятельностью.

Начните работу с психологом прямо сейчас

Тревожность у детей от 5 до 7 и 9 лет и младшего возраста

Как управлять своим стрессом?

Саморегуляция в условиях рабочего стресса – ценный навык, без которого даже хороший профессионал едва может рассчитывать на благополучное состояние дел на работе. Те, кто умеют владеть собой, управляют ситуацией стресса, всегда более успешны.

Что отличает таких людей?

Они хорошо знают свои слабые и сильные стороны, в накаленной ситуации ведут себя конструктивно, проявляют терпение, могут вовремя сдержаться, остановить нарастающий эмоциональный взрыв. Сохраняют хорошее самообладание в любой ситуации.

Как мыслит человек с развитой системой саморегуляции?

  • Какой смысл винить кого-либо: других, себя?
  • Зачем мучиться укорами совести?
  • И как это поможет решению ситуации?
  • Гуманно ли, выгодно сбрасывать агрессию на других?

Естественно, нет. Я много теряю при таком поведении, ничего не приобретая. Ситуация не решается. Но разрушаются рабочие отношения, я теряю уважение коллег, теряю важные связи.

Оптимальное количество стресса

Слишком мало стресса — человек киснет и скучает. Слишком много — выгорает и становится неэффективным. Во всем нужна оптимальная золотая середина.


Последствия хронических стрессов весьма и весьма серьезны:

  • хронические мышечные напряжения (энергия направляется на обслуживание напряжений и не идет на продуктивную деятельность);
  • психосоматические заболевания (от ОРВИ и астмы до гипертонии, язвы и онкологии);
  • и что самое страшное для работодателей — талантливый сотрудник может полностью потерять интерес к перспективам продолжения трудовой деятельности в данной фирме и уволиться.

Механизм стресса очень прост и эффективен как всё простое. Событие нейтрально по своей философской сути воспринимается психикой как опасное и угрожающее (жизни или самолюбию).

Восприятие ситуации как опасной включает в человеке цепочку реакций:

На осуществление всех этих реакций тратится довольно много ресурсов человека. Поэтому так важно не допускать хронического повторения стресса и истощения (дистресса).


Другим наиважнейшим звеном является физическая и психологическая тренированность человека. Для одного риск драки — это полный ступор и паника, а для другого — это радостное предвкушение победы и развлечения.

Каковы поведенческие и эмоциональные последствия стресса?

Когда вы испытываете психологическое давление, вы можете испытывать множество различных чувств, включая тревогу, раздражительность потерю контроля, что приведёт к тому, что вы станете замкнутым, нерешительным и плаксивым.

Вы испытываете периоды постоянного беспокойства, скачущих по кругу мыслей. Вы испытываете изменения в своём поведении, и вам трудно сосредоточиться и заниматься управлением стрессом. Вы легче выходите из себя, действуете иррационально или становитесь более агрессивным. Все эти чувства приводят к изменениям на физическом уровне. Например, крайняя тревога, панические атаки, вызывая приступы головокружения и учащённого сердцебиения заставят вас чувствовать себя настолько плохо, что вы начнёте всерьёз беспокоиться о здоровье сердца и/или сосудов. И только врач поможет восстановлению. Но, профилактика гораздо важнее.

Работа и стресс

В настоящее время мы сильно подвержены профессиональному давлению. Стандарты для работающих всё сильнее завышаются, амбиции растут, так же как и ответственность. Грань между личной и профессиональной жизнью стирается, мы практически не можем переключиться: коллеги, босс и клиенты могут достать нас в любое время и в любом месте, благодаря развитым технологиям, интернету и сотовой связи.

Повышенный уровень стресса, если его не начать им управлять, приведёт к выгоранию или более серьёзным бедам со здоровьем.

Что вызывает стресс?

Всевозможные ситуации могут вызвать стресс. Самые распространённые из них связаны с работой, денежными вопросами и отношениями с партнёрами, детьми или другими членами семьи.

Изменения могут быть вызваны либо серьёзными потрясениями и жизненными событиями, такими как развод, безработица, переезд в другой дом и тяжёлая утрата, либо рядом незначительных раздражений, таких как чувство профессиональной недооцененности на работе или ссора с членом семьи. Иногда нет никаких очевидных причин.

Профилактики стрессов в современной организации - это меры психологической поддержки, осуществляемые на предприятии для профилактики социальной напряженности и стрессов у сотрудников.

Современная экономическая ситуация в мире приводит к стрессам, которые становятся неотъемлемой жизнью человека. Причем даже средний уровень стресса приводит к снижению уровня работоспособности, к ухудшению здоровья и самочувствия.

Воздействие стресса

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, можно сделать вывод, что современному человеку необходимо владеть технологиями управления стрессом для повышения эффективности в его деятельности, особенно это актуально в новых реалиях. Основными целями технологий управления стрессом являются:

  • применение практических знаний в современных условиях
  • использование специализированных методик во время профилактики в современной организации.

Стресс и его профилактика

Исследователь уделил внимание не только понятию стресса, но и значительное место отдал другому определению - дистресс. Простыми словами, дистресс – это отрицание стресса, главным источником которого является жизненная неудовлетворенность и неуважение к себе и своим знаниям. Симптомами дистресса является отсутствие запаса адаптационной энергии. Адаптационная энергия позволяет удовлетворить потребность человека в самовыражении.

При постоянном стрессе сотрудники приобретают неуверенность в своих силах, что провоцирует:

  • увеличение трудозатрат,
  • конфликты на работе,
  • снижение интереса к деятельности.

Все эти факторы сказываются на эффективности и исполнении служебных обязанностей. Поэтому профилактика стресса на предприятии направлена на повышение стрессоустойчивости. На современных предприятиях менеджеры используют различные методики профилактики, которые повышают уровень индивидуальной защиты от стресса: саморегуляция и корпоративная защита.

Для профилактики стресса на предприятии проводятся групповые тренинги, которые нормализируют межличностные отношения в коллективе. Цель групповых тренингов - укрепить сплоченную рабочую команду и выявить причины неудовлетворенности в коллективе.

На тренингах сотрудникам разъясняется, что стресс необходимо не только воспринимать как отрицательное явление. Большинство заблуждается, считая, что он появляется от какой-либо неприятности. Однако это только один из видов стресса. Существует еще понятие позитивного стресса, который появляется в результате приятных событий, например, поощрение на работе или повышение по служебной лестнице, крупные денежные выигрыши.

Тренинги и профилактика стрессов позволяют показать сотруднику другую сторону стресса и приспособиться к нему.

Стоит заметить, что негативное воздействие стресса на организм сотрудника безусловно влияет на эффективность команды, но не всегда экстремальное воздействие на организм человека влияет на эффективность выполняемой деятельности. Без стресса человек не научился бы преодолевать трудности в его работе, не приобрел бы устойчивость и уверенность; прежде всего это касается индивидуально-психологических особенностей и мотивационной ориентации. Стресс помогает преодолевать различные формы стрессовый реакций, которые возникают из-за накопленной усталости. Стоит подчеркнуть, что, работая в стрессогенной ситуации, внутренние ресурсы человека мобилизуются, что непременно в будущем приведет к неблагоприятным последствиям. Поэтому стоит учить сотрудников прежде всего находить собственное равновесие.

Профессиональная деятельность педагогов-психологов. Источники возникновения профессионального стресса, программа его профилактики. Повышение информированности педагогов-психологов о способах снижения стресса, уменьшения количества конфликтных ситуаций.

Рубрика Психология
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 20.11.2018
Размер файла 19,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

В статье рассмотрены особенности профессиональной деятельности педагогов-психологов, источники возникновения профессионального стресса и программа его профилактики. В результате ее реализации повысилась информированность педагогов-психологов о способах снижения стресса, расширились объем и качество коммуникативных взаимодействий, увеличилась ресурсность преодоления профессионального стресса, уменьшилось количество конфликтных ситуаций.

Ключевые слова и фразы: профессиональный стресс; педагогическая профессия; коммуникативная нагруженность; эмоциональное напряжение; социально-психологический тренинг; ресурсность в преодолении профессионального стресса.

педагог психолог профессиональный стресс

The article examines peculiarities of teachers-psychologists' professional activity, sources of professional stress and a programme of its prevention. Implementing the programme raised the level of teachers-psychologists' knowledge on stress reduction methods, raised amount and quality of communicative interactions, increased the potential to overcome professional stress, reduced conflicts.

Key words and phrases: professional stress; pedagogical profession; communicative load; emotional tension; socio-psychological training; potential to overcome professional stress.

Современная социально-экономическая ситуация в России предъявляет новые требования к субъектам труда. Ускоряется темп профессиональной деятельности, возрастают требования к качеству и объему выполняемой работы, что нарушает эмоциональное равновесие и приводит к возникновению стресса.

Особое место в плане развития стресса занимает педагогическая профессия, которая относится к профессиям с преобладанием субъект-субъектных отношений и, соответственно, является напряженной и стрессогенной, требующей хорошего самообладания и саморегуляции.

Педагогическая деятельность предъявляет к личности педагога высокие требования в связи с эмоциональной, когнитивной, коммуникативной нагруженностью, личной ответственностью за результаты работы. Большие рабочие нагрузки способствуют развитию негативных психических состояний, отрицательно влияющих на личность самого педагога-психолога, его клиентов и организацию в целом [1].

Проявления стресса в профессиональной педагогической деятельности разнообразны: перегрузка работой, нервное и эмоциональное напряжение, большой объем зрительной нагрузки, ненормированный рабочий день, дефицит времени, деструктивное, конфликтное поведение коллег и многое другое.

Профессиональная деятельность не только требует полной отдачи сил в рабочее время, но и занимает внерабочее время, не оставляя возможностей жить для себя, своей семьи и друзей.

Проявления профессионального стресса характеризуются следующими симптомами: чувство усталости, перенапряжения и истощения; снижение активности, любопытства, креативности, высокая раздражительность, немотивированный гнев и агрессия, беспокойство и тревожность, негативная установка к работе; безразличие к результатам деятельности, отстраненность по отношению к коллегам и другим участникам взаимодействия, низкая эмпатия.

Рассматривая причины возникновения профессионального стресса, В. А. Бодров относит к ним: сложность выполняемой деятельности, личную ответственность за результаты деятельности, дефицит времени, личностные особенности субъекта труда [2, с. 20].

Таким образом, профессиональный стресс - многоаспектный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности.

Наиболее важными факторами в возникновении профессионального стресса у педагогов-психологов являются:

1. Хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность.

2. Дестабилизирующая организация деятельности. Основными ее признаками являются нечеткие организация и планирование труда. Повышенная ответственность за исполняемые функции и операции.

4. Психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения.

В нашей статье рассматриваются возможности снижения профессионального стресса средствами социально-психологического тренинга с преимущественным использованием ролевой игры. Подобная форма реализации тренинговых занятий позволяет расширить или усовершенствовать ролевой репертуар личности, который будет использован в ситуациях развития профессионального стресса. Кроме этого, на занятиях происходит переосмысление ценностно-смысловой сферы сотрудников, и на данной основе возникают более позитивные коммуникативные навыки, повышающие сплоченность в коллективе.

Реализация тренинговых занятий проводилась на основе программы по профилактике профессионального стресса путем создания психологически комфортной среды на рабочем месте. При этом предполагалось, что в процессе проведения цикла занятий будут сформированы: позитивная коммуникативная компетентность, ассертивное поведение, умение конструктивно решать конфликтные ситуации в профессиональной деятельности.

Программа направлена на создание положительного социально-психологического климата в организации посредством профилактических мероприятий по снижению профессионального стресса. Категория участников: педагоги-психологи, социальные педагоги, специалисты по работе с молодежью. Состав группы был смешанным. Для эффективного проведения занятий группа была сформирована из 10-ти человек.

Формами работы с группой являлись: фронтальная работа; работа в подгруппах (3-4 чел.); работа в парах; индивидуальная работа, при этом применялись следующие методы работы с группой: беседа-дискуссия; игровые упражнения (психотехнические игры и упражнения, деловая и ролевая игра). Каждое занятие социально-психологического тренинга включало следующие элементы:

Элемент тренинга

1. Ритуал жеребьевки, приветствие

Сплочение, создание атмосферы группового доверия и принятия

Настройка на продуктивную совместную деятельность за счет воздействия на эмоциональное состояние и уровень активности

3. Основное содержание занятия

Ознакомление и обучение владению многофункциональными техниками, направленными одновременно на актуализацию личностных ресурсов и динамическое развитие группы. Большинство упражнений заканчивается минирефлексией: участникам задаются вопросы о том, что было трудно, а что легко в упражнении, какая может быть от него польза, что они поняли и почувствовали в ходе его выполнения

4. Рефлексия занятия

Двойная оценка:

- эмоциональная (понравилось - не понравилось и почему)

- содержательно-смысловая (чему научились, что поняли, какой можно сделать вывод для себя)


Стресс определяется как состояние повышенной напряженности, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия среды.

Профессиональный стресс рассматривается как напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью.

Нужно очень четко понимать, что стресс — это не всегда плохо: он может быть и полезным для человека, являться стимулятором его активности и вредным, снижающим ресурсы и активность человека По определению Г.Селье такой стресс называет дистрессом.

Профессиональный стресс чаще всего относится именно к дистрессу. Если работодатель заинтересован в создании безопасных условий, высокой производительности труда, мотивации сотрудников на достижение успеха в трудовой деятельности, то ему никак не обойти тему профилактики профессионального стресса. Работа в наше время действительно является одним из самых больших источников стресса.

При создании условий для достижения оптимальной производительности и активности в профессиональной деятельности необходимо использовать системные и комплексные знания различных направлений в науке. Одной из наиболее важных и необходимых для изучения, как руководителями, так и рядовыми сотрудниками научных областей является психология труда.

Психология труда изучает закономерности трудовой деятельности, развития и формирования человека в процессе и вследствие труда. Одна из задач психологии труда это и есть обеспечение условий для безопасного и эффективного труда, обеспечение работоспособности сотрудников.

Н.В. Самоукина выделяет основные виды профессионального стресса (дистресса):

Информационный – это стресс, связанный с высокой степенью ответственности принятия решений в условиях неопределенности и нехватки необходимой информации, а также при частом и неожиданном изменении информационных параметров

Эмоциональный – это стресс, возникающий при реальной или предполагаемой опасности; переживаниях унижения, гнева, обиды; противоречиях в отношениях с коллегами или руководством

Коммуникативный - это стресс, связанный с реальными проблемами делового общения и проявляющийся в повышенной раздражительности; неумении защититься от коммуникативной агрессии; неспособности сформулировать необходимый отказ. Основные проявления коммуникативного профессионального стресса это чаще всего: раздражительность в деловом общении , привычка общаться на повышенных тонах; неудовлетворенность своей работой , коммуникативная агрессия: стремление унизить или подавить соперника в конкурентной борьбе, словесная агрессия; открытый вызов на конфликт, придирчивость, намеки, отказ от помощи, ложь, мелочность, угрозы; спонтанные вспышки ярости; направленной на другого (обвинение другого) или на самого себя (самообвинение).

Психологи чаще всего выделяют следующие факторы профессионального стресса:

  • рабочий день сотрудника связан с высокими временными перегрузками, ненормированный рабочий день;
  • условия труда не соответствуют требованиям безопасности и физического комфорта ;
  • сотрудник работает в ситуации дефицита времени, много разнообразных задач, а времени на их реализацию недостаточно, одно дело накладывается на другое, все дела срочные;
  • сотрудник вынужден самостоятельно принимать решения.
  • сотрудник недостаточно информирован о своих профессиональных обязанностях и полномочиях коллег и начальства;
  • высокая ответственность за других людей и за материальные ценности;
  • малая степень влияния на принятие решений в организации;
  • сложные взаимоотношения с руководством, с подчиненными, с коллегами;
  • интриги, давление манипуляции со стороны коллег, руководителей, подчиненных

Методы профилактики профессионального стресса:

Эффективные техники саморегуляции в условиях коммуникативного стресса, которые может использовать практически каждый сотрудник, предлагает Н.В. Самоукина .

Правила поведения в условиях стресса:

  • наблюдать за самим собой (имеется ввиду, необходимо отслеживать и осознавать изменение своих реакций и поведения в ситуации стресса);
  • искать способы "остановки" самого себя (типа "взять перерыв", "сделать паузу в общении");
  • перевести свою энергию в другую форму деятельности (отвлечься и переключиться на другое занятие);
  • задуматься над тем, что помогает снять напряжение (Что больше радует? Чем занимаетесь с увлечением?…).

Таким образом, задача работодателя - это создание оптимальных условий для работника, но важным ресурсом также является самостоятельная и осознанная профилактическая работа самих сотрудников, которую необходимо стимулировать при помощи различных организационных мероприятий.

Читайте также: