Деятельность митрополита киприана кратко

Обновлено: 02.07.2024

Киприан - святой митрополит киевский, родом серб, а по мнению архимандрита Амфилохия ("Труды III-го археологического съезда", том II, Киев, 1878) - болгарин из Трнова, посвящен в Константинополе в 1376 г. патриархом Филофеем еще до смерти святого Алексея . По прибытии в Россию, он, однако, не получил митрополичьей кафедры всея России, вследствие нежелания великого князя Дмитрия Ивановича ; поселясь в Киеве, управлял литовским духовенством. В 1380 г., по смерти выбранного великим князем кандидата Митяя, Киприан был признан митрополитом московским, но ненадолго. В 1382 г., заподозрив его в союзе с Ольгердом, Дмитрий Донской вернул его обратно в Киев, а на его место призвал Пимена. Киприан отправился в Константинополь на патриарший суд, но при жизни великого князя не мог добиться московской митрополии и получил ее только в 1390 г. Управляя иерархией в двух различных державах, он умел соблюсти единство церквей и строго преследовал неправды епископов. Он двукратно посетил Киев, ездил и в другие южные епархии для "утверждения православных в благочестии". Участвовал на соборе, осудившем патриарха Макария; обратил в православие трех ханских вельмож. Умер в 1406 г., 16 сентября; в этот день чтится его память. Его мощи открыты в 1472 г. В истории русской церкви митрополит Киприан занимает важное место как деятель на поприще исправления церковно-богослужебных книг и церковных обрядов. В русской церкви первоначально принят был студийский церковный устав, обработанный святым Феодором Студитом и господствовавший в Византии до конца XI века, когда там стал входить в употребление церковный устав другого типа, иерусалимский, в XIV веке окончательно упрочившийся на всем Востоке и у южных славян. Русская церковь стала тогда получать с Востока богослужебные книги, составленные применительно к новым порядкам; во множестве приезжали с Востока и духовные лица, привыкшие к иерусалимскому уставу и применявшие его и в России. Отсюда ряд недоумений, которые принимали иногда острый характер, и необходимость просмотра всего круга богослужебных книг, составленных по началам устава студийского, для исправления их согласно началам устава иерусалимского. Митрополит Киприан много способствовал разрешению этой задачи; но не по силам одному человеку было полное исправление богослужебных книг. В литургических книгах, которые считаются у нас принадлежавшими Киприану или списанными с книг, ему принадлежавших служебнике и требнике Киприаном переведены и отчасти приспособлены к потребностям русской практики только некоторые отдельные части. Несомненна принадлежность Киприану псалтыри (рукопись Московской духовной академии). В общем деятельность Киприана была направлена более на постановку задачи, нежели на осуществление ее в подробностях. Святому Киприану приписываются и некоторые мелкие статьи литургического содержания, частью переводные, частью самостоятельные, но лишь немногие из них могут считаться трудами Киприана. Последний разряд литературных трудов митрополита Киприана образуют его послание к игумену Афанасию, поучение к новгородскому духовенству о церковных службах и послание к псковскому духовенству с наставлением разным предметам служебной практики. Изучение этих произведений святого Киприана имеет важное значение для разъяснения несогласий, возникших при исправлении книг патриархом Никоном ; они проливают свет на богослужебные порядки XIV - XV веков и на их отношение к порядкам, введенным при Никоне. Надгробное слово Киприану, Григория Цамблака, напечатано в "Чтениях общей истории и древностей российских" (1872, книга 1). См. И. Мансветов, "Митрополит Киприан в его литургической деятельности" (Москва, 1882); "Словарь" Бантыша-Каменского (том III) и "Православный Собеседник" (1862, ¦ 1): "Киприан всероссийский митрополит и великий князь Дмитрий Донской".

Про­ис­хо­дил, по всей ви­ди­мо­сти, из знат­ной се­мьи: во­прос о его род­ст­ве с Гри­го­ри­ем Цамб­ла­ком и, соответственно, принадлежности Киприана к этой болгаро-византийской фамилии является дискуссионным. Вероятно, ещё в молодости Киприан принял постриг - очевидно, в Келифаревском монастыре у Феодосия Тырновского, где познакомился с будущим патриархом Евфимием Тырновским и другими приверженцами исихазма. Получил хорошее славянское и греческое образование.

В конце 1375 года при поддержке Ольгерда Киприан был поставлен в митрополиты литовской части Киевской кафедры с условием объединить под своей властью после смерти митрополита Алексия всю Киевскую митрополию. Это беспрецедентное поставление при живом предшественнике вызвало резко отрицательную реакцию в Москве. После приезда в Киев (июнь 1376 года) Киприан безуспешно попытался распространить свою юрисдикцию на Новгород. Во время пребывания в ВКЛ Киприан привёл в порядок хозяйственные дела западной части митрополии (пришедшие в упадок, поскольку митрополит Алексий из-за противодействия Ольгерда не мог контролировать там ситуацию) и вернул Киевской митрополии ряд утраченных владений.

По­сле Ку­ли­ков­ской бит­вы 1380 года великий князь московский Дмитрий Иванович примирился с Киприаном, и он весной 1381 года прибыл в Москву в качестве митрополита Киевского и всея Руси. Во время Тохтамыша набега 1382 года Киприан нашёл убежище в Твери, у великого князя тверского Михаила Александровича, и вернулся в Москву лишь в октябре того же года. Вероятно, он не исключал возможности передачи ханом Тохтамышем ярлыка на великое княжение Владимирское тверскому князю и хотел в безопасности дождаться решения вопроса, чем навлёк на себя гнев великий князя московского и был вновь изгнан в ВКЛ. Согласно московский-литовский договору 1383 года, обе стороны должны были добиться низложения прежних митрополитов - Пимена и Киприана - и поставить нового общего (Дионисия Суздальского).

От очередного лишения кафедры Киприана спасла переориентация великого князя литовского Ягайло на династический союз с Польшей, заключённый в 1386 году. В феврале 1389 года церковный собор под председательством патриарха Константинопольского Антония восстановил Киприана в сане митрополита Киевского и всея Руси, и в марте 1390 года по приглашению великого князя московского Василия I Дмитриевича Киприан приехал в Москву, которая с этого времени стала основным местом его пребывания (только в 1396 году и 1404 году он на длительный срок выезжал в ВКЛ).

В последний период пребывания на кафедре Киприан сохранял хорошие отношения со всеми светскими правителями, на владения которых распространялась его митрополичья власть, и упрочил свой авторитет. В 1396 году Киприан совместно с польским королём Владиславом II Ягелло (Ягайло) и великим князем литовским Витовтом обратился к патриарху Константинопольскому Антонию с предложением созвать в Киеве Вселенский собор для обсуждения возможности заключения церковной унии между католической и православной церквами, которую Киприан в соответствии с византийской традицией рассматривал как восстановление церковного единства, утраченного после разделения церквей 1054 года, однако Вселенский собор не состоялся. Киприану удалось добиться ликвидации в Польше отдельной Галицкой митрополии (конец 1390-х годов) и восстановить тем самым единство Киевской митрополии. Он вернул в митрополичий диоцез городецко-нижегородскую часть Суздальско-Нижегородской архиепископии.

Киприан безуспешно пытался добиться от Новгорода признания традиционной для митрополитов практики апелляционного суда, упразднённой де-факто после смерти митрополита Алексия. В декабре 1402 года и в июне 1404 года Киприан заключил соглашения с великим князем московским Василием I Дмитриевичем. Первое из них подтверждало княжеские уставы X-XII века и другие документы, защищавшие привилегии РПЦ, второе зафиксировало административный, налоговый и судебный статус населения в вотчинах митрополии на землях Великого княжества Владимирского, условия и порядок военной службы митрополичьих бояр и слуг, нормы сборов с причта и пр.

Возможно, Киприан участвовал в московском летописании конца XIV - начала XV века. Сочинения Киприана, а также его деятельность как переводчика и переписчика свидетельствуют о приверженности исихастскому учению и о стремлении к религиозному (в том числе богословскому) просвещению русской паствы.

Сочинения:

По­сла­ния все­рос­сий­ско­го ми­тро­по­ли­та Ки­приа­на, до­се­ле еще не из­дан­ные // Пра­во­слав­ный со­бе­сед­ник. 1860. Ч. 2.

Иллюстрация:


На протяжении всего XIV века, сопровождавшегося неисчислимыми тяготами татаро-монгольского ига, единственным высшим церковным иерархом, не подчинившимся власти Золотой орды, был святитель Киприан, митрополит Киевский и всея Руси. Посвятив свою жизнь служению Богу и стяжав венец святости, он вошел в отечественную историю как видный политический деятель своей эпохи, писатель, переводчик и редактор.

Икона святителя Киприана

Ранний период жизни будущего святого

О детстве и отрочестве митрополита Киприана известно крайне мало, и большая часть биографического материала этого периода построена на гипотезах, имеющих под собой весьма шаткие основания. Так, предполагается, что родился он около 1330 года в столице Второго Болгарского царства – городе Тырнове. Бытует мнение и о том, что по своему происхождению он являлся отпрыском древнего боярского рода Цамблаков, что тоже не подтверждено документально.

Неизвестен и год принятия им иноческого пострига, предполагается лишь, что это событие произошло в Килифаревском монастыре, доныне являющемся крупнейшим духовным центром Болгарии. Тем не менее сохранились сведения о том, что в 1363 году Киприан покинул обитель, и вместе со своим духовником, преподобным Феодосием, и еще тремя иноками отправился сначала в Константинополь, а затем на Афон, где подвизался в одном из его монастырей.

На процесс духовного становления будущего московского митрополита Киприана оказало большое влияние знакомство и продолжительное общение с Константинопольским патриархом Филофеем Коккином, у которого он служил в качестве келейника. Под его руководством он усвоил основные навыки аскетизма и приобщился к постоянной внутренней молитве.

Противостояние Московского и Литовского княжества

Из жизнеописания митрополита Киприана явствует, что дальнейшая его судьба была во многом определена политическими процессами, протекавшими в пределах Древнерусского государства, поэтому на них следует остановиться подробнее. Известно, что вторая половина XIV века была наполнена борьбой Московского и Литовского княжеств за объединение под своей властью всех русских земель, в том числе и тех, которые формально принадлежали Венгрии, Польше и Молдавии.

Это вызывало серьезную озабоченность со стороны Константинопольского патриарха, стремившегося всеми силами сохранить подконтрольную ему Киевскую митрополию, которая в сложившейся обстановке оказалась разделенной между враждующими княжествами. Заняв промосковскую позицию и выражая поддержку митрополиту Алексию, он спровоцировал литовского правителя князя Ольгерда прибегнуть к угрозе обращения в католичество всех православных, живущих на его землях.

Литовские и московские князья

Желая примирить враждующие стороны и сохранить единство Киевской митрополии, предстоятель Константинопольской церкви направил, согласно данным летописи, митрополита Киприана (тогда еще своего келейника) в Литву для поисков путей примирения князя Ольгерда с московскими правителями, как духовными, так и светскими. Это была чрезвычайно сложная дипломатическая миссия, которую он сумел блестяще выполнить.

Посланник Вселенского патриарха

Благодаря проведенным им переговорам с русскими и литовским князьями, на которых Киприан выступал не от себя лично, а как представитель Константинопольского, то есть Вселенского патриарха (эти титулы тождественны и до настоящего времени), удалось осуществить ряд мер, позволивших найти приемлемое для обеих сторон решение. Более того, в результате его деятельности сложилась возглавляемая Москвой общерусская коалиция, а Литва приняла участие в набиравшем силу антитатарском движении.

В ходе своей дипломатической поездки по русским княжествам будущий митрополит Киприан встречался со многими выдающимися религиозными и общественными деятелями той эпохи, одним из которых был преподобный Сергий Радонежский. С ним он познакомился, когда сопровождал митрополита Московского Алексия – фактического правителя государства, в его поездке в Переславль-Залесский. Побывал он и в скитах весьма близких ему по духу северных монахов.

Преподобный Сергий Радонежский

Отвергнутый митрополит

Однако мир, установившийся благодаря стараниям Киприана, оказался непрочным. Очень скоро Тверской князь Михаил выдвинул претензии на верховенство и вынудил Москву к ответным действиям. Развалу коалиции русских земель во многом способствовали и иноземцы, в частности представители коммерческих кругов Генуи, заинтересованные в усилении Орды и насаждавшие повсюду антимосковские настроения. В довершение бед литовский князь Ольгерд отказался от взятых на себя ранее обязательств и открыто выступил против Москвы.

В этих условиях Константинопольский патриарх Фелофий рукоположил своего верного слугу Киприана митрополитом Киевским и Литовским и постановил после смерти митрополита Алексия сделать его главой всей Русской Церкви. Это было весьма некорректным решением, поскольку при жизни митрополита Алексия Киприан назначался на уже занятую им кафедру.

Плоды патриаршей неосмотрительности сказались в самом скором времени − ни в Киеве, ни во Владимире, ни в самой Москве полномочия его ставленника признаны не были. Даже после кончины митрополита Алексия, последовавшей в 1378 году, владыка Киприан не смог занять его место, отвергнутый большинством церковных иерархов.

В великокняжеской немилости

Тем не менее после длительной и изнуряющей борьбы, в которую были вовлечены светские и духовные власти всех уровней, ему мало-помалу удалось отвоевать свои позиции. Что же касается членов епископата, то в их глазах он поднял собственный авторитет, добившись возвращения Церкви земель, незаконно отнятых у нее боярами.

Однако, Московская кафедра для него оставалась по-прежнему недосягаемой, главным образом за счет противодействий со стороны Великого князя Дмитрия Ивановича (Донского), прочившего на эту должность своего ставленника – митрополита Митяя. Тот отправился в Константинополь за получением благословения от Вселенского патриарха, но по дороге скончался при невыясненных обстоятельствах.

Великий князь Дмитрий Донской

Во главе Московской митрополии

Преодолеть негативное к себе отношение со стороны Великого князя Московского Дмитрия Ивановича и представителей высшего духовенства Киприану помогла во многом изменившаяся к концу 70-х годов внутриполитическая обстановка в государстве. От пассивного подчинения Золотой Орде Русь перешла к активному сопротивлению, результатом которого в 1380 году стала знаменитая Куликовская битва.

В этот период попали в опалу и были казнены многие бояре и духовные лица, пытавшиеся проводить протатарскую линию, и одновременно с этим возвышены те, кто выступал за свержение ненавистного ига. К их числу относился и митрополит Киприан. В грамоте, направленной псковскому князю Андрею Ольгердовичу и его брату Димитрию, он благословлял их на борьбу с Ордой. Об этом стало известно Великому князю, и вскоре после победы в Куликовском сражении он предложил Киприану занять вакантное место главы Московской митрополии.

Новый поворот событий

Последующий период в жизни митрополита Московского Киприана принес ему много душевных мук и переживаний, которые, так же как и его неожиданный взлет, явились следствием изменившейся внутригосударственной обстановки. В 1382 году татарский хан Тахтамыш захватил и разграбил Москву, после чего едва избежавший смерти Великий князь Дмитрий Донской был вынужден возобновить выплату дани. Вновь подняла голову и обрела силу протатарская партия, представители которой преследовали главным образом свои личные, а отнюдь не государственные интересы.

Их усилиями Киприан был смещен с занимаемой им кафедры, которая досталась другому претенденту − митрополиту Пимену. Между ними началась упорная тяжба, за разрешением которой оба отправились в Константинополь. Оклеветанный врагами и низложенный митрополит Московский Киприан оказался в крайне сложном положении, выйти из которого ему помогла лишь смерть Вселенского патриарха Никона и восшествие на престол преемника Антония, хорошо знавшего его и питавшего к нему добрые чувства.

Возвращение митрополита Киприана в Москву

В Москву Киприан возвратился в марте 1390 года и вновь занял принадлежавшую ему по праву кафедру. Церковная смута к этому времени завершилась, и единство митрополии нарушалось лишь своенравием новгородцев, не признававших авторитет константинопольского патриарха и не принявших поставленного им митрополита. Впрочем, посланные в 1393 году войска московского князя внесли ясность в их мятежные умы, и общая гармония была восстановлена.

Деятельность по объединению христианских церквей

В конце XIV века над Византией и рядом других христианских государств нависла угроза османского нашествия, и единственной возможностью избежать ее было объединение всеобщих усилий. Препятствием же в данном случае, являлись не столько политические разногласия, сколько религиозное противостояние католицизма и православия.

В связи с этим митрополит Киприан выступил за скорейшее объединение этих двух направлений христианства, но не под властью римского папы, как требовали представители так называемой униатской партии, а на основе совместно выработанной концепции, позволяющей устранить все сложившиеся между ними богословские противоречия. Для этого он предлагал созвать общецерковный собор, в работе которого могли бы принять участие представители всех христианских государств. Решению столь сложной, но крайне актуальной на тот момент задачи Киприан и посвятил последние годы своей жизни.

Завершение жизненного пути

В 1400 году митрополит перенес свою резиденцию из столицы в подмосковное село Голенищево, где много занимался переводом на церковнославянский язык трудов святых отцов церкви, а также работой над собственными сочинениями, как богословского, так и сугубо светского характера. Отмечается, что социально-политическое содержание литературной деятельности митрополита Киприана охватывало широкий спектр вопросов.

Успенский собор Кремля

В частности, из-под его пера вышли несколько документов касающихся претензий польско-литовских князей на западные районы русских земель. Этот вопрос столь волновал его, что в 1404 году он лично отправился в Литву и, присутствуя на переговорах между князьями Ягайло и Витовтом, убедил их воздержаться от решительных действий.

Святитель Киприан, митрополит Московский, отошел ко Господу 16 сентября 1406 года. Из села Голенищева его прах был перевезен в Москву и после торжественного отпевания погребен в Успенском соборе Кремля. В 1472 году, в ходе работ по реконструкции собора, нетленные мощи праведника были обретены и перезахоронены рядом с могилой его преемника в управлении Русской Церковью – митрополита Фотия. Официальная же канонизация совершилась лишь в 1808 году.

Уставная грамота митрополита Киприана

Завершив свой земной путь, владыка Киприан оставил после себя богатое литературное наследие, которое, как указывалось выше, составили и религиозные сочинения, и работы социально-политического направления. Особую известность среди них получила так называемая Уставная грамота митрополита Киприана 1391 года.

Образ святителя Киприана Московского

Она является развернутым письменным ответом на жалобу крепостных крестьян, находившихся в собственности расположенного под Владимиром Константиновского монастыря. В обращенном к нему послании они жаловались на непосильную тяжесть повинностей, возложенных на них игуменом Ефремом, а также иные формы эксплуатации.

Из текста документа явствует, что прежде чем принять и обнародовать свое решение, митрополит Киприан провел подробное расследование по существу представленной ему жалобы. С этой целью он направил в обитель своего представителя – некоего Акинфия, который расспросил старожилов о том, являются ли размер и форма ныне установленных повинностей результатом самоуправства их настоятеля, или они соответствуют установившейся прежде традиции. Аналогичный опрос был проведен им среди жителей Владимира, часто посещавших монастырь, и, что важно, среди самих крепостных крестьян.

В результате проведенного дознания Акинфий установил, что игумен, на которого поступила жалоба, ничего нового в прежний порядок не вносил, требовал с податных крестьян то же, что и его предшественники, и, таким образом, предметом обсуждения могут быть не его действия, а сам ранее установленный обычай. Именно поэтому повинности крестьян, по грамоте митрополита Киприана, были признаны вполне законными, и поданная ими жалоба осталась без последствий. Впрочем, последствия, по всей вероятности, все же были, но не для игумена, а для самих жалобщиков.

Свт. Киприан, митр. Киевский и всея Руси. Фрагмент росписи Преображенского собора Новоспасского мон-ря, Москва. 1689 г.


Свт. Киприан, митр. Киевский и всея Руси. Фрагмент росписи Преображенского собора Новоспасского мон-ря, Москва. 1689 г.

В сер. 70-х гг. XIV в. К. уже находился в К-поле и принадлежал к близкому окружению К-польского патриарха Филофея Коккина. В это время патриарх Филофей возложил на К. важную миссию на территории Вост. Европы. Здесь наметился конфликт между Москвой и Литовским великим княжеством, в к-ром Киевский митр. св. Алексий поддержал Московского вел. кн. св. Димитрия Иоанновича Донского, что привело к серьезным осложнениям церковной жизни. Дело не ограничилось тем, что митр. Алексий не имел доступа в епархии Киевской митрополии, расположенные на землях Великого княжества Литовского. По свидетельству К., все связи между частями митрополии были прерваны - свт. Алексий не мог ни послать туда кого-либо, ни вызвать кого-либо оттуда; в отсутствие верховного пастыря церковная жизнь приходила в расстройство. Видя в свт. Алексии своего противника, литов. князья добивались поставления для их земель особого митрополита. Патриарх Филофей прилагал усилия для примирения враждующих сторон. Очередную такую попытку должен был предпринять его посол К. В кон. зимы - нач. весны 1374 г. К. находился в Сев.-Вост. Руси, где, в частности, сопровождал митр. Алексия в его поездке в Переяславль. Вероятно, во время этой поездки состоялось знакомство К. с преподобными Сергием Радонежским и его племянником Феодором.

В сер. 70-х гг. XIV в. так поступить было уже невозможно. 13 февр. 1375 г. была создана новая провинция католич. Церкви с центром в Галиче (с 1412 во Львове) и с епископскими кафедрами в Галиче, в Перемышле, во Владимире-Волынском и в Холме. Предписывалось устранить с этих кафедр правосл. епископов. В этих условиях угроза литовцев становилась очень реальной. Кроме того, в условиях экспансии католицизма нужно было положить конец расстройству церковной жизни на землях Великого княжества Литовского. Во Владимире-Волынском должен был появиться католич. епископ, а правосл. епископа здесь в течение ряда лет не было. Приемлема была для Филофея и кандидатура хорошо известного ему К. 2 дек. 1375 г. патриарх возглавил епископскую хиротонию К. Составленное при этом деяние не сохранилось, но может быть реконструировано по ссылкам на него в соборном деянии 1389 г. К. был поставлен митрополитом Киевским и Литовским, с тем чтобы после смерти митр. всея Руси Алексия под власть К. перешла и московская часть митрополии. На время пребывания К. в Литве в 1374-1375 гг. пришлась осуществленная при его активном участии канонизация Виленских мучеников - литов. бояр Антония, Иоанна и Евстафия, к-рые приняли Православие и за это были казнены по приказу вел. кн. Ольгерда. Канонизация была проведена патриархом Филофеем в К-поле, куда были доставлены частицы мощей святых. По-видимому идя навстречу пожеланиям Литовского вел. князя, Филофей рассчитывал обратить в Православие литов. язычников.

В авг. 1395 г. Сев.-Вост. Руси угрожало нашествие Тимура, его войска уже взяли г. Елец на Рязанской земле. По общему решению К. и вел. князя в Москву из Владимира была принесена Владимирская икона Божией Матери. 26 авг. икону встречал крестный ход во главе с К. В течение 2 недель вел. князь ждал на Оке прихода вражеского войска, но оно ушло на юг. В память об этом событии по предложению К. на том месте, где крестный ход встречал чудотворный образ, была поставлена ц. Сретения, в которой 26 авг. должно было отмечаться принесение иконы в Москву.

Почти ничего не известно о действиях К. в 1-й пол. 90-х гг. XIV в., относящихся к литов. части Киевской митрополии. Исключением является известие о поставлении в Полоцк в 1392 г. еп. Феодосия. В длительную поездку в эту часть своей митрополии К. направился в нач. 1396 г. За 2 недели до Пасхи К. и Московский вел. кн. Василий I направились в Смоленск, где состоялась их встреча с вел. кн. Витовтом. Совсем недавно Смоленское княжество было захвачено литовскими войсками, и прибытие Московского вел. князя и митрополита в город означало признание власти Витовта над этим городом. Важное значение имел и др. шаг К.- поставление на Пасху 1396 г. Смоленским епископом Насона. Необычность этого шага состоит в том, что в Смоленске епископом был Михаил, поставленный митр. Пименом в 1383 г., когда Смоленск находился в союзе с Москвой. Еп. Михаил сохранил свое положение и при К., сопровождая его, в частности, в поездке в Тверь в 1390 г. По-видимому, он сопровождал К. и в этой поездке, т. к. приехал в Москву вместе с ним. Однако Витовт не желал видеть в Смоленске архиерея, связанного с Москвой, и К. пошел навстречу его требованиям. На встрече с Витовтом, судя по всему, обсуждался и проект польско-литов. стороны созвать на Руси Вселенский Собор для обсуждения вопроса о соединении Церквей. К. согласился поддержать эту инициативу, и вместе с посланием польского короля по этому вопросу в К-поль было направлено и послание К. В своих ответах от янв. 1397 г. патриарх Антоний признал созыв такого Собора на Руси нецелесообразным, в частности, потому, что туда не смогут добраться представители Церквей Ближ. Востока. Он просил К. побуждать польск. короля к походу против османов для защиты К-поля. Из Смоленска К. направился в Киев, где пробыл полтора года, в окт. 1397 г. вернулся в Москву.

1393-1395 годы были временем больших перемен во внутриполитической жизни Великого княжества Литовского. Здесь была ликвидирована большая часть существовавших на отдельных землях удельных княжеств, где власть сосредоточилась в руках великокняжеских наместников. Нужно было, вероятно, налаживать отношения с новыми носителями власти, к-рые в отличие от сидевших здесь ранее князей не были православными - это были представители католич. литов. знати. Кроме того, поездка К. была, вероятно, связана с развернувшейся после смерти в 1391/92 г. правосл. Галицкого митр. Антония борьбой вокруг судьбы Галицкой митрополии. После смерти Антония патриарх передал управление митрополией иером. Симеону, находившемуся под опекой влиятельных валашских землевладельцев из Марамороша - вассалов венг. короля. Такое решение столкнулось с противодействием польск. кор. Владислава (Ягайло), поручившего управление митрополией Луцкому еп. Иоанну (Бабе), в 1393 г. он послал его в К-поль для поставления в Галицкого митрополита. К этому времени у претендента начались конфликты с К. и др. правосл. иерархами. Еще до его приезда в К-поль на него поступили жалобы К., и здесь было назначено расследование его спора с Владимиро-Волынским епископом. Обвинения были, видимо, достаточно серьезными, т. к. Иоанн покинул К-поль, не дожидаясь суда. В окт. 1393 г. патриарх предложил К., чтобы он низложил Иоанна и поставил в Луцк др. епископа. В окт. 1397 г. в поездке в Москву К. сопровождал Луцкий еп. Феодор. Очевидно, после приезда в Киев митрополит провел расследование, к-рое закончилось низложением Иоанна. Затем К. поставил одного из епископов на территории Галицкой митрополии (вероятно, Перемышльского) и известил об этом патриарха. К. явно стремился вернуть Галицкую землю в состав общерус. митрополии.

Великий князь хотел видеть на московской кафедре своего ставленника – архимандрита Михаила. Он даже думал, было, утвердить Михаила-Митяя, в обход Константинопольской патриархии, прямо в Москве, причем в звании митрополита уже не Киевского, а Великой Руси. Но канонически осуществить это не удалось, и Митяй поехал рукополагаться в Константинополь, где к этому времени не было уже патриарха Филофея, а был его антипод по убеждениям патриарх Макарий. Туда же поехал и Киприан, причем показательно, что поехал другим путем, нежели Митяй, видимо, зная, что его Мамай не пропустит.

В пути Киприан написал и отправил несколько писем игуменам Сергию Радонежскому и Феодору Симоновскому. В этих посланиях он упрекал москвичей, что они не сумели поддержать своего законного митрополита в конфликте с князем и, описывая свои злоключения, выражал возмущение поведением князя, но при этом писал, что почитает его как великого князя всея Руси и молится о нем и его семействе.

А дальше происходят события, поистине достойные приключенческого романа. Претенденты на престол митрополита всея Руси решительно направились в Константинополь. Когда ставленник великого князя Димитрия, Михаил-Митяй, пересек Черное море и уже приближался к виднеющемуся вдали Царьграду, он прямо на корабле заболел и внезапно умер. Сопровождающая его свита с изрядной митрополичьей казной пребывала в полной растерянности. Однако, посовещавшись, они решили не возвращаться в Москву без митрополита, а быстро избрать из сопровождавших Митяя клириков другого кандидата. После бурных дебатов был избран переяславский архимандрит Пимен.

Московиты схоронили Митяя в Галате, на территории, принадлежавшей генуэзцам (что еще раз свидетельствует о том, что генуэзцы в этой истории были заинтересованными лицами), и направились в Константинополь, куда уже прибыл святитель Киприан. Однако в столице в это время власть опять переменилась. Императором опять стал Иоанн V Палеолог, но патриарха Филофея уже не было в живых. На его месте оказался патриарх Нил, который, хотя и придерживался тех же взглядов, что и Филофей, но был гораздо менее выдающейся личностью.

Московская делегация решила представить дело таким образом, будто Пимен это и есть посланник великого князя. Начались бурные интриги и подкупы. Под княжеские векселя были заняты у турок и генуэзцев огромные суммы денег. Патриарх Нил делал вид, что поверил московской делегации, хотя в присутствии Киприана подобное было просто исключено.

Тем не менее, малодушные представители Константинопольской патриархии, видимо, щедро подкупленные, все же решили так выйти из сложного положения: патриарх объявил, что рукоположит Пимена в митрополита Киевского и Великой Руси, а Киприана – в митрополита Литвы и Малороссии. Святитель Киприан не стал дожидаться акта поставления Пимена и уехал в Литву. Это было летом 1380 года.

Одна такая услуга известна. По благословению святителя Киприана литовские князья Андрей и Дмитрий Ольгердовичи перед самой Куликовской битвой, в 1379–1380 годах, перешли на службу к великому князю московскому. Их участие в Куликовской битве значительно повлияло на ее победоносный исход.

Но, возможно, была и еще одна, более важная услуга. Известно, что у Мамая был мощный союзник – литовский князь Ягайло Ольгердович, с которым Мамай должен был соединиться на Куликовом поле. Если бы Ягайло соединился с Мамаем, исход битвы неизбежно был бы другим. Но Ягайло опоздал на битву! Было ли это случайностью?

Киприан в это время как раз находился в Литве. Личный контакт Киприана с Ягайло – известный факт. Можно ли представить, что неутомимо-деятельный митрополит, для которого объединение Руси было делом всей его жизни, в этот судьбоносный для Руси момент оставался в стороне от происходящих событий?

Есть и еще одна возможность объяснения происшедшей перемены – ходатайство перед великим князем троицкого игумена Сергия. После Куликовской битвы авторитет преподобного Сергия возрос и стал непререкаемым.

Но, так или иначе, а митрополит Киприан на праздник Вознесения Господня в 1381 году торжественно был встречен в Москве и признан митрополитом Киевским и всея Руси.

Осенью того же 1381 года в Москву из Константинополя возвратился Пимен. Правда, до Москвы его, так же, как в свое время Киприана, не допустили. В Коломне он был схвачен и брошен в тюрьму. Кое-кого из его свиты даже казнили за самоуправство.

Признанный же Москвой митрополит Киприан сразу активно взялся за дело. Он установил в Москве почитание великого князя Александра Невского, который, с одной стороны, был прямым предком Димитрия Донского, а с другой – победителем крестоносцев. В данный момент в состоянии жестокой борьбы с этим рыцарским орденом находилась Литва.

В это же время Киприаном было написано житие митрополита Петра. В этом житии он поднимал многие вопросы взаимоотношения церковной и княжеской властей, актуальные и для него самого. Им были также составлены служба этому московскому святителю, похвальное слово и молебный канон.

Однако вскоре ситуация опять резко изменилась. Мамай был разбит, но на Золотой Орде это если и отразилось, то, скорее, в сторону ее усиления. Хан Тохтамыш, непримиримый враг Мамая, владевший огромной территорией по левую сторону Волги, в 1381 году добил Мамая на Калке и объединил свои владения с правобережными степями и Крымом. Признать Москву не данником, а политическим партнером Тохтамыш, разумеется, намерений не имел.

В августе 1382 года татары подошли к Москве, взяли ее и предали опустошительному разорению. Димитрий вынужден был капитулировать и опять признать над собой власть Золотой Орды. В тот момент казалось, что Куликовская битва потеряла свое значение и победа была напрасной.

Киприан был первым русским митрополитом, который ни разу не ездил в Орду и никаких сношений с татарами никогда не имел. В переменившейся ситуации он был совершенно неподходящей для Москвы фигурой. Киприану вновь пришлось покинуть Москву и уехать в Киев, то есть в Литву. К тому же не надо забывать, что и с канонической точки зрения у Киприана тогда не все было безупречно. Все-таки митрополитом Киевским и Великой Руси в Константинополе был рукоположен Пимен. Димитрий помирился с Пименом и отдал ему митрополичью кафедру в Москве, хотя не все московское духовенство с этим согласилось.

Период с осени 1382 года до весны 1390 года именуется в истории Руси периодом церковной смуты.

У нас нет возможности да и надобности описывать все запутанные перипетии, происходившие в то время вокруг митрополичьей кафедры: поездки в Константинополь Киприана, Пимена и других претендентов на митрополичий престол и участие во всем этом великого князя московского. Скажем только, что ситуация разрешилась в конце концов лишь со смертью основных ее участников.

Св. блгв. кн. Димитрий Донской
Св. блгв. кн. Димитрий Донской
Великий князь Димитрий Донской умер 19 мая 1389 года в Москве. Тело его обрело покой в Архангельском соборе Московского Кремля.

Митрополит Пимен, не доехав до Константинополя, умер 11 сентября 1389 года. Его похоронили в той же генуэзской Галате, где и Митяя.

15 августа 1389 года, в день Успения Божией Матери, во Владимире был возведен на великокняжеский московский престол Василий Дмитриевич.

Но еще в феврале 1389 года, то есть при жизни великого князя Димитрия и митрополита Пимена, новый Константинопольский патриарх Антоний низложил Пимена и подтвердил права Киприана на кафедру митрополита Киевского и всея Руси.

1 октября 1389 года, на Покров Божией Матери, Киприан выехал из Константинополя. 6 марта 1390 года, на Крестопоклонной неделе Великого поста, в сопровождении греческого и русского духовенства он прибыл в Москву. Здесь его с любовью встретил новый московский князь Василий Дмитриевич со своей матерью, княгиней Евдокией Дмитриевной, и со всеми боярами. Москва, наконец, единодушно признала и приняла уже 60-летнего Киприана. За этим последовало 17-летнее предстояние Киприана, митрополита Киевского и всея Руси, пред Богом во главе Русской Православной Церкви.

Об этом в высшей степени плодотворном периоде в истории Русской Церкви и всей русской культуры далее и пойдет речь.

Будучи выдающимся знатоком православного богослужения Константинополя, Афона, Болгарии, святитель начал активную деятельность по исправлению и приведению к единству богослужебной практики в Русской Церкви. Митрополит Киприан собственноручно переписал такие богослужебные и вероучительные книги, как Псалтирь, Служебник, Требник, Лествицу Иоанна Синайского, сочинения Дионисия Ареопагита, перевел с греческого на славянский некоторые молитвы и каноны патриарха Филофея. Именно митрополитом Киприаном было принесено на Русь и распространено для чтения толкование на Евангелие святителя Феофилакта Болгарского.

Но мы достоверно знаем, что именно митрополит Киприан утвердил на Руси почитание святого Григория Паламы в неделю 2-ю Великого поста, а также анафематствование еретиков в неделю Торжества православия.

Возникновение нового направления наблюдается в это время на Руси не только в области литературы, но и в изобразительном искусстве. Вряд ли его можно связывать с балканским влиянием. Скорее, это был результат вселенского духовного подъема перед гибелью Восточной Римской империи, но в условиях возрождающейся Руси.

Впечатляющим признаком нового направления в изобразительном творчестве является то, что оно перестает быть безымянным. На небосводе загораются ослепительно сияющие звезды – такие гениальные личности, как Феофан Грек, Даниил Черный, преподобный Андрей Рублев. От мастеров предыдущей эпохи они резко отличаются высочайшим, если так можно выразиться, профессионализмом как чисто художественным, так и философско-богословским. И дошедшие до нас рукописи того времени говорят сами за себя. Они являются непревзойденными шедеврами русского книгописания.

Киевская Псалтирь
Киевская Псалтирь
Интересна, например, история знаменитой лицевой рукописи, так называемой Киевской Псалтири. В приписке к ней есть прямое указание, что она написана в Киеве протодиаконом Спиридонием по заказу владыки Михаила в 1397 году.

Ссылаясь на эту приписку, украинские ученые пытались связать эту рукопись с малороссийской культурой того времени.

Однако тщательный анализ рукописи, ее языковых особенностей, почерка и всего художественного строя не оставляет сомнений в том, что рукопись принадлежит московской культуре. Именно в это время, в 1396–1397 годах, митрополит Киприан полтора года жил в Киеве. Жил в окружении многочисленной свиты, приехавшей с ним из Москвы. Спиридоний, судя по всему, был протодиаконом московского митрополичьего Успенского собора и одновременно искусным каллиграфом, а владыка Михаил, в прошлом епископ Смоленский, в то время уже был переведен в Москву и пребывал в числе клириков, приближенных к митрополиту Киприану.

Вообще, с восшествием святителя Киприана на митрополичью кафедру в Москве собрались все лучшие художественные силы Руси. Именно в 1390 году в Москву из Новгорода приезжает Феофан Грек. И ясно, что по заказу митрополита Киприана вместе со своими сподвижниками Даниилом Черным, Андреем Рублевым и Прохором с Городца он расписывает кремлевские соборы.

Эти универсальные мастера, видимо, принимали участие и в украшении рукописей. Так, в первые годы XV века ими были выполнены миниатюры к знаменитой рукописи Евангелие Хитрово.

Но помимо чисто духовной деятельности первоиерарх Русской Церкви должен был заниматься делами церковно-административного управления. И митрополит Киприан справлялся с этими делами уверенно и по-хозяйски. Он активно посещал важнейшие духовные центры и города своей епархии, ставил епископов, следил за соблюдением церковных канонов, занимался судебными разбирательствами.

Не устранялся митрополит и от участия в решении политических проблем. Главной заботой святителя Киприана как политика было примирение и объединение всех княжеств, находившихся на территории его епархии. По его благословению 9 января 1391 года совершилось бракосочетание великого князя Василия Дмитриевича с литовской княжной Софьей Витовтовной.

С неизменным почтением и доверием относились к митрополиту Киприану многие сильные мира сего, иногда даже враждующие между собою. Это и московский князь Василий Дмитриевич, и тверской князь Иван Михайлович, и литовские князья Витовт и Ягайло… (В феврале 1386 года Ягайло принял католичество и стал польским королем Владиславом, но его дружбе с митрополитом Киприаном это не помешало.)

Летом 1395 года совершилось событие, оставившее глубочайший след в духовной и исторической жизни русского народа, ставшее вечным примером веры и упования на Промысл Божий и на заступничество Пресвятой Богородицы.

В Москву пришла страшная весть: с юга к городу двигались полчища Тамерлана (Тимура) – непобедимого и жестокого завоевателя. Непобедимого в прямом смысле этого слова: за всю свою долгую жизнь он не потерпел ни одного поражения. Тамерланом были завоеваны Персия, Ирак, Армения, Азербайджан, Месопотамия, Грузия, Индия и Сирия. К концу жизни Тамерлана, в 1405 году, его владения с востока на запад простирались от Черного моря до реки Ганг, а с севера на юг – от Аральского моря до Аравийского.

В 1395 году этот грозный покоритель почти всей Малой Азии и Кавказа пошел на Русь, достиг рязанских пределов, разорил город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к верховьям Дона. Великий князь Василий Дмитриевич мужественно вышел с московским войском к Коломне навстречу врагу, но все понимали, что силы слишком неравные.

В этот великий и решающий момент истории стоял вопрос о существовании не только Москвы, но и всего Русского государства. Митрополит Киевский и всея Руси Киприан, возглавлявший Русскую Православную Церковь, как никто понимал это. Благословив в поход князя Василия, он призвал москвичей к покаянию, усердной молитве и всенародному посту. Затем по Божественному вдохновению он отправил во Владимир посольство, состоявшее из священнослужителей и бояр, за величайшей святыней Руси – Владимирской иконой Божией Матери.

Вся Русь молилась в те дни перед иконой Матери Божией о спасении от неминуемой гибели.

И чудо совершилось.

Тамерлан дошел до города Ельца и по не понятным для историков обстоятельствам дальше к Москве не пошел, хотя перед ним лежал почти беззащитный город – легкая добыча и военная слава. Это произошло 26 августа 1395 года.

В летописях этот загадочный поступок Тамерлана, однако, объясняется так: в тот самый час, когда жители Москвы встречали икону и мо­лились перед ней, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг во сне перед ним в лучезарном сиянии явилась Величественная Жена, Которая грозно повелела ему оставить московские пределы. Проснувшись в ужасе, Тамерлан призвал своих советников и стал допытываться, что означает это видение. Ему отвечали, что Величественная Жена – это Матерь Божия, великая защитница христиан. Именно поэтому, согласно летописям, гонимый страхом Тамерлан на следующий день повернул на юг.

На месте встречи Владимирской иконы митрополит Киприан основал Сретенский монастырь, а день 26 августа (8 сентября по новому стилю) празднуется с тех пор как день спасения Москвы и России от полчищ Тамерлана.

Вся эта драматическая история православным людям достаточно хорошо известна, но менее известно ее продолжение, которое тоже было результатом всенародных молитв и необычайно повлияло на весь ход русской истории. Повернув от Москвы на юг, Тамерлан начал грандиозный разгром Золотой Орды. Все степные города, враждебные тогда Руси, были разграблены и уничтожены в течение одного года. Хан Тохтамыш, в 1382 году сжегший Москву в отместку за поражение на Куликовом поле, бежал в Литву. После этого тотального разгрома Золотая Орда фактически перестала существовать как степная цивилизация, как единое государство. Для Руси это событие имело колоссальное значение.

Наступил XV век. Владыка Киприан был уже 70-летним старцем, утомленным напряженной многолетней борьбой и непрерывными трудами. В последние годы жизни он все более любил уединяться в своей подмосковной загородной резиденции, расположенной при слиянии рек Сетуни и Раменки. Сегодня это место можно увидеть в Москве вблизи Мосфильмовской улицы. Оно, в окружении современных домов, удивительным образом сохранило свое первозданное состояние, оставшись почти таким, каким было во времена Киприана. Нет только церкви Трех Святителей. Зато километрах в трех от этого места в XVII веке была построена другая церковь – Живоначальной Троицы в Голенищеве. Сюда в XVII веке была перенесена загородная резиденция московских первосвятителей, тогда уже патриархов.

Последним делом митрополита Киприана было посещение им западных областей митрополии в 1404–1405 годах. Известно, что Витовт встретил его в Вильне с большими почестями и что святитель Киприан присутствовал при особой встрече Ягайло и Витовта в Милолюбе.

1 января 1406 года святитель Киприан возвратился в Москву и 16 сентября 1406 года умер в своей загородной резиденции. Перед смертью он написал известную разрешительную молитву, которая и была прочитана над его гробом.

Митрополит Киприан был похоронен в юго-западном углу Успенского собора Московского Кремля, согласно его собственному завещанию.

29 мая 1472 года при строительстве нового и разборке старого Успенского собора в Кремле были обретены мощи святителя Киприана и перенесены в новый собор. Этот год и считается годом его прославления.

В Русской Православной Церкви есть особый праздник святителей Московских (5 октября по старому стилю). Число святителей, почитаемых в этот день, со временем менялось. Сначала их было трое: Петр, Алексий, Иона. Затем в XVII веке, при патриархе Никоне, прибавился митрополит Филипп и, наконец, в 1913 году – патриарх Ермоген. Сегодня – это день пяти Московских святителей. Однако в храмах сегодня можно слышать имена и других, недавно прославленных святителей Московских: митрополита Макария, патриархов Иова и Тихона, иногда митрополитов Московских Филарета и Иннокентия. Но имя Киприана почти забыто.

В XX веке учеными-историками была проделана огромная работа по осмыслению исторических процессов прошлых веков и особенно по проникновению в смысл культурно-духовной жизни Древней Руси. В результате, в работах таких крупнейших ученых ХХ века, как Г. М. Прохоров и протоиерей Иоанн Мейендорф начинает раскрываться личность митрополита Киприана как выдающегося церковного деятеля и одного из величайших людей той сложной эпохи.

600-летняя годовщина со дня преставления выдающегося московского святителя Киприана напоминает нам о его церковном подвиге и высоте этого подвига и призывает к духовному деланию, столь необходимому в наш погружающийся в нечувствие и равнодушие XXI век.

Читайте также: