Деятельность как общенаучная и общепсихологическая категория кратко

Обновлено: 06.07.2024

В данной статье рассматривается феномен деятельности с позиции психологической науки.

Ключевые слова

Текст научной работы

Человек по своей природе активен. Без активности, выражающейся в деятельности, невозможно раскрытие богатства духовной жизни человека, глубины ума, чувств, силы воображения и воли, способностей и черт характера. Деятельность-категория социальная. Животным доступна жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. Для человека характерно сознательное выделение себя среди всего живого, из природы, познание ее закономерностей и осознанное воздействие на нее. Человек ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к активности.

Если поведение животных целиком определяется непосредственным окружением, то активность человека уже с самых ранних лет регулируется опытом всего человечества и требованиями общества. Этот тип настолько специфичен, что для него в психологии употребляется особый термин – деятельность.

Первая специфическая особенность деятельности - содержание деятельности не определяется целиком потребностью, которая ее породила. Если потребность в качестве мотива дает толчок к деятельности, стимулируют ее, то сами формы и содержание деятельности определяются общественными условиями, требованиями и опытом. Так, мотивом, который заставляет человека работать, может быть и потребность в пище. Содержание его деятельности определяется не потребностью, как таковой, а целью–изготовлением определенного продукта.

Таким образом, первое: порождаясь потребностью как источником активности она управляется осознаваемой целью как регулятором активности. 2. Чтобы деятельность была успешной, психика должна отражать собственные объективные свойства вещей и определяться ими (а не потребностями организма, способы достижения поставленной цели). 3. Деятельность должна обладать способностью управлять поведением человека так, чтобы реализовать эти целенаправленные действия, а именно стимулировать и поддерживать активность, которая сама по себе немедленно не удовлетворяет возникшие потребности, т.е. не сопровождается непосредственным подкреплением. Деятельность неразрывно связана с познанием и волей, опирается на них, невозможна без познавательных и волевых процессов. Таким образом, деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью. Деятельность–это совокупность действий и движений, направленных на удовлетворение потребностей и интересов человека.

Следовательно, для того, чтобы можно было говорить о деятельности, необходимо выявить в активности человека наличие сознаваемой цели. Все остальные стороны деятельности – ее мотивы, способы выполнения, отбор и переработка необходимой информации - могут осознаваться, а могут и не осознаваться. Они могут осознаваться не полностью и даже неверно. Например: дошкольник редко осознает потребности, которые толкают его играть, а младший школьник – мотивы своей учебной деятельности.

Каков бы ни был этот уровень осознанности деятельности сознание цели всегда остается необходимым ее признаком. Человек выступает как личность, движимая определенными мотивами, и преследующая намеченные цели. В качестве мотивов могут выступить потребности, мысли, чувства. Для осуществления деятельности недостаточно внутренних побуждений. Необходимо иметь объект деятельности и соотносить побуждения с целями, которые желает достичь личность в результате деятельности.

Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром, но процесс не пассивный, а активный и сознательно регулируемый.

Анализ структуры деятельности показывает, что она осуществляется при сознательном психическом отражении окружающего мира. В любой деятельности человек в той или иной степени осознает цель своих действий, воображает ожидаемый их результат, воспринимает и оценивает условия, в которых он действует (обдумывает последовательность операций, прилагает волевые усилия, наблюдает за ходом деятельности, переживает успех и неудач.

Выше изложенное определение о деятельности этими учеными психологами сводятся к трем основным принципам.

Принцип единства сознания и деятельности, сформулированный российскими психологами обобщает ряд теоретических положений. Содержанием сознания становятся, прежде всего, те объекты, или стороны познаваемой деятельности, которые включены в деятельность. Таким образом, содержание и структура сознания оказываются связанными с деятельностью. Активность как важнейшая характеристика психического отражения личности, закладывается и реализуется в предметной деятельности и затем становится психическим качеством человека. Формируясь в деятельности сознание в ней и проявляется. По ответу и выполнению задания учитель судит об уровне знаний школьника.

Другим важнейшим принципом психологической теории деятельности является принцип деятельностного опосредствования, введенный в психологию А.В. Петровским. Этот принцип означает, что содержание деятельности опосредует все психические процессы и состояния личности. Выражается это в особенностях взаимоотношений человека с другими людьми, в его поведении и поступках.

Отечественная психология исходит из принципа единства деятельности и общения, рассматривая общения как особый вид человеческой деятельности, целью которого является взаимопонимание людей, взаимодействие, объединение усилий в коллективном труде. Таким образом, деятельность неразрывно связана с познанием и волей, активностью, действиями, потребностями, опирается на них и невозможна без познавательных и волевых процессов. И чтобы можно было говорить о деятельности, необходимо выяснить ряд ключевых вопросов, таких как, активности, потребности, мотивы, цели, действия и т.д.

Всеобщей характеристикой живых существ является их активность. Активность- это присущая живому существу способность к самостоятельной силе реагирования.

Источником активности живого существа являются его потребности, побуждающие его действовать определенным образом и в определенном направлении. Потребность – это состояние, нужда живого существа в чем-либо или ком-либо. Активность человека проявляется в процессе удовлетворения потребностей. Процесс удовлетворения потребностей животных и обеспечивает им наиболее полное приспособление к среде. В потребностях животного непосредственно представлена природная вещь как стимул его активности. Активности человека и источник этой активности - человеческие потребности формируются в процессе его воспитания, т.е. приобщения к миру человеческой культуры. У человека процесс удовлетворения потребностей выступает как активный, целенаправленный процесс овладения формой деятельности, определенной общественным развитием. Активность различается по сфере формирования. Так, выделяется внутренняя, или внутриличностная активность, направленная на преобразования самого субъекта, и внешняя или межличностная, активность, направленная на преобразование окружающего мира и людей. Степень внешней активности во многом определяется потребностями в общении и наличием общих целей деятельности.

По своему носителю (или источнику) активность делится на: общественную, коллективную (или групповую) и личную (или индивидуальную). Общественная активность включает в себя коллективную и личную активность и реализуется в общественной деятельности людей в рамках общественных организаций.

Различают также психическую и социальную активность личности. Психическая активность личности проявляется в динамике и интенсивности поведения, мышления, эмоций, в волевой активности, работоспособности, состоянии психического и физического здоровье человека.

Психическая активность имеет и неосознаваемый уровень (например, активность реакций человека в зависимости от свойств его темперамента и нервной системы. Социальная активность личности – более высокий уровень активности – корректируется и направляется целями созидательной деятельности прежде всего трудом.

Социальная активность – высший вид активности выражается в действиях субъекта как члена общественной организации, партии, государства.

Потребности человека имеют и общественный и личный характер.

  1. Для удовлетворения потребностей, которые носят узколичный характер (например, связанных с пищей), используются результаты общественного разделения труда (хлеб попадает на стол как овеществленный результат трудовых усилий многих людей);
  2. Для удовлетворения потребностей человек использует исторически сложившиеся в данной общественной среде способы и приемы и нуждается в определенных условиях (человек нуждается в тарелке, ноже, вилке, мясо нужно приготовить и т.д.).
  3. Множество потребностей человека выражает не столько его узколичные запросы, сколько нужды общества, коллектива, в котором живет человек – потребности коллектива приобретают характер личных потребностей человека.

Потребности различают по происхождению и предмету.

По своему происхождению потребности бывают естественными и культурными. Естественные потребности – в пище, питье, во сне, в защите от холода, жары и т.д. По своей психологической сущности естественные потребности человека отличаются от естественных потребностей животных. Изменяются способы и орудия удовлетворения, а самое главное, претерпевают изменение и сами потребности, которые переживаются самим человеком.

В культурных потребностях выражается зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры, их корни целиком лежат в границах человеческой истории.

По характеру предмета потребности могут быть материальными и духовными. В материальных потребностях выявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (потребность в пище, одежде, предметах быта и т.д.); в духовных –зависимость от продуктов общественного сознания. Духовные потребности неразрывно связаны с материальными потребностями. Для удовлетворения духовных потребностей требуются, разумеется, материальные вещи (книги, газеты, краски и т.д.), которыми являются, в свою очередь, предметом духовных потребностей.

Итак, естественная по происхождению потребность может быть вместе с тем материальной по предмету, культурная по происхождению – может быть материальной, либо духовной по предмету.

Список литературы

Цитировать

Деятельность — одно из самых широких понятий социально-гуманитарных наук, которое особенно часто используется в современной философии, социологии и психологии. Рассмотренные выше характеристики психики — психические процессы, свойства и состояния являются, по сути дела, компонентами более масштабного понятия, каким и выступает деятельность, активность.

Психика и деятельность — взаимообусловливают друг друга, психика предшествует деятельности, сопровождает и развивает деятельность.

В философской литературе под деятельностью понимается специфическая форма отношения человека к окружающему миру, содержанием которой является его целесообразное освоение и преобразование. Деятельность — это сознательное, целенаправленное отношение человека к миру. При этом подчеркивается бесконечное многообразие видов человеческой деятельности, которая может быть материальной и духовной, познавательной и оценочной, репродуктивной и творческой, созидательной и разрушительной и т.д.

Деятельность как психологическая категория

В психологии под деятельностью понимается динамическая система взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе которых человек сознательно, целенаправленно воздействует на объект, за счет чего он удовлетворяет свои потребности.

Конечно, в различных видах деятельности — исполнительской, управленческой, научной — роль сознания различна. Чем сложнее деятельность, тем выше в ней роль психологической составляющей.

Но в любом случае именно деятельность выступает в качестве основы для формирования личности. Личность не предшествует деятельности, она этой деятельностью порождается.

Таким образом, личность в психологии рассматривается как субъект, реализующийся в деятельности, прежде всего в труде и общении.

В процессе деятельности происходит воплощение в субъекте психического образа того или иного объекта окружающей среды, а затем реализация возникшего на основе этого образа отношения субъекта к предметной действительности. Подобная психическая реальность, как компонент деятельности, возникает уже на ранних стадиях становления человека в ходе ориентировочно-исследовательской деятельности, призванной обслуживать такое взаимодействие. 13 процессе такой деятельности все животные, в том числе и человек, обследуют внешний мир, формируют психический образ ситуации и осуществляют регуляцию поведения своего двигательного аппарата соответственно условиям стоящей перед ними задачи.

Различие между животными и человеком состоит здесь лишь в том, что животные способны ориентироваться только на внешние, непосредственно воспринимаемые аспекты окружающего, в то время как деятельность человека в силу развития коллективного труда и общения может основываться и на символических формах представления предметных взаимоотношений.

В содержании деятельности в качестве важнейших обычно выделяются следующие компоненты: познавательные (в том числе перцептивные, мнемические и мыслительные), эмоциональные, волевые.

Отечественный психолог С.Л. Рубинштейн выделял следующие главные особенности феномена человеческой деятельности:

она субъектна, т.е. принадлежит человеку, а не животному, не машине, не может быть деятельности бессубъектной;

осуществляется в условиях совместной деятельности субъектов:

предполагает взаимодействие субъекта с объектом, т.е. она всегда предметна, реальна, содержательна:

она сознательна, целенаправленна:

в деятельности творческой и самостоятельной по своему характеру люди и их психика не только проявляются, но и созидаются, формируются, развиваются и именно в ней они могут быть объективно исследованы.

Таким образом, категория деятельности здесь используется как выражение неразрывной связи человека с миром и понимания психического как изначально включенного в эту связь.

Психологический анализ структуры деятельности может осуществляться на основе различных критериев:




ее основных психологических компонентов, куда включаются прежде всего мотивы, побуждающие субъекта к деятельности, цели, как прогнозируемые результаты этой деятельности; операции, с помощью которых деятельность выполняется, и т.п.;

функций, выполняемых в процессе деятельности каждым из выделенных компонентов;

качественных особенностей результатов, получаемых в итоге деятельности.

Таким образом, деятельность в психологии рассматривается как форма активного отношения человека к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей.

Категория деятельности используется весьма широко в различных областях современной психологической науки. Например, в обшей психологии категория деятельности используется как при анализе индивидуальных, так и внутригрупповых психических процессов; для обоснования принципа единства сознания и деятельности, а также для объяснения принципа интериоризации — экстериоризации как механизма усвоения общественно-исторического опыта.

Категория деятельности постоянно используется для построения различных прикладных отраслей психологии, особенно таких как психология труда, педагогическая, медицинская, управленческая психология. В этих прикладных областях психологии особое значение имеют такие характеристики деятельности, как субьектность и предметность.

Специфика предметной определенности деятельности заключается в том, что объекты внешнего мира не воздействуют на субъекта непосредственно, но лишь будучи преобразованы в ходе его деятельности. Этим достигается большая адекватность их отражения в сознании субъекта деятельности.

Подобным образом преобразованное восприятие объектов проявляется уже у животных, деятельность которых обусловлена свойствами объектов, которые служат для удовлетворения их биологических потребностей.

Но в развитой форме предметность свойственна лишь человеческой деятельности. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, в ее связях со значениями, фиксированных в схемах действий, системах ценностей, социальных нормах.

Субьектность деятельности выражается в таких аспектах активности субъекта, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими избирате ьность и направленность деятельности.

При анализе деятельности обычно выделяются три основных плана:

1. генетический - в нем исходной формой любой человеческой деятельности выступает совместная социальная деятельность людей, в ходе которой в качестве основного механизма развития психики работает процесс интериоризации, обеспечивающий переход внешней по форме деятельности во внутреннюю психическую деятельность;

1. динамический, на основе которого изучаются механизмы, поддерживающие способность человека к деятельности, а также условия, обеспечивающие ее движение и развитие, появление ее новых форм. В этом плане исследуются условия, которые обеспечивают устойчивость целенаправленной деятельности в обстановке постоянно меняющейся реальности. Большую роль здесь играет анализ психофизиологических механизмов, обеспечивающих эффективную деятельность.

Деятельность — одно из самых широких понятий социально-гуманитарных наук, которое особенно часто используется в современной философии, социологии и психологии. Рассмотренные выше характеристики психики — психические процессы, свойства и состояния являются, по сути дела, компонентами более масштабного понятия, каким и выступает деятельность, активность.

Психика и деятельность — взаимообусловливают друг друга, психика предшествует деятельности, сопровождает и развивает деятельность.

В философской литературе под деятельностью понимается специфическая форма отношения человека к окружающему миру, содержанием которой является его целесообразное освоение и преобразование. Деятельность — это сознательное, целенаправленное отношение человека к миру. При этом подчеркивается бесконечное многообразие видов человеческой деятельности, которая может быть материальной и духовной, познавательной и оценочной, репродуктивной и творческой, созидательной и разрушительной и т.д.

Деятельность как психологическая категория

В психологии под деятельностью понимается динамическая система взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе которых человек сознательно, целенаправленно воздействует на объект, за счет чего он удовлетворяет свои потребности.

Конечно, в различных видах деятельности — исполнительской, управленческой, научной — роль сознания различна. Чем сложнее деятельность, тем выше в ней роль психологической составляющей.

Но в любом случае именно деятельность выступает в качестве основы для формирования личности. Личность не предшествует деятельности, она этой деятельностью порождается.

Таким образом, личность в психологии рассматривается как субъект, реализующийся в деятельности, прежде всего в труде и общении.

В процессе деятельности происходит воплощение в субъекте психического образа того или иного объекта окружающей среды, а затем реализация возникшего на основе этого образа отношения субъекта к предметной действительности. Подобная психическая реальность, как компонент деятельности, возникает уже на ранних стадиях становления человека в ходе ориентировочно-исследовательской деятельности, призванной обслуживать такое взаимодействие. 13 процессе такой деятельности все животные, в том числе и человек, обследуют внешний мир, формируют психический образ ситуации и осуществляют регуляцию поведения своего двигательного аппарата соответственно условиям стоящей перед ними задачи.

Различие между животными и человеком состоит здесь лишь в том, что животные способны ориентироваться только на внешние, непосредственно воспринимаемые аспекты окружающего, в то время как деятельность человека в силу развития коллективного труда и общения может основываться и на символических формах представления предметных взаимоотношений.

В содержании деятельности в качестве важнейших обычно выделяются следующие компоненты: познавательные (в том числе перцептивные, мнемические и мыслительные), эмоциональные, волевые.

Отечественный психолог С.Л. Рубинштейн выделял следующие главные особенности феномена человеческой деятельности:

она субъектна, т.е. принадлежит человеку, а не животному, не машине, не может быть деятельности бессубъектной;

осуществляется в условиях совместной деятельности субъектов:

предполагает взаимодействие субъекта с объектом, т.е. она всегда предметна, реальна, содержательна:

она сознательна, целенаправленна:

в деятельности творческой и самостоятельной по своему характеру люди и их психика не только проявляются, но и созидаются, формируются, развиваются и именно в ней они могут быть объективно исследованы.

Таким образом, категория деятельности здесь используется как выражение неразрывной связи человека с миром и понимания психического как изначально включенного в эту связь.

Психологический анализ структуры деятельности может осуществляться на основе различных критериев:

ее основных психологических компонентов, куда включаются прежде всего мотивы, побуждающие субъекта к деятельности, цели, как прогнозируемые результаты этой деятельности; операции, с помощью которых деятельность выполняется, и т.п.;

функций, выполняемых в процессе деятельности каждым из выделенных компонентов;

качественных особенностей результатов, получаемых в итоге деятельности.

Таким образом, деятельность в психологии рассматривается как форма активного отношения человека к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей.

Категория деятельности используется весьма широко в различных областях современной психологической науки. Например, в обшей психологии категория деятельности используется как при анализе индивидуальных, так и внутригрупповых психических процессов; для обоснования принципа единства сознания и деятельности, а также для объяснения принципа интериоризации — экстериоризации как механизма усвоения общественно-исторического опыта.

Категория деятельности постоянно используется для построения различных прикладных отраслей психологии, особенно таких как психология труда, педагогическая, медицинская, управленческая психология. В этих прикладных областях психологии особое значение имеют такие характеристики деятельности, как субьектность и предметность.

Специфика предметной определенности деятельности заключается в том, что объекты внешнего мира не воздействуют на субъекта непосредственно, но лишь будучи преобразованы в ходе его деятельности. Этим достигается большая адекватность их отражения в сознании субъекта деятельности.

Подобным образом преобразованное восприятие объектов проявляется уже у животных, деятельность которых обусловлена свойствами объектов, которые служат для удовлетворения их биологических потребностей.

Но в развитой форме предметность свойственна лишь человеческой деятельности. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, в ее связях со значениями, фиксированных в схемах действий, системах ценностей, социальных нормах.

Субьектность деятельности выражается в таких аспектах активности субъекта, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими избирате ьность и направленность деятельности.

При анализе деятельности обычно выделяются три основных плана:

1. генетический - в нем исходной формой любой человеческой деятельности выступает совместная социальная деятельность людей, в ходе которой в качестве основного механизма развития психики работает процесс интериоризации, обеспечивающий переход внешней по форме деятельности во внутреннюю психическую деятельность;

1. динамический, на основе которого изучаются механизмы, поддерживающие способность человека к деятельности, а также условия, обеспечивающие ее движение и развитие, появление ее новых форм. В этом плане исследуются условия, которые обеспечивают устойчивость целенаправленной деятельности в обстановке постоянно меняющейся реальности. Большую роль здесь играет анализ психофизиологических механизмов, обеспечивающих эффективную деятельность.

Определение термина "деятельность", ее компоненты: познавательные (перцептивные, мнемические и др.), эмоциональные и волевые. Особенности феномена человеческой деятельности по С.Л. Рубинштейну. Труд как вид деятельности человека, его конечный результат.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 18.04.2017
Размер файла 19,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Оглавление

1. Деятельность как категория в психологии

2. Основные виды деятельности

3. Освоение деятельности

Деятельность - одно из самых широких понятий социально-гуманитарных наук, которое особенно часто используется в современной философии, социологии и психологии. Рассмотренные выше характеристики психики -- психические процессы, свойства и состояния являются, по сути дела, компонентами более масштабного понятия, каким и выступает деятельность, активность.

Психика и деятельность - взаимообусловливают друг друга, психика предшествует деятельности, сопровождает и развивает деятельность.

В философской литературе под деятельностью понимается специфическая форма отношения человека к окружающему миру, содержанием которой является его целесообразное освоение и преобразование. Деятельность -- это сознательное, целенаправленное отношение человека к миру. При этом подчеркивается бесконечное многообразие видов человеческой деятельности, которая может быть материальной и духовной, познавательной и оценочной, репродуктивной и творческой, созидательной и разрушительной и т.д.

В психологии под деятельностью понимается динамическая система взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе которых человек сознательно, целенаправленно воздействует на объект, за счет чего он удовлетворяет свои потребности.

Любой человек, основываясь на собственном опыте, отдает себе отчет в том, что он так или иначе способен воспринимать, познавать окружающий мир, различные предметы и явления.

Нормальное состояние человека, если только он не спит, - активное, деятельное состояние. Пока человек живет, он постоянно действует. Что-то делает, чем-то занят. Трудится, учится, занимается спортом, общается с людьми, читает и т. д. Таким образом, он проявляет активность - внешнюю (движения, операции, мышечные усилия) или внутреннюю (психическая активность, которая наблюдается даже у неподвижного человека, когда он размышляет, читает, припоминает и т. д.).

Деятельность -- это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства.

Без деятельности невозможна человеческая жизнь. В процессе деятельности человек познает окружающий мир. Деятельность создает материальные условия жизни человека, без которых он не может существовать, -- пищу, одежду, жилище. В процессе деятельности создаются духовные продукты: наука, литература, музыка, живопись; изменяется и преобразуется окружающий мир: пустыни становятся цветущими садами, реки изменяют русло и направление, в тундре и тайге возникают города. Деятельность человека формирует и изменяет его самого, его волю, характер, способности.

1. Деятельность как категория в психологии

Деятельность - это не только одна из форм отношения. Это очень специфическая форма отношения, имеющая два основных признака:

- это отношение продуктивного типа, предполагающее получение некоторого результата. Он может быть представлен, однако, не только в форме какого-либо продукта (изделия, ценности и др.), но и в виде освоения человеком тех или иных знаний, умений, других форм социального опыта. Тем самым данное определение указывает на наличие трех основных типов деятельности -- не только собственно трудовой, но также и игровой, и учебной[2];

- деятельность - это такое отношение, которое регулируется осознаваемой целью как идеальный образ будущего результата. Цель выступает так называемым системообразующим фактором деятельности, т. е. главным критерием определения ее содержания, структуры и динамики. И в этом заключается важнейшее отличие деятельности от иных форм активности человека (скажем, от импульсивной, непроизвольной активности). Содержание деятельности определяется именно целью (изготовление какого-либо продукта, получение каких-либо знаний) [2].

Деятельность - это целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта[3].

В содержании деятельности в качестве важнейших обычно выделяются следующие компоненты: познавательные (в том числе перцептивные, мнемические и мыслительные), эмоциональные, волевые.

Отечественный психолог С.Л. Рубинштейн выделял следующие главные особенности феномена человеческой деятельности:

- она субъектная, т.е. принадлежит человеку, а не животному, не машине, не может быть деятельности бессубъектной;

- осуществляется в условиях совместной деятельности субъектов;

- предполагает взаимодействие субъекта с объектом, т.е. она всегда предметна, реальна, содержательна;

- она сознательна, целенаправленна;

- в деятельности творческой и самостоятельной по своему характеру люди и их психика не только проявляются, но и созидаются, формируются, развиваются и именно в ней они могут быть объективно исследованы[5].

Таким образом, категория деятельности здесь используется как выражение неразрывной связи человека с миром и понимания психического как изначально включенного в эту связь.

2. Основные виды деятельности

Видов деятельности человека существует много, но среди их многообразия есть главнейшие, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности. К основным видам деятельности относятся: общение, игра, учение и труд.

Общение, в самом широком смысле, может быть определено, как взаимодействие индивидов, в котором происходит обмен информацией на основе взаимного психического отражения. Потребность в общении у высших животных и у человека -- врожденная, запрограммирована природой. У ребенка потребность в общении проявляется уже в младенческом периоде, когда он ищет контакта с матерью. Затем его связи с окружающими быстро расширяются по мере роста его возможностей общения. Если у животных не только потребность общения, но и язык общения также запрограммирован, то дитя человека еще должно овладеть языком общения окружающих его людей и, прежде всего, языком речевого общения как главного средства обмена информацией. Общение заключается в обмене информацией. Передаваемой посредством слышимых (устная речь), видимых (письменная речь) и осязаемых (тактильная форма восприятия письменной речи у слепых) слов между передающим ее и воспринимающим, которые последовательно могут меняться местами.

Общение может использоваться не только как самостоятельная деятельность со своей целью, мотивами, действиями, способами их выполнения и результатами, т.е. со своей структурой как вида деятельности, но и как компонент и условие выполнения других видов деятельности (игровой, учебной и трудовой). Для выделения общения, как самостоятельного вида деятельности, необходимо, чтобы у него были свои, осознаваемые субъектом, цели и другие компоненты структуры [3].

Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение. Обучение является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей. Труд - процесс создания человеком материальных и духовных ценностей общества.

Распределяя роли в игре, обращаясь друг с другом, в соответствии с принятыми ролями, дети осваивают социальное поведение, согласовывание действий, подчиненное требованиям коллектива. У них создаются определенные представления о социальных ролях, возникают различные чувства, связанные с переживанием ролевых действий. Благодаря этому расширяются знания о свойствах предметов и их назначении, о взаимоотношениях людей, об их достоинствах и недостатках[2].

В игре формируются нравственные качества человека, потому что она отражает общественные отношения, а поэтому каждый участник игры психологически формируется как личность. Это наиболее характерно для детского и подросткового возраста. Но и игры взрослых (например, спортивные) также активно влияют на развитие их сознания. Кроме того, имеются учебные игры (деловые, сюжетно-ролевые), которые в последнее время получают все большее распространение в процессе обучения, поскольку позволяют отчасти сочетать в себе качества деятельности игровой и учебной. Анализ игровой деятельности осуществлен в работах Л. С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др.

Учение - это деятельность, непосредственной целью которой является усвоение человеком определенных знаний, навыков и умений. Знания - это информация о значимых свойствах мира, необходимая для успешной организации тех или иных видов теоретической или практической деятельности. Навыки - это действия, которые, будучи сформированными в результате упражнения, характеризуются высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Умения - это способы выполнения действий, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков, в изменяющихся условиях[1].

Учение - это основной способ развития человека как сознательной личности на основе усвоения им теоретического и практического опыта человечества. В учении все подчинено развитию личности. Это особая деятельность, где преднамеренно устанавливаются цели, содержание, принципы, методы и организационные формы учебной работы, которые наилучшим образом должны обеспечить формирование знаний, навыков, умений и способностей учащихся. В этом ее основное отличие от игры и труда, преследующих ряд других целей. Специфическое соотношение компонентов учебной деятельности определяет ее индивидуальный характер[3]. Проблема учебной деятельности, ее строения, развития и влияния на психическое развитие личности была поставлена и исследована Д.В. Элькониным, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым и др.

Основным видом деятельности человека является труд. Конечный результат труда - создание общественно значимого продукта. Это может быть урожай, выращенный колхозником, сталь, выплавленная сталеваром, научное открытие ученого, урок, проведенный учителем. Трудовая деятельность в целом, и отдельные ее аспекты в частности, стали предметом анализа для С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.Н. Ошанина, К.К. Платонова, О.А. Конопкина, В.Д. Шадрикова идр.

3. Освоение деятельности

При осуществлении деятельности человек вступает во взаимодействие с предметным (реальным или мысленным) миром: происходит преобразование предметной ситуации, создаются определенные предметные ситуации, достигаются промежуточные результаты. Каждая операция в структуре действия определяется условиями изменяющейся ситуации, а также умениями и навыками субъекта деятельности.

Навык - это стереотипизированный способ совершения отдельных действий - операций, сформировавшийся в результате многократного их повторения и отличающийся свернутостью (сокращением) его сознательного контроля. Это слитная посредством общей функции цепь закрепленных в повторении операций. Выделяют простые и сложные навыки[4].

Простые навыки - несложные приемы и действия, совершаемые автоматизированно, без достаточного сосредоточения внимания[3].

Сложные навыки - усвоенные автоматизированные двигательные, перцептивные и интеллектуальные сложные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания и обеспечивающие эффективность деятельности человека[3].

Навыки образуются в результате упражнений, т.е. целенаправленных и систематических повторений действий. По мере упражнения изменяются как количественные, так и качественные показатели работы. Навык возникает и функционирует как автоматизированный прием выполнения действия. Его роль заключается в высвобождении сознания от контроля над выполнением приемов действия и переключении его на цели и условия действия.

Успешность овладения навыком зависит не только от количества повторений, но и от других причин объективного и субъективного характера.

Поскольку в структуру действий и различных видов деятельности входит множество навыков, они обычно взаимодействуют друг с другом, образуя сложные системы. Характер их взаимодействия может быть различным: от согласованности до противодействия, от полного слияния до взаимно отрицательного влияния.

Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, в противном случае возникает деавтоматизация, т.е. ослабление или почти полное разрушение выработанных автоматизмов. При деавтоматизации движения становятся более медленными и менее точными, координация нарушается, движения начинают выполняться неуверенно, требуют специального сосредоточения внимания, усиления сознательного контроля.

Умение - это освоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков[3].

Умения образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью действий, которые находятся над сознательным контролем. Через регуляцию таких действий осуществляется оптимальное управление умениями, которые должны обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия[4].

Одно из основных качеств умений заключается в том, что человек в состоянии изменять их структуру (навыки, операции и действия, входящие в состав умений, последовательность их выполнения), сохраняя при этом неизменный конечный результат.

Умения опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль - это главное, что отличает умения от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия различных решений.

Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения. Благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.

Деятельность - это целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта. Видов деятельности человека существует много, но среди их многообразия есть главнейшие, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности. К основным видам деятельности относятся: общение, игра, учение и труд.

При осуществлении деятельности человек вступает во взаимодействие с предметным (реальным или мысленным) миром: происходит преобразование предметной ситуации, создаются определенные предметные ситуации, достигаются промежуточные результаты. Каждая операция в структуре действия определяется условиями изменяющейся ситуации, а также умениями и навыками субъекта деятельности. Навыки образуются в результате упражнений, т.е. целенаправленных и систематических повторений действий. Умение - это освоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умения образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью действий, которые находятся над сознательным контролем. Через регуляцию таких действий осуществляется оптимальное управление умениями, которые должны обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.

Список использованных источников

1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб: Питер, 1999. -С. 356

2. Леонтьев, A.Н. Деятельность. Сознание. Личность. // Леонтьев, А.Н. Избр. психол. произв.: В 2 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 2. - С. 94 - 232.

3. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб, 2003. - С. 122-148, 511-552.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М., 1998. - С. 475-495.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1999. - с. 123.

Подобные документы

Движения, действия, деятельность. Принцип единства сознания и деятельности. Двигательные способности у людей. Импульсивные и волевые действия. Игра, учение и труд как основные виды деятельности. Анализ психологической структуры деятельности личности.

реферат [21,8 K], добавлен 21.10.2011

Понятие деятельности человека, ее отличие от поведения животных, сознательный характер, структура (состав). Действие как отдельный акт деятельности. Виды деятельности человека: труд, учение, творчество, активность, игра. Особенности феномена недеяния.

контрольная работа [25,5 K], добавлен 13.07.2009

Структура деятельности: мотив, способы и приемы, цели и результат. Внутренняя и внешняя деятельность. Основные виды сложных навыков: двигательные; перцептивные; интеллектуальные. Этапы формирования навыка. Виды деятельности, осуществляемой человеком.

реферат [15,5 K], добавлен 29.03.2011

Совместная деятельность как основа развития социальности по С.Л. Рубинштейну, его вклад в развитие деятельностного подхода в психологии. Характеристика социальных воздействий на деятельность личности, уровень ее притязаний в ходе совместной деятельности.

реферат [38,6 K], добавлен 01.01.2013

Развитие психики детей. Категория деятельности в психологии. Трехчленная формула поведения человека. Двучленная схема анализа. Принцип единства деятельности и сознания. Б.Г. Ананьев об основных видах деятельности человека. Виды анализа в психологии.

Разработка этой научной категории связана с философией диалектического материализма. Первоначально понятие рассматривали такие выдающиеся отечественные психологи, как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов. Концепции и цели этих исследователей были во многом различны, порой излишне противопоставлялись через усилия некоторых ортодоксально настроенных последователей и учеников.

Вне зависимости от частных различий многих трактовок, методологические аспекты большей части ведущих психологов советского периода характеризовались необходимой преемственностью, открытостью и эвристичностью. Сегодняшние психологические представления о деятельности нельзя считать законченными и незыблемыми, но также не допускается и молчаливо забыть достигнутые результаты.

Наиболее завершенной психологической концепцией (теорией) деятельности принято считать теорию Леонтьева, разрабатывающего ее с середины 1940-х гг. с дополнениями, уточнениями и преобразованиями. Он сформулировал большое число трактовок деятельности.

Деятельность представляет собой систему активных процессов, отвечающих определенной потребности, подчиняющихся мотиву и реализующих самостоятельное отношение человека к миру.

Деятельность нельзя представлять в виде всякой активности человека. Это понятие А. Н. Леонтьев подчеркнуто отличал от деятельности. Деятельность заключается в целеустремленной активности, которая существует в психологических связях личности, потребностей, мотивов, целей и задач. Отсюда следует возможность осуществления, психологического выражения в деятельности самостоятельного отношения человека к миру.

По определению деятельность можно считать трехчленной, то есть происходит ее существование, реализация, проявление одновременно в трех плоскостях:

  • плоскость личности (субъекта деятельности),
  • плоскость объекта (предмета деятельности),
  • плоскость внешнего праксиса (различных видов активных процессов).

Рисунок 1. Психологическая структура деятельности

А. Н. Леонтьев многократно отмечал, что сформулированная им психологическая структура не может являться морфологической, отображая функции, отношения, динамику всех составляющих. Психологически схема представляет модель деятельности, включая аспекты ее существования, функционирования, а не анатомию или механическое устройство.

К методологии описываемой концепции также следует отнести одно замечание, заключающееся в том, что для психологической структуры деятельности не характерно свойство аддитивности. Другими словами, сумма определенных простых составляющих не будет равна более сложному блоку системы, существующему и реализующему с помощью предыдущих, но психологически содержащим в себе нечто качественно другое, целостное. Так, потребность психологически нельзя считать равной сумме мотивов, в которой она себя находит и с помощью которой удовлетворяется в деятельности. За потребностями остается неисчезающее психическое состояние субъективного характера, которого психологически нельзя обнаружить в арифметической сумме мотивов.

Наличие потребностей у человека способно привести к активности, активируя психику и личность. Оно представлено общим, недостаточно дифференцированным возбуждением, активизацией ориентировки на поиск предмета актуализированных потребностей; некую психологическую предрасположенность к возможной и необходимой деятельности. Активность также воздействует на существующую потребность, видоизменяет ее качественным и количественным образом. Дальнейшая деятельность также не исключает наличие активности, а сама она может быть активной в разной степени.

Далее наступает психологическое событие, где потребность определяется своим конкретным предметом, или мотивом. Психологически происходит преобразование поисковой активности в конкретную, отдельную деятельность. Только она способна привести к удовлетворению исходных потребностей, которые в действительности находят себя, конечно, не в одном предмете, а в нескольких. В целом деятельность на практике имеет полимотивированный, комплексный характер.

Мотив, который начал работать, требует своей реализации, постановки целей, выражения в них, их событийно обусловленную последовательность. При этом цель всегда представляет собой осознанное представление о результате будущих действий с принятием личностью смысла действия (предстоящее и осуществляемое).

Мотив находит выражение в целях. Для совершения путешествия, необходимо купить билет, собрать вещи, доехать до места, идти куда-то. Все это представляет собой реализуемые личностью цели, поставленные и принятые по той причине, что входят в зону действия мотива. В противном случае они не представляли бы смысла для субъекта.

Преподаватель ставит перед учениками цель прочтения книги по истории. Они принимают ее, так как цель соответствует определенному личностно значимому для ученика мотиву, например, исполнению обязанностей. Ученик читает эту книгу, откладывает прочие дела и проявляет необходимые интеллектуальные и волевые усилия. Далее преподаватель просит прочитать еще одну книгу и т.д. Наступает время, когда ученики уже не получают задания, но сами выбирают и читают книги по полюбившимся им истории. Происходит психологическое преобразование цели прочтения книги в новый смыслообразующий мотив. Соответственно возникает и новая деятельность. Ученик становится другим с потребностной, мотивационной, деятельностной, смысловой и личностной позиции.

Мотив и цель совпадают при осознании личностью мотива, который раньше не осознавали. Этот процесс А. Н. Леонтьевым был назван рождением мотива-цели, когда, предположительно автоматически выполняемая работа по нужде переходит в позицию осознаваемой, мотивирующей ценности, приобретая надежный личностный смысл. Для личности это представляет собой новую ступень самоуправления деятельностью и поведением, расширенное качество пространства осознаваемого мира.

Задача представляет собой конкретные условия, где есть цель. Они диктуют способ выполнения действия, который называется операцией.

У человека есть цель достать определенную книгу, но задачи в виде условий могут быть объективно и субъективно разными: приобрести в магазине, посетить библиотеку, взять у друга. То, с помощью какого способа будет реализована задача, и представляет набор последующих операций (поездка в транспорте, размещение искомой книги в портфеле и др.).

Выбор целей, которые отвечают мотиву, и постановка задач не могут быть для личности случайными, диктоваться только внешними обстоятельствами. В системе задач происходит так или иначе проецирование мотивов, смыслов, личности в целом. Разделение целей и задач, действий и операций также обладает принципиальным значением в психологическом анализе деятельности и личности.

Инженерная психология установила, что при распределении функций между человеком и машиной (техникой) человеку важно доверить уровень осознаваемых действий, которые подчинены целям. Наряду с этим на психологическом уровне операций работу машины можно считать более эффективной и надежной, чем использование человека.

С целью описания психологической структуры деятельности важно ввести три распространенных понятия: навыки, умения и привычки. Они формально отсутствуют в анализируемой схеме, при этом органично вписываясь в нее.

Навык представляет собой действие, автоматизация которого происходит при его формировании, становясь набором, целостной системой операций, которые включены в состав более сложного действия.

Это определение отражает динамику, психологическую историю навыка, вначале существующего как действие, то есть в подчинении осознанной цели. Автоматизация действия психологически превращает его в навык, что означает выход цели из сознания. Здесь внимание освобождается для постановки других целей и происходит прочная систематизация с сокращением сформированных операций в структуре новых, более сложных действий.

В ходе обучения спортивному плаванию индивид вначале осознанно и целенаправленно двигает руками, головой и ногами. Для него эти действия подчиняются цели: сделать правильно. По мере обучения, по стадиям эти ученические действия сокращаются, происходит их обобщение и, наконец, выполнение автоматически, без участия внимания. Происходит переход каждого из них на уровень операции, которая реализует в комплексе с другими действие самого плавания. В результате формируется требуемый навык, а новая осознанная цель плывущего состоит не в том, чтобы выполнить правильные движения, а в том, чтобы достичь определенного результата, победить.

Чем более сложным является навык, тем больше необходимо усилий и времени для его выработки. Навык представляет собой результат трудоемкой работы моторики, памяти, мышления, воли, психики и в целом личности. Различные навыки способствуют вооружению и опосредствованию любой человеческой деятельности. Без них она просто невозможна, не говоря уже об эффективности многопредметной, составной деятельности.

Умение представляет собой высшую форму навыка, который объединяется с другими операциями и действиями и переходят на уровень устойчивого свойства личности.

Умение предусматривает возможность, способность реализовать цели и задачи, навыки и действия, деятельность и все поведение личности в постоянно меняющихся условиях жизни. Умение можно рассматривать в качестве практической стороны направленности личности. Их нельзя считать врожденными и случайными, поскольку умения соответствуют человеческим потребностям, включая его способности, характер, профессиональный и социальный статус. Каждый индивид обладает личной системой умений, которые в той или иной степени развиты и реализуются в различных типах деятельности, в поведении и жизни. Тем не менее, умения личности не следует психологически отождествлять только с практической стороной поведения.

Когда человек не умеет водить автомобиль, то это не говорит об обязательном отсутствии у него определенных возможностей или способностей. Он может вообще не желать это делать, да и просто не хочет заниматься вождением. Это обусловлено тем, что отношения между умениями и способностями неоднозначны, динамичны. Они представляют собой отношения психологической взаимозависимости.

Умения можно характеризовать большим числом психологических параметров, включая направленность, широту, действенность, гибкость, обобщенность, прочность, осознанность и осмысленность. Система и качество умений в значительной мере проявляет и реализует опыт личности в качестве одной из важных составляющих, подсистем ее психологической структуры.

Что касается привычки, то она представляет собой психологический, глубоко личностный сплав между направленностями личности и всеми ее деятельностями, всем социальным поведением.

Привычка представляет собой устоявшиеся, традиционные для личности устремления в виде принятых и удобных форм действования и поведения. Это и стили, особенности переживания (эмоциональный опыт), отношений с миром, в том числе и прочно сложившаяся часть опыта личности.

Без привычки нельзя говорить о личности, так как они касаются всех сторон ее деятельности, включая элементарное самообслуживание и режим дня и привычные формы и субъекты общения, переживание, профессиональное и семейное поведение. Вместе с этим, относительная неизменность, косность привычек ведет и к неизбежному противоречию с меняющимися условиями жизни и деятельности человека. Поведение, которое слишком неизменно и привычно, способно становиться ригидным, неадекватным, скучным. Время от времени привычки важно менять, он должны исчезать снова, возрождаясь вновь в другом виде. Поведение личности может, а в некоторых случаях и должно быть непривычным, внезапным, особым. Тогда и совершаются поступки, имеющие значимость личные деяния и свершения. Все это в психологии относится к процессам, когда может формироваться (изменяться) личность.

Привычки, которые соединяются, личностно систематизируются с навыками и умениями, со всей психологией жизненного пути привычки — значимая часть не только деятельности и поведения, но и всего личностного психического опыта, который обобщает и содержит в концентрированном виде устоявшиеся компоненты и параметры всех других подструктур психического облика.

Показатели психического опыта

Приобретение опыта происходит не только в предметной деятельности, но и в социальном бытии и судьбе, планах и размышлениях человека, его переживаниях и фантазиях. В личностном психическом опыте выделяют условно несколько многомерных и тесно взаимосвязанных показателей:

  • психолого-биографический параметр (по Ананьеву), психологию жизненного пути (по Рубинштейну), представления личности о своем прошлом, настоящем и будущем, психологию планов на жизнь, психологическую стратегию и психологический образ жизни (по Абульхановой);
  • качество профессиональных и прочих человеческих знаний, включая усвоение, понятийность, концептуальность, широту, прочность, направленность, действенность, осознанность, гибкость;
  • общую эффективность профессиональной деятельности, в том числе постановку комплексных и инвариантных задач, сформированность, гибкость и обобщенность умений и навыков, предвидение ошибок и экстремальных ситуаций, профессиональное мастерство и его прогноз и др.
  • сложившуюся систему привычек в качестве устоявшихся форм комплексного психического образования личности (устремления, ценности, переживания, интересы, взаимодействие и общение), включая их влияние на стереотипность или изменчивое поведение и всю жизнь личности.

Можно сказать, что психологически деятельность представляет собой не только внешний праксис в виде активного действования, но и личностное проявление и процесс формирования личности. По этой причине развернутое исследование деятельности, по существу, может сливаться с изучением всей психики. Со всем основанием деятельность приобретает общетеоретический, методологический статус как базовое понятие отечественной научной психологии. Тем не менее, далеко не всё в психике человека можно свести к этому данному феномену и понятию. Деятельность, личность и сознание — неразрывное диалектическое триединство, в котором не существует главного (исходного), второстепенного (вытекающего) элемента. Вне сознания психологии деятельности не существует, как нет и сознания вне определенной связи с деятельностью. Все вместе они представляют собой исключительно личностные образования в виде комплексных и целостных психологических конструкций.

Читайте также: