Учебный план общеобразовательной школы включает такие дисциплины художественного цикла как

Обновлено: 07.07.2024

КОНЦЕПЦИЯ

I. Общие положения

В Российской Федерации как многонациональном государстве особое значение приобретает искусство, обладающее способностью опосредованно передавать духовно-нравственные, эстетические и художественные традиции, содействуя развитию художественной культуры обучающихся и ценностному восприятию произведений искусства и объектов художественной культуры.

к сфере духовной жизни общества; на развитие художественно-ценностных ориентаций в окружающем мире, духовно-нравственных принципов и способности творческого освоения окружающей среды.

1. Проблемы мотивационного характера

Фундаментальный уровень существующих образовательных технологий и методик недостаточно адаптирован к новым формам искусства. По этой причине происходит расхождение между эталонами искусства, которым обучающиеся хотят соответствовать, и недостатком их умений и навыков. Такой подход не позволяет строить образовательную деятельность на основе духовно-нравственной сущности искусства, а также не в полной мере способствует развитию критического отношения к прагматическим повседневным ценностям, пропагандируемым средствами массовой информации.

2. Проблемы содержательного характера

Во многих случаях потенциал учреждений культуры (музеи, консерватории, театры и др.) используется образовательными организациями не в полной мере.

3. Проблемы методического характера

В настоящее время необходима модернизация содержания учебно-методических материалов в соответствии с вызовами современности: усиление внимания к системно-деятельностному подходу, использование сквозных вариативных модулей, увеличение времени на индивидуальные проекты и творческую деятельность.

В методическом обеспечении учебных предметов недостаточно внимания уделяется использованию информационно-коммуникационных технологий из-за отсутствия достаточной методической подготовки педагогических кадров в данной области.

4. Кадровые проблемы

Многие педагогические работники испытывают затруднения в использовании современных методов, форм и технологий обучения и воспитания.

IV. Цели и задачи Концепции

Задачами Концепции являются:

развитие общедоступных информационных ресурсов как инструментов деятельности обучающихся и учителей;

художественное и эстетическое развитие обучающихся через обретение ими базовых умений и знаний в области искусства;

V. Основные направления реализации Концепции

1. Общие направления

С целью обеспечения преемственности образовательных программ целесообразно выделить сквозные компетенции, конкретизировать их, сделать однозначно трактуемыми и операциональными, дифференцированными по уровням общего образования и учебным предметам (музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура).

Для достижения высокого уровня обучения необходимо:

определить оптимальное соотношение объема теоретического материала и самостоятельной деятельности обучающихся, для этого расширить вариативность выбора видов творческой деятельности с учетом интересов обучающихся;

2. Изобразительное искусство

воспитание грамотного зрителя;

овладение представлениями об отечественной и мировой художественной культуре во всем многообразии ее видов;

формирование у обучающихся навыков эстетического видения и преобразования мира;

приобретение опыта создания творческой работы посредством различных художественных материалов в разных видах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных,

в архитектуре и дизайне, опыта художественного творчества в компьютерной графике и анимации, фотографии, работы в синтетических искусствах (театре и кино);

овладение навыками и представлениями о средствах выразительности изобразительного искусства; развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого воображения;

воспитание уважения и любви к цивилизационному наследию России через освоение отечественной художественной культуры;

развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.

3. Музыка

Потенциал музыки как вида искусства незаменим в процессе развития эстетических чувств и интеллекта человека, его музыкальности и нравственной культуры, уважения к традициям своей страны и народов мира.

воспитание грамотного слушателя;

изучение произведений народной и классической музыки, лучших образцов современной музыки академических и массовых жанров;

реализация комплексного подхода к развитию музыкальной культуры обучающихся с позиций единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя;

приобщение к музыкальной деятельности, представленной в своих основных видах: хоровое и сольное пение, инструментальное музицирование, элементы импровизации и сочинения, а также музыкально-сценического действия;

освоение видов деятельности, поддерживающих слушательское восприятие (графическое, пластическое моделирование музыки);

приобретение опыта коллективного публичного исполнения музыкальных произведений, в том числе посредством организации школьных хоровых и музыкальных коллективов;

овладение элементами музыкального языка в процессе активной музыкальной деятельности;

расширение музыкального кругозора и основ музыкальной грамотности обучающихся;

формирование музыкального вкуса в досуговой сфере;

применение электронно-цифрового инструментария, обогащающего возможности обучающихся в музыкальном творчестве и восприятии музыкальных произведений;

приобщение к музыкальным традициям своего региона.

4. Мировая художественная культура

В преподавании мировой художественной культуры особое значение имеет:

воспитание человека, умеющего понимать искусство и задающего высокую планку развитию отечественной художественной культуры;

интегрированная основа обучения, которая позволит овладеть разными способами анализа художественного наследия, систематизировать знания о видах искусства;

освоение обучающимися алгоритмов анализа разных видов искусства, выработка основ критического мышления и определение обучающимися собственной позиции в отношении как культурного наследия, так и современного искусства;

создание учебно-методических материалов, обеспечивающих достижение необходимых личностных, метапредметных и предметных требований к результатам обучения;

использование информационно-коммуникационных технологий и ресурсов в формировании знаний, умений и навыков восприятия и практической творческой деятельности в процессе подготовки компетентного зрителя, слушателя, постоянного посетителя музеев, выставочных залов, театров;

сочетание наряду с художественно-творческой деятельностью различных форм проектной деятельности.

5. Подготовка кадров

совершенствование системы высшего образования по педагогическому профилю и дополнительного профессионального образования, направленное на модернизацию педагогической и методической составляющих содержания образовательных программ; повышение значения специальных, культурологических и психолого-педагогических курсов; практико-ориентированный характер обучения;

6. Материально-техническое обеспечение

VI. Реализация Концепции

Планируемым механизмом реализации настоящей Концепции является включение соответствующих задач в осуществляемые мероприятия целевых федеральных и региональных программ и программ развития отдельных образовательных организаций, финансируемых за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов.

Учебный план общеобразовательной школы включает дисциплины художественного цикла – литературу, музыку, изобразительное искусство, мировую художественную культуру.

Литература - одно из высших проявлений человеческого духа, источник бескорыстной радости постижения мира и самопознания. Цель литературного образования - интеллектуальное и эмоци­ональное обогащение личности, формирование взглядов и нрав­ственных ориентиров.

Новые программы по литературе предъявляют особые требования к професси­онализму учителя, поскольку коренным образом преображается его роль и значение в процессе обучения, необычайно возрастает фи­лософский и психолого-педагогический уровень его подготовки. В них последовательно осуществляется принцип вариативности, ко­торый дает учителю право выбора авторов и художественных про­изведений, а также путей изучения конкретной темы. Введены произведения, входящие в круг детского чтения, но ранее не изучавшиеся в школе. Обогащены разделы зарубежной литературы, что позволяет учащимся воспринимать классическую словесность в контексте мирового литературного процесса.

Музыка. В процессе исполнительской музыкальной деятельности каждому ребенку дается возможность испытать радость от общения с музыкой, от индивидуального выражения себя в музыке, до ощущения себя творческой личностью, воспринимающей музыку как искусство, обладающее особой эмоциональной силой.

Учебно-художественный репертуар программы включает народную музыку, произведения композиторов-классиков (отечественных и зарубежных), сочинения современных композиторов, джаз и рок-музыку, творчество поэтов-бардов.

Урок музыки предполагает восприятие и исполнение музыки, а также музыкальное творчество (в доступных пределах).

Это осуществляется главным образом в процессе таких видов музыкальной деятельности, как слушание музыки и хоровое пение. Кроме того, в структуру урока вводятся движения под музыку, импровизация (певческая и двигательная) и игра на элементарных музыкальных инструментах. Все это используется как эффективное средство, помогающее школьникам лучше почувствовать и понять музыку.

Мировая художественная культура – предмет, рассматривающий общие закономерности развития художественной культуры, составляющие её различные виды искусства в их взаимосвязях, жизненные корни искусства, его активную роль в жизни людей.

МХК интегрирует знания учащихся, полученных на уроках истории, литературы, музыки, ИЗО.




В ДХШ ребята изучают следующие дисциплины: рисунок, живопись, композиция, декоративно-прикладное искусство, скульптура, история искусств.

Рисунок лежит в основе всех видов изобразительного искусства, как создание образа с помощью линий, черт, важных для узнавания признаков предмета: формы, размера, строения, движения, которые передаются во всех видах искусства.

Живопись - наиболее распространенный вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. В создаваемых учащимися художественных произведениях используются - рисунок, свет, светотени, выразительность мазков, фактура и композиция.

Композиция - это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением, необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясной и убедительной. В художественной деятельности процесс создания произведения можно назвать сочинением композиции, где рисунок, цвет и сюжет объединяются.

Скульптура - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют материальный трехмерный объем. Учащиеся изучают два вида скульптуры: круглую - свободно размещающуюся в реальном пространстве, и рельеф в котором объемные изображения располагаются на плоскости.

Декоративно - прикладное искусство - создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью.

История искусств - дает представление о художественной культуре как части духовной культуры человечества, познакомит с выдающимися достижениями искусства в разных странах, расскажет и научит их распознавать.

Принципы:

1. Принцип единства художественного образования и личностного развития. В процессе образования должны сформироваться ценностно - смысловые отношения к миру, которые позволяют освоить культуру. Образование – это часть культуры. С одной стороны человек сам присваивает культуру, с другой он может сам на нее воздействовать ( если он яркий, индивидуальный и творческий).В науке выделяются материальная и духовная культуры. Художественное образование занимается формированием духовой культуры. В духовной культуре несколько сфер: религия, миф, искусство.

Искусство создаёт художественные ценности, выражает эстетическое отношение к действительности. Но искусство – это вымышленный, иллюзорный мир, он очень субъективный.

Художественное образование –это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, это один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, её духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства.

Учебный план общеобразовательной школы включает дисциплины художественного цикла – литературу, музыку, изобразительное искусство, мировую художественную культуру.

Литература - одно из высших проявлений человеческого духа, источник бескорыстной радости постижения мира и самопознания. Цель литературного образования - интеллектуальное и эмоци­ональное обогащение личности, формирование взглядов и нрав­ственных ориентиров.

Новые программы по литературе предъявляют особые требования к професси­онализму учителя, поскольку коренным образом преображается его роль и значение в процессе обучения, необычайно возрастает фи­лософский и психолого-педагогический уровень его подготовки. В них последовательно осуществляется принцип вариативности, ко­торый дает учителю право выбора авторов и художественных про­изведений, а также путей изучения конкретной темы. Введены произведения, входящие в круг детского чтения, но ранее не изучавшиеся в школе. Обогащены разделы зарубежной литературы, что позволяет учащимся воспринимать классическую словесность в контексте мирового литературного процесса.

Музыка. В процессе исполнительской музыкальной деятельности каждому ребенку дается возможность испытать радость от общения с музыкой, от индивидуального выражения себя в музыке, до ощущения себя творческой личностью, воспринимающей музыку как искусство, обладающее особой эмоциональной силой.

Учебно-художественный репертуар программы включает народную музыку, произведения композиторов-классиков (отечественных и зарубежных), сочинения современных композиторов, джаз и рок-музыку, творчество поэтов-бардов.

Урок музыки предполагает восприятие и исполнение музыки, а также музыкальное творчество (в доступных пределах).

Это осуществляется главным образом в процессе таких видов музыкальной деятельности, как слушание музыки и хоровое пение. Кроме того, в структуру урока вводятся движения под музыку, импровизация (певческая и двигательная) и игра на элементарных музыкальных инструментах. Все это используется как эффективное средство, помогающее школьникам лучше почувствовать и понять музыку.

Мировая художественная культура – предмет, рассматривающий общие закономерности развития художественной культуры, составляющие её различные виды искусства в их взаимосвязях, жизненные корни искусства, его активную роль в жизни людей.

МХК интегрирует знания учащихся, полученных на уроках истории, литературы, музыки, ИЗО.

В ДХШ ребята изучают следующие дисциплины: рисунок, живопись, композиция, декоративно-прикладное искусство, скульптура, история искусств.

Рисунок лежит в основе всех видов изобразительного искусства, как создание образа с помощью линий, черт, важных для узнавания признаков предмета: формы, размера, строения, движения, которые передаются во всех видах искусства.

Живопись - наиболее распространенный вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. В создаваемых учащимися художественных произведениях используются - рисунок, свет, светотени, выразительность мазков, фактура и композиция.

Композиция - это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением, необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясной и убедительной. В художественной деятельности процесс создания произведения можно назвать сочинением композиции, где рисунок, цвет и сюжет объединяются.

Скульптура - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют материальный трехмерный объем. Учащиеся изучают два вида скульптуры: круглую - свободно размещающуюся в реальном пространстве, и рельеф в котором объемные изображения располагаются на плоскости.

Декоративно - прикладное искусство - создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью.

История искусств - дает представление о художественной культуре как части духовной культуры человечества, познакомит с выдающимися достижениями искусства в разных странах, расскажет и научит их распознавать.

Принципы:

1. Принцип единства художественного образования и личностного развития. В процессе образования должны сформироваться ценностно - смысловые отношения к миру, которые позволяют освоить культуру. Образование – это часть культуры. С одной стороны человек сам присваивает культуру, с другой он может сам на нее воздействовать ( если он яркий, индивидуальный и творческий).В науке выделяются материальная и духовная культуры. Художественное образование занимается формированием духовой культуры. В духовной культуре несколько сфер: религия, миф, искусство.

Искусство создаёт художественные ценности, выражает эстетическое отношение к действительности. Но искусство – это вымышленный, иллюзорный мир, он очень субъективный.

Художественное образование –это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, это один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, её духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства.

1. Искусство в современном социокультурном образовательном процессе. Функции искусства и их реализация в художественном образовании.

Самоценность искусства. Место искусства в развитии личности. Функция отражения действительности. Коммуникативная, этическая, эстетическая, каноническая и эвристическая, познавательно-просветительская, общественно-преобразующая, личностно-преобразующая, компенсаторная, психотерапевтическая функции искусства; их реализация в системе общего и дополнительного художественного образования.

Искусство – одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности – живопись, музыку, театр, художественную литературу и т.д., объединяемых потому что они являются специфическими художественно-образными формами воспроизведения действительности.

В творчестве романтиков, пройдя сквозь сложные историко-культурные лабиринты, восторжествовала идея самоценности искусства. При этом оказалось, что, только обретя цель в самом себе, искусство смогло взять на себя важную культуро-созидательную роль восполнения ущербности человеческого бытия. Искусство есть средство отражения и выражения жизни в форме художественных образов. Источником художественных образов является реальная действительность. На искусство влияет политическое сознание. Но особенность искусства в том, что оно оказывает идейное воздействие благодаря своим эстетическим достоинствам. Сила искусства в непосредственном воздействии на личность и общество. Для гармоничного развития ребенка необходимо создавать вокруг него пространство, воздействующее как на сферу разума, так и на чувственную сферу. Средством, способным решить данную задачу, является искусство.

· Коммуникативная функция(искусство как общение). Искусство – средство художественного общения, Художественное общение позволяет людям обмениваться мыслями, дает возможность человеку приобщаться к опыту, далеко отстоящему от него исторически и географически. Тем самым искусство повышает духовный потенциал и общность человечества. Искусство объединяет людей. В современном мире искусство прокладывает пути к взаимопониманию народов, оно – инструмент мирного сосуществования и сотрудничества.

· Эстетическая функция – искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций. Эстетическая функция ничем не заменимая специфическая способность искусства. Эстетическая функция искусства обеспечивает социализацию личности, ценностно ориентирует человека в мире, формирует художественные вкусы, формирует ее творческую активность; пронизывает все другие функции искусства.

· Каноническая функция – искусство, ориентированное на выполнение правил и нормативов. В каждом виде творчества существовали определенные каноны, характерные для определенной территории или времени, а с развитием культуры, каноны могли меняться.

· Эвристическая функция. Познавательные возможности искусства огромны и незаменимы иными сферами человеческой духовной жизни. Искусство способно осваивать труднодоступные для науки стороны жизни. Искусство осваивает конкретно-чувственное богатство мира, раскрывает его эстетическое многообразие, показывает новое в привычном. Искусство возвращает миру его первозданную прелесть, оттачивает наши чувства, учит по-человечески воспринимать жизнь.

· Познавательно-просветительская функция. Искусство передает опыт, факты, передает навыки и взгляды. Информация, содержащаяся в искусстве, огромна. Оно существенно пополняет наши знания о мире. Искусство – средство и познания мира, и самопознания личности.

· Общественно-преобразующая функция. Искусство через идейно-эстетическое мышление воздействует на людей. Создает и преобразует нормы восприятия общества. Так каждый период в развитии культуры влиял на создаваемое искусство, а создаваемое искусство наоборот влияло на восприятие общества.

· Личностно-преобразующая функция. Искусство пробуждает чувствительность к нарушениям гармонии, стимулирует активность личности, ориентирует ее на приведение мира в соответствие со своим идеалом. С помощью воображения впечатлений от действительности автор перерабатывает жизненный материал, строя новую реальность – художественный мир.

· Компенсаторная функция искусства имеет три основных аспекта: 1. отвлекающий; 2. утешающий; 3. собственно компенсаторный. Они способствуют духовной гармонии человека. Жизнь современного человека полна конфликтных ситуаций, напряжения, перегрузок, неосуществившихся надежд, огорчений. Искусство утешает, уводит в мир грез и своей гармонией влияет на внутреннюю гармонию личности, способствуя сохранению и восстановлению психического равновесия.

· Психотерапевтическая функция. Искусство – внушение определенного строя мыслей и чувств, почти гипнотическое воздействие на подсознание и на всю человеческую психику. Иногда помогает отвлечься от проблем. Часто произведение буквально завораживает. Воздействие искусства направлено на социализацию целостной личности и утверждение ее самоценного значения. Именно самоценная личность в конечном счете и является наиболее социально действенной.

В современной России художественное образование детей несет широкий спектр функций, жизненно необходимых не только для просветительства, воспитания творческой личности, но и для гармоничного существования ребенка в обществе.

Уроки литературы, музыки, изобразительного искусства направлены на формирование художественного мышления детей, воспитывают эстетическое чувство и эмоциональную культуру. В системе художественного образования целенаправленно, последовательно, в творческой атмосфере вырабатываются способности к ориентации в цивилизационном пространстве, способности и критерии оценочной деятельности не только в эстетической, но и в социально-этической сфере. Развитие эмоциональной культуры – важнейшая задача современного общества. Умение сопереживать, чувствовать беды и радости конкретных людей и общества в целом – необходимое качество понимания собственной роли и места в общественных отношениях.

В художественном образовании, в различных его областях и формах формируются этические нормы и нравственные идеалы детей и подростков. При изучении высоких образцов художественной культуры ведется активный диалог с детьми о лучших качествах человеческой натуры, о порядочности и чести, достоинстве и взаимоуважении, анализируются многообразие и противоречивость человеческих чувств, поступков, судеб. Не менее важная функция художественного образования в современной России – воспитание толерантности. Начиная с дошкольного возраста художественное образование дает ребенку знания о многообразии культурных традиций, непохожести людей и явлений, религий и укладов.

2. Цель и задачи художественного образования в рамках обязательного (общего), дополнительного и профессионального образования.

Проблема цели в современном художественном образовании. Различные подходы к пониманию цели и задач художественного образования. Основные задачи общего художественного образования: развитие у детей любви и эмпатии к различным видам искусства, творческих художественно-познавательных способностей, воспитание художественного вкуса, потребности в общении с художественными ценностями, в художественном самообразовании. Задачи дополнительного и профессионального художественного образования.

Художественное образование – это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства.

Система художественного образования включает эстетическое воспитание, общее художественное образование и профессиональное художественное образование. Реализация программ художественного образования осуществляется во всех типах и видах образовательных учреждений: детских садах, общеобразовательных школах, учреждениях среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования, во всех учреждениях дополнительного образования, в том числе и детских школах искусств. Важную роль в художественном образовании играют учреждения культуры и искусства.

Цели художественного образования:

· обеспечение реализации Национальной доктрины образования в Российской Федерации;

· повышение общего уровня значимости культуры и искусства в общем образовании;

· сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы учреждений художественного образования в области культуры и искусства.

Задачи художественного образования:

· формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех социальных и возрастных групп населения,

· создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей, активизирующей художественную жизнь общества;

· подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования;

· сохранение и передача новым поколениям традиций отечественного профессионального образования в области искусства;

· приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

· реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности и общества;

· широкое внедрение художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества;

· формирование культуры межнационального общения через изучение художественных традиций народов России;

· использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей, подростков и других групп населения посредством внедрения современных методик арт-терапии;

· привлечение ресурсов художественного образования в целях социально-культурной адаптации детей и подростков для профилактики и коррекции асоциального поведения;

· вовлечение всех групп населения в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических навыков;

· выявление художественно одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития.

К этим специфическим проблемам относятся:

· недооценка в социальной практике роли эстетического сознания, художественной культуры как влиятельных факторов динамического развития общества;

· культурный нигилизм значительной части молодежи, когда ценности высокого искусства и их эталонная роль в культуре подвергаются сомнению или даже отрицаются;

· усиление разрыва между массовой школой и высокой культурой, которая приобретает все более элитарный характер;

· второстепенная роль, которая отводится предметам художественно-эстетического цикла в общем образовании на всех его ступенях;

· распространение платных форм обучения, на фоне низкого уровня жизни основной части населения, невозможность приобретения специальных инструментов, современных технических средств и материалов, что становится препятствием на пути получения образования в области искусства части одаренной молодежи;

· чрезвычайно слабая материально-техническая и кадровая обеспеченность художественного образования, особенно в рамках общеобразовательного процесса.

Основные задачи общего художественного образования:

· развитие личности учащихся средствами искусства;

· получение эмоционального-ценностного опыта, выраженного в произведениях искусства и опыта художественно-творческой деятельности;

· развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти;

· воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

· освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, дпи, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

· овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

· формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Основные цели и задачи дополнительного образования:

· Формирование интереса к конкретному виду искусства

· Формирование некоторых прикладных навыков

· Воспитание творческой личности с особым типом образованности, нацеленной на продолжение художественного образования

· Развитие способности вносить творческое начало во всякий труд, уметь взглянуть новым образом на жизненные ситуации, а прежде всего на самого себя, как на самоценную личность

· Воспитание способности к самореализации и саморазвитию

· Творческая самоактуализация подростка и более верная его социальная и профессиональная ориентация

· Раскрытие уникального личного потенциала

Основные цели и задачи профессионального образования:

· подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования;

· сохранение и передача новым поколениям традиций отечественного профессионального образования в области искусства;

3. Дисциплины художественного цикла и принципы их преподавания в общеобразовательной школе и учреждениях дополнительного образования.

Комплекс художественных дисциплин общеобразовательной школы, их содержание. Учебные дисциплины художественных школ и студий искусств, их характеристика. Принцип единства художественного образования и личностного развития. Свобода и творческая активность. Изучение искусства по законам искусства. Принцип системной целостности развития художественного восприятия, художественно-образной памяти, художественного воображения и художественного мышления. Принцип опоры на деятельность и личностный подход. Принципы опоры на творческий метод. Единство индивидуальной и коллективной форм творческой деятельности.

Дисциплины художественного цикла в школе: музыка, театральная мастерская, ИЗО и художественный труд, ритмика, МХК, литература.

Комплекс художественных дисциплин общеобразовательной школы.

В настоящее время современные учебные заведения находятся на этапе модернизации и обновления содержания образования. На сегодняшний день основной стратегической целью образования является создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России. На духовное становление человека, на формирование его культуры существенно влияют занятия искусством, которые могут служить механизмом развития культурного потенциала общества, его художественно-творческой элиты. Однако осуществление главной стратегической цели образования через занятия искусством связано с необходимостью решения современных проблем в области культуры, к которым относятся:

  • недооценка в социальной практике роли
  • эстетического сознания, художественной культуры как влиятельных факторов динамического развития общества;
  • культурный нигилизм значительной части молодежи, когда ценности высокого искусства и их эталонная роль в культуре подвергаются сомнению или даже отрицаются;
  • усиление разрыва между массовой школой и высокой культурой, которая приобретает все более элитарный характер;
  • второстепенная роль, которая отводится предметам художественно-эстетического цикла в общем образовании на всех его ступенях;
  • распространение платных форм обучения, на фоне низкого уровня жизни основной части населения, невозможность приобретения специальных инструментов, современных технических средств и материалов, что становится препятствием на пути получения образования в области искусства части одаренной молодежи;
  • чрезвычайно слабая материально-техническая и кадровая обеспеченность художественного образования, особенно в рамках общеобразовательного процесса.

В соответствии с возникшими проблемами модернизации образования, в том числе и художественного, возникла необходимость в новых подходах к преподаванию в общеобразовательных учреждениях. Реализация принципов и задач современной школы предполагает не только изменение взглядов на содержание, формы и методы учебной деятельности школьников, но и радикальное преобразование деятельности учителя. Личность учителя и его профессиональная подготовка занимают центральное место в системе общего и педагогического образования. Актуальность проблемы определяется тем, что без существенных изменений отношения учителя к педагогической деятельности и ее компонентам, к себе и к другим субъектам этой деятельности, качественного обновления системы школьного образования, не произойдет.

Целью данного исследования является определение роли изобразительного искусства в процессе духовно-нравственного воспитания личности младшего школьника. На наш взгляд роль изобразительного искусства в современном понимании содержания образования следует определять через решение следующих задач:

  • выявление главной цели преподавания изобразительного искусства в школе;
  • анализ современных концепций преподавания изобразительного искусства в начальной школе;
  • определение условий успешного формирования духовного мира младшего школьника и тактики деятельности учителя изобразительного искусства.

Как известно, содержание образования — это социальный опыт, то есть опыт деятельности человечества за всю историю его развития. И. Я. Лернер называет четыре основных элемента содержания образования: знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений.

В современной концепции художественного образования эти четыре компонента выступают в неразрывном единстве, но в обратной последовательности их значимости в художественном развитии личности школьника. Таким образом, для младших школьников наиболее актуальным в процессе преподавания изобразительного искусства является опыт чувств, переживаний, интересов, потребностей; социально-нравственных и духовных отношений.

Художественное развитие в концепции рассматривается как путь к гуманизации школы. Поэтому главной целью художественного образования детей является воспитание в них эстетического отношения к жизни.

Эстетическое отношение к жизни — это особое качество личности, которое необходимо для ответственного существования человека в мире. Оно выражается в следующих способностях:

  • непосредственно ощущать себя неотъемлемой частицей бесконечного окружающего мира;
  • видеть в окружающем мире своё продолжение;
  • чувствовать сопричастность к другому человеку и к человеческой истории и культуре в целом;
  • осознавать неутилитарную ценность всего в мире;
  • осознавать свою ответственность за всё в жизни, начиная со своего ближайшего окружения.

Развитие именно этого качества создает прочную основу для нравственного, экологического, патриотического и других традиционно выделяемых видов воспитания.

Эстетическое отношение к миру лежит в основе искусства, художественного освоения мира человеком и может быть развито у детей в процессе преподавания художественных дисциплин. Преподавание искусства должно начинаться с детского сада, непрерывно продолжаясь в средней общеобразовательной школе и в вузе. На всех этапах художественного образования педагогический процесс должен основываться на психологических особенностях возраста школьников и дифференцированный подход к содержанию художественного образования. Важно различать то, что необходимо всем как фактор становления личности и мировоззрения, а что необходимо будущим профессионалам.

В период начального художественного образования в процессе реализации главной цели, то есть воспитания эстетического отношения к жизни, акцент в преподавании делается на развитии:

  • эмоциональной отзывчивости при восприятии окружающего мира;
  • первичных форм художественного воображения;
  • способности выражать эмоциональную оценку явления в чувственно воспринимаемых образах.

Собственно творческая практика младших школьников должна преобладать над работой по восприятию искусства, которая постепенно и неуклонно расширяется. Общее для всех видов искусства должно преобладать над специфическими особенностями отдельных его видов.

В условиях вариативного обучения важно отметить некоторую общность поставленных задач изучения изобразительного искусства. Изобразительное искусство в начальной школе призвано обеспечить приобщение школьников к миру пластических, формирование художественно-образного мышления, развитие творческих способностей, обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах изобразительной деятельности, приобщение к наследию отечественного и мирового искусства и другие.

К настоящему времени сложились и действуют на практике несколько основных направлений обучения изобразительному искусству. Каждое из них имеет свои цели, свое содержание, свою структуру и реализуется через свою программу.

Основные задачи программы по изобразительному искусству: овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации; развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

В содержание предмета входят эстетическое восприятие действительности и искусства, практическая художественная деятельность учащихся. Эти компоненты содержания изобразительного искусства подразделяются на основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка; аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Основной задачей программы по изобразительному искусству является создание художественного образа в различных видах и жанрах изобразительного искусства средствами графической грамоты.

Изобразительная грамота наполнилась новым содержанием, идущим от специфики художественно-изобразительного языка, от способов создания художественного образа. Способы создания художественного образа предполагают разнообразные виды учебной деятельности: изображения на плоскости, в объеме (лепка), в процессе работы с натуры, по памяти, по представлению, на основе фантазии и воображения, а также эстетическое восприятие окружающей действительности и искусства. А специфика художественно-изобразительного языка изучается в процессе решения следующих учебных проблем: форма, пропорции, конструкция; цвет и освещение; пространство и объём; композиционная организация изображения; работа с художественными материалами; развитие художественного восприятия и эстетической отзывчивости.

Эта концепция стала настоящим новаторским открытием. Впервые за много лет искусство в школе стало пониматься как предмет художественно развивающий и художественно воспитывающий. Теория Б. П. Юсова послужила основой для создания последующих концепций.

Третья концепция приобщения к мировой художественной культуре разработана в начале 70-х годов XX века проблемной группой НИИ художественного воспитания и эстетического совета Союза художников СССР под руководством народного художника РСФСР Б. М. Неменского. Ее главная идея — формирование художественной культуры как части духовной культуры. Она вобрала в себя богатый теоретический и практический опыт предыдущих концепций, в том числе и теорий художественного воспитания, разработанных в 20-30-е годы (теоретическое наследие Л. П. Блонского, А. В. Бакушинского, С. Шацкого, П. И. Выготского и др.), а также опыт художественного образования в других странах. Художественный образ здесь является средством формирования художественной культуры учащихся, а личность ребенка выдвигается на первый план.

Основные задачи программы: формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве; формирование художественно-творческой активности; овладение образным языком

изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

Содержание предмета определяется здесь общими темами для определённого года обучения, или определённой четверти. Например:

Общение с искусством через постижение специфики его языка происходит в различных видах художественной деятельности — изобразительной, декоративной, конструктивной.

Четвёртая концепция приобщения к народному искусству как к художественному творчеству особого типа. Основоположником этой концепции является доктор педагогических наук, профессор Т. Я. Шпикалова. Народное искусство изучается здесь во взаимодействии всех типов художественного творчества в системе национальной и мировой культуры. Художественный образ в данной концепции рассматривается комплексно в связи с природой, бытом, трудом, историей, художественными национальными традициями народа. Эта концепция позволяет осуществлять региональный подход в преподавании изобразительного искусства в школе.

Основные задачи программы: формирование мировоззрения и нравственной позиции через развитие исторической памяти, которая позволит школьнику ощущать свою принадлежность к многовековому человеческому опыту, опыту своих предков; создание художественного образа вещи через овладение необходимыми навыками, изучение вещей-типов разных школ народного мастерства и развитие творчески активной личности.

В содержании предмета выделены следующие разделы: основы художественного изображения; орнамент в искусстве народов мира: построение и виды; народный орнамент России: творческое изучение в процессе изображения; художественный труд на основе знакомства с народным и декоративно-прикладным искусством (основы художественного ремесла).

Каждый из разделов включает в себя следующие виды учебно-творческой деятельности: экспериментирование (упражнения-опыты), учебная практика (упражнения-повторы, учебные задания), творческие работы (композиции, вариа-

ции, импровизации), беседы по искусству

  • во-первых, была бы системой развивающего образования, готовящей школьника нового типа —внутренне свободного, любящего и умеющего творчески относиться к действительности, к другим людям, способного не только решить старую, но и поставить новую проблему, способного делать осознанный выбор и принимать самостоятельные решения;
  • во-вторых, была бы доступна массовой школе, не требовала бы от учителей переучиваться заново;
  • в-третьих, была бы разработана именно как целостная система — от теоретических основ, учебников, программ, методических разработок до системы повышения квалификации учителей, системы контроля и мониторинга результатов учения, системы внедрения в конкретные школы;
  • в-четвертых, была бы системой целостного и непрерывного образования.

По эстетическому циклу в этом направлении работают коллективы под руководством Б. М. Неменского и О. А. Куревиной. Авторами программы по изобразительной деятельности являются О. А. Куревина, Е. Д. Ковалевская. Она направлена на формирование духовной культуры средствами художественно-творческой изобразительной деятельности, которая дает возможность не только отстраненно воспринимать духовную культуру, но и непосредственно участвовать в ее созидании на основе эмоционального и интеллектуального включения в создание визуального образа мира.

Программа строится по содержательным блокам, охватывающим как общепознавательный компонент, так и непосредственно художественно-деятельностный. В процессе освоения программных дидактических единиц учащиеся получают не только навыки овладения определенными изобразительными операциями и манипуляциями, не только приемами создания конкретно-визуального образа, но и постигают контекст художественного явления как результата преобразования действительности в процессе самовыражения. Художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно переплетена с эстетическими представлениями о действительности, о деятельности, о человеке и о самом себе. Поэтому ей как необходимое условие предшествует общеэстетический контекст (взаимодействие, окружение), выраженное в программе через понятия, усвоение которых поможет учащимся включиться в процесс творчества через сопричастность и сопереживание.

Задачами курса являются: расширение художественно-эстетического кругозора; приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте различных видов искусства; освоение изобразительных операций и манипуляций с использованием различных материалов и инструментов; создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики; освоение простейших технологий дизайна и оформления; воспитание зрительской культуры.

Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, на усвоение цветоведения и ощущение формы, поисково-экспериментальной направленности, результатом чего является коллективная работа, которая завершает каждый проблемный содержательный блок.

Шестая концепция построена Полуяновым Ю. А. в рамках системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. Эта система разрабатывалась с 1958 г. на базе экспериментальной школы N° 91 Российской академии образования. Особенностью этой психолого-педагогичес-кой концепции являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В отличие от традиционной, эмпирической системы в основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках.

Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями. В результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне.

В первый год обучения дети знакомятся с теми видами изобразительной и трудовой деятельности, которые по технологии им доступны. Курс первого класса является вводным и переходным от дошкольных занятий к занятиям школьным, построенным на принципах системы развивающего обучения. Содержание занятий по видам учебной и творческой работы представлено следующими разделами: линии — пятна — силуэты, общность и различия, мера величины и формы, соединение по замыслу; скульптурная лепка; краски и цвет; декоративная роспись; художественное конструирование; архитектура и монументальная роспись; художественное шитье.

Содержание второго года обучения изобразительному искусству и художественному труду включает пять разделов: гармония сочетания цветов, гармония и выразительность цвета, ритм в жизни и в искусстве, симметрия в жизни и в искусстве, очертания предметов и изображений. Все эти разделы взаимосвязаны между собой и направлены к единой задаче: формированию у детей умения видеть не только отдельные изображения и части изделий, а отношения между ними, что невозможно без развития способности обобщенного восприятия цвета, пространства, формы того, что они изображают.

Главная задача третьего года обучения: создание условий для формирования и успешной реализации учащимися новых творческих интересных замыслов. Такая задаче реализуется через изучение следующих разделов курса: композиционное и конструктивное равновесие, динамичное и статичное равновесие композиции и конструкции, контрасты — аналогии, пропорции изображения и композиции, рисунок пером, очертания — форма — пропорции изображений.

На четвёртом этапе главная задача обучения заключается в такой перестройке уже сложившихся представлений детей, при которой у них включается пространственное воображение об окружающем мире и способах его изображения. Поэтому содержание обучения включает в себя такие разделы как: пространственные планы композиции; объемные изображения; наблюдение и изображение деревьев; искусство акварели; конструирование объемных форм из плоского листового материала; ритм в живописи, графике, скульптуре; конструкция объемных художественных изделий, наш город (село, деревня) в разное время года.

Анализ задач и содержания программы Ю. А. Полуянова показывает, что каждый способ художественного изображения, будучи введен (не пройден, не заучен, а именно введен в изобразительную деятельность детей) на каком-то из этапов обучения, затем постоянно включается во все последующие занятия, разворачиваясь перед учениками все новыми и более богатыми возможностями. Вместе с тем при знакомстве с каждым из этих способов и практических пробах каждого из них у детей должно сложиться новое и очень важное умение смотреть и видеть.

Итак, представленные здесь концепции и программы преподавания изобразительного искусства в школе являются разнообразными и не одинаково предлагают реализовывать главную цель формирования эстетического отношения к жизни. Руководствуясь основными положениями непрерывного художественного образования в общеобразовательной школе, учителю начальных классов, преподающему изобразительное искусство, следует ориентироваться на ту учебную программу по изобразительному искусству, которая реализуется в основном звене общеобразовательной школы.

Читайте также: