Деятельность экологического отряда в школе
Обновлено: 16.05.2024
Автор: Усманова Лира Рафисовна
Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Кукмор
Через красивое – к человечному –
такова закономерность воспитания.
В.А. Сухомлинский.
В настоящее время одним из направлений развития дополнительного образования является обновление его содержания, форм и технологий обучения. Экологическое воспитание занимает здесь не последнее место. Его задачами является экологическая грамотность; экологическая культура; экологическое мышление; навыки здорового и экологически целесообразного образа жизни; осознание значимости концепции устойчивого развития. Поэтому важнейшая задача образовательной организации – формирование устойчивого экологического сознания и осознанного экологического поведения. С экологическим воспитанием неизбежно связано формирование нравственной культуры личности и, моделирование выпускника в соответствии с социальным заказом и исторической неизбежностью. Восприятие, оценка, переживание эстетически значимых объектов живой и неживой природы оказывается не только важным мотивом общения современного человека с природой, но и активным фактором нравственного воспитания, формирования его действенной и деятельной гуманистической позиции, культуры поведения. Поэтому экологическое воспитание стимулирует формирование направленности школьников на природоохранную деятельность, т. е. активность их экологической культуры.
Экологическая культура может и должна формироваться на протяжении всей жизни человека. А экологическое воспитание начинается с самого раннего детства, когда формируются нормы поведения и привычки ребёнка, его понимание добра и зла, плохого и хорошего. Здесь, особенно важное значение имеет позиция семьи, детских учреждений, средств массовой информации и главное – наглядный положительный пример самих взрослых.
На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются у школьников на уроках биологии, географии, экологии, химии и во внеурочной деятельности.
Но знания без практического применения не имеют никакой ценности. Нельзя заставить любить природу, нельзя заставить уважительно относится к окружающему миру. Поэтому знания, полученные в ходе изучения предметов, должны иметь свое применение. Большую помощь в практико-ориентированном направлении играет внеурочная деятельность. Внеучебная работа обладает значительным потенциалом для формирования экологической культуры школьников. В ходе различных мероприятий учащиеся получают знания о природе, взаимосвязях в природе, взаимосвязях общества и природы, способах сохранения и оказания помощи природной среде. У учащихся пробуждается интерес к проблемам природы; нравственные и эстетические чувства; деятельность, направленная на сохранение природы, достойное поведение в окружающей человека среде. Общаясь с природой, изучая ее объекты и явления, дети постепенно постигают окружающий мир, в котором они живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботится о сохранении и преумножении природных богатств.
Деятельность отряда включает три направления работы:
Также ребята ведут и просветительскую деятельность, направленную на формирование в изучении и сохранении истории и культуры родного края.
В настоящее время в большинстве общеобразовательных школ нет отдельного предмета – экология. Экологические знания, учащиеся получают через смежные предметы, внеклассные мероприятия, посещения кружков.
Именно поэтому созданный на базе центра детского творчества экоотряд несет важную функцию получения экологических знаний обучающимися, воспитания бережного отношения к природе, а также развития практических навыков выполнения исследовательских работ и проектов, участие в различных конкурсах, интеллектуальных играх и акциях.
Главное назначение данной программы – помочь понять, как много подсказывает нам сама живая природа для грамотного хозяйствования на Земле, и задуматься над взаимодействиями природы и общества.
Процесс воспитания активности, обучающихся должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения, доверия взрослых и детей. Только тогда закладывается фундамент социальной инициативы и потребность работы с человеком и для человека. Особенно сложно самоопределиться в столь динамичном мире подростку, для которого именно это время является ключевым в становлении и развитии. Для собственной успешности в социуме подростку лет необходимы знания и умения, с помощью которых он сможет не только заявлять собственную жизненную позицию, но и активно реализовывать её в рамках определенной сферы.
Результатом работы по экологическому воспитанию и образованию школьников можно считать формирование высокого уровня экологической культуры и сознания, являющейся необходимым компонентом социально зрелой личности. Если ребята проявляют интерес к охране природе, не проходят мимо, не являются бездушными свидетелями загрязнений природы, следят за благоустройством школы и школьной территории, привлекают внимание родителей, учителей, учащихся школы к экологическим проблемам города, то значит, работу экоотряда можно считать положительной.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 23 имени С.В.Добрина города Липецка
Количество участников – 25 человек
Дата создания отряда – 10 сентября 2003 года
Руководитель отряды – Панченко Мария Николаевна
Адрес - 398902, г.Липецк, ул.Ударников, 21 тел. 41 99 35 E – mail : sc 23- lip @ mail . ru
История создания отряда
Отряд "Зеленый мир" работает в Школе № 23 с 2003г. Первыми участниками были обучающиеся 5-х классов МОУ СОШ № 23г. города Липецка во главе с Поляковой Людмилой Алексеевной. Число юных экологов постепенно росло: с 15 человек в 2003 году до 25 человек в 2010 году.
С 2006 года отряд имеет свою символику, это зеленые галстуки как символ Зеленого мира окружающей природы.
Члены отряда регулярно участвуют в конкурсах разного уровня, занимая призовые места.
Активно проводится исследовательская и просветительская деятельность.
2.Паспорт отряда "Зеленый мир"
Название: Школьный отряд "Зеленый мир"
Количество членов: 25 человек
Система приема в объединение: Личное желание обучающихся, личное заявление, посвящение.
Цель: формирование экологической компетенции школьников.
Первыми участниками были обучающиеся 5-х классов МОУ СОШ № 23г. города Липецка во главе с Поляковой Людмилой Алексеевной. Число юных экологов постепенно росло: с 15 человек в 2003 году до 25 человек в 2010 году.
Формы и методы, используемые в отряде:
исследовательская работа с природными объектами (водоемы, лесные массивы, пришкольная территория);
экскурсии в краеведческий музей;
встречи со специалистами – экологами;
практические работы в школьной лаборатории;
выступление лекторских групп;
выпуск экологических газет, листовок, статей и брошюр;
школьные конкурсы фотографий и рисунков;
научно - практические конференции;
Девиз: Охранять природу – значит охранять Родину
Традиции:
посвящение в юные экологи;
выездные заседания на природе;
Устав отряда "Зеленый мир"
Юным экологом может быть любой обучающийся 8 - 11 класса, любящий природу, желающий внести свой посильный вклад в дело охраны природы.
Юные экологи обязаны:
принимать участие в охране окружающей среды;
соблюдать требования природоохранного законодательства;
знать, соблюдать и передавать другим нормы экологической этики и морали;
изучать и приумножать природные богатства родного края;
постоянно повышать уровень своих знаний о природе и экологической культуры населения.
Члены отряда имеют право:
вести исследовательскую работу по изучению природы и экологии родного края;
принимать участие в экологических акциях и праздниках разного уровня;
излагать свое мнение на заседаниях, в прессе и конференциях;
защищать права и интересы населения, развивать экологическую грамотность и культуру;
оказывать посильную помощь государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранного законодательства;
требовать от соответствующих органов предоставления своевременной достоверной и полной информации о загрязнении окружающей природной среды и мерах ее охраны.
Юный эколог всегда должен помнить:
природа - это живая, чувствительная, очень сложная система;
от каждого из нас зависит, что останется в этом мире будущим поколениям.
3.План работы экологического отряда на 2010 – 2011 учебный год
1.Организационное заседание, планирование мероприятий на год.
2.Анализ результатов летней практики.
4. Издание школьной экологической газеты
1.Работа над проектами и исследованиями.
3. Издание школьной экологической газеты
1.Акция « Вместо елки – букет
2.Разработка проекта озеленения пришкольной территории.
3. Издание школьной экологической газеты
3.Проведение работ по озеленению рекреаций школы.
4.Лекции в классах начальной и средней школы.
5.Издание школьной экологической газеты
1.Издание школьной экологической газеты
2.Изготовление листовок на экологическую тематику.
1.Проведение мероприятия , посвященного Дню птиц в начальной школе.
3. Участие в мероприятиях в рамках Дней защиты от экологической опасности.
3. Участие в мероприятиях в рамках Дней защиты от экологической опасности.
4. Экологические субботники.
1.Работа школьного пресс- центра
2. Проведение радиолинейки, посвященной Дню Земли.
4. Участие в мероприятиях в рамках Дней защиты от экологической опасности.
1.Работы по озеленению пришкольной территории.
2. Подведение итогов учебного года.
4.Содержание и результативность деятельности экологического отряда.
4.1. Участие в мероприятиях по датам экологического календаря.
Проведена радиолинейка и акция
1 Декабря - Всемирный день борьбы со СПИДом
Проведены беседы в старших классах школы и оформлена выставка рисунков и плакатов на данную тематику.
22 Марта – Всемирный день воды
1 апреля – Международный день птиц
Проведено внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы
7Апреля – День здоровья
15 Апреля - День экологических знаний
22 Апреля – День Земли
22 -29 Апреля – Марш парков
Проведена акция по уборке парка на территории поселка Сырский Рудник, пришкольной территории и прилегающей к школе территории.
4.2. Проведение практических мероприятий по улучшению экологической ситуации на территории поселка и школы.
Цель: озеленение пришкольной территории с целью улучшения микроклимата на данной территории. Проводится в апреле, октябре с целью лучшей приживаемости растений.
В акции принимают участие учащиеся 9-10 классов.
Цель: благоустройство пришкольной территории, создание благоприятного микроклимата.
Проводится ежегодно (осень, весна) в зависимости от погодных условий.
Цель: формирование экологической культуры школьников, знакомство с разнообразием первоцветов, произрастающих на территории Липецкой области.
Цель проведения : формирование экологической культуры школьников, воспитание бережного отношения к окружающей территории, развитие навыков работы на пришкольном участке.
Цель: формирование экологической компетентности учащихся при изучении видового разнообразия птиц, зимующих на территории Липецка, изготовлении кормушек и заготовка корма.
4.3. Пропагандистская и просветительская деятельность по охране окружающей среды.
2. Проведение общешкольных и классных мероприятий экологической направленности.
3. Участие в городских акциях и конкурсах.
Учащиеся, входящие в состав экологического отряда приняли участие в конкурсе на лучший скворечник, в котором заняли первое место.
Актуальность программы
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. Именно в младшем возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.
Экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему миру, единства с ним.
Нужно задуматься о том, как же сохранить эту планету такой, в которой люди могли бы существовать; условия, которой оставались пригодными для жизни.
Детям необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, в людях, в творении рук человеческих
Экологическое воспитание должно включать в себя краеведение и необходимость вести с детьми природоохранительную работу
Для достижения этих целей необходимо решить ряд задач:
- спланировать ряд педагогических событий направленных на повышение уровня знаний о природе, способах её охраны и приумножения;
- создать условия для участия обучающихся в охране окружающей среды;
- сформировать навыки ведения исследовательской работы по изучению природы, экологической обстановки родного края, влияния экологических факторов на здоровье человека.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. Именно в младшем возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.
Экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему миру, единства с ним.
Нужно задуматься о том, как же сохранить эту планету такой, в которой люди могли бы существовать; условия, которой оставались пригодными для жизни.
Детям необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, в людях, в творении рук человеческих
Экологическое воспитание должно включать в себя краеведение и необходимость вести с детьми природоохранительную работу
В основу программы положены принципы:
• возможности личного участия в образовательном процессе обучающихся младше себя;
• возможность личного участия в выявлении экологических проблем, принятии и реализации решений в отношении качества окружающей среды;
• обеспечение мотивации, заинтересованности, значимости деятельности ребенка для него самого и для окружающих;
• теоретические знания должны находить применение в практической, исследовательской и общественной деятельности;
• отказ от сложных, претендующих на научный результат, методов исследования в работе с детьми.
Целью деятельности школьного экологического отряда является создание широких возможностей для формирования природоохранной компетенции и воспитания экологической культуры обучающихся.
1. Помочь детям освоить новую систему ценностей во взаимоотношении с природой.
2.Способствовать росту экологического сознания подростков через формирование нравственных качеств личности.
3. Способствовать развитию лидерских качеств личности.
Программа деятельности школьного экологического отряда рассчитана на 1 год и включает три направления природоохранной работы:
Результаты освоения программы:
Метапредметные результаты основаны на формировании универсальных учебных
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её
сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране.
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
-оценивать достигнутые результаты.
- формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её
преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
– объяснять роль леса, воды в жизни человека.
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и их значение;
– объяснять значение закаливания, режима дня и гигиены питания для человека.
– перечислять экологические проблемы города;
– проводить экологические акции;
Основные формы обучения:
Дискуссии, деловые игры, экскурсии, исследовательская деятельность. Моделирующие и подвижные игры, проектная деятельность, лекции, самостоятельная деятельность.
Предполагается применение технологии критического мышления, здоровьесберегающая, проектная технология, игровая технология, ИКТ – технология.
Используются дидактические методы обучения, словесные, наглядные, практические, поисковые, обобщающие и другие.
Индивидуальные, парные, групповые.
Программа рассчитана на 34 час в год
Ожидаемые результаты:
Предполагается получить результаты в области воспитания, а значит, развития ребенка: воспитание эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту; умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, самостоятельно делать обобщения, обогащение словарного запаса, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности, ассоциация мышления.
Читайте также:
- Кто выигрывает если соблюдается дисциплина кратко
- План саморазвития воспитателя подготовительной группы доу по фгос
- Протокол педсовета по познавательно исследовательской деятельности в доу
- Какие качества характера присущи кириле петровичу троекурову кратко
- В чем проявился расцвет державы франков при карле великом кратко