Протокол педсовета по познавательно исследовательской деятельности в доу

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Колесникова Татьяна Алексеевна
Должность: старший воспиитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Ручеёк" ст. Сторожевой"
Населённый пункт: Карачаево - Черкесская Республика, ст. Сторожевая
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Педсовет: ""Развитие у детей познавательно- исследовательской деятельности через детское экспериментирование"
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Развитие у детей познавательно-

исследовательской деятельности

Старший воспитатель:

Колесникова Т.А.

«Развитие у детей познавательно – исследовательской деятельности

- систематизировать знания педагогов по развитию проектно-

исследовательской деятельности детей;

- совершенствовать педагогическое мастерство;

- повышать методический уровень;

- способствовать творческому уровню.

План педсовета:

Вступление к педсовету «Развитие у дошкольников познавательной

активности, любознательности, стремления к самостоятельному

Аналитическая справка по итогам тематического контроля

«Эффективность образовательной работы по организации

Использование экспериментов в проектной деятельности с

Работа с родителями по детскому экспериментированию.

Рекомендации педагогам по проведению экспериментальной

Выработка решений педсовета.

"Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

Приобретают способность сами ставить вопросы,

И получать на них фактические ответы, оказываясь

На более высоком умственном и нравственном уровне

Никто , я думаю не поспорит с истиной: «Самое лучшее открытие –

Любознайка, Почемучка- так можно назвать любого современного

Детство – это именно то самое замечательное время, та самая радостная

пора, когда происходят новые, интересные и необъяснимые открытия.

Ребенок дошкольного возраста – любознательная, думающая,

наблюдающая личность. Познавая мир, он делает множество открытий.

Экспериментирование является эффективным средством интеллектуального

развития дошкольников. Любой ребенок вовлечен в нее постоянно: он рвет

бумагу, разбирает игрушки, играет с песком, водой и снегом. Наша задача–

помочь дошкольнику в проведении исследований, сделать их полезными и

безопасными для ребенка и его окружения. В современной образовательной

практике значение самостоятельной исследовательской деятельности ребенка

недооценивается. Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем

важным. А он сам хотел бы исследовать практически все.

Федеральные государственные образовательные стандарты определяют

новые подходы к совместной деятельности воспитателя, ребенка и родителя.

Проектно-исследовательская деятельность открывает широкие возможности

для совместной деятельности взрослых и детей, для опытно-

экспериментального поиска, для реализации стремления ребенка к

самостоятельной поисковой активности.

На сегодняшний день все больше внимания уделяется качеству образования,

ведь обучение должно быть не только полезным, но и интересным, оно

должно формировать мировоззрение человека, развивать в нем

любознательность и эрудицию.

Поэтому исследовательское поведение для дошкольника - главный

источник получения представлений о мире. Развитие познавательной

активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на

современном этапе, так как она развивает детскую любознательность,

пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные

интересы через исследовательскую деятельность.

В процессе экспериментирования идет развитие всех психических процессов.

У ребенка постоянно возникает необходимость совершать операции анализа

и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и поляризации. Он

воспроизводит в речи все увиденное, формулирует обнаруженные

закономерности, делает выводы.

Можно включать экспериментирование в различные виды деятельности: в

игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это

способствует поддержанию познавательного интереса детей.

В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда

познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в

умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей,

что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному

развитию. Введенные Федеральные Государственные Образовательные

Стандарты направлены сегодня на достижение у дошкольников целей

развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской

Какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в

процессе экспериментирования?

Любознательный-активный, способный решать интеллектуальные

задачи (проблемы)адекватные возрасту, способный управлять своим

поведением, овладевший средствами общения и способами взаимодействия

со взрослыми и сверстниками.

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю.

Современные ученые осмыслили изречение приписываемое Конфуцию и

выразили его на языке цифр:

То, что мы слышим, - 10 %.

То, что мы видим, - 50 %.

То, что мы делаем сами, - 90 %.

При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы

чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно

участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает,

осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал. Не

следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в

памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал,

вырезал, строил, составлял, изображал.

Таким образом, целенаправленная систематическая

экспериментальная работа с дошкольниками позволяет выявить и

сформировать у детей потребность в постоянной познавательной

деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему

Соблюдение перечисленных педагогических условий способствует

эффективности проведения опытно – экспериментальной работы.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им

присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление,

и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим

Детское экспериментирование - необходимое условие развития

Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок

познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности

с ним. Детское экспериментирование является одним из методов обучения

и развития естественнонаучных представлений дошкольников. Детское

экспериментирование способствует развитию у детей познавательной

активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое

активно используют в дошкольных образовательных организациях – это

опыты. Они проводятся в совместной с воспитателем и в свободной

самостоятельной деятельности. Эксперименты и опыты развивают

наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание

поставить задачу и получить результат, расширяют кругозор детей,

способствуют обогащению словарного запаса и воспитанию у дошкольников

гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности; здесь

проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность. В

ходе опытной деятельности дошкольник учится сравнивать, отвечать на

вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь,

соблюдать правила безопасности.

Справка по итогам тематического контроля (прилагается)

«Эффективность образовательной работы

проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для

Психолого-педагогические условия, стимулирующие

познавательную активность:

1. Личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми

(созданием комфортной атмосферы общения между взрослым и ребенком и в

коллективе между детьми).

2. Учет особенностей каждого ребенка, сохранение его индивидуальности

(Для эффективного развития познавательной активности важно умение

видеть и ценить в каждом ребенке единственную, неповторимую,

самоценную и свободную личность).

3. Создание обогащенной предметно-пространственной среды.

4. Организация познавательной деятельности детей по типу

исследовательской, в соответствии с тематическим построением

образовательного процесса и интеграция с другими видами детской

деятельности. (Для развития познавательной активности необходимо

предоставить возможность каждому ребенку реализовать себя в различных

видах деятельности, обеспечить каждому чувство успеха в той или иной

5. Освоение и реализация детьми различных способов познания (наблюдения,

экскурсии, опыты, игры-экспериментирования, сбор коллекций,

моделирование, тематические выставки и чтение познавательной литературы,

исследование, создание проблемных ситуаций).

6. Постепенное снижение содействия взрослого и увеличение доли

самостоятельной деятельности детей. (Самостоятельность дошкольников

проявляется в активном включении в любую деятельность, в появлении

большого количества вопросов, в самостоятельной постановке и решении

детьми познавательных задач).

7. Взаимодействие родителей воспитанников и ДОУ по проблеме.

Итак, одним из условий, стимулирующим познавательную активность

является развивающая предметно-пространственная среда. В группе можно

оборудовать мини лабораторию (центр науки).

В центрах науки (уголки экспериментирования) могут быть выделены:

- место для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные

коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья

- место для приборов;

- место для проведения опытов;

ёмкость для воды, песка, мелких камней и т. д.).

Компоненты уголка экспериментирования (центра науки)

- Компонент дидактический (познавательные книги, альбомы,

коллекции и т. д.)

- компонент оборудования (приборы-помощники: увеличительное

стекло, песочные часы, микроскопы, лупы;

--разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.

д. ; красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и

медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы,

деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без

игл, прочие материалы: зеркала, воздушные шары;

- некоторые пищевые продукты - масло, мука, соль, сахар, цветные и

прозрачные стекла, свечи и др. ; сито, воронки; сосуды для воды, и т. д.)

- стимулирующий компонент (правила работы с материалами;

персонажи, наделенные определенными чертами (Почемучка) от

имени которого моделируется проблемная ситуация;

карточки-схемы проведения экспериментов;

карточки-подсказки (разрешающие запрещающие знаки) "Что можно,

что нельзя"; и т. д.)

Требования при оборудовании уголка экспериментирования в группе

• безопасность для жизни и здоровья детей;

В ходе работы в специально подготовленной среде, дети:

• Проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за

пределами конкретной ситуации;

• Задают вопросы: почему? Зачем? Как?;

• Стремятся объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому

• Проявляют интерес к познавательной литературе;

• Умеют выражать свои мысли, формулировать представления об

окружающем мире, событиях;

• Пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты;

• Применяют свои знания в жизни.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного

возраста экспериментирование наравне с игрой является ведущим видом

Что является объектом познания детей дошкольного возраста?

Мир живой природы

Мир неживой природы

Человек и рукотворный мир.

По каким принципам можно квалифицировать эксперименты?

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:

• Опыты с растениями

• Опыты с животными

• Опыты с объектами неживой природы

• Опыты, объектом которых является человек

2. По месту проведения опытов:

• В групповой комнате

3. По количеству детей:

• Индивидуальные (1 – 4 ребенка)

• Групповые (5 – 10 детей)

• Коллективные (вся группа)

4. По причине их проведения:

• Поставленные в ответ на вопрос ребенка

5. По характеру включения в педагогический процесс:

• Эпизодические (проводимые от случая к случаю) •

6. По продолжительности:

• Кратковременные (от 5 до 15 минут)

• Длительные (свыше 15 минут)

7. По количеству наблюдений за одним и тем же

• Многократные, или циклические

8. По месту в цикле:

• Заключительные и итоговые

9. По характеру мыслительных

• Констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта

или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями)

• Сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить

изменения в состоянии объекта)

• Обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие

закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам)

10. По характеру познавательной деятельности

• Иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает

• Поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат)

• Решение экспериментальных задач

11. По способу применения в

Алгоритм проведения детского экспериментирования:

1. Проблемная ситуация.

3. Выдвижение гипотез.

4. Проверка предположения (эксперимент).

5. Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как

6. Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы,

реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка

вывода (как получилось)формулирование выводов (как получилось).

Эксперимент рождается не просто:

Порой – с наивного вопроса.

Порой – со странного ответа.

Он долго зреет в тайне где-то

Когда сомнений нет уж боле –

Он вырывается на волю,

Нам отдаёт себя на милость:

Смотрите! Что-то получилось.

вас побыть в роли детей и поэкспериментировать.

Проводится 2-3 эксперимента .

В заключение хотелось бы привести слова В. А. Сухомлинского:

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но

открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми

красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы

Спасибо за внимание.

Проект решения педсовета:

Продолжать создавать в ДОУ психолого-педагогические условия для

развития познавательно-исследовательской деятельности

и экспериментирования детей, соответственно возрасту и

Пополнить центры экспериментирования книгами познавательного

характера, атласами, тематическими альбомами, коллекциями.

Пополнить картотеку опытов и экспериментов с объектами живой/

неживой природы, рукотворного мира и физических явлений в каждой

Подготовить консультационный материал для родителей по данной

Цель: Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства.

Присутствовали:

Заведующая Толстопятова А. С.

Зам. зав. по ВМР Щедрина И. К.

Музыкальный руководитель Федотова О. В.

Воспитатели:

Отсутствовали:

Зам. зав. по ВМР Зеленина В. А.

Учитель - логопед Заржецкая С. Д.

Музыкальный руководитель Ртищева О. Ю.

Воспитатель Исаичева Е. А.

Инструктор по физвоспитанию Логинова Е. В.

Повестка дня:

1. Вступительное слово заведующей по итогам предыдущего педсовета.

5. Презентация педагогами экспериментальной деятельности с воспитанниками в детском саду:

6. Подведение итогов.

Ход педсовета:

Анна Сергеевна ознакомила с итогами выполнения решения педсовета от 01.03.2017 года.

Для изучения развивающей предметно-развивающей среды: проводился анализ групп.

Для оценки уровня развития детей: использовались методы для выявления познавательно – исследовательского развития детей (представлена одноимённой диагностической картой воспитанников средней и старших групп).

Каждый вышеуказанный раздел был подробно проанализирован. Справки по итогам тематического контроля прилагаются.

- высказывание В. А. Сухомлинского;

- любознательность – один из целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования по ФГОС ДО;

- значение познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, задачи;

- принципы реализации данных игр;

- условия организации игр, виды;

- структура квеста и геокешинга;

- требования к организации игр;

- значение данных игр для воспитания дошкольников.

6. Презентация воспитателями Цветковой И. А. и Мавриной Н. В. экспериментальной деятельности с воспитанниками в детском саду.

-было рассчитано на детей среднего дошкольного возраста;

- вовлечены: воспитанники средней группы ДОУ, их родители, дети старшей группы, педагоги ДОУ. Цветкова И. А. раскрыла этапы проведения игры:

- в процессе продвижения использованы подвижные игры, спортивные упражнения, дидактические игры, загадки, песни, хоровод, импровизация сказки;

- данный проект участвовал в конкурсе инновационных проектов по экспериментально – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста (объявлена благодарность: приказ УО от 11.05.2017 №181);

- вид проекта: познавательно-исследовательский, творческо-информационный, социальный;

- по числу участников: групповой, рассчитан на воспитанников старшей группы;

- по времени проведения: краткосрочный: 1 неделя (апрель );

- участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели, методист, специалисты, родители воспитанников;

- проектная идея: разыскивание клада, развитие целеустремленности, концентрации внимания, стимулирование и развитие мыслительных способностей;

- новизна проекта: в ходе игры геокешинг дети не только активно двигаются, совершенствуют свои физические навыки и умения, но и развиваются умственно. Участвуя в игре, дети закрепляют уже полученные знания, узнают новые сведения, обогащающие их представление о мире людей и животных, нравственных ценностях, о возможности своего здоровья и здоровья окружающих, учатся правилам безопасного поведения. Но что самое главное, воспитанники получают радость от общения со сверстниками и взрослыми;

цель: игра геокешинг, является пропаганда здорового образа жизни через спортивно-познавательную игру, воспитание полезных привычек по сохранению своего здоровья и мотивация детей к занятиям физической культуре и спортом.

7. Подведение итогов.

Решение педсовета:

2. Воспитателям создать в группах исследовательские экспериментальные центры.

Срок: до октября 2017 г.

Ответственные: воспитатели ДОУ.

3. Воспитателям детей старшего дошкольного возраста систематически вести исследовательскую деятельность в ходе простейших опытов, фиксируя их в дневниках наблюдений

Срок: ежегодно в соответствии с годовым планом.

Ответственные: воспитатели детей старшего дошкольного возраста

4. Педагогам ДОУ продолжать чётко планировать организацию детской деятельности на прогулке (наблюдение, опыты, дидактические игры-эксперименты);

- обеспечить сменяемость атрибутов и материалов в уголках экспериментирования групп с определённой периодичностью с фиксацией в календарно — тематическом планировании.

Срок: постоянно в соответствии с годовым планом.

Ответственные: педагоги ДОУ.

5. Воспитателям групп в работе с родителями:

- запланировать оформить фотовыставку из фотографий семей воспитанников, запечатлевших проведение опытов и экспериментов в домашних условиях.

Срок: сентябрь 2017, в соответствии с годовым планом.

Ответственные: зам. зав. по ВМР, воспитатели ДОУ.

Заведующая МБДОУ «Детский сад №13

______________ А. С. Толстопятова.

Ознакомлены и согласны:

Здание №1, расположенное по адресу:

МО, г. Ногинск, ул. 2 – ая Жуковская д. 13 Здание №2, расположенное по адресу:

Нажмите, чтобы узнать подробности

педагогический совет: "Детское экспериментирование - как основа поисково-исследовательской деятельности детей дршкольного возраста" предполагает совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области экспериментирования, систематизацию и обобщение знаний воспитателей по данной проблеме.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ № 2

1. Экспериментирование в младшем дошкольном возрасте.

2. Экспериментирование в среднем дошкольном возрасте.

3. Экспериментирование в старшем дошкольном возрасте.

4. Смотр уголков экспериментирования по группам (итоги).

ХОД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА:

Что я слышу. — забываю.

Что я вижу — я помню.

Что я делаю — я помню.

В дошкольном детстве ребенок постоянно развивается - играет он или занимается, читает или рисует. Одним из видов деятельности при котором ребенок развивается, является – экспериментирование. Что такое экспериментирование? Это когда ребенок лично сам, а не с чьих-то слов, приходит к выводу того или иного явления. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт - постройку, сказку, насыщенный запахами воздух и т.п. Так эксперимент связывает творческие проявления с эстетическим развитием ребенка.

Цель экспериментальной деятельности. Углублять представления о живой и неживой природе. Учить самостоятельно, проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.

Решая задачи познавательного характера: педагог имеет возможность использовать экспериментирование не только в структуре занятий по ознакомлению детей с окружающим миром, с природой, но и в продуктивных видах деятельности; предполагает проблемные задачи (необязательно реальные), направленные на формирование потребности решать их опытным путем.

Чтобы повысить интерес, педагогу предлагается ставить вопросы, побуждающие детей сравнивать свойства материалов или предметов (глина и пластилин), устанавливать причинно-следственные связи (снег и лед), выдвигать предположения, делать выводы; совместно обсуждает предположения, помогает обобщать полученные результаты. Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба.

Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности.

- наблюдение – непременная составная часть любого эксперимента.

- трудовые действия – без выполнения их эксперимент не бывает.

- развитие речи – умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.

- изобразительная деятельность – развитие изобразительных способностей способствует более точному отображению результата эксперимента и наоборот, чем глубже исполнитель изучит объект, тем точнее передаст его детали во время изобразительной деятельности.

- элементарные математические представления – во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции.

Особенности детского экспериментирования.

Детское экспериментирование свободно от обязательности.

Не следует жестко регламентировать продолжительность опыта.

Не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана.

Дети не могут работать, не разговаривая.

Нужно учитывать индивидуальные различия детей.

Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов.

Ребенок имеет право на ошибку.

Воспитатель должен уметь применить адекватные способы вовлечения детей в работу:

работа руками детей;

дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам;

совместная работа воспитателя и детей;

помощь воспитателя детям;

работа воспитателя по указанию детей.

Соблюдение правил безопасности.

Способ введения ребенка в целостный педагогический процесс.

Анализ результатов и формулирование выводов.

Одной из задач учебно-воспитательной работы в нашем детском саду является совершенствование работы педагогического коллектива, направленной на развитие экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста, с целью развития их интеллектуальных способностей, познавательного интереса, творческой инициативы. Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи. Но в зависимости от своего возраста юные исследователи в ходе эксперимента ведут себя по-разному. А вот как это происходит, какие эксперименты проводят в том или ином возрасте, как вообще происходит экспериментальная деятельность, об этом и расскажут наши воспитатели.

- экспериментирование в младшем дошкольном возрасте.

-экспериментирование в среднем дошкольном возрасте.

-экспериментирование в старшем дошкольном возрасте.

Мы сегодня с вами увидели, как экспериментируют дети, а мне хочется вам показать некоторые виды экспериментирования с разными материалами.

Накройте стакан с водой (необязательно полный) куском картона. Затем, придерживая картонку рукой, осторожно переверните стакан. Теперь уберите руку. Картонка останется на месте, и вода из стакана не выливается.

Воспитатель: Воздух давит на картон и удерживает его на месте. Поэтому вода остается в перевернутом стакане.

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Опыт №4 Цель: Показать, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.

1. Чайная ложка молотого перца.

2. Чайная ложка соли.

3. Бумажное полотенце.

4. Воздушный шарик.

5. Шерстяной свитер.

Опыт: Расстелим на столе бумажное полотенце. Высыплем на него перец и соль и тщательно их перемешаем. Можно ли теперь разделить соль и перец? Очевидно, что сделать это весьма затруднительно! Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер, затем поднесем его к смеси соли и перца. Произойдет чудо! Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе. Это еще один пример действия статического электричества. Когда мы потерли шарик шерстяной тканью, он приобрел отрицательный заряд. Потом мы поднесли шарик к смеси перца с солью, перец начал притягиваться к нему. Это произошло потому, что электроны в перечных пылинках стремились переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобрела положительный заряд и притянулась отрицательным зарядом шарика. Перец прилип к шарику. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда мы подносим к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда, она остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.

Вывод: В результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов

Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по - иному. Поэтому экспериментируйте везде: в игре, на занятиях, на прогулке, в процессе режимных моментов.

Смотр уголков экспериментальной деятельности

В нашем детском саду создаются максимальные условия для обогащения детей новыми знаниями и впечатлениями. Воспитатели всех групп проводят с детьми опыты и эксперименты, включают элементы экспериментирования в режимные моменты и непосредственную образовательную деятельность. Детское экспериментирование быстро и активно развивается в детском саду.

Также в нашем детском саду, согласно годовому плану работы и в рамках подготовки к педагогическому совету проходил смотр уголков экспериментирования. И вот что из этого получилось. Прошу просмотреть фотографии и оценить, с вашей точки зрения, уголки экспериментирования во всех возрастных группах.

ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА:

1. Продолжать создавать в детском саду психолого-педагогические условия для развития познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования детей, соответственно возрасту и комплексно-тематическому планированию.

Ответственные: воспитатели /в течение года

2. Пересмотреть календарное планирование в соответствии с данными рекомендациями, уделив должное внимание детскому экспериментированию в ОУД, в реж. моментах, самост. деят.

Ответственные: воспитатели /в течение года

3. Разработать план по внедрению метода проектов в воспитательно-образовательный процесс с обязательным привлечением родителей, как непосредственных участников проектной деятельности, и представить на методическом объединении (мл. гр. 1-2 раза в год, средние гр. и старшие1 раз в 6 мес.)

Ответственные : методист, воспитатели детского сада

4. Пополнить уголки экспериментирования книгами познавательного характера, атласами, тематическими альбомами, коллекциями, схемами, таблицами, конспектами, разнообразными материалами.

Ответственные: воспитатели/ в течение года

Ответственные : творческая группа / до 5 декабря 2014 года.

В результате регулярной и систематической экспериментальной деятельности с различными объектами дети переходят к самостоятельной постановке проблемы, к отысканию метода и разработке самого решения. Дети сами проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач.

Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И всё это – в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, он учится учиться. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов.

1 строка –существительное –ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна;

2 строка-два прилагательных –описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие;

3 строка –три глагола-описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами;

4 строка- форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы. Философское или эмоциональное отношение к ней автора;

5 строка –ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации. Связанные с данным понятие.

Учит. Лечит. Ведет

Всю жизнь сопровождает

Что нужно делать

2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.

3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.

4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.

5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.

6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.

7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.

8. Создавайте ситуацию успешности

Чего нельзя делать

1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования.

2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.

3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.

4. Нельзя запрещать без объяснения.

5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.

6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.

7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.

8. Дети бывают импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ральф Уильям Эмерсон

Дети по своей природе – исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Познавательно-исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать.

Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Дошкольный возраст – благоприятный период для расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Познавательная активность детей в этом возрасте очень высока: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы.

К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности познавательной активности, которая находит выражение в форме поисковой, познавательно-исследовательской деятельности. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности.

Дошкольное образование обладает мощным потенциалом в формировании личности ребенка, раскрытии всех его способностей и задатков через создание условий для его развития.

По этой причине происходят существенные изменения в системе дошкольного образования, меняется содержание и организация образовательной деятельности. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Следовательно, необходимо создавать оптимальные условия для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности. И одним из таких условий является организация познавательно-исследовательской деятельности.

(Приложение 1)

3. Деловая игра с педагогами

(Приложение 2)

- А сейчас мы немного поиграем. Для этого нам нужно разделится на две команды педагогов.

Ведущий раздает карточки, на которых написана часть детского стихотворения о зиме. Участники игры должны найти партнера, у которого продолжение или начало стихотворения, которое написано у него на карточке. Таким образом, образуются пары, после этого формируются команды. Первую составляют участники игры, у которых на карточке начало стихов, вторую - те, у кого окончание стихотворения.

Правила игры:

- умение слушать других;

- выработка общего решения вопроса;

- принимать активное участие в игре;

- соблюдать культуру речи и тактичность;

- придерживаться регламента.

Перед началом игры давайте немного разомнемся.

Ищем, думаем, дерзаем,

На вопросы: что? когда? отвечаем без труда!

Разминка проводится для обеих команд сразу.

1.Что становится больше, если его поставить вверх ногами? (число 6)

2.Как спрыгнуть с десятиметровой лестницы и не ушибиться? (надо спрыгнуть с нижней ступеньки)

3.Что может быть больше слона и одновременно невесомым? (тень слона)

4.Какой месяц короче всех? (май – три буквы)

5.Может ли страус назвать себя птицей? (нет, он не умеет говорить)

6.Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (все)

С – самостоятельность, сравнение

Т- творчество, теория

А – актуальность, анализ

Н – новизна, наглядность

Д – деятельность, диагностика

А- активность, актуальность

Р – реализация, результат

Т - тип проекта, труд

1. Распределите этапы исследовательской деятельности по порядку.

• 3 проверка гипотез;

• 1 постановка проблемы;

• 4 обсуждение итогов и формулирование выводов;

• 2 выдвижение гипотез решения проблемы;

2. Что такое педагогическое проектирование?

вид педагогической деятельности;

догма профессиональной деятельности.

3.Назовите приёмы и методы организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОО.

Эвристический метод.

Опыты и эксперименты

Проектная деятельность

ТРИЗ-технологии.

4. Что такое гипотеза?

короткая аннотация проекта;

опасение педагога о неудачной реализации проекта;

предположение, требующее объяснения и подтверждения.

5. Какое содержание педагогической деятельности не является характерным для практического этапа проекта?

проведение круглых столов, консультаций по теме проекта и реализации задач;

открытый показ деятельности по теме проекта;

проведение конкурсов и смотров в рамках проекта.

1. Что такое проект?

метод исследования, осуществляемый в управляемых условиях для подтверждения гипотезы;

научный процесс, при успешной реализации которого подтверждается или опровергается гипотеза;

план работы, мероприятий, направленные на создание уникального продукта.

2. Кто является автором методики проведения учебных исследований в ДОУ?

доктор педагогических наук А. И. Савенков.

американский педагог демократ Джон Дью;

великий русский педагог К. Д. Ушинский;

3.Что включает в себя экспериментирование?

фиксирование результатов графическим способом;

самостоятельная деятельность детей.

4. Какое из данных определений не относится к формам организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОО?

долгосрочная;

5. Какой вид деятельности следует исключить из итогового (заключительного) этапа проекта?

сопоставление цели и результата проекта;

рефлексивная оценка проекта;

выбор содержания и форм проектной деятельности к каждому этапу проекта.

Ведущий:

Одной из форм работы в организации познавательно-исследовательской деятельности является проектная деятельность. Предлагаю вам вспомнить и расположить этапы проекта в правильной последовательности (они прописаны на снежинках). На снеговиках прописаны действия, вам необходимо соотнести этапы с действиями, т.е. укрыть снеговика нужной снежинкой.

1 этап – Организационно-подготовительный этап:

Выбор темы проекта.

Формулирование проблемы, цели и задачи проекта.

Сбор информации, материала для реализации цели проекта.

Подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей. Изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта.

2 этап – Аналитический этап:

Выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта.

Формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.

Дети объединяются в рабочие группы.

3 этап – Практический этап:

Организация непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Проведение круглых столов с родителями и педагогами, консультаций по теме проекта и реализации задач.

Чтение литературы, просмотр презентаций по теме проекта.

Проведение конкурсов и смотров в рамках проекта.

Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставок совместных работ, фото выставок и фотоколлажей по теме проекта.

4 этап – Итоговый (заключительный) этап:

Проведение итогового мероприятия (праздника, развлечения).

Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами.

Анализ результатов проектной деятельности.

Молодцы, справились с заданием.

Давайте немного отвлечемся от познавательно-исследовательской деятельности и отдохнем.

Вашему вниманию предлагаются пословицы и поговорки наоборот - нужно правильно отгадать пословицу или поговорку.

- Внимание на экран.

(пословицы проецируются на экране)

(Беда не ходит одна.)

(Остаться у разбитого корыта.)

(Коса – девичья краса.)

Для каждой команды предоставлен кроссворд по теме нашей игры. Кто быстрее отгадает кроссворд, та команда и победила в этом задании.

Вопросы для кроссворда

По вертикали.

1.Совместная деятельность взрослого и ребенка в решении проблемы лично значимой для ребенка (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь. (Проектная)

2. Предложение, требующее объяснения и подтверждения. (Гипотеза)

По горизонтали.

1. Тип проекта, в ходе которого дети собирают и систематизируют информацию. (Информационный)

2. Вариант оформления результатов проекта с использованием, например: поделок, рисунков. (Выставка)

4. Равноправные соавторы взрослого в реализации проекта. Дети

5. Предмет (суть, название) какого-либо рассуждения, проекта, исследования. (Тема)

Итак, наша игра подошла к концу.

Спасибо Вам всем! Успехов в вашей нелегкой, но творческой работе!

Решение педсовета:

1. Продолжать создавать педагогические условия для познавательно-исследовательской деятельности детей, соответственно возрасту и тематическому планированию.

Дата: в течение года

2. Включать в календарное планирование различные формы работы по познавательно-исследовательской деятельности в соответствии с данными рекомендациями.

Дата: в течение года

Зам. зав. по ВО и МР, ст. воспитатель,

Дата: январь 2022 года

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? – спросил Бог. – «Слепи мне счастье, – попросил человек. Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Вот на такой позитивной ноте мы завершаем педагогический совет. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами.

Используемая литература:

Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личностию. – М.: Просвещение, 2011..

Лосева Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы / Е. В. Лосева. – СПб: Детство-Пресс, 2015.

Машкова С. В. и др. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет/- Волгоград: Учитель, 2012 г.

Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015.

Савенков А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. - СПб., Питер, 2004.

Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

Приложение 1.

Современные подходы и особенности организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Одной из важнейших задач современного образования является развитие познавательной активности ребенка, его исследовательских способностей. Ведь для ребенка дошкольного возраста, знания, полученные в результате собственного эксперимента и исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.

Становление познавательной деятельности в дошкольном возрасте имеет ряд особенностей. Первая особенность заключается в последовательности этапов ее развития.

Новым качеством, или третьей стадией, познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребенка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например, в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира. Для этого этапа становления познавательной деятельности особое значение приобретает наглядно-образное мышление и воображение. Они дают ребенку возможность усваивать обобщенные знания о предметах и явлениях действительности. Пользуясь образным мышлением, изучая заинтересовавший их объект, дошкольники могут обобщать свой собственный опыт, устанавливать новые связи и отношения вещей, если ребенок действительно заинтересован в данном объекте, то он может без особого труда усваивать полученные понятия о нем и научиться использовать их при решении исследовательской деятельности. Отсюда начинают закладываться основы логического мышления. Овладевая деятельностью познания, ребенок усваивает эталоны, вырабатывает свои правила поведения, свои способы действий и приобретает внутренний опыт, что приводит к формированию стойкой исследовательской деятельности (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков и др.). Можно назвать смену направленности усилий ребенка на объект, его особенности или действия с ним в зависимости от этапа становления, еще одной особенностью процесса становления. На первоначальном этапе своего развития исследовательская деятельность ребенка характеризуется направленностью на особенности предметов, на выбор (поиск) предметов с заданными свойствами. Затем акцент переносится на практические действия – ориентировочно-исследовательские.

К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста относится познавательная активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача. В соответствии с теорией Д. Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта. Ее источником является познавательная потребность. Процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение.

Познавательная активность выступает как природное проявление интереса ребенка к окружающему миру и характеризуется четкими параметрами. Об интересах ребенка и интенсивности его стремления познакомиться с определенными предметами или явлениями свидетельствуют: внимание и повышенная заинтересованность; эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех и др.); действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета.

Познавательная направленность ребенка позволяет ему черпать различные сведения из окружающей действительности о тех или иных явлениях действительности, с которыми он сталкивается на каждом шагу. Однако знания, которые получает ребенок таким путем, усваиваются хуже, чем знания, получаемые в логике науки. Говоря о научной логике познания в дошкольном возрасте, мы имеем в виду: овладением ребенком не только способностью выявлять особенности предметов, но и приобретения умения их сопоставлять, устанавливать сходства и различия, связи между ними, осуществлять многосторонний анализ на уровне видовых понятий и родовых обобщений и пр. Для того чтобы эти знания привести в соответствии с научной логикой познания, необходимо осуществлять целенаправленный и педагогически-организованный процесс.

Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Ребенку гораздо легче изучать мир, проводя исследования, ставя эксперименты, нежели получать добытые кем-то знания в готовом виде. По мере ознакомления ребенка с окружающим миром в ходе познавательно-исследовательской деятельности в сознании ребенка меняется картина мира. Она становится более адекватной и целостной, отражает объективные свойства вещей, взаимосвязи, взаимообусловленности. В результате происходит непрерывное и постоянное перестроение, переосмысление и осознание ребенком этого мира, что позволяет ему осуществлять не только воспроизводящую, но и регулирующую и рефлексирующую деятельность.

Рассматривая особенности познавательного развития детей дошкольного возраста целесообразно упомянуть о том, что в основе возможности ребенка познавать окружающий мир лежат развитые психические познавательные процессы. Анализ психолого-педагогической литературы дает возможность сформулировать особенности развития познавательной активности детей дошкольного возраста: выявление, интенсивное развитие, проявление в разных видах деятельности, выражение с помощью вопросов, рассуждения, экспериментирования; проявление познавательного интереса на уровне любознательности; после 4–5 лет эта активность приобретает вид инициативной преобразовательной активности.

Таким образом, мы можем заключить, что особенностями развития познавательно-исследовательской деятельности ребенка дошкольного возраста являются следующие.

1. Основой познавательно-исследовательской деятельности являются развитые психические познавательные процессы.

2. В своем становлении познавательно-исследовательская деятельность проходит ряд стадий: любопытство, любознательность, познавательный интерес, познавательная активность, познавательная направленность.

Читайте также: