Какие особенности речевого развития детей появляются в школьном периоде

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Современная периодизация психического развития младшего школьного возраста выделяет период от 6-7 до 9-11 лет.

Младший школьный возраст – это период воспитания, накопления знаний, освоения по преимуществу. Характерной чертой этого возраста является доверчивое подчинение авторитету, каким является для него в первую очередь учитель, повышенная восприимчивость и наивно игровое отношение к тому, с чем они сталкиваются в своей деятельности. В этом возрасте дети с удовольствием овладевают новыми знаниями, умениями и навыками .

Важной особенностью является желание подражать взрослым, героям книг и фильмов. Эта особенность помогает детям в учении, помогает организовывать и планировать. Всему этому их надо настойчиво и терпеливо учить.

Этот возраст является сенситивным периодом в овладении знаний умений и навыков и очень благоприятным периодом в речевом развитии.

Для ребёнка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Вначале язык усваивается ребёнком стихийно, в процессе общения. Но этого недостаточно, стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна. Некоторые очень важные аспекты языка стихийно усвоены быть не могут и поэтому находятся в ведении школы.

Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал, как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности.

Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся считают развитие речевой деятельности.

Содержание и форма речи человека зависят от его возраста, ситуации, опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояний. С помощью речи, обучаемые изучают учебный материал, общаются, влияют друг на друга и воздействуют на себя в процессе самовнушения. Чем активнее обучаемые совершенствуют устную, письменную и другие виды речи, пополняют свой словарь, тем лучше уровень их познавательных возможностей и культуры.

В школу приходят дети 6-7 лет, которые употребляют от 3 до 5 - 6 тысяч слов и практически владеют грамматикой родного языка, то есть правильно склоняют, спрягают, строят предложения. Одарённые дети сочиняют стихи, придумывают сказки, фантастические и реальные истории.

Но вот проходят первые 3-4 года обучения в школе. Начиная постигать основы наук, дети усваивают много специальных слов, некоторые книжные конструкции - овладевают учебно-научным стилем речи. Однако развитие их связной речи тормозится: речь детей становится менее раскованной и эмоциональной, даже обедняется.

Р. С. Немов отмечает, что с поступлением ребенка в школу в число ведущих выдвигается учебная деятельность. В развитии детей младшего школьного возраста этой деятельности принадлежит особая роль. Именно она определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой и общения. Расширяется сферы и содержание общения младших школьников с окружающими людьми, особенно взрослыми, которые выступают в роли учителей, служат образцами для подражания и основным источником разнообразных знаний.

Высказывания дошкольника и младшего школьника, как правило, непосредственны. Часто это речь-повторение, речь-называние; преобладает сжатая, непроизвольная, реактивная речь, что следует из работ психолога Л. Зеньковского.

Однако школьный курс способствует формированию произвольной, развернутой речи, учит ее планировать. На занятиях учитель ставит перед учащимися задачу научиться давать полные и развернутые ответы на вопрос, рассказывать по определенному плану, не повторяться, говорить правильно, законченными предложениями, связно пересказывать большой по объему материал. Передача рассказов, вывод и формулировка правил строится как монолог. В процессе учебной деятельности учащиеся должны овладеть произвольной, активной, программированной, коммуникативной и монологической речь.

Обогащая лексикон детей, нужно понимать, что и слова, усваиваемые детьми, распадаются на два разряда. В первый из них, который можно назвать активным запасом слов, входят те слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь. Ко второму, пассивному запасу слов относятся слова, которые человек понимает, связывает с определенным представлением, но которые в речь его не входят. Новое предлагаемое слово пополнит словесный активный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено.

Огромную роль в развитии речи учащихся играет овладение письмом, специально грамматикой и орфографией. Опираясь на исследования многих психологов, А. Ф. Обухова констатирует, что изначально повышаются требования к звуковому анализу слова: слуховой образ превращается в зрительно-двигательный, то есть поэлементно воссоздается. Ребенку необходимо научиться различать произношение и написание, а к концу начального обучения дети могут свободно менять время излагаемого, лицо, от имени которого ведется изложение, составить рассказ на заданную тему по написанному плану или данному названию, могут успешно использовать основные грамматические конструкции.

Автор пишет, что при обучении анализу состава слова, подбирая однокоренные, родственные слова, изменяя смысл слова путем подстановки различных приставок или включения суффиксов, дети осваивают лексику родного языка, подбирают нужные слова для выражения своих мыслей и точного определения качества предметов. В построении предложений, в пересказах и сочинениях школьники осваивают правила орфографии и овладевают синтаксисом.

Развитие речи у младшего школьника выражается в том, что у него вырабатывается навык чтения, то есть достаточно быстрое и правильное узнавание букв и их сочетаний и превращение увиденных знаков в слова. Осмысленность чтения проявляется в том, что появляются правильные интонации, дети обращают внимание на знаки, стоящие в конце предложения: точку, вопросительный и восклицательный знаки. Позже осмысленность чтения начинает проявляться во все более тонкой интонационной его выразительности.

1. Развернутый шепот – отчетливое и полное проговаривание слов и фраз с уменьшением громкости.

2. Редуцированный шепот – проговаривание отдельных слогов слова при торможении остальных.

3. Беззвучное шевеление губ – действие инерции внешнего проговаривания, но без участия голоса.

4. Вздрагивание губ, возникающее, как правило, в начале чтения и исчезающее по прочтении первых фраз.

5. Чтение одними глазами, приближающееся по внешним показателям к молчаливому чтению старших детей и взрослых.

Психолог И. Ю. Кулагина связывает развитие речи младших школьников и умения читать и писать с изменением мышления и понимания учащихся. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, от допонятийного уровня развития и бедного размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления. Происходит усвоение и активное использование речи как средства мышления, для решения разнообразных задач. Развитие идет успешнее, если ребенка обучают вести рассуждения вслух, словами воспроизводить ход мысли и называть полученный результат.

Таким образом, изучив особенности развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста, мы узнали, что в своём развитии детская речь проходит ряд этапов, качественно отличающихся друг от друга.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

Речь детей в младшем школьном возрасте претерпевает различные изменения и всесторонне развивается под воздействием учебного процесса. Раскрывается все функции речи, а это значит, что ребенок учится планировать, высказывать свои замыслы языковыми средствами, предвидеть возможные реакции собеседника, меняющиеся условия общения, контролировать свою речевую деятельность.

Список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И литературы

1. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 2005. − 214 с.

2. Львов М.Р. Основы теории речи/М.Р. Львов - М.: 2015. – 23 с.,218 с.

3. Лурия А.Р. Язык и мышление/ А.Р.Лурия - М.:2015.

4. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов/А.Г. Маклаков - Спб.:2012. – 582 с.

5. Морковкин В.В. Опыт идеографического описания лексики. М.: Изд-во МГУ, 2016. 121с.

6. Напольнова Т. В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. М.: Просвещение, 2012. 247 с.

7. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. ]

8. Методика преподавания русского языка / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.; под ред. М.Т. Баранова. М.: Просвещение, 2014. 556 с.

9. Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т.А. Ладыженской. М.: Просвещение, 2015. 65 – 67 с.

10. Ушаков Н. Н. Материалы по грамматике русского языка. М.: Просвещение, 2013. 332 с.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373. - М.: Просвещение, 2010. – 31 с.

Речь как фактор развития человека. Четыре этапа становления речи детей: подготовительный, преддошкольный, дошкольный, школьный. Количественный и качественный рост словаря. Уменьшение количества формообразовательных инноваций и синтаксические ошибки.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 10.03.2011
Размер файла 20,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Речь как фактор развития человека

речь дети словарь синтаксический ошибка

Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речь и язык не могут противопоставляться друг другу.

Речь возникает и развивается под влиянием потребности в общении и служит целям общественного объединения людей. Речь обеспечивает историческую преемственность опыта людей.

Она тесно связана со всей психической жизнью человека: мышлением, воображением, эмоциями, волей и другими.

Всем известно, что речь является одним из главных показателей развития ребенка. Она реализует несколько потребностей человека (ребенка): коммуникативную, информативную, познавательную, что говорит о ее большой значимости.

У родителей нет времени на детей, ибо из-за неблагоприятных факторов, либо из-за работы.

Не стоит удивляться, по каким причинам падает уровень образованности в нашей стране. Так хочется слышать и слушать речь правильную, красивую, грамотную.

Вряд ли кто из родителей может забыть первые слова своего ребенка. Ведь их ждут с нетерпением. Несовершенные, смешные, сотворенные самими малышами, они так дороги мамам, папам, бабушкам, дедушкам. В жизни крохи настал важнейший этап, от которого будет зависеть все его дальнейшее развитие. По мере овладения речью формируется психика ребенка, его мышление, познавательные процессы, общие и специфические способности. Поэтому даже незначительные нарушения речи препятствуют нормальному развитию ребенка, формированию его личностных качеств.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых, зависит от нормального речевого окружения, достаточной речевой практики и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни.

Речь является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

Речь служит орудием человеческого мышления, средством общения, выражения мыслей, чувств, эмоций, средством регуляции деятельности.

Исследователи выделяют разное количество этапов становления речи детей, по-разному их называют, указывают их различные возрастные границы (например, А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.Н. Леонтьев, Г.Л. Розенгард-Пупко и другие).

А.Н. Леонтьев выделяет четыре этапа становления речи детей:

- подготовительный (до 1 года);

В это время происходит подготовка к овладению речью, развивается система психической деятельности, которая связана с формированием речи. Составляющие первого этапа становления речи - крик, плач, гуление, лепет, лепетная речь и первые слова.

- преддошкольный (до 3 лет);

С появлением у ребенка первых слов, начинается этап становления активной речи. В это время появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Первые слова носят общественно-смысловой характер. С полутора лет слово приобретает обобщенный характер.

К концу второго года появляется фразовая речь. К двум годам речь становится основным средством общения. На третьем году возникает способность к словотворчеству, вначале как рифмование, затем как изобретение новых слов.

- дошкольный (до 7 лет);

После трех лет интенсивно развивается фонематическое восприятие и овладение звукопроизношением. Звуковая сторона речи при нормальном речевом развитии ребенка формируется к 4-5 годам.

Продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Формируется чувство языка, словотворчество.

Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи, овладение связной речью. Формируется регуляторная функция речи. В этом возрасте ребенок легко запоминает и рассказывает стихи, сказки, передает содержание картинок.

К концу пятого года ребенок начинает овладевать контекстной речью. В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие, заканчивается формирование правильного звукопроизношения.

К седьмому году жизни ребенок употребляет слова, обобщающие отвлеченные понятия, использует слова с переносным значением. К этому возрасту дети полностью овладевают разговорно-бытовым стилем.

- школьный (от 7 до 17 лет).

Особенности речевого развития в период с 7 до 17 лет

Данный период начинается с важного, как для ребенка, так и для взрослых, события - похода в школу.

Внимательный глаз ребенка замечает много подробностей и деталей в окружающем мире, его наглядно-образная память, как губка, впитывает впечатления непосредственно воспринимаемой действительности, высказывания взрослых, прочитанное и услышанное. Дети в этом возрасте уже пытаются анализировать, сопоставлять и сравнивать явления действительности, делать выводы. Об этом свидетельствуют интересные сравнения, появляющиеся в их речи.

К концу дошкольного возраста возникает речевое общение со взрослым на личностные темы.

На седьмом году речь ребенка становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки, пересказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного.

В процессе речевого общения дети употребляют как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включают причастные и деепричастные обороты. В этом возрасте дети правильно согласовывают между собой слова (например, имена существительные и прилагательные в роде и числе), употребляют падежные окончания (трудности чаще всего возникают лишь при употреблении несклоняемых существительных).

Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы; говорит громко, но в зависимости от ситуации может говорить тихо и даже шепотом; умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности.

Не всегда речь в этом возрасте является грамотной, понятной, богатой, выразительной и осмысленной, могут возникнуть и проблемы.

Примеры проблем с речью у школьников.

1. односложная речь, состоящая из одних простых предложений;

2. невыразительная речь (неправильное использование интонации);

3. бедная речь (недостаточный словарный запас);

4. неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст (к школе приобрести это умение просто необходимо);

5. употребление нелитературных слов и выражений;

6. недоступность грамотно и доступно сформулировать вопрос;

8. плохая дикция (нарушение произношения звуков речи в дальнейшем сказывается на навыках письма).

Область языковой компетенции

Основные закономерности речевого развития детей 7 лет

Метатезис - перестановка звуков и слогов в словах (особенно в речи детей-левшей).

Рост числа инноваций - слова, сконструированные ребенком по моделям нормативного языка.

Количественный и качественный рост словаря:

усвоение родовидовых отношений;

развитие синонимии, антонимии;

появление абстрактных существительных;

освоение многозначности и омонимии;

расширение и сужение значения;

образование переносных значений путем метафорических и метонимических переносов;

ассоциативные замены (смешение паронимов, антонимов и другие).

Уменьшение количества формообразовательных инноваций. Дольше всего сохраняются:

смешение окончаний родительного и предложного падежей множественного числа;

образование форм числа существительных;

ненормативное склонение несклоняемых и разносклоняемых существительных;

образование окказиональных родовых пар у существительных общего рода, у существительных мужского рода, обозначающих лицо по профессии;

ненормативное склонение числительных;

Пересказы прочитанного в диалоге со взрослым и в эгоцентрической речи.

Сочинение собственных сказок и стихов (чаще - в эгоцентрической речи).

6. Метаязыковая деятельность

Вопросы о значении слов. Осознание многозначности и омонимии.

Собственные этимологии слов, вопросы об этимологии. Толкование значений слов.

Осознание различных языковых явлений: вопросы и рассуждения о роде и числе существительных, произношении слов, различных языках и др.

Развитие фонематического анализа при обучении чтению и письму.

Умение равняться на собеседника, учитывая возможности его восприятия речи (дети по-разному говорят с взрослыми и с маленькими детьми).

Список литературы:

1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.

2. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1969.

3. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. - М., 1975.

4. Пиаже Ж.П. Речь и мышление ребенка. - М./Л., 1932.

Подобные документы

Дошкольное образовательное учреждение. Основы развития словаря детей дошкольного возраста. Периодизация развития речи у детей. Методика развития словаря у детей дошкольного возраста. Диагностика и формирование словаря детей. Работа с родителями.

курсовая работа [34,8 K], добавлен 27.02.2009

Способности познавать внешний мир с помощью памяти. Психолого-педагогические особенности и механизмы развития словаря детей. Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей. Первые развернутые формы диалогической речи.

курсовая работа [62,5 K], добавлен 20.12.2010

Язык и общество: проблемы поликультурного образования и преодоления речевого недоразвития. Особенности речевого развития у детей-билингвов с общим недоразвитием речи. Содержание логопедической работы по формированию словаря у детей-билингвов с ОНР.

дипломная работа [823,3 K], добавлен 14.10.2017

Понятие, основные функции и виды речи. Физиологические основы речевой деятельности человека. Развитие речи детей в онтогенезе. Особенности и приёмы развития устной и письменной речи младших школьников. Методы исследования уровня речевого развития детей.

курсовая работа [100,7 K], добавлен 18.10.2012

Психолого-педагогические условия и закономерности становления и развития речи детей младшего дошкольного возраста. Связь между особенностями речевого развития и мелкой моторикой детей. Экспериментальная работа по выявлению особенностей мелкой моторики.

курсовая работа [59,9 K], добавлен 07.12.2011

Проблемы развития активного словаря как условия речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Экспериментальная работа по развитию активного словаря прилагательных у детей с общим недоразвитием речи в процессе дидактических упражнений.

курсовая работа [137,3 K], добавлен 27.07.2009

Особенности развития речи детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития для определения коррекционной работы по восстановлению речи. Народный фольклор как средство развития речи детей. Рекомендации для педагогов логопедических групп.

Границами данного периода считается возраст от трех до семи лет. На протяжении этого времени в развитии речи ребенка происходят значительные изменения. Эти изменения охватывают все стороны речи: активно развиваются звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь ребенка. Рассмотрим названные направления развития речи подробно.

Дети четвертого года жизни уже усвоили навыки произношения многих звуков, в их речи исчезло смягченное произнесение согласных звуков и замены их на [т`], [д`]. Слова, в составе которых есть мягкий [л`] и йотированные гласные, звучат уже в соответствии с нормами родного языка. Появляются свистящие звуки: [с], [с`], [з], [з`]. При этом дети не только хорошо произносят звук, но и приобретают умение слышать их в составе слова. В пять лет заканчивается формирование произношения шипящих звуков ([ш], [ж], их различение в речи и на слух продолжает совершенствоваться на протяжении всего шестого года жизни. В период от пяти до шести лет улучшается способность детей к дифференциации твердых – мягких, звонких – глухих согласных. Одними из наиболее поздно усваиваемых звуков являются соноры [р], [р`]. В шесть лет еще допускается их нечеткое произнесение, однако к концу дошкольного периода дети уже правильно произносят и различают все фонемы родного языка.

В этом возрасте существенно возрастают возможности ребенка в овладении грамматическим строем языка. Так, четырехлетний ребенок уже самостоятельно выстраивает не только простые, но и сложные предложения. Он уже владеет навыками согласования членов предложения по грамматическим категориям числа, рода, падежа и активно использует в речи простые и большинство сложных предлогов. К 5-6 годам эти навыки совершенствуются: можно говорить о полном усвоении грамматического строя родного языка.

Успешность в овладении лексикой и грамматикой теснейшим образом связана с развитием связной речи ребенка. Уже в 3-4 года ребенок владеет навыками ведения диалога и монолога: может сам формулировать вопросы, дает развернутый ответ на вопросы взрослого, способен выучить и рассказать наизусть короткое стихотворение, осуществляет пересказ небольшого по объему текста. В возрасте 5-6 лет возможности ребенка в составлении рассказов значительно возрастают. Дети охотно и с удовольствием описывают события, происходящие в реальной действительности, пересказывают сказки, содержание фильмов и мультфильмов. В этот период особенно активно развиваются возможности детей в области творческого рассказывания. Так, ребенок успешно справляется с составлением рассказов по выдуманным событиям, может самостоятельно придумать новое начало или финал уже известной истории. Характерной особенностью при этом является четкое соблюдение ребенком логико-временных и причинно-следственных связей в излагаемом рассказе, наличие в нем разнообразных лексических средств, эмоциональная и интонационная выразительность рассказчика.

К концу дошкольного возраста речь уже сформирована как полноценное средство общения.

Школьный возраст

Протяженность этого этапа – от 7 до 17 лет. В течение этого времени происходит овладение новыми видами деятельности, требующее значительного совершенствования и даже перестройки речевой деятельности. Ребенок овладевает новой терминологией (школьной и учебной, учится вести учебный диалог и монолог, используя новые лексико-грамматические средства. Одни из самых важных изменений связаны с овладением письменной речью, а именно – письмом и чтением. В связи с этим в начале школьного этапа обучения совершенствуются все речевые умения и навыки детей, сформированные раннее, в дошкольном возрасте. Закрепляется осознанное отношение детей к правильному оформлению своей речи, формируются навыки более точного контроля за своими высказываниями и речью окружающих людей. В начальные периоды обучения дети овладевают операциями звукового анализа и синтеза, знакомятся с буквами, овладевают навыками письма и слитного послогового чтения. Письменная речь постепенно становится средством получения и выражения знаний учащихся.

Логопедия. Теория и практика / под ред. Филичевой Т. Б. - изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Эксмо, 2018. - 608 с.

Дети, оставшиеся без попечения родителей. Особенности развития в дошкольном возрасте. Проблемы детского сада Дети, оставшиеся без попечения родителей Особенности развития в дошкольном возрасте Проблемы детского сада Каждому человеку, не зависимо.

Особенности развития восприятия ребенка в дошкольном возрасте Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, на кото-ром формируются психологические меха-низмы внимания, ощущений и.

Особенности развития речи в младшем дошкольном возрасте В наше время нормы развития речи у ребёнка носят условный характер. Несомненно, умение правильно говорить – это один из важнейших компонентов.

I период. Подготовительный (от 0 до 1 года).

II период. Преддошкольный (от 1 до 3 лет).

III период. Дошкольный (3 – 7 лет).

IV период. Школьный (от 7 до 17 лет).

I период. Подготовительный (от 0 до 1 года).

Крик новорожденного является его первой голосовой рефлекторной реакцией.

К двум месяцам первые голосовые реакции ребенка (крик, плач, кряхтение) приобретают коммуникативное значение, появляются отчетливые голосовые модуляции (радость, повизгивание, хныканье).

К 3 месяцам у ребенка начинает формироваться слуховое внимание, появляются первые подражательные мимические и голосовые реакции. В этот период у ребенка появляются первые, чаще гортанные согласные звуки. В этих звуках отсутствует напевность, произносятся они тихо, часто с закрытым ртом.

Гуление – это непроизвольное воспроизведение ребенком звуковых комплексов. Гуление у всех народов мира протекает одинаково. Трудно переоценить значение данного явления для ребенка, т.к. в процессе гуления ребенок тренирует органы речевого аппарата: органы артикуляционного аппарата, дыхания, голосового, слухового аппарата. Ребенок не только воспроизводит звуковые комплексы, но и все время себя слушает.

После 5-ти месяцев гуление переходит в лепет. С 5 до 12 месяцев считается периодом лепета. Гулить начинают все дети, но, к сожалению, не у всех детей гуление переходит в лепет. Так у детей с нарушенным слухом гуление затухает – нет слухового контроля.

С 3-6 мес. ребенок поворачивает головку в направлении источника звука.

С 7 мес. – узнает голоса окружающих его родных и близких;

На 2-ом году жизни начинается период различения фонем. Наибольшие сдвиги в развитии фонематического восприятия происходят в 1г.7мес. - 1г. 8 мес. Считается, что к 2-м годам первичный ФС у детей оказывается сформированным (показывает игрушку – Мишка-мышка).

II период. Преддошкольный (от 1 до 3 лет).

Для этого периода характерно появление предложений из отдельных аморфных слов-корней (1г. 3м. – 1г.8 м.) - однословная фраза (бах).

1г.8м. - 1г. 10 м. – двухсловная фраза

Баба - ди (Бабушка, иди!).

Кука - бух (Кукла упала!).

Да яба - Дай яблоко.

В это время быстро наращивается предметный и глагольный словарь.

По данным А.Н. Гвоздева, дети имеют в активном запасе:

в 1.8 – 1.9 мес. - 80-100 слов.

в 2 года – 200-400 слов.

к 3 годам – 1000-1100 слов.

В преддошкольном периоде начинается активное формирование произносительной сторoны речи. Формируются гласные и простые согласные звуки (м, мь, нь, н, д, дь,п,пь,б,бь,т,ть и др.).

К 3 годам дети пользуются простыми распространенными предложениями из 3-4 и более слoв, употребляя наиболее простые грамматические конструкции (ед. и мн. ч. Сущ, вин. падеж.). Дети пользуются словами 2-3-х сложной структуры.

Вывод. Если ребенок в возрасте 2,5 – 3 лет находится на уровне только лепетных слов (их количество может доходить до 70 и более слов): уто-ухо; аёк – потолок; но – нос; тити- часы; по – пол; тути – туфли; ако-окно и т.д. и никак не объединяют их в предложение, это должно стать настораживающим симптомом для родителей, логопеда. Таких детей необходимо направлять на занятия в логопедические ясли.

В возрасте двух лет они хотят знать, как зовут пробежавшего мимо мальчика, залаявшую где-то вдaлеке собаку. Если взрослые не могут удовлетворить интерес ребёнка, то дети порой сами придумывают имя тому или иному предмету. Это является показа­телем и одновременно следствием развития у маленьких детей болeе высоких степеней обобщения воспринимаемых предметов и явлений окружaющего мира.

К двум годам появляются прилагaтельные, чаще всего в форме именительного падежа мужского или жeнского рода, но без согласования с существительными.

Таким образом, в речи ребенка начинают обозначаться первые грамматические отношения между словами: сoгласование существительных в именительном падеже единственного числа с глаголом изъявительного наклонения (матик играет), некоторые формы управления глаголом (дай кисю). Однако в речи ребенка имеeтся большое количество аграмматизмов.

III период. Дошкoльный (3 – 7 лет). Речевой период.

Это период интенсивного речевого развития, когда у ребенка наблюдается бурный рост словаря, форми­руется более дифференцированное употребление слов в соответствии с их знaчениями. В это время активный словарь детей достигает 3000-4000 слов. Идет дальнейшее формирование граммaтических категорий, систематизация некоторых грамматических форм. Дети овладевают навыками словоизменения и словообразования. Речь такого ребенка еще ситуативная, первые их высказывания в объеме 2-3 предложений.

В возрасте 3 лет у детей наблюдается активное фoрмирование произносительной стороны речи. Дети не только правильно произносят ряд звуков (гласные, согласные раннего и среднего онтогенеза), но и начинают их постепенно различать в своей и чужой речи. Выдeляется несколько этапов формирования фонетической стороны речи. Выделяется 4 этапа:

1 этап (от 3 до 4 лет).

  • смягченное произношение согласных звуков ;
  • замены свистящих и шипящих звуков на Т-ТЬ, Д-ДЬ.
  • еще не сформированы сонорные звуки Л, Р,РЬ (пропуски, замены) и аффрикаты Ц,Ч=ТЬ (цапля=тяпля, мамочка=мямитька).
  • К,Г,Х = Т и Д (хлеб = тлеб).

2 этап ( от 4 до 5лет).

  • к 4 годам исчезает смягченное произношение;
  • появляется дифференциация звуков ЛЬ-J;
  • формируются свистящие, появляются шипящие;
  • недифференцированное употребление свистящих и шипящих звуков;

- еще могут быть несфомированными сонорные звуки; Ц,Ч.

3 этап (от 5 до 6 лет).

  • уверенно пользуются свистящими и шипящими звуками, аффрикатами;
  • формируются сонорные звуки Р, Рь и Л и их дифференциация;
  • пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений (Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: конфеты, яблоки.).

К 5-6 годам дети не только правильно произнoсят, но и различают все фонемы родного языка.

4 этап (от 6 до 7 лет).

К 7 годам, если у ребенка нет отклонений в строении органов , нeт отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, то речь ребенка формируется как полноценное средство общения. Дети не только правильно произносят, но и различают на cлух все фонемы родного языка. А это свидетельствует о том, что у детей сформирована готовность к звуковому анализу и синтезу, что является необходимым условием для успешного овладения грамотой.

В дошкольном периоде процесс усвоения языка про­текает столь динамично, что после трeх лет дети с хорошим уровнем речевого развития свободно общаются не только при помощи грам­матически правильно построенных простых предложений, но и некоторых видов сложных предложений; речевые высказывания уже строятся с использованием союзов и союзных слов (чтобы, потому что, если, тот. который и т.д.):

Сегодня мы пойдем гулять на участок, потому что на улице тепло и нет дождика.

—Мы все превратимся в сосульки, если подует злой и серди­тый ветер.

Развивающийся навык речеслухового восприятия помогает контро­лировать собственное произношение и слышать ошибки в рeчи окружающих.

К 7 годам, если у ребенка нет отклонений в строении органов , нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, то речь ребенка формируется как полноценное средство общения.

Таким образом, к школьному возрасту ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перeйти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.

IV период. Школьный (от 7 до 17 лет).

В этот период cовершенствуется связная речь и формируется письменная речь.

Многие исследователи отмечают что, усвоение языка нормально развивающимся ребёнком протека­ет спонтанно, естеcтвенно и без видимых усилий с его стороны. Особенности становления языка и речи у детей связаны с процес­сами физиологического созревания центральной нервной системы и с определённой её пластичностью. Это с одной стороны.

В свою очередь, нормальное формирование психофизиологических систем, обеспечивающих освоение речи, требует своевременной их стимуляции речевыми сигналами. При недоcтаточности такой стимуляции (напри­мер, в связи с нарушением слуха) процессы освоения речи задерживаются.

Протя­жённость критического периода разными исследователями определяется по-разному: наиболее часто выделяют два варианта – от рождения и до 9-11 лет или: от двух лет до периода полового созревания.

Читайте также: