Детско родительские проекты в доу примеры по фгос

Обновлено: 28.06.2024

Автор: Зеликова Алла Ивановна

Населенный пункт: Белгородская обл., Ракитянский р-н, пгт Ракитное

Родители и педагоги – это две мощные силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие в традиционном понимании, сколько взаимопонимание, взаимодополнение детского сада и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения. Кроме этого реализация проектов в условиях дошкольных образовательных организаций способствует выполнению основных требований к условиям реализации основной образовательной программы в соответствии с федеральным образовательным стандартом дошкольного образования, где прописано, что основной формой непосредственного участия родителей в образовательном процессе является реализация детско-родительских проектов. Что означает, что участниками всех детско-родительских проектов должны быть родители.

Формы участия родителей в проектной деятельности подразделяются на несколько направлений. А именно:

  • мотивационная поддержка – показать собственную заинтересованность к теме реализуемого проекта;
  • информационная поддержка – родители выступают источником информации для ребёнка, помощником в поиске нужной информации (написание доклада, поиск художественной литературы);
  • организационная поддержка – сопровождение детей в музей, библиотеку и т. д.;
  • техническая поддержка – фото- и видео- съёмка, монтаж материалов, составление презентаций.

Разнообразие направлений в формах участия родителей зависит от многих нюансов: возможностей детского сада, потребностей участников проектов, но в первую очередь, от вида проекта.

Евгенией Семеновной Полит предложила классифицировать проекты по 5 показателям. Я познакомлю вас с особенностями построения проектов по каждому из показателей.

Прежде всего проекты подразделяют на различные виды по доминирующему (или преобладающему) методу или виду деятельности. Они подразделяются на: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные и практико-ориентированные.

Исследовательские проекты чаще всего полностью подчинены логике научного исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры. А именно:

  • описание аргументации актуальности взятой для исследования темы;
  • формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта;
  • обозначение задач исследования в последовательности принятой логики;
  • определение методов исследования;
  • источников информации;
  • выбор методологии исследования;
  • выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов;
  • формулирование выводов и оформление результатов исследования;
  • обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.

Творческие проекты. Следует оговориться, что проект всегда требует творческого подхода и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Но все же, выделенные Полит творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, спортивной игре, празднике, экспедиции и т.п.). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.

Ролевые, игровые проекты отличаются тем, что в таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные). Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом:

Практико-ориентированные (прикладные) проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, т.е. оформления результатов проектной деятельности, и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.

По второму признаку можно выделить следующие два типа: монопроекты и межпредметные проекты.

  • как правило, проводятся в рамках одного предмета. Например: литературные, экологические, спортивные, исторические, музыкальные и др.

По характеру контактов проекты бывают нескольких типов.

Внутренние или региональные (в пределах одной страны)

Это проекты, организуемые либо внутри одной образовательной организации, либо между детскими садами, группами внутри муниципалитета или региона. Или международные (участники проекта являются представителями разных стран)

По количеству участников проектов можно выделить проекты: индивидуальные; парные (между парами участников); групповые (между группами участников).

В последнем случае очень важно правильно, с методической точки зрения, организовать групповую деятельность участников проекта (как в группе воспитанников, так и в объединенной группе).

По продолжительности выполнения проекты бывают:

  • краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы), которые могут быть разработаны на нескольких занятиях по программе одного предмета или как междисциплинарные;
  • средней продолжительности (от недели до месяца);
  • долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев). Как правило, работа над краткосрочными проектами проводится на занятиях по отдельному предмету, иногда с привлечением знаний из другого предмета. Что касается проектов средней и значительной продолжительности, то они чаще всего являются междисциплинарными и содержат достаточно крупную проблему или несколько взаимосвязанных проблем, а потому могут представлять собой программу проектов.

Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих (например, одновременно практико-ориентированных и исследовательских). Каждый тип проекта характеризуется тем или иным видом координации, сроками исполнения, этапностью, количеством участников. Поэтому, разрабатывая тот или иной проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.

Наши дети… Как порой в суете и заботах мы забываем поговорить с ними, посмотреть в глаза, обнять и сказать, что мы их любим. Дети очень быстро растут, время не остановить, не вернуть. Дорог каждый день и каждый час общения с ребенком, но больше всего дети нуждаются в нашей любви, заботе, защите. Современный родитель, занятый решением бытовых и производственных проблем, уделяет очень мало времени общению с ребенком. Вырастает новое поколение детей, у которых отсутствует потребность общаться с родителями.

Проблема детско-родительских отношений в психологии является одной из самых актуальных в современной педагогической практике. Возможно, это обусловлено тем, что характер детско-родительских отношений во многом определяет успешность социализации личности ребенка, что отмечается в работах Р. В. Овчаровой, И. М. Марковской, A. C. Спиваковской, и др.

Основными принципами Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является: содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество организации с семьей. Поэтому нам необходимо организовывать такие виды мероприятий с родителями, чтобы они были интересны. Мы в нашем детском саду используем нетрадиционные формы работы с родителями. Одна из них создание родительского клуба.

Клуб - наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей.

Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное не приходит само, его надо систематически развивать с ранних лет. Стремиться к этой цели – это и значит осуществлять эстетическое воспитание, которое способствует развитию гармоничной личности. Формирование творческой личности невозможно без тесного контакта с родителями, прежде всего с мамой.

Цель: установление взаимодействия дошкольного Учреждения с семьями воспитанников по вопросам образования ребенка, в том числе посредством создания творческих образовательных проектов с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Задачи:

- проведение мероприятий, повышающих авторитет и имидж дошкольного Учреждения у родителей, общественности.

Гипотеза

При реализации инновационных форм сотрудничества с семьей будет создана новая система взаимодействия ДОУ с родителями, которая позволит осуществлять воспитание и развитие дошкольников совместными усилиями ДОУ и семьи и исключить формальность в работе с родителями.

Предполагаемый результат :

- рост психологического и педагогического профессионализма педагогов и компетентности родителей в познавательной сфере дошкольников, а также сохранении и укреплении здоровья детей;

- активизация участия семьи в работе группы, образовательного учреждения, обеспечивающая комплексный подход к вопросам воспитания и развития личности ребенка и решении психолого-педагогических задач ДОУ;

- обновление форм и методов взаимодействия с родителями;

- повышение мотивации педагогов ДОУ для осознанного выбора инновационных форм сотрудничества с родителями;

- улучшение микроклимата самой семьи за счет повышения самооценки родителей как воспитателей своего ребенка и достижения большей психологической гармонии отношений между всеми членами семьи;

- разнообразие и улучшение досуга семьи.

Ожидаемые риски:

- сопротивление родителей участию в работе клуба вызванное высокой загруженностью;

- нерациональное распределение родителей, участвующих в различных направлениях работы клуба.

Предупреждение рисков:

- организация на базе ДОУ консультативного пункта;

-распределение сфер ответственности в сотрудничестве с родителями между педагогами, старшим воспитателем, заведующей.

- составление гибкого графика проведения клубных мероприятий;

- разработка стратегий и тактики привлечения родителей в ДОУ;

- оперативный обмен необходимой информацией посредством использования информационно-коммуникативных технологий (сайт ДОУ, электронная почта ДОУ);

- высокий уровень подготовленности мероприятий, которые привлекают и заинтересовывают родителей;

- добровольность участи в клубной работе.

Ожидаемые результаты:

-создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;

- активизация и обогащение педагогических знаний и умений родителей;

- творческих креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности через определённый вид художественно-эстетической деятельности .

-вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный дошкольным учреждением.

Критерии эффективности:

1. Режим развития. Проект будет успешным, если его задачи будут реализовывать педагоги единомышленники, стремящиеся к активному саморазвитию, изучению и внедрению нового, что создает условия для перевода ДОУ из режима функционирования в режим развития.

2. Согласованность действий педагогов и родителей. Для эффективности реализации этапов проекта важно постоянное изучение родительских запросов на образовательные услуги с последующей коррекцией плана работы ДОУ с семьей.

3. Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта. Все новые формы и методы взаимодействия семьи и ДОУ, которые будут использованы во время реализации этапов проекта, должны способствовать установлению доверительных отношений между педагогами и родителями, и формированию осознанного отношения воспитателей к своей воспитательно-образовательной миссии.

4. Заинтересованность родителей. Устранить трудности привлечения родителей к взаимодействию можно, если они будут видеть личные достижения своего ребенка, его индивидуальные проявления, фиксацию успехов в развитии. Поэтому нужно использовать любые достижения и прогресс в способностях ребенка для оценки его успешности. Трансляция родителям положительного образа ребенка под девизом: " Ваш ребенок - лучше всех!" с осторожными советами. Родители, убежденные в том, что их ребенка в саду любят, обучают, воспитывают, развивают, легче идут на контакт и сотрудничество.

5. Преобразующий характер проекта. Традиционные формы работы с родителями не всегда дают хороший результат. Назрела пора создать новую философию взаимодействия ДОУ с семьей. Для этого нужны преобразовательные действия, которые позволяют в рамках проекта апробировать новые формы сотрудничества с родителями и избежать тех недостатков, которые присущи старым формам. Основные принципы преобразований при организации работы с семьей в рамках новой философии:

- Открытость детского сада для семьи.

- Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.

- Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

- Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

Механизм реализации проекта

Деятельность клуба началась с 2016 года. Педагог организатор со старшим воспитателем периодически обсуждают те вопросы, которые возникают при организации деятельности клуба, обмениваются идеями, партнерскими намерениями, обсуждают конкретные возникающие проблемы и трудности, делятся информационными ресурсами. Ситуация открытости обогащает педагога, позволяет уверенней решать задачи, определять формы работы по организации взаимодействия, договариваться о решении общих значимых проблем.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный; срок реализации – сентябрь 2016 г.

1.1. Изучение научной и методической литературы по теме проекта.

1.2.Беседы с родителями.

1.3.Разработка положения детско-родительского клуба.

1.4. Разработка тематического плана.

1.5. Создание условий для организации работы.

2 этап – основной; срок реализации - октябрь 2016г. – апрель 2019 г.

2.1.Разработка конспектов мероприятий и их проведение.

2.2. Реализация планов взаимодействия участников проекта.

2. 3.Организация встреч клуба.

3 этап – заключительный; срок реализации – май 2019 г.

3.1.Анализ полученных результатов

3.2.Презентация проекта .Май 2019г

Рубрики

Методические рекомендации использования гибких навыков Softskills в исследовательской деятельности детей…

Методические рекомендации использования гибких навыков Softskills в исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО В современном мире, чтобы.


План работы по самообразованию. Тема: «Приобщение детей к культуре здорового…

Комментарии

В блогах

Влияние музыки на психику ребенка

Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает эмоциональные различные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства или агрессии). Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой лишает человека.

Малые формы фольклора- средство эмоционального развития малышей

Цель: Развитие способности детей к наглядному моделированию через ЛЕГО-конструктор, участвуя в постройки домов. Задачи: Образовательные : Формировать умения передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО. Закрепить профессий - строитель и строительством дома. Развивающие: Развивать конструктивные способности и устойчивый интерес к конструированию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детско-родительский образовательный проект "Сказочное царство" направлен на развитие позновательных и творческих способностей детей. Этот недельный по продолжительности проект можно реализовать в средней группе. Проект поможет детям обагатить знания о сказках, развивать речь и творческие способности.

Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Родину свою познают! А. Лесных

Вид проекта: творческий, практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: недельный

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель группы, родители воспитанников.

Проблема: к сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу.

Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Задачи:
Для воспитанников:

-Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.

-Расширять представление детей о сказках, развивать связную речь.

-Укреплять дружеские отношения в семье.

-Прививать любовь и интерес к русским народным сказкам.

-Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.
Для родителей:

-Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду;

-Развитие совместного творчества родителей и детей;
Для воспитателей:

-Развитие творческого потенциала ребенка;

Читайте также: