Анализ 2 действия вишневый сад кратко
Обновлено: 30.06.2024
В классической литературе есть немало интересных произведений, истории которых актуальны и по сей день.
История создания пьесы А.П. Чехова Вишнёвый сад
Дата начала пьесы была положена в 1901 году, первый спектакль показали через 3 года. В произведении отображены неприятные впечатления самого автора, которые возникли под действием наблюдения за упадком множества усадеб своих друзей, а также своего собственного.
Главные действующие лица
Второстепенные персонажи
Список второстепенных героев:
- Варя – сводная сестра Ани,
- Симеонов-Пищик – владелец поместья,
- Шарлотта – воспитательница,
- Дуняша – служанка,
- Епиходов Семен Пантелеевич – клерк,
- Фирс – прислуга, старик,
- Яша – прислужник, молодой парень.
Вишневый сад краткое содержание по действиям
1 действие
События происходят в ожидании Раневской. Лопахин и Дуня беседуют, в ходе чего возникает спор. В комнату заходит Епиходов. Он роняет букет, жалуясь остальным, что считает себя неудачником, после чего он уходит. Горничная рассказывает купцу, что Епиходов хочет на ней жениться.
Приезжают Раневская с дочерьми, Гаев, Шарлотта и помещик. Аня рассказывает о поездке во Францию, выражает свое недовольство. Также она интересуется, собирается ли Лопахин жениться на Варе. На что ее сводная сестра отвечает, что ничего не получится, а в ближайшее время выставят на продажу имение. Параллельно Дуня флиртует с молодым лакеем.
Лопахин объявляет о том, что их поместье продается за задолженность. Он выступает за следующее решение проблемы: поделить территорию на части и сдавать их за арендную плату. Но для этого нужно вырубить вишневый сад. Помещица с братом отказываются, ссылаясь на упоминание сада в энциклопедии. Приемная дочь приносит матери телеграммы из Франции, но та, не прочитав их, разрывает.
Появляется Петя Трофимов – наставник погибшего сына Раневской. Гаев продолжает искать варианты для получения прибыли, которая помогла бы покрыть задолженности. Доходит речь до того, чтобы выдать Аню за богатого человека. В то время Варя рассказывает сестре о своих проблемах, но младшая сестра засыпает, устав с дороги.
2 действие
Епиходов поет песни, играя на гитаре, пытается показать себя романтиком перед Дуней. Она же, в свою очередь, желает произвести впечатление на молодого лакея.
Яков высмеивает песнопение Гаева. Раневская вспоминает о своих мужчинах. Последний из них разорил ее и променял на другую. После чего помещица решила вернуться на родину к своей дочери. Меняя тему Лопахина, она заговаривает о свадьбе Вари.
3 действие
В доме помещицы устроен бал, который Раневская считает лишним. Пищик пытается найти того, кто даст ему в долг деньги. Брат Раневской отправился выкупать поместье на имя тетки. Раневская, видя, что Лопахин все больше богатеет, начинает критику из-за того, Варя еще не вышла за него замуж. Дочь жалуется, что он только отшучивается.
Помещица делится с бывшим учителем сына о том, что любовник просит ее вернуться во Францию. Сейчас хозяйка уже не думает о том, что он ее разорил. Трофимов пытается ее переубедить, и она советует ему тоже завести женщину на стороне. Возвращается расстроенный брат и начинает монолог о том, что имение куплено Лопахиным.
Купец хвастливо рассказывает всем, что купил поместье и готов срубить вишневый сад для того, чтобы его род продолжил жить на месте, где трудились его крепостные отец и дед. Родная дочь утешает плачущую мать, убеждая, что впереди вся жизнь.
4 действие
Он предлагает Трофимову деньги, но тот не принимает их, рассуждая о том, что вскоре люди достигнут понимания правды. Гаев стал банковским служащим.
Раневская переживает за старого лакея, боясь, что его не отправят на лечение.
Лопахин и Варя остаются вдвоем. Героиня говорит, что стала экономкой. Купец все-таки не предложил ей выйти за него замуж. Аня прощается с матерью. Раневская планирует вернуться во Францию. Аня собирается попасть в гимназию, а в будущем помогать матери. Гаев чувствует себя покинутым.
Вдруг приезжает Пищик и отдает всем занятые деньги. Он недавно разбогател: на его земле, которую он теперь сдает в аренду, была найдена белая глина. Помещики прощаются с садом. Потом они запирают двери. Появляется болеющий Фирс. В тишине слышится звук топора.
Анализ произведения и заключение
Прежде всего, стиль этого жанра наблюдается в ярком контрасте образов двух героев: Лопахина и Раневской. Он – предприимчивый, ищет выгоду, она же – несерьезная и ветреная. Есть и смешные ситуации. Например, представления Шарлотты, общение Гаева со шкафом и т. п.
Читая эту книгу в оригинале, по главам и действиям, а не в сокращении, сразу возникает вопрос: что значит вишневый сад для героев пьесы? Для помещиков сад – это целая история прошлого, в то время как для Лопахина – это место, на котором будет строиться его будущее.
Проблематика контрастов отношений на стыке двух веков поднята в произведении. Также стоит вопрос наследия крепостного права и отношения к последствиям разных слоев общества. Затрагивается вопрос о том, как будет строиться будущее страны на примере локальной ситуации. Поднят вопрос о том, что многие готовы рассуждать и советовать, но только единицы способны действовать.
Антон Павлович Чехов очень много подметил из того, что было актуально на тот период и осталось важным сейчас, поэтому эту лирическую пьесу стоит прочитать каждому. Данное произведение стало последним в творчестве писателя.
Но по мере создания становилось ясно: ни веселья, ни беззаботности здесь не выйдет. Слишком много таких историй Чехов видел вживую, слишком ко многим трагедиям прикоснулся. В новом веке появились новые люди — хваткие, напористые, сильные. Процесс обнищания дворян был просто-таки тотальным: не привыкшие заботиться о завтрашнем дне, они попросту проживали свои состояния, не задумываясь о будущем.
Проблематика:
- социальная проблематика (смена общественных слоёв, праздность дворян, возможность или невозможность построения новой жизни);
- психологическая проблематика (переживания героев);
- историческая проблематика (смена времён, поколений, ценностей);
- путь России (вишнёвый сад как метафора России).
Смысл названия: вишнёвый сад — это образ, связывающий две эпохи: отживающее благородное дворянское сословие и новых людей — жёстких, практичных, экономных. И для тех, и для других вишнёвый сад желанен, пусть даже они видят его по-разному (первые — как идеал и частицу прекрасного, вторые — как капитал и источник развития).
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: комедия.
Время и место действия
Действие происходит в имении Раневской. Время — рубеж XIX и XX веков.
Действующие лица
Любовь Андреевна Раневская — разорившаяся аристократка, личность романтическая и неземная. Рано оставшись вдовой и потеряв сына, Любовь Андреевна уезжает к любовнику за границу. Денег у неё фактически уже нет: Раневская не привыкла экономить, да и любовник постарался вытащить из неё все средства.
Леонид Андреевич Гаев — брат Раневской, внимательный, умный, но совершенно не нашедший себя в новой жизни.
Ермолай Алексеевич Лопахин — молодой мужчина родом из крестьян. Благодаря своему деятельному рассудку и смётке стал миллионером. Ермолай Алексеевич — душевный тонкий человек, но коммерческая жилка в нём сильнее артистизма.
Аня — дочь Любови Раневской. Наивная, восторженная девушка. Влюблена в Петю Трофимова и тоже мечтает о всеобщем счастье.
Варя — приёмная дочь Любови Андреевны, управляет её имением. Практичная приземлённая девушка. Все хотят выдать её замуж за Лопахина, но Лопахин Варей не интересуется.
Симеонов-Пищик — разорившийся помещик. В отличие от Раневской, радостно принимает предложение сдать свой участок в аренду.
Яша — лакей. Высокомерный негодяй, не уважающий ни мать, ни хозяев. Все его мечты сводятся к отъезду за границу.
Дуняша — горничная, юная легкомысленная девушка. В каком-то смысле её образ — пародия на Любовь Раневскую.
Шарлотта Ивановна — гувернантка и циркачка. Вносит элемент фарса уже своим присутствием (разрушаются судьбы, а она жонглирует).
Краткое содержание
Действие 1
Комната в имении, которую все называют детской.
Ермолай Лопахин и Дуняша ждут возвращения из-за границы Раневской с семьёй. Ермолай Алексеевич тепло вспоминает Раневскую и размышляет о собственной судьбе: отец был простым мужиком, а он вот одет благородно. Образования, правда, не получил. Лопахин упрекает Дуняшу, что та ведёт себя как барышня — не подобает так.
Приезжает Раневская с Аней и прислугой (Шарлотта Ивановна, Яша). Любовь Андреевна и Аня очень рады вернуться домой. Аня оживляется, узнав, что Петя Трофимов сейчас в их имении. Позднее появляется влюблённый в Аню Петя.
Из бесед сразу становится ясно, что Раневская разорена. Она уже продала свою заграничную недвижимость. Это имение тоже в ближайшее время будет продано за долги. Аня и Варя очень тревожатся, но Любовь Андреевна лишь осматривает всё и тепло вспоминает прошлое. Ермолай Лопахин выступает с предложением, которое может спасти Раневскую: сад надо срубить, а землю разбить на участки и сдавать под дачи. Раневская и Гаев категорически против: для них вишнёвый сад — предмет гордости и достояние их рода. Лопахин просит поразмыслить над предложением и уезжает. Гаев говорит, что, возможно, богатая тётя пришлёт денег — в общем, как-то образуется.
Действие 2
Местность возле старой церкви, откуда видно вишнёвый сад и город.
Дуня, Яша, Епиходов и Шарлотта Ивановна гуляют. Дуня влюблена в Яшу, Яша к ней равнодушен и даже сторонится, Епиходов (который искренне любит Дуняшу) крайне огорчён и даже подумывает о самоубийстве.
Приходят Любовь Раневская, Леонид Гаев и Ермолай Лопахин. Лопахин спрашивает, что Любовь Андреевна решила в отношении аренды. Раневская, будто не слыша, говорит о своём — ругает себя за транжирство и тут же отдаёт золотой рубль случайному прохожему. Гаев ведёт отвлечённые беседы о пользе железной дороги. Раздаётся звук лопнувшей струны.
От богатой тётушки ожидается денежный перевод, но этих средств не хватит даже для оплаты долгов. А о том, чтобы сдать землю в аренду, они и думать не хотят: это пошло. Лопахин уже сердится из-за их непрактичности. Раневская корит его необразованностью и приземлённостью и рекомендует жениться на Варе. Гаев говорит, что ему предлагали работу в банке, но Любовь Андреевна осаживает брата: нечего ему там делать. Приходит Фирс. Он с ностальгией вспоминает прошлое. Являются Варя, Петя и Аня. Все беседуют (по сути — каждый о своём). Когда все уходят и Петя с Аней остаются наедине, Аня признаётся, что не так уж дорожит вишнёвым садом и хочет думать о будущем.
Действие 3
Гостиная имения Раневской. Вечер. 22 августа.
Играет музыка, все танцуют. Отсутствуют только Гаев и Лопахин: как раз сейчас происходят торги, имение Раневской продаётся.
Все почему-то надеются, что Гаеву хватит присланных тётей денег, чтобы выкупить имение, хотя совершенно ясно, что 15 тысяч недостаточно. Шарлотта Ивановна показывает фокусы. Яша говорит Раневской, что им нужно поехать в Париж — слишком уж тут все простые и необразованные.
Любовь Андреевна плачет, Аня пытается её утешить. Варя бросает ключи от имения и уходит.
Действие 4
Детская комната, но в этот раз пустая: все вещи упакованы и дожидаются своего часа.
С улицы слышно, что сад уже рубят. Лопахин приносит шампанское, чтобы проводит Раневскую с семьёй. Никто не хочет шампанского: все печальны. Все вместе уезжают в Харьков, а оттуда Любовь Андреевна и Яша двинутся в Париж, Аня пойдёт учиться, Петя отправится в Москву. Леонид Андреевич находит себе место в банке. Дуня пойдёт работать экономкой. Ермолай Лопахин обещает позаботиться о Шарлотте Ивановне и Епиходове. Фирс заболел, и его, по словам Яши, отправили в больницу.
Заходит Симеонов-Пищик. Как ни странно, он возвращает долг: выясняется, что Пищик сдал свои земли в аренду. Раневская ещё раз пытается свести Лопахина с Варей, но Лопахин вежливо беседует и предложения не делает. Все прощаются с домом, закрывают его и уезжают.
Появляется Фирс: о нём просто забыли. Фирс понимает это, но на хозяев не сердится.
Раздаётся звук лопнувшей струны. Слышно, как рубят вишнёвый сад.
Экранизации
Во втором действии сменяются декорации, сцена происходит в поле около усадьбы Раневской.
Если в первом действии фигурировала детская - символ хоть и прошлого, но прошлого живого и радужного, то сейчас место действия своими деталями символизирует не просто прошлое, а именно все отжившее: старая заброшенная часовня, старые камни, "когда-то бывшие, по-видимому, могильными плитами", "старая скамья".
И это не случайно: все второе действие отличается уже более горькими, проблемными и конфликтными интонациями .
Разговор слуг
Начинается действие тем, что сидят рядом и говорят каждый о себе, абсолютно не слыша друг друга, Епиходов, Яша и Дуняша (своеобразный любовный треугольник) и одинокая, бесполезная гувернантка Шарлотта.
Кстати, если задуматься, зачем теперь нужна гувернантка, ведь дочь Аня давно выросла? К тому же, Шарлотта явно не выполняет никаких функций на своей должности.
Таким образом, добрая Любовь Андреевна держит ее исключительно из милости (для сравнения, если помним, даже в повести "Детство" Толстого немца-учителя Николеньки решили уволить сразу же, как только обучение мальчика было закончено. И это при том, что денежных затруднений в той дворянской семье как раз не было).
А кто такой лакей Яша, которого также из милости держит Раневская? До крайности неприятный тип. Видимо, судя также по ее французскому любовнику, она вообще тяготеет к гадким личностям.
Дуняша признается Яше в любви, на что тот отвечает изречением, в котором неизвестно чего больше - пошлости или глупости:
и после паузы продолжает:
Таким образом, благодаря сопоставлениям этих двух фраз Яши, получается, Дуняшино признание в любви для него не более приятно, а скорее даже менее важно, чем выкуривание сигары. Так проявляется чеховский подтекст . Ничего вроде бы не сказано, но мы все поняли о герое.
Дуняша не слышит этого пренебрежения и пытается обнять его, однако Яша прерывает их встречу, поскольку приближаются господа:
Отношение Яши к Дуняше точь-в-точь отражает отношения Раневской и ее французского возлюбленного. Она любит, а он равнодушно-презрительно принимает это обожание.
Далее к скамье подходят господа, а слуги понемногу разбредаются.
Разговор господ. Противоречие между героями
Лопахин отчаянно пытается вернуть героев к действительности, но они его не слышат, не отвечают на его вопрос о вишневом саде.
Во втором действии начинают звучать по-настоящему конфликтные нотки между Гаевым и Раневской, с одной стороны, и Лопахиным, с другой. Выражаются эти нотки в том, что купец упрекает помещиков в пассивности и глупости, а они его - в пошлости.
Лопахин: Простите, таких легкомысленных людей, как вы, господа, таких неделовых, странных, я еще не встречал. Вам говорят русским языком, имение ваше продается, а вы точно не понимаете.
Лопахин. Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. Не могу! Вы меня замучили! (Гаеву.) Баба вы!
Раневская же, в отместку, презирает Лопахина за его необразованность, низкое сословие. Например, когда купец рассказывает, что смотрел в театре смешную пьесу, она бестактно замечает:
И, наверное, ничего нет смешного. Вам не пьесы смотреть, а смотреть бы почаще на самих себя. Как вы все серо живете, как много говорите ненужного.
Намечается во втором действии и другая линия противоречия: это Петя и Гаев-Раневская.
Новые люди, или точка зрения Пети Трофимова и Лопахина: критика прошлого, критика бездеятельного дворянства
Если Гаев защищает концепцию о "гордом человеке"(намек на популярного в те годы Ницше), то Трофимов, наоборот, считает, что в человеке особо восхищаться нечем, поскольку он "груб, неумен, глубоко несчастлив":
Далее следует по сути критика Трофимовым тех людей, к которым принадлежат и Гаев с Раневской:
Сам Петя Трофимов тоже ничего пока делает, он лишь учится и теоретизирует. Однако присутствует тут некто, кто умеет действовать, и это Лопахин . Он поддерживает точку зрения студента, причем не только словами, но и образом жизни:
(. ) я встаю в пятом часу утра, работаю с утра до вечера, ну, у меня постоянно деньги свои и чужие, и я вижу, какие кругом люди. Надо только начать делать что-нибудь, чтобы понять, как мало честных, порядочных людей. Иной раз, когда не спится, я думаю: господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами…
Однако ни одна речь, ни Лопахина, ни Пети Трофимова, ни к чему не ведет, не находит логического ответа, продолжения, заключения. Ни одна реплика в пьесе не выходит на стоящий диалог, все брошено как в некую звенящую пустоту.
Подчеркивает это впечатление и необычная акустическая деталь в ремарке :
Лопнула струна, значит, что-то порвалось в гармонии мира. Каждый поймет эту деталь по-своему. Например, для меня она подчеркивает тот факт, что порвалась способность людей общаться и слышать друг друга.
Порвалась и связь времен, та самая "цепь великая", о которой говорится у Некрасова в поэме "Кому на Руси жить хорошо" . Если раньше, как сказал Лопахин, были только господа и мужики, то теперь каждый должен взять свою жизнь в свои руки.
Не случайно, услышав этот звук, Фирс утверждает, что "перед несчастьем" (то есть перед отменой крепостного права) тоже слышались такие странные звуки.
Тема времени в пьесе
Итак, Чехов намекает о наступлении новых времен, когда человек должен стать свободным и ответственным. Но не все к этому готовы.
Раневская и Гаев к этому не способны, так же как и их слуга Фирс. Они не смогли вырасти из своей эпохи и научиться мыслить по-новому. Фирс остался таким же крепостным, а они такими же господами, привыкшими жить на всем готовом, когда все дается им по мановению руки, когда не надо совершать никаких усилий, и все всегда есть в изобилии.
Любовь Андреевна не хочет замечать проблем, потому что она не научена их замечать. Прохожему она подает золотой, потому что никогда не зарабатывала деньги трудом и не знает им цену. Деньги всегда давались легко, за счет чужих людей, то есть крепостных, как замечает Трофимов, говоря с Аней. И потому Раневская раздает легко эти деньги, в буквальном смысле сорит ими. Хозяйственная Варя ее упрекает за слишком щедрую милостыню пьянице:
В отличие от Раневской и Гаева, которые переживают трагический отрыв от своих корней, Трофимов, как и Лопахин, наоборот, рады открывшейся в последнее время свободе действия. Петя Трофимов учит этому и Аню:
Второе действие заканчивается вдохновенными беседами Пети Трофимова и Ани, которые нашли взаимопонимание в том, что мечтают, в силу своей молодости, об абстрактном счастливом будущем - если не своем, то следующих поколений. Они считают, что искупить праздную жизнь своих предков можно теперь только трудом и страданием.
Чехов не отдает предпочтения ни одной из показанных точек зрения, предоставляя нам почувствовать, насколько жизнь сложна для какой-то однозначной оценки.
Место и время действия
События пьесы происходят в конце XIX века в России, в имении Раневских.
Главные герои
- Раневская Любовь Андреевна – помещица, покинувшая свое поместье после трагической гибели семилетнего сына. Одинокая женщина средних лет, склонная к необдуманным и легкомысленным поступкам, живущая в идеальном мире, не желающая принимать действительность, которая может ее ранить.
- Аня – семнадцатилетняя дочь Раневской. Юная, здравомыслящая девушка, понимающая, что реальность изменилась, и надо приспосабливаться к новой жизни, которую невозможно начать строить, не порвав с прошлым.
- Гаев Леонид Андреевич – брат Раневской. Любит рассуждать обо всем на свете. Очень часто говорит невпопад, из-за чего его воспринимают как шута и просят помолчать. Взгляды на жизнь такие же, как у сестры.
- Лопахин Ермолай Алексеевич – купец, очень обеспеченный человек, типичный представитель буржуазной России. Сын деревенского лавочника с деловой хваткой и чутьем, с помощью которых он заработал своё состояние. При этом образованностью похвастаться не может.
- Варя – приемная дочь Раневской, мечтающая совершить паломничество к святым местам. Во время отсутствия матери выполняла роль хозяйки дома.
- Трофимов Петр Сергеевич – студент, бывший учитель Гриши (сына Раневской), погибшего в детстве. Вечный студент, любящий размышлять о судьбе России, о том, что правильно, а что нет. Весьма прогрессивные мысли, но никаких действий не предпринимает для их реализации.
Другие персонажи
для самых нетерпеливых -
для самых компанейских -
для самых занятых -
для самых любопытных -
для самых крутых -
Краткое содержание
Пьеса состоит из 4-х действий, которые происходят в имении Л.А. Раневской.
Действие 1
Аня и Любовь Андреевна рады возвращению. Рады тому, что вокруг ничего не изменилось, обстановка настолько неизменна, что возникает ощущение, что они не уезжали. В доме начинается оживленная суета. Дуняша радостно пытается рассказать Ане, что происходило в их отсутствие, но Аня не проявляет интереса к болтовне горничной. Единственное, что заинтересовало её, это известие, что у них гостит Петя Трофимов.
Из разговоров в первом действии становится ясно, что сейчас Раневская находится в крайне бедственном положении. Она уже вынуждена была продать заграничную недвижимость, и в августе предстоит продажа ее имения с вишневым садом за долги. Аня и Варя обсуждают это и понимают, насколько в плачевном положении они находятся, в то время как Любовь Андреевна, не привыкшая экономить, лишь вздыхает и слушает воспоминания Фирса о том, как раньше продавали вишню и что из нее готовили.
В этом же действии появляется Петя Трофимов, горячо влюбленный в Аню.
Действие 2
Епиходов, Шарлотта Ивановна, Дуняша и Яша прогуливаются. Шарлотта рассказывает о своем одиночестве, что нет человека, с которым она могла б поговорить по душам. Епиходов чувствует, что Дуняша отдает предпочтение Яше и очень расстроен этим. Намекает, что он готов свершить самоубийство. Дуняша горячо влюблена в Яшу, но его поведение показывает, что для него это – лишь мимолетное увлечение.
Возле церкви появляются Раневская, Гаев, Лопахин. Гаев рассуждает о преимуществах железной дороги, которая позволила им легко добраться до города и позавтракать. Лопахин просит Любовь Андреевну дать ответ об аренде земель поместья, но она как будто не слышит его, рассуждая об отсутствии денег, и ругая себя за их неразумную трату. При этом чуть позже, после этих рассуждений отдает золотой рубль случайному прохожему.
Раневская и Гаев ждут денежного перевода от тетушки графини, но суммы не хватит для погашения долгов, а отдать землю в аренду дачникам для них неприемлемо, даже пошло. Лопахин удивляется легкомысленности и недальновидности их поведения, оно даже злит его, ведь имение продается, а если начать сдавать земли в аренду, то любому банку это будет лучшей гарантией. Но помещики не слышат и не понимают, что до них стремится донести Лопахин.
Любовь Андреевна упрекает купца в отсутствии образования и приземленности суждений. И тут же пытается сосватать ему Варю. Гаев, как всегда не вовремя, сообщает, что ему предложили работу в банке, но сестра его осаждает, говоря, что нечего ему там делать. Приходит старый Фирс, вспоминает свою молодость и о том, как хорошо при крепостничестве жилось, все было ясно и понятно: кто господин, а кто слуга.
Затем к гуляющим присоединяются Варя, Аня и Петя. И продолжается вчерашний разговор о гордости, об интеллигентах, которые, при внешней образованности, по сути – мелкие и неинтересные существа. Становится понятно, насколько разные люди собрались вместе.
Когда все пошли домой, Аня и Петя остались наедине, и тут Аня призналась, что вишневый сад не так уж и важен для нее, и что она готова к новой жизни.
Действие 3
В доме играет оркестр, танцуют пары вокруг. Все действующие лица здесь, кроме Лопахина и Гаева. 22 августа – день на который был назначен аукцион по продаже имения.
Пищик и Трофимов беседуют, их прерывает Любовь Андреевна, она крайне взволнована, ждет, когда с торгов вернется ее брат, он задерживается. Раневская гадает, состоялись ли торги и каков их результат.
Епиходов пытается поговорить с Дуняшей, которая совсем потеряла интерес к нему; Варя, которая так же сильно взволнована, как и приемная мать, прогоняет его, упрекнув в том, что он слишком вольно себя ведет для слуги. Фирс суетится, подавая гостям угощения, все замечают, что он плохо себя чувствует.
Варя бросает ключи и уходит, Любовь Андреевна рыдает, Аня пытается ее утешить, говоря, что впереди еще много хорошего, и жизнь продолжается.
Действие 4
Действие четвёртое начинается в детской, комната пуста, только в углу стоит багаж и вещи, приготовленные для вывоза. С улицы доносится звук вырубаемых деревьев. Лопахин и Яша ждут, когда появятся бывшие хозяева, с которыми пришли прощаться их бывшие крестьяне. Лопахин провожает семью Раневской шампанским, но желания его пить нет ни у кого. Настроение у всех персонажей разное. Любовь Андреевна и Гаев грустны, Аня и Петя в предвкушении начала нового этапа жизни, Яша рад, что покидает надоевшую ему родину и мать, Лопахину не терпится поскорее закрыть дом и приступить к проекту, который он задумал. Бывшая хозяйка сдерживает слезы, но, когда Аня говорит, что после продажи имения всем стало только легче, так как все они смогли понять, куда двигаться дальше, все с ней соглашаются. Сейчас все вместе едут в Харьков, а там пути героев разойдутся. Раевская с Яшей уезжает в Париж, Аня – учиться, Петя – в Москву, Гаев согласился служить в банке, Варя нашла место экономки в соседнем местечке. Не пристроена лишь Шарлотта Ивановна, но Лопахин обещает помочь ей обустроиться. Он же взял к себе Епиходова, для помощи в решении вопросов с имением. Из бывших обитателей этого дома не суетится только заболевший Фирс, которого должны были с утра отвезти в больницу, но из-за суматохи не могут разобраться, отвезли его туда или нет.
На минуту забегает Пищик, на удивление всех, он отдает долг Лопахину и Раневской, и рассказывает, что сдал свою землю в аренду англичанам для добычи редкой белой глины. И признается, что сдать земли имения для него было похоже на прыжок с крыши, но сдав, понял, что ничего страшного не произошло.
Любовь Андреевна предпринимает последнюю попытку устроить женитьбу Лопахина и Вари. Но оставшись наедине с Варей, Лопахин так и не делает предложения, и Варя очень тем расстроена. Подъехали экипажи и началась погрузка вещей. Все выходят, только брат с сестрой остались попрощаться с домом, в котором прошло детство и молодость. Они рыдают, обнявшись, прощаясь с прошлым, мечтами и воспоминаниями, друг с другом, осознавая, что их жизнь изменилась бесповоротно.
Дом закрывают. И тут появляется Фирс, которого просто забыли в этой суматохе. Он видит, что дом закрыт, а его забыли, но у него нет злости на хозяев. Он просто ложится на диван и вскоре умирает.
Звук лопнувшей струны и ударов топора по дереву. Занавес.
И что в итоге?
Раневская – уезжает в Париж к своему любовнику, чтобы спустить на него все свои деньги.
Гаев – устраивается на хорошую должность в банк.
Лопахин – став владельцем, имения, в котором его предки были крепостными, стремится поскорее вырубить старый вишневый сад и отдать земли под дачи.
Петя Трофимов – уезжает в Москву, чтобы в очередной раз попробовать завершить курс и получить высшее образование.
Аня – планирует поступить в гимназию и устроиться на работу. Скорее всего, выйдет замуж за Трофимова.
Фирс – умирает, всеми позабытый, в полном одиночестве в заколоченном доме.
Заключение
После прочтения краткого содержания вы можете проверить свои знания, пройдя этот тест.
Читайте также: