Анализ 2 действия вишневый сад кратко

Обновлено: 30.06.2024

В классической литературе есть немало интересных произведений, истории которых актуальны и по сей день.

История создания пьесы А.П. Чехова Вишнёвый сад

Дата начала пьесы была положена в 1901 году, первый спектакль показали через 3 года. В произведении отображены неприятные впечатления самого автора, которые возникли под действием наблюдения за упадком множества усадеб своих друзей, а также своего собственного.

Главные действующие лица

Второстепенные персонажи

Список второстепенных героев:

  • Варя – сводная сестра Ани,
  • Симеонов-Пищик – владелец поместья,
  • Шарлотта – воспитательница,
  • Дуняша – служанка,
  • Епиходов Семен Пантелеевич – клерк,
  • Фирс – прислуга, старик,
  • Яша – прислужник, молодой парень.

Вишневый сад краткое содержание по действиям

1 действие

События происходят в ожидании Раневской. Лопахин и Дуня беседуют, в ходе чего возникает спор. В комнату заходит Епиходов. Он роняет букет, жалуясь остальным, что считает себя неудачником, после чего он уходит. Горничная рассказывает купцу, что Епиходов хочет на ней жениться.

Приезжают Раневская с дочерьми, Гаев, Шарлотта и помещик. Аня рассказывает о поездке во Францию, выражает свое недовольство. Также она интересуется, собирается ли Лопахин жениться на Варе. На что ее сводная сестра отвечает, что ничего не получится, а в ближайшее время выставят на продажу имение. Параллельно Дуня флиртует с молодым лакеем.

Лопахин объявляет о том, что их поместье продается за задолженность. Он выступает за следующее решение проблемы: поделить территорию на части и сдавать их за арендную плату. Но для этого нужно вырубить вишневый сад. Помещица с братом отказываются, ссылаясь на упоминание сада в энциклопедии. Приемная дочь приносит матери телеграммы из Франции, но та, не прочитав их, разрывает.

Появляется Петя Трофимов – наставник погибшего сына Раневской. Гаев продолжает искать варианты для получения прибыли, которая помогла бы покрыть задолженности. Доходит речь до того, чтобы выдать Аню за богатого человека. В то время Варя рассказывает сестре о своих проблемах, но младшая сестра засыпает, устав с дороги.

2 действие

Епиходов поет песни, играя на гитаре, пытается показать себя романтиком перед Дуней. Она же, в свою очередь, желает произвести впечатление на молодого лакея.

Яков высмеивает песнопение Гаева. Раневская вспоминает о своих мужчинах. Последний из них разорил ее и променял на другую. После чего помещица решила вернуться на родину к своей дочери. Меняя тему Лопахина, она заговаривает о свадьбе Вари.

3 действие

В доме помещицы устроен бал, который Раневская считает лишним. Пищик пытается найти того, кто даст ему в долг деньги. Брат Раневской отправился выкупать поместье на имя тетки. Раневская, видя, что Лопахин все больше богатеет, начинает критику из-за того, Варя еще не вышла за него замуж. Дочь жалуется, что он только отшучивается.

Помещица делится с бывшим учителем сына о том, что любовник просит ее вернуться во Францию. Сейчас хозяйка уже не думает о том, что он ее разорил. Трофимов пытается ее переубедить, и она советует ему тоже завести женщину на стороне. Возвращается расстроенный брат и начинает монолог о том, что имение куплено Лопахиным.

Купец хвастливо рассказывает всем, что купил поместье и готов срубить вишневый сад для того, чтобы его род продолжил жить на месте, где трудились его крепостные отец и дед. Родная дочь утешает плачущую мать, убеждая, что впереди вся жизнь.

4 действие

Он предлагает Трофимову деньги, но тот не принимает их, рассуждая о том, что вскоре люди достигнут понимания правды. Гаев стал банковским служащим.

Раневская переживает за старого лакея, боясь, что его не отправят на лечение.

Лопахин и Варя остаются вдвоем. Героиня говорит, что стала экономкой. Купец все-таки не предложил ей выйти за него замуж. Аня прощается с матерью. Раневская планирует вернуться во Францию. Аня собирается попасть в гимназию, а в будущем помогать матери. Гаев чувствует себя покинутым.

Вдруг приезжает Пищик и отдает всем занятые деньги. Он недавно разбогател: на его земле, которую он теперь сдает в аренду, была найдена белая глина. Помещики прощаются с садом. Потом они запирают двери. Появляется болеющий Фирс. В тишине слышится звук топора.

Анализ произведения и заключение

Прежде всего, стиль этого жанра наблюдается в ярком контрасте образов двух героев: Лопахина и Раневской. Он – предприимчивый, ищет выгоду, она же – несерьезная и ветреная. Есть и смешные ситуации. Например, представления Шарлотты, общение Гаева со шкафом и т. п.

Читая эту книгу в оригинале, по главам и действиям, а не в сокращении, сразу возникает вопрос: что значит вишневый сад для героев пьесы? Для помещиков сад – это целая история прошлого, в то время как для Лопахина – это место, на котором будет строиться его будущее.

Проблематика контрастов отношений на стыке двух веков поднята в произведении. Также стоит вопрос наследия крепостного права и отношения к последствиям разных слоев общества. Затрагивается вопрос о том, как будет строиться будущее страны на примере локальной ситуации. Поднят вопрос о том, что многие готовы рассуждать и советовать, но только единицы способны действовать.

Антон Павлович Чехов очень много подметил из того, что было актуально на тот период и осталось важным сейчас, поэтому эту лирическую пьесу стоит прочитать каждому. Данное произведение стало последним в творчестве писателя.

Но по мере создания становилось ясно: ни веселья, ни беззаботности здесь не выйдет. Слишком много таких историй Чехов видел вживую, слишком ко многим трагедиям прикоснулся. В новом веке появились новые люди — хваткие, напористые, сильные. Процесс обнищания дворян был просто-таки тотальным: не привыкшие заботиться о завтрашнем дне, они попросту проживали свои состояния, не задумываясь о будущем.

Проблематика:

  • социальная проблематика (смена общественных слоёв, праздность дворян, возможность или невозможность построения новой жизни);
  • психологическая проблематика (переживания героев);
  • историческая проблематика (смена времён, поколений, ценностей);
  • путь России (вишнёвый сад как метафора России).

Смысл названия: вишнёвый сад — это образ, связывающий две эпохи: отживающее благородное дворянское сословие и новых людей — жёстких, практичных, экономных. И для тех, и для других вишнёвый сад желанен, пусть даже они видят его по-разному (первые — как идеал и частицу прекрасного, вторые — как капитал и источник развития).

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: комедия.

Время и место действия

Действие происходит в имении Раневской. Время — рубеж XIX и XX веков.

Действующие лица

Любовь Андреевна Раневская — разорившаяся аристократка, личность романтическая и неземная. Рано оставшись вдовой и потеряв сына, Любовь Андреевна уезжает к любовнику за границу. Денег у неё фактически уже нет: Раневская не привыкла экономить, да и любовник постарался вытащить из неё все средства.

Леонид Андреевич Гаев — брат Раневской, внимательный, умный, но совершенно не нашедший себя в новой жизни.

Ермолай Алексеевич Лопахин — молодой мужчина родом из крестьян. Благодаря своему деятельному рассудку и смётке стал миллионером. Ермолай Алексеевич — душевный тонкий человек, но коммерческая жилка в нём сильнее артистизма.

Аня — дочь Любови Раневской. Наивная, восторженная девушка. Влюблена в Петю Трофимова и тоже мечтает о всеобщем счастье.

Варя — приёмная дочь Любови Андреевны, управляет её имением. Практичная приземлённая девушка. Все хотят выдать её замуж за Лопахина, но Лопахин Варей не интересуется.

Симеонов-Пищик — разорившийся помещик. В отличие от Раневской, радостно принимает предложение сдать свой участок в аренду.

Яша — лакей. Высокомерный негодяй, не уважающий ни мать, ни хозяев. Все его мечты сводятся к отъезду за границу.

Дуняша — горничная, юная легкомысленная девушка. В каком-то смысле её образ — пародия на Любовь Раневскую.

Шарлотта Ивановна — гувернантка и циркачка. Вносит элемент фарса уже своим присутствием (разрушаются судьбы, а она жонглирует).

Краткое содержание

Действие 1

Комната в имении, которую все называют детской.

Ермолай Лопахин и Дуняша ждут возвращения из-за границы Раневской с семьёй. Ермолай Алексеевич тепло вспоминает Раневскую и размышляет о собственной судьбе: отец был простым мужиком, а он вот одет благородно. Образования, правда, не получил. Лопахин упрекает Дуняшу, что та ведёт себя как барышня — не подобает так.

Приезжает Раневская с Аней и прислугой (Шарлотта Ивановна, Яша). Любовь Андреевна и Аня очень рады вернуться домой. Аня оживляется, узнав, что Петя Трофимов сейчас в их имении. Позднее появляется влюблённый в Аню Петя.

Из бесед сразу становится ясно, что Раневская разорена. Она уже продала свою заграничную недвижимость. Это имение тоже в ближайшее время будет продано за долги. Аня и Варя очень тревожатся, но Любовь Андреевна лишь осматривает всё и тепло вспоминает прошлое. Ермолай Лопахин выступает с предложением, которое может спасти Раневскую: сад надо срубить, а землю разбить на участки и сдавать под дачи. Раневская и Гаев категорически против: для них вишнёвый сад — предмет гордости и достояние их рода. Лопахин просит поразмыслить над предложением и уезжает. Гаев говорит, что, возможно, богатая тётя пришлёт денег — в общем, как-то образуется.

Действие 2

Местность возле старой церкви, откуда видно вишнёвый сад и город.

Дуня, Яша, Епиходов и Шарлотта Ивановна гуляют. Дуня влюблена в Яшу, Яша к ней равнодушен и даже сторонится, Епиходов (который искренне любит Дуняшу) крайне огорчён и даже подумывает о самоубийстве.

Приходят Любовь Раневская, Леонид Гаев и Ермолай Лопахин. Лопахин спрашивает, что Любовь Андреевна решила в отношении аренды. Раневская, будто не слыша, говорит о своём — ругает себя за транжирство и тут же отдаёт золотой рубль случайному прохожему. Гаев ведёт отвлечённые беседы о пользе железной дороги. Раздаётся звук лопнувшей струны.

От богатой тётушки ожидается денежный перевод, но этих средств не хватит даже для оплаты долгов. А о том, чтобы сдать землю в аренду, они и думать не хотят: это пошло. Лопахин уже сердится из-за их непрактичности. Раневская корит его необразованностью и приземлённостью и рекомендует жениться на Варе. Гаев говорит, что ему предлагали работу в банке, но Любовь Андреевна осаживает брата: нечего ему там делать. Приходит Фирс. Он с ностальгией вспоминает прошлое. Являются Варя, Петя и Аня. Все беседуют (по сути — каждый о своём). Когда все уходят и Петя с Аней остаются наедине, Аня признаётся, что не так уж дорожит вишнёвым садом и хочет думать о будущем.

Действие 3

Гостиная имения Раневской. Вечер. 22 августа.

Играет музыка, все танцуют. Отсутствуют только Гаев и Лопахин: как раз сейчас происходят торги, имение Раневской продаётся.

Все почему-то надеются, что Гаеву хватит присланных тётей денег, чтобы выкупить имение, хотя совершенно ясно, что 15 тысяч недостаточно. Шарлотта Ивановна показывает фокусы. Яша говорит Раневской, что им нужно поехать в Париж — слишком уж тут все простые и необразованные.

Любовь Андреевна плачет, Аня пытается её утешить. Варя бросает ключи от имения и уходит.

Действие 4

Детская комната, но в этот раз пустая: все вещи упакованы и дожидаются своего часа.

С улицы слышно, что сад уже рубят. Лопахин приносит шампанское, чтобы проводит Раневскую с семьёй. Никто не хочет шампанского: все печальны. Все вместе уезжают в Харьков, а оттуда Любовь Андреевна и Яша двинутся в Париж, Аня пойдёт учиться, Петя отправится в Москву. Леонид Андреевич находит себе место в банке. Дуня пойдёт работать экономкой. Ермолай Лопахин обещает позаботиться о Шарлотте Ивановне и Епиходове. Фирс заболел, и его, по словам Яши, отправили в больницу.

Заходит Симеонов-Пищик. Как ни странно, он возвращает долг: выясняется, что Пищик сдал свои земли в аренду. Раневская ещё раз пытается свести Лопахина с Варей, но Лопахин вежливо беседует и предложения не делает. Все прощаются с домом, закрывают его и уезжают.

Появляется Фирс: о нём просто забыли. Фирс понимает это, но на хозяев не сердится.

Раздаётся звук лопнувшей струны. Слышно, как рубят вишнёвый сад.

Экранизации

Во втором действии сменяются декорации, сцена происходит в поле около усадьбы Раневской.

Если в первом действии фигурировала детская - символ хоть и прошлого, но прошлого живого и радужного, то сейчас место действия своими деталями символизирует не просто прошлое, а именно все отжившее: старая заброшенная часовня, старые камни, "когда-то бывшие, по-видимому, могильными плитами", "старая скамья".

И это не случайно: все второе действие отличается уже более горькими, проблемными и конфликтными интонациями .

Разговор слуг

Начинается действие тем, что сидят рядом и говорят каждый о себе, абсолютно не слыша друг друга, Епиходов, Яша и Дуняша (своеобразный любовный треугольник) и одинокая, бесполезная гувернантка Шарлотта.

Кстати, если задуматься, зачем теперь нужна гувернантка, ведь дочь Аня давно выросла? К тому же, Шарлотта явно не выполняет никаких функций на своей должности.

Таким образом, добрая Любовь Андреевна держит ее исключительно из милости (для сравнения, если помним, даже в повести "Детство" Толстого немца-учителя Николеньки решили уволить сразу же, как только обучение мальчика было закончено. И это при том, что денежных затруднений в той дворянской семье как раз не было).

А кто такой лакей Яша, которого также из милости держит Раневская? До крайности неприятный тип. Видимо, судя также по ее французскому любовнику, она вообще тяготеет к гадким личностям.

Дуняша признается Яше в любви, на что тот отвечает изречением, в котором неизвестно чего больше - пошлости или глупости:

и после паузы продолжает:

Таким образом, благодаря сопоставлениям этих двух фраз Яши, получается, Дуняшино признание в любви для него не более приятно, а скорее даже менее важно, чем выкуривание сигары. Так проявляется чеховский подтекст . Ничего вроде бы не сказано, но мы все поняли о герое.

Дуняша не слышит этого пренебрежения и пытается обнять его, однако Яша прерывает их встречу, поскольку приближаются господа:

Отношение Яши к Дуняше точь-в-точь отражает отношения Раневской и ее французского возлюбленного. Она любит, а он равнодушно-презрительно принимает это обожание.

Далее к скамье подходят господа, а слуги понемногу разбредаются.

Разговор господ. Противоречие между героями

Лопахин отчаянно пытается вернуть героев к действительности, но они его не слышат, не отвечают на его вопрос о вишневом саде.

Во втором действии начинают звучать по-настоящему конфликтные нотки между Гаевым и Раневской, с одной стороны, и Лопахиным, с другой. Выражаются эти нотки в том, что купец упрекает помещиков в пассивности и глупости, а они его - в пошлости.

Лопахин: Простите, таких легкомысленных людей, как вы, господа, таких неделовых, странных, я еще не встречал. Вам говорят русским языком, имение ваше продается, а вы точно не понимаете.

Лопахин. Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. Не могу! Вы меня замучили! (Гаеву.) Баба вы!

Раневская же, в отместку, презирает Лопахина за его необразованность, низкое сословие. Например, когда купец рассказывает, что смотрел в театре смешную пьесу, она бестактно замечает:

И, наверное, ничего нет смешного. Вам не пьесы смотреть, а смотреть бы почаще на самих себя. Как вы все серо живете, как много говорите ненужного.

Намечается во втором действии и другая линия противоречия: это Петя и Гаев-Раневская.

Новые люди, или точка зрения Пети Трофимова и Лопахина: критика прошлого, критика бездеятельного дворянства

Если Гаев защищает концепцию о "гордом человеке"(намек на популярного в те годы Ницше), то Трофимов, наоборот, считает, что в человеке особо восхищаться нечем, поскольку он "груб, неумен, глубоко несчастлив":

Далее следует по сути критика Трофимовым тех людей, к которым принадлежат и Гаев с Раневской:

Сам Петя Трофимов тоже ничего пока делает, он лишь учится и теоретизирует. Однако присутствует тут некто, кто умеет действовать, и это Лопахин . Он поддерживает точку зрения студента, причем не только словами, но и образом жизни:

(. ) я встаю в пятом часу утра, работаю с утра до вечера, ну, у меня постоянно деньги свои и чужие, и я вижу, какие кругом люди. Надо только начать делать что-нибудь, чтобы понять, как мало честных, порядочных людей. Иной раз, когда не спится, я думаю: господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами…

Однако ни одна речь, ни Лопахина, ни Пети Трофимова, ни к чему не ведет, не находит логического ответа, продолжения, заключения. Ни одна реплика в пьесе не выходит на стоящий диалог, все брошено как в некую звенящую пустоту.

Подчеркивает это впечатление и необычная акустическая деталь в ремарке :

Лопнула струна, значит, что-то порвалось в гармонии мира. Каждый поймет эту деталь по-своему. Например, для меня она подчеркивает тот факт, что порвалась способность людей общаться и слышать друг друга.

Порвалась и связь времен, та самая "цепь великая", о которой говорится у Некрасова в поэме "Кому на Руси жить хорошо" . Если раньше, как сказал Лопахин, были только господа и мужики, то теперь каждый должен взять свою жизнь в свои руки.

Не случайно, услышав этот звук, Фирс утверждает, что "перед несчастьем" (то есть перед отменой крепостного права) тоже слышались такие странные звуки.

Тема времени в пьесе

Итак, Чехов намекает о наступлении новых времен, когда человек должен стать свободным и ответственным. Но не все к этому готовы.

Раневская и Гаев к этому не способны, так же как и их слуга Фирс. Они не смогли вырасти из своей эпохи и научиться мыслить по-новому. Фирс остался таким же крепостным, а они такими же господами, привыкшими жить на всем готовом, когда все дается им по мановению руки, когда не надо совершать никаких усилий, и все всегда есть в изобилии.

Любовь Андреевна не хочет замечать проблем, потому что она не научена их замечать. Прохожему она подает золотой, потому что никогда не зарабатывала деньги трудом и не знает им цену. Деньги всегда давались легко, за счет чужих людей, то есть крепостных, как замечает Трофимов, говоря с Аней. И потому Раневская раздает легко эти деньги, в буквальном смысле сорит ими. Хозяйственная Варя ее упрекает за слишком щедрую милостыню пьянице:

В отличие от Раневской и Гаева, которые переживают трагический отрыв от своих корней, Трофимов, как и Лопахин, наоборот, рады открывшейся в последнее время свободе действия. Петя Трофимов учит этому и Аню:

Второе действие заканчивается вдохновенными беседами Пети Трофимова и Ани, которые нашли взаимопонимание в том, что мечтают, в силу своей молодости, об абстрактном счастливом будущем - если не своем, то следующих поколений. Они считают, что искупить праздную жизнь своих предков можно теперь только трудом и страданием.

Чехов не отдает предпочтения ни одной из показанных точек зрения, предоставляя нам почувствовать, насколько жизнь сложна для какой-то однозначной оценки.


Место и время действия

События пьесы происходят в конце XIX века в России, в имении Раневских.

Главные герои

  • Раневская Любовь Андреевна – помещица, покинувшая свое поместье после трагической гибели семилетнего сына. Одинокая женщина средних лет, склонная к необдуманным и легкомысленным поступкам, живущая в идеальном мире, не желающая принимать действительность, которая может ее ранить.
  • Аня – семнадцатилетняя дочь Раневской. Юная, здравомыслящая девушка, понимающая, что реальность изменилась, и надо приспосабливаться к новой жизни, которую невозможно начать строить, не порвав с прошлым.
  • Гаев Леонид Андреевич – брат Раневской. Любит рассуждать обо всем на свете. Очень часто говорит невпопад, из-за чего его воспринимают как шута и просят помолчать. Взгляды на жизнь такие же, как у сестры.
  • Лопахин Ермолай Алексеевич – купец, очень обеспеченный человек, типичный представитель буржуазной России. Сын деревенского лавочника с деловой хваткой и чутьем, с помощью которых он заработал своё состояние. При этом образованностью похвастаться не может.
  • Варя – приемная дочь Раневской, мечтающая совершить паломничество к святым местам. Во время отсутствия матери выполняла роль хозяйки дома.
  • Трофимов Петр Сергеевич – студент, бывший учитель Гриши (сына Раневской), погибшего в детстве. Вечный студент, любящий размышлять о судьбе России, о том, что правильно, а что нет. Весьма прогрессивные мысли, но никаких действий не предпринимает для их реализации.

Другие персонажи

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

для самых занятых -

для самых любопытных -

для самых крутых -

Краткое содержание

Пьеса состоит из 4-х действий, которые происходят в имении Л.А. Раневской.

Действие 1

Возвращение Раневской в родное имение.

Аня и Любовь Андреевна рады возвращению. Рады тому, что вокруг ничего не изменилось, обстановка настолько неизменна, что возникает ощущение, что они не уезжали. В доме начинается оживленная суета. Дуняша радостно пытается рассказать Ане, что происходило в их отсутствие, но Аня не проявляет интереса к болтовне горничной. Единственное, что заинтересовало её, это известие, что у них гостит Петя Трофимов.

Раневскую переполняют эмоции. Она очень рада вновь оказаться в родных стенах.

Из разговоров в первом действии становится ясно, что сейчас Раневская находится в крайне бедственном положении. Она уже вынуждена была продать заграничную недвижимость, и в августе предстоит продажа ее имения с вишневым садом за долги. Аня и Варя обсуждают это и понимают, насколько в плачевном положении они находятся, в то время как Любовь Андреевна, не привыкшая экономить, лишь вздыхает и слушает воспоминания Фирса о том, как раньше продавали вишню и что из нее готовили.

Гаев и Раневская любуются цветущим вишневым садом. Раневская с ностальгией вспоминает свою юность.

В этом же действии появляется Петя Трофимов, горячо влюбленный в Аню.

Действие 2

Епиходов, Шарлотта Ивановна, Дуняша и Яша прогуливаются. Шарлотта рассказывает о своем одиночестве, что нет человека, с которым она могла б поговорить по душам. Епиходов чувствует, что Дуняша отдает предпочтение Яше и очень расстроен этим. Намекает, что он готов свершить самоубийство. Дуняша горячо влюблена в Яшу, но его поведение показывает, что для него это – лишь мимолетное увлечение.

Возле церкви появляются Раневская, Гаев, Лопахин. Гаев рассуждает о преимуществах железной дороги, которая позволила им легко добраться до города и позавтракать. Лопахин просит Любовь Андреевну дать ответ об аренде земель поместья, но она как будто не слышит его, рассуждая об отсутствии денег, и ругая себя за их неразумную трату. При этом чуть позже, после этих рассуждений отдает золотой рубль случайному прохожему.

Раневская и Гаев ждут денежного перевода от тетушки графини, но суммы не хватит для погашения долгов, а отдать землю в аренду дачникам для них неприемлемо, даже пошло. Лопахин удивляется легкомысленности и недальновидности их поведения, оно даже злит его, ведь имение продается, а если начать сдавать земли в аренду, то любому банку это будет лучшей гарантией. Но помещики не слышат и не понимают, что до них стремится донести Лопахин.

Лопахин настойчиво предлагает Раневской сдавать свои земли в аренду дачникам, но та ничего не хочет об этом слышать, приводя Лопахина в ярость.

Любовь Андреевна упрекает купца в отсутствии образования и приземленности суждений. И тут же пытается сосватать ему Варю. Гаев, как всегда не вовремя, сообщает, что ему предложили работу в банке, но сестра его осаждает, говоря, что нечего ему там делать. Приходит старый Фирс, вспоминает свою молодость и о том, как хорошо при крепостничестве жилось, все было ясно и понятно: кто господин, а кто слуга.

Затем к гуляющим присоединяются Варя, Аня и Петя. И продолжается вчерашний разговор о гордости, об интеллигентах, которые, при внешней образованности, по сути – мелкие и неинтересные существа. Становится понятно, насколько разные люди собрались вместе.

Когда все пошли домой, Аня и Петя остались наедине, и тут Аня призналась, что вишневый сад не так уж и важен для нее, и что она готова к новой жизни.

Петя любит произносить возвышенные речи о счастливом будущем, чем восхищает наивную Аню.

Действие 3

В доме играет оркестр, танцуют пары вокруг. Все действующие лица здесь, кроме Лопахина и Гаева. 22 августа – день на который был назначен аукцион по продаже имения.

Пищик и Трофимов беседуют, их прерывает Любовь Андреевна, она крайне взволнована, ждет, когда с торгов вернется ее брат, он задерживается. Раневская гадает, состоялись ли торги и каков их результат.

Епиходов пытается поговорить с Дуняшей, которая совсем потеряла интерес к нему; Варя, которая так же сильно взволнована, как и приемная мать, прогоняет его, упрекнув в том, что он слишком вольно себя ведет для слуги. Фирс суетится, подавая гостям угощения, все замечают, что он плохо себя чувствует.

Лопахин, едва сдерживая радость, сообщает, что он выкупил на торгах вишневый сад.

Варя бросает ключи и уходит, Любовь Андреевна рыдает, Аня пытается ее утешить, говоря, что впереди еще много хорошего, и жизнь продолжается.

Аня утешает мать, огорченную продажей сада, обещая ей счастливую новую жизнь.

Действие 4

Действие четвёртое начинается в детской, комната пуста, только в углу стоит багаж и вещи, приготовленные для вывоза. С улицы доносится звук вырубаемых деревьев. Лопахин и Яша ждут, когда появятся бывшие хозяева, с которыми пришли прощаться их бывшие крестьяне. Лопахин провожает семью Раневской шампанским, но желания его пить нет ни у кого. Настроение у всех персонажей разное. Любовь Андреевна и Гаев грустны, Аня и Петя в предвкушении начала нового этапа жизни, Яша рад, что покидает надоевшую ему родину и мать, Лопахину не терпится поскорее закрыть дом и приступить к проекту, который он задумал. Бывшая хозяйка сдерживает слезы, но, когда Аня говорит, что после продажи имения всем стало только легче, так как все они смогли понять, куда двигаться дальше, все с ней соглашаются. Сейчас все вместе едут в Харьков, а там пути героев разойдутся. Раевская с Яшей уезжает в Париж, Аня – учиться, Петя – в Москву, Гаев согласился служить в банке, Варя нашла место экономки в соседнем местечке. Не пристроена лишь Шарлотта Ивановна, но Лопахин обещает помочь ей обустроиться. Он же взял к себе Епиходова, для помощи в решении вопросов с имением. Из бывших обитателей этого дома не суетится только заболевший Фирс, которого должны были с утра отвезти в больницу, но из-за суматохи не могут разобраться, отвезли его туда или нет.

На минуту забегает Пищик, на удивление всех, он отдает долг Лопахину и Раневской, и рассказывает, что сдал свою землю в аренду англичанам для добычи редкой белой глины. И признается, что сдать земли имения для него было похоже на прыжок с крыши, но сдав, понял, что ничего страшного не произошло.

Любовь Андреевна предпринимает последнюю попытку устроить женитьбу Лопахина и Вари. Но оставшись наедине с Варей, Лопахин так и не делает предложения, и Варя очень тем расстроена. Подъехали экипажи и началась погрузка вещей. Все выходят, только брат с сестрой остались попрощаться с домом, в котором прошло детство и молодость. Они рыдают, обнявшись, прощаясь с прошлым, мечтами и воспоминаниями, друг с другом, осознавая, что их жизнь изменилась бесповоротно.

Дом закрывают. И тут появляется Фирс, которого просто забыли в этой суматохе. Он видит, что дом закрыт, а его забыли, но у него нет злости на хозяев. Он просто ложится на диван и вскоре умирает.

Позабытый всеми Фирс остается в одиночестве в заколоченном доме.

Звук лопнувшей струны и ударов топора по дереву. Занавес.

И что в итоге?

Раневская – уезжает в Париж к своему любовнику, чтобы спустить на него все свои деньги.

Гаев – устраивается на хорошую должность в банк.

Лопахин – став владельцем, имения, в котором его предки были крепостными, стремится поскорее вырубить старый вишневый сад и отдать земли под дачи.

Петя Трофимов – уезжает в Москву, чтобы в очередной раз попробовать завершить курс и получить высшее образование.

Аня – планирует поступить в гимназию и устроиться на работу. Скорее всего, выйдет замуж за Трофимова.

Фирс – умирает, всеми позабытый, в полном одиночестве в заколоченном доме.

Заключение

После прочтения краткого содержания вы можете проверить свои знания, пройдя этот тест.

Читайте также: