Детско родительские проекты эта удивительная соль в детском саду в средней группе

Обновлено: 03.07.2024

Чтобы дать знания детям и наполнить их головы интересным содержанием, мы проводим различные опыты. Дошколята могут успешно познать не только внешние наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к познанию объектов.

В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.

Актуальность

Главная задача образования, которую ставит Правительство РФ на сегодня – это не только обучение предметам, прописанным в книгах, но и качественное развитие личности, способной к анализу той или иной ситуации.

Ребенок по своей натуре исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать с успехом проявляются в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности – метод проектирования.

Реализация проектов показывает, что дети старшего дошкольного возраста усваивают естественнонаучные понятия, далеко выходящие по сложности за пределы образовательной программы. Постепенное усложнение заданий позволяет выявить практически безграничные интеллектуальные возможности дошкольников в области экологии и естествознания. Педагогам проектов не удается обнаружить потолка природоведческих знаний, дойдя до которых дети отказались бы работать. С предложенными заданиями они справляются легко, с огромным интересом, любопытством, что особенно важно, при минимальной помощи взрослого. Это свидетельствует об успешной обучаемости дошкольников, а процессе реализации проектной и исследовательской деятельности и позволяет предложить, что старший возраст можно рассматривать как сенситивный для восприятия общебиологических закономерностей.

При этом разнообразие, экологические и естественнонаучные представления и знания, которые могут запомнить и понять дошкольники, не являются непосредственной целью обучения, а служат его побочным результатом. Рано или поздно эти знания дети получат в школе. Содействие формированию начальной деятельностной компетентности у детей старшего дошкольного возраста (умение ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, принимать решения, договариваться, прогнозировать результат) – вот актуальная проблема, которую необходимо решать педагогам дошкольного учреждения. Внедрение технологий проектирования в образовательный процесс дошкольного учреждения является одним из эффективных способов. Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребёнок может найти себе дело по силам, интересам и способностям.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисковая деятельность – это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать.

Глава 1. Подготовительный этап

Паспорт проекта

Тип проекта: образовательный.

Класс проекта: минипроект.

Длительность проекта: краткосрочный (3 месяца).

Вид проекта: научно- исследовательский.

1.1. Определение цели, задачи

Проблема: Зачем нужна соль и где ее берут?

Цель: изучить свойства соли, полезные и вредные качества соли.

  1. Вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого соли, её свойств и качеств, характер использования человеком.
  1. Расширить представления о добычи соли.
  2. Способствовать развитию и совершенствованию разных методов познания.

Гипотеза: если провести исследования, опыты и эксперименты с солью, изучить познавательную литературу, то можно расширить свои знания о соли, как о полезном ископаемом и выявить вредные качества соли для здоровья человека и окружающей природы.

  1. Дети старшего дошкольного возраста.
  2. Педагоги старшей группы.
  3. Музыкальный руководитель.
  4. Учитель-логопед.
  5. Родители.
  6. Сотрудники Зейского государственного заповедника.

Основные принципы реализации:

1.2. Определение методов, этапов, ресурсов проекта

Методы и приемы реализации проекта:

  • анализ познавательной литературы;
  • опытно- экспериментальная, исследовательская деятельность;
  • наблюдения;
  • поисковая деятельность;
  • творческая, игровая деятельность.

Этапы проекта:

1-й – подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, выбор оборудования и материалов.

3-й – обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в форме презентации, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.

Ресурсы проекта:

3. Опытнические зоны.

4. Огород на окне.

5. Связь с заповедником по использованию соли в нашем крае.

6. Домашняя библиотека воспитанников ДОУ.

7. Видеотека с собранием дисков познавательного материала по разным направлениям.

Таким образом, миссию данного проекта мы видим в том, чтобы показать, что в условиях обычной дошкольной группы возможно, необходимо и целесообразно использовать проектную деятельность в различных видах образовательной деятельности.

1.3. Методический паспорт проекта

Ситуация развития проекта

Ответственные

Вводный этап

Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности.

2. Разработка проекта. Определение проблемы, цели и задачи проекта.

Создание условий для реализации проекта.

Формирование творческой группы детей и родителей

Создание условий для реализации проекта.

Основной этап

1. Изучение с детьми познавательной литературы.

Стимулировать желание детей использовать самые разнообразные источники информации для получения значимого результата

Выставка книг, статей о природном ископаемом

Дети, воспитатель,
сотрудник заповедника

Пробудить у детей интерес к экспериментам по изучению полезного ископаемого соли и определение её основных свойств.

Картотека опытов и экспериментов

Дети, воспитатель, родители.

Подвести детей к пониманию неблагоприятного влияния соли на рост растений в природе

4.Творческая мастерская. Лепка из солёного теста

Содействовать развитию творческих способностей детей при изготовлении поделок из солёного теста

Побуждать детей интересоваться местами добычи соли

Способствовать формированию умений проводить опытно-экспериментальную деятельность, добиваться результатов, делать выводы. Расширять знания о свойствах и качествах соли

Способствовать формированию умений в опытно экспериментальной деятельности, добиваться представления о свойстве соли- кристаллизации

Родители, дети, воспитатель

Помочь ребёнку раскрыть творческие способности, умение представлять сказки

Родители, дети. воспитатель

Поддержать желание детей придумывать и разворачивать сюжет игры на основе накопленных знаний о добыче соли

Итоговый этап

Обобщать знания и элементарные представления о полезном ископаемом

Прививать детям стремление делиться собственным опытом исследовательской деятельности со сверстниками

Обобщить результаты реализации проектной деятельности для дальнейшей трансляции опыта

Ожидаемые результаты:

  1. Расширятся знания о разнообразии ценности соли и влиянии её на состояние здоровья.
  2. Повысится умение ставить цель, отбирать необходимые средства для её осуществления, принимать решения, договариваться, прогнозировать результат.
  3. Установятся равноценные и партнерские отношения с родителями.
  4. Повысится уровень коммуникабельности, актуализации участия в совместной проектной деятельности.
  5. Расширится уровень знаний об особенностях природы родного края и страны.
  6. Разовьется природная любознательность и интерес к самостоятельному приобретению знаний.

Глава 2. Основной этап

2.1. Беседы, изучение литературы с детьми

Воспитанники уверены, что без помощи взрослых реализовать этот проект будет трудно! Они решили, что можно обратиться за помощью к родителям и обязательно найти там поддержку. Так сформировалась творческая группа детей и родителей, ответственная за реализацию проекта.

При знакомстве с выставкой дети с большим увлечением рассматривали иллюстрации, фотографии мест добычи соли; разновидности соли (мелкая, крупная, каменная, поваренная, цветная, морская); просили прочитать статьи, которые их заинтересовали.

2.2. Опытно-экспериментальная деятельность

Эй ребята, шире шаг!
Нам нельзя скучать никак!
Нет, наверно, в целом мире.
Любопытнее ребят.
Не грустим, не унываем,
Мы исследуем и знаем,
Что для края и страны
Наши знания нужны!

Дети вместе со взрослыми разработали заповеди:

  • исследователь любит родной край, бережет его, активно участвует во всех экологических мероприятиях;
  • исследователь – друг живой и неживой природы;
  • настоящий исследователь постоянно наблюдает за природой, проводит опыты и эксперименты;
  • исследователь – настоящий коллекционер познавательной литературы;
  • исследователь ведет большую разъяснительную работу по пропаганде экологических знаний.

Исследование начали с изучения свойств и качеств соли: на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха, растворяется в жидкостях.

Наблюдения в процессе проведения опыта с луковицей показали, как влияет соль на рост растений. Дети самостоятельно готовили два вида почв, один из которых содержал большое количество соли. Дети высаживали лук. На протяжении всего опыта осуществлялся уход за растениями, фиксировались результаты в дневнике наблюдений, вносились изменения в таблицу. Дети самостоятельно сделали вывод. Что в почве, содержащей соль, растение практически не растет.

Наши маленькие лаборанты учились добывать питьевую воду из соленой воды. Этот опыт у детей вызвал большой интерес и желание получить результат. Дошкольники уверены: можно смело ехать на море и не бояться жажды.

В процессе работы дети смело высказывали свои мысли, давали предложения, доказывали и самостоятельно делали выводы.

2.3. Презентация проекта

В ходе реализации проекта дети творческой группы пришли к следующим выводам:

  1. Соль – продукт, который может нанести вред здоровью человека.
  2. Соль неблагоприятно влияет на рост и развитие растений.
  3. Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве.
  4. Соль добываю в России, в том числе в Алтайском крае, на Урале, Астраханской области.

В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое поваренная соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью, познакомились с разными способами выращивания кристаллов. Из маленьких детей они превратились в маленьких исследователей: научились анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственные связи. Существенно повысился их познавательный интерес на занятиях. И что немаловажно, интересная совместная работа сплотила детей, они стали более терпимы друг к другу. А также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными!

Соль нужна всем живым организмам, но в больших количествах она – враг.

Заключение

Результатом все работы стало повышение качественного уровня познавательного развития детей за три месяца на 50%.

Актуальность. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Вот и мы решили всё узнать о соли, мы её часто используем, а ничего о ней не знаем.

Большую роль в формировании общей направленности личности играет практическая деятельность. Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. Считаю одним из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – это эксперимент.

Реализация эксперимента показывает, что дети старшего дошкольного возраста усваивают экологические и естественнонаучные понятия, далеко выходящие по сложности за пределы образовательной программы. Постепенное усложнение заданий позволяет выявить практически безграничные познавательные возможности дошкольников в области экологии. С предложенными заданиями дети справляются легко, с огромным интересом, любопытством и что особенно важно – при минимальной помощи со стороны взрослого. Внедрение естественнонаучного наблюдения и исследовательской деятельности в образовательный процесс дошкольного учреждения является одним из эффективных способов личностного развития детей.

Цель проекта: Создание условий для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.

Задачи: Формировать умение дошкольников сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи.

Содействовать развитию навыков исследовательской деятельности, познавательной активности детей.

Способствовать развитию логического мышления детей, интереса и внимания к явлениям неживой природы, творческих способностей, воображения, любознательности.

Способствовать развитию у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования.

Создать условия для приобщения родителей к проведению совместной художественной деятельности с ребенком дома; воспитывать желание проявлять инициативу, творчество в вопросах сотрудничества с детским садом.

Сроки проведения проекта: 2 неделя.

Тип проекта: краткосрочный.

Принципы реализации проекта:

Развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и Интернета).

Интеграция программных областей знаний, которая позволяет формировать у ребенка целостное представление о мире.

Участники проекта: дети среднего возраста, воспитатель и родители .

На подготовительном этапе мы определяли цели и задачи проекта. Подбирали познавательную, научную литературу по теме: пословицы, загадки, поговорки про соль; иллюстрации, фотографии мест добычи соли. Разрабатывали тематические беседы про соль. Подбирали презентации про соль.

Внутри данного проекта были организованы индивидуальные детско-родительские мини-проекты. Родители вместе с детьми изготовили книжки – малышки про соль, в которых были загадки, пословицы, поговорки. Кроме этого помогали в поиске информации по теме (открытки, фотографии, иллюстрации с поделками из соли). Весь этот материал был использован нами во время проведения проекта.

На основном этапе реализация проекта проходила в процессе разных видов деятельности:

Дети с удовольствием и энтузиазмом рисовали нетрадиционным способом – цветной солью.

Музыкально –художественная деятельность.

1. Дети получат представления о соли, ее свойствах, способах добычи, видах соли, ее пользе и вреде, используют разные методы для получения информации.

2. У детей появляется интерес к исследованию окружающего мира.

3. Обогащается опыт детей проводить опытно – экспериментальную деятельность.

4.. У родителей повышается компетентность в вопросах детского экспериментирования.

Сказка про соль.

Есть старинная словацкая народная сказка - Соль и золото.

Было у короля три дочери. Состарившись, король решил сделать королевой ту из дочерей, которая его больше любит. Созвал король дочерей и спрашивает:

- Как вы, доченьки, любите меня?

- Как золото, - ответила старшая дочь.

- Как венок свой зеленый, - сказала средняя.

- Как соль, - сказала младшая, Марушка.

Разгневался тут король на младшую дочь и прогнал ее прочь из королевского дворца. А добрая волшебница, узнав о печальной судьбе Марушки, решила проучить короля. И по ее волшебному велению в стране, где правил старик-король, в один прекрасный день исчезла вся соль. Все, что готовили самые искусные повара, было пресным и невкусным.

И пришлось королю у иностранных купцов покупать соль по баснословным ценам.

Тогда король понял, какая необходимейшая вещь - щепотка соли.

Пословицы о соли

Громадное значение соли выражено во множестве старинных, сохранившихся до наших дней, пословицах, поговорках и загадках:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели. Цель проекта: С.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели.
Цель проекта:
Создание условий для формирования у детей готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи в процессе поисковой деятельности. Познакомить их с необычными свойствами соли, как она попадает к нам на стол. Выяснить области применения соли.
Задачи:
Вызвать интерес к исследованию соли, её свойств и качеств.
Исследовать свойства соли опытным путём.
Расширить представления о добыче соли.
Развивать у детей стремление к поисково- познавательной деятельности.
Развивать мыслительную активность и творческие способности детей.
Развивать любознательность, уверенность в своих силах.

Актуальность: Ребёнок по своей натуре исследователь. Любознательность и стрем.

Актуальность:
Ребёнок по своей натуре исследователь. Любознательность и стремление к экспериментированию с успехом проявляется в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования. Главное достоинство метода проектирования заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых установить представления о различных сторонах изучаемого объекта.
Почему соль? Интересное и необычное всегда рядом, не требует особых усилий и затрат. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известна и знакомая, непознанная и таинственная.
Гипотеза:
При исследовании соли, расширить знания о ней не только как о веществе, необходимом для жизни человека, но и об интересном материале для проведения различных опытов, наблюдений и применении в детском творчестве.

Вид проекта: Краткосрочный, исследовательский, познавательный, творческий. Ож.

Вид проекта:
Краткосрочный, исследовательский, познавательный, творческий.
Ожидаемый результат:
1 Расширить знания о соли, её основных признаках, свойствах, местах добычи, об использовании человеком.
2 Формирование знаний, навыков экспериментирования, повышение уровня усвоения программного материала.
3 Пополнении предметно- развивающей среды: обогащение опытно-экспериментальной лаборатории, создание картотеки опытов, загадок, пословиц о соли.
4 Развитие наблюдательности, внимания, умения сравнивать.

Этапы работы над проектом: 1. Подготовительный этап. Совместно с детьми мы об.

Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный этап.
Совместно с детьми мы обсудили план деятельности. Поставили цели, задачи для экспериментирования, подобрали информацию по теме проекта.
Посмотрели презентацию о добыче соли и применении её в разных областях.
Рассмотрели соль через лупу и выяснили, что соль бывает разная (мелкая, крупная, очищенная, каменная, поваренная). Отгадывали загадки. Читали статьи о том, какую роль играла соль в средние века.
В конце этого этапа интерес к изучению соли у детей возрос. У них появилось желание провести эксперименты и опыты с солью.

2. Основной этап: Опытно-экспериментальная деятельность. Сначала мы изучили.

2. Основной этап:
Опытно-экспериментальная деятельность.
Сначала мы изучили свойства соли. Для этого провели опыты и выяснили, что соль белого цвета, не имеет запаха, при нажатии скрипит как снег, сыпучая, растворяется в тёплой воде быстрее, чем в холодной, в насыщенном солёном растворе яйцо не тонет, при испарении воды из солёного раствора остаются кристаллики соли. В солёной воде лёд растворяется быстрее, чем в обычной. Окрашивали соль разными цветами, после чего делали сувениры.
Самым интересным для детей стал эксперимент по выращиванию кристаллов. Дети проводили эксперименты самостоятельно и с помощью взрослых, следуя чётким инструкциям. В процессе исследовательской деятельности дети уверенно и с интересом выполняли опыты, наблюдали, удивлялись увиденному, делали выводы.

3. Заключительный этап. – Продуктом нашего проекта стало рисование картин при.

3. Заключительный этап.
– Продуктом нашего проекта стало рисование картин при помощи соли.
– Изготовление картотеки проведённых опытов с солью.
– Обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли.
Результат.
В процессе проведённой работы дети обобщили знания о соли, расширили знания о том, какие виды соли бывают, как её добывают и где используют. А также убедились, что неизведанное рядом и самые простые и знакомые вещи могут быть необычными и очень интересными.
Материалы для проведения проекта.
– Оборудование и материалы для проведения опытов: лупы, прозрачные баночки, стаканчики, ложки, соль, яйцо, лёд, вода, гуашь.
– Материал для рисования: альбом для рисования, соль, клей ПВА, цветная соль.
– ИКТ- слайды

Выполнила: семья Лебедевых
Руководитель: воспитатель Петрова О.В.

Оценить 451 0

Муниципальное образовательное учреждение

Звягинская начальная образовательная школа
Ржевского района Тверской области

Детско-родительский исследовательский проект

Выполнила: семья Лебедевых

Руководитель: воспитатель Петрова О.В.

Детско-родительский исследовательский проект

Выполнила: семья Лебедевых

Руководитель:воспитатель Петрова О.В.

Проект представила; Лебедева Ксения 6 лет.

Создание условий для формирования у ребенка готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи в процессе поисковой деятельности. Познакомить его с необычными свойствами соли, как она попадает к нам на стол. Выяснить области применения соли.

1 Вызвать интерес к исследованию соли, её свойств и качеств.

2 Исследовать свойства соли опытным путём.

3 Расширить представления о добыче соли.

4 Развить у ребенка стремление к поисково- познавательной деятельности.

5 Развить мыслительную активность и творческие способности .

6 Развить любознательность, уверенность в своих силах.

Актуальность:

Ребёнок по своей натуре исследователь. Любознательность и стремление к

экспериментированию с успехом проявляется в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности ребенка– метод проектирования, ребенку предоставляется возможность самостоятельно, с небольшой помощью родителей, установить представления о различных сторонах соли.

Почему соль? Интересное и необычное всегда рядом, не требует особых усилий и затрат. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известна и знакомая, непознанная и таинственная.

При исследовании соли, расширить знания о ней не только как о веществе,

необходимом для жизни человека, но и об интересном материале для проведения различных опытов, наблюдений и применении в детском творчестве.

Вид проекта:

Краткосрочный, исследовательский, познавательный, творческий.

Ожидаемый результат:

1 Расширить знания о соли, её основных признаках, свойствах, местах добычи, об использовании человеком.

2 Формирование знаний, навыков экспериментирования, повышение уровня усвоения

3 Пополнении знание ребенка сказок,загадок, пословиц о соли.

Чтение литературы:

- Пословицы, поговорки, загадки о соли

Пословицы о соли.

Громадное значение соли выражено во множестве старинных, сохранившихся до наших дней, пословицах, поговорках и загадках:

Соли нет, так и слова нет.

Без соли и стол кривой.

Без соли и хлеб не естся.

Без хлеба не сытно, без соли не сладко.

Хоть бы песок, лишь бы солил.

Соли не жалей, так и есть веселей.

Хлеб да соль. (Россия, Украина - поговорка).

Сердись, дерись, а за хлебом-солью мирись!

От хлеба–соли не отказываются.

Хлеб-соль и разбойника смиряет.

Хлеб-соль не бранится.

Хлеб-соль есть, да не про вашу честь.

Хлеб да соль, ем да свой.

Надо хлеб-соль помнить.

Ешь солоней, жить будешь веселей.

На хлебе, на соли, да на добром слове (благодарим).

Без соли, без хлеба, худая беседа.

Без хлеба, без соли никто не обедает.

Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

Соли нету, так и слова нету, а как хлеб дошел, так переговор пошел.

Хлеб за солью (за хлебом) не ходит.

За хлебом-солью всякая шутка хороша.

Соль просыпать нечаянно - к ссоре (а чтобы ссоры не было, посыпают просыпанной солью голову).

Подавая соль - смейся, не то поссоришься.

Хлеб-соль водить, знаться, дружиться с кем.

Я помню твою хлеб-соль.

Хлеб-соль взаимное дело.

От хлеба-соли не отказываются.

Хлеб да соль, и обед пошел!

Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай.

Не за хлебом-солью сказано (дурное слово).

После хлеба-соли добрые люди семь часов отдыхают.

Хлеб-соль платежом красна.

Чтоб потом положить по щепотке

В миски, платки, горшки, сковородки.

Рис и рыба, фасоль и салат

Сразу стали вкусней во сто крат!

Без денег торговать, как без соли хлебать.

Насыпать соль на хвост.

Соль варим, а сами в нужде сидим.

Хлеб-соль вместе, а рыбка в дель.

Хлеб-соль и во сне хорошо.

Хлеб соль кушал, а не послушал.

Пей горячее, ешь солонее: умрешь – сердцем будешь здоров.

Щи капустою пригожи, а солью укусно.

Грех куском макать в соль.

Загадки о соли.

Меня не едят — и без меня мало едят.

В воде родится, а воды боится.

Не красива и не вкусна, а без неё не проживёшь.

Из воды родится, на огне вырастает, с матерью (с водой) свидится – опять умирает (загадка).

Водой и солнцем родилась, в огне крестилась, людей услаждает, в воде умирает.

Лежит гася-простеглася. Як устане, то небо достане. (украинская загадка-соляной обоз).

В земле родился, в огне крестился, на воду пал - весь пропал (соль).

Меня одну не едят, а без меня мало едят (соль).

Что в избе за белая Марья? (соль).

Белый камень из горы,

Всегда стоит на столе.

Тот вкуса не знает (соль).

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

1.1. Свойства соли

Рассмотреть объект (соль), лежащий на столе, определить его свойства. Отметить, что объект безопасен для здоровья человека, если его употреблять в небольших количествах. Обследовали объект, на запах, вкус, рассмотреть в микроскоп.

Вывод: неизвестный объект – это соль, она белого цвета, без запаха, соленая на вкус, имеет кристаллическую структуру.

Взять три стакана: один с водой, второй с молоком, третий с лимонадом. В каждый стакан необходимо положить по одной чайной ложке соли и размешали.

Вывод: соль растворяется во всех перечисленных жидкостях, причем в лимонаде она растворяется быстрее и образовывает пену. (Воспитатель пояснил, что соль вступила в химическую реакцию с веществами, которые есть в лимонаде.)

Взять три банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполнить чистой водой и поместили в нее сырое яйцо. Во вторую банку налили крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды) и опустить туда второе яйцо. Затем положить яйцо на дно литровой банки и постепенно подливать воду из обеих маленьких банок. В результате был получен такой раствор, в котором яйцо держалось как подвешенное посередине раствора. Вывод: в пресной воде яйцо тонет, в соленой воде оно плавает, значит, соленая вода тяжелее пресной. Воспитатель объяснил, что соленая вода тяжелее, поэтому в море плавать легче, чем в реке.

1.2. Влияние соли на рост растений.

Для определения влияет ли соль на рост растений, посадить луковицы в разную почву: в один стаканчик насыпали чернозем, а в другой – смесь чернозема с солью. Посадить две одинаковые луковицы в разную почву и наблюдать за ростом в течение месяца. Уход за луковицами осуществлять одинаковый.

Вывод: В стаканчике, где не было соли, уже на следующий день появился росток лука, а в стаканчике, где была смесь чернозема с солью, оставалось все по-прежнему.

В глубокий таз налить воду, добавить 2 столовые ложки соли, перемешать до полного растворения соли. На дно пустого пластикового стакана положить промытую гальку, чтобы стакан не всплывал, но его края были выше уровня воды в тазу. Сверху натянуть пленку и завязать вокруг таза. В центре над стаканчиком пленку слегка продавить и положить еще один камешек (пленка не должна касаться края стакана). Таз поставить на солнце. Через некоторое время в стакане должна накопиться пресная вода.

Вывод: таким образом, из соленой воды можно получить пресную воду.

Постепенно растворить соль в воде, нагревая воду на слабом огне. Продолжая нагревать раствор, подсыпать соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться. Потом опустить в стакан веревочку, на которой будут образовываться кристаллы. Если раствор охлаждать быстро, то кристаллы тоже будут расти быстро, но их форма будет неправильной. Если раствор охлаждать медленно, то кристаллы образуются правильные.

Вывод: При нагревании соль растворяется быстрее. Соль может кристаллизоваться (образовывать кристаллы).

Морскую соль насыпать в небольшую емкость, кисточку для рисования сначала опустить в воду, затем густо набрать краску гуашь и красить соль, хорошо размешивая ее кисточкой. Когда вся соль станет крашеной, оставить ее на несколько часов для сушки при комнатной температуре.

Вывод: Соль можно окрашивать.

Заключительный этап:

Подведение итогов реализации проекта.

Достигнутые результаты:

Участие в проекте способствовало повышению любознательности, познавательной активности ребенка. Ксюша стала больше задавать вопросов, активно проявлять интерес к окружающему миру.

Соль – это вещество белого цвета, без запаха, имеет соленый вкус, легко растворяется в воде и других жидкостях, может образовывать кристаллы.

Соль есть в морях, океанах, соленых озерах, солончаках, а также во всех живых организмах.

Соль нужна для нормального роста и развития всех живых организмов.

В больших количествах соль вредна для здоровья человека и других живых организмов.

Человек использует соль в быту, в медицине, в производстве. Объект безопасен для здоровья человека, если его употреблять в небольших количествах.

Наша гипотеза подтвердилась: соль - не только важный пищевой продукт, но и интересный материал для проведения опытов, наблюдений применения для творчества.


Актуальность: Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Почему соль? Интересное и необычное всегда рядом, не требует особых усилий и затрат. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известная и знакомая, непознанная и таинственная.

Проблема: При исследовании соли, расширить представления дошкольников о ней не только как о веществе, необходимом для жизни человека, но и об интересном материале для проведения различных опытов, наблюдений и применении в детском изобразительном творчестве.

Цель проекта: Создание оптимальных условий для развития творческой активности и положительного эмоционального состояния у дошкольников через организацию совместной познавательной и продуктивной трудовой деятельности.

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Тип проекта: краткосрочный (14.01-25.01.2019)

Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители.

Задачи проекта:

Организационно-методические: Создать условия для вовлечения детей, родителей, воспитателей к исследовательской, познавательной, поисковой деятельности.

1. Вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого – соли, ее свойств и качеств.

2.Приобщать к элементарному, доступному возрасту экспериментированию. Способствовать развитию и совершенствованию разных методов познания в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными способностями детей.

3. Побуждать детей ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату.

4. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования солью и гуашью.

1. Расширять кругозор, развивать связную речь и познавательную активность детей, практические умения в продуктивных и творческих видах деятельности, обеспечивающие выражение освоенного в рисунках, рассказах, играх;

2. Развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации, анализировать; активизировать творческие способности детей.

1. Дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом.

6. Создать условия для приобщения родителей к проведению совместной художественной деятельности с ребенком дома.

Методы и приемы для реализации проекта: анализ познавательной литературы, опытно-экспериментальная деятельность, наглядные и словесные методы, чтение художественной литературы.

Материально-технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:

­А.Ликум Детская энциклопедия "Все обо всем".- М.: АЗТ,1997.

­Виноградова Н.А.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008.

­Песков В.К. Окно в природу: Щепотка соли –М., -2000.

2. Оборудование и материалы для проведения опытов: лупы, прозрачные баночки, стаканчики, ложки, соль, яйцо, лёд, вода, гуашь.

3. Материал для рисования: альбом для рисования, соль, клей ПВА, гуашь.

4. Иллюстрации, фотографии по теме проекта.

Предполагаемый результат:

1.Осмысление элементарных естественно-научных представлений о соли, как ископаемом, имеющем полезные и вредные свойства и качества.

2. Повышение уровня начальной деятельностной компетентности у детей старшего дошкольного возраста (умение ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, принимать решения, договариваться, прогнозировать результат).

3. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный этап:

­создание необходимых условий для реализации проекта;

­подбор познавательной и художественной литературы;

­информирование родителей о реализации проекта;

­разработка плана проекта;

­проведение бесед, чтение художественной литературы.

2. Основной этап:

Мероприятия по работе с детьми:

­чтение художественной литературы,

­создание картотеки опытов,

­организация выставок детских работ,

Мероприятия по работе с родителями:

3. Заключительный этап.

­изготовление картотеки проведённых опытов с солью;

­обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли.

План проекта

1. Подготовительный этап

Подбор познавательной литературы;

Информирование родителей о реализации проекта;

Разработка плана проекта.

Воспитатель, дети, родители

Беседа «Что мы знаем

Цель: Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности.

Подбор художественной литературы.

Изучение с детьми познавательной и научной литературы.

2. Основной этап

Воспитатель, дети, родители

Цель: Уточнить представления детей о

пользе и вреде для человеческого организма соли.

Чтение пословиц и поговорок о соли.

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования солью

Цель: Познакомить с технологией добычи соли, расширить знания детей о мире профессий.

3. Заключительный этап

Воспитатель, дети, родители

Достигнутые результаты: Участие в проекте способствовало повышению любознательности, познавательной активности детей. Они стали больше задавать вопросов, активно проявлять интерес к окружающему миру.

Вывод: Наша гипотеза подтвердилась: соль - не только важный пищевой продукт, но и интересный материал для проведения опытов, наблюдений и применения для творчества.

Консультация для родителей

• Вплоть до начала 20 века фунт соли был основной валютой в Абиссинии (ныне Эфиопия).

• Удивительный Салар де Уюни (крупнейшее в мире высохшее соляное озеро, размером в 4000 квадратных миль) в Боливии становится зеркальным, когда тонкий слой воды лежит на его поверхности. Эта отражательная способность делает его очень полезным инструментом при калибровке научного оборудования из космоса. Это удивительное место обеспечивает половину мировых поставок лития.

• Соль настолько важна для человеческого организма, что если выпить очень большое количество воды, то она вымоет соль и может случиться летальная гипонатриемия.

• Потребление слишком большого количества соли может быть смертельно опасным, чтобы умереть, достаточно "принять" 1 грамм соли на 1 кг веса. Часто именно данный способ служил ритуальным самоубийством в Китае, особенно среди знати, поскольку соль в те времена была очень дорогим удовольствием.

• Морская соль хорошего качества содержит большое количество важных минералов для организма. Лучшая морская соль должна быть немного влажной.

• В средние века соль была настолько дорогой, что ее иногда называли "белым золотом". Средневековый "тротуар", один из транспортных маршрутов соли до сих пор существует в Германии, где он связывает города на немецком побережье Балтийского моря.

• Черная соль делается в Индии при помощи смешивания соленой воды с семенами Харада. Смесь оставляют после этого испаряться, в результате получаются черные куски соли. Далее производятся с солью некоторые манипуляции, в результате чего получается розовый порошок.

• В Геранде (Франция) соль по-прежнему собирается таким же образом, как это делалось древними кельтами, использовавшими плетеные корзины, через которые просачивалась морская вода. В связи с этим соль очень высоко ценится, особенно высокого качества считается соль Флер де Сель (цветок соли). Этой солью пищу посыпают перед показом, она никогда не используется в кулинарии.

• Существует очень распространенное заблуждение о том, что римские солдаты получали зарплату солью (отсюда и происхождение английского слова Salary – зарплата), однако, это неверно, им выплачивали обычные деньги. Связь солью, возможно, возникла из-за того, что солдаты покрывали солью дороги, ведущие в Рим. Римские солдаты были наемными сотрудниками, а не государственными служащими.

• До того, как библейский иудаизм прекратил свое существование, соль смешивали с жертвоприношениями животных. Соль также была символом мудрости и благоразумия.

• Для очищения авиационного топлива соль смешивается с ним для того, чтобы избавиться от всей воды, наполняющей его.

• Хлорид натрия (соль) образуется при взаимодействии металлического натрия с газообразным хлором. Это единственная порода подобного плана, которая регулярно поедается людьми.

• В начале 1800-х годов соль была в 4 раза дороже, чем говядина.

• Только 6 процентов всей добываемой соли используется в пищевых целях, еще 17 процентов часто используется для борьбы с обледенением улиц и дорог в зимний период.

• В конце 17 века соль была главным грузом, который перевозили из стран Карибского бассейна в Северную Америку. Она использовалась для засолки самых дешевых сортов рыбы, которой кормили рабов на сахарных плантациях.

Читайте также: