Почему возможно усложнение по математике в доу

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Азизова Наталья Валентиновна

Организация: МБДОУ №4

Населенный пункт: Московская область, округ Красногорск, д. Козино

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время предъявляются высокие требования к системе воспитания и образования детей. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольные годы, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Таким образом, проблема преемственности между дошкольным и начальным школьным звеньями несомненно является актуальной.

Обучение детей дошкольного возраста зависит от ряда условий. Наиболее важными из них считаются: опора на знания и умения дошкольников, согласованность с требованиями современной образовательной системы. Эти условия, как основополагающие, определяют формы и методы обучения детей в детском саду.

Преемственность можно определить, как непрерывный процесс обучения и воспитания детей, имеющий общие и специфические цели для каждого возраста. Для успешной адаптации будущих первоклассников к школе преемственность должна стать основной задачей дошкольной образовательной организации. Школа и детский сад всегда шли рядом, как звенья, дающие человеку основы жизни. Неподготовленность детей к школе может стать причиной негативных последствий: дискомфорта ученика, неумения слушать учителя, отсутствие энтузиазма к обучению.

Объект исследования – процесс непрерывного математического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Предмет исследования – методическое обеспечение процесса непрерывного математического развития детей в системе дошкольного и начального школьного образования.

Цель исследования состоит в разработке и обосновании концепции математического развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, позволяющей обеспечить осуществление непрерывности математического образования на дошкольной и начальной школьной ступени, его преемственности и повышение качества математической подготовки ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, а также разработке и апробации ее прикладного аспекта в форме образовательной технологии (методы, средства, формы). Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность.

Главная цель работы по реализации преемственности — объединение усилий педагогических коллективов образовательных учреждений для снижения признаков дезадаптации у школьников, повышения их эмоционального благополучия, сохранения здоровья учащихся и, как следствие, — повышение уровня качества образования. Чтобы процесс движения школьников по ступеням обучения математике осуществлялся поэтапно, педагогу нужны психологические знания не только об особенностях развития ребенка на каждом этапе, педагогические о закономерностях дидактики и методико-математические и методико-процессуальные знания об основах курса математики для дошкольников и младших школьников.

Математическое развитие ребенка

Под математическим развитием ребенка младшего возраста понимается целенаправленное и методически организованное формирование и развитие совокупности взаимосвязанных основных (базовых) свойств и качеств математического стиля мышления ребенка и его способностей к математическому познанию действительности. Такое развитие задает главную целевую установку обучения математике детей младшего возраста. Теоретические основы такой концепции позволяют построить эффективную методическую систему (включая технологию) непрерывного математического развития ребенка младшего возраста (дошкольника и младшего школьника), предоставляющую каждому ребенку условия для индивидуального продвижения в математическом содержании (траектории).

Последовательная реализация концептуальной целевой установки на базе разработанной методики будет способствовать:

  1. практическому созданию единой системы преемственного дошкольного и начального обучения математике
  2. достижению оптимально возможного для ребенка, соответствующего возрастному этапу уровня его математического развития.

В качестве методико-математических основ курса математики для дошкольников и младших школьников предлагается использовать математическую теорию, которая в переработанном доступном виде отражается в содержании соответствующего курса математики и может быть использована для обоснования тех или иных методических подходов. При этом необходимо различать два уровня методико-математических основ: для преподавателя и для ребенка. Основы курса математики для дошкольников и для учащихся начальной школы почти идентичны. К ним относятся: количественная теория целых неотрицательных чисел, учение о позиционной системе счисления и ее свойствах, о величинах и их измерении, о геометрических фигурах и их свойствах.

Для успешного обучения математике в начальной школе, для обеспечения преемственности между дошкольными организациями и школой, необходимо учитывать уровни геометрического развития детей. Это необходимо, чтобы определить содержание и методику изучения геометрического материала в начальной школе. Каждому уровню соответствует свой язык, содержащий определенную геометрическую и логическую терминологию, своя символика, своя глубина логической обработки изучаемого материала.

Выделяют следующие уровни геометрического развития:

  • на первом уровне геометрическая фигура представляется как целое; дети изучают различные фигуры, учатся их различать, но не видят в них общих признаков (например, не понимают, что квадрат — это прямоугольник);
  • на втором уровне происходит анализ воспринимаемых фигур, свойства в них выделяют путем наблюдений, измерений, моделирования; свойства необходимы при распознавании фигур, но дошкольники не всегда могут их упорядочить; описанные уровни вполне доступны детям 4–7 лет.
  • на третьем уровне дети должны с успехом устанавливать связи между свойствами фигур и самими фигурами, понимать почему из одного следует другое, данный уровень соответствует учащимся 4-го класса;
  • на четвертом уровне геометрического развития учащиеся осознают значение дедукции как способа построения геометрической теории. Переходу на этот уровень способствует усвоение аксиом, определений, теорем, анализа логических связей понятий и предложений;
  • пятый уровень мышления в области геометрии — это отвлечение от конкретной природы объектов и смысла отношений, связывающих эти объекты.

Переход от одного уровня к другому протекает под влиянием целенаправленного обучения, а потому зависит от содержания и методов обучения. Большинство авторов при отборе содержания и составления методических рекомендаций учитывают не только уровни развития геометрического мышления, но и непрерывность и преемственность в обучении. В настоящее время происходит смена взглядов на обучение и воспитание детей.

Образование — это не только знаний и умения, но и комплекс ценностей, которые необходимы новому поколению. Изменения в социальной и культурной жизни общества заостряют внимание на создании единого образовательного пространства. Создание единой обучающей системы предусматривает крепкую связь между звеньями в системе образования, что и есть преемственность знания, в нашем случае между дошкольными образовательными организациями и начальной школой.

Целенаправленная методическая работа над математическим развитием любого ребенка дошкольного и младшего школьного возраста возможна в процессе изучения программного учебного материала, если педагог опирается на такую технологию обучения математике, в которую изначально заложены методы и приемы, направленные на стимуляцию и развитие основных качеств и характерных особенностей математического мышления.

Если условия, порождающие преемственные связи в едином контексте математического развития ребенка разрабатывать в русле непрерывности дошкольной и школьной ступеней в системе развивающего образования на основе единого концептуального подхода к построению методологии и содержания математического образования ребенка младшего возраста, то это обеспечит реализацию преемственности дошкольного и начального математического образования.

Математическая подготовка ребенка дошкольного и младшего школьного возраста будет эффективной, если представляет собой целенаправленный и непрерывный процесс активизации и формирования характерных свойств и качеств математического мышления, что приводит к стимуляции и упрочению способностей к продуктивному оперированию математическим содержанием.

Если основным способом обучения ребенка сделать конструктивно-моделирующий способ деятельности с математическим материалом, а основным способом развития мыслительной деятельности – эмпирическое обобщение результатов своей собственной деятельности на основе сенсорно воспринимаемой информации, что соответствует ведущему типу мышления детей дошкольного возраста (наглядно-действенному в возрасте 3-5 лет и наглядно-образному в 6-10 лет), то такое обучение будет способствовать математическому развитию ребенка.

Если для построения систематической конструктивно-моделирующей деятельности ребенка на математических занятиях использовать такое математическое содержание, которое позволяет при работе с ним обеспечить полноценную опору сенсорики ребенка на вещественную или графическую модель, то это содержание будет играть роль средства математического развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.

Если в центр внимания педагога ставить проблему индивидуального развития ребенка с природными математическими способностями, а также ребенка, требующего коррекционно-развивающего обучения, то ее разрешение реально возможно в рамках рассматриваемого в исследовании методического подхода, поскольку технология этого вида обеспечивает личностно-ориентированное обучение вне зависимости от уровня развития и природных способностей ребенка.

Если внедрить в практику обучения и повышения квалификации воспитателей детских учреждений и учителей начальной школы предлагаемую в исследовании технологию математического развития ребенка младшего возраста, то это существенно повысит уровень их методической компетентности и сделает процесс математического развития дошкольников преемственным и более эффективным.

Для определения критериев и показателей социального развития детей предшкольного и младшего школьного возраста был предварительно проведён анализ научно-методической литературы.

Основными критериями полноценного социального развития детей в программах предшкольной подготовки детей могут выступать следующие:

1. Научно-практическая новизна программы. Практическая значимость - реальный эффект, получаемый в результате внедрения данной разработки;

2. Обеспечение программой (содержательно и технологически) деятельностного практического компонента социализации ребёнка;

3. Актуальность программы с точки зрения времени, своевременность;

4. Компетенции педагога, необходимые для реализации целей и задач данной программы;

5. Доступность и необходимость предлагаемых ребёнку знаний и умений;

6. Полнота представленных социальных связей, представленная на субъектном уровне: я - другой; я -другие; я - общество в целом; я - человечество;

7. Полученные в ходе обучения по программе социальные навыки, их возрастосообразность;

9. Ориентация на потребность в общении со взрослыми и сверстниками, ориентация на партнера по общению;

10. Формирование умения действовать в различных социальных ситуациях, в пределах дееспособности дошкольника;

11. Профилактика асоциального поведения в ходе реализации задач программы;

12. Наличие досугового компонента, способствующего многоролевому взаимодействию детей и взрослых, укреплению семейных взаимоотношений.

Анализ дошкольных программ и программ начальной школы

Для анализа дошкольных программ и программ начальной школы представлены следующие программы по предшкольной подготовке, рекомендованных Ученым советом Института содержания и методов обучения РАО, Департаментом общего и среднего образования Министерства Образования РФ:

Эта позиция определяет две важнейшие цели данной комплексной программы:

1. Социальная цель - обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников;

2. Педагогическая цель - развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.

Авторы проекта обращают особое внимание на развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе.

В программу входят: программа обучения и развития (для групп подготовки к школе детей с 5 лет); средства обучения для дошкольника (рабочие тетради, учебные книги), методические пособия и рекомендации для педагога по каждому разделу.

Анализ дошкольных программ и программ начальной школы показывает, что требования к детям 6-7 лет различные в разных программах. Следовательно, эти программы не вносят ясности для педагогов, занимающихся подготовкой старших дошкольников к школе, какие представления о себе и окружающем мире должны быть сформированы, чтобы ребенок был успешным в начальной школе.

Целью обучения на занятиях в детском саду является усвоение ребенком определенного заданного программой круга знаний и умений. Развитие умственных способностей при этом достигается косвенным путем: в процессе усвоения знаний.

Связь между содержанием обучения и процессом развития мышления ребенка, несомненно, существует, но ее нельзя считать достаточным условием обеспечения математического развития ребенка. В то же время, психологически и дидактически обоснованный отбор этого содержания, несомненно, будет играть значимую роль в процессе создания управляемой системы математического развития ребенка.

Цель, предмет, проблема и гипотеза исследования определили три ведущие группы задач.

Первая группа задач связана с теоретико–методологическим обоснованием ведущих положений концепции математического развития ребенка младшего возраста. Она включает следующие задачи:

1.Провести анализ современного состояния теории и практики дошкольного математического образования с точки зрения:

а) соответствия основным положениям развивающего обучения

б) соответствия современным образовательным технологиям обучения математике в начальной школе.

2.Проанализировать проблему непрерывности и преемственности дошкольного и начального математического образования.

3.На основе проведенного анализа выявить и сформулировать теоретические и методические основания концепции математического развития ребенка на дошкольном и начальном школьном этапе.

Вторая группа задач связана с разработкой прикладного аспекта концепции математического развития ребенка младшего возраста и содержит задачи:

1. Разработать содержательную базу процесса математического развития ребенка, обеспечивающую преемственные связи дошкольной и школьной ступеней в системе развивающего образования в едином контексте математического развития ребенка.

2. Разработать целостную образовательную технологию математического развития ребенка дошкольного возраста, в соответствии с принятым возрастным делением на группы в детском саду, и реализовать ее в учебно-методическом комплекте.

3. Разработать образовательную технологию математического развития ребенка младшего школьного возраста на период его обучения в начальных классах, и реализовать ее в учебно-методическом комплекте.

Третья группа задач связана с внедрением в практику технологии математического развития ребенка младшего возраста. Эта группа содержит задачи:

  1. Разработать методическое обеспечение подготовки будущего воспитателя к осуществлению руководством математическим развитием ребенка дошкольного возраста.
  2. Разработать методическое обеспечение повышения квалификации воспитателей ДОУ по осуществлению математического развития ребенка дошкольного возраста.
  3. Провести педагогический эксперимент с целью определения эффективности разработанной технологии математического развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

  • разработаны теоретико-методологические основания концепции математического развития ребенка на дошкольном и начальном школьном этапе;
  • обоснована необходимость ориентации процесса математического образования ребенка дошкольного и младшего школьного возраста на развитие и формирование характерных качеств математического мышления (гибкости, критичности, системности, и др.), что приводит к стимуляции и упрочению способностей ребенка к продуктивному оперированию математическим содержанием;
  • обоснована возможность организации методической работы над математическим развитием каждого ребенка в соответствии с его актуальными возможностями, но с ориентацией на уровень ближайшего развития, что приводит к реальному продвижению ребенка по пути развития математических способностей;

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

  • в условиях необходимости реализации требований развивающего личностно-ориентированного обучения на всех ступенях образования впервые в педагогике образования детей дошкольного и младшего школьного возраста разработана целостная, теоретически обоснованная и экспериментально апробированная система математического развития ребенка младшего возраста, позволяющая как решить задачи развивающего обучения на математическом материале, так и обеспечить преемственность математического развития ребенка на дошкольном и младшем школьном этапе;
  • разработаны принципы построения содержательной базы процесса математического развития ребенка, обеспечивающие преемственные связи дошкольной и школьной ступеней в системе развивающего образования в едином контексте математического развития ребенка (принцип преимущественного использования модельного характера обучения; принцип системности, принцип преемственности);
  • разработана целостная дидактическая система методического сопровождения процесса коррекционно-развивающей работы на математическом материале для начальной школы, позволяющая реализовать развивающую функцию математического содержания в процессе изучения программного материала в соответствии с особенностями и спецификой познавательных процессов детей рассматриваемой категории.

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

- Разработанная методическая система математического развития дошкольников и младших школьников позволяет ставить и реализовывать в массовой практике учреждений дошкольного и начального образования задачу развивающего обучения математике преемственного характера в условиях образовательных альтернатив как в ДОУ, так и в начальной школе.

- Подготовлены учебно-методические комплекты, обеспечивающие практику математического развития ребенка в ДОУ и в начальной школе, в которых представлены материалы для организации конструктивно-моделирующей деятельности детей и описание материалов и способов методической деятельности с ними педагога при работе на всех возрастных группах (3 – 10 лет).

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечены применением совокупности методов исследования на методологическом, теоретическом и практическом уровнях, адекватных его предмету, цели и логике исследования, методологической обоснованностью исходных теоретических положений, репрезентативностью источниковой базы, подтверждением полученных выводов и результатов данными педагогической практики.

2. Закреплять умение считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах 5-10 (на наглядной основе).

3.Формировать умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 ш основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет

количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10).

2. Упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей.

3.Закреплять умение устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар предметов или соединения предметов стрелками.

1. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик)

2. Развивать умение детей сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче, уже синего).

3. Формировать умение устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности.

3. Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже). шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему.

1. Закреплять умение считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.

2. Закреплять умение делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.)

3. Формировать первоначальные измерительные умения.

Во всех начиная со второй младшей группы.

1. 2-ая младшая. Распознавание понятий: один-много, большой-маленький, счёт до трёх, количественное восприятие предметов в пределе трёх, выбор по названию: большой и маленький, распознавание и выбор по называнию форм: шар и куб.

2. Средняя. Счёт до четырёх, распознавание понятий: низкий-высокий, широкий-узкий, длинный-короткий, толстый-тонкий, тяжёлый-лёгкий.

3. Старшая. Счёт до пяти, употребление названий: глубокий-мелкий, высокий-низкий, распознавание форм: цилиндр, круг.

4. Подготовительная . Счёт до десяти, сложение и вычитание в пределах восьми на конкретном материале, понятия: прибавить, отнять, решение и составление соответствующих задач.

2) По каким разделам ведется обучение?

1. В младшей группе: идет простое сравнение - больше, меньше; используются сюрпризные моменты, ска­зочные сюжеты. Все занятия в игровой форме. Не усложняется материал.

2. В средней группе: сравнение уже по двум признакам - длина, ширина,

целесообразно использовать проблемные ситуации.

4. В подготовительной группе: в начале учебного года у детей закрепляют умение выделять длину, ширину, высоту предметов. Затем их учат измерять и сравнивать длину, ширину, высоту предметов с помощью условной меры.

Организовывается работа дежур­ных, обсуждается, чем занимались на прошлом занятии (в целях подготовки к школе).

Математика для малышей

Одним из ведущих принципов современного дошкольного образования является принцип развивающего обучения. Становление начальных математических знаний и умений стимулирует всестороннее развитие малышей, формирует абстрактное мышление и логику, совершенствует внимание, память и речь, что позволит ребёнку активно познавать и осваивать окружающий мир. Занимательное путешествие в страну геометрических фигур и арифметических задач станет прекрасным подспорьем в воспитании таких качеств, как любознательность, целеустремлённость и организованность.

Цели и задачи освоения азов математики для разных групп детского сада

Арифметика является фундаментом, на котором строится способность правильно воспринимать действительность, и создаёт основу для развития ума и сообразительности в отношении практических вопросов.

И. Песталоцци

Цели формирования элементарных математических представлений (ФЭМП):

  • освоение детьми понимания количественных соотношений предметов;
  • овладение конкретными приёмами в умственной сфере (анализ, синтез, сравнение, систематизация, обобщение);
  • стимулирование развития самостоятельного и нестандартного мышления, что будет способствовать развитию интеллектуальной культуры в целом.

  1. Первая младшая группа (два-три года):
    • обучать навыкам определения количества предметов (много-мало, один-много);
    • учить различать предметы по величине и обозначать в словесной форме (большой кубик — маленький кубик, большая кукла — маленькая кукла, большие машинки — маленькие машинки и т. д.);
    • учить видеть и называть кубическую и шаровидную форму предмета;
    • развивать ориентацию в пределах помещения группы (игровая комната, спальня, туалетная и т. д.);
    • дать знание о частях тела (голова, руки, ноги).
  2. Вторая младшая группа (три-четыре года):
    • учить объединять в группы однотипные предметы, сравнивать равные и неравные группы, владеть приёмами наложения и приложения, уметь выделять общий признак (цвет, величина, форма);
    • научить сравнивать предметы по длине (длинный — короткий), ширине (узкий — широкий), по высоте (низкий — высокий);
    • познакомить с кругом, квадратом, треугольником;
    • учить отличать правую и левую руку, правильно определять направление (вверх-вниз, вперёд-назад);
    • познакомить с частями суток.

Занятие по математике в младшей группе

Воспитанники второй младшей группы знакомятся с кругом, квадратом, треугольником

Занятие по математике в средней группе

На занятии по математике в средней группе малыши изучают порядковый счёт в пределах пяти

Занятиепо математике в старшей группе

Старшие дошкольники знакомятся с цифрами от нуля до девяти и составом числа из отдельных единиц

Педагогические приёмы ФЭМП

Девочка выполняет задания по математике в большом альбоме

Для старших дошкольников наглядными материалами в большей степени становятся абстрактные знаковые изображения реальных предметов и геометрических фигур

Игровые приёмы

Игровые приёмы предполагают активное использование на занятиях сюрпризного момента, дидактических игр

Видео: занятие по математике с использованием LEGO (средняя группа)

Как заинтересовать детей математикой в начале занятия

Для активизации внимания своих воспитанников педагог может использовать в работе стихотворения, загадки, дидактические игры, костюмированные представления, демонстрацию иллюстраций, просмотр мультимедийных презентаций, видео или мультипликационных фильмов. Сюрпризный момент обычно выстраивается вокруг популярного и любимого детьми сказочного или литературного сюжета. Его герои создадут интересную ситуацию, оригинальную интригу, которая вовлечёт детей в игру или пригласит в фантастическое путешествие:

воспитательница переоделась феей-математикой

Сюрпризный момент вводной части занятия обычно выстраивается вокруг популярного и любимого детьми сказочного или литературного сюжета

Таблица: картотека игровых заданий по математике

  1. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.
  2. Составить 2 равных квадрата из 7 палочек.
  3. Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.
  4. Составить 4 равных треугольника из 9 палочек.
  5. Составить 3 равных квадрата из 10 палочек.
  6. Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника.
  7. Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника.
  8. Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники.
  1. Разложить кусочки квадратов по цвету.
  2. По номерам.
  3. Сложить из кусочков целый квадрат.
  4. Придумать новые квадратики.

Видео: подвижные игры на математике в подготовительной группе

Таблица: математика в стихотворениях и загадках

Геометрические фигуры Счёт Дни недели
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (Круг)
Четыре палочки сложил
И вот квадратик получил.
Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нём — прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его… (Квадрат)
У круга есть одна подруга,
Знакома всем её наружность!
Она идёт по краю круга
И называется — окружность!
Взял треугольник и квадрат,
Из них построил домик.
И этому я очень рад:
Теперь живёт там гномик.
Мы поставим два квадрата,
А потом огромный круг.
А потом ещё три круга,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел развесёлый чудачок.
У треугольника три стороны,
И они могут быть разной длины.
Трапеция больше на крышу похожа.
Юбку рисуют трапецией тоже.
Взять треугольник и верх удалить —
Трапецию можно и так получить.
На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок.
Прибежал ещё один
И уселся рядом с ним.
Сколько стало щенят?
На плетень взлетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов?
Пять щенят в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет?
Четыре спелых груши
На веточке качалось.
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось?
Привела гусыня-мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки.
Три сынка, а сколько дочек?
Внуку Шуре добрый дед
Дал вчера семь штук конфет.
Съел одну конфету внук.
Сколько же осталось штук?
Барсучиха-бабушка
Испекла оладушки,
Пригласила трёх внучат,
Трёх драчливых барсучат.
Ну-ка, сколько барсучат
Ждут добавки и молчат?
У этого цветка
Четыре лепестка.
А сколько лепестков
У двух таких цветков?
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала.
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч,
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения.
Вот неделька, в ней семь дней.
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Назовётся понедельник.
Вторник — это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка среда
Третьим днём всегда была.
А четверг, четвёртый день,
Шапку носит набекрень.
Пятый — пятница-сестрица,
Очень модная девица.
А в субботу, день шестой
Отдыхаем всей гурьбой
И последний, воскресенье,
Назначаем днём веселья.
— Где бездельник Понедельник? —
Спрашивает Вторник.
— Понедельник — не бездельник,
Никакой он не бездельник,
Он отличный дворник!
Он для повара Среды
Притащил ведро воды.
Кочегару Четвергу
Смастерил он кочергу.
Но приходила Пятница —
Скромница, опрятница,
Он оставил всю работу
И поехал с ней в Субботу
К Воскресенью на обед.
Передал тебе привет.
(Ю. Мориц).

Фотогалерея: дидактические игры на развитие устного счёта

Сколько цветочков нужно облететь пчёлке? Сколько яблок на ветке, сколько на траве? Сколько грибов под высокой ёлкой, а сколько — под низкой? Сколько зайцев в корзине? Сколько яблок съели дети, а сколько осталось? Сколько утят? Сколько рыбок плывёт направо, сколько налево? Сколько ёлочек было, сколько спилили? Сколько всего деревьев, сколько берёзок? Сколько морковок всего, сколько съел зайчик? Сколько было яблок, сколько осталось?

Видео: развивающий мультфильм (учимся считать)

Этапы развития счётной деятельности по возрастным группам

Видео: математика во второй младшей группе

Этап счёта в пределах 5 (четыре-пять лет):

Видео: счёт в средней группе

Этап счёта в пределах десяти (пять-семь лет).

Опорными по-прежнему являются приёмы, основанные на принципе получения последующего числа из предыдущего и наоборот путём добавления или убавления единицы. Упражнения выстраиваются вокруг наглядного сопоставления двух групп различных предметов, например, машинки и матрёшки, или предметов одного вида, но разбитых на группы по определённому признаку, например, домики красные и синие. Как правило, на занятии получают два новых числа, следующих друг за другом, например, шесть и семь. В третьем квартале старшей группы детей знакомят с составом числа из единиц.

Для развития умственной операции счёта упражнения усложняются, детям предлагают задания, связанные со счётом звуков (хлопки или звуки музыкальных инструментов), движений (прыжки, приседания) или счётом на ощупь, например, посчитать мелкие детали конструктора с закрытыми глазами.

Видео: счёт в старшей группе

Как спланировать и провести занятие по математике

Занятие по математике проводится один раз в неделю, продолжительность зависит от возраста детей:

  • 10–15 минут в младшей группе;
  • 20 минут в средней;
  • 25–30 в старшей и подготовительной.

Во время занятий активно практикуются как коллективные, так и индивидуальные формы работы. Индивидуальный формат предполагает выполнение упражнений возле демонстрационной доски или у рабочего стола педагога.

Индивидуальные упражнения наряду с коллективными формами обучения помогают решить задачи усвоения, закрепления знаний и умений. Кроме того, индивидуальные упражнения играют роль показа образца для коллективного исполнения. Оптимальный вариант организации и проведения занятий по математике предполагает разделение детей на подгруппы с учётом разных интеллектуальных возможностей. Такой подход будет способствовать повышению качественного уровня обучения и создаст необходимые условия для реализации индивидуального подхода и рационального дозирования умственной и психологической нагрузки.

Видео: индивидуальное занятие с малышами трёх лет

Таблица: картотека тем по знакомству с числами в подготовительной группе

Видео: математика в подготовительной группе

Структура и конспект занятия

  • Организационная часть — мотивирующее начало занятия.
  • Основная часть — практические пояснения педагога, самостоятельное выполнение детьми заданий и упражнений.
  • Итоговая часть — анализ и оценка детьми результатов своей работы.
  • Закреплять умение считать в пределах 10; закреплять умение сравнивать множества предметов, уравнивать их; учить различать геометрические фигуры (круг, овал, квадрат).
  • Развивать логическое мышление, память, воображение.
  • Воспитывать самостоятельность, желание прийти на помощь в трудную минуту, чувство сопереживания.
  • Зверь какой-то на бегу
    След оставил на снегу.
    Ты сказать теперь мне можешь,
    Сколько здесь ступало ножек? (Четыре)
  • Вот следы ведут ещё,
    Сколько их теперь всего? (Восемь)

— Дети, какой зверёк оставил эти следы? (заяц)
А вот и его домик. Скорее к нему.

  • Ветер ёлочки качает,
    Вправо, влево наклоняет.
    Ветер дует нам в лицо,
    Закачалось деревцо.
    Ветерок всё тише, тише.
    Деревцо всё выше, выше.
  • Ах ты, рыжая плутовка,
    Прячешь Колобка ты ловко,
    Всё равно его найдём,
    От беды его спасём.

— Дети, Лисичка ждёт гостей, напекла булочек и баранок, напекла много и задумалась, а всем ли гостям хватит поровну? Поэтому-то она и спрятала нашего мучного сладкого Колобка. Давайте поможем Лисе, сравним количество баранок и булочек (сравнивают попарно, уравнивают множества).
— Лиса мне сказала, что спрятала Колобка в одной из этих коробок. Давайте будем открывать их. Для этого отгадаем загадки, написанные на них.

Математические занятия в детских садах для развития малышей

Освоение дошкольниками математики играет важную роль не только в подготовке к школьной жизни, но и для формирования навыков логического мышления, развития интеллекта и понимания причинно-следственных связей в окружающем мире. Занятие по математике в дошкольной группе поможет не только научить детей, но и увлечь их этим предметом в дальнейшем.

Что такое ФЭМП в ДОУ

Математическая подготовка дошкольника включает в себя несколько различных областей НОД. Здесь важно освоить определенный начальный объем знаний, получить базовые представления о числах, пространстве и времени. Однако не менее важна выработка способности грамотно мыслить, самостоятельно решать поставленные задачи. В этом возрасте возможно сформировать начальные представления о различных математических объектах.


Достичь этих целей можно только при том условии, что теория и методика математического развития детей дошкольного возраста организована рациональным образом. Математическое развитие выражается в формировании у детей правильных представлений о математических объектах, умения последовательно размышлять. Занятия должны строиться с учетом требований ФГОС.

Многие педагоги в своих трудах отмечали, что период жизни дошкольника представляет собой оптимальное время для того, что развивает математика, что создаст основы для дальнейшего развития ребенка.

В этом возрасте у человека преобладает образное мышление. Однако ребенок способен не только улавливать различные внешние связи объектов, но и находить общие связи и закономерности. Принято считать, что ребенку важнее на занятиях по ФЭМП дать основу для понимания и познания жизни, а не просто снабдить его определенной суммой знаний.

Обратите внимание! Известные педагоги занимаются дошкольным образованием детей. Один из наиболее известных — Колесникова, написавшая несколько пособий о том, как эффективно давать детям математические знания.

Что развивает математика у дошкольника

С самого раннего возраста ребенок воспринимает различия между окружающими предметами по цвету, величине, форме, тому, низкий или высокий. Многие игрушки для малышей в 2-3 года похожи на геометрические фигуры: мячики, пирамидки или кубики. Через игры у детей расширяются представления о том, что такое форма или количество предметов.

У малышей не старше трех лет имеется способность группировать предметы в соответствии с их внешними признаками. Со сравнения отдельных предметов или их групп начинается изучение математических знаний. Пособие по математике для дошкольников должно быть наглядным.

В четыре года большинство детей способно сосчитать небольшое количество предметов. Сначала они осваивают счет до пяти, а затем, когда становятся чуть старше, то до десяти.


Игра с геометрическими фигурами

Математика для малышей помогает решить следующие задачи:

  • Формирование приемов мышления, которые ребенок способен использовать при решении задач.
  • Умение при решении детских задач по математике понимать и правильно определять причинные связи явлений окружающего мира.
  • Способность в 5-6 лет выстраивать правильные логические рассуждения, используя имеющиеся у ребенка данные.
  • Развитие при помощи математики в ДОУ способностей малыша к вариативному рассмотрению ситуации.
  • Совершенствование интеллектуальных способностей детей: не только мышления, но и памяти, воображения.
  • Повышение интереса малышей к математике, путем создания условий для проведения исследований чисел и фигур.

Важно! Развивать способность логически мыслить у ребенка эффективней всего, делая это частью математического обучения.

Теория и методика проведения занятий по математике

У малышей отсутствует абстрактное мышление, но математика для детей доступна, используя действия и образное мышление. Как это реализовать на практике — рассказано далее.

Конспект занятия по геометрии

При проведении занятий по математике воспитателю требуется в увлекательной форме ознакомить детей с абстрактными понятиями и научить их пользоваться ими. Пример занятия, с помощью которого в средней и старшей группах может решаться эта задача, приводится далее.

Цель такого занятия по детской математике состоит в том, чтобы дать детям элементарные знания по геометрии. Для повышения интереса к изучению математики в 3-4 года или в более старшем возрасте воссоздается обстановка для исследовательской деятельности детей, проводятся параллели между сферой математических знаний и реальной жизнью.


Девочка у доски

Планируя то, как научить ребенка математике, надо обеспечить решение таких задач:

  • Детям помогают понять, что существенные особенности фигур не зависят от их величины или конкретного пространственного расположения.
  • Им в возрасте 4+ прививают способность к математической зоркости. При этом их учат сравнивать предметы не только по особенностям внешнего вида, но и по их геометрической форме. В частности, они учатся находить в ближайшем окружении предметы, сходные или различные по геометрической форме.
  • Малыши могут научиться конструировать форму по ее описанию.
  • Обучают созданию тематических композиций фигур.
  • В 4-5 лет учат способностям к математическому мышлению.
  • Прививают навыки грамотного логического мышления, учат правильно строить логические рассуждения.
  • В 6-7 лет объясняется связь отвлеченных математических знаний и продуктивной деятельности. Малышам объясняют, как использовать знания, полученные на уроках с пользой применять в практической жизни.

Тип занятия является познавательно-исследовательский.

Подготовка

Для выполнения заданий потребуются следующие материалы:

  • мяч;
  • фонограмма с записью музыки для проведения физкультминутки;
  • набор геометрических фигур;
  • карточки, на которых изображены планеты солнечной системы;
  • листы бумаги в клеточку;
  • для каждого малыша необходим простой карандаш.

Для занятия необходимо следующее: компьютер, интерактивная доска и проектор.

Обратите внимание! Этапы занятия представлены ниже.

Начало

На первом этапе воспитатель спрашивает у малышей о том, любят ли они путешествовать. Они подтверждают это. Далее с ними обсуждается место, которое они хотели бы посмотреть.

Воспитатель предлагает всем полететь на Луну и интересуется тем, какая у нее геометрическая форма. Предлагает детям нарисовать ракету и просит рассказать, какая форма у нее. Предлагает привести примеры предметов, имеющих аналогичную форму.

Учитель рассказывает, что все будут ездить на луноходе и выбирает водителя с помощью считалки.

Основное содержание урока

Дальше обсуждаются различные небесные тела и их форма.

На материале полета объясняют, что в задаче имеются условия и необходимо получить ответ. Обсуждаются различные виды задач с числами.

Рассматривают лунный пейзаж и видят горы и кратеры. Сравнивают их с фигурами. Детям предлагают геометрические фигуры и говорят, что это лунные камни. Каждый должен назвать форму своей находки.

Заключительная часть

Путешествие оканчивается, дети летят домой. Затем проводится физкультминутка. При этом поют песенку на геометрическую тематику и делают выученные заранее движения.

В заключение детям предлагают выбрать геометрическую фигуру. Затем воспитатель разъясняет значение каждой из них.

В конце воспитатель рассказывает о том, что дети узнали за это занятие.


Полезные материалы для математики в детском саду

В качестве раздаточного материала может быть использовано следующее:

  • Рабочие карточки для обучения счету. Они разбиты на 10 клеточек. В каждой из них нарисована одна из первых десяти цифр и соответствующее количество игрушек.
  • Карточки, где имеются строчки по 10 клеток. Их может быть 5-7 или больше. В каждой строке нарисованы одинаковые рисунки, в различных — изображения отличаются. При работе их разрезают на квадратики и используют в качестве материала для обучения счету. Такие пособия можно распечатать с компьютера.
  • Могут быть использованы произведения детской литературы, в которых затронута математическая тематика.
  • Объемные геометрические фигуры помогут малышам лучше усвоить особенности математических понятий и подготовиться к школе.

Создание для детей подходящей среды для творческой деятельности, продуманный подход к занятиям позволят развить их способности и увлечь их математикой.

Каким должно быть занятие по математике для дошкольников

При работе с детьми младшего возраста методы обучения должны быть наглядно-действенными. Малыши лучше всего усваивают новое, наблюдая за действиями старших или делая самостоятельные попытки под его руководством.

Один из действенных приемов — это организация сюрпризных моментов, в которых имитируется появление игрушек или прихода сказочных гостей.

Хорошим подспорьем будет использование онлайн материалов.

Объяснение математических понятий лучше всего начинать со сравнения предметов, нахождения в них общих или отличительных признаков.

Поэтому важно правильно работать с дидактическим материалом. Важно понимать, что если ребенок терпит неудачу, то он быстро теряет интерес к занятию. Поэтому материал надо разбить на относительно небольшие части и давать ребенку простые и понятные объяснения каждого шага решения задачи.

Как подготовиться педагогу к занятиям

При подготовке учителя важную роль играет продуманность сюжета и согласованность различных частей занятий. Он должен внимательно изучить конспект и обеспечить такую подготовку, чтобы дети чувствовали его уверенность, когда он помогает им освоить математику.

Важно! Перед тем, как заниматься с детьми, нужно провести с ними подготовительную работу: читать для них соответствующие произведения детской литературы, показывать учебные фильмы, рисовать фигуры в тетрадях, разговаривать о том. что они уже знают и помогать найти математические элементы в окружающей их жизни.


Занятие по математике

Организация занятий по математике

Рекомендуется проводить занятия с дошкольниками, начиная с 1 сентября. Наиболее подходящая численность группы составляет 6-8 человек. Уже через месяц, можно заниматься со всеми детьми вместе.

Прочное усвоение знаний малышами основано на постоянном изучении однотипных задач в классе. Однако надо, чтобы не было слишком большого количества непосредственных повторений. Каждую задачу важно использовать не более 2-3 раз. Важно не провести недооценки или слишком высокой оценки детей. Если не загружать их оптимальным образом, то это снизит их уровень концентрации на проводимом занятии.

Важно проводить обучение таким образом, чтобы регулярно происходила у малышей смена видов деятельности, приучить их к постоянно возникающим игровым моментам.

Дети должны получать простые и исчерпывающие объяснения. Только понятные им знания способны увлечь их и мотивировать к развитию логического мышления. Преподаватель должен быть хорошо подготовлен к таким объяснениям, чтобы учить малышей.

Обучение малышей математике должно быть систематическим и продуманным год от года. Это позволит дать им начальные знания, научить решать задачи и привить интерес к предмету.

Читайте также: