Можно ли родителям присутствовать в детском саду при адаптации

Обновлено: 05.07.2024

Но часто помощь во время привыкания к новым условиям родителям нужна не меньше, чем их ребенку. Бывает и так, что ребенок адаптируется легко, а мама никак не может смириться с разлукой и чувствует угрызения совести. Поэтому сегодня мы решили выяснить у экспертов, как родителям успешно пережить разлуку с малышом.

Чем обусловлено эмоциональное напряжение родителей?

Конечно, волнение взрослых в период адаптации ребенка понятно и является вполне естественным явлением. Однако, бывают случаи, когда мама не просто испытывает легкое волнение, а находится в состоянии постоянного нервного напряжения от того, что придется отдавать ребенка в учреждение дошкольного образования.

Остановимся на трех основных причинах, которые вызывают чрезмерное волнение родителей в связи с выходом малыша в садик.

1. Сильная привязанность к ребенку

Подобные фразы можно услышать от мам, которые находятся с ребенком 24 часа в сутки, а если малыш и оставался без нее, то всего на несколько часов, и то очень редко.

Однако такая позиция на самом деле является проекцией (переносом своих ожиданий и переживаний на ребенка). Малыш пока не знает, как ему там будет, но мама за него уже все решила. И тем самым значительно ухудшает адаптацию ребенка.

И они оба будут страдать день за днем, пока мамина позиция не изменится. Помните: ваше волнение не должно стать препятствием на пути взросления малыша. Ваш ребенок — самостоятельная личность, а не ваша часть или собственность.

2. Страх, что ребенка в саду обидят

Этот страх появляется через страшные истории о воспитателях и детских садах, которыми наполнен Интернет, и, возможно, через ваш негативный опыт.

  • Это могла быть конкретная ситуация в вашем детстве, строгая воспитательница или просто воспоминание о том, как не хотелось идти в детский сад.

Однако старайтесь не переносить на малыша свой детский негативный опыт. Если вам в садике было плохо, вас обижали дети или воспитатели были жестоки, несправедливы — это не значит, что ваш ребенок пройдет тот же путь. В конце концов, сейчас другие времена, другие условия и, наверное, вы нашли лучший садик из всех возможных вариантов.

Однако если переживания очень сильные, родителям полезно до того, как ребенок будет зачислен в группу, пойти туда, познакомиться с директором и воспитателями, наладить с ними коммуникацию.

  • Можно поставить воспитателю вопросы и узнать, что он будет делать в различных ситуациях.

Кроме того, в первые дни обычно можно находиться рядом с ребенком в саду и убедиться, действительно ли в нем будет комфортно и безопасно вашему ребенку.

  • Кстати, в большинстве детских садов есть собственные сайты. Обычно, там есть страницы для родителей и много полезной, интересной информации о жизни учреждения.

3. Чувство вины за то, что отдаете ребенка в садик

Сегодня очень распространено мнение, что ребенку вообще не нужен детский сад, и ему комфортнее быть дома с мамой до школы.

И когда женщине приходится выходить на работу или она чувствует себя некомфортно только в роли мамы и домохозяйки, у нее возникает чувство вины за то, что она не сможет уделять ребенку достаточное количество времени.

Однако психологи уверяют, что после трех лет — сепарация от мамы является естественным процессом. Три года — это условная граница самостоятельности и отделения от мамы. Ребенок становится психологически более зрелым, может понятно объяснить свои желания и выдержать длительную разлуку с мамой.

  • А вот раньше отдавать ребенка в садик специалисты не рекомендуют (только при крайней необходимости).

Уроки разлуки: как маме адаптироваться к детскому саду на learning.ua

Как подготовиться к длительной разлуке с ребенком?

Перед детским садом у ребенка обязательно должен быть положительный опыт пребывания отдельно от мамы.

Психолог Анастасия Мартыненко советует родителям перед садиком (желательно, через полгода-год) начать водить ребенка на любые занятия, которые могут ему понравиться, но в которых возможно присутствие без мамы.

  • Идеальным вариантом могут стать кружки, развивающие занятия, группы кратковременного пребывания.

Можно попробовать договориться с подругой или сестрой, у которой тоже есть дети, оставить у нее своего ребенка на несколько часов. Пусть они периодически пишут вам о том, как обстоят дела, как ваш малыш освоился, или играет. Будет замечательно, если оставлять вы будете его с постоянной периодичностью.

В предложенных вариантах переживание разлуки будет более безопасным для вас, чем в садике, потому что это только на несколько часов, вы знаете взрослого, группа детей небольшая. То есть риски минимизированы, однако, остается факт — ребенок там без вас, вы не можете контролировать, что там происходит, вы вне зоны видимости / досягаемости.

Чтобы успокоить себя перед разлукой, можно провести еще такое упражнение:

  • Представьте ситуацию, что вы ведете своего малыша в детский сад и оставляете его там.
  • Что вы чувствуете?
  • За что переживаете больше всего?
  • Что в детском саду может быть страшным и травматическим для вашего ребенка?
  • Какова вероятность того, что это случится?
  • Ответьте на вопрос, что я могу сделать для того, чтобы уменьшить свою тревогу?
  • Что бы мне помогло успокоиться и принять тот факт, что мой ребенок пойдет в детский сад?
  • Допускаю ли я мысль о том, что моему ребенку может быть весело и интересно с другими взрослыми?

Попробуйте ответить на эти вопросы спокойно, по очереди, желательно письменно или кому-то вслух. Очень часто во время таких размышлений ответы приходят сами собой, как озарение.

Уроки разлуки: как маме адаптироваться к детскому саду на learning.ua

Как правильно прощаться с ребенком?

Но семейный психолог Наталья Гаевская предостерегает: никогда не оставляйте ребенка, не попрощавшись. Конечно, родители в подобной ситуации могут чувствовать себя лучше, чем тогда, когда нужно прощаться, потому что не видят и не слышат, как плачет их ребенок. Воспитателю тоже может быть легче, поскольку малыш быстрее успокаивается.

Вместо этого выработайте свой ритуал прощания (ведь все, что происходит регулярно, — успокаивает). Чтобы не затягивать разлуку, выберите последовательные действия, которые вы должны делать каждый раз, отправляя ребенка в группу.

Затем передаете его воспитателю и уходите.

Как облегчить эмоциональное состояние мамы во время адаптации ребенка?

Прежде всего, необходимо осознать, что ВСЕ сталкиваются с подобными ситуациями, поэтому ваше волнение является абсолютно нормальным.

Вот несколько простых советов, как сделать процесс адаптации максимально позитивным:

1. Держите себя в руках. Безусловно, это легче сказать, чем сделать, но, провожая ребенка в детский сад как в экспедицию на Северный Полюс, вы передаете часть своих переживаний малышу. Если же мама будет спокойна, то и ребенок быстрее успокоится.

2. Будьте уверены и последовательны в своем решении. Вы не бросаете, не предаете своего ребенка, а отпускаете в новый, интересный и увлекательный мир. Попытайтесь вначале не делать перерывов в посещении — неделя дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.

3. Попробуйте заранее сформировать для себя и вашего малыша положительное отношение к выбранному вами детскому саду. Расскажите смешные истории из жизни других детей или поделитесь личным опытом.

4. Если ваш ребенок плохо владеет навыками самообслуживания, не надо в авральном режиме перед походом в детский сад начинать обучать его этому. Это плохая идея, потому что такое внезапное обучение добавит лишних переживаний и вам, и малышу. Поэтому лучше решать проблемы по факту их возникновения, чем волноваться заранее.

5. Объясните ребенку, что воспитатель — это человек, к которому всегда можно обратиться за помощью, пока мамы нет рядом, чтобы не случилось.

6. Поговорите с воспитателем об особенностях ребенка, его предпочтенияах и привычки. Не бойтесь казаться навязчивой, ведь чем больше воспитатель будет знать о малыше, тем проще и лучше сложатся его первые дни в детском саду.

7. Узнайте все правила и особенности выбранного вами детского сада, его режим. Начинайте заранее к нему привыкать сами и готовить малыша.

8. Поддерживайте себя, чтобы иметь возможность поддержать ребенка. Поделитесь своими переживаниями с мужем, подругой, обратитесь к психологу.

  • Кстати, в каждом саду работает специалист психологической службы, к которому вы можете обратиться за профессиональной помощью.

И самое главное — верьте в своего ребенка! Если мама уверена, что с ее малышом в саду все будет хорошо, — так и будет. Желаем вам и вашим деткам легкой и безболезненной адаптации!

А ещё кажется, если мама рядом - ребенку будет легче адаптироваться.

🔝Но, давайте учитывать,что во время адаптации малышу нужно:

  • приспособиться к новым условиям,
  • обращаться за помощью и слушать воспитателя,
  • делиться игрушками.
  • самому соображать, что нужно сделать.

☝️Это все-новые задачи. Для адаптации нужно выйти из старой зоны комфорта, где было просто и понятно. И создать новую.

Сделать это ребенок должен сам. Родители не смогут это сделать за него.

❗ А если мама с ребенком в группе? Теперь новая зона? И новая ли она? Учится ли ребенок опираться на себя? Нет. Зачем? Мама же рядом. Получается, ребенок адаптируется к условиям, которые быстро закончатся.

💁🏼 ️Дети зависимы от первой встречи с ситуацией. И в дальнейшем не любят что-то менять.

Разумнее и проще сразу, с первого момента, правильно расставлять акценты и знакомить малыша с реальными правилами.

✔️ Перед походом в садик мы ребенка мотивируем - игрушками, праздниками, прогулками, общением. Для кого что важно, то и выбираем.

❗Мама в группе - и значимость мотивации падает. Зачем? С мамой ему везде хорошо. Мама из группы ушла-и вовсе не факт, что мотивация начнет работать. Ведь ребенок уже все видел и знает - и в игрушки он поигрался, и тетя строгая, и с детьми не так просто.😲

Так что мама в группе-это палка с двумя концами. Хотим облегчить, но облегчаем?🤷

✔️👍А вот экскурсия по группе и садику будет не лишней.

👍 Показать, где игрушки, где кроватки, где туалет. Рассказать о правилах и порядке действий. Вот тут как раз хорошо, если это делает мама вместе с воспитателем.🤗

А как Вы считаете, нужно ли маме быть в группе в первые дни? Чем она может помочь там ребенку?

Если Вам понравилась моя статья ,можно не поскупиться и поставить пальчик вверх 👍.

Представьте себе мир маленького ребёнка. Любимые мама и папа, знакомые игрушки, тёплая кроватка, привычные обстановка и режим дня.

И вдруг в один день всё меняется. Мама отводит его в незнакомое место и оставляет с чужой тётей. В этом месте всё чужое – и игрушки, и кроватка, и еда не такая, как дома. А главное – там много незнакомых детей, которые часто плачут, а некоторые могут даже и обидеть. В этом месте нужно слушать воспитательницу и делать всё, что она скажет. Это место называется детский сад….

Попадая в незнакомую обстановку, ребёнок находится в состоянии сильнейшего стресса. Чтобы он смог привыкнуть к ней, должен пройти период адаптации. Этот термин означает способность приспосабливаться к условиям внешней среды, подстраиваться под них.

Во время адаптации происходит перестройка деятельности практически всех систем детского организма.

Адаптация ребёнка к условиям детского сада, как правило, сопровождается следующими явлениями:

ухудшается сон и аппетит;

ребёнок выглядит подавленным, вялым, заторможенным;

частые капризы, истерики по любому поводу.

Существуют 3 категории детей. У одних адаптационные проблемы начинаются сразу, у других – спустя 2-3 недели, у третьих видимые изменения отсутствуют. Это связано со многими факторами и зависит от адаптивных возможностей организма ребёнка.

Пугаться изменений в поведении сына или дочери не стоит. Таким образом организм ребёнка справляется с возникшим стрессом и приспосабливается к новым условиям.

Степени адаптации.

Различают лёгкую, среднюю и тяжёлую степень адаптации ребёнка к детскому саду.

Лёгкая степень

Ребёнок с лёгкой степенью адаптируется в среднем 2-4 недели. Для лёгкой степени адаптации будут характерны следующие показатели:

Сон: ребёнок спокойно спит во время дневного и ночного сна, может иногда просыпаться, но легко засыпает снова.

Аппетит: хороший, может присутствовать избирательность в блюдах.

Эмоциональное состояние: ровное, спокойное.

Поведение: без слёз и истерик отпускает от себя маму и остаётся в группе. Может занять себя игрой.

Общение со взрослыми и сверстниками: идёт на контакт с воспитателями и детьми, может попросить педагога о помощи, включается в игру со сверстниками.

Даже при лёгкой степени адаптации у ребёнка первое время могут наблюдаться нарушения сна и аппетита.

Средняя степень.

Средняя степень адаптации длится больше месяца. Ребёнок часто болеет, привыкание к детскому саду затруднено из-за долгих перерывов.

Об адаптации средней степени тяжести можно судить по следующим критериям:

Сон: ребёнок временами не спит в тихий час; если засыпает, то сон беспокойный, прерывистый.

Аппетит: может отказываться от некоторых блюд, ест мало.

Эмоциональное состояние: часто плачет, грустит, настроение меняется от незначительных причин. Может занять себя игрой, но на непродолжительное время.

Поведение: с трудом расстаётся с мамой, после её ухода подолгу стоит в одиночестве у окна.

Общение со взрослыми и сверстниками: интереса к общению не проявляет, постоянно спрашивает у педагога, скоро ли придёт мама.

Ребёнок с тяжёлой степенью адаптации может привыкать к детскому саду более 2 месяцев, а может и не привыкнуть вовсе. Тогда врачи рекомендуют отказаться от посещения дошкольного учреждения.

Тяжёлая степень.

Тяжёлое привыкание характерно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

О том, что ребёнку нелегко даётся адаптация к детскому саду, можно судить по следующим показателям:

Сон: ребёнок не спит в тихий час. Ночью сон беспокойный, прерывистый, бывают ночные страхи.

Аппетит: пониженный, может отказываться от приёма пищи.

Эмоциональное состояние: подавленное, ребёнок как бы уходит в себя или наоборот агрессивен.

Поведение: после ухода мамы плачет, кричит, не хочет заходить в группу, может долгое время сидеть в раздевалке.

Общение со взрослыми и сверстниками: на контакт не идёт или проявляет агрессию к детям и взрослым.

О завершении адаптационного периода у ребёнка можно судить по стабилизации всех показателей.

Этапы привыкания.

Процесс привыкания ребёнка к детскому саду проходит в несколько этапов.

1 этап – период дезадаптации. Как бы ни готовили родители ребёнка к яслям, в первое время он всё равно будет находиться в состоянии стресса и постоянного напряжения. Ребёнку трудно даётся расставание с родителями, он часто плачет, капризничает. Могут начаться простудные заболевания.

2 этап – период адаптации. Срабатывают защитные механизмы психики, ребёнок начинает общаться с воспитателем и другими детьми, участвует в играх, но по-прежнему тоскует по родителям и часто спрашивает о них. На этом этапе малыш только начинает привыкать к новым правилам, поэтому может нарушать дисциплину и отказываться выполнять требования воспитателя.

3 этап – период компенсации. Процесс адаптации завершается, ребёнок привыкает к детскому коллективу, воспитателям и новому режиму дня, спокойно отпускает родителей на целый день. Эмоциональный фон стабилизируется, физиологические показатели приходят в норму.

Сколько по времени продлится каждый этап, зависит от индивидуальных особенностей малыша.

Влияние различных факторов на адаптацию

На то, как долго будет привыкать ребёнок к детскому учреждению, влияет множество факторов. Рассмотрим основные из них:

1. Возраст ребёнка

Ситуация такова, что многие мамы стремятся поскорее отдать ребёнка в детский сад и выйти на работу после декретного отпуска. Поэтому в последнее время возросла потребность в яслях, начинающих принимать детей с полутора лет, которые есть далеко не в каждом дошкольном учреждении.

Большинство же специалистов считают, что, чем младше ребёнок, тем тяжелее у него протекает адаптационный период, поскольку ещё не окреп иммунитет и повышена потребность в родительской заботе и внимании.

Поэтому оптимальным возрастом для начала детсадовской жизни принято считать 2,5 – 3 года. А педиатры настаивают на том, чтобы родители отдавали ребёнка в садик не раньше трёх лет.

2. Состояние здоровья

Как мы уже говорили, тяжело привыкают к детскому саду дети, имеющие ограниченные возможности здоровья или частные простудные и хронические заболевания.

Поэтому родителям стоит повременить с детским садом и дождаться, пока организм ребёнка сможет адаптироваться к дошкольному учреждению без тяжелых последствий.

3. Уровень развития умений и навыков

К началу посещения детского сада дети должны обладать всеми необходимыми умениями и навыками: ходить на горшок, держать ложку, пить из чашки, частично сами одеваться и раздеваться, а также уметь попросить взрослого о помощи.

Если родители привыкли всё делать за ребёнка, ему будет тяжело привыкать к самостоятельности. Соответственно, период адаптации у него может затянуться.

4. Уровень социализации

В детском саду ребёнку предстоит контактировать с большим количеством детей и взрослых. Хорошо, если у него уже есть такой опыт общения. В противном случае малышу, привыкшему видеть рядом с собой только маму и папу, будет очень тяжело привыкать к детскому коллективу и педагогам.

Как разговорить ребёнка, если вы подозреваете, что его обижают или бьют в садике?

Также продолжительность адаптации зависит от личности воспитателя, к которому попадает ребёнок, количества детей в группе, особенностей нервной системы ребёнка и атмосферы в семье.

Как помочь ребёнку адаптироваться?

Правила успешной адаптации:

Правило 1. Заранее познакомьтесь с персоналом детского сада, режимом дня и условиями пребывания.

Правило 2. Привыкание ребёнка к детскому саду должно происходить либо в летнее, либо в зимнее время для снижения риска инфекционных заболеваний.

Правило 3. Прививки, медицинские осмотры и прочие посещения врачей должны быть строго до поступления ребёнка в детский сад.

Правило 4. Ребёнок в первые дни должен оставаться в детском саду на 1-2 часа. Хорошо, если это время совпадёт с утренней прогулкой.

Правило 5. Увеличивать время пребывания ребёнка в группе нужно постепенно, с учётом рекомендаций воспитателя.

Правило 6. Если ребёнок заболел, маме или папе необходимо остаться с ним дома.

Правило 7. Родителям необходимо предупреждать воспитателя обо всех особенностях здоровья и поведения ребёнка, его привычках и склонностях.

Правило 8. Забирая малыша домой, обязательно поинтересуйтесь у воспитателя, как ребёнок себя вёл в течение дня.

Соблюдая все эти правила, родители значительно облегчают адаптационный период ребёнка в детском саду.

Советы психолога

К детскому саду ребёнка нужно готовить заранее.

Покажите малышу здание, окна группы, где он будет находиться, участок для прогулок. Познакомьтесь с воспитателями. Неплохо, если ребёнок выучит их имена ещё до первого посещения. Обратите внимание сына или дочери на тот факт, что всех детей вечером родители забирают домой, на ночь никто не остается.

Чем больше ребёнок будет знать о правилах поведения в детском учреждении, тем легче для него пройдет период адаптации.

Способность ребёнка к успешной адаптации во многом зависит от психологической установки родителей.

Чем спокойнее мама и папа относятся к посещению ребёнком дошкольного учреждения, тем увереннее чувствует себя малыш в незнакомом коллективе.

Не забывайте о формировании необходимых навыков самообслуживания.

Старайтесь давать малышу больше самостоятельности даже в том, чего он пока ещё не умеет делать.

Уделяйте внимание развитию коммуникативных навыков ребёнка.

Он должен уметь общаться не только с детьми, но и со взрослыми. Тренируйте навыки общения в гостях, на детской площадке, в поездках к родственникам.

Будьте доброжелательны и вежливы с воспитателями. Ведь это люди, которым вы доверяете самое ценное – своего ребёнка. И не только вы, а ещё 20 таких же мам и пап.

В период адаптации у ребёнка не должно быть никаких дополнительных стрессов, таких как переезд, развод родителей, рождение второго ребёнка.

Постарайтесь обеспечить спокойную семейную обстановку.

Относитесь спокойнее к болезням после посещения детского сада.

Существуют специальные терапевтические сказки, которые помогают малышу облегчить адаптацию к детскому саду. Читайте их на ночь и обсуждайте вместе с ребёнком. Также полезно будет смотреть мультфильмы, рассматривать иллюстрации и мамины-папины фотографии из детского сада.

Не забывайте, что после долгого перерыва (например, по причине болезни) процесс адаптации у ребёнка начинается заново. А значит, возвращаются такие проблемы, как болезненное расставание с мамой, слёзы, истерики и нежелание ходить в детский сад.

Если вас беспокоят сильные изменения в поведении ребёнка, связанные с адаптационным периодом, обратитесь за помощью к психологу.

Что не рекомендуется делать в адаптационный период?

Сидеть в раздевалке, пока ребёнок находится в группе.

Уходить тайком, не попрощавшись с ребёнком.

Ругать и наказывать за нежелание оставаться в детском саду.

Оставлять ребёнка на целый день после долгого перерыва.

Негативно отзываться о воспитателях и дошкольном учреждении.

Обманывать ребёнка: говорить, что скоро заберёте его, если сами планируете оставить сына или дочь до вечера.

Приводить больного ребёнка в детский сад.

Как облегчить расставание с ребёнком в детском саду?

Чтобы малыш научился безболезненно отпускать вас и идти в группу, соблюдайте эти нехитрые рекомендации:

заранее подготовьте ребёнка к мысли о том, что в детский сад нужно ходить каждый день, пока мама с папой на работе;

по дороге настраивайте ребёнка, как хорошо ему будет там сегодня, в какие интересные игры он там будет играть, что вкусного приготовят тети-повара и т. д. ;

придумайте свой ритуал прощания с ребёнком. Это может быть поцелуй в щёку и соприкосновение ладоней или коротенький стишок. Главное – всегда его соблюдайте при расставании с сыном или дочерью не только в детском саду, но и дома;

разрешите малышу взять с собой любимую игрушку. В отсутствие мамы ему будет гораздо спокойнее, если рядом будет что-то родное и знакомое;

следите за собственным эмоциональным состоянием. Все ваши тревоги и опасения обязательно передадутся и ребёнку;

чётко сообщите малышу о времени своего прихода: после обеда, после сна, вечером, чтобы у него не было напрасных ожиданий.

Запомните, дорогие мамы и папы: залогом успешной адаптации ребёнка к детскому саду является правильная подготовка малыша, психологическая грамотность родителей, а также семейная атмосфера комфорта и эмоционального благополучия.

Ситуация такая. Ребенок пошел первый раз в ясли. У него период адаптации. Я бы хотела присутствовать вместе с ним в группе, пока он не привыкнет. Воспитатели и администрация сада против. Заведующая говорит, что в группу нельзя,оформите санкнижку как у воспитателей и нянечек, тогда можно зайти посмотреть, а речи о том, чтобы находиться с ребёнком вообще не идет. В договоре и уставе про это ни слова нет.

Отвечает Олеся Богданова, юрист:

Здравствуйте, Настасья! На законодательном уровне данный вопрос жестко не регламентирован. Каких-либо СанПиНов (или положений/указов/распоряжений Минздрава) о том, что мама не может находиться в группе яслей с ребенком в период его адаптации, нет. А если бы и были, то они должны быть прописаны в Уставе ДОУ либо как отдельные положения Договора, заключенного между Вами и ДОУ.

Да, в некоторых детских садах существуют утвержденные заведующим ДОУ Положения, направленные на решение задач адаптационного периода малышей. В случае, если детским садом не утвержден подобный локальный нормативный акт, то данный вопрос можно согласовать с педагогическим персоналом отдельно, или пожаловаться на подобное отношение в Департамент образования по Вашему округу.

Читайте также: