Управление эмоциональным состоянием педагога доу в профессиональной деятельности

Обновлено: 04.07.2024

Елена Буркова

Факультет Истории и права, 2 курс

Необходимость психологической саморегуляции в педагогической профессии

Профессия педагога требует от него выдержки, эмоционального благополучия, умении создавать благоприятную психологическую обстановку и бороться с негативными следствиями межличностного взаимодействия – конфликтностью, плохим самочувствием, усталостью, что выражается во взаимоотношениях с коллегами, учениками и родителями. Чрезвычайно значимым компонентом работы преподавателей признается саморегуляция – способность, направленная на контроль своего личного психического состояния с целью того, чтобы оптимальным способом находить решение в сложившихся педагогических ситуациях [1].

  • если перед педагогом предстает трудная, сложноразрешимая для него проблема, возникшая перед ним впервые;
  • если у появившейся проблемы нет единого способа решения, или же нет решения в данный отрезок времени, или присутствуют различные варианты ее разрешения, но наиболее благоприятный выбрать довольно таки сложно;
  • если у педагога повышенное эмоциональное и физическое состояние, которое может подвести его к выполнению импульсивных действий;
  • если педагогу необходимо принять быстрое решение для будущих поступков в рамках полной нехватки времени.
  • если поступки учителя оцениваются, когда на него обращают внимание коллеги, обучающиеся, другие люди, в условиях выявления его авторитета и престижа.

Сущность и структура психологической саморегуляции

  • постановка цели – компонент, на основе которого формируется саморегуляция;
  • модель значимых решений - этот компонент отображает условия для благоприятного решения задач;
  • программа исполнительских действий – с помощью данного компонента строится система, которая определяет пути решения проблемы;
  • коррекция и оценивание результатов – этот компонент способствует соответствию достигаемого результата [3].

Саморегуляция познавательных процессов

В саморегуляции внимания есть особенности, обусловленные типом внимания, которым человек пытается управлять.

Произвольное и непроизвольное внимание поддаётся управлению в разной степени. Непроизвольным вниманием допустимо управлять только в косвенной форме через регуляцию психического состояния организма, от которого оно зависит. Управляемость непроизвольного внимания, как правило, сильно снижается при переутомлении, болезни, стрессе, а также в состоянии чрезмерного возбуждения или аффекта. Самым эффективным способом управления этим вида внимания является отдых, психофизический аутотренинг, а случае болезни – лечение.

Управление произвольным вниманием возможно через восприятие с использованием стимулов или слов, которые вызывают интерес. С целью привлечения внимания человека к чему-то, необходимо стимулирование его интереса. Именно на стимулировании интересе основана вербальная (словесная) саморегуляция внимания. Для этого порой хватает лишь узнать себя в каком-то объекте, событии или явлении, чтобы сконцентрировать на нем внимание.

Сложная и нужная для педагогов задача – это саморегуляция памяти. Такие процессы памяти, как запоминание и воспроизведение, легко поддаются саморегуляции. А вот сохранением информации управлять гораздо трудней, поскольку оно работает на подсознательном уровне. Вместе с тем, управление сохранением информации возможно при определенном построении запоминания. Здесь на помощь приходят многообразные формы представлений, ассоциаций, синтеза и анализа, обработки материала, используемые для саморегуляции мнемнических процессов. Так, у улучшение памяти происходит в том случае, если тот материал, который запоминается, можно объединить с какими-то образами; в этом случае процесс запоминания можно ускорить, вызывая искусственным способом разнообразные образы и представления, которые связаны с заново запоминаемы материалом [3].

Наряду с восприятием, вниманием и памятью, педагогу необходимо владеть саморегуляцией таких важных познавательных процессов, как мышление и воображение, активизируя их для решения профессиональных задач, делая их наиболее продуктивным.

  • анализ условия задачи, которую требуется решить;
  • сравнение требуемого результата с определенными условиями с целью установления того, чего в них не достаточно для получения необходимого результата;
  • периодическая тренировка мышления, которая происходит в решении аналитических и проектировочных задач;
  • формирование дисциплины мышления, предполагающей поэтапный поиск и полную проработку различных альтернативных способов решения;
  • проговаривание про себя или вслух определенных идеи, связанных с поиском решения задачи;
  • запись идей или уже принятых действий и др.

Саморегуляция эмоционального состояния

В профессиональной деятельности педагога важную роль играет умение управлять своими эмоциями. Эмоциональная саморегуляция базируется на навыках управления состояния мышечной системы организма, на активном волевом включении мыслительных процессов в анализ эмоциогенных ситуаций.

Здоровье человека является социальной ценностью, и оно формируется на протяжении всей жизни. Людей, которые всю жизнь живут в ладу с самим собой, можно назвать счастливыми. Но число таковых невелико, потому что всегда находятся причины для разочарований в себе самом, расстройств, а с ними приходит конец душевной гармонии. Стресс, срыв, выгорание…

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из самых энергоемких. Для ее реализации требуются огромные эмоциональные и психические затраты.

В нашем ДОУ педагог-психолог работает с разными сторонами профессиональной деятельности педагогов :

• формирование педагогической позиции;

• развитие профессионально-личностных качеств;

• умение планировать воспитательно-образовательную работу;

• развитие организаторских умений;

• умение морально-волевой саморегуляции;

• формирование устойчивых интересов;

Построена система психологической работы с педагогами ДОУ.

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной, так как педагогическая деятельность, как никакая другая, связана с множеством стрессов и переживаний.

Наблюдение и диагностика педагогов показали, что одним из самых актуальных направлений в работе по здоровьесбережению на данном этапе – это профилактика эмоционального выгорания педагогов. Эмоциональное здоровье взрослого является опосредующим фактором эмоционального здоровья детей.

Причины возникновения СЭВ у педагогов

• отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом;

• ответственность перед начальством, родителями;

• отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, их родителями.

Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ

• начало педагогической деятельности после отпусков, курсов (функция-адаптация);

• проведение открытых мероприятий на которые было затрачено много сил и энергии, а результате не получено соответствующего удовлетворения;

• окончание учебного года.

Проявление СЭВ у педагогов (в зависимости от стажа работы)

• 8% - со стажем от 1годадо 3 лет

• 50% - у педагогов со стажем работы от 4 до 10 лет;

• 20% - у педагогов 11-15-летним стажем, у педагогов со стажем работы более 10 лет выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты);

• 22% - со стажем от 16 до 35 лет;

Стаж работы Процент СЭВ

Синдром эмоционального выгорания проходит три стадии — три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:

• начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но. скучно и пусто на душе;

• исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

• возникают недоразумения с коллегами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

• неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии коллег — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала — это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

• такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Очень опасно не заметить, что есть три аспекта профессионального выгорания

Первый — снижение самооценки.

Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с людьми. Преобладают объект-объектные отношения.

Третий — эмоциональное истощение, соматизация.

Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т. д.

Симптомы профессионального выгорания

психофизические симптомы

• Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

• ощущение эмоционального и физического истощения;

• снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);

• общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);

• частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

• резкая потеря или резкое увеличение веса;

• полная или частичная бессонница;

• постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

• одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

социально-психологические симптомы

• Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

• повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

• частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);

• постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

• Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;

• сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);

• постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;

• руководитель затрудняется в принятии решений;

• чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

• дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;

• злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

Чтобы выявить степень эмоционального благополучия, педагогом – психологом была проведена диагностика:

Наблюдение за деятельностью воспитателя.

В результате диагностики эмоционального выгорания педагогов ДОУ получены следующие результаты: 1-я стадия эмоционального выгорания (напряжение) 16% педагогов. 2-я стадия (резистенция) доминировала - до 66%. До 18% специалистов имели формирующуюся 3-ю стадию (истощение).

Увеличилось число педагогов, имеющих синдром профессионального и психического выгорания, который влияет на эмоциональное состояние воспитанников.

Стадии ЭВ Процент педагогов

Возникла необходимость построить систему работы с педагогами по созданию условий для эмоционального благополучия.

Цель работы: профилактика синдрома эмоционального выгорания через сплочение педагогического коллектива ДОУ и снятие психоэмоционального напряжения.

• Знакомство педагогов с теорией синдрома эмоционального выгорания и причинами его возникновения;

• Развитие самопознания и самопринятия;

• Обучение педагогов методам саморегуляции: отреагированию гнева, раздражения и других отрицательных эмоций; релаксации;

• Развитие умений использовать психотехнические приемы, способствующие стабилизации эмоционального состояния и изменения отношения к стрессовой ситуации;

• Обучение педагогов эффективным техникам вербального и невербального взаимодействия и общения;

Основные подходы к работе с профессиональным выгоранием

1. Забота о себе и снижение уровня стресса:

— стремление к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни, удовлетворение потребности в общении;

— удовольствие (релаксация, игра);

— умение отвлекаться от переживаний, связанных с работой.

2. Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утраты смысла и безнадежности:

— стремление находить смысл во всем — как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах;

— стремление бороться со своими негативными убеждениями;

3. Повышение уровня профессионального мастерства.

Для педагогов были проведены :

• Индивидуальные консультации по интересующим вопросам

Разработаны памятки для самостоятельного изучения приемов саморегуляции.

В результате проведенной работы были получены следующие результаты:

1-я стадия эмоционального выгорания (напряжение) выявилась у 8% педагогов. 2-я стадия (резистенция) доминировала -у 16%. 3-я стадия не выявлена.

Стадии ЭВ Процент педагогов

Уменьшилось число педагогов, имеющих синдром эмоционального выгорания. Таким образом, была доказана эффективность работы по формированию эмоционального благополучия педагогов.

Эмоциональное благополучие дошкольника — помощь тревожным детям, профилактика детских страхов Памятка для родителей Боремся с детскими страхами. Начните с себя: Позаботьтесь о мире и счастье в вашей семье. Счастлив тот, кто счастлив.

Роль педагога ДОУ в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье дошкольников Проблема здоровья подрастающего поколения важна и своевременна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована введением.

Эмоциональное благополучие педагога как условие положительного эмоционального состояния детей Эмоциональное благополучия педагога как условие положительного эмоционального состояния детей. Комплекс упражнений для снятия эмоционального.


Психологическая поддержка эмоционального благополучия педагога дошкольного образования в условиях стандартизации профессиональной деятельности

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Тщательного рассмотрения требует противоречие между тем как выполнить все требования, предъявляемые профессией и при этом оптимально реализовать себя в профессии, получая удовлетворение от своего труда.

Итак, проблема психологического благополучия педагога является одной из наиболее актуальных и востребованных проблем современной психологии в условиях обновления ФГОС ДО. Серьезные нововведения в системе дошкольного образования, показывают психологическую неготовность многих педагогов к мобильному принятию новых изменений, в связи с возросшей эмоциональной напряженностью и ответственностью профессиональной деятельности педагога. Исходя из сказанного, становится явной необходимость своевременной внешней психологической поддержки, укрепляющей личностные ресурсы, способствующей здоровому функционированию педагога.

Список литературы:

Водопьянова Н.Е.Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практ.пособие / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – 3 - е изд., испр.и доп. – М.:Издательство Юрайт, 2019. 299 с.

Дубровина Н.И. Система работы педагога-психолога образовательного учреждения по проблеме эмоционального выгорания педагогов / Н.И. Дубровина // Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. VII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2011. С 61-64.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа способствует повышению уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросу сохранения психологического здоровья и профилактики эмоционального выгорания.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Выступление на методическом объединении

Управление эмоциональным состоянием педагога

Подготовила: Зайцева Наталья Александровна,

педагог доп. образования

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросу сохранения психологического здоровья и профилактики эмоционального выгорания.

повысить уровень стрессоустойчивости педагогов в профессиональной и личной сферах,

дать возможность самим педагогам проанализировать области эмоционального дискомфорта и наметить пути исправления положения,

познакомить с приемами управления эмоциональным состоянием. Материалы: образцы мандал (узоры в круге), цветные карандаши, бланки теста самооценки личности педагога.

Теоретическая часть.

Профессия педагога требует определенных сил, энергии, самоотдачи. Если эмоциональное напряжение человек испытывает длительное время, то нервы изнашиваются, нарастает раздражительность или апатия. Все это ведет к стрессу. В подобном состоянии трудно сохранять самообладание и не переносить это на свою работу, на детей. Поэтому одним из важных личностных качеств педагога должна быть стрессоустойчивость. Стрессоустойчивость — это определенное сочетание личностных качеств, позволяющих переносить стрессовые ситуации без неприятных последствий для своей деятельности, личности и окружающих.

Советы по профилактики стрессов:

4. Профессиональное развитие и самосовершенствование. Сотрудничество, обмен профессиональной информацией дает ощущение более широкого мира (курсы повышения квалификации, профессиональные объединения, конференции и встречи).

6. Эмоциональное общение. Люди, которые анализируют свои чувства и ощущения и делятся ими с другими менее подвержены эмоциональному выгоранию. Если педагог делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут найти разумное решение возникшей у него проблемы. 7. Поддержание хорошей физической формы (движение, диета, сон, отсутствие вредных привычек).

8. Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает на вас положительное влияние, любите свои слабости (приобретайте любимые книги и вещи, слушайте любимую музыку).

11. Не позволяйте расхищать свою жизнь. Бесцеремонные люди крадут часы вашей жизни и создают вам стрессы, заставляя делать то, что вам не нужно и не нравится.

14. В момент сильного эмоционального всплеска представьте, что вас снимает скрытая камера или рядом стоит значимый человек — ваш ребенок или мама.

Практическая часть.

1.Педагогам предлагается выбрать мандалу, которая в данный момент нравится больше всего и раскрасить ее.

Мандала - это сложный геометрический узор, символизирующий гармонию вселенной, объединение внешнего космоса и внутреннего мира. Рассматривая, раскрашивая, или рисуя мандалу, человек обретает внутреннюю гармонию, успокаивается, находит примирение с миром и с самим собой, открывает в себе неизведанные глубины. Также мандала завораживает тем, что хоть и похожа на обычную раскраску, но открывает большие возможности для творчества - цветовая гамма, которую вы выберете будет практически уникальна и даже раскрашивая эту же мандалу в следующий раз вы вряд ли получите идентичный рисунок.

Мандалы для раскрашивания:













2.Удовлетворенность человека своей жизнью, деятельностью придает силы справляться с мелкими неприятностями. Чтобы понять причины дискомфорта педагогам предлагается воспользоваться тестом самооценки личности.
Тест. Экспресс диагностика уровня самооценки личности.

Инструкция. Отвечая на вопросы, указывайте, насколько часты для вас перечисленные ниже состояния: очень часто, часто, иногда, редко, никогда.

1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

2. Я чувствую свою ответственность по работе.

3. Я беспокоюсь о своем будущем.

4. Многие меня ненавидят.

5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.

6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

7. Я боюсь выглядеть глупцом.

8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

10. Я допускаю ошибки в своей жизни.

11. Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми.

12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими.

14. Я слишком скромен.

15. Моя жизнь бесполезна.

16. Многие неправильного мнения обо мне.

17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.

18. Люди ждут от меня очень многого.

19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

20. Я часто смущаюсь.

21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

22. Я не чувствую себя в безопасности.

23. Я часто волнуюсь и понапрасну.

24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

25. Я чувствую себя скованным.

26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

27. Я уверен, что люди все в жизни принимают легче, чем я.

28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

30. Как жаль, что я не так общителен.

31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

32. Я думаю о том, чего ждет от меня общественность.

Ключ к тесту, обработка и интерпретация результатов. Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям по следующей шкале: Очень часто - 4 балла Часто - 3 балла Иногда - 2 балла Редко - 1 балл Никогда - 0 баллов. А теперь подсчитайте, каков общий суммарный балл по всем 32 суждениям.

Уровни самооценки: Сумма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях. Сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки, при котором человек лишь время от времени старается подладиться под мнения других. Сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек болезненно переносит критические замечания в свой адрес, старается всегда считаться с чужими мнениями и считает себя хуже других.
Небольшие советы, которые помогут вам начать повышать свою самооценку:

Обратите внимание на свое окружение. Если среди вас есть человек, которые всячески пытается вас принизить, то найдите способ нейтрализовать его.

Перестаньте сравнивать себя с другими людьми. Да, на Земле есть люди, которые знают и умеют больше чем вы или я. Но это не значит, что вы хуже кого-то. К примеру, я хороший повар, но совершенно не смыслю в музыке. А вы любите музыку, живете музыкой, хорошо поете, но спалите даже простую яичницу. Но это не значит, что мы с вами плохи. Мы оба хороши, но каждый в своей стезе. Понимаете?

Перестаньте себя критиковать. Особенно вслух при других людях. Во-первых, вы понижаете самого себя, а во-вторых, ваше окружение будет думать, что раз вы себя не уважаете, значит, мы тоже имеем право вас не уважать. И они будут относиться к вам соответствующим образом. Поэтому отучитесь себя оскорблять.

Ставьте себе маленькие цели и добивайтесь их. Возьмите и запланируйте на завтра утреннюю зарядку, всего 1 раз. Когда сделаете ее, получите свой небольшой приз, который вы заранее себе придумаете.

Общайтесь с позитивными людьми. Вообще наше окружение очень сильно на нас влияет – если человека будут окружать пессимисты и нытики, то и он таким же станет. А если его, наоборот, будут окружать веселые и энергичные люди, то и он станет веселее и активнее.

Повысить самооценку поможет смена имиджа. Новый гардероб, прическа, цвет волос – все это меняет человека. Как человек чувствует себя внешне, так он выглядит и внутри. И наоборот.

Еще человеку помогут физические упражнения. Это, знаете, так же как и с одеждой. Наше тело это отражение нашего внутреннего состояния. Самооценка человека очень важна в его жизни. Ведь в зависимости от ее уровня мы принимаем определенные решения. И если самооценка будет адекватной, то и жизнь человека будет лучше – в плане общения, карьеры и семейной жизни.

Заключительная часть

Всем участникам предлагается пополнить банк идей, ответив на вопросы: как можно избежать стресса? Что можно сделать для улучшение эмоционального состояния?

Автор: Танская Наталья Сергеевна

Населенный пункт: Новосибирская область, р.п. Сузун

Профессия педагога, воспитателя, работника дошкольного учреждения требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии.

Психологическое самочувствие педагогов оказывает непосредственное влияние на всю атмосферу дошкольного учреждения. Многие исследования доказывают, что для значительного числа педагогов характерны эмоциональная неустойчивость, напряжение, высокий уровень тревожности, чувство неудовлетворенности. По мнению Е.С. Асмаковец, отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, способствуют возникновению и закреплению негативных черт, разрушают психическое здоровье, обуславливают высокую напряженность, агрессивную самозащиту, подавляют творческую активность. Все это является результатом снижения эффективности профессиональной деятельности педагога.

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.

Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.

Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей. К тому же педагогические коллективы, как правило, однополы, а это – дополнительный источник конфликтов. В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.

Эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих педагогов, на их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находится рядом с ними. Это и близкие родственники, а также друзья, которые попросту вынуждены находиться рядом, и поэтому становятся заложниками синдрома.

Учитывая падение рейтинга социально значимых профессий, низкий уровень заработной платы можно предположить, что у педагогов появляется неудовлетворенность профессией, теряется уверенность в стабильности своего социального и материального положения, падает интерес к профессиональному совершенствованию. Наряду с этим в современное время проблема сохранения психического здоровья педагога в дошкольном образовательном учреждении стала особенно острой.

Вернемся еще раз к определению выгорания. Выгорание — это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением. Основываясь на понимании эмоционального выгорания как динамического процесса, который возникает поэтапно в полном соответствии с механизмом развития стресса.

Эмоциональные проблемы — не редкость для трудовых коллективов. Зачастую эти проблемы могут быть следствием напряженности трудовой деятельности, неблагоприятных взаимоотношений между коллегами, неадекватного стиля управления и многих других факторов. Внутренние проблемы коллектива — не единственная предрасполагающая к неблагоприятным психологическим проблемам составляющая. Существует и внешняя.

Педагогам, страдающим эмоциональным истощением (профессиональным выгоранием) прежде всего, необходимо почувствовать вновь свою значимость и нужность, найти новую струю вдохновения и мотивации. Методик профилактики и преодоления эмоционального выгорания много, но самое главное — поддержка педагогов в процессе деятельности, т.е. в стенах ДОУ, внутри коллектива. Для этого руководителю совместно с психологом, важно продумать алгоритм правильных действий по реабилитации воспитателя. Важно помнить, что риск выгорания снижают: стабильная и привлекательная работа, представляющая возможности для творчества, профессионального и личностного роста.Чем интереснее для человека деятельность, тем меньше усталость, раздражительность, тем быстрее восстанавливаются силы и душевное равновесие.

Для детского сада проблема эмоционального выгорания на момент разработки проекта становилась актуальной. На мой взгляд, существуют проблемы оптимальной реализации педагога в профессии, и получение удовлетворения от продуктов своего труда. В наблюдениях за реальными рабочими ситуациями и беседах с педагогами можно было все чаще увидеть проявляющиеся симптомы эмоционального выгорания:

  • эмоциональное истощение (педагоги испытывали чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное работой)
  • редукция профессиональных достижений (у педагогов возникало чувство некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней, появлялось желание сменить работу).

Целью моего проекта является предупреждение возникновения и коррекция синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДОУ.

Исходя из поставленной цели, мной были сформулированы следующие задачи:

  1. Провести диагностическое исследование по выявлению уровней эмоционального выгорания педагогов детского сада, обработать и проанализировать результаты.
  2. Сформировать у педагогов позитивное отношение к работе; повысить мотивацию к профессиональной деятельности.
  3. Гармонизировать взаимоотношения между коллегами.
  4. Разработать комплекс мероприятий и рекомендаций по профилактике эмоционального выгорания.
  5. Корректировать у педагогов неадекватное отношение, установки, эмоциональные и поведенческие стереотипы.

Гипотеза данного проекта заключалась в том, что комплекс мероприятий, направленный на профилактику выгорания позволит:

  1. Качественно изменить отношения педагогов в коллективе, с детьми, родителями (снимет конфликтность, раздражительность, напряженность).
  2. Развить профессиональную мобильность педагогов, которая раскрыла бы перед ними новые возможности самореализации, повысила их ценность.

Ожидаемый результат от реализации проекта – это дружная, сплоченная, работоспособная команда педагогов.

Механизм реализации проекта:

Работа по реализации проекта проводится в три этапа, которые представляют собой систему, где следующий этап строится на основе результатов предыдущего.

Первый этап — подготовительно-диагностический (сентябрь 2015г.).

Свою работу начала с изучения и подбора методической литературы, составления плана работы по проекту.

Провела диагностическое исследование по методике В.В.Бойко, на определение эмоционального выгорания у педагогов ДОУ.

В нашем коллективе 14 педагогов, все они приняли участие в анкетировании.

высокий уровень у 50 % (7 чел) педагогов.

Средний уровень у 36 % (5 чел) педагогов.

Низкий уровень у 14 % (2 чел) педагогов.

Исходя, из результатов анкетирования я пришла к выводу, что в нашем коллективе необходимо провести конкретную работу по профилактике эмоционального выгорания педагогов. Так как большей части работников педагогического коллектива присуще эмоциональное выгорание.

Перед диагностикой воспитатели были осведомлены о феномене "выгорания", его фазах и симптомах. Педагоги заинтересовались данной проблемой, и еще не зная о результатах диагностики, интуитивно чувствовали нарушения своего самочувствия, поведения и практически безошибочно ставили себя на ту или иную фазу (что было доказано после обработки данных).

Второй этап — основной (организационный) (октябрь2015г. – апрель 2016г.).

На втором этапе было проведено:

Третий этап - аналитико-результативный (май 2016г.).

Его цель - выявление направленности динамики состояния сотрудников через сравнительный мониторинг.

На итоговом педсовете прошло подведение итогов проектной деятельности. Помимо информирования о полученных результатах коллегам мной были озвучены несколько способов, как снизить возможность эмоционального выгорания:

Резюмируя результаты проведенной работы, хотелось бы отметить, что польза от данных мероприятий бесспорна.

Что участие в проекте дало его участникам. В ходе реализации проекта педагоги детского сада приобрели знания и умения управления своим эмоциональным состоянием с помощью способов саморегуляции, у них формировалась стрессоустойчивость. Сформированы условия для создания благоприятного климата в коллективе в целом.

Что дал проект лично мне? Удовлетворение своей работой, желание реализовывать новые идеи. Так как столь редко в нашей суетной жизни люди задумываются о своем душевном равновесии и гармонии. Удалось реализовать этот проект только благодаря помощи и поддержки всех сотрудников сада. Которые почувствовали уверенность в своих силах, собственную значимость и радость творчества.

Читайте также: