Как научить ребенка самому ходить в школу

Обновлено: 02.07.2024

Кстати: это ошибка № 1 в воспитании детей. Не отпущенным вовремя детям достаточно сложно в дальнейшем привить хоть какую-то самостоятельность. Это как мы не даем малышу, который рвется помогать маме на кухне, вытирать посуду, к примеру, а потом уже повзрослевшего вообще не можем заставить ничего делать по дому. Именно по этой причине я не дергаю Катерину, которая САМА поднимается на наш пятый этаж. Мееееедлеееееннннооооо, по одной ступенечке, через каждые четыре ступеньки останавливаясь на отдых — но сама. Попробуй мама взять на руки и отнести самой наверх — сразу скандал будет. Так и поднимаемся в квартиру по полчаса)).

Кстати, о правилах отпускания ребенка одного в школу. У всех по-разному, но мы себе придумали несколько основных заповедей. И я не устану постоянно озвучивать их дочери. Запишу, чтоб не забыть)))

2) Ты идешь только из дома в школу, или только из школы домой. Ни с какими подружками, тем более с посторонними людьми… Да даже со знакомыми! Никуда не ходить. Будут приставать — позвонить маме или просто — бежать без оглядки! Об этом тоже были неоднократные беседы, и продолжаются по сей день.

3) В школе. Сначала переобуваешься, потом снимаешь верхнюю одежду, оставляешь все в раздевалке. Не забудь на месте переодевания рюкзак с учебниками. Не отвлекайся на посторонние дела и разговоры с подружками. Сделай все необходимые дела — потом пообщаетесь, пока ждете учителя. Классная руковдительница пока встречает их на первом этаже, минут за десять до звонка они уходят в класс. Но с каждым днем она ждет их все дальше и дальше в корпусе. Так приучают к дороге до своего кабинета.

Я не знаю, как другие дети — моя Алёнка вначале терялась в толпе. Сотни учеников, входящие в школьные двери рано утром, просто оглушали ее. Но теперь она адаптировалась и сама мне говорит: надо просто не обращать на них внимания. Если толпятся — обойти, негде обойти — вежливо попросить пропустить. Все просто — они люди, и ты тоже. Они — такие же ученики, как и ты, и ты имеешь столько же прав и места в школе, сколько и они. Главная твоя задача — не растеряться. Если чувствуешь, что начинаешь бояться — ищи клазами свою учительницу или кого-нибудь из одноклассников.

Все это мы проговаривали и репетировали много раз. До сего дня я сама провожала и забирала ее.

Вобщем-то это всё. Какие-то мелкие договорки еще добавляются, но меня радует такая уверенность в Алёне. Такое стремление отгородить свою — самостоятельную — территорию.

Все будет нормально, я знаю это. Просто знаю. Хоть иногда и туплю не по-детски)))

Школа - страна знаний. Но путь в неё полон опасностей.

Выходим из дома

К 2020 году дистанционное обучение станет наравне с урочным

Проезжая часть

При всех своих несовершенствах, таких как скользкие ступени или недоступность для маломобильных граждан, подземные переходы имеют один несомненный плюс – стопроцентно избавляют от угрозы ДТП на оживлённых перекрестках.

По заявлениям родителей, всё свободное время современного школьника от прихода со школы и до сна занимает выполнение домашних заданий.

Транспорт

Проследите, чтобы деньги на проезд всегда находились отдельно от тех, которые вы даёте с собой на другие цели. Это нужно, чтобы ребенок случайно не потратил их и не остался без средств на обратную дорогу.

Телефон

Однако ребенок должен проследить, чтобы в момент звонка рядом не было посторонних. Сотовый телефон, а особенно смартфон в руках у ребенка делает его привлекательной и легкой добычей грабителей.

Посторонние


Объясните, что в таком случае самое главное – максимально привлечь к себе внимание окружающих. А запугивания, которые могут сопровождать действия незнакомца, всего лишь блеф – убивать ребенка прилюдно никто не будет.

Возвращение домой

Подойдя к подъезду, ребенок должен сообщать вам об этом по телефону. Объясните, что входить в подъезд и в лифт с незнакомыми людьми нельзя. Лучше пропустить чужака вперёд.

Ну, и, наконец, когда ребенок один дома, он никому не должен открывать дверь - только вам.

Ребенок идет в школу

С одной стороны, путь ребенка из дома в школу (и обратно) является большим облегчением для родителей. С другой стороны, это может стать источником стресса как для опекунов, так и для самого ребенка. Как подготовить его к самостоятельной дороге в школу, чтобы он благополучно добрался до места назначения?

С какого возраста ребёнок может ходить в школу один

Согласно действующему законодательству, ребенок может ходить самостоятельно с семи лет. Иногда, уставы некоторых школ поднимают этот предел до 8, 9 и даже 10 лет. По мнению детских психологов и экспертов в области безопасности дорожного движения, важен не столько возраст, сколько зрелость малыша.

Как научить ребенка самостоятельно ездить в школу?

Когда ребенок может ходить в школу один?

В этом случае необходимо прояснить основные принципы безопасности. Согласно статистике, несчастные случаи с детьми часто происходят в результате внезапного появления несовершеннолетнего на дороге. Поэтому вы должны научить его, как безопасно переходить дорогу в специально отведенных местах. Для людей, живущих в сельских и малонаселенных районах, важно следовать по обочине на встречу транспорту.

Мой малыш боится ходить в школу один – что мне делать?

Принцип ограниченного доверия несовершеннолетних пешеходов

Независимо от того, насколько высоко мы оцениваем независимость наших детей, следует помнить, что в разных ситуациях они иногда могут вести себя менее ответственно. Не стоит недооценивать сигналы или жалобы на их поведение на дороге, которые могут донести до нас учителя или соседи. Любой такой сигнал следует воспринимать очень серьезно.

С другой стороны, стоит учить детей принципу ограниченного доверия к другим участникам дорожного движения. Тот факт, что на перекрестке горит зеленый свет, не означает, что безответственный водитель не будет преуменьшать скорость. Поэтому, независимо от типа пересечения, ребенок должен иметь привычку смотреть в стороны, прежде чем выходить на дорогу.

Как найти ребенка?

Современные технологии позволяют недорого и очень точно определить местоположение ребенка на карте на вашем смартфоне или компьютере. Дети, у которых нет мобильного телефона, могут быть оснащены специальными часами, цена которых не очень большая. Благодаря модулю GPS и 4G текущее положение ребенка обновляется в системе каждые несколько секунд. Для детей со смартфоном задача еще проще.

Я автор многих статей на этом сайте и туристический блогер. В 2011 году я ушла с корпоративной работы и начала путешествовать. Я побывала в 36 странах на 6 континентах и не хочу останавливаться в ближайшее время!

Безопасность в последние десятилетия стала приоритетом номер один для родителей. Многие обращают внимание на то, что разница между тем, как рос ребенок в обычной заботливой семье 30–40 лет назад, и тем, как он растет сейчас, огромна, и задаются вопросом, не вредит ли детям гиперопека семьи и общества. Чего лишаются наши дети, когда мы не даем им возможности рисковать? Как достичь баланса между безопасностью ребенка и его самостоятельностью?

1. Проверьте, насколько разумны ваши страхи

Нет, мы так поступаем, потому что у нас есть точное знание: стерильность скорее вредна маленькому ребенку, иммунитет и теплорегуляция требуют умеренной прохлады в доме, а грудь не нужно мыть с мылом перед кормлением.

Точно так же можно проверить и точно выяснить, от чего именно следует беречь детей.

Так, например, существует статистика, по которой большинство несчастных случаев с детьми — это ДТП, в которых ребенок пассажир, а за рулем — член его семьи. Очевидно, что, снижая скорость на дороге и пользуясь хорошим автокреслом, мы значительно повышаем безопасность ребенка.

Чего следует бояться, отпуская ребенка одного в школу в большом городе? Многие родители первым делом вспоминают о педофилах. Между тем неумолимая статистика говорит совсем иное:

  • 90% насилия по отношению к детям осуществляется родственниками или хорошо знакомыми ребенку людьми;
  • подавляющая часть пропавших детей — это дети, бежавшие из детских домов, подростки, у которых случился конфликт с родителями, и (на третьем месте) потерявшиеся малыши до 5 лет. Резонансные случаи убийства детей потому и получают такую огласку, что они крайне редки.

Главная (с огромным отрывом) опасность большого города для ребенка — это опять-таки дорожно-транспортные происшествия. Но этот риск снижается именно развитием навыка самостоятельного разумного поведения на улице. Если добиться того, что ребенок ни под каким видом не будет переходить нерегулируемые перекрестки или начинать движение на красный, мы минимизируем опасность.


2. Помните, что мы не можем просчитать все риски

Точно так же рассуждают родители, которые боятся делать детям прививки: шансы на смертельные осложнения действительно есть, но они крайне малы, даже меньше, чем один на миллион, в то время как риск заболеть для непривитого ребенка значительно выше.


От религиозных страхов до боязни осложнений: кто такие антипрививочники и почему они не дают нам покоя

Невозможно посчитать, каковы риски сниженной самостоятельности наших детей. Мы не знаем, какие опасности и трагические случайности могут последовать в результате того, что ребенок 9–10 лет не сумеет в случае чего самостоятельно сориентироваться в городе (например, если потеряется в толпе).

Многие из этих рисков являются отложенными. Привычка к гиперопеке, выученная беспомощность, стремление полагаться на старших, которые решают за тебя, отсутствие самостоятельного мышления и склонности рисковать — вполне вероятные последствия для поколения, которому установили слишком жесткие правила безопасности. Многие психологи и педагоги уже говорят о том, что законодательство развитых стран серьезно перебарщивает в создании безрисковой среды для детей и подростков и что это может сказаться — или уже сказывается — на молодежи этих стран не в лучшую сторону.

3. Научите детей действовать самостоятельно и здраво оцените их возможности

Неизвестно, где тут причина, а где следствие. Возможно, наоборот: он растяпа потому, что его до сих пор водили за руку.

Действительно, у каждого ребенка есть свои зоны повышенной опасности. И кому, как не родителям, их знать. Если у нас импульсивный ребенок, ему потребуется больше повторений, чтобы усвоить, что на красный свет перебегать нельзя (да, совсем никогда, и даже если ты увидел на той стороне улицы приятеля, и даже если опаздываешь). Если ребенок пугливый, придется установить больше мер предосторожности и познакомить его со всеми возможными вариантами опасностей и выходов из них: так он будет чувствовать себя увереннее. Одному ребенку нужно специально рассказать о том, что выходить на лед зимней реки ни в коем случае не следует, а другой не пойдет туда, даже если его будут высмеивать одноклассники, да еще и побежит рассказывать учителю.

Мы все обладаем разными характерами, особенностями и слабостями. Но эти особенности можно корректировать.


4. Помогите ребенку научиться самому здраво оценивать ситуацию

Чем раньше мы начнем учить ребенка жить своим умом, тем лучше. А для этого он должен сталкиваться с опасностями, а мы можем их дозировать, разрешая ему получать опыт под нашим контролем.


Вот трехлетний малыш подбежал к крупному щенку овчарки, гуляющему на поводке и в наморднике, а тот его облаял. Малыш испугался, но получил ценный опыт: к чужим собакам не стоит подходить без разрешения.

Именно поэтому проще учить малышей: их риски нам легче измерить и дозировать. Переоценил свои силы и забрался на слишком высокую лесенку; неосторожно пробежался по льду и немного ушибся — все это опыт, который лучше получить самостоятельно. Еще одно преимущество такого подхода — ребенок, которого не оберегают по пустякам, охотнее верит взрослому, когда тот действительно что-то запрещает. Уж если сам папа сказал, что нельзя, значит, нельзя точно!

Более того: ребенок, который учится жить своим умом, в какой-то момент начинает сам спрашивать у родителя: а можно ли ему, а справится ли он, и это бесценный подарок для родителя подростка.

5. Техника безопасности не обсуждается

Люди опасных профессий, которые рискуют жизнью по работе, обычно очень строго относятся к технике безопасности.

Точно так же четко отрабатываем правила поведения при общении с незнакомцами, при переходе дорог, при обращении с горячими кастрюлями или костром в лесу и так далее. Повторяем их время от времени — помним, что ребенку недостаточно услышать правила один раз, нужно, чтобы они хорошо запомнились и были отработаны.


6. Не поддавайтесь общественному мнению

Проверьте себя: точно ли это оптимальные решения? А может быть, вы уже можете в чем-то положиться на вашего ребенка и дать ему немного больше самостоятельности, которой он будет гордиться? Разрешить ему самому готовить себе обед, самому уходить домой под вашу расписку, решать, сделать уроки или получить нагоняй, бросить кружок или продолжать заниматься.


5 надёжных способов сделать из себя родителя, помешанного на контроле

Решать, сколько выбора и в каком возрасте дать ребенку, может только родитель этого ребенка. А не общественное мнение, не родительский чат и не интернет-страшилки. Растить в себе чувство вины и необоснованные страхи не лучший вариант, тем более что в наше время среда куда более безопасная, чем та, в которой росли мы сами.

7. Свобода — это ценность

И она, свобода, подразумевает личный выбор и личный риск.

Есть ли у ребенка свободное время, в которое только он решает, чем заняться, и может ли он занять себя сам? Оказывается ли он в ситуациях выбора? Сталкивается ли с личной ответственностью за принятые решения? Доверяете ли вы своему ребенку, знаете ли, в чем он надежен, а в чем пока нет?

Дорога в школу, слишком много кружков и секций: как воспитать самостоятельного ребенка

Рон Столберг клинический психолог

Дарлин Свитленд клинический психолог, работает с детьми, подростками и их родителями

По сравнению с детьми прошлых поколений сегодняшние дети гораздо реже самостоятельно добираются до школы и возвращаются из нее. Сегодня нечасто увидишь ребенка, который едет на велосипеде в магазин за конфетами, или группу детей, играющих в парке без надзора родителей. По данным Национального центра безопасных школьных маршрутов, в 1969 г. почти 50% детей добиралось до школы пешком или на велосипеде, сегодня этот показатель равен 13%.

Возить ребенка в школу

В спортзале я случайно встретила знакомую, и мы заговорили о наших сыновьях-ровесниках. Она сказала: "Мой сын хочет самостоятельно ездить на велосипеде в спорткомплекс на тренировку по плаванию (это примерно в четырех кварталах от нашего дома), а я ему не разрешаю". Когда я спросила ее, почему, она ответила, что конкретной причины нет, она просто боится, что "что-нибудь" произойдет. На мой вопрос, что именно может случиться, она не смогла дать определенного ответа. Вот характерный пример: родитель ограничивает своего ребенка из-за того, что не может предсказать или проконтролировать все варианты развития событий.

Современные родители, запрещая детям гулять или кататься на велосипеде по окрестностям, в качестве аргументов в пользу своего решения называют погодные условия, ситуацию на дорогах и криминальную обстановку. Каждый родитель сам решает, насколько опасны для ребенка ближайшие улицы, но важно учитывать и возможности развития, которые упускаются, если он оказывается лишен такого опыта.

С первых лет жизни ребенок учится преимущественно на своем опыте. Дети обучаются, имея дело с последствиями своих действий, как позитивными, так и негативными. По мере взросления перед ребенком должно открываться больше возможностей для обучения на собственном опыте, но нынешние дети лишены этого.

Из школы домой — самостоятельно

Только представьте, сколько шансов попрактиковаться в решении проблем выпадает ребенку, если он возвращается из школы домой без родителей. Допустим, родители хотят научить его ответственности и потому разрешают идти одному, но велят вернуться домой к определенному часу. Они предупреждают: если он опоздает, то они на месяц запретят ему ходить без сопровождения.

По пути домой он видит своих друзей, играющих в салки, и хочет к ним присоединиться. Для него это возможность оценить все обстоятельства и принять решение. Продолжит ли он свой путь, зная, что ему не позволят ходить одному целый месяц, если он не придет домой вовремя? Остановится, чтобы поиграть с другими детьми, а потом так же не спеша направится домой и придет с опозданием? Или же поиграет всего несколько минут, а потом побежит, чтобы успеть домой вовремя?

Ребенку предоставляется шанс принять решение, взвесив все за и против. Также здесь имеется вероятность совершить ошибку, сделав выбор в пользу опоздания, и на месяц лишиться привилегии возвращаться домой самостоятельно. Он узнает, насколько мудрым был его выбор, когда столкнется с последствиями. Итоги случившегося повлияют на его будущие решения.

Дорога из школы домой

7 способов проявить самостоятельность до и после школы

Если вас тревожит перспектива возвращения ребенка из школы домой в одиночестве, разрешите ему после уроков поиграть на площадке 10–15 минут и только потом забирайте его. Вы можете посещать с ребенком места, где гуляют другие родители с детьми. Можно также установить особое место встречи, чтобы дети могли собираться там и проводить время вместе. А еще лучше комбинировать сразу несколько вариантов.

Затруднения, которые возникают при этом, можно использовать в целях обучения планированию, принятию решений и терпению. Чтобы ребенок овладел этими навыками, не обязательно давать ему возможность практиковаться ежедневно. Достаточно одного или двух раз в неделю. Действуйте в соответствии с ритмом и расписанием жизни вашей семьи.

Каждая ситуация уникальна, и родителю предстоит решить, что допустимо и безопасно для его ребенка, а что нет. Если вы не можете позволить ребенку возвращаться из школы одному, нужно найти другую возможность попрактиковаться в принятии решений. Чтобы стать независимым, ваш ребенок может выполнять что-то из перечисленного ниже:

  • Поехать в гости к другу на велосипеде и позвонить вам, когда доберется до пункта назначения.
  • Пойти в кафе, имея при себе деньги, самостоятельно сделать заказ и оплатить его.
  • На экскурсиях или прогулках идти вперед, задавая направление.
  • Самостоятельно готовить для себя.
  • Гулять с собакой.
  • Организовывать свое личное время и встречи с друзьями.
  • Звонить и общаться по телефону, чтобы согласовывать планы, узнавать, что задано на дом, или решать другие вопросы.

Если ребенок очень занят: как расписание мешает самостоятельности

Ежедневно в ходе своей работы мы встречаемся с родителями, которые стремятся оградить своих детей от негативного опыта и создать им все условия для благополучной жизни. Это стремление достойно уважения. Сложность в том, чтобы понимать, когда стоит остановиться, чтобы не выйти за пределы разумного, особенно когда дело касается социальной жизни ребенка.

Многие взрослые понимают, что распорядок дня их детей перегружен, но подчиняются свойственному родителям стремлению охватить все возможности для развития ребенка и ничего не упустить.

Чаще всего мы сталкиваемся с двумя последствиями феномена перегрузки. Первое: дети и подростки регулярно сообщают нам, что очень устали и нуждаются в отдыхе. Они рассказывают, что в их расписании столько всяких дел, что не остается времени "просто расслабиться и побездельничать". Стоит им попытаться отдохнуть, родители спрашивают, не нужно ли им делать домашнее задание, тренироваться или разучивать этюд. Это вызывает у них чувство вины или необходимость защищаться, так что отдохнуть уже не получается.

Второе последствие чрезмерной загруженности в том, что дети и подростки не научаются распределять свое время и распоряжаться им самостоятельно, они ожидают, что родители всегда будут структурировать их расписание. И если выдается день, свободный от занятий, они донимают родителей вопросами, чем им сегодня заняться. Они жалуются на то, что им скучно, но вариантов, как развлечь себя, у них не так много.

Многие родители недооценивают важность и ценность опыта, который получает ребенок, когда ему предоставляют свободное время, которым он может распоряжаться по своему усмотрению. Когда родители контролируют занятость ребенка, у того не оказывается возможности совершить ошибку из-за неудачного распределения времени, а значит, упускается шанс найти выход из такой ситуации и усвоить этот урок.

Научиться спокойно реагировать на неожиданное изменение планов тоже крайне важно. У ребенка может быть представление о том, чем бы он хотел заняться в свободное время, но зачастую в реальности все получается совсем не так, как мы планируем. И чтобы принять это, нужны гибкость, умение решать проблемы и терпение.

Как практикующие психологи, мы никогда не сталкивались с молодыми людьми, которые, вступив во взрослую жизнь, испытывали бы проблемы в связи с тем, что в детстве мало занимались спортом, выучили не так много музыкальных этюдов или освоили мало иностранных языков. Зато мы часто встречаем людей, которые так и не научились переносить неожиданно возникающие испытания, не обрели уверенность в своей способности решать проблемы или навык общения с людьми противоположных с ними взглядов.

Читайте также: