Детский сад что делает глаголы

Обновлено: 04.07.2024

Загрузить презентацию (250 МБ)

Цель: Понимание и употребление в речи глаголов с разным лексическим значением, образованных посредством приставок, с опорой на графические знаки, предметные картинки.

  • Формировать у детей умение понимать и употреблять обиходные глаголы, образованные посредством приставок ВЫ-, -ЗА, ОТ-, ПОД- , -ДО, -ОБ, -ПЕРЕ, -ПРИ в словосочетаниях и предложениях с использованием графических схем и предметных картинок;
  • Закреплять умение употреблять в словосочетаниях и предложениях предлоги “В”, “ИЗ, “К”, “ОТ”, “НА”, “С”;
  • Развивать умение понимать и определять направление в пространстве от себя (слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади), ориентироваться на плоскости по заданию логопеда; совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;
  • Воспитывать активность, интерес к речевой деятельности, вызывать желание помогать сверстникам при выполнении заданий.

Оборудование: мяч, конверт, компьютер для просмотра слайдов презентации, фотография девочки Стрелочки (Слайд № 2), предметные картинки с изображением девочки Стрелочки со стрелкой, указывающей разные направления движения (Слайды № 3-7), демонстрационные предметные игрушки (дом, детский сад, кукла Таня, дерево, речка, мост) (Слайд № 8), графические схемы (Слайды № 9-16), предметные схемы (слайды № 17-22), обручи по счету детей, раздаточные карточки с предметными схемами (Приложение № 1), мультфильм и сюжетные картинки “Лисавета и Лиска” * (Слайды № 23-27).

Словарь предметный: стрелка, приближение, удаление.

Словарь глагольный: вышла, отошла, пошла, подошла, обошла, перешла, дошла, зашла, пришла (глаголы ехать, ходить, бегать, ползти, лететь, плыть, прыгать с аналогичными приставками).

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игра “Кто, как передвигается?”. Активизация в речи словаря исходной формы приставочных глаголов.

Дети стоят в кругу.

Логопед: Дети, хотите поиграть в игру “Кто, что как передвигается?”

Логопед: Как передвигается птица? (Летает.)

Логопед бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает, возвращает мяч логопеду.

Слова для предъявления: человек, рыба, змея, заяц, улитка, автомобиль, лодка.

2. Основная часть.

Логопед предлагает детям подойти к столам, встать возле стульчика.

Поручения. Понимание пространственных ориентиров, приставочных глаголов.

Логопед:

- Ренат, кто от тебя справа? (Аня.) Подойди к Ане.

- Вика, кто от тебя слева? (Настя) Перейди к Насте.

- Соня, кто у тебя сзади? (Артем) Зайди за Артема.

- Софа, кто у тебя впереди? (Арсений) Обойди Арсения.

- Анита выйди вперед на два шага.

- Артем отойди на два шага назад.

- Дети подойдите к своим стульям.

- Обойдите стулья через середину.

Сюрпризный момент. Установка на игру.

Логопед: Сегодня к нам в детский сад по почте пришло письмо. Это письмо от девочки Стрелочки. Хотите узнать, что в нем? (Да.)

Логопед: Девочка Стрелочка хочет с вами познакомиться. Она прислала свою фотографию.

Слайд № 2 (фотография девочки Стрелочки).

Смотрите, у девочки любимая игрушка в руках. Что это? (Стрелка.)

Логопед: Как вы думаете, почему девочку назвали Стрелочка? (Потому что девочка стрелкой всем указывает путь.)

Логопед: Мы сейчас с вами играли в игру “Кто, что как передвигается”. Вы называли много слов - передвижений. А девочка Стрелочка знает еще больше слов – передвижений. В своем письме она хочет вас с ними познакомить. Хотите узнать новые слова - передвижения? (Да.)

Логопед: Тогда давайте выполнять задания девочки Стрелочки.

Игра “Пальчики - мальчики”. Определение направления движения, совершенствование мелкой моторики.

Логопед: Фотография Девочки Стрелочки ожила.

Куда указывает стрелка? Куда побегут ваши пальчики – мальчики?

Дети: направо (налево, направо, вверх, вниз, по кругу)

Дети указательным и средним пальцами обеих рук имитируют движения человечков. Пальчики - мальчики бегут в направлении, указанном стрелкой.

Игра “Пальчики - мальчики гуляют”. Понимание приставочных глаголов, совершенствование мелкой моторики пальцев рук.

Логопед: Спрятались пальчики в домики (сжали кулачки). Отдохнули.

Пальчики – мальчики гуляют.

- Пальчики – мальчики подойдите к верхнему краю стола.

- Перейдите к нижнему краю стола.

- Зайдите в нижний близкий от вас угол. Выйдите из угла.

- Отойдите на середину стола.

- Зайдите в верхний близкий от вас угол. Выйдите из угла.

- Перейдите на середину стола.

- Обойдите середину стола.

- Вот и пришли в свой домик.

Дети соединяют пальцы рук в форме “крыши”.

Рассказ “Про девочку Таню”. Знакомство с приставочными глаголами по демонстрации действия с опорой на графические знаки. Сравнение с исходной формой глагола.

Логопед: Девочка Стрелочка написала в письме о подруге Тане.

Хотите узнать, что рассказала Стрелочка про Таню?

Логопед: Тогда слушайте и запоминайте.

Таня ходит в детский сад. Утром выходит из дома. От дома отходит. Подходит к дереву. Обходит дерево. На пути речка. Мостик переходит. Доходит до детского сада. Заходит в детский сад. Вот так Таня приходит в свой любимый детский сад.

Игра “Закончи предложение”. Сравнение и закрепление преобразованных глаголов в речи.

Работа по графическим схемам.

Логопед: А теперь поиграем. Помогите мне рассказывать путь Тани в детский сад. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать.

- Таня в детский сад, что делает? (Ходит.)

- Таня из дома, что делает? (Выходит.)

- От дома, что делает? (Отходит.)

- К дереву, что делает? (Подходит.)

- Дерево, что делает? (Обходит.)

- Мостик, что делает? (Переходит.)

- До детского сада, что делает? (Доходит.)

- В детский сад, что делает? (Заходит.)

- В детский сад, что делает? (Приходит.)

Динамическая пауза. Уточнение понятий “приближение”, “удаление”, развитие эмоций, пластики движения.

Логопед предлагает детям пройти на ковер.

1) Игра: “Говори и показывай”. Дети читают стихотворение с движениями.

Мы знаем, что птицы летают,
Что бегают звери порой,
Что ползают змеи, мы знаем,
И плавают рыбки гурьбой. Они могут к нам приближаться,
А могут от нас удаляться.
Ты должен знать, без сомненья,
Где приближенье, а где удаленье.
(Л.Г. Парамонова)

2) Игра “Превращения” (под тихую спокойную музыку). Понимание приставочных глаголов, обозначающих передвижение животных, птиц, рыб. Развитие пластики движения, слухового восприятия.

Дети занимают место в обручах, разложенных на ковре.

Логопед: Вы будете по моему слову превращаться рыб, зверей, птиц и выполнять их движения точно и верно.

Логопед: Рыбы плавают в бассейне. Выплывают из бассейна. Уплывают далеко. Плавают. Подплывают друг к другу. Отплывают. Доплывают до бассейна. Оплывают.

Переплывают к чужому бассейну. Подплывают к своему бассейну. Заплывают. Приплыли.

Дети имитируют движения и передвижения рыб, птиц, мышей.

Логопед: Дети, слова уплывает, отплывает, выплывает - это удаление или приближение? (Удаление.)

Логопед: А какие слова - приближения? (Доплывают, приплывают, заплывают, подплывают.)

Игра “Скажи наоборот”. Работа с предметными схемами на закрепление приставочных глаголов в словосочетаниях.

Логопед предлагает детям сесть за столы.

Слайды № 17-22 по щелчку.

Логопед: Девочка Стрелочка прислала вам игру “Скажи наоборот”. Хотите поиграть.

- Мышка забежала в норку. (Выбежала из норки.)

- Птичка вылетела из клетки. (Залетела в клетку.)

- Уточка заплыла в камыши. (Выплыла из камышей.)

- Бабочка подлетела к цветку. (Отлетела от цветка.)

- Рыбка подплыла к улитке. (Отплыла от улитки.)

- Жук подполз к листочку. (Отполз от листочка.)

Игра ““Прочитай” предложение”. Работа с раздаточным материалом на закрепление приставочных глаголов в предложениях.

У детей на столах карточки с предметными схемами (Приложение № 1).

Логопед: Давайте “прочитаем”, что написала вам девочка Стрелочка на карточке. Подвиньте карточку.

Посмотрите на стрелку. Догадайтесь, кто что делает?

Дети: Жук обползает лист. Самолет облетает дома. Мальчик оббегает дом. Бабочка перелетает с цветка на цветок. Белочка перепрыгивает с елочки на елочку. Змея заползает в траву. Змея выползает из травы. Дед Мороз обходит дом.

Просмотр мультфильма “Лисавета и Лиска”. Развитие зрительной и слуховой памяти, внимания.

Логопед: Девочка Стрелочка прислала вам в письме диск с мультфильмом. Хотите посмотреть?

В мультфильме вы услышите слова-передвижения, запомните их.

Слайд №23 (мультфильм).

Логопед:

- Когда горит красный свет, что нужно делать пешеходу? (Стоять.)

- А когда горит красный? (Идти, переходить дорогу.)

- Когда горит зеленый свет для самоката, что нужно делать? (Проезжать.)

Игра “Расскажи мультфильм по картинкам”. Употребление приставочных глаголов в предложениях с опорой на сюжетные картинки.

Логопед: Расскажите мультфильм по картинкам.

Логопед демонстрирует слайды № 24-27. Дети вспоминают сюжет мультфильма.

Логопед: Расскажите начало мультфильма.

Дети: Лисавета и Лиска отправились на прогулку.

Логопед: Что же было дальше?

Дети: Лисавета и Лиска подошли к светофору. Лисавета учит Лиску переходить дорогу. Горит красный свет. Переходить нельзя.

Дети: Для слоника горит зеленый. Он может проезжать.

Логопед: Чем заканчивается история?

Загорелся зеленый свет. Лисавета и Лиска переходят дорогу.

Итог занятия.

Логопед:

- Какие игры вам понравились? Я обязательно передам ваши впечатления девочке Стрелочке.

- В следующий раз, когда мы будем играть, вы расскажите “Про свой путь из дома в детский сад”, а я запишу ваши рассказы и отправлю их девочке Стрелочке.

Логопед дает оценку работе детей.

*Мультфильм и сюжетные картинки “Лисавета и Лиска” заимствованы из обучающей программы “Обучение грамоте. 1 класс”. Автор В.Г. Горецкий и др.

Цель : развивать умение детей самостоятельно подбирать подходящие по значению слова-действия (глаголы).

Примечание: правильная подборка слов указана в скобках.

Цель: развивать умение детей называть действия животных и самостоятельно подбирать подходящие по значению слова-действия.

Материал: предметные картинки с изображениями животных, птиц и насекомых: корова, лошадь, коза, свинья, кошка, волка, медведь, тигр, змея, ворона, кукушка, голубь, соловей, утка, курица, лягушка, комар, жук.

Цель: закрепить знание детьми основных профессий и умение самостоятельно подбирать подходящие по значению слова-действия.

Материал: предметные картинки с изображениями людей разных профессий: повар, врач, учитель, строитель, художник, пианист, писатель, портниха, прачка, уборщица, фотограф, продавец, покупатель, ученик.

Ход игры : Ребенок вытаскивает одну из карточек и называет, кто что делает.

Цель: активизировать в речи детей словарь глаголов.

Материал: предметные картинки с изображениями животных: собака, волк, медведь, заяц, змея, лягушка.

Ход игры : К карточкам с животными ребенок подбирает слова-действия, которые отвечают на предложенные вопросы. Правильный ответ засчитывался при подборе не менее 3 правильных слов-действий. Близкий по значению ответ засчитывался при подборе не менее 2 правильных слов-действий или при назывании близких по значению слов. Отсутствие ответа считалось, когда ребенок называл менее 1 правильного слова.

• обогащение глагольного словаря дошкольников;

• закрепление умения согласовывать слова в роде и числе.

Оборудование: кубик, предметные картинки.

Ход игры.

Ребенок должен подобрать к изображенному предмету как можно больше слов – действий.

1. Расширять и закреплять предикативный словарь.

2. Развивать умение узнавать птицу или животное по характерным

3. Совершенствовать навыки работы с символами действий.

4. Развивать зрительное внимание, память, активизировать мышление.

Материал: предметные картинки с изображениями животных: кошка, лиса, медведь, змея, комар, жук, лягушка, рыба, уж, удав. Домик с окошками на 1, 2, 3, 4, 5 этаже.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям расселить животных по этажам:

1 этаж- живут животные, которые бегают, прыгают, ходят, охотятся (кошка, лиса, медведь)

2 этаж- летают, издают звуки (комар, жук)

3 этаж - ползают, шипят (змея, уж, удав)

4 этаж-плавают, ныряют (лягушка, рыба)

1. Развивать предикативный словарь.

2. Закреплять дифференциацию предметов по способу передвижения.

3. Закреплять структуру простого предложения по модели «предмет

4. Закреплять понятие об одушевленных и неодушевленных предметах.

5. Развивать зрительное внимание.

Материал: предметные картинки с изображениями видов транспорта:

Наземный – машина легковая, машина грузовая

Водный- пароход, лайнер

Железнодорожный – поезд, электричка

Карточка с тремя делениями, обозначенными условными моделями : земля, вода, воздух.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям разместить транспорт по способу передвижения на карточке с условными обозначениями, и составить предложения.

1. Расширять предикативный словарь.

2. Совершенствовать навыки употребления в речи глаголов будущего

3. Закреплять знания о профессиях людей.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям рассказать о том, кем они хотят стать, когда вырастут, и что будут делать. Обращает внимание на построение конструкций ответа, в котором содержание трудовых операций звучит в будущем времени:

Я хочу стать поваром. Я буду резать овощи, готовить еду, печь пироги…

Я хочу стать воспитателем. Я буду играть с детьми, учить их рисовать, читать им книги….

углублять содержание знаний о труде,

пополнять словарь названиями трудовых действий (повар режет, жарит, готовит обед, парикмахер стрижет, причесывает)

,пополнять словарь названиями результатов труда (постриг, вылечил, приготовил обед и т. п.).

Расширять глагольный словарь.

Материал: картинки с изображением различных действий: мальчик рисует, умывается, играет, обувается; девочка ест, причесывается, стирает, помогает, чистит зубы, кормит щенка, одевается, моет посуду, застегивает, покупает, продает; строитель строит, кошка спит, доктор лечит, учитель читает, дворник подметает, повар варит.

Задачи: закреплять знания детей о профессиях людей, и о том, какие трудовые операции они выполняют

Материал: Карточки с изображением представителей разных профессий (врач, строитель, воспитатель, повар, водитель, пожарный и т. д.).

Карточка с шестью свободными окошками, фишки.

Воспитатель предлагает детям карточки с изображением профессий на выбор. Затем называет профессию. Ребенок, у которого карточка с изображением данной профессии, должен назвать трудовые операции. Сколько трудовых операций ребенок назвал- столько фишек он кладет на карточку с окошками. Выигрывает тот, кто быстрее всех заполнит окошки на карточке.

Задачи: закреплять знания детей о способах передвижения представителей флоры и фауны.

Расширять словарь глаголов.

Материал: карточки с изображением животного мира- животные домашние и дикие, насекомые, рыбы, птицы, земноводные, рептилии. Фишки.

Воспитатель показывает детям карточку с изображением животного, и предлагает назвать все способы передвижения, которые может использовать данное животное. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. В конце игры подводится итог : кто набрал самое наибольшее количество фишек - тот и выиграл.

Например: кошка- идет, бежит, прыгает, стоит, сидит, лежит.

Лягушка- скачет, ныряет, плавает, сидит.

Змея- ползёт, лежит.

Воробей- летит, скачет, прыгает, сидит.

Жук- ползёт, летит и т. д.

Расширять словарь глаголов.

Материал: картинки с изображением инструментов: нож, топор, молоток, пила, лопата, ручка, кисть, метла, утюг, игла, удочка (ножом режут, топором рубят, молотком забивают гвозди, пилой пилят, лопатой копают, ручкой пишут, кистью красят, метлой подметают, утюгом гладят, иглой шьют, удочкой ловят рыбу).

Цель: активизация использования детьми в речи глаголов.

Рыба, птица, конь, собака, бабочка, змея.

Повар, художник, учитель, швея, парикмахер, продавец.

Содержание: детям показывают картинки и просят назвать, кто что умеет делать. За каждый названный глагол ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет наибольшее количество фишек.

Цель: расширение и активизация словаря детей; обучение умению подбирать слова-действия.

Оборудование: палочка для игры

Дети становятся в круг, воспитатель - в центре. Игра заключается в том, что дети называют слова и одновременно передают палочку рядом стоящему - своеобразная эстафета. О том, какие это должны быть слова, участники игры договариваются заранее. "О каком животном будем рассказывать?" - спрашивает воспитатель. Кто-то из детей (возможна и предварительная договоренность) предлагает: "Будем говорить про котенка все, что знаем". Воспитатель соглашается и предлагает сначала подобрать слова про то, что котенок может делать Педагог вручает палочку кому-либо из детей, тот называет первое слово (например, мяукает) и передает палочку следующему, он говорит бегает и тоже передает палочку и т. д. В результате дети подбирают много разных слов : прыгает, потягивается, лакает молоко и т. д. Если кто-либо повторяет уже названное слово или слишком долго ищет слово, воспитатель дает сигнал: "Стоп! Палочка, остановись!" Этот ребенок должен выйти из круга.

Цель: активизировать глагольный словарь.

Содержание. Дети встают в круг, в кругу – воспитатель, у него в руках мяч. Воспитатель называет слово и кидает кому-то из детей. Дети пускают мяч по кругу, называя действия, которые может совершать предмет, названный воспитателем. Детям предлагаются задания на характеристики:

- явлений природы (снег — идет, падает, тает, сверкает, хрустит; дождь- льёт, моросит, капает.)

-предметы рукотворного мира (мяч- катится, лежит, его можно бросать, отбивать о землю)

Если ребенок затрудняется назвать слово- он выбывает из игры.

Цель: обогащение предикативного словаря детей. Обучение детей умению подбирать слова-действия.

Оборудование: различные игрушки. Игровой персонаж Незнайка.

Ход игры.

К детям приходит Незнайка и приносит из дома свои игрушки. Он говорит, что ему надоели, потому что он не знает, что с ними делать. Игрушки раздаются детям, и им предлагается рассказать о каждой игрушке и ответить на вопрос, что с ней можно делать? Все дети говорят, что с ними можно играть. Воспитатель побуждает детей уточнить, как именно можно играть с игрушками, какие игровые действия можно выполнять.

Цель: закреплять умение подбирать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действия (глаголу). Развивать глагольный словарь.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям слово, обозначающее действие, и просит назвать как можно больше слов-существительных.

-Летает кто? (птица, бабочка, муха, жук, пчела, стрекоза); что? (змей, вертолет, самолет, пух, снежинка, шар, спутник).

-Идет кто? (человек, ребенок, девочка, мальчик, внучка, брат, сестра, кошка, собака); что? (дождь, град, снег, время).

-Растет кто? (девочка, мальчик, ребенок); что? (дерево, трава, лист, цветок).

-Бежит кто? (девочка, кошка); что? (река, молоко, время, ручей).

-Стоит кто? (мама, бабушка); что? (шкаф, диван).

-Сидит кто? Прыгает кто? Спит кто? Лежит кто? Висит кто? Летит кто? Едет кто? что? Читает кто?

Цель: активизировать в речи детей словарь действий предметов.

Ход игры. Воспитатель предлагает подобрать как можно больше слов к действию предмета.

Цель: Уточнение названий действий животных.

Оборудование: предметные картинки (голубь, воробей,петух, корова, курица, гусь, ворона, сорока, филин, лягушка, волк, утка, кошка, свинья, овца, лошадь, собака, медведь)

Ход игры : Воспитатель предлагает детям выбрать картинки и сказать, показать, изобразить, кто из животных как голос подает.

Голубь воркует; воробей чирикает, петух кукарекает, корова мычит, курица кудахчет, гусь гогочет, ворона каркает, сорока стрекочет, филин ухает, лягушка квакает, волк воет, утка крякает, кошка мяукает, свинья хрюкает, овца блеет, лошадь ржет, собака лает, медведь рычит.

Дидактические игры и упражнения для коррекции слоговой структуры слова у дошкольников Среди разнообразных нарушений речи у детей с ОНР одним из наиболее трудных для коррекции является такое проявление речевой патологии, как.

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия геометрические фигуры и формы Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия геометрические фигуры и формы. Дидактические игры и упражнения рекомендуется проводить.

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия геометрические фигуры и формы Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия геометрические фигуры и формы. Огар Ксения Григорьевна Дидактические игры и упражнения.

Куда обращаться, если не включили отопление в квартире в Москве

В Москве с 13 сентября стартовал отопительный сезон. Ожидается, что до конца этой недели тепло попадет во все столичные квартиры. Жители некоторых районов уже радуются горячим батареям, а кое-кому все еще приходится довольствоваться шерстяными носками и литрами горячего чая. Рассказываем, как москвичи греются в своих домах в ожидании тепла, а также куда обращаться, если оно так и не пришло в квартиру.


Фото: портал мэра и правительства Москвы/Максим Денисов

Начало отопительного сезона

Сергей Собянин объявил о начале отопительного сезона в столице с понедельника, 13 сентября. Ранее синоптики предупредили москвичей об окончании бабьего лета и резком похолодании, начиная со вторника, 14 сентября. Ожидается, что теплом обеспечат весь жилой сектор в течение пяти дней . Мэр отметил, что столичная система отопления готова к началу нового сезона.

В частности, к новому отопительному сезону подготовлено порядка 74 тысяч объектов , из которых 34,1 тысячи жилых домов, 8,8 тысячи социальных объектов, 30,8 тысячи объектов экономики и инфраструктура топливно-энергетического хозяйства.

Также были сформированы запасы резервного топлива на ТЭЦ: речь идет о 378,6 тысячи тонн мазута, 360,4 тысячи тонн угля и 24,9 тысячи тонн дизельного топлива. Отмечается, что мощности энергоснабжения города позволят бесперебойно обеспечивать горожан теплом при достижении температуры минус 30 и даже минус 40 градусов.


Фото: Москва 24/Антон Великжанин

Когда включают отопление

Начало отопительного сезона в столице стартует по распоряжению городских властей. Как правило, это происходит, если среднесуточная температура держится ниже 8°С в течение пяти дней, при этом, согласно прогнозу погоды, ожидается дальнейшее ее снижение.

Обычно работы по включению и регулировке отопления занимают до нескольких суток. Сначала тепло подают в объекты социальной инфраструктуры, в частности детские сады, школы, больницы, поликлиники. Затем батареи начинают работать в жилых домах, и только после этого – на промышленных предприятиях.

В объектах социальной инфраструктуры отопление могут дать и раньше планируемого начала отопительного сезона, если будет необходимость. Так произошло и в текущем году. 9 сентября стало известно, что по заявкам начали включать отопление в соцучреждениях города.

Куда обращаться, если тепло не пришло

Стоит учитывать, что отопление появляется во всех жилых домах Москвы не одновременно. На полноценный запуск сезона, как правило, закладывают несколько суток. Если с его начала прошло пять и более дней и в квартире все еще холодно, об этом обязательно нужно сообщить.


Фото: Москва 24/Роман Балаев

Проблемой считается не только невключенные, но и слегка теплые батареи. Во время отопительного сезона в помещениях должна поддерживаться определенная температура. В жилых домах и квартирах – не ниже 18°С ( 20°С в угловых комнатах), в детских садах – от 17 до 25°C в зависимости от вида помещения, во всех основных помещениях школы – от 18 до 24°С, от 17 до 20°С – в спортзалах и мастерских. На рабочем месте в зависимости от вида нагрузки оптимальная температура может колебаться от 16. 18°С до 22. 24°С.

Пока тепло пришло не во все в жилые дома, москвичам приходится спасаться от холода по старинке, то есть постоянно ходить по квартире в полном обмундировании.

Схожим образом обстоят дела у некоторых жителей ТиНАО. В частности, с такой проблемой столкнулся москвич Владимир Чикало.


Вместе с тем жительница Печатников Катерина Валаева рассказала, что во вторник батареи стали теплее. Однако, несмотря на подачу отопления, квартира все еще остается холодной, уточнила девушка в беседе с Москвой 24.

Что такое глагол – объясняю простыми словами, что это за часть речи, какие у нее есть постоянные и непостоянные признаки

Что такое глагол простыми словами

Глагол – это самостоятельная часть речи, то есть к нему всегда можно задать вопрос и у него есть лексическое значение.

Глаголы обозначают действия в широком смысле.

  1. Действие, которое кто-то делает: читать, работать, играть.
  2. Мысли и чувства: думать, тосковать, надеяться, восхищаться,
  3. Состояния природы: вечереет, смеркается, светает.

Постоянные морфологические признаки глаголов

Спряжение. Глагол относится либо к первому, либо ко второму спряжению. Определяйте всегда вот по такому плану:

  1. Посмотреть на личное окончание (не на окончание инфинитива), если оно ударное.
  2. Если там -ит, -ишь, -им, -ите, -ат, -ят – второе спряжение.
  3. Если там -ет, -ешь, -ем, -ете, -ут, -ют – первое.
  4. Посмотреть на окончание инфинитива, если личное безударное.
  5. Если там есть -и (вопить, грустить) – спряжение второе. Если там другая буква – первое (читать, петь).

К первому спряжению еще относятся глаголы брить, стелить. А ко второму – вот эти 11 исключений:

Слышать, видеть и обидеть,
Гнать, держать и ненавидеть,
И дышать, смотреть, вертеть,
И зависеть, и терпеть.

Переходность. Если у глагола есть зависимое слово в винительном падеже без предлога – он переходный. В остальных случаях непереходный. Примеры:

  1. Читать (что?) книгу – есть дополнение в винительном падеже без предлога, глагол переходный.
  2. Смотреть в окно – есть предлог, поэтому сразу непереходный.
  3. Сидеть на скамейке – здесь и предлог, и существительное в предложном падеже, поэтому о переходности вообще речи нет.

Про падежи

Вот статья про косвенные падежи существительных – загляните, она очень маленькая. Я там рассказываю, как их легко запомнить, чтобы не путать.

Непостоянные признаки

Повелительное – кто-то кому-то приказал, повелел что-то сделать. Но это не значит, что действие реально сделано: читай – не факт, что он прочитает, наливай – не факт, что нальет, пойте – не факт, что они будут петь.

Время. Оно есть только у глаголов в изъявительном наклонении. Потому что если действия как такового нет (в сослагательном и повелительном наклонении), то не может быть и времени. В изъявительном наклонении время может быть настоящим, прошедшим и будущим.

Число. Может быть множественным или единственным: я ем – единственное, они едят – множественное.

Лицо. Лиц три:

  1. Первое – Я, Мы.
  2. Второе – Ты, Вы.
  3. Третье – Он, Она, Оно, Они.

Род. Мужской, женский или средний. Есть только у глаголов в прошедшем времени: он читал, она читала, оно читало. В настоящем и будущем временах род определить нельзя. Смотрите: он/она/оно читает, будет читать.

Чем глагол является в предложении

Может быть очень разными членами предложения:

Это была общая статья про глагол. Я скоро выпишу много других текстов про глаголы и поставлю сюда ссылки.

Уже сейчас можете читать статьи про две формы глагола: причастие и деепричастие.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понимание и употребление в речи обиходных глаголов с разным лексическим значением, передающих различные оттенки действий, образованных посредством приставок, с опорой на графические знаки, предметные картинки.

1.Формировать у детей умение понимать и употреблять обиходные глаголы, образованные посредством приставок ВЫ-, -ЗА, ОТ-, ПОД- , -ДО, -ОБ,

-ПЕРЕ, -ПРИ в словосочетаниях и предложениях с использованием графических схем и предметных картинок;

3.Развивать умение понимать и определять направление в пространстве от себя (слева, справа, вверху, вни­зу, спереди, сзади), ориентироваться на плоскости по заданию логопеда;

4.Воспитывать активность, интерес к речевой деятельности, вызывать желание помогать сверстникам при выполнении заданий.

Оборудование: мяч, конверт, фотография девочки-Стрелки, стрелки демонстрационные (прямая и круглая), демонстрационные предметные игрушки (дом, детский сад, кукла Маша, дерево, речка, мост), таблички с графическими изображениями предметов и их действий, обручи по счету детей, раздаточные карточки с предметными рисунками и направлением их движения, компьютер для показа мультфильма и сюжетных картинок-эпизодов фильма, видеозапись мультфильма, звукозапись музыки для динамической паузы, подставки для демонстрационных табличек со схемами.

Словарные слова: стрелка, вышла, отошла, пошла, подошла, обошла, перешла, дошла, зашла, пришла.

Ход занятия:

I.Организационный момент:

Дети стоят в кругу.

Логопед: Как передвигается птица?

Логопед бросает мяч ребенку мяч, ребенок отвечает, возвращает мяч логопеду.

Ребенок: летает, прыгает, ходит,

Слова для предъявления: человек, рыба, змея, заяц, улитка, автомобиль,

II. Основная часть:

Логопед предлагает детям подойти к столам, встать возле стульчика.

1.Сюрпризный момент. Установка на занятие.

Сегодня к нам в детский сад по почте пришло письмо. Это письмо Девочки Стрелочки. Хотите узнать, что в нем?

Логопед: Девочка Стрелочка хочет с вами познакомиться. Она прислала свою фотографию.

Логопед достает и выставляет на доску фотографию девочки-Стрелочки.

Смотрите, у девочки любимая игрушка в руках. Что это?

Дети: Стрелочка.

Логопед: Как вы думаете, почему девочку назвали Стрелочка?

Дети: Потому что девочка стрелочкой постоянно всем указывает путь.

Логопед: Мы сегодня с вами играли в игру кто, что как передвигается. Вы называли много слов. А Девочка Стрелочка знает еще больше слов, кто как передвигается. В своем письме она вас хочет познакомить с новыми словами. Хотите узнать новые слова?

Логопед: Тогда давайте выполнять задания от девочки Стрелочки.

2.Поручения на понимание сторонности в пространстве от себя, на понимание пространственных отношений, приставочных глаголов, на укрепление мышц глаз.

Логопед: Покажите правой рукой, как стрелкой, правую сторону.

Покажите левой рукой левую сторону.

Покажите правой рукой направление вперед.

Покажите левой рукой направление назад.

Посмотрите глазами наверх.

Посмотрите глазами вниз, налево, направо.

Покрутите глазами вокруг

Погрейте глаза, успокойте.

Ренат, кто от тебя справа? Подойди к Ане.

Вика, кто от тебя слева? Перейди к Насте.

Соня, кто у тебя сзади? Зайди за Артема.

Софа, кто у тебя впереди? Обойди Арсения.

Анита выйди вперед на два шага.

Артем отойди на два шага назад.

Дети подойдите к своим стульям. Обойдите стулья через середину. Садитесь.

Логопед: Девочка Стрелочка прислала вам две стрелки: прямую и круглую. Хотите с ними поиграть?

Я буду крутить стрелочку, а ваши пальчики-человечки пусть идут туда, куда она укажет.

Логопед: Куда идут?

Дети: направо (налево, направо, вверх, вниз)

Логопед показывает круглую стрелку.

Логопед: Куда идем?

Дети: по кругу.

Логопед: Спрятались пальчики в домики (сжали кулачки). Отдохнули.

Пальчики – человечки подойдите к верхнему краю стола.

Перейдите к нижнему краю стола.

Зайдите в нижний близкий от вас в угол. Выйдите из угла.

Отойдите на середину стола.

Зайдите в верхний близкий от вас в угол. Выйдите из угла.

Перейдите на середину стола.

Обойдите середину стола.

Вот и пришли в свой домик.

5.Знакомство с приставочными глаголами по демонстрации действия с опорой на графические знаки. Сравнение с исходной формой глагола.

Логопед: Девочка Стрелочка написала в письме про свою подругу Таню.

Хотите узнать, что пишет Стрелочка про Таню?

Логопед: Тогда слушайте и запоминайте, потом вы будете мне помогать рассказывать.

Логопед рассказывает с одновременным показом действий Тани.

Таня ходит в детский сад. Утром выходит из дома. От дома отходит. Подходит к дереву. Обходит дерево. На пути речка. Мостик переходит. Доходит до детского сада. Заходит в детский сад. Вот так Таня приходит в свой любимый детский сад.

6.Сравнение и закрепление преобразованных глаголов.

Работа по демонстрационным графическим схемам.

Логопед: А теперь вы мне будете помогать, рассказывать путь Тани в детский сад. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать.


Логопед: Таня в детский сад, что делает?


Дети: ходит

Логопед выставляет одновременно с ответом ребенка табличку:


Логопед: Таня из дома, что делает?

Дети: Выходит.

Логопед: От дома (отходит)

К дереву (подходит)

Дерево (обходит)


Мостик (переходит)

До детского сада (доходит)

В детский сад (заходит)




Вот так Таня в детский сад (приходит)

Логопед: Давайте повторим новые слова, как передвигается человек (по графическим схемам).

Дети хором и по одному: выходит, отходит, подходит, обходит, переходит, доходит, заходит, приходит.

Логопед предлагает детям пройти на ковер.

-Дети читают стихотворение. Показывают движения на каждое действие.

Мы знаем, что птицы летают,

Что бегают звери порой,

Что ползают змеи, мы знаем,

И плавают рыбки гурьбой.

Они могут к нам приближаться,

А могут от нас удаляться.

Ты должен знать, без сомненья,

Где приближенье, а где удаленье.

Дети занимают место в обручах.

Логопед: Вы будете по моему слову превращаться рыб, зверей, птиц и выполнять их движения точно и верно.

Рыбы плавают в бассейне. Выплывают из бассейна. Уплывают далеко. Плавают. Подплывают друг к другу. Отплывают. Доплывают до бассейна. Оплывают. Переплывают к чужому бассейну. Подплывают к своему бассейну. Заплывают. Приплыли.

Дети имитируют движения птицы, мышки.

Логопед: Дети, слова уплывает, отплывает, выплывает- это удаление или приближение?

Дети: удаление

Логопед: А какие слова- приближение?

Дети: доплывают, приплывают, заплывают, подплывают

Логопед предлагает детям сесть за столы.

У детей на столах предметные картинки с показом направления движения.

Логопед последовательно выставляет демонстрационные предметные картинки.

Мышка забежала в норку.

Дети: Выбежала из норки.

Предложения: Птичка вылетела из клетки. Залетела в клетку.

Мальчик выбежал из дома. Забежал в дом.

Уточка заплыла в камыши. Выплыла из камышей.

Логопед: Бабочка подлетела к цветку.

Дети: Отлетела от цветка.

Предложения: Жук подполз к листочку. Отполз от листочка.

Рыбка подплыла к улитке. Отплыла от улитки.

Автобус подъезжает к остановке. Отъезжает от остановки.

У детей на столах карточки с предметными картинки с показом направления движения.

Логопед: Давайте попробуем прочитать, что написала вам девочка Стрелка

на карточке. Подвиньте карточку.

Посмотрите на стрелку. Догадайтесь, кто или что делает?

Дети: Жук обползает лист.

Предложения: Самолет облетает дома. Мальчик оббегает дом. Бабочка перелетает с цветка на цветок. Белочка перепрыгивает с елочки на елочку. Змея заползает в траву. Змея выползает из травы. Дед Мороз обходит дом.

11.Употребление приставочных глаголов в предложениях, услышанных в мультфильме с опорой на сюжетные картинки. Развитие слухового восприятия, внимания.

Логопед: Девочка-Стрелка прислала вам в письме диск с мультфильмом. Внимательно смотрите и слушайте. В мультфильме вы услышите новое слово, запомните его.

Логопед: Назовите новое слово.

Дети: переходят.

Логопед: Когда горит красный свет, что нужно делать пешеходу?

Дети: Стоять.

Логопед: А когда горит красный?

Дети : Идти, переходить дорогу.

Логопед: Расскажите мультфильм по картинкам.

Логопед показывает последовательно сюжетные картинки- эпизоды мультфильма, дети вспоминают сюжет мультфильма.


Логопед: Расскажите начало мультфильма.

Дети: Лисавета и лиска отправились на прогулку.

Логопед: Что было дальше?

Дети: Лисавета и Лиска подошли к светофору. Лисавета учит лиску переходить дорогу. Горит красный свет. Переходить нельзя.

Логопед: Что дальше?

Дети: Для слоника горит зеленый. Он может проезжать.

Логопед: Чем заканчивается история?

Дети: Загорелся зеленый свет. Лисавета и лиска переходят дорогу.

12.Итог занятия.

Логопед: Какие новые слова вы узнали?

Дети перечисляют слова.

Логопед: В следующий раз, когда мы будем играть, вы расскажите, как вы ходите в детский сад. А я запишу ваши рассказы и отправлю их Стрелочке.

А что вам понравилось на занятии?

Дети вспоминают интересные моменты занятия.

Логопед: Я обязательно передам ваши впечатления девочке Стрелочке.

Читайте также: