Цель краеведческого проекта в школе

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Бортничук Наталия Николаевна

Организация: МБОУ СОШ с.Красное Краснинский МР

Населенный пункт: Липецкая область, д. Дегтевая

На данном этапе развития нашего государства перед современной школой ставится одна из важнейших задач - задача возрождения и восстановления духовности, формирования нравственной личности, гражданина и патриота своей страны через изучение истории родного края, своей малой Родины.

Именно через краеведческую составляющую можно добиться наилучшего результата в решении данной задачи. Малая Родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека, но мало говорить о любви к родному краю, для этого необходимо знать его прошлое и настоящее.

В рамках реализации ФГОС отличительной особенностью современного процесса образования и воспитания является то, что в учебном плане каждый предмет общественно – научного цикла включает в себя элемент краеведения. Работа по изучению краеведения представляет собой систему, которая состоит из интегрированных уроков: история России + краеведческий компонент, география + краеведческий компонент, ОДНКР + краеведческий компонент, а также изучение краеведческого материала обеспечивает внеурочная деятельность.ф

Реализация краеведческих проектов на уроках и в неурочной деятельности играет большую роль в деле воспитания и формирования личности учащихся, формирование патриотического и гражданского самосознания, бережного отношения к историческим и культурным ценностям, воспитание чувства гордости за достижения своих земляков у учащихся.

Изучая историю малой Родины, учитель и ученики достаточно часто сталкиваются с определённым рядом трудностей при подготовке проекта. Поэтому весьма актуальны вопросы: какие методы и формы целесообразно применять в краеведческой работе? Как сделать занятие по краеведению интересным и нужным современным ученикам? Достаточно ли консервативных методов для реализации краеведческих проектов или необходимо применение новых форм, методов, технологий?

Основополагающим моментом для реализации любого краеведческого проекта является вопрос – с чего начинается Родина для каждого живущего в нашей стране?

Не менее важны и проблемные вопросы - кто такой патриот, считают ли учащиеся себя патриотами, через какие поступки проявляется патриотизм?

При подготовке и реализации проекта необходимо решать и учебную задачу: обучающиеся должны в проекте отразить историю малой Родины через призму истории нашей страны, знать и соотносили факты и события из истории нашего государства с историческими событиями малой Родины.
Реализовать краеведческие проекты можно в следующих направлениях:

- краеведческое исследование во время туристических походов (туристско - краеведческая деятельность);

Важно с момента начала работы над проектом оформить портфолио проекта, где будут собраны все материалы. В портфолио должен быть паспорт проекта, план работы, отчёты групп, фотографии, копии газетных статей, тексты. Портфолио помогает отслеживать поэтапно работу над проектом.

Сюжетно-ролевые игры – важный компонент краеведческого образования.

Ролевые игры занимают особое место при реализации краеведческих проектов. Они развивают эмоциональность, творчество, самостоятельность учащихся.

Применение метода компьютерных технологий позволяет ускорить поиск нужной информации. Использование ЦОР значительно расширяет и делает доступной необходимую информацию для проекта.

Наряду с применением современных методов и приемов в краеведческой работе не следует отказываться от консервативного обучения. Получение знаний путем общения ученика и педагога с использованием диалога и монолога, с применением наглядного материала дает возможность ученикам получить минимум краеведческих знаний, которые в будущем будут пополняться и обновляться уже самостоятельно каждым участником проекта.

Наиболее популярными являются следующие темы краеведческих проектов:

Образовательное учреждение может реализовать одно, или несколько направлений краеведческой деятельности, обеспечивающих выполнение поставленных задач. Направления краеведческой деятельности образовательного учреждения могут быть индивидуальны для каждого класса, объединения учащихся, вплоть до отдельного ученика, в зависимости от возможностей и интересов конкретных учащихся и их объединений.

Важным моментом является, чтобы способы достижения поставленной цели определяются самим ребенком, на основе его интересов, индивидуальных особенностей, потребностей, мотивов, способностей.

Организация и реализация краеведческих проектов позволяет изучать не только программный материал, но материал, выходящий за пределы учебной программы, используя информацию как из традиционных источников (книги, словари, энциклопедии), так и из сети Интернет. В процессе работы над проектом происходит не просто накопление знаний, но и их реорганизация.

Введение.

Краеведение занимает важное место в образовательном и в воспитательном процессе в современной школе.

Занятие краеведением, сбор краеведческого материала, работа с ним на уроках и во внеурочной деятельности помогает выполнять основную задачу патриотического воспитания — формирование и развитие личности, способствует становлению гражданских качеств обучающихся, формирует способность выполнять гражданский долг.

В рамках реализации ФГОС отличительной особенностью современного процесса образования и воспитания является то, что в учебном плане каждый предмет общественно – научного цикла включает в себя элемент краеведения. Работа по изучению краеведения представляет собой систему, которая состоит из интегрированных уроков: история России + краеведческий компонент, география + краеведческий компонент, ОДНКР + краеведческий компонент, а также изучение краеведческого материала обеспечивает внеурочная деятельность.

Существует ряд направлений в краеведческой работе:

- краеведческое исследование во время туристических походов (туристско - краеведческая деятельность);

Данная методическая разработка содержит в себе элементы исторического и экскурсионного краеведческого направления.

Актуальность краеведческой работы на уроках и во внеурочной деятельности неоспорима. Изучение краеведения в школе – один из главных источников обогащения обучающихся знаниями о родном крае, воспитание любви и уважения к нему, умения увидеть и соотнести неразрывность исторического развития родного края с историей страны, постичь смысл героического и трагического в истории нашей Родины.

Цель и задачи методической разработки

Цель: воспитывать в детях чувства любви к своей Родине, уважения к ее истории, патриотизм, гордость за свой край, свой народ;

обогатить знания учащихся о родном крае, о людях, живших в нём, формирование чувства гражданской гордости.

Задачи: углубить знания учащихся по истории родного края, познакомить учащихся с историей родного села;

- расширить знания учащихся о земляках, ветеранах труда, почётных гражданах поселения, интересных природных и социально- культурных местах малой родины;

- расширение сферы общественной деятельности детского коллектива;

- формирование бережного и уважительного отношения историческому наследию родного края;

- сориентировать учащихся на поиск своего творческого пути.

Существует ряд направлений в краеведческой работе:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Патриотизм включает в себя:


чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;


уважительное отношение к языку своего народа;


заботу об интересах Родины;


осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);


проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;


гордость за социальные и культурные достижения своей страны;


гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;


уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;


гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Истинный патриотизм предполагает, формирование и его длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельности, неразрывность с Отечеством.

Для каждого из нас очень важно и нужно знать историю своей страны, историю своей большой и малой Родины. И наша задача- воспитывать патриотов своей Родины, развивать интерес к прошлому и настоящему страны, республики, района, своего села. Чем шире территория, которую патриот считает своей Родиной, чем больше любви проявляет к своим соотечественникам, тем больший патриот, данный человек.

Актуальность патриотического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, русской и мировой культуры. Любовь к своему селу, к краю, к России в целом, конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей Родины, работа во благо своей Родины – это очень важно. Любить и жить в своем селе, делать все, чтобы наше село стало лучше, краше. Жить за пределами своей малой Родины, но продолжать любить и прославлять ее.

Проблема исследования: отсутствие познавательного интереса к культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю к истории и культурному наследию родного края, низкий уровень знаний о традициях и обычаях бурятского народа.

Цель проекта: формировать черты гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры.

Задачи:

Реализовать системно-деятельностный подход при обучении и развитии личности школьника.

создание целостной системы патриотического воспитания через урочную и внеурочную деятельность;

Сформировать личностные, регулятивные, коммуникативные УУД в освоении исторического материала родного края.

Формирование патриотических чувств, любви к Родине.

Расширение знаний основ национальной культуры и искусства.

Гипотеза исследования:

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории своего села, района, республики, символики, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил свой родной край , начнут проявлять интерес и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта достигнуты.

Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием всех возрастных групп обучающихся. Система патриотического воспитания обучающихся школы предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в школе, массовую патриотическую работу, совместную деятельность с другими культурными учреждениями.

Срок реализации: январь, 2019г. – май, 2020 г.

Проект включает следующие основные направления учебной и внеурочной деятельности:

“Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей,
не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые
им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть
даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен
к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране”.
Д.С.Лихачев

Актуальность проекта

Сегодня наше общество нуждается в поддержке культурно-исторического сознания, так как остро ощущается духовный кризис молодого поколения. Первостепенная задача учителей истории и краеведения - воспитание патриотизма. Краеведение является фундаментом патриотического воспитания. Необходимость развития интересов школьников в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей большой и малой Родине.

О важности данной проблемы говорится в целом ряде документов, в том числе, в Законе Российской Федерации “Об образовании в РФ”, один из целевых ориентиров которого направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.

В “Национальной доктрине образования в Российской Федерации” подчеркивается, что система образования призвана обеспечить “историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России”.*

* Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2008. - №4. – С.15-18.

Проблема частичной утраты своего культурно-исторического самосознания школьниками ощущается нами, учителями истории, достаточно часто и поэтому тема проекта считается актуальной.

В связи с указанной проблемой разработан данный проект, определены цель, объект, предмет исследования.

Содержание проекта

Цель данного проекта — воспитание у учащихся патриотизма через изучение истории, традиций и культуры родного края.

Задачи:

  • изучить историческое прошлое и настоящее родного поселка, краеведческий материала о родном крае;
  • развивать познавательную активность и творческие способности учащихся через включение в содержание уроков истории и обществознания краеведческий материал, а так же через привлечение учащихся к участию в различных акциях, конкурсов, фестивалей
  • привлекать учащихся к научно-практической и исследовательской деятельности, изучив способности каждого участника проекта
  • развивать навыки смыслового чтения через использование современных приемов и методов по развитию навыков работы с текстом;
  • описать и обобщить собственный опыт как конечный продукт проекта.

Гипотеза – если с раннего возраста учащиеся будут изучать историю своей малой Родины, то это станет фундаментом патриотического воспитания и будет способствовать повышению уровня исторического образования и воспитания общей культуры школьников.

Объект исследования – становление патриотического воспитания в контексте краеведческого образования.

Предмет исследования - теоретические основы и практика реализации школьного краеведческого образования.

Участники проекта: педагоги истории МОУ ДСШ (Воробьёв А.М., Сарычева Т.А., Филиппова И.Д), учащиеся 5 – 6 классов, родители, педагоги школы, внешние партнеры в рамках микрорайона.

Стратегия и механизм данного проекта вытекают из цели и задач, которые были определены:

  • Выявление возможностей уроков истории, обществознания, краеведения, часов внеурочной деятельности для приобщения учащихся к изучению родного края. Знакомство с опытом работы коллег, методической литературой, интернет-ресурсами по данной проблеме.
  • В механизме разработка и апробация уроков, классных часов по темам, а также выполнение творческих работ учащихся.
  • Участие в конкурсах, фестивалях, акциях по краеведческим темам.
  • Описание и обобщение опыта.

Формы работы:

  • классные часы;
  • интервьюирование;
  • беседы, викторины;
  • исследовательская деятельность;
  • коллективные творческие дела;
  • краеведческие конференции, выставки;
  • экскурсии; походы.

Место реализации: МОУ Детчинская средняя общеобразовательная школа .

Сроки реализации проекта: 2016-2017 – 2017-2018 уч.

2. Основные направления просветительской и мотивационной работы

Задачи

1. Сбор материала о ветеранах Великой Отечественной войны и тружениках тыла – родственниках учеников Детчинской школы.

2. Повышение престижа у подрастающего поколения подвига советского народа в годы войны, осознания значимости Победы для страны и всего мира.

3. Развитие навыков исследовательской и проектной деятельности.

4. Изготовление различных материалов по итогам реализации проекта для современной экспозиции школьного музея.

5. Участие в различных конкурсах по данной тематике.

1. Прививать любовь к семье.

2. Учить уважать и любить традиции и устои семьи.

3. Учить составлять родословную семьи.

4. Участие в различных конкурсах по данной тематике.

3. План реализации педагогического проекта:

1 этап. (сентябрь–декабрь) - Разработка проекта

1. Разработка тематического планирования проекта: определение педагогами темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результатов.

2. Подбор методического материала к проекту.

3. Диагностика учащихся (беседа, анкетирование (прил.) с целью выявления уровня знаний учащихся по вопросам исторического краеведения.

2 этап. Реализация проекта (с проведением промежуточной диагностики) (январь 2016 – февраль 2018)

3 этап. Заключительный (март - июнь 2018 года)

Проведение диагностики

  • Анализ результатов реализации данного проекта
  • Описание и обобщение опыта (выступления на педсоветах, публикация разработок уроков, классных часов, сборников творческих работ, подготовка инновационного продукта).

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Анализ УМК, интернет-ресурсов с последующим формированием базы для реализации проекта.
Анализ эффективности педагогических технологий.

Сентябрь 2016 г.

Сарычева Т.А.
Воробьев А.М.
Филиппова И.Д.

Сарычева Т.А.
Воробьев А.М.
Филиппова И.Д.

Январь - май 2017 г.

Сарычева Т.А.
Воробьев А.М.
Филиппова И.Д.

Разработка презентаций, проектов, творческих работ по темам:

Январь - февраль 2017 г.

Март- - апрель 2017 г.

Сентябрь 2017г.
Октябрь 2017 г.
Ноябрь - декабрь 2017 г.

Сарычева Т.А.
Воробьев А.М.
Филиппова И.Д.

Октябрь 2016, 2017 г.

Сарычева Т.А.
Воробьев А.М.
Филиппова И.Д.

Участие в областной конференции им. А. И. Юдина

Декабрь 2016, 2017 г.

Участие в областной конференции им. А. Л. Чижевского

Февраль 2017,2018 г.

Участие в школьной научно-практической конференции

Апрель 2017, 2018 г.

Сарычева Т.А.
Воробьев А.М.
Филиппова И.Д.

Май 2017, 2018 г.

Сарычева Т. А.
Воробьев А.М.
Филиппова И.Д.

Выступление на классных часах, уроках и внеклассных мероприятиях, конкурсах.

Февраль 2017-апрель 2018 г.г.

Сарычева Т.А.
Воробьев А.М.
Филиппова И.Д.

Сарычева Т.А.
Воробьев А.М.
Филиппова И.Д.

Выпуск сборников творческих работ, проектов учащихся для пополнения фонда школьного музея

Май 2017 г.- апрель 2018

Участие учителей истории в конкурсах и конференциях, посвященных воспитательному потенциалу уроков истории и обществознания.

Декабрь 2017 г. – апрель 2018

Проведение диагностики и анализ результатов реализации данного проекта.

Планируемые результаты.

Реализация данного проекта предполагает сформировать у участников проекта:

  • Систему краеведческих знаний;
  • Повысит уровень мотивации исследования родного края, изучению исторического прошлого своей малой родины и России в целом;
  • Толерантное отношение к представителям других национальностей;
  • Уважительное и бережное отношение к культуре и природе родного края и страны;
  • Интерес к познанию нового;
  • Стремление к самовыражению и самореализации;
  • Инициативность и творчество;
  • Организованность и требовательность к себе.

Критерии оценки результативности проекта:

Список литературы

1. Голуб Т.Е. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования/ Т.Е.Голуб, Е.А.Перелыгина, О.В.Чуракова. М.: Издат.дом, Федоров, 2010. -138с.

3. Детская библиотека и школа: совместные проекты//Детская библиотека. - 2010. - №1. - С.25-29.

5. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе[Текст]:/ Зиновьева Е.Е., 2010, - С.5.

6. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2012. - №4. – С.15-18.

7. Мастер-классы для школьных библиотекарей [Текст]: Спецкурсы, методики работы, библиотечные мероприятия / Е.В. Илдаркина. - М.: Глобус, 2010. - 232 с. - 95.00.

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Читайте также: