Дайте определение педагогической цели проведения подвижных игр на перемене в школе

Обновлено: 04.07.2024

Они содействуют формирования положительного отношения к организованной коллективной деятельности, повышению объёма умений и навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями. Целью подвижных игр на удлинённых переменах является активный отдых, снижение утомления, возникшего в результате учебной деятельности, и повышение умственной работоспособности.

Организация подвижных игр на переменах:

1. Контроль за порядком во время игр осуществляет дежурный класс и их классный руководитель.

2. Методическую помощь им оказывает учитель физической культуры.

3. Организаторами и руководителями игр являются физорги классов и физкультурный актив школы.

4. Игры начинаются через 2-3 минуты после звонка и заканчивают за 5 минут до начала очередного урока.

5. Для проведения игр на перемене следует выделить место каждому классу, т.к. младшие школьники охотнее принимают участие в играх с небольшим количеством участников.

6. Лучше проводить игры на свежем воздухе (на школьном стадионе, площадке и т.п.).

7. Игры необходимо периодически менять (через 1 - 1,5 недели).

Требования к подвижным играм на больших переменах:

1. Умеренной эмоциональности.

2. Средней и малой подвижности.

3. Игры, в которых есть возможность войти в игру и выйти из неё в любое время.

4. Учитывать возрастные особенности детей (для учащихся 1 - 2 классов групповые и простейшие командные игры, в 3- 4 классах командные игры и эстафеты).

5. Игры не должны быть сложными, чтобы в них могли принять участие все желающие.

  1. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ СОРЕВНОВАНИЙ

Положение

о соревнованиях “ Весёлые старты”между … классами СОШ № …

1. Цели и задачи.

Соревнования “Весёлые старты” проводятся с целью повышения интереса детей к занятиям физической культурой, …..

Место и время проведения.

Соревнования проводятся …. числа …..месяца ….года в … (время) спортивном зале или на площадке, стадионе школы № ..

Руководство соревнованиями

Общее руководство осуществляется советом физкультуры. Непосредственное руководство возлагается на судейскую коллегию:

Главный судья соревнований – Ф.И.О.

Участники соревнований

К соревнованиям допускаются сборные команды …. классов по …… человек. Состав команды ….девочек ….мальчиков …..запасных … судей.

Программа

Парад, поднятие флага, приветственное слово… конкурсы : 1, 2, 3, 4, 5. (описать).

Они содействуют формирования положительного отношения к организованной коллективной деятельности, повышению объёма умений и навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями. Целью подвижных игр на удлинённых переменах является активный отдых, снижение утомления, возникшего в результате учебной деятельности, и повышение умственной работоспособности.

Организация подвижных игр на переменах:

1. Контроль за порядком во время игр осуществляет дежурный класс и их классный руководитель.

2. Методическую помощь им оказывает учитель физической культуры.

3. Организаторами и руководителями игр являются физорги классов и физкультурный актив школы.

4. Игры начинаются через 2-3 минуты после звонка и заканчивают за 5 минут до начала очередного урока.

5. Для проведения игр на перемене следует выделить место каждому классу, т.к. младшие школьники охотнее принимают участие в играх с небольшим количеством участников.

6. Лучше проводить игры на свежем воздухе (на школьном стадионе, площадке и т.п.).

7. Игры необходимо периодически менять (через 1 - 1,5 недели).

Требования к подвижным играм на больших переменах:

1. Умеренной эмоциональности.

2. Средней и малой подвижности.

3. Игры, в которых есть возможность войти в игру и выйти из неё в любое время.

4. Учитывать возрастные особенности детей (для учащихся 1 - 2 классов групповые и простейшие командные игры, в 3- 4 классах командные игры и эстафеты).

5. Игры не должны быть сложными, чтобы в них могли принять участие все желающие.

  1. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ СОРЕВНОВАНИЙ

Положение

о соревнованиях “ Весёлые старты”между … классами СОШ № …

1. Цели и задачи.

Соревнования “Весёлые старты” проводятся с целью повышения интереса детей к занятиям физической культурой, …..




Место и время проведения.

Соревнования проводятся …. числа …..месяца ….года в … (время) спортивном зале или на площадке, стадионе школы № ..

Руководство соревнованиями

Общее руководство осуществляется советом физкультуры. Непосредственное руководство возлагается на судейскую коллегию:

Главный судья соревнований – Ф.И.О.

Участники соревнований

К соревнованиям допускаются сборные команды …. классов по …… человек. Состав команды ….девочек ….мальчиков …..запасных … судей.

Программа

Парад, поднятие флага, приветственное слово… конкурсы : 1, 2, 3, 4, 5. (описать).

Игры, проводимые на перемене, имеют воспитательное и гигиеническое значение.
После длительного (особенно для младших школьников) статического положения и напряженной работы в классе учащимся необходим активный отдых.
Подвижные игры вызывают у детей положительные эмоции, стимулируют их двигательную активность. При эмоциональных игровых действиях у играющих возбуждаются те нервные центры, которые при занятиях в классе были заторможены. Такое переключение работы нервных центров позволяет учащимся лучше отдохнуть и легче воспринимать учебный материал на последующем уроке

Оценить 5439 1

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ПЕРЕМЕНЕ.

Игры, проводимые на перемене, имеют воспитательное и гигиеническое значение.

После длительного (особенно для младших школьников) статического положения и напряженной работы в классе учащимся необходим активный отдых.

Подвижные игры вызывают у детей положительные эмоции, стимулируют их двигательную активность. При эмоциональных игровых действиях у играющих возбуждаются те нервные центры, которые при занятиях в классе были заторможены. Такое переключение работы нервных центров позволяет учащимся лучше отдохнуть и легче воспринимать учебный материал на последующем уроке.

Для организации и проведения игр требуется не менее 8—10 мин. Поэтому они обычно проводятся на большой перемене. Учащиеся проводят игры самостоятельно, а также под руководством классных учителей, пионервожатых, учителей физического воспитания. За самостоятельными играми школьников должны наблюдать старшие.

С играми, рекомендуемыми для перемен, преподаватель физической культуры знакомит учителей, пионервожатых и учащихся.

Игры между уроками проводят на пришкольной площадке, зимой — в хорошо проветренном зале, широком коридоре.

В перемену на игры собираются учащиеся разных классов. Поэтому они должны быть простыми по содержанию, доступными учащимся разного возраста и кратковременными.

На переменах можно проводить игры-аттракционы. В них участвуют один-два человека, а остальные активно наблюдают. Участники каждого аттракциона быстро меняются, в результате чего за 10— 15 мин. в нем смогут участвовать несколько десятков человек. По содержанию игры-аттракционы должны быть разнообразными, требующими быстроты и ловкости, меткости, ориентировки в пространстве с закрытыми глазами и т. п.

Надо отбирать аттракционы, требующие мало места, простые по оборудованию и не сложные по содержанию. Их можно проводить од­новременно в разных местах зала, площадки. Кто-либо из старших должен наблюдать за выполнением задания и устанавливать очередь.

С учениками 1—2-х классов на переменах можно проводить игры е речитативом, с пением, с ритмической ходьбой под речитатив или пение, с угадыванием. В основном проводятся малоподвижные игры.

Желательно одновременно организовать несколько игр в разных местах, чтобы учащиеся могли выбрать себе наиболее интересную.

Игры надо заканчивать до звонка на урок по указанию дежурного учителя, чтобы учащиеся смогли организованно войти в класс и подготовиться к предстоящему уроку.

Примерные игры

Подвижные игры

Игры-аттракционы

Подготовка.Для каждой группы играющих заготавливается по 3 мешочка 5—8X10—15 см, набитых на 7з горохом или песком. Для игры нужны табуреты (по одному на каждую группу играющих).

Описание игры. С расстояния 2—3 м (в зависимости от возраста участников) играющие поочередно бросают 3 мешочка. Отмечаются участники, забросившие на табурет все 3 мешочка.

Подготовка. Берут 3 кольца от серсо или делают их из ивовых прутьев.. Ставится табурет вверх ножками или палка на стойке высотой-0.5 м. На расстоянии 2—3 м от стойки или табурета проводится ля начала бросков. Играющие становятся в очередь около черты.

Описание игры. Первый участник берет 3 кольца и старается поочередно -набросить их на ножки от табурета или на палку. Затем бросает следующий и т. д. Отмечаются участники игры, сумевшие набросить все 3 кольца.

учащимся. Победив-: 1.мподряд уступает место другому ученику.

Подготовка. По кругу кладут 3—5 обручей (или пластмасс: тарелок). У каждого обруча становится по одному играющему.

Описание игры. По сигналу участники начинают вращать о': Побеждает тот, у кого обруч крутится дольше. Если играющих можно вращать обруч (тарелку) 2—3 раза.

Подготовка.Поставить стул, посадить на него желающего и npez -ложить ему закрыть глаза.

Описание игры. Участник с закрытыми глазами должен встать с? стула и пройти по квадрату — два шага вперед, два вправо, два назад два влево и сесть на стул.

Примечание. Этот аттракцион в основном используется для старших школьников.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ШКОЛЬНЫХ ПРАЗДНИКАХ

Подвижные игры, используемые на школьных праздниках и ве­черах, организуют детей, создают у них бодрое, веселое настроение.

На празднике обычно бывает много детей, поэтому рекомендуется использовать массовые игры, желательно с музыкальным сопровожде­нием. Игры под музыку проходят веселее, их легче организовать п проводить.

Кроме массовых ,игр можно проводить игры-аттракционы, причем лучше до начала основного мероприятия (концерта, спектакля). Это поможет организовать школьников во время сбора на праздник и ин­тересно провести время.

Массовые игры и танцы рекомендуется проводить после основно­го мероприятия. Одновременно с ними можно организовать игры-аттракционы в классных комнатах и коридорах, чтобы дети, не заин­тересованные массовыми играми и танцами, смогли проверить свою силу, меткость, ловкость в том или другом аттракционе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2. Методика проведения подвижных игр.

Подвижные игры следует подбирать такие, которые воспитывают у учеников высокие моральные и волевые качества, укрепляют здоровье, содействуют правильному физическому развитию и формированию жизненно важных двигательных привычек и умений. Недопустимо в процессе игры унижать человеческое достоинство, проявлять грубость.

Таким образом, подвижные игры имеют большую роль в воспитании сознательной дисциплины у детей, которая является непременным условием каждой коллективной игры. Организованное проведение игры во многом зависит от того, как дети усвоили ее правила. В процессе игр у детей формируются понятия о нормах общественного поведения, воспитываются определенные культурные привычки. Однако игра приносит пользу только тогда, когда учитель хорошо владеет педагогическими задачами, которые решаются во время игры. Большинство подвижных игр имеет широкий возрастной диапазон, они доступны детям разных возрастов .
Наибольшая близость той или другой игры определенному возрасту предопределяется степенью ее доступности. Важное условие успешности игровой деятельности – понимание содержания и правил игры. Объяснение их можно дополнить показом отдельных приемов и действий. Обучение детей целесообразно начинать с простых некомандных игр, потом перейти к переходным и завершить сложными – командными. К более сложным играм следует переходить своевременно, пока ученики не утратили заинтересованности к изучению.

Это поможет закрепить привычки и умения. Перед тем как выбрать определенную игру, следует поставить конкретную педагогическую задачу, решению которой она оказывает содействие, учитывая состав участников, их возрастные особенности, развитие и физическую подготовку. При отборе игры надо учитывать форму проведения занятий, а также, что очень важно, придерживаться известного в педагогике правила постепенного перехода от легкого к сложному. Для этого чтобы определить степень сложности той или другой игры, учитывается количество элементов, которые входят в ее состав.

Игры, которые состоят из меньшего количества элементов и в которых нет распределения на команды, считаются более легкими. Отбор игры зависит и от места проведения. В небольшом узком зале или коридоре можно проводить игры выстраиванием, а также те, в которых игроки принимают участие поочередно. В большом зале или на площадке – игры большой подвижности с бегом врассыпную, с метанием больших и маленьких мячей, с элементами спортивных игр. При отборе игры следует помнить о наличии специального инвентаря. Если игроки стоят и долго ждут необходимый инвентарь, они теряют интерес к игре.

Таким образом, эффективность проведения игры зависит от адекватности решения таких организационных факторов, как:

– умение доходчиво и интересно объяснять игру;

– размещение игроков во время ее проведения;

– распределение на команды;

– определение помощников и судей;

– руководство процессом игры;

Перед объяснением учеников следует разместить в исходное положение, из которого они будут начинать игру. Объясняя, учитель сообщает название игры, ее цель и ход, рассказывает о роли каждого игрока, его месте. При объяснении и проведении игры учитель может стоять в таком месте, на котором все игроки могли бы его хорошо видеть и слышать. Для лучшего усвоения игры рассказ можно сопровождать показом отдельных сложных движений. Особое внимание игроков следует обратить на правила игры. И если эта игра проводится впервые, учитель проверяет, все ли игроки понимают ее правила.

Существует несколько способов определения ведущего, а применяют их в зависимости от условий занятий, характера игры и количества игроков. Учитель может назначить ведущим одного из игроков на свое усмотрение, коротко обосновав свой выбор. Ведущего также могут избрать сами игроки. Однако для этого необходимо, чтобы они хорошо знали друг друга. Можно назначить ведущего и по результатам предшествующих игр. Этот выбор стимулирует учеников добиваться лучших результатов. Часто применяют жеребьевку в виде счета.

Роли ведущего могут быть разнообразные и оказывать содействие формированию организаторских привычек и активности. В командных играх и эстафетах соревнуются между собой две большие команды, а распределение игроков на команды может осуществляться учителем одним из следующих способов:

– с помощью расчета;

– по указанию руководителя;

– по выбору капитанов, которые поочередно добирают себе игроков.

Все способы распределения на команды надо вводить соответственно характеру и условиям проведения игры, а также составу игроков. В сложных играх с большим количеством игроков необходимо привлекать судей – помощников, они считают очки или время, наблюдают за порядком и состоянием места для игры.

Помощники и судьи назначаются из учеников, освобожденных по состоянию здоровья от выполнения физических упражнений средней и большой интенсивности, для которых физическая нагрузка игры противопоказана. Если таких учеников нет, то помощников и судей назначают из числа игроков. Руководство игрой, бесспорно, тяжелейший и вместе с тем решающий момент в работе педагога, так как только это может обеспечить достижение запланированного педагогического результата. Руководство игрой включает несколько обязательных элементов8:

– наблюдение за действиями учеников;

– пресечение проявлений индивидуализма, грубого отношения к игрокам;

– стимулирование необходимого уровня эмоциональной активности на протяжении всей игры.

Направляя игровую деятельность, учитель помогает выбрать способ решения игровой задачи, добиваясь самостоятельности и творческой активности игроков. В отдельных случаях он может включиться в игру сам, демонстрируя, как лучше действовать в той или другой ситуации. Важно своевременно исправлять ошибки. Объяснять ошибку нужно сжато, демонстрируя правильные действия. Если этих приемов недостаточно, применять специальные упражнения, в отдельности анализируя ту или другую ситуацию.

Ответственный момент в руководстве подвижными играми – дозирование физической нагрузки. Игровая деятельность своей эмоциональностью захватывает детей, и они не ощущают усталости. Во избежание переутомления учеников необходимо своевременно прекратить игру или изменить ее интенсивность.

Игра может быть включена во все части тренировки. Подготовительная часть – игры небольшой подвижности и сложности, которые помогают сосредоточить внимание учеников. Характерными видами движений для этих игр является ходьба. Основная часть – игры с бегом на скорость, с преодолением препятствий, метанием, прыжками и другими упражнениями, которые требуют большой подвижности.

Игры в основной части должны помогать изучению и усовершенствованию техники выполнения тех или других упражнений. Заключительная часть – игры незначительной и средней подвижности с простыми движениями, правилами организации. Они должны содействовать активному отдыху после интенсивной нагрузки в основной части.



Игра для детей — основной вид деятельности. Она полностью удовлетворяет их потребность в движении, действии, общении и познании. Это доступный мир, где любая мечта и задумка становится реальностью. Подвижные, интересные игры на перемене в школе не только придутся детям по душе, но и благоприятно отразятся на их физическом состоянии и работоспособности. Какие игры можно предложить детям на перемене?

Правила проведения игр на перемене

Подвижные перемены — это релаксация и оздоровление. Досуг выполнит свои функции при нескольких условиях:

  • Участие в игре — добровольное, по желанию.
  • Старшим и младшим школьникам выделяют для этого отдельные места.
  • Одновременное проведение нескольких игр дает детям возможность выбора.
  • Правила должны допускать смену состава участников и быть предельно простыми.
  • Сюжет — хорошо знакомый, интересный, отвечающий физической подготовке ребят.
  • Игра обязана закончиться за 3 минуты до звонка на очередной урок.
  • Разрабатывая сценарий активной перемены, педагог должен дифференцированно подойти к мальчикам и девочкам, ученикам с разным темпераментом, физическими данными.

Нелишним будет поощрять стремление детей играть самостоятельно.

Роль игр на перемене в школе:

  • Адаптация к новым условиям младших школьников.
  • Развитие ловкости, силы и сообразительности, выдержки, умения ориентироваться и быстро принимать правильные решения.
  • Физическая разрядка. Во время активных движений ускоряется циркуляция крови по всему организму. Это профилактика застойных явлений и различных патологий.
  • Сменив деятельность, дети поднимают себе настроение. У них формируется положительное отношение к занятиям.
  • Снижение зрительного напряжения.
  • Переключение внимания, профилактика утомления.

Игры на перемене для младших школьников

Участники встают в круг, сохраняя дистанцию в 3 шага. Один — в середине. Каждый ученик помечает свое местоположение кружком вокруг ног на земле.

Принимает участие нечеткое количество учеников. Один — водящий, остальные делятся на пары. Они берутся за руки и поднимают их высоко над головами. Пары стают друг за другом так, чтобы получился живой коридор.

Активный отдых для учеников средней школы

Один ребенок — ловец, остальные дети делятся на пары. Встают в круг: один из пары впереди, второй — сзади.

Надо выбрать того, кто будет убегать от водящего первым. Этот игрок во время бега может встать впереди любой пары. Из образовавшейся тройки участник, стоящий последним, срывается со своего места и убегает по кругу от ловца.

Убегающий имеет право встать впереди любой пары. Если его успели догнать до этого, он сам становится водящим.

Для этой игры на перемене в школе нужно минимум пространства. Одноклассники выбирают одного водящего, которому придется на время выйти в коридор (или кабинет). Оставшиеся дети стают в круг, держась за руки.

Их задача — запутаться, не размыкая рук. Они могут переступать друг через друга, пробираться под соединенными руками других детей.

Участники становятся внутри начерченного на земле круга. Их руки — за спиной. Учитель подает сигнал. Услышав его, каждый ученик должен выталкивать одного из соседей за черту. Действовать можно спиной, плечами и локтями. Запрещено использовать кисти, чтобы хватать и толкать, а также голову. Сумевший остаться внутри круга — победитель.

Игры для старшеклассников

Игры на перемене в школе для подростков отличаются четкими правилами, а сами дети сознательно их соблюдают.

Участники, поделившись на несколько команд, становятся в колонны. Первый ученик из каждой команды приседает на корточки, согнув голову. Задача остальных — перепрыгнуть через него и присесть впереди.

Сделать все нужно с максимальной скоростью. Когда первый участник окажется в конце колонны, он перепрыгивает через всех и занимает свое первоначальное место. Побеждает команда, которая быстрее закончила игру.

Участие принимают 2 команды. Кто-то первым из одной команды придумает несколько упражнений и встает на место. Дальше продолжает игрок из другой команды, потом снова из первой.

Если школьник не смог придумать новое упражнение, а повторил уже выполненное, он получает штрафное очко. Выиграет команда, набравшая большее количество баллов.

Рисуется круг такого диаметра, чтобы держащиеся за руки дети находились от него на расстоянии 30-40 см. Цель участников — затянуть внутрь соседа и не попасть туда самому.

Настольные игры

В зоне отдыха детей также можно установить теннисные и шахматные столы, столы для настольных игр (коих сейчас очень много продается в магазинах), в которые могут играть дети, предпочитающие спокойные игры. Можно попросить детей принести ненужные настольные игры в школу и передать их в уголок отдыха.

Движение — это и есть жизнь. Для учеников подвижная, веселая перемена под руководством учителя — еще и залог их будущего физического и психического здоровья.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также: