Что такое сансара простыми словами кратко

Обновлено: 05.07.2024

Сансара - что такое сансара в философии и как выйти из колеса сансары?

Сансара - что это?

Одна жизнь - это лишь маленький фрагмент большого пазла. Сансара – это комбинации неразрывной цепи, состоящая из пяти совокупностей. Цепочка этих изменений постоянно изменяется, и нет возможности понять, где же ее начало. Одна прожитая жизнь из такой цепи - это лишь мизерная составляющая сансары. Для того что бы оценить масштаб и увидеть истину, надо увидеть не маленький фрагмент, а значимую часть.

Что такое сансара в философии?

Душа человека умеет перерождаться, она может перевоплощаться в другой жизни в разные образы, такой круговорот перевоплощений и есть сансара. Сансара в философии является центральным понятием, она представляет собой некий закон вселенной. Различные философские школы и традиции, основанные на религии, рассматривают сансару, как место неблагоприятное. Предполагают, что душа там будет пребывать в невежестве. Она будет путешествовать по замкнутому кругу, состоящему из смерти и рождения. Что значит сансара – это препятствие, которое будет мешать осознать истинность природы.

Что такое сансара в буддизме?

Понимание всей концепции является одним из самых важных элементов. Сансара в буддизме - это знания не только о цикличности, это, своего рода, просвещение. Разрабатывалась идея о том, что между смертью и рождением есть еще некое промежуточное состояние. И подобно, как от одной свечи, можно зажечь другую, так момент нового существования, будет последним после промежуточного. Так возникла теория о странствиях после смерти.

Что такое закон сансары?

Учения Будды основываются на том, что сущность людей изменить не возможно, от поступков, которые они совершают, может измениться бытие и мировосприятие:

  1. Если человек совершает плохие поступки, то результатом их обязательно послужат лишь унижение, болезнь и боль.
  2. Если хорошие, то в награду получит умиротворение и радость души.

Закон сансары (круговорот людей) - это по большому счету также и кармический закон , который определяет не только, как будет жить человек в этой жизни, но и что ему стоит ждать в перевоплощениях. Механизм такой называется бхавачакра. В его состав входят 12 звеньев.

  • авидья – это кармические импульсы;
  • виджняна – сознание, сформированное этими импульсами;
  • намарупы – физический и психический облик, которое сформировало сознание;
  • нама-рупа – формирует шесть чувств;
  • аятана - зрение, слух, осязание, обоняние, ощущение вкуса и воспринимающего ума, сформировано напа-рупа;
  • спарша – восприятие мира;
  • ведана – чувства, порожденные восприятием;
  • тришна – желания, возникшие в результате чувств;
  • упадана – привязанность к чувствам и мыслям;
  • бхава – существование, возникшее из-за привязанности;
  • джати – рождение, возникшее вследствие всего;
  • смерть.

Цикл существования подразумевает, что мысли, слова и дела, будь они хорошие или плохие в любом случае оставляют след на карме. Кармический след приведет человека к его следующему перевоплощению. Основная цель буддизма прожить свою жизнь так, что бы не оставить следов на карме. Поэтому поведение буддиста не может зависть от того, что он хочет или чувствует. Закон сансары должен обойти его стороной.

Колесо сансары - что это такое?

  1. Центральный круг представляет собой маленький круг с изображением трехглавого коня – неведения, привязанности и гнева.
  2. Второй круг состоит из двух половин, светлой и темной. Он разделен так по типу кармы. Благой и не благой.
  3. Третий круг состоит из пяти или шест половин, это следствия рождения в одном из миров.
  4. Драгоценное человеческое тело – человек находится по середине между живыми существами.
  5. Внешний ободок колеса изображает учение. Это этапы, ведущие людей от рождения до самой смерти.
  6. Яма – бог смерти, выражает принцип всей кармы и крепко держит колесо сансары.
  7. Будда свободный от круговорота изображается вне колеса в верхнем углу.

Что значит колесо сансары дало оборот?

Каждая спица колеса - одно воплощение души, всего восемь воплощений. Каждая жизнь представляет собой спицу, человек живет и копит карму. За все восемь жизней это может быть как положительная, так и негативная. В конце каждой жизни каждая спица набирает свой процент кармы, которая влияет на последующие жизни. С каждой жизнью кармы становится больше. Если к концу последнего перевоплощения карма отработана, человек может воспользоваться выбором и стать свободным. Что значит колесо сансары дало оборот? Значит за все восемь перевоплощений положенная карма набрана и отработана.

Как выйти из колеса сансары?

Цель религии буддизма освободиться от своей кармы. Как выйти из сансары, на протяжении многих веков беспокоит не одно поколение буддистов. Удается им это или нет, проследить не предоставляется возможности. Есть правила, соблюдение которых может помочь прервать замкнутый круг.

Сансара

Одним из центральных элементов буддизма и почти всех индийских верований является сансара, то есть непрерывная цепочка постоянных перерождений живого существа. Например, душа после смерти может вселиться в тело родившегося насекомого, растение или даже микроорганизм. Интересно, что вероятность реинкарнации (новой жизни) духа в тело именно человека считается практически равной нулю, поэтому все люди должны с трепетом относится к любому живому существу и ценить собственную жизнь, избегая грехов.

Что такое колесо сансары

Так как цикл постоянных перерождений является бесконечным, то все души неизбежно участвуют в вечном круговороте, который получил название колеса сансары. Особенностью данного циклического процесса является участие в нём даже представителя мира богов. Поддавшись на множественные соблазны мира, бог может попасть в колесо и превратиться в существо из более низкого мира, населённого полубогами, демонами, бесплотными духами либо привычными нам животными или людьми. Для каждого из шести миров характерны свои страдания, которые никогда не являются строго бесконечными, но могут длиться крайне долго.

Колесо перерождений в разных культурах

Сансара

@Стихи.ру

В разных религиях данное понятие воспринимается с рядом отличий. Индуисты считают, что главная причина пребывания в вечном колесе перевоплощений заключена в отсутствии знаний. Человек пребывает в неведении до тех пор, пока не встретит духовного учителя, который направит его в нужное направление. Йоги верят в то, что люди способны самостоятельно выйти к нирване несколькими путями. Это может быть любовь к всевышнему Богу, длительные медитации, полное отрешение от плодов своего труда или даже духовный рост посредством правильных философских рассуждений.

Примеры сансары

Главными примерами для верующих являются сборник Джатаки, в котором в форме притч рассказывается обо всех перевоплощениях принца Гаутамы, ставшего Буддой. Эти истории, по преданию, записаны со слов самого Будды, постигшего высшее просветление и получившего способность видеть своё кармическое прошлое, связанное с пребыванием в колесе сансары.

Происхождение слова

Сансара: определение, значение, перевод

С буддистской точки зрения, кармой является любое действие, имеющее результат: физическое действие, вербальное (выраженное только словом) и ментальное (выраженное только мыслью, желанием или страхом).

Таким образом, карма в буддизме — это закон причины и следствия, который распространяется на любое действие. Совокупность всех действий, которые существо совершило за всю жизнь, их общая направленность и энергия, определяют необходимость следующего рождения существа в сансаре и те условия, в которых оно будет рождено, а также то, к чему будет стремиться и сможет ли этого достичь.

Считается, что карма может быть благой или неблагой. В случае благой кармы человек рождается в среде, комфортной для жизни и при этом способствующей его развитию. Ему будут присущи благие устремления и психологические качества, помогающие достичь успеха. В случае неблагой кармы, человек вынужден жить в психически и физически тяжёлой атмосфере. Если в предыдущих жизнях он не посеял в своем уме благие устремления, то и в этом воплощении желания самосовершенствования у него не будет, зато будут пагубные склонности, унаследованные им из прошлых жизней: зависимости, болезненные пристрастия, тяготение к насилию или лени.


колесо сансары

Вот как говорит об этом сутра Бодхисаттвы Кшитигарбхи:

Учение о сансаре уходит своими корнями в глубокую древность.

В индуизме сансара впервые упоминается в упанишадах Чхандогья и Брихадараньяка.

Другая легенда иллюстрирует ценность и значимость изображения колеса перерождений. Согласно ей, некогда в Индии правил царь Бимбисара, во владениях которого в то время находился Будда Шакьямуни. Царь поддерживал дружественные отношения с другим царём по имени Утраяна. Однажды Бимбисара получил от Утраяны столь богатый подарок, что долгое время не знал, какой ответный дар преподнести.


Когда он обратился за советом к Будде Шакьямуни, тот посоветовал ему вручить Утраяне картину, изображающую Просветлённое Существо и под ним круговорот сансары с написанными внизу строками Прибежища и наставлениями о нравственности. Будда добавил, что этот бесценный дар принесёт Утраяне огромную пользу.

По совету учителя царь заказал такую работу и по её окончании поместил картину внутрь трёх шкатулок из золота, серебра и меди. Бимбисара также отправил вперёд процессии с даром гонцов с посланием о том, что такой дар необходимо встретить со всеми почестями, всем царством, в красивом месте, украшенном цветами, и в присутствии свиты и войска. Полученное от гонцов известие так глубоко оскорбило царя Утраяну, что он уже собирался объявить войну Бимбисаре в ответ на столь надменное предложение встретить его дар. Однако в тот момент, когда царь и его свита увидели изображения Будды, колеса сансары и прочли наставления, которые были под ними написаны, у них зародилась очень глубокая вера. Высоко оценив этот дар, Утраяна принял прибежище в Трёх Драгоценностях и полностью отрёкся от десяти греховных деяний. Он подолгу смотрел на это изображение, размышлял о Четырёх истинах Святого и в конце концов достиг их полного понимания.

Чем же так полезно знание о колесе сансары и как оно может помочь именно нам?

Прежде всего, в колесе перерождений символически отображены главные препятствия на пути к счастью и освобождению, а также возможности преодоления этих препятствий.

В центре круга изображены свинья, петух и змея, что символически отображает три главные причины страдания существ: неведение, привязанность и гнев. Уже здесь внимательный наблюдатель сможет найти как минимум два скрытых указания на путь, ведущий к освобождению: во-первых, осознавать, как и когда эти три качества проявляются в его жизни, а во-вторых, развивать противоположные им добродетели: чистое видение, щедрость и доброту.

Далее во внешнем круге изображены шесть миров Сансары, или шесть преобладающих состояний ума. Они также полны символических объяснений и подсказок.


Перед миром Богов предстает белый Будда, держащий в руках лютню. Будда играет на ней мелодию непостоянства. Вспомните, когда вы в наилучшем расположении духа и наверху влюблённости или счастья, будете ли вы слушать лекции о правильной жизни? Поэтому Будда здесь не читает проповедей, он лишь напоминает о том, что всё хорошее когда-нибудь кончается, и никакие наслаждения не смогут заменить высшего блаженства нирваны – освобождения.

В мире голодных духов проявляется красный Будда. Он вручает им ту пищу, которую те в состоянии потребить. Это означает, что, будучи в состоянии крайнего желания получить то или иное, нам следует прислушаться к себе и осознать, какую истинную глубокую потребность на самом деле замещает это желание. Может быть, к примеру, нам нужно столько есть, чтобы почувствовать себя в безопасности, и тогда следует позаботиться о реальном обеспечении своей безопасности вместо того, чтобы невротически заедать свой страх.

Четвертый мир – это мир ада. Каждый человек хоть раз в жизни испытывал состояние настолько острой душевной или физической боли, что ощущал себя подобно мученикам в аду. Состояние, настолько острое, что из-за нервного срыва или болевых ощущений терял всякую осознанность и связь с этим миром, полностью погрузившись в эти тяжёлые ощущения. Что же может предложить Будда существам, находящимся в таком положении? В адском мире проявляется Будда дымчатого цвета, который протягивает мученикам нектар, амриту. С одной стороны, это действие Будды можно трактовать как то, что после таких мучений существам просто нужна передышка, что и символизирует нектар. С другой стороны, амрита, как отмечает в своем толковании Санкхаракшита, во многих буддистских текстах является синонимом нирваны: «Будда дымчатого цвета подаёт существам ада не только амброзию, но и нирвану. Это означает: когда мы находимся в состоянии острого страдания, следующей ступенью будет достижение нирваны, то есть наши страдания ничего не оставляют нам более, как погрузиться в нирвану. У нас нет другой опоры, все мирские надежды потонули.

Пятым миром является мир животных. В этом мире преобладают примитивные потребности поиска пропитания, безопасности и продолжения рода. Удовлетворивший потребности пребывает в сытом довольстве, а сталкивающийся с препятствиями на пути к их достижению ведёт себя как зверь – прячется или впадает в ярость.

Синий Будда предстает перед миром животных, держа в руках книгу. Диким существам нужно, прежде всего, стать цивилизованными, обретя какие-то знания, впитав основы этики и нравственного поведения. А уже потом постепенно задумываться о духовной жизни.

И, наконец, последний мир — это мир людей. Мир людей находится в некотором роде посередине колеса, это некая точка баланса всех вышеперечисленных миров. В подлинно человеческом состоянии человек не опьянён экстазом, как в мире Богов; не подчинён ярости и попыткам контроля и завоевания, как в мире асуров; не мучается непереносимыми страданиями адских миров и не вожделеет с жадностью, как в мире голодных духов. Он также не пребывает в бессмысленно-чувственном восприятии окружающей действительности подобно животным.

В этом состоянии человек не настолько погружён в страдания, чтобы потерять всякую осознанность, и в то же время не настолько счастлив, чтобы не понимать, что следует стремиться преодолеть свою ограниченность. И именно в этом состоянии возможно духовное развитие – хотя парадокс в том, что многие люди переживают это подлинно человеческое состояние сознания редко или даже практически не переживают вовсе.

Миру людей является Будда шафранно-оранжевого цвета. У него в руках чаша для подаяния и посох с тремя кольцами — атрибуты монаха и духовной жизни. Это означает, что, когда мы достигли человеческой стадии, следующей нашей ступенью должно стать посвящение себя полностью задаче духовного развития.

Буддистские тексты красочно подчёркивают ценность человеческого рождения, преимущества которого ни в коем случае не следует упускать:

Цогьял, необходимо практиковать учение, которое даёт освобождение от сансары! Если этого не делать, будет чрезвычайно трудно снова обрести такое же тело, наделённое свободами и достоинствами. Трудно ли обрести подобное человеческое тело? Найти его столь же трудно, как горошине, бросаемой в стену храма, прилипнуть к ней; столь же трудно, как черепахе просунуть голову в ярмо, плавающее в океане; столь же трудно, как бросить горчичное зерно сквозь ушко стоящей иглы.

гуру Ринпоче, Падмасамбхава

Итак, мы коснулись ценности человеческой жизни и некоторых шагов к освобождению из цикла Сансары.

Как выйти из круга сансары – основы методов, предложенных буддизмом и йогой для достижения просветления, будут рассмотрены ниже.

Как отмечает исследователь ламаизма Кочетков А.Н., колесо, у которого нет ни конца, ни начала, великолепно характеризует принцип абсолютности движения в нашем иллюзорном мире, где всё постоянно меняется. Однако есть в сансаре и нечто неизменное, а именно – неизбежность перемен, а значит, неизбежность разрушения и смерти, и здесь находится ещё одна лазейка для достижения освобождения.

Это время можно уподобить одному обеду, выпавшему за сотню дней, – не веди себя так, будто у тебя избыток времени! Настало время, когда один миг лености будет иметь долгие [дурные] последствия – радостно посвяти себя духовной практике! Настало время, когда один год упорной практики принесёт счастье на все грядущие жизни – постоянно пребывай в практике Дхармы! Я постоянно испытываю жалость к существам, которые покидают эту жизнь с пустыми руками!


Кроме осознания непостоянства, существуют ещё два пути, которые мы немного затронули вначале при обсуждении изображения центра колеса. Как Вы помните, в него помещены трое животных, символизирующих гнев, привязанность и невежество, на которых держится вся сансара.

Первый путь состоит в том, чтобы осознавать проявления этих трёх эмоций в нашей повседневной жизни или на коврике для йоги, или в медитации. Любое ощущение, которое мы испытываем, провоцирует в нас ответную реакцию, будь-то радость (и тогда мы стремимся повторить его, и зарождается привязанность), отвращение (и следующее за ним страдание при невозможности его остановить) или нейтральный эмоциональный фон. Внимательно наблюдая за тем, как ощущение переходит в реакцию, мы, во-первых, перестаём реагировать и жить автоматически (как, к сожалению, живём большую часть времени жизни), что ведёт к более осознанной и счастливой жизни свободного человека, а не человека-автомата, а во-вторых, получаем шанс постепенно или внезапно испытать самадхи.

Заметим также, что если в начале такой практики реакция на внешний раздражитель происходит автоматически и настолько быстро, что мы не успеваем её отследить, не то что трансформировать, то постепенно, прикладывая усилия, можно заметить, что время между ощущением и реакцией увеличивается всё больше и больше, предоставляя нам возможность осознавать этот процесс и воздействовать на него.

В курсах длительной медитации, подобных Випассане, именно наблюдение за своими ощущениями при сохранении неподвижности тела является основой для практики. Многие практикующие знакомы с таким феноменом, как исчезновение болевых ощущений в ногах при долгом сидении, когда обращаешь на боль своё внимание и просто безучастно наблюдаешь за ней в течение длительного времени. То же происходит и со страстными желаниями, и с яростным возмущением, если дать им некоторое время развернуться во внутреннем пространстве психики и свернуться обратно, в небытие.

Многие тексты подчеркивают значимость развития веры для успешной практики:

Цогьял, чтобы вырваться из сансарного бытия, нужно обладать верой в путь освобождения.Вера же рождается не сама собой, а вследствие причин и условий. Вера возникает, когда ты всем сердцем воспринимаешь непостоянство. Вера появляется, когда ты помнишь о причине и следствии. Вера рождается при чтении глубоких сутр и тантр. Вера рождается, когда тебя окружают верующие. Вера рождается, когда следуешь учителю и наставнику. Вера рождается, когда переживаешь горе. (…) Вера рождается, когда видишь страдания других существ. Вера рождается, когда размышляешь об изъянах сансарного бытия. Вера рождается, когда читаешь близкие тебе священные учения. Вера рождается, когда прозреваешь достоинства возвышенных существ. Вера рождается, когда получаешь благословение от своего учителя. Вера рождается, когда соберёшь особые накопления. Мой совет, никогда не отходи от причин возникновения веры!

бодхисатвы

Развитию и укреплению веры тексты приписывают многие ценные результаты на пути:

Вера подобна неисчерпаемой сокровищнице: она обеспечивает все потребности и нужды. Вера подобна человеческим рукам: она собирает корни добродетели. Вера подобна быстроногому скакуну: она несёт к цели – освобождению. Вера подобна слону, способному нести огромную поклажу: она ведёт всё выше и выше. Вера подобна сверкающему ключу: она проявляет изначальную пробуждённость. Если из глубины твоего сердца забрезжила вера, – все благие качества станут огромной горой!

Во-вторых, в нашей культуре силён индивидуализм: нам ценна наша личность и её история, и мы не готовы обесценивать весь свой многолетний путь творческого приспособления к социуму, полный боли и радости, ради далёкого и несколько абстрактного просветления.

В-третьих, западным людям может быть сложнее достичь того ровного и спокойного состояния ума, с которого, собственно, все практики только начинаются, и на это тоже есть несколько причин. Одной из причин, несомненно, является особенность современного мира, представляющая собой высокоинформативную действительность и нашу жизнь, проходящую в чрезвычайно плотном поле идей, чувств и ощущений, в котором не так-то просто замедлиться. Другой причиной является обилие психологических проблем и психических травм, тянущихся уже из детства, которые отвлекают на себя внимание и забирают большую часть энергии. Сложно сидеть и медитировать, если все мысли заняты только тем, как на вас смотрят окружающие, или если всплывают травматические эпизоды прошлого каждый раз, когда вы закрываете глаза.


Посредством асан достигается стабильный уровень энергии в теле, прорабатываются наиболее грубые загрязнения и блоки в физическом и эмоциональном плане. Посредством пранаям, дыхательных упражнений, очищается тонкое тело практика. Соблюдение ямы и ниямы, этических предписаний, согласно которым рекомендуется развивать добросердечность, честность, чистоту, щедрость, удовлетворённость, регулярно практиковать и мысленно отдавать всё достигнутое на благо всех существ, не привязываясь к плодам своих действий – энергия направляется в правильное русло и очищается негативная карма в уме, а также формируется новая благая карма.

Важность развития добродетелей, или парамит, отмечается многими авторами:

Совершенствуй эти безмерные парамиты:
Щедрость, нравственность, терпение, усердие, дхьяну и мудрость.
И преодолев океан сансары,
Стань Владыкой Победителей!
Муни назвал небеспечность основой бессмертия (т.е. Нирваны),
А беспечность источником смерти (т.е. сансары).
Потому постоянно будь усерден и предан,
Дабы развить свои добродетели (благие качества).

(Сухрилекха. Послание к другу)

В буддистских текстах особенное место среди добродетелей, способствующих освобождению, отдаётся Бодхичитте – развитию такого состояния ума, в котором мы, прежде всего, заботимся о благосостоянии других, а затем уже о своих нуждах и потребностях:

Да буду я защитником для беззащитных,
Проводником – для странствующих.
Да буду я мостом, лодкой или плотом
Для всех, кто желает оказаться на том берегу.
Да стану я островом для жаждущих увидеть сушу
И светочем – для ищущих света.
Да буду я ложем для изнурённых
И слугой – для нуждающихся в помощи.
Это – всесильное снадобье,
Исцеляющее мир от болезней.
Это – древо, у которого отдыхают все существа,
Уставшие блуждать по дорогам бытия.

Выход из сансары. Для чего?

Говорят, что Будда – это тот, кто уже через всё прошёл, поэтому ему не интересны больше мытарства сансары, и он может сконцентрироваться на достижении освобождения. Вероятно, что многие из нас сейчас не на таком уровне и ещё надеются получить от обусловленного мира свой кусочек простого человеческого счастья.

Невероятно трудно обрести драгоценное рождение –
Средство достижения высшей цели человека.
Если теперь я не воспользуюсь этим благом,
Когда оно встретится снова?
Как молния вспыхивает на мгновение
В непроглядном мраке облачной ночи,
Так и благая мысль, силою Будды,
Лишь на миг появляется в мире.

Сансара в индуизме – философское понятие, учение, которое оказывает влияние на духовную культуру, понимание механизмов мира. Это вечный круговорот от рождения до смерти, и каждый следующий цикл жизни меняется. Человек может быть богатым, а в следующей жизни – бедным, сначала бизнесменом, а потом – плотником. Это называется круговоротом, законом, который затрагивает всех людей, независимо от их веры.

sansara-2.jpg

Что означает Сансара – этимология слова

Сансара: что это такое простыми словами

  • природа – это пустота, эфемерность;
  • иллюзия – все окружающее – самообман, оно непостоянно;
  • страдание – нездоровое, нестабильное состояние, которое базируется на переживаниях, в нем невозможно достичь блаженства, счастья, умиротворения.

Поэтому вырваться из океана сансары, достичь высшей ступени может помочь только стремление к духовному совершенствованию, отказ от плохих эмоций и поступков.

sansara-5.jpg

Колесо Сансары: это – 5 законов оборота

Есть пять законов оборота, которые запускают сансару

Это – желание обладать чем-то или кем-то, которое преобладает над остальным. Сюда же можно включить чрезмерную привязанность к определенным вещам, материальным объектам, людям, животным. Данное состояние не значит, что это плохо, но все хорошо в меру. Можно любить, не теряя разум, не допускать, чтобы объект привязанности затмевал все вокруг.

Зависть и ревность

Это сродни жадности, когда хочется единолично обладать предметами или полностью завладеть чувствами человека, что лишает его счастья. Зависть и ревность тоже тянут за собой шлейф негативных эмоций и поступков.

Она уничтожает человека не только духовно. Гордыня – ставить себя превыше всего. Такой человек уверен, что он лучше во всем, знает больше и только его мнение правильное. Он упивается своей самостью, боготворит себя, практически унижая других людей, ставя их как минимум на ступеньку ниже, хотя сам падает еще глубже.

Невежество и запутанность

Такой человек не разделяет вред и благо. Часто это гордец, который уверен, что он все делает лучше. Но он не замечает, что другие от его слов или поступков страдают. Такую же аналогию можно провести со многими жизненными ситуациями. Человек совершает поступок якобы во благо, но в действительности это приносит вред.

Это главные пять законов, провоцирующие появление других негативных реакций, эмоций и поступков, которые и формируют карму следующего жизненного цикла. Чем чище и светлее будет существование человека – тем больше шансов вырваться из круга страданий, которые сопровождают весь период от рождения до смерти.

Пять законов оборота помогают найти пути, как вырваться из сансары. В храмах Индии и Тибета часто можно увидеть Колесо жизни, которое представлено в виде океана сансары и расписано в круге. Каждая его часть имеет определенный смысл. Она наглядно показывает путь, которого нужно придерживаться, чтобы вырваться из порочного круга.

Принцип законов сансары – отработка всех кармических долгов. Нельзя изменить самого человека, но возможно повлиять на его восприятие окружающего мира. Плохие поступки будут способствовать перевоплощению души в низших мирах, хорошие – в высших сферах. Но каждый цикл будет приносить мучения, пока прошлые прегрешения не полностью отработаны, а душа не очищена.

sansara-4.jpg

Оборот колеса сансары – что это и сколько он длится

Согласно древним философским писаниям, один оборот колеса сансары равен дню Бога Брахма. Однако это разные промежутки времени в сравнении с нашим бытием. Есть более понятное описание – Махакальпа, когда оборот делится на 4 части:

  • формирование, развитие;
  • устойчивость, стабильность;
  • смерть, гибель;
  • промежуточный период перед новым возрождением.

Один оборот – это человеческая жизнь от рождения до смерти. Но Колесо сансары включает не только жизненные циклы, но и разные миры, которые постоянно меняются и находятся в движении. Все это и образует один оборот. Но его нужно рассматривать и в рамках Вселенной.

В ней она проявляется рождением, затем – стабильным течением, последующим упадком, разрушением и состоянием пустоты перед новым витком. Тогда один оборот может соответствовать нескольким перерождениям души. Пример отработки кармы, в зависимости от количества перевоплощений (циклов):

  1. Два-три за оборот – люди, лишенные амбиций. Они освобождаются от поступков, которые связаны с жестоким обращением. Но отработка кармы идет через взаимодействие с мужем, женой.
  2. Если 4-6 перевоплощений за оборот, то к проблемам в семье добавляются неурядицы в социуме.
  3. Когда количество перевоплощений достигает 7-9 раз за один оборот, то у рожденных – тяжелая судьба. Значит, накопленная карма просто огромна и в течение всей жизни их будут преследовать страшные потрясения.

Каждой душе, в зависимости от кармы, требуется разное количество перевоплощений в одном цикле. Максимальное количество перерождений в круговороте людей сансары – девять. Но чем больше перевоплощений, тем мощнее становится карма.

sansara-7.jpg

Сансара и карма

Согласно сансаре в индуизме, отрицательные и положительные последствия поступков люди начинают пожинать уже в текущей жизни, а в последующей – отрабатывают оставшиеся накопленные долги. Душа может помещаться не только в тело человека, а быть отброшенной на низшие ступени, заняв оболочку рептилий, насекомых.

Качество кармы формирует сам человек. Что нужно, чтобы выбраться из порочного круга и непрекращающегося цикла:

  • быть щедрым;
  • не отнимать, а спасать жизни;
  • протягивать руку помощи;
  • стараться примирить враждующих, не допускать кровопролития и ссор;
  • хранить верность семье и партнеру в браке;
  • быть честным, не брать чужое;
  • не желать другим зла;
  • избегать распущенности и пороков;
  • искоренять ложь, игнорировать ее;
  • проявлять сострадание не только к людям, но и ко всем живым существам;
  • стремиться к знаниям, но не забывать и духовное совершенствование;
  • довольствоваться тем, что имеешь.

Правила формирования кармы состоят не только из поступков. К ним относятся и негативные мысли, эмоции, хамство, сквернословие и грубая речь. На это тоже нужно обращать внимание.

Там же продаются и необходимые атрибуты для йоги, благовония, аромалампы. Они помогают достичь нужного состояния во время медитаций, освободить голову от посторонних мыслей, настроиться на позитивное мышление, сосредоточиться, расслабиться. Практики йоги открывают пути к просветлению, они помогают выявить недостатки и проблемы и способствуют нахождению путей их решения в позитивном ключе.

Обязательно обнаружится, какая негативная эмоция является лидирующей. Тогда нужно найти другой путь решения проблемы. Но и вытеснять полностью негативные эмоции нельзя – если она не найдет выхода в эмоциональном плане, то обоснуется в теле, провоцируя хронические заболевания и нарушения здоровья.

Душа человека находится в физической оболочке материального мира, поэтому без использования его возможностей прожить невозможно. Нужно есть, пить, спать, учиться, работать, создавать и содержать семью, растить детей. Но именно духовная составляющая определяет наши моральные ценности. Поэтому перерождения – это как механизм огранки, которая делает драгоценный камень совершенным.

sansara-6.jpg

По уровню опыта считается, что душа делится на 6 групп. Чем больше у нее было перерождений, тем мудрее она становится. Человек, имеющий такую душу, более полно и объемнее воспринимает мир. Начало списка (первые две группы) – это люди, отличающиеся простым восприятием и примитивными обыденными мыслями. Они делят жизнь только на хорошее и плохое.

Но чем больше расширяется их кругозор, мышление становится более глубоким, разнообразным – тем быстрее они перейдут на следующий цикл и отработают карму. Перерождение в тело человека – уже сигнал, что душа достаточно добродетельна.

Сансара – круговое перевоплощение, которое необходимо для духовного роста. Конечная цель – достичь нирваны, вырваться из цикличности и перейти на абсолютно другой уровень существования, для которого материальный мир уже не требуется.

Также будет интересно

В статье использовались следующие категории

Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.

Читайте также: