Дайте анализ идей технократии в творчестве т веблена кратко

Обновлено: 05.07.2024

Социально-психологический институционализм Т. Веблена – это одно из направлений экономической теории, согласно которому экономическая деятельность людей рассматривается как результат воздействия социальных институтов на их поведение.

Основы социально-психологического институционализма Т. Веблена

Американский экономист и социолог Торстейн Б. Веблен (1857-1929 гг.) считается основоположником такого направления в экономической теории, как институционализм.

Он родился, вырос и получил образование в США. В колледже его преподавателем был профессор политэкономии, известный представитель неоклассического направления Дж. Кларк. Однако дальнейшая научная судьба Т. Веблена привела его к формированию критического настроения по отношению к господствовавшей в то время и преподававшейся в университетах США неоклассической доктрине.

Т. Веблен стал одним из первых широко применять в экономической теории данные социальной психологии. Это он объяснял тем, что экономическое поведение человека обуславливается не только экономическими, но и внеэкономическими факторами. Т.е. он предложил объяснять экономическое поведение человека в его социальном аспекте.

Готовые работы на аналогичную тему

Веблен утверждал, что поведением человека управляют инстинкты. Американский социолог перечислил следующие присущие человеку инстинкты:

  • инстинкт мастерства – в человеке изначально заложено стремление к творческой деятельности;
  • инстинкт праздного любопытства – представляет собой продолжение инстинкта игры в качестве одной из форм познания окружающего мира;
  • родительский инстинкт – проявление к ближнему заботы;
  • воинственный инстинкт – предрасположенность к конфликтам, противостояниям, решению вопросов силовым путём;
  • инстинкт стяжательства – заключается в стремлении улучшить свое положение за счет других.

Первые три инстинкта по своему содержанию являются позитивными, а последние два – негативные.

Учение Веблена об инстинктах является своеобразным аргументом против системы свободного предпринимательства в обществе. Именно наличие негативных инстинктов обуславливает случаи несовпадения или даже антагонизма интересов частного и общественного секторов экономики.

В теории Веблена институциональный отбор выступает причиной выделения в обществе двух типов людей: миролюбивого и воинственного. Как правило, преобладает воинственный тип, из-за чего современного человека с процессом эволюции можно рассматривать как варвара, представителя хищного типа, мысли и поступки которого определяются институтом частной собственности.

Технократическая концепция Т. Веблена

Т. Веблен имел критический взгляд на экономическую систему капитализма, что объединяло его учение с марксистским. Он считал, что в капиталистическом обществе существует два противоположных начала:

Существование этих начал приводит к главному противоречию капитализма – между общественным характером процесса производства и частнокапиталистической формой присвоения. Интересы индустрии объективно отвечают интересам общества, чего нельзя сказать о бизнесе. Причем по мере развития общества указанное противоречие только углубляется.

Таким образом, Веблен, выдвинув один из первых вариантов технократической концепции, положил начало распространению в экономической теории принципа технократизма. Являясь неразрывно связанными с положениями социально-психологического институционализма, данные теоретические представления несли в себе большой научный потенциал и впоследствии оказало весьма значительное влияние на последующее развитие не только экономической, но и ряда других общественных наук.

Техника и технология существовали, с точки зрения истории человечества, всегда, – поскольку сама эта история начинается не раньше того момента, когда люди начинают использовать орудия труда, то есть, простейшую технику. Более того, ход человеческой истории во многом определяется процессом постепенного развития техники и набором доступных обществу технологий. Однако, вплоть до Промышленной революции, техника и технология не носили того всеобще-универсального и детерминирующего характера, которые они обрели в Новое, и, в особенности, в Новейшее время.

Цивилизации, сменявшие друг друга на протяжении всей предшествующей Новому времени истории, могли быть – и были – весьма неодинаковы по своим базовым характеристикам. Они могли исповедовать самые разные религиозные культы, их ценности и мотивации могли быть диаметрально противоположными – но все они использовали в повседневной жизни практически один и тот же

"Набор" технических средств, являющийся комбинацией механизмов, известных еще в древности. Колесо, клин, рычаг, блок, винт, – вот, пожалуй, и вся основа технического арсенала известных истории человеческих обществ. Однако вовсе не уровнем технического развития определялось своеобразие той или иной цивилизации, ее мощь и авторитет. И, соответственно, технический прогресс не являлся ни целью, ни даже базовой доминантой развития большинства существовавших в истории цивилизаций.

Положение стало стремительно меняться именно в Новое и Новейшее время, когда техника Западной христианской цивилизации, являющаяся пока еще комбинацией все тех же простейших механизмов древности, получила в свое распоряжение новые источники энергии – пара, минерального топлива, электричества, и, наконец, атомного распада. Мощь, обретенная новой техникой, была столь велика, что ни одно государство мира не могло более позволить себе игнорировать то, что происходит в сфере техники. Здесь и возникают предпосылки возникновения принципиально новой социокультурной ситуации, ядром которой становится технократия – политическая власть технических специалистов, инженерной и научной интеллигенции, основанная на вере в высшую миссию установления несовершенного бытия, создания технотронного рая.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНОКРАТИИ

Термин "технократия" впервые применен американским исследователем В.Смитом в серии статей, опубликованных в 1919 г. в журнале "Industrial Managment". В буквальном переводе с греческого это слово означает "власть мастерства". В дальнейшем понятие получило три общеупотребляемых толкования: во-первых, теоретические концепции власти, основанной не на идеологии, а на научно-техническом знании; во-вторых, тип социально- политического устройства общества, практически реализующий принципы этой концепции; в-третьих, социальный слой носителей научно-технического знания, выполняющих функции управления. Центральной в технократических концепциях является идея о возможности эффективного функционирования власти, основанной на научной компетенции, о возможности замены политического субъективного решения решением рациональным и объективным. Основой претензий на власть для технократов служит все возрастающая роль техники и, следовательно, специальных знаний в управлении не только производственными, но и социально-политическими процессами, а также значение научно-технического прогресса для развития современного общества в целом.

В философско-политической литературе технократическая традиция имеет давнюю историю. С четко оформленной идеей общества, управляемого носителями знания, учеными, впервые мы, пожалуй, встречаемся у Платона. Великий философ в диалоге "Государство" отстаивает тезис о том, что управлять идеальным государством должно "сословие философов". В XVII веке идея использования научных знаний для управления обществом получила развитие в трудах Ф.Бэкона и Т.Кампанеллы. Однако это можно считать лишь слабым намеком на будущие технократические теории, появление которых стало возможным только на определенной стадии общественного прогресса. Необходимо упомянуть о том влиянии, которая оказала Великая Французская Революция на развитие подобных теорий. Среди прямых последствий Революции есть три момента, представляющих особый интерес для нас. Прежде всего, сам крах существовавших институтов требовал немедленного применения всех знаний, представлявшихся зримым воплощением бога Революции – Разума.

Второе следствие Революции, о котором необходимо упомянуть, – это полное разрушение старой и создание совершенно новой системы образования, оказавшей глубокое влияние на взгляды и мировоззрение всего следующего поколения. Революция уничтожила старую систему колледжей и университетов, базировавшуюся по большей части на классическом образовании, и после непродолжительных экспериментов в 1795 г. на освободившееся место пришли ecoles centrales (центральные школы). В них и только в них можно было получить среднее образование. В полном соответствии с духом времени и в результате слишком резкого отхода от старой системы в новых заведениях на протяжении нескольких лет обучали почти исключительно естествознанию. В результате изменилась вся интеллектуальная атмосфера в стране. В 1812 или 1813 г. Сен-Симон так описывал эти перемены: "Различие в этом отношении между старым порядком вещей и новым, между порядком, существовавшим пятьдесят, сорок и даже тридцать лет назад и нынешним очень велико: в эти довольно еще близкие времена, когда хотели знать, получил ли человек отличное образование, спрашивали: хорошо ли он знает греческих и латинских авторов? А теперь спрашивают; силен ли он в математике, знаком ли он с новейшими открытиями в физике, химии, естественной истории, одним словом, сведущ ли он в положительных науках, в науках опытных?"

Третье, более частное, следствие Революции – это основание Высшей политехнической школы. Революционный Конвент создал новый тип учебного заведения в системе не только среднего, но и высшего образования, и этому типу суждено было утвердиться и стать образцом для подражания во всем мире.

Всего через несколько лет после создания Высшая политехническая школа стала известна по всей Европе.

Первую целостную концепцию о влиянии науки, производства и технических специалистов на социально-политические процессы разработал А.Сен-Симон.

Приход к власти носителей научно-технического знания рассматривался выдающимся французским мыслителем как закономерный результат общественного развития. Для характеристики будущего общества А.Сен-Симон даже вводит термин "промышленно-научная система". Он утверждал: ". при современном состоянии знаний и цивилизации одни лишь промышленные и научные принципы могут служить основанием общественной организации". Следовательно, управление обществом должно строиться на сугубо рациональных, научных основах. В результате применения рациональных методов управления политика, по мнению А.Сен-Симона, "станет дополнением к науке о человеке".

Проникновение техники во все сферы жизнедеятельности, организация их по технической парадигме неизбежно ставят проблему взаимодействия технокультуры и власти. Вопрос состоит в том, насколько принципы и методология технокультуры распространяются на властные отношения в обществе. Овладение научно-техническими специалистами властными функциями началось, естественно, в промышленном производстве, которое все более попадало в зависимость от носителей специальных знаний. Научный анализ социально-политических последствий данного процесса первым проделал американский экономист Т.Веблен, признанный во всем мире "отцом технократизма" (справедливости ради следует отметить, что одновременно сходные идеи разрабатывал наш соотечественник А.А.Богданов).

В своем анализе Т.Веблен, будучи экономистом, исходил из логики развития капиталистических производственных отношений. Период монополистического капитализма он рассматривал как кульминацию противоречий между между "бизнесом" и "индустрией". Под индустрией Веблен понимал сферу материального производства, основанную на машинной технике, под бизнесом – сферу обращения (биржевых спекуляций, торговли, кредита). Индустрия, согласно взглядам Веблена, представлена функционирующими предпринимателями, менеджерами и другим инженерно-техническим персоналом, рабочими. Все они заинтересованы в развитии и совершенствовании производства и потому являются носителями прогресса. Представители же бизнеса ориентированы исключительно на прибыль и производство как таковое их не волнует.

В теории Веблена, капитализм (в его терминологии - "денежное хозяйство") проходит две ступени развития: стадию господства предпринимателя, в течение которой власть и собственность принадлежат предпринимателю, и стадию господства финансиста, который не принимает непосредственного участия в производстве. Господство последних основано на абсентеисткой собственности, представленной акциями, облигациями и другими ценными бумагами (фиктивным капиталом), которые приносят огромные спекулятивные доходы. В итоге непомерно расширяется рынок ценных бумаг, и рост размеров "абсентеисткой собственности", которая является основой существования "праздного класса" (финансовой олигархии), во много раз превосходит увеличение стоимости материальных активов корпораций.

Веблен постоянно подчеркивал, что развитие индустрии подводит к необходимости преобразований и предсказывал установление в будущем власти технической интеллигенции – "технократии" (лиц, идущих к власти на основании глубокого знания современной техники). В трактовке Веблена основной целью "технократии" является наилучшая работа промышленности, а не прибыль, как для бизнесмена, который к тому же не осуществляет производственных функций и занят лишь финансовой деятельностью, становясь тем самым лишним звеном экономической организации. В обществе, которым руководит технократия, производство будет функционировать для удовлетворения потребностей, будет осуществляться эффективное распределение природных ресурсов, справедливое распределение и т.д.

Бизнесу противостоят работники крупного машинного производства, которое является центральным звеном экономической структуры общества. По мнению Т.Веблена, работники индустриального машинного производства становятся автоматически заинтересованы в его лучшем функционировании.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

Полезное

Смотреть что такое "ТЕХНОКРАТИИ КОНЦЕПЦИЯ" в других словарях:

АВТОНОМИЯ — (греч. autos собственный и nomos закон) понятие философии истории, социальной философии и социологии, фиксирующее в своем содержании феномен дистанцирования личности от социального контекста. Выделяя этапы исторического становления А. как… … История Философии: Энциклопедия

АВТОНОМИЯ — (греч. autos собственный и nomos закон) понятие философии истории, социальной философии и социологии, фиксирующее в своем содержании феномен дистанцирования личности от социального контекста. Выделяя этапы исторического становления А. как… … История Философии: Энциклопедия

Технократия (политология) — Формы правления Анархия Аристократия Геронтократия Демократия Имитационная демократия Либеральная демократия Представительная демократия Прямая демократия … Википедия

Технократия — Формы правления, политические режимы и системы Анархия Аристократия Бюрократия Геронтократия Демархия Демократия Имитационная демократия Либеральная демокр … Википедия

ТЕХНОКРАТИЯ — (от греч. techno ремесло, мастерство и kratos власть) 1) прослойка технических специалистов, входящих в число высших функционеров управления; 2) характеристика реальных политических режимов, практически реализующих идеи технократического… … Философская энциклопедия

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — сфера культуры, вырабатывающая представления о цивилизационных формах полит, процесса, оценки уровня его развития. Понятие П.к. многозначно, оно включает полит, мысль, связи культуры и полит, философии, оценку полит. структур с т.зр.… … Энциклопедия культурологии

ТЕХНОКРАТИЗМА ТЕОРИИ — социально философские и социально экономические представления и концепции, обосновывающие необходимость и неизбежность возрастания в обществе роли технической интеллигенции (специалистов). Центральное понятие Т.Т. технократия, под которой обычно… … Новейший философский словарь

ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ — филос. дисциплина, исследующая природу, специфику, характеристики технического знания, эволюцию техники как сферы человеческой деятельности, а также роль и влияние техники как одного из важнейших факторов развития человеческого общества. Термин Ф … Философская энциклопедия

Технократические теории — составная часть большинства технологических теорий (См. Технологические теории) современной буржуазной социально экономической мысли, основанная на доктрине перехода управления и власти в капиталистическом производстве и в обществе от… … Большая советская энциклопедия


Технократизм- распространенный в западной общественной мысли принцип объяснения общественного развития, согласно которому власть в обществе должна принадлежать технократам - носителям технического прогресса, высшим слоям технических специалистов.

Развитие идеи технократии:

1). Термин технократизм применил Т. Вебленв рамках своего учения об институционализме ("Инженеры и система цен", 1919).

· стадию пpедпpинимателя, (власть и собственность пpинадлежат пpедпpинимателю),

· стадию господства финансиста (финансисты оттесняют пpедпpинимателей). Для последней стадии особенно хаpактеpна пpотивостояние между индустpией и бизнесом, интеpесы котоpых совеpшенно pазличны. Под индустpией Веблен понимал сфеpу матеpиального пpоизводства, основанную на машинной технике, под бизнесом - сфеpу обpащения (биpжевых спекуляций, тоpговли, кpедита и т.д.).

2. Индустpия пpедставлена не только функциониpующими пpедпpинимателями, но и инженеpно-техническим пеpсоналом, менеджеpами, pабочими. Все эти слои заинтеpесованы в совеpшенствовании пpоизводства и потому являются носителями пpогpесса. Hапpотив, пpедставители бизнеса оpиентиpованы исключительно на пpибыль, и пpоизводство как таковое их не волнует.

3. Основную роль в грядущих преобразованиях призваны сыграть инженеры – технократы (лица, идущие к власти на основании глубокого знания современной техники).

4. Интеpесы научно-технического пpогpесса для технократов важнее личного обогащения.

5. На стадии господства финансистов, тормозящих развитие индустрии, научно-техническая интеллигенция начинает всеобщую стачку, котоpая паpализует пpомышленность. Паpалич экономики заставляет "пpаздный класс" (финансистов) отступить. Власть пеpеходит в pуки технокpатов, пpиступающих к пpеобpазованию индустpиальной системы на новых началах. Веблен утвеpждает, что достаточно объединиться незначительному числу инженеpов (вплоть до одного пpоцента их общего числа), чтобы "пpаздный класс" добpовольно отказался от власти.

6. Социальный прогресс фактически осуществляется усилиями технических специалистов, ибо если интересы промышленников есть всегда интересы конкретной корпорации или социальной группы, то инженеры выражают интересы развития техники как таковой, т.е. в системе отсчета технологического детерминизма - интересы общества в целом и общественного прогресса.

7. Будучи носителями "технической рациональности", инженеры знают, какие социальные условия являются наиболее благоприятными для объективации эволюционного потенциала техники, а обладая "природным инстинктом мастерства", могут организовать социальное управление таким образом, чтобы эти условия ("совершенный социальный механизм") были реализованы на практике.

2) Дж. Гэлбрейт (американский экономист, представитель старого (Вебленского) институционального течения, один из видных экономистов-теоретиков XX века) вводит понятие "техноструктура" -иерархическая система технических специалистов, чей "статус-уровень" зависит от уровня принятия решения. В свою очередь техноструктура в иерархии общества в целом выступает подлинным субъектом принятия всех масштабных социальных решений, влияющих на выбор тенденций социального развития. В управлении обществом происходит неочевидный, но содержательно чрезвычайно значимый сдвиг: функции контроля переходят от субъекта собственности к субъекту "технической рациональности", техническому персоналу и персоналу управления — имеет место реальное становление технократии как власти технической элиты, получившее в литературе название "молчаливой революции" (Белл) или "революции менеджеров" (Дж. Бернхэм). Техническая интеллигенция становится субъектом политических решений. Однако в философии техники оформляется и значительная критическая линия, настаивающая на том, что концепция технократии есть не более, чем теоретическая модель, имеющая чисто гипотетический статус (М. Аллен, М. Сореф).

3) К 1980-м концепция технократии сменяется концепцией экспертократии, вбирающей в себя идеи гуманизации и гуманитаризации культуры и более гибко фиксирующей статус и роль интеллигенции (как "значимого маргинала") в системе общества. Концепция экспертократии базируется на теории "нового класса", под которым понимается группа высокообразованных специалистов, чей доход не определяется собственностью, но прямо пропорционален интеллектуально-творческому потенциалу. В центре концепции экспертократии стоит, таким образом, не технический специалист и не менеджер, но эксперт - специалист-ученый.

4) В 1980-х на базе технократической и экспертократической концепций сложилось направление неотехнократизма, задающее новое, синтетическое видение роли технической и гуманитарной интеллигенции в современном обществе. В рамках неотехнократизма научно-техническое развитие мыслится как один из определяющих факторов социального процесса, нуждающийся, однако, в оценочном и — при необходимости — корректирующем контроле и вмешательстве экспертов, причем не только специально-технического, но и широкого гуманитарного профиля. Нормативное требование параллелизма дисциплинарной (технической) и гуманитарной экспертиз любых инноваций фундирует в неотехнократизме стратегию "системной рациональности" (В. Бюль) и "гуманизации техники" (Дж. Уайнстейн).

Основные идеи технократизма:

2. Техника представляет собой систему средств, способную решить задачи, стоящие перед цивилизацией, в том числе и те, которые порождены самой техникой.

3. Технически ориентированное сознание человека рационально и блокирует все формы мысли, угрожающие существованию технической реальности. Техника, порождаемая рациональными операциями, также является рациональной, и решаемые ею задачи тоже рациональны: рационально больше потреблять, получать все больше информации, работать все быстрее, производить как можно больше продукции, удовлетворять постоянно возрастающие потребности и желания. Точно так же рационально выглядит и постоянный экономический рост.

Опасность технократического дискурса техники заключается в том, что он все больше и увеличивает вероятность общечеловеческой катастрофы.


Технократизм- распространенный в западной общественной мысли принцип объяснения общественного развития, согласно которому власть в обществе должна принадлежать технократам - носителям технического прогресса, высшим слоям технических специалистов.

Развитие идеи технократии:

1). Термин технократизм применил Т. Вебленв рамках своего учения об институционализме ("Инженеры и система цен", 1919).

· стадию пpедпpинимателя, (власть и собственность пpинадлежат пpедпpинимателю),

· стадию господства финансиста (финансисты оттесняют пpедпpинимателей). Для последней стадии особенно хаpактеpна пpотивостояние между индустpией и бизнесом, интеpесы котоpых совеpшенно pазличны. Под индустpией Веблен понимал сфеpу матеpиального пpоизводства, основанную на машинной технике, под бизнесом - сфеpу обpащения (биpжевых спекуляций, тоpговли, кpедита и т.д.).

2. Индустpия пpедставлена не только функциониpующими пpедпpинимателями, но и инженеpно-техническим пеpсоналом, менеджеpами, pабочими. Все эти слои заинтеpесованы в совеpшенствовании пpоизводства и потому являются носителями пpогpесса. Hапpотив, пpедставители бизнеса оpиентиpованы исключительно на пpибыль, и пpоизводство как таковое их не волнует.

3. Основную роль в грядущих преобразованиях призваны сыграть инженеры – технократы (лица, идущие к власти на основании глубокого знания современной техники).

4. Интеpесы научно-технического пpогpесса для технократов важнее личного обогащения.

5. На стадии господства финансистов, тормозящих развитие индустрии, научно-техническая интеллигенция начинает всеобщую стачку, котоpая паpализует пpомышленность. Паpалич экономики заставляет "пpаздный класс" (финансистов) отступить. Власть пеpеходит в pуки технокpатов, пpиступающих к пpеобpазованию индустpиальной системы на новых началах. Веблен утвеpждает, что достаточно объединиться незначительному числу инженеpов (вплоть до одного пpоцента их общего числа), чтобы "пpаздный класс" добpовольно отказался от власти.

6. Социальный прогресс фактически осуществляется усилиями технических специалистов, ибо если интересы промышленников есть всегда интересы конкретной корпорации или социальной группы, то инженеры выражают интересы развития техники как таковой, т.е. в системе отсчета технологического детерминизма - интересы общества в целом и общественного прогресса.

7. Будучи носителями "технической рациональности", инженеры знают, какие социальные условия являются наиболее благоприятными для объективации эволюционного потенциала техники, а обладая "природным инстинктом мастерства", могут организовать социальное управление таким образом, чтобы эти условия ("совершенный социальный механизм") были реализованы на практике.

2) Дж. Гэлбрейт (американский экономист, представитель старого (Вебленского) институционального течения, один из видных экономистов-теоретиков XX века) вводит понятие "техноструктура" -иерархическая система технических специалистов, чей "статус-уровень" зависит от уровня принятия решения. В свою очередь техноструктура в иерархии общества в целом выступает подлинным субъектом принятия всех масштабных социальных решений, влияющих на выбор тенденций социального развития. В управлении обществом происходит неочевидный, но содержательно чрезвычайно значимый сдвиг: функции контроля переходят от субъекта собственности к субъекту "технической рациональности", техническому персоналу и персоналу управления — имеет место реальное становление технократии как власти технической элиты, получившее в литературе название "молчаливой революции" (Белл) или "революции менеджеров" (Дж. Бернхэм). Техническая интеллигенция становится субъектом политических решений. Однако в философии техники оформляется и значительная критическая линия, настаивающая на том, что концепция технократии есть не более, чем теоретическая модель, имеющая чисто гипотетический статус (М. Аллен, М. Сореф).

3) К 1980-м концепция технократии сменяется концепцией экспертократии, вбирающей в себя идеи гуманизации и гуманитаризации культуры и более гибко фиксирующей статус и роль интеллигенции (как "значимого маргинала") в системе общества. Концепция экспертократии базируется на теории "нового класса", под которым понимается группа высокообразованных специалистов, чей доход не определяется собственностью, но прямо пропорционален интеллектуально-творческому потенциалу. В центре концепции экспертократии стоит, таким образом, не технический специалист и не менеджер, но эксперт - специалист-ученый.

4) В 1980-х на базе технократической и экспертократической концепций сложилось направление неотехнократизма, задающее новое, синтетическое видение роли технической и гуманитарной интеллигенции в современном обществе. В рамках неотехнократизма научно-техническое развитие мыслится как один из определяющих факторов социального процесса, нуждающийся, однако, в оценочном и — при необходимости — корректирующем контроле и вмешательстве экспертов, причем не только специально-технического, но и широкого гуманитарного профиля. Нормативное требование параллелизма дисциплинарной (технической) и гуманитарной экспертиз любых инноваций фундирует в неотехнократизме стратегию "системной рациональности" (В. Бюль) и "гуманизации техники" (Дж. Уайнстейн).

Основные идеи технократизма:

2. Техника представляет собой систему средств, способную решить задачи, стоящие перед цивилизацией, в том числе и те, которые порождены самой техникой.

3. Технически ориентированное сознание человека рационально и блокирует все формы мысли, угрожающие существованию технической реальности. Техника, порождаемая рациональными операциями, также является рациональной, и решаемые ею задачи тоже рациональны: рационально больше потреблять, получать все больше информации, работать все быстрее, производить как можно больше продукции, удовлетворять постоянно возрастающие потребности и желания. Точно так же рационально выглядит и постоянный экономический рост.

Опасность технократического дискурса техники заключается в том, что он все больше и увеличивает вероятность общечеловеческой катастрофы.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Технократия как концепция построения общества

Причины возникновения технократической концепции в XX веке

Технократия — ответ на проблему, стоящую перед инженерами с самого начала 20-го столетия. Сэмюэль Хабер (Samuel Haber) и Дональда Стабил (Donald Stabile) описали столкновение инженеров с противоречиями между физической эффективностью и эффективностью стоимости в новых условиях капиталистического предпринимательства конца девятнадцатого столетия в США.

Думающие только о прибыли, не технические менеджеры предприятий, где работают инженеры, из-за их взгляда на потребности рынка, часто налагают ограничения на проекты, которые разрабатываются из необходимости предприятия. Рабочие не вырабатывают на том уровне, который заложен в планах инженера, а цены всего сырья изменяются рыночными силами, таким образом нарушая точные вычисления инженера.

В результате, инженер теряет контроль над проектами и должен непрерывно пересматривать планы. Чтобы сохранять контроль над проектами, инженеры пытались установить контроль над этими внешними переменными и преобразовывать их в постоянные факторы.

Инженеры широко обсуждали эти проблемы в технических журналах и на конференциях. В результате было сформировано три идеологических течения.

Тэйлоризм, который объединяет ценовые структуры и разработку предприятий, таким образом создается научное управление где капиталистический менеджер и инженер делят контроль над процессом производства и рабочим классом между собой.

Советский Союз осуществил Социал-тэйлоризм, где экономическое планирование, политическая бюрократия и техническая элита производили контроль над экономикой через учреждения подобные ГОЭЛРО или пятилетние планы. В то же время политические воздействия повлияли на советское планирование; политическая бюрократия разрабатывала планы, чтобы достичь технических результатов, и необходимой цены производства, считаясь скорее не с технической, а с экономической необходимостью.

В Соединённых Штатах распространилось представление, что технические соображения должны иметь приоритет. Это представление развилось среди инженеров типа Уильяма Говарда Смита (William Howard Smyth), оно основано на ранней концепции индустриальной демократии которая была ограничена участием инженеров в руководстве предприятий.

Технократическое движение в США



Монада. Баланс между производством и потреблением. Официальный символ Technocracy Incorporated

Технократическое движение в Европе

Политическое и Экономическое Планирование в Великобритании (аналитический центр, основанный в 1931) также защищало такое экономическое вмешательство.

Технократизм — власть, основанная на решении проблем через применение достижений науки и техники. Экономика технократического общества имеет нерыночный характер. Основой технократической экономики является валовое производство энергии на душу населения. Критерий развитости общества в технократической системе — уровень используемых мощностей. Определяющими в экономике такого общества, в конечном счёте, оказывается научно-технический прогресс, уровень которого определяет эффективность использования энергетических мощностей, и, как следствие, развитие науки является первостепенной задачей, которая позволит разрешить все проблемы. Социальная структура такого общества базируется не на отношениях собственности, а на знаниях и квалификации. Такое социальное устройство так же известно как меритократия.

Технократическое правительство — это власть экспертов, предназначенная для гарантирования эффективности выполнения административных функций. Технократия, теоретически, может принимать много форм и включать в себя большое количество систем правления. В технократической системе, в которой экономика регулируется экономистами, социальная политика регулируется политологами, система здравоохранения управляется специалистами медиками, совместно с властью, работающими и обменивающимися знаниями, производительность каждого максимизируется настолько, насколько это принципиально возможно.

Технократия может также относиться к системе управления, в которой законы проведены в жизнь посредством проектирования системы таким образом, что невозможно нарушить их. Например, чтобы препятствовать тому, что люди ездили на трамвае не оплачивая проезд, двери вагона могли быть разработаны таким образом, чтобы оплата была необходима для открытия дверей.

Та же самая идея может быть применена в намного больших масштабах, с автоматизированным общественным наблюдением, интеллектуальными системами, которые автоматически управляют или ограничивают действия людей, что бы предотвратить незаконную деятельность. Это часто сравнивают с тоталитарным государством, в котором все государство — тюрьма со строгими правилами, наподобие Паноптикума, где все люди контролируются, чтобы гарантировать единогласие. Чарльз Стросс назвал это Сингулярностью Паноптикона. Таким образом, бюрократическая форма технократии может быть и авторитарной системой управления.

Технократы, отвечая на эти опасения, сказали бы, что страх перед технологией и социальными изменениями часто принимает самые тиранические и мрачные формы, указывая на популярные СМИ и пропаганду, в которой социализм, демократия, и коммунизм первоначально изображались в одинаково мрачно и предостерегающем свете.

Технократическое движение сегодня

Технократические методы и подходы, не как целостная система, а как отдельно взятые элементы политического процесса широко использовались в течение всего XX века. Особенно широко отдельные методы, идеи и приемы применяли Германия, СССР, США, КНР, Япония, Южная Корея.

К технократическому методу формирования правительства, то есть созданию его не на политической а на профессиональной основе, прибегают некоторые страны в случае политического или иного кризиса. Чаще всего так поступают государства с президентской формой правления. После второй мировой войны наиболее часто таким образом формировалось правительство в Финляндии — 7 раз. Показательной в этом отношении стала ситуация в Италии в первой половине 90-х годов XX века, когда в коррупционном скандале были задействованы все без исключения члены правительства и лидеры основных политических партий. В результате этого было сформировано непартийное технократическое правительство во главе с директором Итальянского банка К. А. Чампи. В декабре 2004 года здесь было сформировано очередное технократическое правительство во главе с банкиром Л.Дини.

Разработку институциональной экономической концепции в духе Веблена до последнего времени вел Джон Гэлбрайт, умерший в 2006 году.

Технократию иногда воспринимают как альтернативу либерализму, основанную на деидеологизаторском прагматичном подходе к управлению обществом. В России обращение к технократии началось в связи с попытками реставрации позднесоветской административно-командной системы управления, которая в современной ситуации превращается в паразитирование на нефтяном экспорте. Также технократия усугубляет отрыв человека от его корней, отчуждение и бездуховность.

Технократия в искусстве

Читайте также: