Цыферов как цыпленок впервые сочинил сказку читательский дневник краткое содержание
Обновлено: 05.07.2024
Когда я был маленький и знал очень мало, я всему удивлялся и любил сочинять. Летит, например, снег. Люди скажут — осадки. А я подумаю: наверное, где-то на синих лугах отцвели белые одуванчики. Или, может, ночью на зелёной крыше присели отдохнуть весёлые облака, свесив белые ножки. Если облако дёрнуть за ножку, оно вздохнёт и полетит. Далеко полетит куда-то.
К чему это я всё рассказываю? Вчера в нашем курятнике случилась удивительная вещь: из белого куриного яйца в зелёный мир проклюнулся жёлтый цыплёнок. Вчера он был маленький и мир видел впервые.
Вот о том, как он был маленький и всё видел впервые, я и решил написать книжку.
Хорошо быть маленьким. А ещё лучше — всё видеть впервые.
Удивление первое
Чему удивился цыплёнок вначале? Ну, конечно, солнышку. Он взглянул на него и сказал:
— А это что? Если это шарик, то где же ниточка? А если это цветок, то где же ножка?
— Глупый, — засмеялась мама-курица. — Это же солнышко.
— Солнышко, солнышко! — пропел цыплёнок. — Надо запомнить.
Потом он увидел ещё одно солнышко, в маленькой капельке.
— Маленькое солнышко, — шепнул он ему в жёлтое ушко, — хочешь, я отнесу тебя в наш маленький дом, в курятник, где темно и прохладно?
Но солнышко там не захотело светить. Опять вынес цыплёнок солнышко на улицу — горит.
— Глупое солнышко! — рассердился он. — Где светло — светит, а где темно — светить не хочет. Почему?
Но никто, даже большие и взрослые не могли объяснить ему это.
Удивление второе
А чему удивился цыплёнок потом? Опять, опять солнышку.
Какое оно? Конечно, жёлтое. Таким цыплёнок увидел его впервые и решил, что таким оно будет всегда.
Но однажды озорной ветер размотал золотой клубочек. На пути, по которому ходило солнышко, от холмов до речки протянулась разноцветная радуга.
Взглянул цыплёнок на радугу и засмеялся: да ведь солнышко совсем не жёлтое, оно разноцветное. Как матрёшка.
Открой жёлтую матрёшку — в ней синяя. Открой синюю — в ней зелёная. Открой зелёную — в ней голубая. А в голубой ещё красная, оранжевая.
Так и солнышко. Если раскатать, размотать его клубочек, будет семь цветных полосочек. А если каждую из этих полосочек смотать отдельно, будет семь цветных солнышек. Жёлтое солнышко, синее, голубое, зелёное, всякие солнышки.
А сколько дней в неделе? Тоже семь. Значит, каждый день взойдёт какое-нибудь одно солнышко. В понедельник, например, синее, во вторник — зелёное, в среду — голубое, а в воскресенье — жёлтое.
Воскресенье — весёлый день.
Как цыплёнок рисовал
Подарили цыплёнку десять цветных карандашей. Подумал он и решил: нарисую десять разноцветных котят. Потом ещё подумал и решил: нет, лучше нарисовать пять разноцветных котят. А ещё лучше одного разноцветного котёнка.
Котёнок получился смешной. Глаза у него голубые, усы красные, уши серые, спинка белая, а ножки такие: голубая, зелёная, жёлтая, синяя.
Стали цыплёнка спрашивать:
— Почему ты так делал? А он смеётся:
— Неужели не понимаете? Это котёнок надел разноухую шапку. А это ему подарили белую шубку. И разноцветные ботинки купили. А усы у котёнка красные: он пил красный кисель. По усам текло, а в рот ничего не попало.
Как цыплёнок впервые сочинил сказку
Да очень просто: взял и сочинил. Рассказали ему как-то сказку о домике на курьих ножках. Подумал он и придумал тут же другую: сказку о домике на телячьих ножках. Потом о домике на слоновьих ножках. Потом о домике на заячьих ножках.
У домика на телячьих ножках, по его словам, росли рожки.
У домика на заячьих ножках росли ушки.
У домика на слоновьих ножках висела труба-хоботок.
А у домика на курьих ножках алел гребешок.
Тут во всех домиках погасли огни. И все уснули.
Про друзей
Друзей у цыплёнка было мало. Всего один. Это потому, что он искал друзей по цвету. Если жёлтый — значит, друг. Если серый — нет. Если бурый — тоже нет. Шёл как-то цыплёнок по зелёной дорожке, увидел жёлтую ниточку и пошёл по ней. Шёл, шёл и увидел жёлтую гусеницу.
— Так это ты, мой жёлтый дружок? — сказал цыплёнок.
— Да, это я, — проворчала гусеница, — жёлтый дружок.
— А что ты тут делаешь?
— Не видишь разве? Тяну жёлтый телефон.
— Не догадываешься? Голубой колокольчик, что живёт в лесу, и синий колокольчик, что живёт на лугу, решили сегодня позвонить друг другу.
Динь-динь-динь-динь — так весь день звонили колокольчики друг другу и желали дождя и солнца.
— Неужели им больше нечего сказать? — засмеялся цыплёнок.
Что делали два жёлтых друга
Что делают все маленькие? Играли. Плясали. Выдували пузыри. Шлёпались в лужу.
А ещё грустили. А ещё иногда плакали.
Почему они грустили
Конечно, если бы это был мальчик, он бы покраснел. Если девочка — тоже.
Во вторник…
Во вторник они решили запустить змея. Весь день цыплёнок склеивал его, а гусеница тянула жёлтую ниточку. Потом они привязали ниточку к змею. Дунул ветер, и змей улетел так далеко, что его не стало видно. Проскакала мимо лягушка. Засмеялась:
— Ниточку держите, а змея потеряли!
Пробежал мимо козлик. Засмеялся:
— Держите ниточку, а где же змей?
Надоело цыплёнку и гусенице объяснять, почему змея нет. Когда у них то же самое спросил поросёнок, они сказали ему:
— Это, хрюк, вовсе не змей. Мы привязали ниточку к солнышку, а оно ушло за гору. Мы его держим за ниточку, и опять встанет жёлтое солнышко.
Утром они смотали ниточку, но почему-то вместо солнышка проплыла тучка, и весь день лил дождь.
Почему они смеялись
В среду решили они играть в прятки. Утром решили, в обед считались:
— Раз-два-три-четыре-пять! Кто играет — тот бежать!
Убежал цыплёнок и спрятался под крылечко. Уползла гусеница и спряталась под листочек. Ждут, кто кого найдёт. Час ждали — никто никого не нашёл. Два ждали — никто не нашёл…
Наконец вечером нашли их мамы и отчитали:
— Разве это прятки? Прятки — это когда кто-нибудь от кого-нибудь прячется. Кто-то кого-то ищет. А когда все прячутся, это не прятки!
В это время загремел гром. Однако дождя не было, и пошёл град. Тук-тук-тук, — весело стучал по крыше.
Как цыплёнок встретил гусёнка
— Странно, — пропищал цыплёнок, — сам-то белый, а ножки розовые. Ты что, чулочки розовые купил?
— Ботиночки розовые надел?
— А я их в синей воде мыл, — вот они у меня и покраснели от холода.
— А если я буду мыть в синей воде, у меня тоже покраснеют?
— Тоже не тоже, также не также, а попробуй.
Я рассказал тебе, почему бывает грустно. Я рассказал тебе, почему бывает смешно. А знаешь ли ты, что иногда бывает и грустно, и смешно. Так было однажды и с цыплёнком.
В воскресенье он спросил у гусеницы:
— Как стать большим?
— Надо больше кушать, — серьёзно ответила гусеница. — Мальчику надо кушать кашу, девочке — кисель. А тебе, желторотый, лучше всего есть клюкву. Съешь одну клюквинку, и вырастет у тебя красный гребешок. Съешь другую — вырастет красная бородка.
Съел цыплёнок одну клюквинку, и ничего у него не выросло. Съел другую — тоже ничего. Заплакал он, и от слёз у него покраснели глазки. Все смотрели на цыплёнка и не могли понять, что с ним. Если глазки покраснели оттого, что он плакал, — это уже грустно. Никто не мог ничего понять. И сам цыплёнок тоже.
Весь день он смеялся и весь день плакал.
Взрослые говорят: это смех сквозь слёзы.
— Как всё, разве это конец? — спросишь ты.
Нет, не конец. Разве хорошо, когда что-то хорошее кончается? Когда я был маленький и знал очень мало, мне всегда было грустно, если что-то хорошее быстро кончалось. Хороший день. Хороший вечер.
И цыплёнок и гусеница тоже очень хорошие. Так зачем же мне придумывать конец?
Да очень просто: взял и сочинил. Рассказали ему как-то сказку о домике на курьих ножках. Подумал он и придумал тут же другую: сказку о домике на телячьих ножках. Потом о домике на слоновьих ножках. Потом о домике на заячьих ножках.
У домика на телячьих ножках, по его словам, росли рожки.
У домика на заячьих ножках росли ушки.
У домика на слоновьих ножках висела труба-хоботок.
А у домика на курьих ножках алел гребешок.
Домик на заячьих ножках запищал: "Хочу прыгать!"
Домик на телячьих ножках замычал: "Хочу бодаться!"
Домик на слоновьих ножках запыхтел: "П-ф-ф! Хочу в трубу дудеть!"
А домик на курьих ножках пропел: "Ку-ка-ре-ку! Не пора ли вам всем спать!"
Тут во всех домиках погасли огни. И все уснули.
ПРО ДРУЗЕЙ
Друзей у цыплёнка было мало. Всего один. Это потому, что он искал друзей по цвету. Если жёлтый - значит, друг. Если серый - нет. Если бурый - тоже нет. Шёл как-то цыплёнок по зелёной дорожке, увидел жёлтую ниточку и пошёл по ней. Шёл, шёл и увидел жёлтую гусеницу.
- Так это ты, мой жёлтый дружок? - сказал цыплёнок.
- Да, это я, - проворчала гусеница, - жёлтый дружок.
- А что ты тут делаешь?
- Не видишь разве? Тяну жёлтый телефон.
- Не догадываешься? Голубой колокольчик, что живёт в лесу, и синий колокольчик, что живёт на лугу, решили сегодня позвонить друг другу.
Динь-динь-динь-динь - так весь день звонили колокольчики друг другу и желали дождя и солнца.
- Неужели им больше нечего сказать? - засмеялся цыплёнок.
ЧТО ДЕЛАЛИ ДВА ЖЁЛТЫХ ДРУГА
Что делают все маленькие? Играли. Плясали. Выдували пузыри. Шлёпались в лужу.
А ещё грустили. А ещё иногда плакали.
ПОЧЕМУ ОНИ ГРУСТИЛИ
В понедельник вот почему. В этот день они обманули своих мам. Они сказали им: "Мы пойдём на лужок". А сами пошли на речку ловить карасей.
Конечно, если бы это был мальчик, он бы покраснел. Если девочка - тоже.
Но они были жёлтый цыплёнок и жёлтая гусеница. И они весь день желтели, желтели, желтели. А к вечеру стали такие жёлтые, что на них никто без синих очков не мог смотреть. А кто смотрел без синих очков, тот вздыхал и плакал: "Как это всё печально! Как это всё печально! Они обманули своих мам!"
А ВО ВТОРНИК.
Во вторник они решили запустить змея. Весь день цыплёнок склеивал его, а гусеница тянула жёлтую ниточку. Потом они привязали ниточку к змею. Дунул ветер, и змей улетел так далеко, что его не стало видно. Проскакала мимо лягушка. Засмеялась:
- Ниточку держите, а змея потеряли!
Пробежал мимо козлик. Засмеялся:
- Держите ниточку, а где же змей?
Надоело цыплёнку и гусенице объяснять, почему змея нет. Когда у них то же самое спросил поросёнок, они сказали ему:
- Это, хрюк, вовсе не змей. Мы привязали ниточку к солнышку, а оно ушло за гору. Мы его держим за ниточку, и опять встанет жёлтое солнышко.
Утром они смотали ниточку, но почему-то вместо солнышка проплыла тучка, и весь день лил дождь.
ПОЧЕМУ ОНИ СМЕЯЛИСЬ
В среду решили они играть в прятки. Утром решили, в обед считались:
- Раз-два-три-четыре-пять! Кто играет - тот бежать!
Убежал цыплёнок и спрятался под крылечко. Уползла гусеница и спряталась под листочек. Ждут, кто кого найдёт. Час ждали - никто никого не нашёл. Два ждали - никто не нашёл.
Наконец вечером нашли их мамы и отчитали:
- Разве это прятки? Прятки - это когда кто-нибудь от кого-нибудь прячется. Кто-то кого-то ищет. А когда все прячутся, это не прятки!
В это время загремел гром. Однако дождя не было, и пошёл град. Тук-тук-тук, - весело стучал по крыше.
КАК ЦЫПЛЁНОК ВСТРЕТИЛ ГУСЁНКА
- Странно, - пропищал цыплёнок, - сам-то белый, а ножки розовые. Ты что, чулочки розовые купил?
- Ботиночки розовые надел?
- А я их в синей воде мыл, - вот они у меня и покраснели от холода.
- А если я буду мыть в синей воде, у меня тоже покраснеют?
- Тоже не тоже, также не также, а попробуй.
Пошли жёлтая гусеница и жёлтый цыплёнок к синей воде, и стала гусеница поливать ему из ковшика на лапки. Ждал цыплёнок, когда будут лапки розовыми, а лапки почему-то стали синие. Тут уж все немало посмеялись: "Это что такое? Жёлтый цыплёнок на синих ножках. Разве не смешно? Очень смешно!"
Я рассказал тебе, почему бывает грустно. Я рассказал тебе, почему бывает смешно. А знаешь ли ты, что иногда бывает и грустно, и смешно. Так было однажды и с цыплёнком.
В воскресенье он спросил у гусеницы:
- Как стать большим?
- Надо больше кушать, - серьёзно ответила гусеница. - Мальчику надо кушать кашу, девочке - кисель. А тебе, желторотый, лучше всего есть клюкву. Съешь одну клюквинку, и вырастет у тебя красный гребешок. Съешь другую - вырастет красная бородка.
Съел цыплёнок одну клюквинку, и ничего у него не выросло. Съел другую тоже ничего. Заплакал он, и от слёз у него покраснели глазки. Все смотрели на цыплёнка и не могли понять, что с ним. Если глазки покраснели оттого, что он плакал, - это уже грустно. Никто не мог ничего понять. И сам цыплёнок тоже.
Весь день он смеялся и весь день плакал.
Взрослые говорят: это смех сквозь слёзы.
- Как всё, разве это конец? - спросишь ты.
Нет, не конец. Разве хорошо, когда что-то хорошее кончается? Когда я был маленький и знал очень мало, мне всегда было грустно, если что-то хорошее быстро кончалось. Хороший день. Хороший вечер.
И цыплёнок и гусеница тоже очень хорошие. Так зачем же мне придумывать конец?
В МЕДВЕЖИЙ ЧАС
Когда я был маленьким, я ходил в детский сад. Недавно я узнал: и звери тоже ходят.
Да, да. Мой знакомый ослик и его друзья, поросёнок и медвежонок, придумали, например, свой детский сад.
И у них всё, как в настоящем детском саду.
Даже расписание есть, когда они что делают.
Вот, например, утром. Утром они слонячут, а это значит - хорошо и много едят.
Потом свинячут. Ну, это и без слов ясно. Просто сидят в грязной луже.
Затем они утятют - моются.
И вновь слонячут - обедают.
А после обеда медвежачут - крепко спят.
Очень хорошее расписание, не правда ли? Когда я его прочёл, мне очень понравилось оно. До того понравилось, что решил я сам пожить в детском саду.
Целый год я жил там, слонячил, утятил, а иногда, если с кем-нибудь происходило что-то смешное, я записывал.
Вот почему я назвал эти сказки "В медвежачий час". Я писал их, когда все спали.
КАК ОСЛИК КУПАЛСЯ
Пришёл длинноухий к речке, а вода холодная. Опустил он ножку и заворчал: бррр.
Выглянул из воды лягушонок и спросил:
- Чего вы тут кричите: бррр?!
Ослику стало стыдно, что он боится холодной воды.
- А я, я потому что бррр. Просто я ем брёвна. Понятно?
- Понятно, - сказал лягушонок. - Значит, вы есть тот самый страшный крокодил.
- Совершенно точно, - кивнул ослик.
- А, простите, пожалуйста, - опять спросил лягушонок, - а кроме брёвен, вы что-нибудь ещё можете есть? Я слышал, паровоз даже.
- Совершенно точно, - кивнул ослик.
- Ну, а почему тогда, - заквакал лягушонок, - вы такой худой?
- Просто, - ответил ослик, - опоздал сегодня съесть поезд. Я пришёл, а он ушёл в Африку греть животик.
- Понятно, - сказал лягушонок. - В Африке жарко. И если там долго греть живот, он растает, и вместо паровоза получится корыто.
- Ну и что, - сказал ослик. - Корыто ведь съесть ещё проще.
- Вот, вот, - запрыгал лягушонок, - я тоже так подумал. Почему и заговорил о паровозе. Дорогой крокодил, у меня есть корыто. В нём мама купает меня в чистом дождике. Мне это не нравится. Ведь я. люблю грязь. Так не поможете ли вы и не съедите ли это проклятое корыто на завтрак?
И тут ослик захохотал:
- Ну и хитрец! Я хотел его обмануть, а выходит, он обманул меня. Так слушай же, грязнуля. Я не крокодил, конечно. Но если ты не будешь мыться, явится настоящий крокодил и съест тебя. Больше всяких брёвен и корыт они любят грязных лягушек. Мойся скорей!
ГДЕ ВЕРЁВОЧКА?
Ослик любил говорить: "Всё на свете просто, просто". Это, наконец, надоело Мишке, и он сказал:
- Если всё просто, то объясни, например, почему звёзды висят в небе и не падают. Разве это просто?
- Конечно, - сказал ослик. - Они на ниточке.
- Земля - она большая и толстая. Она на верёвочке.
- А интересно знать, - буркнул медведь, - где та верёвочка?
- Наверно, где-то есть. Просто посмотреть надо.
Они пошли и посмотрели. Вначале они увидели колышек. Потом верёвочку. А на верёвочке - маленького, маленького козлёнка.
- Вот, - захохотал медвежонок, - один козлик держит всю нашу Землю! Не правда ли, это очень смешно, ослик?
- Нет, - вздохнул ослик, - это совсем грустно. Ведь очень трудно такому маленькому держать такую большую Землю!
Ослик и его друзья всегда просыпали. И вот однажды ослик сказал:
- Надо что-то делать.
- Да, - сказал Мишка. - Петушка завести неплохо. Он будит.
- А что такое петушок? - спросил глупый ослик.
- Ну, как тебе объяснить, - зачмокал Мишка. - Во-первых, у него гребень.
- Гребень, - не дослушал ослик, - знаю, это то, чем гребут.
И он тут же побежал на луг, нашёл грабли и поставил их на затылок.
- Вот, по-моему, петушок.
- Э-э-э-э, - захохотал Мишка. - Не петушок, а телевизор.
- Телевизор? - удивился ослик. - А что это?
- Это очень сложная вещь, - сказал Мишка.
- Мишенька, - спросил ослик, - ну, а что ест эта сложная вещь?
- Лампочки, дорогой ослик, лампочки. Если у телевизора открыть живот там одни лампочки.
- Одни лампочки. Ну и что? - Ослик улыбнулся, взял сумку и пошёл в город.
- Тридцать лампочек. На обед, на завтрак и на ужин, - сказал он продавцу.
И все тридцать лампочек исчезли в животе ослика. Ослик потолстел, а к вечеру засветился.
Да, лампочки горели у него в животе, а все думали: "Ослик это или не ослик? Или маленький троллейбус?"
Ну, конечно, вы не забыли, что на затылке у ослика торчали грабли, а цепочка огней вилась вокруг живота. И если бы вы увидели ослика, то не узнали его. Вы бы ошиблись. Ошиблись. В тот вечер ошибались все.
Каждый становился за осликом в очередь и ждал, когда тот его повезёт.
Но ослик не мог везти столько народу. И он убежал.
Но бывают же такие люди! Они всюду бегали за осликом и кричали:
- Безобразие! Этот троллейбус отказывается ехать. А кто позволил ему, он же городской транспорт!
В конце концов дело кончилось тем, что пришёл милиционер. Он взял троллейбус за ушко и повёл в милицию. Там троллейбус поставили в угол, и он простоял в нём всю ночь.
А к утру огни потухли, гребень свалился, и все увидели:
- Да это же глупый ослик!
Ослика отпустили домой и попросили больше не фантазировать. Не воображать себя ни петухом, ни телевизором.
Как видишь, всё это кончается плохо. Углом, в который тебя ставят.
ПИРОГИ
Однажды ослик, поросёнок и медвежонок пекли пироги. И вдруг ослик сказал:
- А вы знаете, недавно я читал старую книгу. Там лодки назывались так пироги. Наверное, их тоже пекли?
- Конечно, пекли, - завизжал поросёнок. - А если они начинали течь, то дырочки затыкали изюмом.
- Хо-хо! - захохотал медвежонок. - А это очень вкусно. Давайте испечём такую пирогу и немного поплаваем в ней.
- Ура! - закричали ослик и поросёнок и принялись за дело.
Удивительная получилась пирога. Вкусная и большая-большая. Даже слон смог бы в ней плавать. А ослик, поросёнок и медвежонок уселись совсем свободно. И поплыли.
Кушать захотели. Съели шоколадный парус.
Кушать захотели. Съели пряничные вёсла.
Кушать захотели. Стали выковыривать изюм.
И тут пирога пошла ко дну.
- По-моему, тонем, - захрюкал поросёнок.
- Да, да, - ответил ослик, - уже давно.
- Что же делать?! - закричал Мишка.
- Пл-о-отик. Во-о крушениях всегда-а, - заплакал ослик, - делают пло-о-о-тик.
- А, - заворчал медведь, - знаю. Плотиком будет тот, кто плотнее всех поужинал. Толстяки не тонут.
Медвежонок стукнул каждого по животу и сказал:
- Поросёнок будет плотиком.
Ослик и медвежонок сели поросёнку на спину и поплыли.
Они плыли так до самого берега. И только рыбам было жаль поросёнка. Они вздыхали и говорили:
- У этого плотика очень грустный мотор. Он без конца хрипит и хрюкает.
ПОЛОВИЧОК
Ты знаешь, как умел ослик шутить. Собственно говоря, это было единственное, что его выручало.
Вот, например, однажды был такой случай.
Пошёл ослик на луг ловить бабочек. Ходил, ходил - никого. И вдруг под кустами - что-то большое, пятнистое.
"О, - подумал ослик, - вот это бабочка!"
И хлопнул ослик её сачком. А бабочка как зарычит:
- Какое безобразие! Кто посмел это сделать!
- Я, - сказал ослик. - И совсем это не безобразие. Вот ты ведёшь себя безобразно, бабочка, раз так рычишь. Бабочки не должны рычать.
- Да я не бабочка, - опять зарычало под кустом, - я тигр.
- Тигр, - испугался было ослик. - Надо спасаться! - И тут же сообразил: - Нет, ты не тигр, - сказал он. - Какой же ты тигр, если у тебя на голове колпак? Ты просто шут.
- Какой шут? - удивился тигр.
- Гороховый, - сказал ослик. - И тебе надо есть горох.
- А это вкусно? - спросил тигр.
- Вкусней всего-всего на свете! - ответил ослик.
- А дай попробовать, - попросил тигр.
- Ладно, - сказал ослик. - Только вначале ты сделаешь то, о чём я попрошу. Итак, значит, я тебя два раза стукну, а ты промолчишь.
- Хорошо, - кивнул тигр, - потерплю немножко ради твоего гороха.
А ослик скорей побежал домой и сказал:
- А вы знаете, поросёнок и медвежонок, я купил прекрасный половичок. Такой полосатенький. Взгляните.
И показал на тигра.
Взглянули друзья и заплакали:
- Зачем ты привёл его, он нас съест?!
- Трусишки, - закричал ослик. - До чего дожили, половиков даже стали бояться. А ну, смотрите, сейчас я буду из него выбивать пыль.
И ослик взмахнул палкой и изо всей силы стукнул тигра по носу.
- Ой, - закричал тигр. - Не надо мне гороху. Не надо!
И он зажал нос лапой и убежал в лес.
Ну, а ослик? Ты думаешь, он радовался? Нет, он был настоящий шутник. Поэтому он и сказал с грустью:
- Ну вот видите, какие вы плохие. Всё вам не нравится. Из-за вас убежал такой прекрасный половичок. Никогда я его больше не увижу.
И тут ослик заплакал, а медвежонок и поросёнок стали его утешать:
- Прости нас, мы совсем глупые.
САМОЛЁТИК
Ослик ходил и с самого утра кричал: "Уу-уу!"
- Что ты делаешь? - спросил его медвежонок.
- Моторчик, - сказал ослик.
- Понимаешь, - объяснил ослик. - Я сделал деревянный самолёт, а он не летает. Нет моторчика. Вот теперь, если я в него сяду и закричу, как моторчик, "уу", то он полетит, наверное.
- Конечно, полетит! - закричал глупый медвежонок.
Ему очень хотелось летать.
И они тут же сели на самолётик.
- Уу-уу-уу, - загудел ослик.
Но самолёт ни с места.
- Ты почему не летишь? - спросил ослик у самолёта. - Разве не слышишь, как гудит твой моторчик?
- Слышу, - ответил самолётик.
- Тогда в чём же дело? - топнул ногой ослик.
- А мне кажется, - сказал самолётик, - что у меня не тот моторчик. Настоящие моторы надо заводить.
- Ах так! - рассердился ослик. - Я настоящий моторчик. - И он махнул хвостиком и крикнул медвежонку: - Заводи!
Медвежонок схватился за хвост и дёрнул.
И ослик уже готов был крикнуть "у-уу!"
Но медвежонок очень сильно дёрнул. И потому вместо "уу" ослик вдруг крикнул: "Ай-ай-ай!" И совсем испугался. И не полетел. Ведь моторчики не могут летать, когда вместо "уу" говорят вдруг "ай".
СПОР
Ослик и медвежонок всегда спорили. Это потому, что один говорил "всё приходит", а другой - "всё уходит".
Просыпался утром медведь и радовался:
- Смотри, пришло утро!
- Ну да, - плакал ослик, - ведь ушла ночь.
И днём было так же. Опять медведь кричал:
И снова плакал ослик:
- Ну да, ведь ушло утро.
А однажды было вот что. К ним в гости пришёл слон.
- Смотри, смотри! - заорал Мишка. - К нам пришёл слон!
- Ну да, - заплакал ослик, - ведь он ушёл из дома.
ГРАД
Когда был град, ослик всегда прятался. Больно было. В тот град он тоже спрятался, но вдруг подумал: "Да, я сижу в домике и мне не больно, но домику-то ведь больно. Надо его спрятать".
Ослик залез на крышу и закрыл домик зонтиком.
- Всё хорошо, - сказал он.
Но вдруг опять подумал: "Теперь мне не больно, но зонтику, наверное, больно. Как же быть?"
- Глупый ослик, - заворчал медвежонок. - Всех от града никогда не спрячешь. Кому-нибудь да будет больно.
- Если так, - сказал ослик, - пусть будет больно мне. - И он сделал над зонтиком крышу и стал по ней бегать - защищать её от града.
Наконец град кончился.
Медвежонок пожал ослику ушко и сказал:
- Ты очень добрый.
- Что ты, что ты, - замахал на него ослик ушами. - Просто я жалкий ослик и мне всех жалко.
© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.027)
Про цыплёнка, солнце и медвежонка: Как цыплёнок впервые сочинил сказку (сказка Геннадия Цыферова)
Да очень просто: взял и сочинил. Рассказали ему как-то сказку о домике на курьих ножках. Подумал он и придумал тут же другую: сказку о домике на телячьих ножках. Потом о домике на слоновьих ножках. Потом о домике на заячьих ножках.
У домика на телячьих ножках, по его словам, росли рожки.
У домика на заячьих ножках росли ушки.
У домика на слоновьих ножках висела труба-хоботок.
Как цыплёнок рисовал
Подарили цыплёнку десять цветных карандашей. Подумал он и решил: нарисую десять разноцветных котят. Потом ещё подумал и решил: нет, лучше нарисовать пять разноцветных котят. А ещё лучше одного разноцветного котёнка.
Котёнок получился смешной. Глаза у него голубые, усы красные, уши серые, спинка белая, а ножки такие: голубая, зелёная, жёлтая, синяя.
Стали цыплёнка спрашивать:
— Почему ты так делал? А он смеётся:
— Неужели не понимаете? Это котёнок надел разноухую шапку. А это ему подарили белую шубку. И разноцветные ботинки купили. А усы у котёнка красные: он пил красный кисель. По усам текло, а в рот ничего не попало.
Про друзей
Друзей у цыплёнка было мало. Всего один. Это потому, что он искал друзей по цвету. Если жёлтый — значит, друг. Если серый — нет. Если бурый — тоже нет. Шёл как-то цыплёнок по зелёной дорожке, увидел жёлтую ниточку и пошёл по ней. Шёл, шёл и увидел жёлтую гусеницу.
— Так это ты, мой жёлтый дружок? — сказал цыплёнок.
— Да, это я, — проворчала гусеница, — жёлтый дружок.
— А что ты тут делаешь?
— Не видишь разве? Тяну жёлтый телефон.
— А зачем?
— Не догадываешься? Голубой колокольчик, что живёт в лесу, и синий колокольчик, что живёт на лугу, решили сегодня позвонить друг другу.
Динь-динь-динь-динь — так весь день звонили колокольчики друг другу и желали дождя и солнца.
— Неужели им больше нечего сказать? — засмеялся цыплёнок.
Что делали два жёлтых друга
Что делают все маленькие? Играли. Плясали. Выдували пузыри. Шлёпались в лужу.
А ещё грустили. А ещё иногда плакали.
Почему они грустили
А во вторник…
Во вторник они решили запустить змея. Весь день цыплёнок склеивал его, а гусеница тянула жёлтую ниточку. Потом они привязали ниточку к змею. Дунул ветер, и змей улетел так далеко, что его не стало видно. Проскакала мимо лягушка. Засмеялась:
— Ниточку держите, а змея потеряли!
Пробежал мимо козлик. Засмеялся:
— Держите ниточку, а где же змей?
Надоело цыплёнку и гусенице объяснять, почему змея нет. Когда у них то же самое спросил поросёнок, они сказали ему:
— Это, хрюк, вовсе не змей. Мы привязали ниточку к солнышку, а оно ушло за гору. Мы его держим за ниточку, и опять встанет жёлтое солнышко.
Утром они смотали ниточку, но почему-то вместо солнышка проплыла тучка, и весь день лил дождь.
Почему они смеялись
В среду решили они играть в прятки. Утром решили, в обед считались:
— Раз-два-три-четыре-пять! Кто играет — тот бежать!
Убежал цыплёнок и спрятался под крылечко. Уползла гусеница и спряталась под листочек. Ждут, кто кого найдёт. Час ждали — никто никого не нашёл. Два ждали — никто не нашёл…
Наконец вечером нашли их мамы и отчитали:
— Разве это прятки? Прятки — это когда кто-нибудь от кого-нибудь прячется. Кто-то кого-то ищет. А когда все прячутся, это не прятки!
В это время загремел гром. Однако дождя не было, и пошёл град. Тук-тук-тук, — весело стучал по крыше.
Как цыплёнок встретил гусёнка
* * *
Я рассказал тебе, почему бывает грустно. Я рассказал тебе, почему бывает смешно. А знаешь ли ты, что иногда бывает и грустно, и смешно. Так было однажды и с цыплёнком.
В воскресенье он спросил у гусеницы:
— Как стать большим?
— Надо больше кушать, — серьёзно ответила гусеница. — Мальчику надо кушать кашу, девочке — кисель. А тебе, желторотый, лучше всего есть клюкву. Съешь одну клюквинку, и вырастет у тебя красный гребешок. Съешь другую — вырастет красная бородка.
Съел цыплёнок одну клюквинку, и ничего у него не выросло. Съел другую тоже ничего. Заплакал он, и от слёз у него покраснели глазки. Все смотрели на цыплёнка и не могли понять, что с ним. Если глазки покраснели оттого, что он плакал, — это уже грустно. Никто не мог ничего понять. И сам цыплёнок тоже.
Весь день он смеялся и весь день плакал.
Взрослые говорят: это смех сквозь слёзы.
Ну вот и всё.
— Как всё, разве это конец? — спросишь ты.
Нет, не конец. Разве хорошо, когда что-то хорошее кончается? Когда я был маленький и знал очень мало, мне всегда было грустно, если что-то хорошее быстро кончалось. Хороший день. Хороший вечер.
Хорошее солнце.
И цыплёнок и гусеница тоже очень хорошие. Так зачем же мне придумывать конец?
Когда я был маленький и знал очень мало, я всему удивлялся и любил сочинять. Летит, например, снег. Люди скажут — осадки. А я подумаю: наверное, где-то на синих лугах отцвели белые одуванчики. Или, может, ночью на зелёной крыше присели отдохнуть весёлые облака, свесив белые ножки. Если облако дёрнуть за ножку, оно вздохнёт и полетит. Далеко полетит куда-то.
К чему это я всё рассказываю? Вчера в нашем курятнике случилась удивительная вещь: из белого куриного яйца в зелёный мир проклюнулся жёлтый цыплёнок. Вчера он был маленький и мир видел впервые.
Вот о том, как он был маленький и всё видел впервые, я и решил написать книжку.
Хорошо быть маленьким. А ещё лучше — всё видеть впервые.
Удивление первое
Чему удивился цыплёнок вначале? Ну, конечно, солнышку. Он взглянул на него и сказал:
— А это что? Если это шарик, то где же ниточка? А если это цветок, то где же ножка?
— Глупый, — засмеялась мама-курица. — Это же солнышко.
— Солнышко, солнышко! — пропел цыплёнок. — Надо запомнить.
Потом он увидел ещё одно солнышко, в маленькой капельке.
— Маленькое солнышко, — шепнул он ему в жёлтое ушко, — хочешь, я отнесу тебя в наш маленький дом, в курятник, где темно и прохладно?
Но солнышко там не захотело светить. Опять вынес цыплёнок солнышко на улицу — горит.
— Глупое солнышко! — рассердился он. — Где светло — светит, а где темно светить не хочет. Почему?
Но никто, даже большие и взрослые не могли объяснить ему это.
Удивление второе
А чему удивился цыплёнок потом? Опять, опять солнышку.
Какое оно? Конечно, жёлтое. Таким цыплёнок увидел его впервые и решил, что таким оно будет всегда.
Но однажды озорной ветер размотал золотой клубочек. На пути, по которому ходило солнышко, от холмов до речки протянулась разноцветная радуга.
Взглянул цыплёнок на радугу и засмеялся: да ведь солнышко совсем не жёлтое, оно разноцветное. Как матрёшка.
Открой жёлтую матрёшку — в ней синяя. Открой синюю — в ней зелёная. Открой зелёную — в ней голубая. А в голубой ещё красная, оранжевая.
Так и солнышко. Если раскатать, размотать его клубочек, будет семь цветных полосочек. А если каждую из этих полосочек смотать отдельно, будет семь цветных солнышек. Жёлтое солнышко, синее, голубое, зелёное, всякие солнышки.
А сколько дней в неделе? Тоже семь. Значит, каждый день взойдёт какое-нибудь одно солнышко. В понедельник, например, синее, во вторник зелёное, в среду — голубое, а в воскресенье — жёлтое.
Воскресенье — весёлый день.
Как цыплёнок впервые сочинил сказку
Да очень просто: взял и сочинил. Рассказали ему как-то сказку о домике на курьих ножках. Подумал он и придумал тут же другую: сказку о домике на телячьих ножках. Потом о домике на слоновьих ножках. Потом о домике на заячьих ножках.
У домика на телячьих ножках, по его словам, росли рожки.
У домика на заячьих ножках росли ушки.
У домика на слоновьих ножках висела труба-хоботок.
А у домика на курьих ножках алел гребешок.
Тут во всех домиках погасли огни. И все уснули.
Как цыплёнок рисовал
Подарили цыплёнку десять цветных карандашей. Подумал он и решил: нарисую десять разноцветных котят. Потом ещё подумал и решил: нет, лучше нарисовать пять разноцветных котят. А ещё лучше одного разноцветного котёнка.
Котёнок получился смешной. Глаза у него голубые, усы красные, уши серые, спинка белая, а ножки такие: голубая, зелёная, жёлтая, синяя.
Стали цыплёнка спрашивать:
— Почему ты так делал? А он смеётся:
— Неужели не понимаете? Это котёнок надел разноухую шапку. А это ему подарили белую шубку. И разноцветные ботинки купили. А усы у котёнка красные: он пил красный кисель. По усам текло, а в рот ничего не попало.
Про друзей
Друзей у цыплёнка было мало. Всего один. Это потому, что он искал друзей по цвету. Если жёлтый — значит, друг. Если серый — нет. Если бурый — тоже нет. Шёл как-то цыплёнок по зелёной дорожке, увидел жёлтую ниточку и пошёл по ней. Шёл, шёл и увидел жёлтую гусеницу.
— Так это ты, мой жёлтый дружок? — сказал цыплёнок.
— Да, это я, — проворчала гусеница, — жёлтый дружок.
— А что ты тут делаешь?
— Не видишь разве? Тяну жёлтый телефон.
— Не догадываешься? Голубой колокольчик, что живёт в лесу, и синий колокольчик, что живёт на лугу, решили сегодня позвонить друг другу.
Динь-динь-динь-динь — так весь день звонили колокольчики друг другу и желали дождя и солнца.
— Неужели им больше нечего сказать? — засмеялся цыплёнок.
Что делали два жёлтых друга
Что делают все маленькие? Играли. Плясали. Выдували пузыри. Шлёпались в лужу.
А ещё грустили. А ещё иногда плакали.
Почему они грустили
Конечно, если бы это был мальчик, он бы покраснел. Если девочка — тоже.
А во вторник…
Во вторник они решили запустить змея. Весь день цыплёнок склеивал его, а гусеница тянула жёлтую ниточку. Потом они привязали ниточку к змею. Дунул ветер, и змей улетел так далеко, что его не стало видно. Проскакала мимо лягушка. Засмеялась:
— Ниточку держите, а змея потеряли!
Пробежал мимо козлик. Засмеялся:
— Держите ниточку, а где же змей?
Надоело цыплёнку и гусенице объяснять, почему змея нет. Когда у них то же самое спросил поросёнок, они сказали ему:
— Это, хрюк, вовсе не змей. Мы привязали ниточку к солнышку, а оно ушло за гору. Мы его держим за ниточку, и опять встанет жёлтое солнышко.
Утром они смотали ниточку, но почему-то вместо солнышка проплыла тучка, и весь день лил дождь.
Почему они смеялись
В среду решили они играть в прятки. Утром решили, в обед считались:
— Раз-два-три-четыре-пять! Кто играет — тот бежать!
Убежал цыплёнок и спрятался под крылечко. Уползла гусеница и спряталась под листочек. Ждут, кто кого найдёт. Час ждали — никто никого не нашёл. Два ждали — никто не нашёл…
Наконец вечером нашли их мамы и отчитали:
— Разве это прятки? Прятки — это когда кто-нибудь от кого-нибудь прячется. Кто-то кого-то ищет. А когда все прячутся, это не прятки!
В это время загремел гром. Однако дождя не было, и пошёл град. Тук-тук-тук, — весело стучал по крыше.
Как цыплёнок встретил гусёнка
— Странно, — пропищал цыплёнок, — сам-то белый, а ножки розовые. Ты что, чулочки розовые купил?
— Ботиночки розовые надел?
— А я их в синей воде мыл, — вот они у меня и покраснели от холода.
— А если я буду мыть в синей воде, у меня тоже покраснеют?
— Тоже не тоже, также не также, а попробуй.
Я рассказал тебе, почему бывает грустно. Я рассказал тебе, почему бывает смешно. А знаешь ли ты, что иногда бывает и грустно, и смешно. Так было однажды и с цыплёнком.
В воскресенье он спросил у гусеницы:
— Как стать большим?
— Надо больше кушать, — серьёзно ответила гусеница. — Мальчику надо кушать кашу, девочке — кисель. А тебе, желторотый, лучше всего есть клюкву. Съешь одну клюквинку, и вырастет у тебя красный гребешок. Съешь другую — вырастет красная бородка.
Съел цыплёнок одну клюквинку, и ничего у него не выросло. Съел другую тоже ничего. Заплакал он, и от слёз у него покраснели глазки. Все смотрели на цыплёнка и не могли понять, что с ним. Если глазки покраснели оттого, что он плакал, — это уже грустно. Никто не мог ничего понять. И сам цыплёнок тоже.
Весь день он смеялся и весь день плакал.
Взрослые говорят: это смех сквозь слёзы.
— Как всё, разве это конец? — спросишь ты.
Нет, не конец. Разве хорошо, когда что-то хорошее кончается? Когда я был маленький и знал очень мало, мне всегда было грустно, если что-то хорошее быстро кончалось. Хороший день. Хороший вечер.
И цыплёнок и гусеница тоже очень хорошие. Так зачем же мне придумывать конец?
Дневник медвежонка
Я — медвежонок. Вчера я узнал об этом. Мне два с половиной месяца и три дня. Со мной часто происходят всякие смешные и весёлые истории. Моя мама говорит:
— Ты маленький, вырастешь большой, будут с тобой большие серьёзные истории.
Потому я и решил вести дневник: потом, когда вырасту, после каждой серьёзной истории буду читать свои маленькие смешные истории и громко смеяться.
Вот он мой дневник.
А вот его начало
Хорошо бродить по лесу. В лесу сосны гудят: у-у-у. Кажется, будто рядом море. И всюду следы разные. Тут заяц проскакал, здесь олень прошел, там тяжёлый мишка протопал. Однажды нашёл охотник под берёзой берестяной свёрточек. Развернул его — картинки. Море, ветер свистит, птицы поют и даже что-то нацарапано. Долго он не мог понять, что нацарапано. А потом старые охотники растолковали ему. Медвежий дневник это. И один очень старый охотник перевёл этот дневник с медвежьего на русский. Так и появился Мишкин дневник.
Понедельник
В понедельник у нас в лесу было жарко. Все ходили и вздыхали: о, как жарко; у, как жарко; а, как жарко! Я тоже говорил: о, у, а. А ещё думал: куда спрятаться?
— Не самим прятаться, а солнышко спрятать надо, — сказал мой друг лисёнок.
Я сел на бугорок и закрыл один глаз, — солнышко было. Сел на другой бугорок, закрыл оба глаза, — нет солнышка, но всё равно почему-то жарко.
— Глупый, — засмеялся лисёнок, — если ты, если я, если мы все в лесу закроем глаза, нас не будет.
А солнышко всё равно будет. Ступай-ка ты лучше домой и затопи печь: пойдёт дым, закроет солнышко.
Пришёл я домой, затопил печь. Повалил дым и закутал солнышко. Но теперь в доме стало жарко.
Открыл дверь — в лесу жарко.
Раньше в лесу было просто жарко. Раньше в лесу просто говорили: о, как жарко; у, как жарко; а, как жарко! А теперь в лесу было очень жарко, и все вздыхали: о-о-о-о, как жарко; у-у-у-у, как жарко; а-а-а-а, как жарко.
А я молчал. Мне было обидно. О-о-о-о, как обидно; у-у-у-у, как обидно; э-э-э-э, как обидно.
Вторник
Колобком, кувырком, мячиком. Конечно, и я покатился бы и кувырком, и колобком, и мячиком. Да вот боюсь.
Ещё спросят, что за косматое, лохматое солнышко такое. Даже могут сказать, что рыжий Мишка, наверное, съел жёлтое солнышко, теперь у него болит живот, вот он и валяется. Да ещё рычит… Противно слушать.
Среда
В среду я решил надувать пузыри. Надул один пузырь — он лопнул. Надул второй — он тоже лопнул. И третий тоже — хлоп-хлоп.
Потом я взглянул на себя в зеркало и испугался: я раздулся, как пузырь. А что, если я лопну?
— Будет очень плохо, — сказала мама.
— Будет очень плохо, — сказал папа.
— Будет очень плохо, — сказал мой друг лисёнок.
Один только слон покачал головой: совсем, мол, не плохо, тогда никто в лесу не станет баловаться. Тут я громко вздохнул и сразу похудел.
— Вот и хорошо, — сказал слон. — Иди теперь кушать, малыш.
Четверг
Сидел я, сидел и вдруг сказал:
Некоторым это очень не понравилось. Кто-то даже сказал:
— А не глупость ли это? Но я думаю — нет. По-моему, даже очень хорошая пословица.
Пятница
В пятницу я пошёл на лужок собирать цветы и увидел что-то алое. Подумал, подул на него и принёс петуху:
— Петя, Петя, Петушок, золотой мой гребешок, не ты ли потерял бородку?
Взглянул Петушок — за живот схватился:
— Ха-ха-ха. Глупый ты, медвежонок. Да ведь это не бородка, а маковый лепесток. Сейчас он живой, а вечером обязательно завянет.
Пришёл синий вечер, завял мой лепесток, и мне стало грустно. Интересно, почему это синим вечером всё алое вянет? Вянут алые зори, вянут алые щёчки, вянут алые лепестки. И алые петушки тоже как-то вянут. Сидят в курятнике и молчат.
Суббота
А в субботу было совсем, совсем страшное дело. Я отправился на речку ловить рыбу.
Поймал одну — голубую. Поймал другую — золотую. Поймал третью — совершенно глупую. А потом из речки зачем-то вылез большой зелёный крокодил. Он раскрыл пасть и сказал хриплым голосом:
— Вот я тебя сейчас съем. Ты зачем ловишь мою рыбу?
Потом крокодилу стало стыдно. Он густо покраснел и уполз в синюю речку. Было ужасно смешно: такой большой, такой солидный крокодил и такой глупый. А может быть, он вовсе не большой? Ведь бывает и так: большой, большой, а сам маленький.
Воскресенье
Что было в воскресенье? Было солнышко, и я ничего не делал. Воскресенье только для солнышка рабочий день, а для меня и для всех — выходной.
Читайте также: