Голландия родина жанровой живописи почему кратко

Обновлено: 02.07.2024

Основные тенденции, этапы развития живописи и знаковые живописцы Голландии.

Голландская живопись

Введение

Голландскую живопись XVII века иногда ошибочно считают искусством для среднего класса, преклоняясь перед фламандской живописью этого периода и называя ее придворной, аристократической. Не менее ошибочным является мнение о том, что голландские художники занимаются только изображением непосредственной человеческой среды, используя для этой цели пейзаж, города, море, жизнь людей, в то время как фламандское искусство посвящено исторической живописи, которая в теории искусства считается более возвышенным жанром. В противоположность этому, для общественных зданий в Голландии, которые должны были иметь внушительный вид, а также богатых посетителей, какими бы ни были их религиозные убеждения или происхождение, требовались картины на аллегорическую или мифологическую тематику.

Любое разделение нидерландской школы живописи на фламандскую и голландскую ветви вплоть до начала XVII в. ввиду постоянного творческого обмена между областями было бы искусственным. Например, Питер Артсен, родившийся в Амстердаме, до возвращения в родной город в 1557 году работал в Антверпене, а его ученик и племянник Иоахим Букелаер всю жизнь провел в Антверпене. В связи с подписанием Утрехтской унии и обособлением семи северных провинций многие жители после 1579–1581 гг. эмигрировали из северных Нидерландов в протестантскую часть искусственно разделенной страны.

Развитие искусства

Пейзаж с проповедующим Иоанном Крестителем. Блумарт.

Пейзаж с проповедующим Иоанном Крестителем. Блумарт.

Затем Исайя ван де Вельде, рожденный в Голландии в семье эмигрантов из Фландрии, и учившийся в кругу живописцев, центром которого были фламандские художники Давид Винкбонс и Гиллис Конинксло, в своих ранних картинах выработал реалистический стиль живописи, который отсылал к Яну Брейгелю-старшему, с яркими цветовыми градациями художественных планов. Около 1630 г, в Голландии утвердилась тенденция к объединению художественного пространства и слиянию цветов разных слоев. С тех пор многогранная природа изображаемых вещей уступила место ощущению пространства и атмосферы воздушной дымки, которые передавались с постепенно нарастающим монохромным использованием цвета. Исайя ван де Вельде воплощал этот стилистический виток в искусстве вместе со своим учеником Яном ван Гоэном.

Зимний пейзаж. Ван де Вельде.

Зимний пейзаж. Вельде.

Жанровая живопись

Фигуративная живопись

Встреча офицеров роты святого Адриана в Харлеме. Хальс.

Встреча офицеров роты. Франс Хальс.

Ночной дозор. Рембрандт.

Ночной дозор. Рембрандт.

Вермеер

Родина жанровой живописи

Подчеркни свою индивидуальность.
Быть в моде и при этом не терять свою индивидуальность, можно благодаря, казалось бы, такой мелочи как бижутерия, украшения и аксессуары. В этом помогут изделия Hand made. Эксклюзивные украшения и неповторимый дизайн сделают Ваш образ уникальным и неординарным. Можно совмещать сразу несколько техник и материалов - бисер, бусины, полимерная глина, кожа, ткань. Полет фантазии не ограничен!

Эшли Олсен
Эшли Олсен стала почетным членом правления совета модных дизайнеров Америки. Совет разрабатывает стандарты и решает проблемы индустрии моды. Эту влиятельную структуру в модной мире основал журналист Элеонор Ламберт в 1963 году, целью которой является популяризация существующих модных тенденции как части искусства, а также поддержка дизайнеров профессионалов.

Коллекция Reed Krakoff, Jason Wu.
Цветовая гамма модных тканей на ближайшие полгода колеблется в серо-черном диапазоне. Новые, актуальные идеи вы можете почерпнуть из последних коллекций Reed Krakoff, Jason Wu. Некоторый акцент будет на благородный оттенок листвы – изумрудный, багряный и горчичный. Но фаворитом пока остается синий цвет и все оттенки от голубого до темно-синего.

Индивидуальный пошив и ремонт одежды в Иркутске

Нидерландами когда-то называлась историческая область, занимающая часть обширной низменности на североевропейском побережье от Финского залива до пролива Ла-Манш.

Страна находилась под управлением испанских Габсбургов. Но и XVII столетие произошёл политический и религиозный раскол между южными и северными провинциями. В результате борьбы в 1609г северная часть Нидерландов отделилась, получила самостоятельность и стала называться Голландией.
Южная часть продолжала подчинятся Испании и называлась Фландрией. (cовременная Бельгия)
Это привело к возникновению двух разных школ: голландской и фламандской,

Во Фламандской живописи, как и в испанской тех лет, направление было -портреты, религиозные, мифологические сюжеты.
(Питер Пауль Рубенс, Якоб Снайдерс, сэр Энтони ван Дейк)

В Голландии - сменилась религия на протестантство. Религиозные сюжеты почти ушли из живописи Голландии. Впервые появилась жанровая живопись, часто повседневная жизнь была представлена с юмором. Картины высмеивали пороки, призывали терпеть и игнорировать трудности молодой страны, любить и радоваться жизни.
Пейзажи, натюрморты, жанровые сцены, портреты - этим характерна голландская живопись
(Рембрандт ван Рейн, Ян Вермеер, Ян Стен, Ян ван Гойен, Андриан Остаде, Якоб Рейсдал)

Возникновению развитой жанровой системы в голландском искусстве способствовало несколько взаимосвязанных обстоятельств. С утверждением в Голландии демократического протестантского государства искусство лишилось традиционных патронов в лице церковников и аристократии. На смену работе на заказ пришла работа на рынок, на анонимного покупателя, желавшего видеть в живописи отражение близкой и знакомой ему реальности, как бы себя самого в окружающей его обстановке. Это обусловило небывалый в сравнении с остальной Европой расцвет и превалирование светской реалистической живописи. Станковая картина, предназначавшаяся для украшения частного дома горожанина, а также состоятельного деревенского жителя, стала в Голландии XVII века основной формой искусства.

Проще говоря, протестанство не обязывало художников писать картины, исключительно на религиозные сюжеты.
К тому-же сформировался класс, способный заказывать и покупать живопись.

Бытовой жанр — самое яркое и самобытное явление голландской школы, открывшее для мирового искусства поэзию повседневной жизни человека.
Сложился сразу в двух разновидностях — крестьянский и бюргерский (городской) жанр.

Родина бытового жанра, как и натюрморта, - Голландия XVII века. В наше время это один из наиболее распространенных жанров изобразительного искусства, хотя еще совсем недавно, в первой половине минувшего столетия, он считался низким, недостойным внимания художника. Часто произведения на бытовые сюжеты называют жанровыми или относящимися к жанровой живописи. К бытовому жанру относятся картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной жизни.

Необыкновенно разнообразна и красочна жанровая живопись Голландии. В ней можно увидеть множество оригинальных, талантливых произведений, любовно и тщательно воспроизводящих быт и нравы родной страны.

Страна находилась под управлением испанских Габсбургов. Но и XVII столетие произошёл политический и религиозный раскол между южными и северными провинциями. В результате борьбы в 1609г северная часть Нидерландов отделилась, получила самостоятельность и стала называться Голландией.
Южная часть продолжала подчинятся Испании и называлась Фландрией. (cовременная Бельгия)
Это привело к возникновению двух разных школ: голландской и фламандской,

Во Фламандской живописи, как и в испанской тех лет, направление было -портреты, религиозные, мифологические сюжеты.
(Питер Пауль Рубенс, Якоб Снайдерс, сэр Энтони ван Дейк)

В Голландии - сменилась религия на протестантство. Религиозные сюжеты почти ушли из живописи Голландии. Впервые появилась жанровая живопись, часто повседневная жизнь была представлена с юмором. Картины высмеивали пороки, призывали терпеть и игнорировать трудности молодой страны, любить и радоваться жизни.
Пейзажи, натюрморты, жанровые сцены, портреты - этим характерна голландская живопись
(Рембрандт ван Рейн, Ян Вермеер, Ян Стен, Ян ван Гойен, Андриан Остаде, Якоб Рейсдал)

Возникновению развитой жанровой системы в голландском искусстве способствовало несколько взаимосвязанных обстоятельств. С утверждением в Голландии демократического протестантского государства искусство лишилось традиционных патронов в лице церковников и аристократии. На смену работе на заказ пришла работа на рынок, на анонимного покупателя, желавшего видеть в живописи отражение близкой и знакомой ему реальности, как бы себя самого в окружающей его обстановке. Это обусловило небывалый в сравнении с остальной Европой расцвет и превалирование светской реалистической живописи. Станковая картина, предназначавшаяся для украшения частного дома горожанина, а также состоятельного деревенского жителя, стала в Голландии XVII века основной формой искусства.

Проще говоря, протестанство не обязывало художников писать картины, исключительно на религиозные сюжеты.
К тому-же сформировался класс, способный заказывать и покупать живопись.

Бытовой жанр — самое яркое и самобытное явление голландской школы, открывшее для мирового искусства поэзию повседневной жизни человека.
Сложился сразу в двух разновидностях — крестьянский и бюргерский (городской) жанр

Пробуждение сознания или электронно-цифровой концлагерь? Нет ничего сильнее идеи, время кот.

Купленный за 172 000 долларов портрет может стоить миллионы Открыта новая картина РембрантаПочему.

ЭРМИТАЖ.ГОЛЛАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVII—XVIII ВЕКОВ.Малые голландцы(2) Шатровый зал .

Замки Бельгии:Стеркхоф В XVI веке жил в Антверпене могущественный род Стер.

Дом князя Оболенского на Новинском бульваре На Новинском бульваре стоит ореставрированный в совет.

-Музыка

-Метки

-Рубрики

  • Живопись (1188)
  • нидерландская и фламандская живопись (854)
  • голландская, бельгийская живопись ХIХ-ХХI века (220)
  • сюжеты в живописи (104)
  • английская живопись (11)
  • российская живопись (10)
  • Династии России (512)
  • Трубецкие (66)
  • Строгановы (39)
  • Юсуповы (33)
  • Нарышкины (33)
  • Голицыны (28)
  • Шереметевы (27)
  • Демидовы (26)
  • Чернышевы (25)
  • Орловы (25)
  • Толстые (23)
  • Воронцовы (23)
  • Волконские (21)
  • Куракины (21)
  • Шуваловы (21)
  • Барятинские (18)
  • Оболенские (14)
  • Бенкендорфы (14)
  • Анненковы (13)
  • Румянцевы (10)
  • Мусины-Пушкины (9)
  • Бакунины (9)
  • Сухово-Кобылины (7)
  • Муравьевы (4)
  • Бестужевы (4)
  • Головкины (4)
  • Бобринские (3)
  • Бестужевы-Рюмины (2)
  • музыка (430)
  • города и страны (295)
  • о Голландии (169)
  • о Бельгии (100)
  • Муром (25)
  • история (274)
  • декабристы (143)
  • Голландия (44)
  • Голландия. Немного истории. (27)
  • Бельгия (25)
  • российско-голландские связи (18)
  • Приключения голландцев в России (7)
  • Испания (6)
  • Муром (5)
  • Россия (3)
  • ЖЗЛ (191)
  • Пушкин и вокруг (90)
  • Россия (34)
  • Голландия, Бельгия (18)
  • Блумсбери (14)
  • Англия (10)
  • Муром (8)
  • Франция (8)
  • Америка (6)
  • разное (71)
  • видео (26)
  • тесты, астрология (18)
  • для дневника (5)
  • культура, искусство (4)
  • для детей (4)
  • праздники (27)
  • праздники голландии (13)
  • праздники России (5)
  • Космонавтика, Байконур (25)
  • Мятлевский (14)
  • Скульптура (9)
  • голландия (6)

-Ссылки

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Сообщества

-Трансляции

-Статистика

Голландская жанровая живопись XVII века

В XVII веке голландская школа живописи стала одной из ведущих в Европе. Именно здесь, впервые в истории мирового искусства, объекты окружающей действительности оказались источником творческого вдохновения, и художественного замысла. В голландском искусстве этого времени завершилось формирование целой системы жанров, которое началось еще в эпоху Возрождения. В портретах, бытовых картинах, пейзажах и натюрмортах художники с редким мастерством и теплотой передавали свои впечатления от окружающей природы и незатейливого быта. В них нашел отражение собирательный облик Голландии — молодой республики, отстоявшей независимость в войне с Испанией.

http://www.5arts.info/wp-content/uploads/2013/03/2_1.jpg

Картины художников на бытовые темы (или жанровые картины) изображавшие человека в привычной, повседневной обстановке, отражали устоявшиеся формы быта, пове­дения и общения людей, принадлежащих к различным со­словиям голландского общества. Предназначенные для укра­шения интерьеров домов купцов, ремесленников или зажиточных крестьян, картины голландских художников были невелики по размерам. Художники зарабатывали продажей картин, которые писались с учетом возможности детального просмотра с близкого расстояния. Это, в свою очередь, породило особенно тщательную, тонкую манеру письма.

http://www.5arts.info/wp-content/uploads/2013/03/1_2.jpg

http://www.5arts.info/wp-content/uploads/2013/03/3_2.jpg

http://www.5arts.info/wp-content/uploads/2013/03/1_4.jpg

http://www.5arts.info/wp-content/uploads/2013/03/1_1.jpg

http://www.5arts.info/wp-content/uploads/2013/03/2_3.jpg

http://www.5arts.info/wp-content/uploads/2013/03/3_1.jpg

http://www.5arts.info/wp-content/uploads/2013/03/1_3.jpg

http://www.5arts.info/wp-content/uploads/2013/03/2_2.jpg

Предметный мир начинает играть большую роль в жанровых картинах этого периода. Он уже не только характеризует материальную и эмоциональную среду жизни человека, но и выражает многообразие взаимосвязей человека с окружающим миром. Набор предметов, их расположение, сложная система символов, а также жесты персонажей — все играет свою роль в создании образного строя картины.

http://www.5arts.info/wp-content/uploads/2013/03/2_4.jpg

Голландская жанровая живопись не отличалась широким разнообразием сюжетов. Художники огра­ничивались изображением лишь определенного круга персонажей и их занятий. Но, с их помощью, голландская жанровая живопись смогла передать достоверный образ нравов, обычаев, и представлений о жизни человека XVII века.

При подготовке публикации были использованы материалы из открытых источников.

Подлинный расцвет искусство бытовой картины переживает в XVII веке в протестантских Северных Нидерландах. Такого разнообразия сюжетов и такого количества мастеров этого жанра не знает никакая другая школа. В совокупности картины жанристов охватывают весь уклад жизни Голландии XVII в. — крестьянский, бюргерский, патрицианский быт. В Голландии впервые был разработан обширный круг сюжетов и композиционных приемов бытовой живописи, к которому позднее, в XIX веке, в период становления жанров живописи в других национальных школах, обращались художники разных стран.

Возникновению развитой жанровой системы в голландском искусстве способствовало несколько взаимосвязанных обстоятельств. С утверждением в Голландии демократического протестантского государства искусство лишилось традиционных патронов в лице церковников и аристократии. На смену работе на заказ пришла работа на рынок, на анонимного покупателя, желавшего видеть в живописи отражение близкой и знакомой ему реальности, как бы себя самого в окружающей его обстановке. Это обусловило небывалый в сравнении с остальной Европой расцвет и превалирование светской реалистической живописи. Станковая картина, предназначавшаяся для украшения частного дома горожанина, а также состоятельного деревенского жителя, стала в Голландии XVII века основной формой искусства.


Виллем Бейтевех. Две галантные пары.
1617–1620. Рейксмузеум, Амстердам

Крестьянский жанр из Фландрии в Голландию перенес Адриан Браувер, работавший некоторое время в Харлеме. Здесь его подхватил Адриан ван Остаде, став основоположником голландского крестьянского жанра. Ранние работы А. Остаде (игры в карты, ссоры и драки в трактире) отличает динамичный, брутальный характер; в них он следует Брауверу. Однако довольно скоро сцены драк и пьяных пирушек у Остаде уступили место картинам мирного труда и развлечений деревенских жителей, полных множества анекдотических подробностей. В середине века он пишет крестьян, беседующих за кружкой пива в кабачке, во время трапезы в кругу семьи, веселящихся на ярмарке, занятых чтением новостей или привлеченных торговцем или бродячими музыкантами, остановившимися возле дома. Под влиянием Рембрандта главным выразительным средством его живописи становится мягкая золотистая светотень. Из мастерской Адриана ван Остаде вышли все остальные представители крестьянского жанра: его младший брат, талантливый, но рано умерший Изак ван Остаде, Иоханнес Ауденрогге, Корнелис Бега, Корнелис Дюсарт, в чьем творчестве на смену обстоятельному рассказу приходит болтливость, типизация вырождается в карикатурность.


Адриан ван Остаде. Скрипач.
1670-е. Галерея Франкетти, дворец Ка д’Оро, Венеция

Харлем был самым ранним, но не единственным центром становления новой голландской живописи. В соседнем Лейдене у представителей местной школы миниатюрной техники письма Геррита Доу и Франса ван Мириса Старшего, чья живопись отличается обилием и тонкостью исполнения деталей и гладкой эмалевой поверхностью, мы встречаем изображения визита врача, ученого за занятиями, посещение мастерской художника, домашние хлопоты или светские развлечения бюргеров. Эти художники тяготеют к занимательному рассказу. Геррит Доу выработал определенный композиционный прием: изображенную сцену художник обрамляет полукруглой аркой, напоминающей оконный или дверной проем, так что зритель оказывается в положении прохожего, заглянувшего внутрь лавки или дома и ставшего невольным свидетелем происходящего, или в роли зрителя в театре, наблюдающего действие на сцене.


Геррит Доу. В лавке. 1647. Лувр, Париж


Ян Стен. Веселое семейство.
1668. Рейксмузеум, Амстердам


Герард Терборх. Галантное ухаживание (Отеческое наставление).
Ок. 1654. Рейксмузеум, Амстердам


Габриэль Метсю. Больной ребенок.
Ок. 1660. Рейксмузеум, Амстердам

В творчестве самого Яна Вермера Делфтского голландская бытовая картина обрела кристально ясную форму и поэтическую одухотворенность. Красота трактовки пространства и света, создающие чувство покоя, мира и гармонии, делают его произведения вершиной поэтического воплощения жанра.

У жанровых живописцев позднего периода — Адриана ван дер Верфа, Эглона ван дер Нера — стремление к элегантности нередко оборачивается претенциозностью, нарядная яркость скрывает облегченность содержания.

Бытовой жанр — самое яркое и самобытное явление голландской школы, открывшей для мирового искусства поэзию повседневной жизни частного человека. К середине века бытовой жанр занимает господствующее положение в голландском искусстве, возводя в общественный идеал сложившийся здесь уклад домашней жизни. Главное завоевание голландских художников заключалось в умении представить жанровую сценку в единстве с окружающей средой, в естественном для персонажей окружении, в интерьере, объединяя фигуры и пространство единой световоздушной средой. Это позволяло передать интимную атмосферу мирного уюта. В основе этого достижения лежала развитая система тональной живописи и реализм как метод, основанный на наблюдении и изучении окружающей действительности, что находило выражение в многочисленных подготовительных рисунках художников.

Из всего потока жизни для отражения ее уклада выделились определенные эпизоды и ситуации.

Читайте также: