Что такое наука приобретение знаний в школе использование

Обновлено: 20.05.2024

Можно ли в школе заниматься наукой? Не просто запоминать формулы и физические законы, а именно проводить свое исследование? Мы твердо уверены: да.

В повседневной жизни люди часто пользуются научными методами, не осознавая этого. Наблюдают, анализируют, сравнивают, проверяют свои предположения, устанавливают связь одного с другим, а иногда и с третьим… Можно ли назвать это научным исследованием? Да, если эти методы признаются учеными, а результаты помогают понять, как устроены мир и человек.

В сильно стандартизированных условиях современного общества нашим детям остается мало возможностей и стимулов для постановки и решения практических задач. В образовательной системе не хватает пространства и времени для проявления их интеллектуального куража, особенно тех, которые изначально не являются академически успешными, но имеют потенциал для развития мыслительных процессов в иных сферах реальной жизни.

Новый ФГОС предполагает развитие исследовательской деятельности учащихся основной школы, но анализ изданий, посвященных этой теме, показал, что примерно 60% из них нацелено на развитие исследовательской деятельности учащихся начальной школы или дошкольников, примерно 10% содержит описание исследовательской деятельности студентов и методик, рекомендуемых преподавателям вузов и колледжей. И лишь менее трети изданий нацелено на развитие исследовательской деятельности в основной и средней школе, но они, как правило, либо имеют узкопредметную направленность, либо содержат, строго говоря, второстепенную информацию.

Как и для чего используется кейс-метод в обучении?

Есть два основных тренда использования кейса: а) развитие какого-либо умения (навыка) или б) оценка развитости какой-либо компетентности. Анализ отечественных и зарубежных изданий (сетевых ресурсов) позволяет сформулировать ряд выводов относительно кейс-технологий обучения:

  1. Основное внимание авторов методик применения кейсового подхода к решению образовательных задач уделено обучению работе с информацией, что является важной, но лишь одной из исследовательских стратегий, которым имеет смысл учить современных школьников. При этом минимальное внимание обращается на исследовательский эксперимент и структурированное наблюдение – ключевые умения исследователя.
  2. В печатных изданиях, адресованных учителям, можно зафиксировать избыток теоретических аспектов и дефицит простых, понятных методов сотрудничества со школьниками в зоне их исследовательского интереса, естественнонаучной и социальной любознательности.
  3. Англоязычные ресурсы Сети, направленные на решение схожих с поставленными нами задач, созданы в логике межпредметного обучения школьников основам естественных наук (курс Science и его производные), а не в актуальной (пока) для российской школы логике предметного обучения. Разумеется, такой подход представляется более прогрессивным с точки зрения развития научного знания в целом, но в условиях отечественной школы имеет смысл искать своего рода компромисс, развивая этот подход в пространстве не урочной, а внеурочной деятельности.

Особая роль при работе с Тетрадью отводится родителям и тьюторам, которым предлагается сопровождать и поддерживать своего ребенка или ученика в процессе исследования. К ним тоже составлено отдельное обращение, объясняющее смысл того, что будет происходить. Безусловно, от родительской позиции во многом будет зависеть, сформируется ли та самая инновационная установка у ребенка. Если родители осознанно не будут поддерживать исследовательскую активность, препятствовать ее проявлению, то мало шансов, что деятельность их детей приведет к успеху. Напротив, глубокий диалог и позитивное восприятие происходящего позволят усилить и развить сильные стороны детей.

Позиция тьютора – самая непростая в кейсовых практиках: ему нужно постараться увлечь детей исследовательской деятельностью, притом что она внеурочная и безоценочная.

Выполнение исследовательского кейса – прекрасный ресурс развития самостоятельности и ответственности. Кейс – это ситуация с множеством решений, он нужен для создания личного опыта, который переживается как личная история. Этот момент очень важен. Именно личностная вовлеченность отличает кейс от проблемной ситуации. В кейсе появляется ощущение своей собственной ситуации, в нашем случае – ощущение собственного исследовательского опыта.

Всего в тетради 14 кейсов, рассчитанных на 14 месяцев работы в 7–9-х классах. Логика построения проста – семиклассники уже готовы к тому, чтобы реализовывать простые исследовательские проекты самостоятельно. Для учащихся 9-го класса вторая половина учебного года больше посвящена подготовке к государственной итоговой аттестации, участию в олимпиадах с теми результатами, которые они сумели достичь за время обучения в 8–9-х классах.

Какие выгоды может привнести кейсовая практика в дидактическую систему основной школы?

Приложение

Анастасия Азбель,
кандидат психологических наук, научный руководитель ГБОУ СОШ № 6
Василеостровского района Санкт-Петербурга,
доцент кафедры психологии и педагогикиличностного и профессионального развития
Санкт-Петербургского государственного университета

Леонид Илюшин,
доктор пед. наук, проф. кафедры непрерывного
филологического образования и образовательного менеджмента
Санкт-Петербургского государственного университета

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

Цели урока :

Что такое наука в современном обществе

Этика науки

Роль образования в современном мире

Попробуйте дать определение науки. Что это такое?

НАУКА – сфера духовной деятельности человека, направленная на получение достоверных знаний об окружающем мире.

Наука - форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.

Какое определение вам кажется наиболее точным?

1-ое более лаконичное, общее;


В широком смысле – особая сфера человеческой деятельности, направленная на выработку новых знаний, а также совокупность этих знаний, особым образом упорядоченных и систематизированных.

Наука – это совокупность систематизированных знаний.

Назовите известные вам науки?

Ответ: математика, биология, медицина.
Какая главная задача у этих наук?

Ответ: изобретение новых средств лечения, измерения и т. д.

Поэтому, можно сказать, главная цель науки - получение новых знаний.

Функции науки:
1) практико-действенная
2) познавательная

Наука делится на:
1) фундаментальную (исследование универсальных законов природы, общества и мышления) - отсутствует прямая ориентация на практику
2) прикладную (поиск способов наиболее эффективного использования данных фундаментальной науки для решения насущных производственно-технических и гуманитарных проблем общественной жизни) - присутствует непосредственная ориентация на применение результатов научного познания.

приведите примеры

Ответ :

Фундаментальная - история
прикладная – химия

Научные знания являются систематизированными.
Выделяют несколько элементов современного научного знания:
естествознание (учение о природе, естественные науки)
технознание (технические науки)
обществознание (общественные науки)
человековедение (гуманитарные науки.

Но в рамках одной науки происходит дробление, например, в медицине объединяются более 300

Как вы думаете, что входит систему научного знания?

- научные факты, подтвержденные наблюдениями, экспериментами;

- законы и теории;

- методы наблюдений, экспериментов, расчетов, доказательств.

В современном обществе вся информация науки обрабатывается, накапливается с помощью современных информационных технологий.

Чем отличается наука от, например, искусства? Откуда мы знаем, что математика, например, это наука? В чем заключаются особенности науки?

Особенность науки – это стремление объяснить мир, используя особый язык.

Математика – цифры; химия, физика – формулы, условные обозначения. Язык науки - система категорий, понятий, принципов, законов.

В отличие от мифологии, наука предполагает доказательность и проверку полученных результатов.

А каковы функции науки ?

Познавательно-объяснительная (осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития).

Прогностическая (осуществляет прогнозирование последствий изменения окружающего мира).

Культурно-мировоззренческая (помогает человеку объяснить знания о мире и выстроить их в целостную систему).

Оценка места науки в жизни общества (это можно не давать или записать термин и сказать, что дома найти определение, выяснить, что он означает; или сказать, что такое сциентизм, а дома - антисциентизм).

Точные науки – высшая культурная ценнность.

Антисциентизм – исходит из принципиальной ограниченности науки в решении коренных проблем человечества, а в некоторых крайних формах даже видит в науке враждебную человеку силу, ведущую к дегуманизации человека, расщеплению его духовной целостности и встраиванию человека в созданный им техногенный мир в качестве носителя функции.

Из истории формирования науки.

С XVII века – наука самостоятельный социальный институт. Но сама наука начала создаваться еще в древние времена. Например: Древняя Греция – Академия, основанная философом Платоном в роще Академа.

Рубеж XIX-XX вв. – новое качества функционирования науки:

крупные научные институты и центры, лаборатории, оснащенные технической материальной базой.

Наука – разновидность современного индустриального труда.

Конец ХХ века – наука проникает во все сферы жизни общества. Наука - важнейший фактор социально экономического потенциала современного общества.

В современном обществе объединение ученых называют академией.
В современном мире создана научная инфраструктура: университеты, институты, лаборатории, испытательные станции, музеи, ботанические сады, библиотеки и т.д.

28 января 1724 г. По распоряжению Петра I была учреждена Российская академия наук. 21 ноября 1991 г. Указом Президента РФ воссоздана как высшее научное учреждение России. Российская академия наук (РАН) включает 9 отделения по областям наук, 3 региональных отделения (например, ДВО РАН) и 14 научных региональных центров. Президиум академии в Москве.

Наука в современном мире.

Кто из вас знает, что такое технопарк?

Технопарк — имущественный комплекс, в котором объединены научно-исследовательские институты, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты: средства транспорта, подъездные пути, жилой поселок, охрана.

В чем смысл создания подобных технопарков?

Смысл создания технопарка в том, чтобы сконцентрировать на единой территории специалистов общего профиля деятельности. Учёные могут в технопарке проводить исследования в НИИ, преподавать в учебных заведениях и участвовать в процессе внедрения результатов своих исследований. Управление технопарком осуществляет внешняя управляющая компания.

Международная ассоциация технологических парков дает свое определение объекту инновационной инфраструктуры. По мнению ассоциации, технопарк - это организация, управляемая специалистами, главной целью которых является увеличение благосостояния местного сообщества посредством продвижения инновационной культуры, а также состязательности инновационного бизнеса и научных организаций. Для достижения этих целей технопарк стимулирует и управляет потоками знаний и технологий между университетами, научно-исследовательскими институтами, компаниями и рынками.

Кто-нибудь знает, где и когда возник первый технопарк?

Первый научно-производственный парк был организован в начале 50-х г. XX века в Стэнфордском университете, штат Калифорния.

А в России? Есть ли технопарки в России?

В 1956 г. В СССР в г. Новосибирске создан Академгородок, который на данный момент является образцом научного поселения, претворяя в жизнь принципы инновационных технологий.

В настоящее время в РФ в 25 регионах действует более 50 технопарков. В них размещено более 1000 инновационных предприятий.

ВЫВОД: Доминирует точка зрения, что НАУКА – способ человеческой деятельности, требующий, как и другие виды деятельности, постоянного совершенствования и согласования с интересами человека с потребностями общественной жизни.


Ученые, добившиеся выдающихся результатов, получают международные премии. Самая высокая - Нобелевская премия. НОБЕЛЕВСКИЕ ПРЕМИИ, ежегодные международные премии, названные в честь их учредителя, шведского инженера-химика, изобретателя и промышленника Альфреда Бернхарда Нобеля.

Назовите советских и российских нобелевских лауреатов. Можно дать на дом короткие выступления о некоторых из этих ученых или о Нобеле.

Павлов Иван Петрович, русский физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности. В 20-30-х гг. неоднократно выступал (в письмах к руководству страны) против произвола, насилия и подавления свободы мысли.
Мечников Илья Ильич, российский ученый, биолог и патолог, создатель учения о фагоцитозе и теории иммунитета, один из основоположников эволюционной эмбриологии и отечественной микробиологии
СЕМЕНОВ Николай Николаевич, российский ученый, один из основоположников химической физики, основатель научной школы.
Андрей Дмитриевич Сахаров российский физик и общественный деятель, академик АН СССР (1953). Один из создателей водородной бомбы (1953) в СССР.
Петр Леонидович Капица российский физик и инженер, член Лондонского Королевского общества (1929), академик АН СССР (1939), Герой Социалистического Труда (1945, 1974). Труды по физике магнитных явлений, физике и технике низких температур, квантовой физике конденсированного состояния, электронике и физике плазмы.
АЛФЁРОВ Жорес Иванович, российский ученый-физик, вице-президент Академии наук СССР (с 1990, с 1991 РАН), специалист в области физики полупроводников, полупроводниковой и квантовой электроники
ПРОХОРОВ Александр Михайлович российский физик, один из основоположников квантовой электроники, академик РАН.

Пастернак, Черенков, Тамм, Франк, Ландау, Басов, Шолохов, Солженицын, Канторович, Горбачев, Абрикосов, Гинсбург, Новоселов, Бунин (не имел гражданства).

Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, занимающийся наукой?

Настоящие ученые – это не просто образованные, талантливые люди, это люди с высокими моральными принципами .

Где прививаются человеку эти качества?

Наука и образование тесно связаны между собой . Без образования нет науки.

Функции образования:
1) компенсирующая –восполняет пробелы в общем образовании
2) адаптивная –помогает ориентироваться в быстро меняющемся мире
3) развивающая—для саморазвития, творчества

Сейчас мы учимся в школах бесплатно. Но, к сожалению, не все могут продолжить обучение после завершения школы.

Задание( в тетрадях)
Каким, по вашему мнению, должно быть обязательное(школьное) образование в России?
Что бы вы изменили в действующем законодательстве?

В Японии обязательным считается 2 высших образования. Как вы на это смотрите?

Приобретение, распространение и использование научного знания в образовательной деятельности: необходимость или случайность?

4.Алешин Леонид Ильич, Знания в информационном обществе (аспекты проблемы)

// "Технологии информационного общества и культура". Матер. 7-й междунар. конф. "EVA`2004" 29 ноября-3 декабря 2004 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


В наше время Интернет - это уже проза жизни, а не редкое явление, и информационные технологии в образовании становятся неотъемлемой частью учебного процесса.В современном мире необходимо с.


Использование инновационных технологий в образовательной деятельности

Проведя социологический опрос среди старшеклассников Айхала и их родителей, мы пришли к выводу, что среди молодёжи нашего посёлка наибольший интерес вызывают программы дистанционного обучения, к.


Использование элементов "Психодидактики" в образовательной деятельности.

В работе представлены: классификация физических величин, изучаемых в 7 классе; .


Практикоприменение полученных по истории (обществознанию) знаний в образовательной деятельности и социально практике

Проектная работа по предмету истории (обществознанию) знаний в образовательной деятельности и социально практике.

Многие из нас задаются вопросом о том, что такое наука. Обычно под самим этим термином понимается нечто очень серьезное, приносящее человечеству пользу. Рассмотрим понятие науки и ее значение в мире людей.

Определение

Традиционно под наукой понимают область человеческой деятельности, направленную на получение объективных фактов реальной картины мира. Наука основывается на знании и доказательстве ее истинности. Она оперирует целым категориальным аппаратом, куда входят методы, методологические подходы, предмет и объект познания, цели и задачи и прочее.

Наука на основе полученных данных формирует определенные теории или аксиомы развития мира природы или мира культуры.

что такое наука

Методы научного познания весьма разнообразны. В разных сферах науки предлагаются разные методы. Если мы изучаем гуманитарные науки, то там ведущими методами будут анализ и синтез, сбор эмпирических данных, наблюдение, беседа, эксперимент. Естественные науки более всего опираются на экспериментальные исследования, однако и они используют наблюдение и анализ.

История возникновения феномена науки

Вопрос о том, что такое наука, задавали еще люди древнего мира. По мнению историков, первые научные знания наши предки получали в ходе естественного наблюдения за миром природы. Благодаря появлению письменности эти знания стали передаваться по наследству. Накапливаясь, знания рождали новый опыт, который потом лег в основу науки.

Зародилась наука одновременно в разных точках нашей планеты. Можно говорить об античной науке (физике, геометрии, математике, языкознании) и о науке стран Востока (арифметике, медицине и прочее). Считается, что родоначальницей науки стала философия. Поэтому древнегреческие мыслители, пытавшиеся узнать первооснову материального мира, и стали первыми учеными на земле (Фалес, Демосфен и т. д.).

наука изучающая

Широкое развитие наука получила в эпоху Возрождения в Европе благодаря стечению нескольких обстоятельств: во-первых, было уже достаточно накоплено знаний и мире природы, мире вещей и деятельности людей, а, во-вторых, в отличие от мусульманского востока, накладывающего запрет на познания творения Аллаха, христианская Европа стремилась к активному преобразованию мира.

Кто такие ученые?

Поставив пред собой проблему о том, что такое наука, нельзя обойти стороной вопрос о ее основных созидателях – ученых. Ученый – это человек, профессионально занимающийся наукой, создающий объективную картину мира, работающий в сфере созидания новых знаний. Профессия ученого, как и другие профессии социально активного типа, предполагает определенное служение человека своему делу. В данном случае подразумевается, что новые знания могут помочь человечеству облагородить себя и дадут новый толчок для технического прогресса.

В современном мире профессиональный путь ученого лежит через обучение в высших учебных заведениях, работу в институтах и университетах, получение ученых степеней. Ученый самостоятельно или в группе других своих коллег работает над какой-либо темой в течение долгих лет, а иногда и всей жизни. Он может защищать по этой теме диссертации, а также осуществлять публикации своих работ. Сегодня критерием успешности ученого является его цитируемость (в мировом научном сообществе есть так называемый индекс Хирша, учитывающий внешние ссылки на работы того или иного ученого).

российская наука

Основные научные направления

В настоящее время выделяется несколько ведущих научных направлений. Это неудивительно, ведь наука, изучающая социальные отношения людей, отличается от естественной или технической науки.

Науки принято подразделять следующим образом:

  1. Фундаментальные науки. Сюда входят исследования глубинных основ бытия человечества на земле, законов природы, особенностей того или иного явления и т. д. Фундаментальные науки не могут дать мгновенного практического результата, порой такой результат необходимо ожидать целыми десятилетиями. К нам относятся исследования, которые, с одной стороны, используют достижения фундаментальной науки, а с другой - помогают созданию новых технологий.
  2. Научно-исследовательские разработки. Сюда включаются все виды научных исследований, которые нельзя отнести ни к первой, ни ко второй группе.

министерство науки

Философское понимание науки

Благодаря тому что сама наука, изучающая объективные законы мироздания, вышла из философии, то вопрос о связи науковедения и философии до сих пор остается открытым.

Сегодня существует раздел философии, изучающий само понятие научного знания, границы научной деятельности, вопрос о соотношении этики и научного прогресса, методологию науки. Этот раздел носит название философия науки.

министерство образования и науки

Среди основных направлений данного раздела можно выделить такое философское учение, как позитивизм (Бэкон, Гегель), основывающийся на вере в науку, на то, что рациональные знания являются высшей ценностью, они же способны придать развитию человечества новый импульс.

Уже в 20 столетии позитивизм был переосмыслен в работах теоретиков постпозитивизма К. Поппера и Т. Куна. Эти авторы стали первооткрывателями нового направления в науке, изучающей ее как объект познания. Это направление получило определение науковедения.

Российская наука: история возникновения

Наука в нашей стране стала активно развиваться в 17 веке. Нельзя сказать, что до этого времени активные наблюдения за миром природы не велись, они были, однако, знания, как правило, передавались устным путем, что тормозило процесс их научного осмысления.

Некоторые научные знания Русь получила еще от Византии, однако из-за падения великой империи и утраты связи с западным миром часть этих знаний не использовалась, а часть была утрачена. Однако в целом развитие науки в нашей стране совпало с этим же периодом на Западе.

При Петре Великом наука начинает активно развиваться, Петр создает множество учебных заведений, благоговейно относясь к точным наукам, имеющим прикладное значение. В 1724 году в Петербурге открывается первая Российская Академия наук. Позже благодаря деятельности русского ученого М. В. Ломоносова, немало сделавшего для развития отечественного научного знания, открывается и Московский университет.

С тех пор российская наука прочно входит в ряд западноевропейских, ничем не уступая им.

Классификация науки

С 19 столетия до наших дней было предложено множество классификаций различных наук. Например, Ф. Бэкон разделял их на три большие группы:

  • теоретические (математика и физика);
  • естественные и гражданские;
  • поэтические (включавшие в себя искусство и литературу).

Позже были предложены иные классификации.

Ученый Б. М. Кедров считает, что современная наука включает в себя три большие группы, разделяющиеся, в свою очередь, на некоторые подгруппы:

  • общественные и гуманитарные науки (педагогика, религиоведение, психология и т. п.);
  • технические науки (геофизика, механика, робототехника и т. п.);
  • естественные науки (зоология, экология, химия и т. п.).

современная наука

Наука сегодня

Сегодня наука представляет собой одну из важнейших отраслей жизни людей. Она имеет хорошую структуру и организованность. Так, во всех государствах есть министерство науки, отвечающее за развитие научного знания, организацию научных лабораторий, современные разработки в области высоких технологий и т. д.

Собственно говоря, без науки сейчас невозможно прожить ни одному государству, ведь научно-технический прогресс неумолим, технологии постоянно обновляются (особенно в военной сфере), и если страна не будет уделять им должное внимание, то окажется перед военными угрозами со стороны своих противников.

В нашей стране существует министерство образования и науки, отвечающее не только за развитие научной отрасли в целом, но и за всестороннее воспитание и образование подрастающего поколения.

Читайте также: