Цвет как выразительное средство искусства кратко

Обновлено: 30.06.2024

В творчестве любого художника есть периоды, в которые он отдает предпочтение той или иной цветовой гамме. Так, испанский художник П. Пикассо в одно время работал с холодными цветами, в другой период – с теплыми (так называемый голубой и розовый периоды в его творчестве). Одни художники пишут красками теплого оттенка (Рембрандт, Рубенс, Д. Левицкий, Тициан, В. Тропинин), другие отдают предпочтение холодным цветам (Э. Греко, Мурильо, В. Борисов - Мусатов).

Цвет - важнейшее изобразительное средство. Изучение цвета велось уже в глубокой древности, и особенно интенсивно после открытия, сделанного Ньютоном. Он доказал, что солнечный свет состоит из разноцветных лучей. Разложив его с помощью призмы на составные части, ученый получил цветную полоску - спектр, ставший основным средством классификации цветов. Если по­лоску спектра изобразить красками в виде цветового круга, то каждый цвет в нем займет строго опреде­ленное место. Все цвета этого круга назвали хроматическими. Они обладают тремя основными свойствами: цветовым тоном, на­сыщенностью и светлотой. Цветовой тон - это оттенок, характе­ризующий цвет как красный, оранжевый, желтый и т. д. Это главный признак; отличающий хроматические цвета. Насыщен­ность - это степень выраженности цветового тона. Насыщенны­ми называют цвета цветового круга, малонасыщенными - освет­ленные или затемненные цвета. Насыщенные цвета получают растворением в воде такого количества акварельной краски, которое не дает ни осветленных, ни затемненных цветов я наилуч­шим образом выявляет цветовой тон Данного цвета. Малонасы­щенный осветленный цвет получают растворением небольшого количества акварельной краски в большом количестве воды; добавлением белил в гуашевую краску; ослаблением нажима на цветной карандаш. Малонасыщенный затемненный цвет получа­ют соединением данного цвета с другими темными цветами, и в первую очередь с черным. Светлота - это признак, определяющий цвет как светлый или темный. В цветовом кру­ге наибольшей светлотой обладает желтый цвет, а наимень­шей - фиолетовый. Светлота остальных цветов определяется их близостью к желтому или к фиолетовому.

Кроме хроматических, входящих в цветовой круг, есть цвета ахроматические - черный, белый, серый. Они обладают только одним свойством - светлотой. Серый цвет содержит три основ­ных оттенка: темно-серый, средне-серый и светло-серый. Эти от­тенки серого получают из черной краски, которую разбавляют водой (в акварели) или белой краской (в гуаши), или ослаблением нажима на простой и черный карандаш.

Слагателъное смешение основано на особенностях нашего зри­тельного восприятия. Человек на определенном отдалении много­цветную поверхность видит одноцветной. Разные цвета как бы сливаются в один цвет. Сложение цветов происходит на расстоянии, почему слагательное смешение иногда называют пространст­венным. Им пользуются текстильная промышленность, произво­дящая цветные ткани, монументально-декоративное искусство при создании живописных панно и мозаичных произведений, набираемых из разноцветных камней. К слагательному смеше­нию красок прибегают живописцы, но пространственно-цветовое изображение в картине получают не ровным наложением одной краски, а нанесением красок нескольких цветов мелкими мазка­ми. Поверхность, окрашенная раздельными мазками, становится живой, подвижной от мерцающих и вспыхивающих цветных пятен и переливающихся цветных масс. Такой вид смешения худож­ники называют техникой разделения.

Три краски - красную, синюю и желтую - называют основ­ными: смешивая их, получают многие другие цвета. Например, при смешении красной и желтой красок получается оранжевый цвет, красно-оранжевые и желто-оранжевые оттенки; при сме­шении красной и синей получают фиолетовый цвет, красно-фиоле­товые и фиолетово-красные оттенки; при смешении синей и желтой получается зеленый цвет, зелено-желтые и желто-зеленые оттенки. Цвета, полученные от смешения нескольких разноцвет­ных красок, называют производными или сложными.

При смешении некоторых красок хроматических цветов об­разуется не новый хроматический цвет, а серый, ахроматиче­ский. Это означает, что данные краски, смешиваясь, взаимно унич­тожили свои цветовые оттенки. Однако положенные рядом, эти же краски зрительно усиливают свое цветовое звучание. Такие парные цвета называют дополнительными. Они находятся в про­тивоположных зонах цветового круга. При смешении красок дополнительного цвета, взятых в не равной, пропорции, получают оттенок того цвета, краски которого взято больше. При смешении красок не дополнительных получают новый, производный хромати­ческий цвет, который будет находиться в цветовом круге между смежными цветовыми зонами. Смешение одной краски с разным количеством воды, смешение двух и более красок, взятых в раз­ных пропорциях и разбавленных разным количеством воды, дает новые цвета и оттенки и тем самым обогащает живописную палитру.

Бесконечное цветовое разнообразие природы заставляло ху­дожника, подражая ей, искать новые более тонкие оттенки в изобра­жениях природных форм через усложнение красочных смесей, создавать новые цветосочетания и находить такие технические приемы письма, которые позволяли приблизиться к цветовому богатству предметного мира. Это не только расширяло изобрази­тельные и выразительные возможности живописи, но и способст­вовало воспитанию чувства цвета, необходимого для того, чтобы видеть красоту окружающего мира.

В теории живописи одними из основных вопросов являются изучение художественных, эстетических свойств цвета, закономер­ностей возникновения цветового строя, особенностей колорита, разнообразия гармоний и контрастов, соотношения цвета с формой, величиной, композицией, техникой.

Окружающий мир воспринимается нами благодаря свету, высту­пающему как объективный фактор, и зрению как субъективному фактору. Каждый предмет имеет собственный, присущий ему цвет. Например, спелые лимоны — желтые, апельсины — оранжевые, свежий огурец — зеленый. Природный цвет предмета хорошо виден, когда он ярко освещен, но цвет предмета изменяется с переменой освещения и становится невидимым в темноте. Отсюда следует: только благодаря свету предмет становится видимым и его цвет осязаемым.

1. Живопись: учеб. пособие. — М., 1993. — С. 34.

2. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: практическое пособие. — М., 1992. — С. 23

Одномерное цветовое восприятие может приравниваться к сле­поте. Это означает, что в сознании человека вырабатывается опреде­ленный стереотип восприятия цвета: небо — голубое; снег — белый; трава — зеленая; вода — синяя. Для того чтобы избавиться от цвето­вых штампов, необходима специальная постановка зрения, такая, чтобы ребенок научился видеть, как цвет предмета выглядит в конкрет­ных условиях освещения и соседства с другими предметами. Леонардо да Винчи в своих записях обращал внимание на роль освещения в тех изменениях, которые происходят на поверхности предмета. В своих наблюдениях и убеждениях он был прав, поскольку все то, о чем он говорил, легко проверить на практике, а именно пронаблюдать за из­менением цвета листа белой бумаги в зависимости от различных ис­точников света.

Таким образом, на восприятие цвета предмета воздействуют прямые лучи света, попадающие на открытые поверхности; свет от соседних предметов (рефлексы); природный цвет самого предмета и, конечно, наш глаз, способный воспринять даже малейшие нюансы (оттенки) цвета.

Влияние цвета на эмоциональное состояние ребенка

1. Кузин В. С. Психология: учебник. — М., 1997. — С. 134

В образовательном учреждении, на работе человек сталкивается с той же ситуацией, в конечном счете он привыкает подавлять свое эстетическое восприятие цвета в мире. Иногда такое подавление приводит к ухудшению не только душевного состояния, но и физи­ческого.

Если класс или комнату, где проходят занятия, требующие внимания, усидчивости, оформить в монохроматической однотональной, тусклой гамме, то после 1—2 часов работы в этом помещении у большинства при­сутствующих появляются головная боль, недомогание, усталость, раздражен­ность. Причина — цветовое и тоновое однообразие. Чтобы повысить рабо­тоспособность, необходимо использовать цветовой или тоновой контраст, позволяющий корректировать эмоциональное состояние детей, их умствен­ное напряжение.

Приходя в поликлинику или больницу, дети часто испытывают волнение, страх, чувствуют себя крайне некомфортно. Это происходит не только по­тому, что эти учреждения ассоциируются с болью, но и из-за цветового оформления. В большинстве случаев используются белый, светлый сине- зеленый, голубой цвета, которые относятся к холодной колористической гамме. Они вызывают ощущение холода, скованности, чувства страха. В по­следнее время одежда медперсонала стала более разнообразной в цветовом плане, и это смягчает эмоциональное состояние детей, приходящих на при­ем к врачу.

Цветовая среда может влиять на психологическое и физическое состояние ребенка. Поэтому, организуя для него цветовое про­странство, всегда нужно помнить не только о его функциональном назначении, но и о психологическом, эстетическом комфорте ма­лыша.

Основные свойства цвета

Все цвета условно можно разделить на две большие группы:

- ахроматические (бесцветные) — белый, серый, черный;

- хроматические — красный, оранжевый, желтый, зеленый, го­лубой, синий, фиолетовый и все промежуточные их оттенки.

Подцветовым тоном принято понимать качество хроматиче­ского цвета, которое в повседневной жизни мы называем красным, оранжевым, желтым, зеленым и т.д., в отношении которого его можно приравнять к одному из спектральных цветов. Сила цвето­вого тона определяется насыщенностью цвета.

Насыщенность — это степень отличия хроматического цвета от ахроматического той же светлоты. Эталонами насыщенности счита­ются цвета, приближенные к спектральным. Чем сильнее отличие хроматического цвета от серого, тем он более насыщен.

Светлота отношение потока света, обозначающего степень приближения цвета к белому. Светлота может зависеть от ряда фак­торов: от насыщенности цвета; от того, на каком фоне предмет рас­сматривается.

Собственный цвет предмета в теории живописи получил название локального цвета.

Другими качествами цвета являются:

оттенок — цвет, смешанный с белым (красный — цвет; розо­вый — оттенок);

полутон — цвет, смешанный с серым.

Цветовой круг. Расположение цветов в виде круга не случайно, эта фигура более всего подходит для того, чтобы объяснить, на­глядно проиллюстрировать многие закономерности цветоведения (рис. 11)


Рис. 11. Цветовой круг

Пропущенный через трехгранную призму пучок солнечного света образует на белой бумаге (или экране) разноцветную полосу — спектр, состоящий из семи ясно выделяющих­ся цветов, они расположены в определенной последовательности и образуют постепенный переход от одного цвета к другому: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Цветовой круг условно можно разделить на две части: теплую цветовую гамму (желтые, красные, оранжевые, желто-зеленые) и хо­лодную (синие, голубые, голубо-зеленые, фиолетовые). Такое раз­деление объясняется тем, что одни цвета ассоциируются с солнцем, огнем, от которых исходит тепло, другие напоминают снег, лед, воз­душную стихию, излучают прохладу.

Смешение красок. Знание законов смешения красок необходимо для того, чтобы овладеть техникой лессировок. В теории живописи есть ряд правил, знание которых на практике может быть использо­вано для достижения выразительности образов, а также для анализа произведений живописи с целью определения их колористической гаммы или техники.

Первое правило. Если наносить прозрачные слои красок друг на друга, то верхний красочный слой всегда будет иметь определяющее значение (для получения зеленого цвета голубоватого оттенка нужно покрыть прозрачным слоем синей краски желтую, а при наложении желтой краски на синюю получим зеленый цвет желтоватого оттенка). Этот процесс называется вычитанием цветов.

Второе правило. При высыхании краски имеют особенность светлеть и терять в большей или меньшей степени насыщенность цвета.

В процессе создания любого живописного образа можно исполь­зовать различные способы смешения цвета.

Условно можно выделить несколько видов смешения, при­чем результаты этих смешений имеют свою специфику.

Механическое смешение. Оттенки образуются путем механических действий:

- наложение (наносится одно цветовое пятно, а второе накла­дывается на него, в результате получается третий цвет — отте­нок).

Оптическое смешение. Смешение происходит иллюзорно, а не фактически.

Для большей наглядности и убедительности проведем следующий мини-эксперимент. Возьмем два цвета (желтый и синий), при меха­ническом смешении которых можно получить зеленый, а при опти­ческом — серый. Серый цвет получается в результате вращения дис­ка, состоящего из желтого и синего стекла.

Пространственное смешение получается, если смотреть на не­котором расстоянии на небольшие, касающиеся друг друга цветовые пятна. Пятна сольются в одно сплошное пятно, которое будет иметь цвет или оттенок, полученный от смешения цветов мелких участков. Слияние цветов на расстоянии объясняется светорассеянием, особен­ностями строения глаза человека и происходит по правилам оптиче­ского смешения.

Приемы работы с цветом.

Отмывкой пользуются в тех случаях, когда необходимо покрыть тоном поверхность, имеющую неровную светлоту. Сначала необхо­димо отметить карандашом границы тоновых переходов, потом за­крыть красочным слоем самый светлый участок. Затем, после вы­сыхания, второй красочный слой наложить на только полутемные и темные части и в последнюю очередь по сухому второму слою на­нести третий слой, закрывающий самые темные места. В завершение работы резкие границы между частями отмываются кистью с помо­щью воды.

Светотень позволяет отразить на листе степень освещенности поверхности предмета и передать его объем. Состоит из светотеневых градаций: блик, собственная тень, рефлекс, полутень, падающая тень.

Блик — самое светлое место на предмете. Очень ярко блики вы­ражены на блестящих поверхностях.

Собственная тень возникает на плоскости в том месте, куда лучи от источника света не попадают. Чем ближе к источнику света, тем насыщеннее грань теневой плоскости.

Рефлекс — участок теневой поверхности, подсвеченный отражен­ными лучами света. Рефлекс на предмете может образовываться и от окружающих предметов, пространства (драпировки, фона и т.д.).

Полутень образуется на плоскости благодаря скользящим лучам света, создающим эффект косвенного освещения.

Падающая тень — это участок затененного пространства, рас­полагающийся за предметом, который образуется от освещенных участков формы, поглощающих собой прямые лучи света.

Контрасты — это важнейшие формообразующие элементы живо­писи.

Одновременный контраст. Цветовая гармония, колорит, светотень в живописи построены зачастую по принципу контраста. В природе цвет всегда находится в соседстве или окружении других цветов, что приводит к взаимовлиянию цветов друг на друга.

Светлотный контраст. Элементарное сопоставление белого и черного вызывает пространственный эффект. Любой цвет в окруже­нии более темных светлеет, а в окружении более светлых темнеет.

Краевой контраст (пограничный эффект) — более сложная раз­новидность иллюзии. Возникает в местах, где светлое поле сопри­касается с более темным. Светлое поле у границы с темным кажется еще светлее, а темное — темнее. Создается впечатление неравномер­ной окрашенности того и другого поля.

Последовательный контраст возникает, когда мы переводим взгляд с одного цветового тона на другой, на котором наблюдается оттенок цвета, несвойственный ему. Это объясняется остаточным раздражением сетчатки глаза при восприятии предыдущего цветово­го тона, так как цветовое и световое ощущение продолжается еще некоторое время, в то время как предыдущий цветовой тон уже исчез из поля зрения.

Цветовая гармония. Важнейшее средство художественной вы­разительности в живописи наряду с композицией, рисунком, пер­спективой, светотенью, фактурой и пр.

1. Миронова Л. Н. Цвет в изобразительном искусстве. — Минск, 2003. — С. 26.

В настоящее время существует множество теорий гармонизации цветов. Опираясь на систему В.М.Шугаева, попытаемся выделить возможные виды цветовых гармоний.

Первичная гармония — сочетание красного, черного и белого цветов в единой композиции.

Первичной она названа потому, что эти цвета первыми стал ис­пользовать в живописи человек. Белый цвет означал небо, красный — землю, а черный — воду, так как вода ассоциировалась со смертью и с потусторонним миром (т.е. самым глубоким местом на земле, куда отправляются души).

Основная — сочетание локальных цветов (красного, синего, жел­того), которые нельзя получить путем смешения каких-либо цветов, но из них можно получить множественные цвета и оттенки.

Родственная — сочетание трех, четырех цветов (оттенков), рас­положенных рядом друг с другом по цветовому кругу.

Дополнительная — сочетание взаимодополнительных цветов (оттенков), занимающих в цветовом круге точно противоположные позиции: красный — зеленый, желтый — фиолетовый, синий — оран­жевый.


Рис. 12. Гармония:

а — основная; б — родственная; в — дополнительная; г — дополнительная с вкрапле­ниями; д — монохроматическая; е — третичная; ж — четвертичная. На рисунках: К — красный, С — синий, Ж — желтый, Ж-3 — желто-зеленый, Ж-0 — желто-оранжевый, 3 — зеленый, 3-С — зелено-синий, 3-Ж — зелено-желтый, Б-Р — бело-розовый, Р — розовый, Т-К — темно-красный, С-Ф — сине-фиолетовый, • О-Ж — оранжево-желтый

Составная — сочетание составных цветов: оранжевого, зеленого, фиолетового, которые получаются путем смешения основных цветов.

Ахроматическая — сочетание ахроматических цветов: белого, серого и черного и различных их оттенков.

Нейтральная — сочетание нейтральных в отношении родства и контраста цветов, которое можно расширить добавлением белого и черного цветов.

Дисгармоничная — сочетание дисгармоничных (смелых и не­сколько вызывающих) цветов, которое получается из сочетания цве­та с цветом, который находится рядом (справа или слева) с допол­нительным. Например, синий — с красно-оранжевым и оранжево- желтым.

Дополнительная с вкраплением — сочетание цветов, располо­женных по обеим сторонам соответствующих дополнительных цветов: красный — зелено-синий — зелено-желтый.

Монохроматическая — сочетание оттенков, тонов или полуто­нов одного цвета, сочетающихся между собой.

Третичная — сочетание трех цветов (оттенков), расположенных на равном расстоянии друг от друга в цветовом круге: сине-зеленая, желто-оранжевая и красно-фиолетовая; красно-оранжевая, сине- фиолетовая и желто-зеленая.

Четвертичная — сочетание четырех цветов (оттенков), располо­женных на равном расстоянии друг от друга в цветовом круге. На­пример: красный — оранжево-желтый — зеленый — сине-фиоле­товый.

Лессировки (от нем. laisiren — покрывать глазурью) — тонкие про­зрачные и полупрозрачные слои красок, наносимые на другие, уже хорошо просохшие или полупросохшие плотные красочные слои, что­бы изменить, усилить или ослабить цветовые тона, обогатить колорит, добиться единства живописного произведения и его гармонии.

Контрольные вопросы

1. Какое значение в живописи имеет цвет?

2. В чем проявляется знаково-символическая функция цвета?

3. Дайте характеристику символике цветов, выделенной разными куль­турами.

4. Составьте альбом репродукций произведений живописи по одному из направлений:

цвет в живописи;

Альбом можно выполнить в виде слайд-шоу.

5. Каково назначение контраста в живописи?

6. С какого возраста нужно знакомить дошкольника с цветовым кру­гом?

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.014)

Изобразительная деятельность только тогда может приобрести творческий характер, когда у детей развивается эстетическое восприятие.

Характерная черта изобразительного художественного творчества заключается в создании выразительных изображений.

Цвет – одно из самых доступных детям средств художественной выразительности. В своих работах они активно используют разнообразные цветовые сочетания, преимущественно ярких, чистых тонов. Такой подход сохраняется на протяжении практически всего дошкольного детства. Эстетический мотив при выборе цвета формируется постепенно: в старшем дошкольном возрасте таким мотивом является красота (несмотря на субъективность восприятия, существуют общие для детей-дошкольников цветовые предпочтения и отношения к эмоциональной стороне цвета, иные, чем у взрослых).

Так что же такое цвет? Из чего он состоит? Почему один весёлый, а другой заставляет грустить? Все эти тайны дети постигают на занятиях по изобразительной деятельности.

Итак, цвет – световой тон чего-нибудь, окраска; душа живописи; самый могучий чародей в руках ребёнка.

В работе с цветом педагог должен учитывать, что:

с возрастом у детей меняются цветовые предпочтения;

через цвет ребёнок способен усваивать новую информацию;

с помощью цвета дети выражают свои эмоции, внутреннее состояние, которое иногда трудно выразить словами.

Восприятие цвета в жизни, в произведениях искусства связано у взрослого с множеством ассоциаций, возникающих в результате накопленного опыта. У дошкольника ещё нет такого богатого разностороннего опыта цветовых впечатлений. Однако к старшему дошкольному возрасту у детей формируются предпосылки для развития эстетического восприятия цвета, его сочетаний. Они способны различать множество оттенков.

Ребёнок воспринимает цвет непосредственно, искренне, увлечённо, радуется цвету, яркой окраске предметов. Эти качества требуют обогащения, художественного развития, которое педагог может осуществлять в процессе обучения.

Цвет как средство выразительности выполняет в детском рисунке смысловые функции. Младшему дошкольнику он помогает выразить эмоциональное отношение к образу. Более старшие дети изображают различные цветовые оттенки предметов, придавая тем самым некоторую выразительность образам. Предметы чаще всего окрашиваются определённым локальным цветом : небо синее, ствол дерева коричневый, солнце жёлтое и т. д. используя основные цвета и оттенки, ребёнок может окрашивать предметы цветом, не соответствующим действительности, для усиления впечатления от изображения. Обычно дети используют яркую краску, которая делает рисунок привлекательным.

Замечено, что одарённые дети по-особому воспринимают цвет и используют его в своих работах. Они не ограничиваются только теми стереотипами, которые используют все остальные. Для них характерно использование фантастического цвета, непредсказуемого цветосочетания, совмещения в одном предмете нескольких оттенков, плавного переливания одного в другой.

С возрастом знания детей о цвете расширяются, они узнают большое количество оттенков, а старшие дошкольники учатся сами смешивать краски и получать новые цвета и оттенки.

Дети узнают также, что цвет предметов может изменяться в зависимости от изменения условий: незрелая ягода зелёная, а зрелая может быть красной или чёрной, листья на деревьях летом зелёные, а осенью – разноцветные и т. д.

Так постепенно обогащаются цветовые представления детей и это находит отражение в их изобразительной деятельности.

Для педагога, работающего с дошкольниками, в первую очередь важны эстетические законы восприятия цвета, характеристики самих цветов и их оттенков, взаимоотношения цветов друг с другом, ведь удачно найденное цветовое сочетание может сделать детскую работу красивой и выразительной.

Для того, чтобы дети могли умело использовать цвет в своём творчестве, чтобы он им помогал в создании выразительных работ, педагогу необходимо познакомить детей с такими понятиями, как, цветовой круг, насыщенность, контраст, цветовая гамма, колорит.

Существуют различные точки зрения на цвет, его природу. В научном цветоведении в качестве основных принято называть красный, зелёный и синий цвета. Эта триада лежит в основе исчисления цветов, начало которому положил И. Ньютон.

Художники привыкли считать основными три цвета – красный, жёлтый и синий. Эти цвета соответствуют трём краскам, из которых путём смешивания можно получить наибольшее число цветов.

Все цвета, которые может видеть человек делятся на хроматические (окрашенные) и ахроматические (неокрашенные). Основные хроматические цвета, кроме белого, серого и чёрного образуют цветовой круг.

Каждый цвет может отличаться друг от друга по цветовому тону, насыщенности (степени выраженности определённого цвета) и светлоте.

Например, объясняя детям как получить разные оттенки одного цвета (темнее, светлее) можно использовать стакан с водой. Капая краску в воду, дети наблюдают за постепенным превращением воды из светлой в тёмную. Получить разные оттенки можно и другим путём – добавляя в основной цвет белую или чёрную краски.

Цветовой круг можно разделить на две половины так, что в одной половине окажется гамма красного цвета и его оттенков (тёплая, а в другой – гамма синего цвета и его оттенков (холодная).

Для знакомства детей с тёплой и холодной гаммой цветов на занятиях рекомендуется использование различных дидактических игр и заданий.

«Раскрасить одну половину предмета холодными красками, а другую –

Кроме этого дети должны знать о контрастных цветах. Это цвета, расположенные в цветовом круге друг против друга.

С понятием контраста детей также можно знакомить через игровые упражнения и творческие задания.

Например, расположить один и тот же предмет на поверхности разного цвета. Найти контрастное сочетание, т. е где предмет наиболее ярко выглядит, хорошо выделяется на фоне.

Для того, чтобы детям легче было усвоить это понятие можно предложить такое задание. Пусть они пофантазируют – нарисуют картину, используя любые цвета и оттенки, какие больше нравятся. Затем рассмотреть полученные работы, найти наиболее гармоничное (красивое) сочетание цветов, контрастное, отметить работы, где цветовое решение менее удачное (т. е цвета плохо сочетаются, не взаимодействуют друг с другом).

Кроме того, известно, что различные цвета по-разному влияют на наше настроение. Доказано, что цвет и чувства человека тесно связаны. При плохом настроении и яркие краски солнечного дня, могут показаться резкими, неприятными. Наоборот, хорошее настроение способно богато расцветить даже пасмурный день поздней осени. Случается и так, проснётся человек, что называется, не в духе, увидит чистые, прозрачные краски весеннего утра, и неприятные воспоминания исчезнут, напряжение спадёт – настроение улучшится.

Таким образом, под психологическим воздействием цвета подразумеваются те чувства, переживания, которые мы можем испытывать под влиянием той или иной краски. Цвета как будто посылают нам различные сигналы, вызывают у нас различный эмоциональный отклик.

Красный цвет – цвет радости и победы

Оранжевый – согревает и бодрит

Жёлтый цвет – цвет хорошего и весёлого настроения

Голубой цвет – цвет спокойствия, меланхоличности

Белый цвет – символ чистоты, нежности

Зелёный цвет – действует успокаивающе, приятен для глаз

Чёрный цвет – угнетает, если употребляется один, но в соседстве с другими – подчёркивает их яркость.

В процессе овладения детьми навыков по использованию цвета развиваются их творческие способности. Наиболее быстро и успешно они развиваются в игре.

Таким образом, постепенно, знакомясь с цветом, его свойствами, характеристиками в процессе игры, упражнений, выполнения практических заданий ребёнок усваивает знания, развивает навыки, приобретает умения использовать цвет – как средство выразительности в художественно-творческой деятельности.

Фон как средство выразительности в изобразительной деятельности дошкольников

Фон как средство выразительности в изобразительной деятельности дошкольников Фон является задним планом рисунка, одним из средств выразительности. Он придает рисунку пространственную целостность и законченность.

Музыкально-двигательные композиции как средство реализации самостоятельной творческой деятельности детей

Музыкально-двигательные композиции как средство реализации самостоятельной творческой деятельности детей Создание музыкально-двигательных композиций, как средство реализации самостоятельной творческой деятельности детей. Согласно ФГОС дошкольного.

Театрализованные игры как средство формирования выразительности речи у детей дошкольного возраста. Цель: исследовать и выявить формирование выразительности речи у детей дошкольного возраста, изучить предметно-развивающую среду посредством.


Примечание:
а) Методическое пособие желательно изучать блоками (разделить на предлагаемые разделы). По каждой теме провести с обучающимися закрепляющие упражнения.
б) Материал пособия использовать по своему усмотрению – опираясь на возрастные особенности ребенка.


Работы, написанные красками, называют живописью.
- Краски бывают разные: акварельные, масляные, гуашь.
- Красками пишут, а не рисуют!
- Чтобы удобнее было писать картину красками, художник ставит ее на мольберт.
- Краски смешивают кистями или мастихином на пластмассовой (деревянной) дощечке – палитре.


Всем известно, что предметы бывают разных цветов и оттенков. Например, лимон желтый, а апельсин оранжевый, огурец зеленый, а вишня – красная. Но чистых цветов всего три. Остальные цвета называются производными, или составными.
Наука об изучении цвета называется - цветоведением. Цветоведение должен знать каждый художник, иначе он не сможет нарисовать хорошую картину.
Цвет – главное выразительное средство живописи.
- Цвета можно разделить на основные и дополнительные.
- Цвета можно разделить на близкие и противоположные.
- Цвета можно разделить на теплые и холодные, звонкие (яркие) и глухие (спокойные).

Цветовой спектр.


Чистые, яркие цвета называют цветовым спектром.


Эту шутку придумали для того, чтобы запомнить порядок расположения цветов в спектре.

Основные и дополнительные цвета.






Этот способ перекрывания одного цвета другим называется лессировкой. Лессировка нужна для того, чтобы усилить яркость цвета или получить другой цвет.
Посмотрим на таблицу и узнаем как получить другие цвета


А можно ли получить красный, синий и жёлтый, смешивая другие цвета?
Красный, синий и жёлтый цвет нельзя получить, смешивая другие, потому их и называют основными цветами. Без них никак нельзя обойтись; а все остальные цвета, которые можно составить из основных, смешивая один с другим, называют составными.

Задание. Раскрась петушка составными цветами.


Если разбавлять краски водой, то тон их будет бледнее, то есть из красного получится бледно-красный, то есть розовый, из синего бледно-синий, то есть голубой, а из жёлтого – бледно-жёлтый. Чем больше воды добавить в краску, тем светлее будет тон. Эти светлые тона красок называются оттенками, или полутонами.



Цветовые оттенки основных цветов.
Получить различные оттенки можно и другим путём – добавляя в краски белила (белую краску). Данное свойство по изменению цвета называется светлотой.


Добавление черной или серой краски к трем основным приведет к изменению цвета от просветленно-нежных до сумрачно-тревожных тонов и к проявлению другого свойства – насыщенности цвета.



Узелок на память.
Основной цвет предмета в тени усиливай, а на свету – ослабляй путём добавления воды в краску. Кроме того, ослабив цвет, можно сделать более ровным переход от светлого к тёмному.






Эти цвета придают яркость друг другу, и сочетание этих пар считается гармоничным.
Обратим внимание, как ярко смотрится жёлтый треугольник на фиолетовом кружочке, красный кружок в зелёном квадрате, а синий овал на оранжевом прямоугольнике.












Задание. Определи в каких оттенках зеленого цвета нарисованы детские рисунки.




Задание. Раскрась листочки теплыми и холодными оттенками зеленого цвета.



Выбор цвета зависит от настроения в работе. Известно, что различные цвета по-разному влияют на наше настроение, они могут вызывать радость, печаль, тревогу.

Яркий колорит в картинах известных художников.




Глухой (темный) колорит в картинах известных художников.




Задание. Нарисуй пейзаж в ярком или темном колорите.



Живопись, не дышащая в каждом своем цвете тысячью обогащающих его оттенков, есть мертвая живопись.
К.Юон

Читайте также: