Цитата о проектной деятельности в доу

Обновлено: 05.07.2024

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Курбацкая Елена Ивановна

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Бор

Проектная деятельность представляет собой тип взаимодействия ребенка и взрослого и строится на следующих принципах.

1. Проектная деятельность начинается тогда, когда прямое действие оказывается невозможным.

Другими словами, если ребенок захотел нарисовать рисунок, взял для этого карандаш, лист бумаги и осуществил свой замысел, то эта деятельность не будет считаться проектной - все действия ребенок выполнил в рамках продуктивной деятельности. Проектная деятельность возникает только тогда, когда ребенок видит проблему и задумывается над ее решением.

2.Проектная деятельность, в отличие от продуктивной, предполагает движение ребенка в пространстве возможного.

В ходе продуктивной деятельности взрослый предлагает образец и задает алгоритм действий ребенка. В процессе проектной деятельности ребенок оказывается перед проблемой, требующей решения. Для этого он исследует различные варианты решения и выбирает наиболее оптимальный.

3.Проектная деятельность опирается на субъективность ребенка, то есть на выражение его инициативы, проявления самостоятельной активности.

Субъективность ребенка выражается в наличии собственного мнения или отношения к той или иной ситуации. Она может проявляться с различной степенью выраженности. Так, ребенок может высказать оригинальную идею (то есть идею ранее не высказанную другими детьми) либо поддержать и немного видоизменить идею другого ребенка. В любом случае педагог должен подчеркнуть своеобразие его идеи и поощрить за высказывание своего мнения.

4. Проектная деятельность предполагает не просто реализацию идеи ребенка, но и реализацию его смыслов.

Если ребенок проявляет инициативу, он показывает, что эта ситуация для него чем-то значима. Поэтому прежде чем приступить к решению проблемы, нужно понять, что именно вызвало отклик у ребенка. Малышу важно научиться прислушиваться к своим переживаниям и уметь выражать их как в словах, так и в продуктах своей деятельности.

5. Проектная деятельность имеет адресный характер.

Поскольку в проектной деятельности ребенок выражает свое отношение к решаемой проблеме и личные смыслы, он всегда ищет адресата – того, к кому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта. Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольников.

Виды проектной деятельности.

Выделяют три вида проектов, каждый из которых обладает своими особенностями и характерными этапами реализации: исследовательский, творческий и нормативный проекты.

Как следует из названия, исследовательский проект предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания.

Исследовательский проект, как правило, носит индивидуальный характер. Реализация проекта занимает около месяца и включает в себя четыре этапа.

Первый этап предполагает создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательский задачи. На этом этапе можно выделить несколько возможных стратегий поведения педагога. Первая из них заключается в том, что педагог создает одну и ту же проблемную ситуацию для всех детей, и в итоге формулируется общий исследовательский вопрос. Так, вопрос о том, откуда берется электричество, может обсуждаться всей группой. Вторая стратегия предполагает внимате-льное наблюдение за деятельностью детей и выявление сферы интересов каждого ребенка. Затем создается особая ситуация, которая помогает ребенку сформулировать исследовательскую задачу. Третья стратегия связана с привлечением родителей, которые совместно с ребенком формулируют исследовательскую задачу для проекта. Со временем дети начинают самостоятельно формулировать исследовательскую задачу, исходя из понимания реальных ситуаций, в которых они оказываются.

На втором этапе ребенок приступает к реализации проекта, то есть отвечает на поставленный вопрос. Старшие дошкольники могут вместе с родителями искать информацию в энциклопедиях, интеренете, телевизионной передаче и т.д.

Результаты исследовательского проекта заносятся в специальный альбом, который помогает ребенку зафиксировать этапы своей работы и результаты исследования. Опираясь на альбом, ребенок легко запомнит ход выполнения проекта и постепенно освоит алгоритм поиска ответа на любой вопрос.

Без помощи родителей ребенку не обойтись, так как он не сможет самостоятельно оформить альбом и сделать записи. Но родители должны помнить о том, что автором проекта является ребенок, поэтому они должны выполнять вспомогательную функцию, следуя замыслу ребенка и наблюдая за тем, чтобы он полноценно реализовал каждый этап оформления проекта.

Третий этап -презентация проекта. Он имеет большую значимость для социального развития ребенка: рассказывая взрослым и сверстникам о выполнении важного дела, дошкольник получает опыт реализации познавательной инициативы. Родители обязательно должны присутствовать на презентации. В случае необходимости они могут помочь ребенку подготовить рассказ о проделанной работе.

Четвертый этап . После презентации работа с проектом не заканчивается. Педагог организует выставку проектов и придумывает различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации знаний, полученных в ходе работы над проектами.

В ходе творческой деятельности создается новый творческий продукт. Если исследовательская проектная деятельность, как правило носит индивидуа-льный характер, то творческий проект чаще осуществляется коллективно или совместно с родителями. При выполнении коллективного проекта каждый ребенок предлагает свою идею проекта, но для реализации выбирается только одна. Понятно, что подобный выбор дается детям нелегко, потому что дошкольник должен научиться, не только отстаивать свою позицию, но и объективно ее оценивать, то есть понимать насколько его идея оказалась удачнее по сравнению с предложениями других детей. Ребенок должен преодолеть свойственный ему эгоцентризм (то есть неумение видеть позицию другого), а значит, перейти на новый уровень интеллектуального развития.

Одним из существенных отличий творческого проекта от исследовательского проекта является его долгосрочность. Обычно только обсуждение и выбор идеи занимает 2-3 недели. Кроме того, замысел ребенка не предполагает ответа на вопрос о том, как выполнить проект, поэтому его реализация оказывается более сложной (не только для ребенка, но и для взрослого).

На первом этапе проводится подготовительная работа, в ходе которой педагоги обсуждают возможные темы проектов, связанные со значимыми социальными ситуациями в жизни детей и взрослых.

На втором этапе определяются мотивы участия детей в предстоящей деятельности. В ходе обсуждения дети делятся своими идеями по поводу предстоящего проекта. Педагог должен подвести их к идее, что обсуждаемая тема может лечь в основу коллективного проекта.

На третьем этапе дети высказывают свои идеи реализации проекта. По ходу высказываний педагог должен отмечать наиболее оригинальные идеи, чтобы в дальнейшем (если дети их воспроизведут), напомнить о них.

На четвертом этапе воспитатель предлагает детям зарисовать свои идеи, а затем подумать о том, что необходимо для их реализации.

На пятом этапе дети демонстрируют свои работы сверстникам, рассказывают о своих рисунках, отвечают на вопросы.

Шестой этап связан с информированием родителей. Для этого идея проекта (рисунок) и название вывешиваются на стенд.

На седьмом этапе педагог вместе с детьми организует работу по реализации общего замысла. Для этого ребята (в зависимости от содержания проекта) делятся на рабочие группы. Вся деятельность детей осуществляется с помощью взрослых, которые решают технические проблемы.

На восьмом этапе педагоги продумывают, как представить продукт. Проектная деятельность предполагает социальную презентацию, которая направлена на то, чтобы показать ребенку значимость его усилий для окружающих.

На девятом этапе осуществляется презентация продукта творческого проекта. Творческая проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка.

Нормативная проектная деятельность подразумевает проект по созданию свода правил, по которым должны жить дети в детском саду. Этот вид проектирования обладает всеми характеристиками проектной деятельности, он имеет ряд особенностей.

Проект такого типа всегда инициируется педагогом. Нормативный проект предполагает создание новой нормы, регулирующей поведение детей в группе детского сада. В качестве ситуаций, в которых норма необходима, выступают типичные, повторяющиеся ситуации конфликтного взаимодействия. Конфликты дошкольников характеризуются столкновением детских инициатив, при которой каждый ребенок настаивает на своем варианте поведения. Позиция воспитателя состоит в поддержке инициативе детей, что приводит к увеличению числа возможных вариантов поведения и к созданию нового правила поведения в данной ситуации. При этом педагог берет на себя ответственность за соблюдение правила, выбранного детьми, и за реальное поведение дошкольников в данной ситуации.

В нормативной проектной деятельности можно выделить следующие этапы.

На первом этапе воспитатель выявляет такие ситуации, в которых проявляются нежелательные формы поведения детей и которые достаточно часто повторяются. Бессмысленно придумывать правила для ситуаций, которые редко встречаются в жизни группы, - такие правила невозможно удержать в сознании дошкольников.

На втором этапе педагог инициирует обсуждение вариантов поведения в той или иной ситуации и тех нежелательных последствий, к которым они могут привести.

На третьем этапе педагог просит изобразить нежелательные последствия неприемлемого поведения. При этом дети могут рисовать самые фантасти-ческие сюжеты. Благодаря проживанию ситуации в воображаемом плане, подобные символические изображения позволяют детям сформировать и выразить отрицательное отношение к ситуации.

На четвертом этапе педагог просит детей рассказать о своих рисунках и о тех последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация.

На пятом этапе педагог предлагает детям подумать над тем, как нужно себя вести, чтобы избежать нежелательных последствий. После того как каждый ребенок высказывает свое мнение, воспитатель просит детей выбрать одно из предложений в качестве правила. При необходимости педагог корректирует его.

На шестом этапе воспитатель просит детей зарисовать это правило, чтобы оно было понятно всем.

На седьмом этапе дети объясняют, что они нарисовали. Перед педагогом стоит задача понять, насколько полно в рисунках детей представлены необходимые детали.

Понятно, что нормативный проект не снимает раз и навсегда все конфликт-ные ситуации в группе. Именно поэтому существует книга правил, к которой дети обращаются самостоятельно или по подсказке педагога. Книга правил выступает в роли средства регуляции поведения дошкольников.

Ценность нормативной проектной деятельности состоит в том, что она основании на разрешении реальных конфликтных ситуаций и представляет собой наглядный способ продуктивного выхода из них с сохранением детской инициативы.

И так участие детей в проектной деятельности позитивно влияет на развитие общей осведомленности и умственных способностей (познавательных и творческих). В дошкольном детстве творческие способности способствуют развитию таких качеств и умений детей, как самостоятельность, инициатив-ность, определение собственной позиции, способность к преобразованию и выражению своего отношения к действительности с помощью символичес-ких средств и т.д. Иными словами, познавательные и особенно творческие способности помогают развитию и становлению детской субъективности.


Общими задачами развития, специфичными для каждого возраста Л. С. Киселева и другие определили:

— обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

— развитие познавательных способностей;

— развитие творческого воображения;

— развитие творческого мышления;

— развитие коммуникативных навыков.

Кроме того, проекты делают образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Следовательно, данная проблема является актуальной не только для детского сада, но и для общества в целом.

— обобщать и делать выводы;

— высказывать предположения и планировать их проверку.

В-третьих, именно занятие интегрированного типа, построенное на игровых приемах, позволяет реализовать цель и задачи поставленного проекта, так как игра и связанные с ней виды деятельности (познавательная, изобразительная, музыкальная) являются наиболее эффективными формами развивающего обучения дошкольников.

Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности. Задачи, которые решают дети в ходе исследовательской деятельности, способствуют такому развитию.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

I этап разработки проекта — целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. Выбор темы — это первый шаг воспитателя в работе над проектом. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую предлагается подтвердить в процессе поисковой деятельности.

III этап работы над проектом — его практическая часть. Детям свойственно исследовать, экспериментировать, творить. Педагог должен создавать такие проблемные ситуации, которые побуждают ребенка к самостоятельным исследованиям, экспериментам, формулированию гипотез. Среда, которая окружает ребенка, должна быть как бы незаконченной, незавершенной. Примером тому могут служить уголки по познавательно-практической деятельности. Воспитатель принимает активное участие в разработке проекта, оказывает помощь при необходимости, направляет детей, но ни в коем случае не делает ту работу, которую дети сами могут выполнить. В процессе у детей должны выработаться и сформироваться определенные навыки, приобрести новые полезные знания и умения.

IV этапом работы над проектом является презентация проекта. Последний этап проекта — защита — всегда самый зрелищный. На защиту мы всегда приглашаем гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Всегда стараемся, чтобы форма защиты проекта была яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя.

Таким образом, метод проектной деятельности в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Как отмечает В. Н. Журавлёва, проектная деятельность выступает уникальным средством обеспечения сотрудничества педагога, родителей и детей, способом организации личностно — ориентированного подхода к образованию. Кроме того, проектная деятельность открывает возможности и для формирования представлений об окружающем, так как ребёнок не только накапливает достаточно большой объём новой информации, но в совместной деятельности эти представления становятся более прочными, обобщёнными. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.

Исходя из выше изложенного, мы пришли к выводу, что спецификой использования метода проектов в дошкольной практикеявляется то, чтовоспитатель — организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он — основной руководитель проекта, при этом — партнер и помощник ребенка в его саморазвитии. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности. Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что она дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, ребенок, исследовательская деятельность, проект, воспитатель, развитие, родитель, этап работы, образовательный процесс, основная цель.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Воспитание служит необходимой

и всеобщей формой развития ребенка.

Воспитание достигает своих целей,

За последний период в образовании, и в частности дошкольном образовании, произошло много изменений:

2009 г. - утверждены Федеральные государственные требования;

2014 г- внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

С вступлением в силу новых законов и нормативных актов воспитателю дошкольного образования приходится перестраивать свои подходы к организации непосредственной образовательной деятельности в детском саду.

С целью формирования общей культуры детей, развития их физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирования предпосылок учебной деятельности, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, воспитателю ДОУ приходится решать следующие задачи:

  • создавать условия для разностороннего развития детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
  • работать над достижением детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Для достижения данной цели и реализации поставленных задач необходимо менять подходы к организации непосредственной образовательной деятельности (НОД) по ряду причин:

во-первых, ребенок должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов;

во-вторых, развитие современного общества, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах;

в-третьих, перспектива социального развития предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.

Подобные умения необходимо воспитывать с детства. Ребенок, проявляющий инициативу, должен ориентироваться в окружающей его действительности, понимаемой как определенная культура, имеющая свою историю. Разрешить эту проблему поможет проектная деятельность. Дошкольники могут успешно выполнять данный вид деятельности. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями.

В ходе проектной деятельности дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи, по определенным критериям выбирает оптимальный способ решения.

При организации проектной деятельности необходимо учитывать тот факт, что в дошкольном возрасте замысел ребенка, как правило, намного опережает его возможности. В связи с этим взрослые, в первую очередь воспитатели и родители должны оказывать помощь дошкольнику при реализации замысла.

Но могут возникнуть следующие проблемы:

  • несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности. Проектная деятельность, как отмечалось выше, осуществляется в пространстве возможностей, где нет четких заданных норм. В этом случае и педагог, и ребенок попадают в ситуацию неопределенности;
  • большинство педагогов ДОУ очень чутко относятся к детям и поддерживают их эмоционально. Однако эта эмоциональная поддержка может выливаться в готовность выполнить творческое задание за ребенка, будь то формулировка творческого замысла или поиск возможных способов решения.

Во избежание данных проблем организовывать НОД только в традиционной форме просто недопустимо.

Педагог должен сориентировать ребенка на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути, в то же время педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения задачи. Иначе ребенок окажется в объективной позиции.

Высказывание В. В. Давыдова полностью это подтверждает. В ходе творческой проектной деятельности, когда организовывается собственная деятельность ребенка, создается новый творческий продукт, который чаще всего осуществляется коллективно или совместно с родителями.

Проектная деятельность предполагает показать ребенку значимость его усилий для окружающих, а показать это можно только тем, что ребенок создает самостоятельно. Если же подобного не будет, то результаты деятельности дошкольников не войдут в культуру детского сада, а значит, существенно не повлияют на социальный статус ребенка, а следовательно, и на развитие его личности. Поэтому внедрение проектной деятельности является неотъемлемой частью организации непосредственной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста на современном этапе развития образования.

Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.

Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию.

Организация управленческой деятельности по развитию проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе способствует сплочению педагогического коллектива, повышению профессионально-личностной компетентности, изменению отношения педагогов к нововведениям в образовании, созданию условий для самореализации и достижения профессионального успеха, формированию уверенности, развитию креативности.

ВложениеРазмер
moy_doklad_po_proektam.doc 405 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

Выступление на курсах повышения квалификации воспитателей дошкольных образовательных организаций на базе ОблИПКПР

Старший воспитатель высшей категории

Швецова Елена Анатольевна

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на "саморазвивающуюся систему", при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Большинство педагогов осознают необходимость развития каждого ребенка как самоценной личности. Однако специалисты затрудняются в определении факторов, влияющих на успешность продвижения ребенка в образовательном процессе.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

В поисках эффективного средства обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, многие педагоги обращаются к методу проектов. Основой данной технологии является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.

Широкий спектр видов деятельности; важность результата, процесса и способов его достижения; возможность действовать в своем темпе, выбирать формы взаимодействия, проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность, применять освоенные раннее знания и умения, также становятся положительными качествами, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников.

То есть, проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности , формирование коммуникативных навыков и нравственных качеств личности дошкольника, развитие у ребенка определенных реализуемых программой знаний, умений и навыков.

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы .

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией . Он стал результатом "педагогизации", включения в образовательный процесс (в котором ведущей деятельностью ребенка является познавательная деятельность) проектирования как вида деятельности.

Цели педагогических технологий, используемых в проектном методе:

  • Проектные методы обучения (развивать индивидуальные творческие способности каждого ребёнка).
  • Здоровьесберегающие технологии (равномерно распределять различные виды деятельности, мыслительную и двигательную активность).
  • Технологии использования в обучении игровых методов (формирование разнообразных умений и навыков, расширение кругозора, развитие познавательной сферы).
  • Обучение в сотрудничестве (учить ребят добиваться единой цели, работая в группе).
  • Исследовательские методы в обучении (проводить мероприятия, направленные на самостоятельное образование, позволяющие понимать изучаемую проблему и находить пути её решения).
  • Информационно-коммуникационные технологии (расширять разнообразие содержания образования).
  • Система инновационной оценки "портфолио" (проведение мониторинга достижений каждого ребёнка, для определения индивидуальной траектории развития личности).

Проектная деятельность представляет собой такой тип усвоения знаний, который задает многочисленные возможности, их использование в различных сочетаниях, интеграции различных видов деятельности.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

Основное образование и воспитание ребенок дошкольного возраста получает в семье и детском саду, это ни для кого не секрет. Дошкольные учреждения служат своего рода первой ступенью в образовании.

Проектная деятельность в таком случае играет очень большую роль, так как она помогает детям связать процессы обучения, воспитания и познания с событиями, которые происходят в жизни ребенка. Малыш заинтересовывается и увлекается этой деятельностью, потому что имеет непосредственное участие в ней.

Проектная деятельность положительно влияет не только на самих детей, но и на родителей и воспитателей, потому что во время реализации проекта, происходит объединение, дети учатся работать в коллективе, учатся проявлять себя, в них появляется уверенность.

Под понятием проект сегодня понимается метод изучения ребенком окружающей среды, который организован с педагогической точки зрения, который имеет определенные этапы и спланирован заранее. Производится практическая деятельность для достижения поставленных целей.

Также под проектом можно понимать самостоятельную или коллективную работу, творческой направленности, но которая обязательно имеет социально-значимый результат. В основу проекта ложится определенная задача, для ее решения нужен исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Понятие метода проектов включает в себя педагогическую технологию, основой которой является самостоятельная работа детей. Эта работа может быть любого направления - исследовательская, познавательная, продуктивная. В процессе ребенок познает окружающий мир и использует полученные знания. По сути своей метод проектов представляет собой организацию образовательного процесса таки образом, чтобы дети, которые участвуют в проекте, получали знания и умения, творческий опыт и т. д. А также очень важно, что дети могут выполнять постепенно усложняющиеся практические задания. Важно, чтобы ребенок понимал, что все, что он знает и умеет, он может где-то применить.

В методе проектов принято выделять три этапа.

1. Первый этап - подражательско-исполнительный, в основном он используется при работе с детьми в возрасте от 3,5 до 5 лет. При реализации проектов на этом этапе, дети имеют косвенное отношение к проекту, они действуют либо путем подражания взрослому, либо выполняют поставленную задачу на прямую.

2. Второй этап- развивающий, проектная деятельность этого этапа больше подходит для более старшего возраста, примерно 5-6 лет.

3. Третий этап - творческий, здесь задействованы дети 6-7 лет. В этот период очень важно поддерживать творческую деятельность и активность детей, создавать благоприятные условия для того, чтобы дети сами определили цель и содержание предстоящей деятельности.

При работе над проектом, задача воспитателя произвести правильную работу, чтобы она была максимально продуктивной.

Первым этапом в подготовке проекта является выбор темы для проекта. Тема должна отвечать на основные три вопроса, которые дети могут задать себе, в ходе выбора темы. " Что я знаю? Что я хотел бы узнать? Как я могу это узнать?"

Когда дети участвуют в выборе темы для проекта, это положительно влияет на их развитие в целом потому, что они таким образом познают собственные интересы, могут оценить имеющиеся знания, а также развивается речь и речевой аппарат, потому что им приходится отвечать на вопросы, поставленные педагогом, рассуждать на те или иные темы, отвечать полностью и развернуто. Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей.

Вторым этапом является сама реализация проекта, он может быть как долгосрочным, так и длиться не продолжительное количество времени.

В данном случае задачей является реализация детских замыслов в условиях группы. Реализация может происходить через разные виды деятельности - творческую, продуктивную, экспериментальную и т. д.

Третий этап представляет собой презентацию. Основа этой презентации должен быть материальный продукт, который имеет непосредственную ценность для самих детей. В ходе реализации и создания этого продукта, дети раскрывают свой творческий потенциал, применяют уже имеющиеся знания и получают новые знания, которые они смогут использовать уже в последующих проектах и различных мероприятиях.

Здесь перед воспитателем ставится задача таким образом, что условия должны позволять детям рассказать о своей работе, осмыслить свои результаты. В процессе выступления перед сверстниками, ребенок приобретает такие навыки как владение своими эмоциями и невербальными способами общения.

Четвертый заключающий этап, это этап рефлексии. Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.

Последовательность работы педагога над проектом :

• педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;

• вовлекает дошкольников в решение проблемы;

• намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);

• обсуждает план с семьями на родительском собрании;

• обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;

• вместе с детьми и родителями составляет план? схему проведения проекта;

• собирает информацию, материал;

• проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта,

• даёт домашние задания родителям и детям;

• поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);

• организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг, составляет книгу, альбом совместно с детьми;

• подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

Примером проектной деятельности можно привести проект "Семья" в старшей подготовительной группе № 5 "Антошка" ГБОУ Школа 1454 "Тимирязевская" ДОП "Тимирязевская".

Проект являлся долгосрочным и длился на протяжении 2 лет. Перед проектом были поставлены определенные цели.

• Создание условий для формирования у детей желания и интереса к изучению истории своей семьи, ее традициям и обычаям

• Воспитание в детях любви и уважения к старшему поколению

• Привлечь родителей к совместной исследовательской деятельности и совместному творчеству.

• Укрепление связи между преподавателями ДОУ и семьей ребенка.

В ходе проекта, он был разделен на 4 части. В первое полугодие родители и дети должны были сделать "паспорт ребенка". Собой он представлял небольшую анкету с данными ребенка, его фамилию, имя, отчество, адрес, любимый цвет, любимое животное и блюдо, и само собой, имена мамы и папы, братьев и сестер, и небольшой рассказ о них.

Второе полугодие было посвящено традициям семьи. Дети должны были составить небольшой рассказ о традициях, которые сложились в их семье.

В третье полугодие родители совместно с детьми должны были нарисовать герб семьи, который бы максимально правильно охарактеризовывал их семью.

Заключительным этапом проекта стало составление генеологического дерева.

Этот проект очень сильно сблизил родителей и детей, помог воспитателям узнать много нового о семьях своих воспитанников.

Дети же получили уникальные знания о своей семье, своих родственниках, о их жизни в прошлом и настоящем

Использование информационных технологий в дошкольном образовании

Использование информационных технологий в дошкольном образовании Данная статья посвящена актуальной проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании. В статье раскрываются.

Личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании Личностно-ориентированный подход в дошкольном образованииЛичностно-ориентированный подход предполагает не формирование личности с заданными.

Личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании по ФГОС Личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании[/b] На сегодняшний день система воспитания и обучения стремительно меняется.

Театрализованная деятельность в дошкольном образовании. Опыт работы воспитателя Я выбрала эту тему потому что, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка.

Проектная деятельность в ДОУ: типы проектов, этапы проектной работы Проектная деятельность - это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, результатом которой становится решение какой-либо.

Роль ИКТ в дошкольном образовании Информатизация общества ставит перед педагогами задачу идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. До.

Социальное партнерство в дошкольном образовании Социальное партнерство в сфере образования - добровольное взаимовыгодное сотрудничество для решения общих задач: • равноправие участников;.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании I.Обзор современных педагогических технологий в дошкольном образовании 1 слайд – Титульный 2 слайд: В дошкольном образовании педагогическая.

Читайте также: