Цифровые технологии в школе как средство повышения эффективности и качества образования

Обновлено: 04.07.2024

Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. В современных условиях, в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений исследовательской деятельности, индивидуализация целей образования. Решить эту проблему старыми методами невозможно.

Можно увидеть противоречия в массовой практике:

между репродуктивным, схоластическим восприятием учебного материала обучающимися и необходимостью творческого преобразования;

между возрастающей сложностью и насыщенностью школьной программы, постоянно увеличивающимся уровнем требований и способностью учеников освоить весь объем предлагаемых ему сведений.

Эти противоречия побудили к разработке системы обучения, направленной на повышение качества знаний учащихся, развития их творческих способностей посредством цифровых технологий.

Активная работа с компьютером формирует у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений — анализа и структурирования получаемой информации. При этом следует обратить внимание, что новые средства обучения позволяют органично сочетать информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные технологии с методами поисковой и творческой деятельности.

Проект соответствует основным мероприятиям Федеральной целевой программы развития образования, а также современными мировыми тенденциями в образовательной сфере.

§ в адаптации содержания образования к современным социально-экономическим условиям жизни;

§ в развитии творческих способностей и самостоятельной активности учащихся;

§ в обеспечении целостности педагогического процесса, осуществления единства разностороннего развития, обучения и воспитания обучающихся;

Успешность реализации проекта определяется степенью заинтересованности всех его участников в положительных, личностно значимых результатах.

Достижение высоких образовательных результатов каждым учеником возможно при решении задачи оптимального сочетания:

§ новых информационно-коммуникативных технологий и электронных учебно-методических комплексов, цифровых технологий;

§ разнообразных форм учебной деятельности;

§ требований стандарта и индивидуальных способностей учащихся;

§ эмоционально -психологической комфортности и интенсивной учебной деятельности.

Цифровые технологии могут активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа. На базе использования цифровых технологий многие методические цели могут быть реализованы более эффективно.

Именно цифровые технологии: электронные учебники, тренажеры, презентации, позволяют ученикам с интересом и быстро усваивать большой объём учебного материала. Такие уроки становятся интересным увлечением, а материал темы долго находится в памяти ребёнка.

Использование информационных технологий в общеобразовательной школе изменяет роль учеников и учителей и их взаимоотношениях. Учитель перестает выступать перед своими учениками в качестве источника первичной информации. Вопрос, где взять информацию, заменяется вопросом, в каком виде и сколько данных в состоянии воспринять и усвоить учащиеся.

Цифровые технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.

Преимущества использования цифровых технологий:

§ позволяют индивидуализировать (каждый ребёнок может работать в своём темпе за компьютером) и дифференцировать (можно построить уровни сложности задач при работе за компьютером ) обучение;

§ способствуют повышению мотивации обучения;

§ повышают активность обучаемых;

§ повышают эффективность процесса обучения;

§ дают возможность проводить ознакомление с новым материалом с последующим выполнением тренировочных упражнений;

§ усиливают межпредметные связи благодаря использованию компьютерных моделей;

§ расширяют источники получения знаний в процессе обучения и их наглядность (информационно-справочные системы, электронные учебники, презентации, электронные энциклопедии, которые в отличие от привычных учебников и учебных пособий имеют практически неограниченные возможности использования всех систем восприятия информации: аудиального, визуального, кинестетического);

§ повышают возможности обеспечения обратной связи, контроль самостоятельной работы учащихся;

§ предоставление пользователю возможности возвращения к изученному материалу в случае необходимости.

Работа с ресурсами Интернет, где большая часть информации и так представляет интеграцию различных областей знаний, позволяет детям, используя активные методы поиска информации, формировать целостную картину мира.

Кроме того, компьютер позволяет в значительной степени устранить одну из важных причин отрицательного отношения к учебе — неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь или полностью объясняется решение.

Использование цифровых технологий становится необходимым в любой сфере деятельности человека. Овладение навыками этих технологий еще за школьной партой во многом определяет успешность будущей профессиональной подготовки нынешних учеников. Информационная культура и компьютерная грамотность учащихся должны стать неотъемлемой частью образовательного процесса.

Данный проект будет способствовать развитию компьютерной грамотности при активном участии обучающихся в создании компьютерной продукции для использования на уроках и подготовке экзаменов, а также вовлечение обучающихся в интернет-конкурсы.

Использование цифровых технологий необходимо рассматривать в неразрывном единстве всех составляющих образовательного процесса:

Использование цифровых технологий реализует такие принципы:

Позволяет использовать на любом уроке иллюстративный материал, аудиоматериал, ресурсы редких иллюстраций. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся — зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Использование уроков-презентаций технически позволяет неоднократно возвращаться к изученному или изучаемому материалу. Использование обучающих программ позволяет на одном уроке вызывать материал предыдущих уроков.

§ Принцип научности: преобразование этого принципа при мультимедиа обучении получает более фундаментальную основу.

Данная технология интегрируется с технологией дифференцированного обучения и позволяет одновременно на уроке выводить на монитор или экран разноуровневые задания, контрольно-тестовые задания, задания повышенной сложности.

использование уроков- презентаций позволяет разработать систему уроков по одной теме, а также выводя на экран элементы предыдущих уроков, объяснять новое.

Как и на традиционных уроках, учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно.

III. Идея изменений/ гипотеза (в чем сущность инновационной деятельности: в использовании образовательных, информационно-коммуникационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательных процесса, др.):

сущность инновационной деятельности состоит в использовании цифровых технологий, в целях повышения эффективности и качества образования.

Объект — процесс обучения и воспитания.

Предмет – особенности формирования цифровой компетентности в условиях цифровизации образования.

Гипотеза- принято положение о том, что применение цифровых технологий в образовании в будущем обеспечит инновационное развитие.

Цель: использование цифровых технологий для организации образовательного и воспитательного процесса с целью повышения их эффективности, качества и успешной социализации обучающихся.

Исходя из темы, цели, объекта, предмета и гипотезы, обусловлена необходимость решения следующих задач:

– использование цифровых технологий в учебном и воспитательном процессе для повышения эффективности и качества образования, успешной социализации обучающихся;

– внедрение интернет – проектов, дистанционных курсов, конкурсов;

-повышение уровня познавательных способностей обучающихся через использование цифровых технологий, привитие умения ориентироваться в информационном пространстве, формирование у обучающихся информационной активности и медиаграмотности.

  1. Концепция изменений(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Концепция изменений

Актуальность представленной работы: изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога.

Новизна представленного опыта: Проект соответствует основным мероприятиям Федеральной целевой программы развития образования, а также современными мировыми тенденциями в образовательной сфере.

Целесообразность применения цифровых технологий обуславливается рядом причин: оптимизацией учебного и воспитательного процесса, способствованию внедрения инновационных методов обучения, повышению престижа школы.

Инструментальность созданных программных продуктов позволит внедрить их в любом образовательном учреждении в не зависимости от вида, типа учреждения, количественного состава или других факторов.

Эффективность созданных методических информационных разработок подтверждается востребованностью всеми участниками образовательного процесса.

  1. Условия реализации изменений(включая личностно-профессиональные качества педагогов, учебно-методическое обеспечение; финансовое обеспечение; материально-техническое)

Условия реализации изменений.

Опыт может быть использован учителями-предметниками, классными руководителями, заместителями директора в организации работы образовательной организации. Изменения возможны, только при 100% ИКТ компетентности педагогического коллектива школы. Наличие локальной сети, автоматизированных рабочих мест, желания педагогического коллектива внедрить методические информационные разработки.

  1. Предполагаемый результат изменений, освоения новой технологии (качественное изменение содержания программы; ускорение процесса освоения курса; расширение возможностей дополнительного образования; обеспечение социально-воспитательных эффектов; обеспечение эффектов психического (эмоционального, когнитивного) развития; выведение ребенка из группы риска, нормализация ситуации развития; что-то еще).

Предполагаемый результат изменений освоения цифровых технологий.

Внедрение в практику работы специализированных программ с использованием цифровых технологий способствует:

  • повышению эффективности работы образовательной организации;
  • повышению качества образования обучающихся школы;
  • повышению цифровой компетентности всех участников образовательного процесса.

VII. Продукт инновационной деятельности (что предназначается для трансляции: проект образовательной практики, программа, фрагмент программы, методика, что-то еще…Основные характеристики, показывающие необходимость и значимость данного продукта для практики образования. Его отличия от существующих аналогов.

Новизной может считаться новый ракурс рассмотрения проблемы, новая сфера приложения и т.п.).

По результатам работы инновационного проекта для педагогических работников будут представлены методические информационные разработки, которые помогут в работе при организации внедрения ФГОС ООО, ФГОС СОО. Ожидаемые положительные результаты:

-продукты деятельности педагогов: методические информационные разработки, методические рекомендации, статьи, сценарии уроков, занятий внеурочной деятельности, мультимедиаразработки;

-продукты деятельности учащихся: презентации, видеоролики, сценарии, мероприятия.

Предполагаемые продукты:

  • Разработки нестандартных уроков (использование межпредметной связи, цифровых технологий, проектного и исследовательского метода обучения, проблемного обучения).
  • Проекты и презентации учащихся, педагогов.
  • Разработки внеклассных мероприятий с использованием цифровых технологий.

Экспертная оценка проекта: критерии и показатели эффективности проекта:

  • Уровень качества знаний учащихся.
  • Участие обучающихся в дистанционных олимпиадах, конкурсах, чемпионатах.
  • Методические информационные разработки уроков, внеурочной деятельности, методические рекомендации с последующей публикацией.

Срок реализации: 2019-2022 г.

  1. Проблемная ситуация, противоречие, затруднение.

Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. В современных условиях, в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений исследовательской деятельности, индивидуализация целей образования. Решить эту проблему старыми методами невозможно.

Можно увидеть противоречия в массовой практике:

между репродуктивным, схоластическим восприятием учебного материала обучающимися и необходимостью творческого преобразования;

между возрастающей сложностью и насыщенностью школьной программы, постоянно увеличивающимся уровнем требований и способностью учеников освоить весь объем предлагаемых ему сведений.

Эти противоречия побудили к разработке системы обучения, направленной на повышение качества знаний учащихся, развития их творческих способностей посредством цифровых технологий.

Активная работа с компьютером формирует у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений – анализа и структурирования получаемой информации. При этом следует обратить внимание, что новые средства обучения позволяют органично сочетать информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные технологии с методами поисковой и творческой деятельности.

Проект соответствует основным мероприятиям Федеральной целевой программы развития образования, а также современными мировыми тенденциями в образовательной сфере.

Идея, авторская позиция.

Идея проекта заключается:

  • в адаптации содержания образования к современным социально-экономическим условиям жизни;
  • в развитии творческих способностей и самостоятельной активности учащихся;
  • в обеспечении целостности педагогического процесса, осуществления единства разностороннего развития, обучения и воспитания обучающихся;

Успешность реализации проекта определяется степенью заинтересованности всех его участников в положительных, личностно значимых результатах.

Достижение высоких образовательных результатов каждым учеником возможно при решении задачи оптимального сочетания:

  • новых информационно-коммуникативных технологий и электронных учебно-методических комплексов, цифровых технологий;
  • разнообразных форм учебной деятельности;
  • требований стандарта и индивидуальных способностей учащихся;
  • эмоционально -психологической комфортности и интенсивной учебной деятельности.

Цифровые технологии могут активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа. На базе использования цифровых технологий многие методические цели могут быть реализованы более эффективно.

Именно цифровые технологии: электронные учебники, тренажеры, презентации, позволяют ученикам с интересом и быстро усваивать большой объём учебного материала. Такие уроки становятся интересным увлечением, а материал темы долго находится в памяти ребёнка.

8.Этапы работы над проектом.

Планирование проектной деятельности. Составление технологической документации.

Практическая реализация проекта, подбор необходимых материалов в соответствии с возможностями и имеющимися ресурсами.

Использование информационных технологий в общеобразовательной школе изменяет роль учеников и учителей и их взаимоотношениях. Учитель перестает выступать перед своими учениками в качестве источника первичной информации. Вопрос, где взять информацию, заменяется вопросом, в каком виде и сколько данных в состоянии воспринять и усвоить учащиеся.

Цифровые технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.

Преимущества использования цифровых технологий:

  • позволяют индивидуализировать (каждый ребёнок может работать в своём темпе за компьютером) и дифференцировать (можно построить уровни сложности задач при работе за компьютером ) обучение;
  • способствуют повышению мотивации обучения;
  • повышают активность обучаемых;
  • повышают эффективность процесса обучения;
  • дают возможность проводить ознакомление с новым материалом с последующим выполнением тренировочных упражнений;
  • усиливают межпредметные связи благодаря использованию компьютерных моделей;
  • расширяют источники получения знаний в процессе обучения и их наглядность (информационно-справочные системы, электронные учебники, презентации, электронные энциклопедии, которые в отличие от привычных учебников и учебных пособий имеют практически неограниченные возможности использования всех систем восприятия информации: аудиального, визуального, кинестетического);
  • повышают возможности обеспечения обратной связи, контроль самостоятельной работы учащихся;
  • предоставление пользователю возможности возвращения к изученному материалу в случае необходимости.

Работа с ресурсами Интернет, где большая часть информации и так представляет интеграцию различных областей знаний, позволяет детям, используя активные методы поиска информации, формировать целостную картину мира.

Кроме того, компьютер позволяет в значительной степени устранить одну из важных причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь или полностью объясняется решение.

Новизна проекта.

Использование цифровых технологий становится необходимым в любой сфере деятельности человека. Овладение навыками этих технологий еще за школьной партой во многом определяет успешность будущей профессиональной подготовки нынешних учеников. Информационная культура и компьютерная грамотность учащихся должны стать неотъемлемой частью образовательного процесса.

Данный проект будет способствовать развитию компьютерной грамотности при активном участии обучающихся в создании компьютерной продукции для использования на уроках и подготовке экзаменов, а также вовлечение обучающихся в интернет-конкурсы.

Условия реализации.

Использование цифровых технологий необходимо рассматривать в неразрывном единстве всех составляющих образовательного процесса:

Использование цифровых технологий реализует такие принципы:

Позволяет использовать на любом уроке иллюстративный материал, аудиоматериал, ресурсы редких иллюстраций. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Использование уроков-презентаций технически позволяет неоднократно возвращаться к изученному или изучаемому материалу. Использование обучающих программ позволяет на одном уроке вызывать материал предыдущих уроков.

  • Принцип научности: преобразование этого принципа при мультимедиа обучении получает более фундаментальную основу.
  • Принцип доступности.

Данная технология интегрируется с технологией дифференцированного обучения и позволяет одновременно на уроке выводить на монитор или экран разноуровневые задания, контрольно-тестовые задания, задания повышенной сложности.

использование уроков- презентаций позволяет разработать систему уроков по одной теме, а также выводя на экран элементы предыдущих уроков, объяснять новое.

Как и на традиционных уроках, учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно.

План сопровождения инновационной деятельности в 2019-2020 уч.году.

Кобзова Галина Леонидовна,

учитель начальных классов МКОУ СОШ №17 р.п. Юрты

Учитель всегда должен оставаться

молодым в своей работе –

шагать в ногу со временем,

не останавливаться на достигнутом,

всегда быть в поиске.

Как обычный урок сделать необычным?

Как неинтересный материал представить интересным?

Как с современными детьми говорить на современном языке?

В своей практике я использую образовательные платформы, научно-познавательные и обучающие фильмы, подобранные согласно учебной программе. Приведу примеры использования возможностей ИКТ на различных уроках. Вызвать у детей интерес к изучению русского языка достаточно проблематично, но возможно. Я разработала мультимедийные презентации и с успехом использую их на уроках как ознакомления с новым материалом, на уроках закрепления и обобщения, так и интегрированных уроках, контроле ЗУН.

Для меня недостаточно пользоваться только готовыми электронными ресурсами. Хочется в короткие сроки создавать качественные свои электронные ресурсы, отвечающие всем современным требованиям к воспитательно- образовательному процессу в школе. Я составляю свои презентации с учетом изученного материала, способностей данного класса и особенностей программы, к тому же в этом случае материал располагаю в нужном мне порядке, использую рисунки, схемы, таблицы, заставки.

Включение ИКТ в учебный процесс позволяет мне на уроках математики сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся, что способствует повышению качества усвоения учебного материала и усилению образовательных эффектов. На уроках контроля и коррекции знаний, умений и навыков применяю программы с тестовыми системами, различные виды тренажёра. На уроке окружающего мира, литературного чтения мои дети узнают много нового интересного и необычного через показ документальных и мультипликационных фильмов, а также презентаций.

В содержание уроков литературного чтения включаю аудио средства, предлагая записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.

Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других. Особенно яркими и результативными с позиции информационных технологий получаются уроки окружающего мира. С детьми мы отправляемся в виртуальные экскурсии. Бываем в разных городах и странах, в космосе или на дне глубокого океана. Из видеосюжетов можно узнать о повадках животных, среде их обитания и т.д. В курсе начальной школы введены уроки, изучающие народные промыслы России. Например, Дымковская игрушка. С помощью обучающего видео у нас есть возможность показать историю возникновения промысла, технологию производства, а также основные виды росписи.

Использование ИКТ на уроках труда упрощает инструктаж, появляется возможность продемонстрировать порядок выполнения работы, с помощью штриховки, стрелок можно обозначить необходимые линии, а затем вывести готовый результат. Причём ИКТ даёт возможность с помощью повторов отработать сложные этапы работы. В начальной школе с 1 по 4 класс к учебникам прилагаются электронное приложение диски по предметам: русский язык, математика, технология, окружающий мир. Это пособие представляет собой набор интерактивных моделей (тренажеров) и упражнений, которые я использую на уроке в дополнение с другими средствами обучения. Они обеспечивают получение краткой информации по теории, тренировку на различных уровнях самостоятельности, контроль и самоконтроль.

Интерактивная доска – еще один из эффективных и удобных инструментов для обучения младших школьников. Значение интерактивной доски велико. Во-первых, поверхность интерактивной доски позволяет запустить на компьютере различные программы и полностью управлять ими. Во-вторых, она помогает в работе с графическими и видеоматериалами. В-третьих, поверх отображаемых на доске материалов можно наносить различные комментарии. А главное, можно предварительно подготовить необходимые для уроков и праздников материалы. Считаю, что использование интерактивной доски на уроке оптимизирует процесс обучения и повышает его эффективность.

Хочется упомянуть еще об одном отечественном конструкторе интерактивных уроков CORE , который я использую в своей практике.

создавать интерактивные онлайн-уроки или листы;

организовывать олимпиады и конкурсы для вовлечения учеников в образовательный процесс;

проверять знания автоматически;

собирать аналитику по успехам каждого ученика и класса в целом;

назначать и проверять домашние задания;

давать обратную связь с помощью платформы;

реализовывать передовые образовательные подходы: смешанное обучение, проектная форма обучения и т. д.;

разрабатывать образовательные программы для детей с ОВЗ;

обмениваться онлайн-уроками с другими учителями ;

участвовать в образовательных вебинарах, марафонах.

Учителям и ученикам доступ к платформе предоставляется бесплатно. Еще один большой плюс – платформа открывается для просмотра и прохождения урока абсолютно на любом устройстве: компьютере, планшете, смартфоне.

Мне очень понравилась платформа, сначала, конечно, создание урока занимало очень много времени, но с опытом я стала тратить все меньше и меньше времени на создание уроков.

Я считаю, если учитель в своей работе используют ИКТ, значит, им небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, его беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям данного времени. Также применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, что является социально значимым и актуальным в наше время.

Резюмируя выше сказанное можно сказать, что включение ИКТ в учебный процесс позволяет мне организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках и сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся, что способствует повышению качества усвоения учебного материала и усилению образовательных эффектов.

Считаю, что с каждым годом роль информационных технологий в деятельности педагога будет только возрастать. Школа должна готовить учеников, способных ориентироваться в современном мировом пространстве.

В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. И я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более эффективным?

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

ВложениеРазмер
statya.docx 20.41 КБ

Предварительный просмотр:

(Из выступления на педагогическом совете от 30 марта 2021 года)

В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. И я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более эффективным?

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу и активизировать их в течение всего урока, чтобы роль преподавателя состояла не в том, как яснее и красочнее, чем в учебнике сообщить необходимую информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо ученик. Преподаватель при этом организовывает и управляет учебной деятельностью. Все это побуждает меня к поиску адекватных педагогических технологий и использование их в своей практике.

Я постоянно ищу пути повышения эффективности обучения, использую разнообразные способы передачи знаний, нестандартные формы воздействия на личность, способные заинтересовать учащихся, стимулировать и мотивировать процесс познания.

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.

Часто педагогическую технологию определяют как:

  • Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса;
  • Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;
  • Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).

Введение новых технологий вносит радикальные изменения в систему образования: ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь – учащийся. Это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.

Сейчас на помощь формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности пришли новые педагогические технологии:

  • личностно-ориентированная;
  • технология уровневой дифференциации
  • проблемное обучение;
  • игровые;
  • групповые;
  • ИКТ;
  • здоровьесберегающие;

Внедрение новых педагогических технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Использование этих технологий в учебном процессе является необходимостью современного школьного образования. Общаясь с ребятами на уроках я сделала вывод: новые педагогические технологии существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса .

Использование их позволяет мне на уроках разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повысить творческий потенциал личности, позволяет экономить время урока. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Часто на уроках с помощью ИКТ разгадываем кроссворды, иллюстрации, рисунки, различные занимательные задания, которые воспитывают интерес к уроку, делают урок более интересным.

В своей практике на уроках использую следующие современные образовательные технологии или их элементы:

Технология уровневой дифференциации

Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся, позволяет мне нацелить ребят на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Проблемную ситуацию на уроке создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность объекта познания. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Проблемные ситуации могу использовать на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле.

Таким образом, проблемное обучение позволяет мне направлять учащихся на приобретение знаний, умений и навыков, на усвоение способов самостоятельной деятельности, на развитие познавательных и творческих способностей.

В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания и т. п. Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, т. е.

  • строят гипотезу,
  • намечают и обсуждают способы проверки ее истинности,
  • аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.

На сегодняшний день информационно – коммуникационные технологии занимают всё большее и большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося. ИКТ использую на уроках, применяя образовательные и обучающие программы, создаю к урокам презентации, использую мультимедийное оборудование для показа видео по различным темам разделов курса географии .

Использование ИКТ на уроках географии мне позволяет:

сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей;

эффективно решать проблему наглядности обучения;

расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;

Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу. Использую ИКТ на разных этапах урока: устный счёт, при объяснении нового материала; при закреплении, повторении, на этапе контроля ЗУН.

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных и контрольных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

При подготовке и проведении урока учитываю: дозировку учебной нагрузки; построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности; соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, хорошая освещенность, чистота); благоприятный эмоциональный настрой; профилактика стрессов (работа в парах, группах, стимулирование учащихся); оздоровительные моменты и смена видов деятельности на уроке, помогающие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность; соблюдаю организацию учебного труда (подготовка доски, четкие записи на доске, применение ИКТ).

Использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса, помогают достигать лучшего результата в обучении географии, повышают познавательный интерес к предмету.

Китайская мудрость гласит: "Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Моя задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять учащимися, развивать их познавательную активность.

В процессе работы я пришла к выводу, что новые педагогические технологии помогают:

• привлекать пассивных слушателей;

• делать занятия более наглядными;

• обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности;

• приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом;

• обеспечивать моментальную обратную связь;

• повышать интенсивность учебного процесса;

• воспитывать терпимость, восприимчивость к разнообразию культур;

• активизировать познавательную активность учащихся, а, следовательно, желание изучать предмет;

• объективно оценивать действия учащихся;

• накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса;

• реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

• дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе.

Таким образом, использование новых педагогических технологий на уроках, сотрудничество учителя и учащихся способствуют повышению мотивации учащихся к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого обучающегося, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология дифференцированного обучения. Использование технологии деятельностного подхода как средство повышения качества образования.

В формировании человеческих способностей решающее значение имеет деятельность ребёнка, которая умело стимулируется учителем. Объективность требований, предъявляемых к ученику, обусловлена способ.


Муниципальный семинар "Информационные и цифровые образовательные ресурсы как средство повышения качества образования в современной школе". Выступление.

"Информационные и цифровые образовательные ресурсы как средство повышения качества образования в современной школе.".


Муниципальный семинар "Информационные и цифровые образовательные ресурсы как средство повышения качества образования в современной школе". Презентация.

ЦОР — оперативное средство наглядности в обучении, помощник в отработке практических умений учащихся, в организации контроля школьников, в работе со.


"Создание образовательной среды на уроках русского языка и литературы в старших классах как средство повышения качества образования"

Из опыта работы. Об уроках словесности и разнообразных формах организации учебной деятельности.


Использование новых образовательных технологий как средство повышения качества образования

Динамика современной жизни предъявляет высокие требования к специалистам разных сфер деятельности, требует активного внедрения новых технологических решений. Разумеется, не обошли эти тенденции .


Выступление на педагогическом совете на тему:«Формирование УУД на уроках литературы как средство повышения качества образования в соответствии с ФГОС нового поколения».

Читайте также: