Что значит жить для мцыри кратко

Обновлено: 07.07.2024

Вся поэма представляет собой монолог Мцыри, его исповедь чернецу. Судьба с детства обрекла его на
унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждо его пылкой, пламенной натуре. Неволя не
смогла убить в нем стремления к свободе, наоборот, она еще больше разожгла в нем желание любой ценой \"пройти
в родимую страну\".

. Заключенный в монастырь, он сравнивает себя с бледным листком, выросшим меж сырых плит. Когда юноша должен
принять обет, под покровом ночи он исчезает. Он отсутствует три дня. Убежав во время грозы из монастыря, Мцыри
впервые видит мир, который был скрыт от него монастырскими стенами. Поэтому он так пристально вглядывается в
каждую открывающуюся ему картину, вслушивается в многоголосый мир звуков. Он сохраняет в памяти \"пышные поля,
холмы, покрытые венцом дерев, разросшихся кругом\", \"горные хребты, причудливые, как мечты\".

Вырвавшись на волю, Мцыри вместе с сонными цветами поднимает голову, когда озолотился восток. Дитя природы,
он припадает к земле и узнает тайну птичьих песен, ему понятен спор потока с камнями, дума разъединенных
скал, жаждущих встречи. Взор его обострен: он замечает блеск змеиной чешуи и отливы серебра на шерсти барса,
он видит зубцы далеких гор и бледную полосу \"меж темным небом и землей\". Ему чудится, что его \"прилежный
взор\" мог бы следить через прозрачную синеву неба полет ангелов. Мцыри, полный пламенных страстей, сумрачный
и одинокий, в рассказе-исповеди раскрывает свою \"душу\".

Его желание узнать, \"для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы\", обусловлено страстным порывом к
свободе. Короткие дни для побега - это для него воля. Только вне монастыря он жил, а не прозябал. Только эти
дни он называет блаженством.

Трагическое одиночество в монастыре закалило волю Мцыри.

«Душой дитя, судьбой монах\", он был одержим \"пламенной страстью\" к свободе, жаждой жизни.

Подлинная жизнь Мцыри сжата до трех дней. И в свой предсмертный час, осознавая трагическую безнадежность
своего положения, герой не променял ее на \"рай и вечность\". Через всю свою короткую жизнь Мцыри пронес
могучую страсть к свободе, к борьбе.

Жить для Мцыри - это свобода, а не томление в стенах монастыря, ибо глоток сводоы, который он вдохнул во время побега, быд для него дороже всех дней, которые он провел или провел бы в будущем в стенах монастыря. Недаром в своей последней исповеди Мцыри выражает мечту о свободе, о вольной жизни: "Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, но только полную тревог, я променял бы, если мог". Когда, сбежав, он глотнул таки свободы, потом снова оказавшись в неволе, уже не смог жить по старому и умер от тоски.

Ты жил, старик!
Тебе есть в мире что забыть,
Ты жил, – я также мог бы жить!

С этими пламенными словами обращается в начале своей исповеди Мцыри к слушающему его монаху. В его речи – и горький упрек тому, кто, пусть и бессознательно, лишил его лучшей части жизни, и тяжелое осознание собственной утраты. Слова эти говорятся на смертном ложе, и никогда уже не придется герою вкусить настоящей жизни. Но что значит жить для Мцыри?

Настоящая жизнь Мцыри прекратилась в тот момент, когда его, еще совсем маленьким мальчиком, увезли из родного аула, и затем снова продолжилась – на три дня побега. Три дня воли, которым посвящена целая поэма! Жить свободным, в соответствии со своими мечтами и желаниями (а Мцыри стремится попасть домой, на родину), дышать вольным воздухом – вот что значит жить для героя Мцыри и для его автора.

– Я убежал. О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнию ловил…

И в этих строках звучит нескрываемое восхищение открывшейся перед ним красотой и силой природы.

Риск пробуждает в Мцыри осознание его молодости и силы, бесполезно прозябавшей в монастыре. Спуститься вниз, к грозно бурлящему потоку, цепляясь за ветки и камни – это для юноши лишь приятное упражнение. Настоящий подвиг, битва с барсом, ждет его впереди. Для Лермонтова был очень важен именно этот эпизод поэмы. Вдохновение для него поэт черпал в старинных грузинских песнях о поединке юноши с тигром. Позднее критики обвиняли поэта в нарушении достоверности: барсы на Кавказе не водятся, и встретиться со зверем Мцыри просто не мог.
Но Лермонтов идет на нарушение природной достоверности ради сохранения художественной правды. В столкновении двух полностью свободных, прекрасных сознаний природы читателю открывается лик истинной жизни на Кавказе, жизни вольной, веселой и не подчиняющейся никаким законам. Обратим внимание на то, как описывается зверь в поэме:

Будучи ребёнком Мцыри попал в монастырь с его жёсткими законами, где ему было даже не с кем поговорить. У юноши нет ни друзей, ни врагов и он не может открыто выражать свою неприязнь к монахам. Между монахами и Мцыри не было взаимопонимания, поскольку душа Мцыри стремилась к реальному миру, в результате чего он чувствовал себя пленником.

Положение его было безвыходным, поэтому пришлось учиться всему, что знали монахи. Но как истинное дитя природы, хотел жить совсем другой жизнью, той о которой всегда мечтал. Страдал от того, что кругом видел лишь ограничения и препятствия, поэтому пошёл на риск и покинул монастырь.

Оказавшись посреди дикой природы юноша любуется красотой леса, слушает чарующее пение птиц, в нём просыпаются инстинкты. Но сосредоточенный на внешней красоте окружающего его мира, молодой человек забывает об опасностях, на юношу нападает снежный барс. Мцыри победил в этом поединке, но был тяжело ранен. Обессиленного юношу нашли монахи, однако спасти его не смогли.

Перед смертью Мцыри вспоминает о тех счастливых днях, которые прожил за стенами монастыря. Конечно, герой этой поэмы забыл об осторожности, поскольку был очень молод и неопытен, тогда как монахи уже имели представление о всех искушениях, которые преподносит жизнь. С раннего детства мальчик мечтал вернуться в родной аул, часто вспоминал своих родителей и сестёр.

Он поклялся, что вернётся домой, но у него это не получилось. Зато всё же смог ощутить вкус свободы, хотя за пределами монастыря находился не более трёх дней. Мальчик ощущает дискомфорт от нахождения среди сумрачных стен, которые кажутся ему тюрьмой. У него нет ничего из того, что может сделать человека счастливым.

Он мечтал о человеческом взаимопонимании, соприкосновении с родственной душой, часто вспоминал свою родину. Ему чужда монастырская жизнь, поскольку из–за своей предсказуемости она напоминает стухшее болото, где уютно разве что лягушкам. Мцыри проживает не свою жизнь и поэтому сильно страдает.

Когда юноша вырвался на свободу, оказалось, что долгое проживание в плену заглушило врождённый инстинкт горца, то самое чутьё, которое может подсказать верную тропу, а без этого в лесах среди гор на Кавказе не могут выжить ни люди, ни звери. Да, ему удалось вырваться из монастырской крепости, но не из внутренней тюрьмы. Он умирает не из–за ран нанесенных барсом, а от осознания того, что вновь оказался в этом убивающем инстинкт жизни месте. Всю свою жизнь Мцыри стремился обрести собственную независимость в этом был смысл всей его жизни.

2 вариант

Прошли годы, и казалось, молодой человек свыкся со своим существованием в монастыре. Но однажды он исчезает. Спустя три дня его находят, умирающего, монахи обители. Перед смертью Мцыри говорит старому монаху, пришедшему его исповедовать:

Эта реплика, а также сам побег героя из монастыря убеждают читателя в том, что молодой послушник не в этом месте видит смысл жизни. Несмотря на годы, проведенные в обители, он не смог забыть своей родины, своей семьи, своего народа. Для него жизнь – это когда рядом отец, мать, сестры, память о которых он хранит в своем сердце; это горы с их ущельями и водными потоками; это стада домашних животных, простор родных полей, живое общение с сородичами и обычаи своего народа. В нем оказалась очень крепка любовь к своим корням. Без всего этого ему тоскливо и одиноко. Кроме того, будучи кавказцем, по природе своей он горяч, отважен, горд. В его сердце живет жажда борьбы, сражений и побед. Именно это ассоциируется в сознании героя поэмы с настоящей жизнью:

Подвигнув себя на побег, Мцыри пробыл на свободе недолго, всего три дня. Но и за это небольшое время он сумел испытать все те чувства, которые человек испытывает на протяжении всей своей жизни: влечение к женщине, робость, радость от обретения свободы, боль, отчаяние, слезы, бессилие, борьбу, победу, голод, жажду. Молодой герой поэмы все-таки сумел прожить ту жизнь, к которой он стремился всей душой. И в этом он обрел пусть недолгое, но счастье:

Однако, неведомым промыслом, молодой человек не смог окончательно убежать и обрести свободу. Блуждая, он возвращается обратно, к стенам монастыря. Очертания родных горных вершин по-прежнему остаются для него недосягаемыми. Сознание невозможности воплощения своей мечты, своих душевных стремлений, приводит к его гибели. Мцыри умирает.

Герой честен перед собой. Простое существование для него неприемлемо. Жизнь, лишенная родного края, семьи, любви, надежд, подвигов, простых человеческих стремлений для него лишена всякого смысла.

8 класс. С цитатами. Что значило жить в представлении Мцыри

Также читают:

Картинка к сочинению Что значит жить для Мцыри

Популярные сегодня темы

Возможна ли гармония между личностью и обществом? Вероятно, возможна, однако достичь этого трудно. Почему же так происходит? Скорее всего, потому что гармония – это идеальные отношения

Кормилица находится в списке главных ролей в трагедии Ромео и Джульетта, автор которой У. Шекспир. Она уже женщина в возрасте, служит нянькой в доме семьи Капулетти. Когда родилась Джульетта

Само название говорит за себя. Слишком умным людям тяжело живётся во все времена. Это уже не комедия, это драма. Другой бы человек не стал связываться с обществом

– Ты жил, старик!
Тебе есть в мире что забыть,
Ты жил, – я также мог бы жить!

С этими пламенными словами обращается в начале своей исповеди Мцыри к слушающему его монаху. В его речи – и горький упрек тому, кто, пусть и бессознательно, лишил его лучшей части жизни, и тяжелое осознание собственной утраты. Слова эти говорятся на смертном ложе, и никогда уже не придется герою вкусить настоящей жизни. Но что значит жить для Мцыри?

Настоящая жизнь Мцыри прекратилась в тот момент, когда его, еще совсем маленьким мальчиком, увезли из родного аула, и затем снова продолжилась – на три дня побега. Три дня воли, которым посвящена целая поэма! Жить свободным, в соответствии со своими мечтами и желаниями (а Мцыри стремится попасть домой, на родину), дышать вольным воздухом – вот что значит жить для героя Мцыри и для его автора.

– Я убежал. О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнию ловил…

И в этих строках звучит нескрываемое восхищение открывшейся перед ним красотой и силой природы.

Риск пробуждает в Мцыри осознание его молодости и силы, бесполезно прозябавшей в монастыре. Спуститься вниз, к грозно бурлящему потоку, цепляясь за ветки и камни – это для юноши лишь приятное упражнение. Настоящий подвиг, битва с барсом, ждет его впереди. Для Лермонтова был очень важен именно этот эпизод поэмы. Вдохновение для него поэт черпал в старинных грузинских песнях о поединке юноши с тигром. Позднее критики обвиняли поэта в нарушении достоверности: барсы на Кавказе не водятся, и встретиться со зверем Мцыри просто не мог. Но Лермонтов идет на нарушение природной достоверности ради сохранения художественной правды. В столкновении двух полностью свободных, прекрасных сознаний природы читателю открывается лик истинной жизни на Кавказе, жизни вольной, веселой и не подчиняющейся никаким законам. Обратим внимание на то, как описывается зверь в поэме:

Неудивительно после всего этого, что Мцыри, вновь возвращенный в монастырь, не может жить. Теперь он отчетливо понимает разницу между жизнью тут и жизнью на воле, и смерть его – это своеобразный протест.

Меня могила не страшит:
Там, говорят, страданье спит
В холодной вечной тишине;
Но с жизнью жаль расстаться мне.
Я молод, молод…

Сколько отчаяния и безумной жажды жизни, молодой, еще нерастраченной жизни в этих словах! Но не всякая жизнь ценна, иная жизнь хуже смерти, – об этом говорит нам Лермонтов.

Мцыри умирает, устремив свой взгляд на Кавказские горы, на свою далекую родину. Там, в ауле, где пели его сестры и точил оружие отец, где по вечерам собирались у своих домов старики, там осталась его непрожитая жизнь, его настоящая судьба. После смерти он будет освобожден из плена, и душа его полетит туда, куда так стремилась. Возможно, именно тогда начнется его настоящая жизнь, – такую надежду, отчетливо звучащую в последних строках поэмы, Лермонтов оставляет читателю.

Для Мцыри (героя Лермонтова) вся жизнь, я думаю, что это – свобода. Для него она главная.

С самого раннего детства он попал почти в плен – в монастырь. Там еще строже. Там нет вокруг заключенных или пленников, которые тоже стремятся вырваться обратно на волю.

Не с кем строить планы побега, не с кем поговорить о том, что для тебя важно. И нет, с другой стороны, врагов. Кротких монахов трудно ненавидеть!

С ними свободолюбивый Мцыри не мог побеседовать о свободе, ведь они просто его не понимали. Монахи сами отказываются от воли, сами приходят

Совсем другое дело юный Мцыри.

В поэме показано, как он всегда любовался дикой природой. Смотрел с восхищение на высокие горы, на вольные облака, вдыхал запахи свободы. Он мечтал о ней и видел сны.

У него был вариант смириться, забыть о своей мечте, но для него это было абсолютно не возможно.

Ради этой свободы он сбежал из монастыря, он предал людей, которые спасли ему жизнь и, в принципе, желали ему всегда только добра. Он рискнул своей жизнью… Хотя и не умел пользоваться этой свободой.

Да, в стремлении к ней он заблудился в лесу, изголодал, был ранен

хищником. Его взволновал образ прекрасной девушки, но красавица не стала его целью. И в итоге, к сожалению, он так обессилил, что его опять спасали те же монахи. Неудачно на этот раз.

Но перед смертью он был счастлив из-за тех недолгих вольных дней.

Вот поэтому я считаю, что главным в жизни, дороже самой жизни для Мцыри была воля. Не любовь (она лишь начала зарождаться в его сердце), не богатство (совсем нет), не безопасность, не известность, не Родина… Мцыри очень романтичный герой, но не в розовом свете влюбленности, а в свете любви к свободе.

Настоящий герой! Вот только он был немого не готов к тому, чтобы перенести эту самую волю. Однако он так долго к ней стремился, так ждал, что она стала его страстью – ослепила.

Вот он и не видел опасности… Так с любой мечтой нужно быть очень аккуратным.

Сочинение Смысл жизни Мцыри

С начала произведения Мцыри обращается к старику, который прожил много лет и видел много он чего и ведь молодой человек, тоже мог познать всю эту жизнь, но не дано, он узник, его судьба предрешена.

В его словах – обида, горечь к тому, кто и неосознанно, но лишает его жизни, и это понимание дается герою не просто. Ведь его мысли происходят тогда, когда он при смерти и ему уже не доведется изведать, что такое жизнь.

Но что значит она для самого молодого человека?

И для того, чтобы дать ответ на данный вопрос, нужно рассмотреть сначала, как составлено данное произведение. Оно поделено на две разные части. Первая часть занимает только лишь страницу, рассказывая о судьбе данного персонажа и монастыре.

Вторая часть насыщена событиями того, как он сбегает из данного места пребывания.

Тем самым автор выделяет главную идею: жизнь молодого человека в монастыре не считается вовсе, это просто физиологическое бытие. Об этом не надо много рассказывать, поскольку оно не имеет красок, оно не интересно. Молодой человек и сам осознает, что не живет, а существует.

В монастыре люди не имеют каких-либо целей, грез, здесь нет каких либо чувств, здесь нет даже солнышка и тепла. Потому Мцыри бежит оттуда, бежит, желая найти для себя свое “я”.

Истинная жизнь молодого человека закончилась тогда, когда он, будучи совсем крохотным, попал из родного места в монастырь, и затем, снова началась, когда сбежал с него. Всего три дня. Три дня свободы, и об этом говорится в произведении. Быть на свободе, вот его мечта, вот его желание!

Он хочет вернуться к себе на родину, он хочет дышать свободно и привольно – вот эта его настоящая жизнь!

Но эта жизнь не может быть без рисков и здесь происходит вечная борьба, – это проявляется тогда, когда молодой человек выходит из стен монастыря. Он бежит из того места, где так долго пробыл, бежит, к свободе своей и это делает тогда, когда идет сильный дождь. Дождь с грозой.

Что значит жить в представлении Мцыри? По сути, в его представлениях о нормальной человеческой жизни нет ничего сверхъестественного. Он не предъявляется к судьбе завышенных требований. Юноша был увезен из родного аула в пяти-шестилетнем возрасте. Это возраст, когда ребенок осознает себя и помнит главные моменты своей детской жизни. В глубине души он сохранил воспоминания об отце, сестрах, родном ауле, и душа его рвалась


Мцыри родился и вырос в тот период, когда Кавказ был в состоянии длительной войны с оссиеРоссиейрРР Россией. Ему угрожали Иран и Турция. Многонациональное население Северного Кавказа не ладило между собой, периодически одни устраивали набеги, другие их отражали и наоборот. Наконец, освободительное движение имама Шамиля тоже вносило свою смуту в жизнь горцев. Поэтому ребенок помнил мир тревог и битв. Он не раз слышал рассказы взрослых о тех или иных удачных набегах, или защите своего аула. В его сознании именно такая жизнь была нормальной.

В 1858 году Кавказ посетил Александр Дюма-отец, автор знаменитых мушкетеров и графа Монте-Кристо. Вот один из отрывков его книги, описывающих героизм горцев:


Этот отрывок объясняет, почему у Мцыри понятия свобода и героизм равнозначны понятию жизнь. Сбежав из стен монастыря и глотнув свободы, воли, он уже никогда не смог бы жить в монастырских стенах, как прежде. И если бы он не погиб, он снова и снова пытался бы убежать.

Мцыри помнил отца, сестер, он видел, что люди, живущие за стенами монастыря, имели родных, близких, любимых.


Взамен любви к родным и близким, юноше предлагали любить одного Бога, молиться Ему, верить Ему, служить Ему. Мцыри был молодым мужчиной. Он мечтал любить живых красивых девушек, таких как его сестры. Не случайно его кровь взволновалась, когда он увидел грузинку, спустившуюся за водой. Мцыри мечтал любить и быть любимым.

Мцыри бежал из монастыря, когда разыгралась гроза, и монахи в страхе молились Богу. А юноша испытывал дикий восторг перед буйством природы. Заблудившись в лесу, он испытал настолько сильное отчаяние, что дал волю слезам, понимая, что здесь его никто не видит. Его столкновение с барсом дало возможность юноше проявить свою сноровку и силу. Он победил барса, и испытал восторг от победы. Понял, что был бы хорошим сыном своего народа. Но он не знал дороги домой, а лес упрямо не кончался.

Таким образом, жить в представлении Мцыри, значило:

  • Любить Родину, даже если она ограничивалась одним аулом и речушкой, бежавшей в ущелье, защищать от нападения врагов. Впрочем, для каждого человека Родина – это дом его отцов, улица, где он вырос, город, или деревня в которой он начал свою жизнь.
  • Любить своих родных и близких, родителей сестер, уважать стариков, прислушиваться к их мнению.
  • Любить природу, восхищаться ее красотой и мощью.

По тому, насколько живописно и поэтично рассказывает Мцыри о лесе, о потоке, встретившемся на его пути, видно, что юноша умеет любить и восхищаться красотами природы. За три дня скитаний он успел увидеть и пышные поля, и причудливые горы, и лес, стоявший передним стеной.

  • В жизни мужчины, по мнению Мцыри, не должно быть покоя, Но должно быть место риску, который делает мужчину смелее и сильнее.

В завершение своей исповеди юноша просит монаха похоронить его в саду, где растет душистая акация, и откуда видны вершины Кавказа.

Читайте также: