Проект в детском саду лекарственные растения

Обновлено: 04.07.2024

Длительность проекта : 2 недели (с 12 июня по 26 июня).

Участники проекта : дети, воспитатель, родители.

Возраст детей : 5-6 лет.

Формы работы : познавательная, продуктивная, коммуникативная.

Актуальность проекта: Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.

Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Задачи проекта:

для детей: расширить и сформировать знания детей о лекарственных растениях, их ценности для здоровья, правил пользования; развивать и обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания;

для родителей: повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и к экологии в целом, сформировать у детей представления о лекарственных растениях.

Ожидаемые результаты

У детей сформировались знания о лекарственных растениях, их ценности для здоровья, правил использования.

Пополнился словарный запас, дети владеют знаниями о необходимости бережного отношения к себе.

Сформировались навыки элементарной познавательно-исследовательской деятельности.

Обогатился опыт в сфере экологического воспитания

Формы работы с родителями

Познавательные (групповые, консультации, коллективные формы общения).

Наглядно-информационные (буклеты, газеты, рисунки).

Рекомендации родителям: воспитывать у детей познавательный интерес к лекарственным растениям, развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать природные объекты. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир.

Этапы проекта

Подготовительный

Создание картотеки загадок, пословиц и поговорок по заданной теме.

Практический

Познавательное развитие

дать детям представление о многообразии лекарственных растений; развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать природные объекты; воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

t1637003064aa.jpg

Развивать монологическую речь детей, обогащать словарь дошкольников за счет расширения представлений о природе.

t1637003064ab.jpg

Художественно-эстетическое развитие

Расширять знания детей о растениях, их пользы для человека; воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Упражнять детей в вырезывании деталей ромашки (стебель, лепесток, листочки), умение из частей собирать целое.

t1637003064ac.jpg

Воспитывать аккуратность в работе; развивать творческие способности детей.

t1637003064ad.jpg

Речевое развитие

ООД Чтение художественной литературы:

Чтение легенд о растениях (герань, каланхоэ, алоэ, мята, подорожник).

t1637003064ae.jpg

t1637003064af.jpg

Художественно-эстетическое развитие

Учить передавать красоту цветов одуванчиков, форму листьев. Закреплять умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы (большие, маленькие овалы и круги). Учить располагать цветы по всему листу бумаги, закреплять умение рисовать тонкой кисточкой листья и стебли. Расширять знания о лечебных травах.

t1637003064ag.jpg

t1637003064ah.jpg

Наблюдение за растениями на территории детского сада:

Воспитывать бережное отношение к растениям, культуру поведения на природе, дать детям возможность рассмотреть лекарственные растения, которые растут на нашей

t1637003064ai.jpg

территории детского сада. Рассказать детям, что растениям необходимы свет, тепло, вода, почва. Формировать представление о

строении и развитии растений и их связи с различными факторами окружающей среды, значении в жизни человека. Вызвать интерес к наблюдению за процессом роста растений.

t1637003064aj.jpg

Научить отличать лекарственные растения от других растений; научить пользоваться некоторыми растениями в целях оказания медицинской помощи.

t1637003064ak.jpg

t1637003064al.jpg

t1637003064am.jpg

Закрепить понятия о взаимосвязи растительного мира и человека. Сформировать представления о некоторых лекарственных растениях страны.

Используемая литература:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

https://fs00.infourok.ru/images/doc/271/276012/img0.jpg

Экологический проект

Познавательный для детей

Гипотеза: Если дошкольники узнают, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Задачи проекта:

Образовательные задачи: Уточнить и расширить знания детей о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования. Познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете, а также с художественной литературой для создания целостного образа изучаемого объекта. Вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность.

Развивающие задачи: Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, речь, а также умение сравнивать и анализировать. Развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях. Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученные в процессе познания через организацию продуктивных видов деятельности.

Воспитательные задачи: Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, а также бережное отношение к природе.

Этапы осуществления проекта: Организационный этап. Реализация проекта. Обобщающий этап.

Организационныйэтап. 1. Донести до участников проекта важность данной проблемы.

2.Подбор методической и художественной литературы.

3. Создать развивающую среду: подбор картин, дидактических игр, энциклопедий.

4. Изготовление пособий.

5. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

6. Разработка бесед, викторины.

7.Составить перспективный план мероприятий.

Реализация проекта.

Работа с детьми

Познавательная деятельность

Продуктивная деятельность

Художественно – речевая деятельность

Чтение литературных произведений:

- Заучивание загадок и стихов о растениях

Игровая деятельность

Поисково – исследовательская деятельность

Работа с родителями

5. Экскурсия в аптеку.

6. Подобрать полезные рецепты с использованием лекарственных растений.

Лекарственные растения – важнейший источник производства медицинских препаратов. Около половины всех лекарств готовят из растений. Выращивание лекарственных растений на участке детского сада может оказать значительную практическую помощь людям, оно имеет большое познавательное и воспитательное значение для детей.

Вот так постепенно в процессе работы мы старались воспитывать у детей доброту, экологически грамотное поведение, отзывчивость. В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили и обобщили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов.

В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 8. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности.

Библиографический список:

1. “Цветы – какие они”. Т.А. Шорыгина.

2. “Как знакомить дошкольников с природой”. П.Г.Саморугова.

3. “Лекарственные растения”. С.Е. Землинский.

4. “Ядовитые растения, их польза и вред”. Л.М.Кречетович.

5. “Травянистые растения”. Е.Я. Люкшенкова.

6. “Зеленые странички”. А. Плешаков.

7. “Зеленая аптека”. Н.Н. Кислова.

8. “Все обо всем.” Энциклопедия. Растения.

9. “Лесная аптека”. З.В. Коробцова.

10. “Красная книга”. Учебное пособие.

Обобщающий этап.

4. Консультации для родителей

6. Загадки о лекарственных растениях

Результаты реализации проекта:

- Осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.

- У детей развился познавательный интерес, расширились представления о природе.

-Сформировались знания о лекарственных растениях.

- Обогатился опыт детей в сфере экологического воспитания.

Цели: 1. Научить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.

2. Научить детей делать соответствующие выводы, какое значение имеют растения для здоровья.

Воспитатель: Луг всегда прекрасен и молод! Всегда был и будет другом человека. Когда выйдешь на луг в любое время года, хочется молчать и слушать тишину, пение птиц. А как приятно побегать по лугу в летнюю пору и подышать полной грудью живительным воздухом, наполненным ароматом трав и цветов. Прогулка на луг в любое время года - это источник радости и здоровья.

- Когда вы заболеете, мама лечит вас микстурой и отварами из лекарственных трав. Эти травы называют зеленой аптекой. Почему? - Потому что, они помогают нам избавиться от болезней. Особую помощь они оказывают человеку в походе, на прогулке вдали от дома. Растительной аптекой пользуются и животные. А теперь познакомимся с вами с некоторыми лекарственными травами.

Путника друг - подорожник,

Скромный, невзрачный листок, -

Ты на порезанный палец

Влажной заплаткою лег.

Многим из нас невдомек,

Что отыскалось лекарство

Тут же, на тропке, у ног.

Свежий лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к ранке или ожогу. Вскоре станет легче. - Никто не любит лечиться таблетками, ведь они горькие и неприятные. Но есть и сладкие лекарства, их можно съесть целую тарелку. Ну, конечно же - это ягоды! Летом созревает вкусная ягода черника. Она помогает при расстройствах желудка, нервной системы, малокровии (Показать). Растет ягодный кустарник очень медленно, поэтому собирать ягоды черники нужно осторожно, чтобы не повредить корни, стебли и ветви. А эту ягоду вы, конечно, все знаете.

На проталинке лесной

Земляничка под сосной.

Хорошо цвела весной.

Солнце грело много дней

Пушистый кустик у камней.

Все пригожей, да крупней.

Покраснела каждым боком,

Налилась душистым соком. (Е. Трутнева).

Земляника - не только вкусная, но и очень полезная ягода. Ее применяют при простудных заболеваниях, при малокровии. Очень полезны земляничное варенье и чай, заваренный с листьями земляники. Следующая душистая и сладкая ягода, которую очень приятно съесть не только больному, но и здоровому человеку - это лесная малина. Любят ее и лесные животные - насекомые, птицы, звери. Малина хорошо помогает при простуде. Многие растения - настоящие кладовые витаминов. Их употребление в пищу быстро восстанавливает силы человека. Это одуванчик. Из его листьев делают салат. Крапиву используют для салатов и супов. Много витаминаС содержат плоды шиповника. А ягоды этого растения помогают людям, у которых больное сердце.

А вот еще один рецепт:

Если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, поднимется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

Так говорится об отваре из ромашки аптечной. О лекарственных растениях можно рассказывать очень долго, ведь их в природе очень много - в огороде, в саду, на лугу, у водоема, в лесу. Это еще и деревья, многие кустарники.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться,

Находить в лесу растенья,

Те, что для людей полезны, -

И отступят все болезни!

- Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения; - Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.

Цель: Развивать экологическое мышление в процессе мыслительной деятельности, творческое мышление.

Развивающая среда: иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, валериана, ромашка; засушенные растения; отвары трав, картинки зверей или игрушки.

Ах, не трогайте меня, Обожгу я без огня.(Крапива).

Рос шар бел, дунул ветер – Шар улетел. (Одуванчик).

Нарядные платьица, Жёлтые брошки, Ни пятнышка нет На красной одёжке. (Ромашка).

Каждый лист мой любит тропки, У обочины дорог. Он однажды людям добрым Раны вылечить помог. (Подорожник).

Ребята, как называются эти растения? Для чего они нужны человеку? Давайте побольше узнаем о лекарственных растениях.Издавна люди замечали, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то траву, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.

Посмотрите на это растение (картинки или засушенные растения). Его можно встретить на лугах, лесных опушках, и называется оно – тысячелистник. Посмотрите на его листья. Подумайте, почему он так называется. (Каждый лист состоит из множества крохотных листков и у каждого листика – ажурные края). Тысячелистник – лекарственное растение. Его используют для остановки кровотечения, для улучшения аппетита.

Воспитатель предлагает посмотреть на другое растение.

Кто знает, как оно называется?(Подорожник). Почему оно так называется? Подорожник растёт вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надёжно укрепляется в почве, стебелёк с соцветием. Они тоже жёсткие и упругие. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения. Подорожник – великий путешественник. Приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места. Подорожник называется зелёным бинтом. Если разобьёшь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране.

О каком растении говорят, что оно жжёт? Правильно, это крапива. Но почему же всё-таки крапива обжигает? На листьях и стеблях растения имеют особые волоски. Каждый волосок – как игла шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят щи. В крапиве содержаться вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. А ещё она укрепляет волосы. Из неё делают бумагу, мешковину. В стеблях этого растения очень прочные волоски.

Все эти лекарственные растения произрастают во многих местах нашего города.

Есть много трав полезных,

На земле страны родной,

Ромашка, мята, крапива

Подорожник, ландыш, зверобой.

Дождик, дождик, веселей!

Тёплых капель не жалей

Для лесов, для полей.

И для маленьких детей,

И для мам, и для пап.

Кап – кап! Кап – кап!

Как вы думаете, где и когда собирают лекарственные травы? Как правильно их сушить? Цветки собирают, когда растение цветёт. Корневища – поздней осенью, когда плоды уже осыпались. Собирают в сухую погоду.

Воспитатель предлагает поиграть в больницу.

Так как доктор Айболит занят на вызовах, то лечить зверей будете вы. 1. У нашего Мишки болит горло. (Дети советуют). Очень полезен отвар ромашки. 2. А у нашей Лисички простуда – очень полезен отвар мать-и-мачехи, чабреца. 3. У обезьянки нет сил. – Ей поможет отвар шиповника, зверобоя, боярышника.

Подведение итогов занятия.

Цель: дать детям представления о том, какие части лекарственных растений используются для лечения.

Укроп – листья и молодые стрелки;

Одуванчик – листья, корень;

Календула – цветы и семена;

Зверобой – цветы, листья;

Пастушья сумка – цветы;

Лопух – листья и корни.

Рано весной на оттаявших полянках появляются маленькие золотисто-желтые цветы (рассматривание лекарственного растения). Это цветы мать-и-мачехи. Это необычное растение. Сначала она цветет, а потом отращивает листья. И листья у нее необычные. Верхняя сторона гладкая, блестящая и прохладная. Нижняя сторона покрыта белыми волосками, теплая и мягкая. Теплая сторона – это мать, а холодная – мачеха. Летом мало кто обращает внимание на широкие листья мать-и-мачехи. А ведь это лекарственное растение. Из этих листьев и цветков заваривают чай и пьют от кашля и простуды.

«А если кашель у тебя,

Ты кипятком залей меня.

Отвар лечебный нацеди,

Такой вот замечательный цветок мать-и-мачеха. Ранней весной он удивляет и радует нас своим появлением из-под снега, а летом заботится о нашем здоровье.

Демонстрация картинки подорожника. Подорожник такой привычный, что не обращаешь на него внимания. Где люди ходят, там и подорожник растет. Это растение – доктор. Приложи чистый листочек к ушибу, боль будет меньше. А если поранился, то подорожник остановит кровь, убьет микробов, и ранка быстро заживет.

«Подорожник у дороги –

Листики да лопушки.

Применяй меня от боли,

Рассказ о подорожнике: Один подорожник рос возле дороги, ему было скучно. Вдруг он увидел едущего по дороге мальчика. На дороге мальчику попался камень, и не успел мальчик оглянуться, как упал и разбил себе колено. У него не было с собой бинта, но возле дороги он увидел подорожник. Мальчик не растерялся, сорвал листочек и приложил к ранке, кровь остановилась. Мальчик сел на велосипед и поехал домой. С тех пор подорожник не пропускает мимо себя тех, кто нуждается в быстрой помощи.

Показ картинки – ромашка.

«Я – ромашка – красота.

По мне гадает детвора.

Но и в другом полезна я:

Простуда если у тебя,

То завари ромашку в кружке

(Я через час уже готова).

Рекомендуй меня подружке –

Ромашка растет на полянах в лесу, по обочинам дорог. В лечебных целях собирают цветки ромашки и сушат в проветриваемых помещениях. Ромашка полезна при многих заболеваниях. Ее применяют при заболеваниях печени, почек, простуде, бессоннице. Заваривают чай из ромашки. А настой из цветков ромашки полезен при ангине.

Приложение 5: Загадки о лекарственных растениях.

Вышли стайкой на лужок.

Словно снег у них реснички,

И, как солнышко, глазок.

Золотой и молодой

За неделю стал седой.

А денечка через два

Спрячу-ка в карманчик

Поранил ты в дороге ногу,

Усталость не дает идти,

Нагнись, солдатик у дороги

Готов помочь тебе в пути.

Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

Ах, не трогайте меня.

Обожгу и без огня.

Он шипы свои выставил колко.

Шипы у него как иголки.

Но мы не шипы у него соберем

Полезных плодов для аптеки нарвем.

Цель: упражнять детей узнавать лекарственные растения по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.

Длительность проекта: с 01.07. - 31.07. 2019г.

Возрастная группа: средняя

Участники проекта: воспитатель, дети средней группы и родители.

Цель проекта:

формировать представления детей о лекарственных растениях, их свойствах.

Задачи:

Расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.

Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, загадки; развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях.

Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.

Проблема:

Наблюдая и рассматривая растения на улице, на участке и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебные свойства, правила сбора.

Актуальность:

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования. Это способ воздействия на чувства детей, их взгляды и представления. Дети учатся понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили изучить лекарственные растения, которые произрастают на участке в детском саду, в лесу.

Задачи:

Развивать поисковую деятельность детей: умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;

Побуждать интерес к предлагаемой деятельности;

Развивать аналитическое мышление (поисковая деятельность в ходе решения проблемы);

Приобщать детей к процессу познания;

Расширить знания о разнообразии и пользе лекарственных растений;

Вызывать у детей эмоциональный отклик на красоту растений;

Формировать бережное отношение к природе, желание заботится о растениях;

Активизировать словарь по теме.

Прогнозируемый результат:

  1. Проявление интереса детей и умение оперировать знаниями, работать в коллективе.
  2. Сформированность элементарных представлений детей о видах и значении в жизни человека лекарственных растений.
  3. Осознание многостороннего значения природы, приобретение детьми навыков бережного, созидательного отношения к окружающему миру.
  4. Участие в проектной деятельности как способ удовлетворения познавательной активности, выражения и развития творческих способностей.
  5. Освоение родителями некоторых педагогических приёмов, необходимых в семейном воспитании; умение объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.

Этапы проекта:

1 этап подготовительный:

составление перспективного плана мероприятий проекта на месяц;

подборка стихов художественной и энциклопедической литературы о лекарственных растениях;

подборка иллюстраций лекарственных растений;

подготовка материала и оборудования для приготовления чая, посуда для дегустации.


С детьми обсуждались следующие вопросы:

Растения бывают полезные и не полезные.

Есть ядовитые растения.

Есть лекарственные растения.

Лекарственные растения растут везде: в поле, в лесу, на улице в городе.

Лекарственные растения помогают людям при многих болезнях.

Необходимо бережно относиться к лекарственным растениям.

Какие болезни могут лечить лекарственные растения?

Какие бывают лекарственные растения?

Как их правильно хранить и собирать?

Когда можно собирать лекарственные растения?

Что такое гербарий?

2 этап: основной:

Перспективная разработка проекта

Цель: Рассказать детям о том, какую большую пользу приносят человеку лекарственные растения, расширить представления детей о мире растений, познакомить детей о взаимосвязи растительного мира и человека.

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах сбора и хранения. Воспитывать бережное отношение к природе.

Экскурсия в лес

Цель: познакомить детей с природным окружением нашего края; рассказать о многообразии трав произрастающих в наших лесах, лугах; познакомить детей с лекарственным растением – подорожником, с его внешним строением; рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; какие условия необходимы подорожнику, для того чтобы он рос.

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения.

Цель: Научить отличать лекарственные растения по внешним признакам, запаху, строению; закрепить знания детей о значении лекарственных растений для здоровья человека.

Цель: Рассказать детям о многообразии растений, научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению, по запаху).

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения.

Заучивание загадок и стихов о лекарственных растениях.

Опыты и исследовательно-поисковая деятельность: на территории детского сада ищем полезные растения

Цель: упражнять в умении распознавать растение по его частям, по строению, по запаху. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

Опыты и исследовательно-поисковая деятельность:

наблюдаем как растет подорожник.

Цель: Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.

Рассматривание картинок и иллюстраций с лекарственными растениями.

Цель: Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение. В игре познакомить детей с тем, какие части дикорастущих съедобных трав используются в пищу.

3. Рассматривание гербария с лекарственными растениями.

7. Загадки по теме.

Экспериментирование –сбор мяты и заваривание чая.

Цель: Цель: научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению).

Беседа о пользе ромашки.

Цель: упражнять в умении распознавать растение по его частям, по строению, по запаху.

Познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения.

3 этап: заключительный.

Вывод:

Лекарственные растения – важнейший источник производства медицинских препаратов. Около половины всех лекарств готовят из растений. Выращивание лекарственных растений на участке детского сада может оказать значительную практическую помощь людям, оно имеет большое познавательное и воспитательное значение для детей.

Вот так постепенно в процессе работы мы старались воспитывать у детей доброту, экологически грамотное поведение, отзывчивость. В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили и обобщили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов.

В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 8. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности.

Пояснительная записка: занятие для детей 6-7 лет.

Показатели успешности проведения занятия:

В ходе реализации данного проекта мы предполагаем, что дети не только узнают названия лекарственных растений и их внешний вид, но также их лечебные качества. Путем исследования мы познакомимся со свойствами лекарственных растений, особенностями их жизнедеятельности.

Дети узнают много новых слов – понятий и названий. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, чувства эмпатии.

Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом.


Актуальность проекта

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили вырастить полезные растения, которые принесут пользу не только визуально наблюдаемую, но и будут воздействовать на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.

  • развитие экологического и эстетического воспитания детей.
  • формирование знаний о растительном мире, о мире лекарственных растений,
  • знакомство с лечебными свойствами растений, умение их различать и называть.
  • формирование у детей целостного взгляда на природу, ответственного отношения к окружающей среде.


Задачи проекта

  1. Познакомить с разнообразием растительного мира, с его значимостью для всего живого на планете.
  2. Познакомить со строением и жизнедеятельностью растений.
  3. Учить детей взаимодействовать с природными объектами посредством органов чувств.
  4. Вовлекать в природоохранную деятельность.
  5. Формировать навыки исследовательской деятельности.
  6. Развивать умения и навыки работы с природным материалом.


  1. Развивать умение сравнивать и анализировать.
  2. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
  3. Знакомить с лекарственными травами нашего края.
  4. Обогащать словарный запас детей и их знания о лекарственных травах.
  5. Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.
  1. Воспитывать бережное отношение к природе, природному наследию нашего края.
  2. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.


  1. Научно - методическое (подбор литературы, книги, картины)
  2. Материально - техническое (компьютер, фотоаппарат, стенд,,канцелярские принадлежности, фонотека, стеклянная посуда для экспериментов, колбы, горшочки, баночки, песочные часы, часы, лупа, пластмассовые ножи для опытов, индивидуальные блюдца для экспериментов, салфетки, садово – огородный инвентарь, ящики для проращивания семян, спортивный инвентарь)
  3. Экспериментальная площадка (клумба с лекарственными растениями, природный экологический уголок в групповой комнате, природный уголок на территории детского сада, экологическая тропа).
  • исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
  • наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная наглядность;
  • словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
  • технология моделирования;
  • релаксация;
  • ароматерапия;
  • слушание музыки.

Стратегия осуществления проекта:

Данный проект осуществляется на базе МДОУ – “ЦРР Д/С “Дельфин” в подготовительной группе “Веселые ребята” под руководством Кривоножкиной Е.Ю., воспитателя 1 квалификационной категории. Проект реализуется в совместной деятельности детей – педагога - родителей, а также в самостоятельной деятельности каждого участника проекта.

  1. Познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);
  2. Экскурсии;
  3. Экологическая викторина “Знатоки лечебных трав”;
  4. Развлечение “Кафе медуница с чаепитием”;
  5. Спортивно оздоровительный центр.

Этапы осуществления проекта:

  • подбор методической и художественной литературы.
  • подбор экспонатов, картин.
  • изготовление пособий, карточек.
  • работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
  • разработка занятий, определение тематики бесед.
  • тематическое планирование.
  • установление контактов.
  • выбор объектов для экскурсии.
  • подбор музыкального репертуара.
  • разработка сценариев, экологических викторин, развлечений.
  • подбор спортивного инвентаря и литературного сопровождения к физминуткам.
  1. “Наши друзья – лекарственные растения”
  2. Выставка рисунков “Волшебные растения”
  3. Декоративное рисование “Цветочная дорожка”
  4. Портрет “ Растение улыбается”


  1. Коллективная работа “Полянка одуванчиков”
  2. Коллективная работа “Домики для семян”
  3. “Мой любимый цветок”
  1. Лепка барельефа “Цветок-это чудо”
  2. Коллективная работа “Лекарственных трав хоровод”
  3. “Цветочная корзинка”


Ознакомление с художественной литературой:

  1. Чтение легенд, сказок, стихов, загадок о лекарственных растениях.
  2. В. Бианки “О травах”
  3. Р.А.Кудашева “Песенка долгой жизни”
  4. Б. Заходер этюд “Дождик и зернышко”

Игры и беседы по экологии:

  1. Беседа “Кто любит цветы, тот не может быть злым”, “Что где растет, когда цветет”
  2. Игры: “Цветы и ветерок”, “Цветок-имя”, “Узнай по описанию”, “Садовник у нас на участке”, “Бал цветов”, “Мама, папа, я - моя цветочная семья”.

Опыты и исследовательно-поисковая деятельность:

  1. “На участке ищем полезные растения”
  2. “Где лучше посадить цветы?”
  3. “Наблюдаем, как растет лук” (Зарисовать)
  4. “Проращиваем семена”



Экологически занятия:

  1. “Лекарственное растение рядом”
  2. “Зеленая аптека”
  3. Викторина “Знатоки лечебных трав”
  4. “Экологические тропинки”


Слушание музыки:

  1. Ю.Антонов “ Не рвите цветы”
  2. В.Моцарт “Цветы”
  3. П.И. Чайковский “Цикл времена года”, “Вальс цветов”
  4. Ю.Чичков “Волшебный цветок” “Это называется природа”
  5. М. Протасов “Одуванчики”
  1. Дидактическая игра “Четвертый лишний”, “Я знаю пять цветов”, “Цветочные названия”, “Путешествие на луг”
  2. Составление рассказов и сказок о лекарственных растениях.
  3. Чтение художественной литературы, стихов, загадок, пословиц, поговорок, примет.
  1. Упражнение “Я цветок”, “Я бутон”, “Цветы и ветерок”
  2. Этюд “ Дождик и цветок”
  3. Игра – упражнение “Цветок – имя”
  4. Физминутка “Мой цветок”

Спортивно - оздоровительный центр:

  1. Физминутка “Цветы”
  2. Подвижная игра “Цветы и дождик”
  3. Упражнение на дыхание “Аромат цветов”, “Одуванчик”
  4. Гимнастика “Цветы-Волшебники”


3. Обобщающий (01.10.по 01.11.2008г).

  1. Викторина “Знатоки целебных трав”
  2. “Лекарственное растение нашего региона”
  3. “Планета целебных растений”
  4. “Растения- помощники человека”

В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали бесценный материал о лекарственных растениях нашего края, систематизировали его и обобщили как опыт работы в данном проекте.

В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности мы у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Научились работать с некоторыми видами природного материала. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.

Читайте также: