Что значит соответствие в доу

Обновлено: 04.07.2024

Среда, условия могут, как тормозить развитие человека, так и стимулировать его развитие. Бывает и нейтральный вариант, когда она не тормозит, но и не стимулирует.

Мы же в этом курсе рассматриваем не вообще среду, а среду и условия детского сада, развивающую предметно - пространственную среду.

ФГТ, если вы помните, предъявляли требования к предметнои- развивающей среде.

ФГОС ДО дает другую формулировку среды - развивающая предметно - пространственная среда.

Что изменилось?

1. На первый план выходит слово " развивающая", это важно;

Что это значит? Развивающим потенциалом должны обладать не только предметы среды, но и само пространство должно нести развивающую функцию. И под пространством понимается не только пространство группы, пространство всего детского сада, пространство прилегающей территории.

Наталья, давайте пока остановимся только на пространстве группы. На сколько оно обладает развивающим потенциалом?

Чаще всего в группах детского сада мы наблюдаем такую картину:

в спальне находятся кровати по количеству детей и, соответственно, пространство спальни используется только для сна на 2 часа;

в приемной находятся шкафчик , здесь только можно одеваться - раздеваться, вся информация выше глаз ребенка , а значит для родителей , для взрослых.

То есть, эти два достаточно больших по площади помещения практически никак не используются для развития ребенка.

Теперь посмотрим групповую комнату, практически половина комнаты занята столами.Поэтому в конечном итоге для развития крупной моторики , для разворачивания разных видов детской деятельности, двигательной активности остается половина групповой комнаты, при этом жестко - зонированной, не поддающейся никакой трансформации.

Развивающая предметно - пространственная среда (РППС) – это психологически благоприятная обстановка группы, помещений детского сада, а так же прилегающей территории, наполненная разнообразными предметами, игровыми и неоформленными материалами.

Если РППС спроектирована, организована профессионально грамотно, если элементы среды обладают развивающим потенциалом, то такая среда способствуют максимальному раскрытию способностей и возможностей ребенка дошкольника, развитию познавательной мотивации.

Развивающая предметно - пространственная среда - это система условий, но система" живая", требующая с одной стороны стабильности, с другой стороны - изменений. Это система , которая обеспечивает развитие ребенка по всем направлениям: физическое, художественно - эстетическое, речевое, социально - коммуникативное, познавательное.

Содержание РППС зависит от образовательных целей и задач, которые решает педагог, от темы недели, месяца, от времени года, от интересов и здоровья детей и так далее.

ФГОС ДО определяет конкретные требования к развивающей предметно - пространственной среде. И, несмотря на то, что все педагоги знают эти требования, на практике не всегда удается педагогам выстроить систему условий, соответствующую Стандарту.

Основные принципы организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (РППС ДОО)

В основе принципов организации развивающей предметно - пространственной среды лежит концепция современного дошкольного образования, которая выделяет условия, необходимые для создания социальной ситуации развития ребенка.

Обратите внимание, в тексте ФГОС ДО формулировка "социальная ситуация развития" встречается несколько раз.То есть, ФГОС ДО подчеркивает значимость " социальная".

Поэтому и важно организовать пространство так, чтобы оно не было жестким, закрытым, так как это не дает возможности развитию социальных навыков - умение найти себе партнера по игре, определить свое место в пространстве, определить границы этого места и т.д.

Какие требования предъявляет ФГОС ДО к развивающей предметно - пространственной среде? Наверняка Вы с ними хорошо знакомы.

Развивающая предметно - пространственная среда должна быть:

  • содержательно - насыщенной – включать средства обучения и воспитания, материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное,оздоровительное оборудование. Насыщенность среды способно обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; возможность самовыражения детей;

Обеспечивая реализацию этого требования, необходимо соблюдать баланс, избегая перенасыщенности и , не забывая о замене материала. Здесь важно, чтобы элементы среды обладали развивающим потенциалом.

  • трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;

Соблюдению этого принципа в современном дошкольном образовании отводится главная роль.

Важно, чтобы сами дети, проявляя свою субъектность, выступали инициаторами организации РППС , для этого материалы должны быть легкими и удобными для того, чтобы создать свой мир игры в нужном месте и с нужными материалами.

  • полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;

Хочется выделить такой принцип, как многофункциональность, именно многофункциональные материалы позволяют развивать воображение ребенка, которое так необходимо на этапе начального обучения.

  • доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

Казалось бы этот принцип достаточно понятен педагогам ДОУ, но в реальной практике реализуется слабо. Так же и с другими материалами, дети понимают , что это выставлено для выставки, а не для игры. Воспитатели часто говорят "дети попросят".

  • безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надѐжности и безопасности их использования, такими как санитарно - эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

Развивающая предметно - пространственная среда - это один из важных критериев оценки качества деятельности любого дошкольного образовательного учреждения. Роль среды в формировании основополагающих качеств, таких как самостоятельность, инициатива, познавательная активность ребенка, первостепенна.

Каким образом среда может побуждать ребенка к творчеству, исследованию, к освоению способов деятельности, к проявлению и появлению личностных качеств?

Часто от воспитателей можно слышать "ничего нового в Стандарте нет, мы всегда так делали".

Что - то в Вашей среде не так, если.

  • Если дети начинают и бросают, то одну, то другую игру.
  • Если дети бегают, перекрикивают друг друга, толкаются и ссорятся.
  • Если дети разрушают материалы и игровые пособия.
  • Если дети не хотят делиться игрушками.
  • Если дети не знают, как и где разместить свои продукты деятельности.
  • Если действует правило "глазками смотри, ручками не трогай".
  • Если выставлены игрушки и игры для красоты, а не для игры.

РППС должна обеспечивать ребенку свободный выбор игр и материалов; выбор места и пространства; возможность уединения и взаимодействия со сверстниками; право на осуществление проб и ошибок. Пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, должны нести информацию о современном мире и стимулировать поисково - исследовательскую детскую деятельность.

При реализации основной образовательной программы дошкольного образования необходимо помнить, ведущая деятельность и основная форма - игра, которая задается взрослыми в двух видах - сюжетно - ролевая и игра с правилами.

Педагогу необходимо создать условия для разворачивания сюжетно - ролевой игры, для организации игр с правилами, а так же подготовить материалы и оборудование для продуктивной деятельности, для познавательно - исследовательской и двигательной деятельности.

Созданные условия обеспечат развитие ребенка по пяти основным направлениям развития: физическое, художественно - эстетическое, познавательное, речевое, социально - коммуникативное.

Алгоритм проектирования РППС

Основными этапами проектирования РППС являются:

  1. Определение желаемого результата.
  2. Постановка целей и задач проектирования РППС.
  3. Анализ реальной ситуации (наличие помещений, состояние помещений, наличие материалов и игрового оборудования, кадровый ресурс, реализуемые комплексная и парциальная программы, социальное окружение, региональные особенности и т.д.).
  4. Определение проблем и рисков.
  5. Описание способов реализации проекта, где формулируется перечень желаемых трансформаций РППС, перечень тех компетенций, которыми должен овладеть педагог.

Наблюдение за детьми – какие центры интересны в течение дня, в течение недели, в течение месяца. Анализ центров в соответствии с принципами ФГОС ДО. Анализ элементов РППС - какой уровень развивающего потенциала каждого из элементов.

Выстроенная таким образом работа по проектированию РППС в отдельной группе или в целом в детском саду позволит:

  • обеспечить целостность педагогического процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка;
  • создать постоянную творческую атмосферу в работе педагогов;
  • обеспечить единство подходов к воспитанию и образованию детей семьи и детского сада.

При формулировании целей проекта педагоги ДОО должны понимать, что РППС должна представляет собой не просто некоторый набор игровых средств и оборудования, а систему, состоящую из определѐнных системообразующих компонентов. Данный принцип даѐт возможность наиболее эффективно использовать компоненты РППС. Это позволит оптимизировать перечень предметного содержания, исключить ненужное дублирование, а также рационально использовать помещения ДОО и игровое оборудование.

Какие вопросы организации развивающей среды в связи с введением Стандарта у педагогов вызывают затруднения:

  • отсутствует представление, что необходимо изменить в РППС;
  • не соотносят основную образовательную программу и РППС;
  • упрощенный взгляд на технологию организации РППС;
  • не могут сбалансировать роль педагога и роль среды в развитии ребенка.

Типичные ошибки в организации развивающей предметно - пространственной среды

1.Сенсорная агрессия оформления группы.

2. Неэстетичный подбор мебели (смешение пластиковой и деревянной мебели и оборудовани я).

3.Школьная расстановка мебели: столы расставлены, как парты в школьном классе.

4. Мебель, не позволяющая изменять границы зон группового пространства. Не выделены пространство для игры. Жесткое зонирование.

5.Нефункциональное структурирование пространства.

6.Отсутствие содержательного материала на полках группы.

7.Перегруженность пространства. Невозможность организации сюжетной игры. Сюжетные картинки выше роста ребенка.

По материалам электронного курса "ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ПРИНЦИПАМИ ФГОС ДО" на сайте инновационного образовательного центра "Мой университет"

Таким образом, качество образования — это соответствие стандарту, ожиданиям общества, а также потребностям личности.

Качество образования - понятие развивающееся, оно не может быть статичным и неизменным. В настоящее время основным документом, определяющим ориентиры качества современного дошкольного образования, является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который устанавливает требования к структуре образовательной программы дошкольного образования, условиям её реализации, результатам дошкольного образования, представленным в виде целевых ориентиров.

Качество дошкольного образования в МАДОУ определяется качеством условий (психолого- педагогических, кадровых, материально-технических, финансовых и др.), качеством процессов (качество образовательного процесса, качество основных и дополнительных образовательных программ и др.), качеством результатов образовательной деятельности (динамика развития детей в образовательном процессе, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, удовлетворённость родителей качеством услуг дошкольной организации и др.).

Образовательная программа дошкольного образования является программой психолого- педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации ребёнка. Стандарт дошкольного образования — это стандарт поддержки разнообразия детства. Результаты дошкольного образования рассматриваются не как оценка достижений ребёнка, а как целевые ориентиры, определяющие направления его развития.

Современный образовательный процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие). От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка-дошкольника. Главной фигурой, способной осуществить поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог, отличающийся высоким уровнем профессиональной компетентности.

В этой связи особое значение приобретают следующие профессиональные качества педагога ДОУ:

  • видение современных задач дошкольного образования;
  • наличие гуманной педагогической позиции по отношению к ребенку, культуре, творчеству;
  • умение заботиться об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей
  • проявление заботы о развитии индивидуальности каждого ребенка;
  • умение создавать и обогащать культурно-информационную и предметно- развивающую образовательную среду;
  • умение работать с содержанием обучения и педагогическими технологиями, придавать им личностно-смысловую направленность;
  • умение осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению современных подходов и технологий, оценивать их результативность;
  • способность к самообразованию.

Профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, а психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.

Для детей – это обучение в интересной для них игровой форме.

Для родителей – это эффективное обучение детей:

- обучение без утомления;

- сохранение здоровья детей как психического, так и физического;

- поддержание желания учиться;

Качество профессиональной деятельности педагога — степень удовлетворения потребностей и ожиданий всех участников образовательного процесса от предоставляемых образовательных услуг.

Критерий оценки — признак степени соответствия качества профессиональной деятельности педагога установленным нормам, требованиям, эталонам, стандартам.

Для примера приведу представленные на слайде критерии оценки качества работы педагогов дошкольного образования, по которым определяется уровень их профессиональной деятельности:

1.1.Индивидуальные достижения воспитанниками более высоких показателей развития в сравнении с предыдущим периодом, сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

1.2.Отсутствие (или снижение количества) пропускаемых воспитанниками дней (низкий уровень заболеваемости).

1.3.Развитие творческих способностей воспитанников (качественная подготовка к утренникам, конкурсам, выставкам, фестивалям и т.д.).

3.1.Разработка и реализация совместных со специалистами творческих, социальных проектов. Авторских программ, проектов, технологий, методик направленных на развитие ДОУ, повышение его авторитета, имиджа.

3.2. Освоение и внедрение комплексных и парциальных программ нового поколения.

3.3. Эффективная и безопасная организация предметно-развивающей среды в групповых помещениях, кабинетах специалистов, музыкальном и спортивном залах.

4.1.Организация взаимодействия с семьями воспитанников, разнообразие форм работы с родителями.

Если объединить все толкования в одно, можно подойти к пониманию успеха как удачи в деятельности, признанной обществом.

Свод правил успешного воспитателя

Милосердие и гуманизм – сердце воспитателя

Творчество – отличительная черта

Здоровый образ жизни – основа существования

Уважение к коллегам, детям родителям дошкольников – культура воспитателя

Самосовершенствование, саморазвитие – доминанта поведения

Профессиональная компетентность – дело чести

Существует несколько принципов профессиональной успешности педагога.

Нет прописных истин, они рождаются в споре. Вокруг бушует ураган социальных противоречий. Важно быть самостоятельными в мире. Весы-качели – символ постоянного поиска, стремление выработать свою точку зрения.

У каждого своя программа развития, цели и задачи. Каждый выбирает достижения к успеху по силам и проявляет себя в разных жизненных ситуациях.

Педагог – равноправный партнёр, учитывающий интересы ребёнка, индивидуальные особенности и потребности.

Повышение качества дошкольного образования на современном этапе находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров.

Современное образование характеризуется активным включением педагогов в инновационную деятельность, процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приёмов взаимодействия с детьми. В таких условиях особое значение придаётся состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов, повышению их квалификации, стремлению к самообразованию, самосовершенствованию.

Профессиональная компетентность педагога характеризуется как общая способность педагога мобилизовать свои знания, умения.

Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.

Готовность решать профессиональные предметные задачи.

Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.

Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в стремлении к росту, самосовершенствованию.

Итак, перед вами модель воспитателя 21 века:

Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

Умеющий организовать рефлексивную деятельность;

Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

Профессиональная компетентность — это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности.

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога ДОУ относятся :

Интеллектуально-педагогическая компетентность - умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

Коммуникативная компетентность - значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать.

Информационная компетенция - объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, о коллегах.

Регулятивная компетентность - умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

Также выделяют следующие виды компетентностей:

Компетенция в ведении образовательного процесса. Подготовка к образовательной деятельности вызывает необходимость иметь высокую компетентность, постоянный поиск новой информации. Глубокое знание дошкольной педагогики, основных методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста с применением на практике. Использование различных методов обучения, различных видов деятельности и материалов, которые соответствуют уровню развития детей. Использование средств диагностики.

Компетенция в организации информационной основы деятельности воспитанников. Подготовка к образовательной деятельности вызывает необходимость иметь высокую ИКТ- компетентность, постоянный поиск новой информации.

Компетентность в организации воспитательной работы. Признание за детьми права выбора (деятельности, партнера). Создание возможности для его осуществления. Моделирование отношения сочувствия и позитивных способов общения с акцентом на разрешение проблем и конфликтов. Проявление уважения к мыслям и суждениям каждого ребенка.

Компетентность в установлении контактов с родителями. Данная компетентность позволит воспитателю привлечь родителей и представителей общественности к совместному формированию критериев качества образования, конкретизировать социальный заказ, сделать ДОУ привлекательным.

Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников. Организация собственной педагогической деятельности, ориентированной на индивидуальные особенности ребенка. Владение средствами диагностики индивидуальных особенностей ребенка и особенностей группы. Определение индивидуальных целей на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

Компетентность в разработке и реализации авторских образовательных программ. Данная компетентность помогает расширить содержание образования в конкретной области знаний, реализовать творческий потенциал и развить интерес воспитанников к определенному виду деятельности.

Компетентность во владении современными образовательными технологиями. Способствует развитию обобщенных способов деятельности воспитанников, позволяющих им свободно ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

Компетентность профессионально-личностного совершенствования. Обеспечивает постоянный рост и творческий подход в педагогической деятельности, предполагает непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает потребность к постоянному саморазвитию.

Креативная компетентность педагога. Для оценки этого направления следует учесть, насколько воспитатель отличается способностью к поиску и внедрению в практику новых педагогических идей, новых способов решения педагогических задач. Позитивное отношение к новым идеям, стремление реализовать их на практике по собственной инициативе, без воздействия администрации. Проявление компетентности в обобщении и распространении педагогического опыта.

Компетентность в организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса. Данная компетентность обеспечит наличие критерия нового качества образования - создание условий для сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.

Компетентность в создании предметно-пространственной среды. Данная компетентность позволяет обеспечить организацию детских сообществ и стимулирование процессов саморегулирования детей, предоставляя им материалы, время и место для выбора и планирования их собственной деятельности.

Педагоги с достаточным уровнем внутренней мотивации, креативные личности, ориентированные на успех, способны самостоятельно достигнуть высокого уровня профессионализма. Однако для большей части педагогов необходимо создание специальных условий. Не каждый педагог может подняться до вершины новаторства. Но к творческому поиску оптимальных средств, форм, методов обучения и воспитания детей может приобщиться каждый.

Таким образом, в дошкольном образовании нет единого подхода к оценке качества профессиональной деятельности педагога ДОУ.

Эта тема будет оставаться проблемной до тех пор, пока не будут: разработаны единые показатели и критерии оценки;

определены современные требования, которые можно универсально применить к оценке качества работы различных категорий педагогов дошкольного образования.

А на данный момент главными и основными критериями качественной деятельности педагога дошкольного образования являются следующие критерии:

Ребенок утром с радостью идет в детский сад, вечером с неохотой его покидает.

Педагог постоянно находится в творческом поиске, растет как профессионал.

Родитель видит в нас союзника, активно включен в образовательный процесс.

Основной структурной единицей дошкольной образовательной организации является группа. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.

В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования.

В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. В таких группах осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур.

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

При необходимости могут быть организованы также:

  • группы детей раннего возраста без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет;
  • группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В группах по присмотру и уходу обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня;
  • семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях. Семейные дошкольные группы могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В группы могут включаться воспитанники как одного, так и разных возрастов (разновозрастные группы).

См. также:

| Должность: Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, МБДОУ "Детский сад "Радуга" комбинированного вида"

Образовательная программа дошкольного образования – это практическое воплощение модели организации педагогического процесса с учетом конкретных условий каждой ДОО. Она должна обеспечивать построение целостного образовательного процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие дошкольника - физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое - во взаимосвязи.

Образовательная программа дошкольного образования – это практическое воплощение модели организации педагогического процесса с учетом конкретных условий каждой ДОО. Она должна обеспечивать построение целостного образовательного процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие дошкольника - физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое - во взаимосвязи.
Разработка ОП – это создание совокупности примерной и дополнительных программ, отвечающих образовательному запросу социума, обеспечивающих самореализацию, достижение определенного уровня образованности, разностороннего развития и адаптации дошкольников в социальной среде.
В настоящее время дошкольным организациям необходимо осуществить разработку (корректировку) программы на основе ФГОС ДО с учетом примерной ООП ДО и других нормативных документов, регламентирующих их образовательную деятельность.
Конечной целью создания ОП является реализация в ДОО собственной модели организации обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста с учетом конкретных условий, поэтому она должна быть сугубо индивидуальной для каждой организации, учитывать потребности воспитанников, их родителей, социума.
В соответствии с ФГОС ДО программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
При проектировании образовательной программы необходимо учитывать требования ФГОС ДО, указанные в п.2.10. к объёму обязательной части (не менее 60%) и части, формируемой участниками образовательных отношений, (не более 40%).

1. Целевой раздел образовательной программы детского сада включает в себя пояснительную записку, раскрывающую:
-цели и задачи реализации программы;
-принципы и подходы к формированию Программы;
-значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
Кроме того, в пояснительную записку входят планируемые результаты освоения Программы.
Цель реализации Программы: обеспечение выполнения требований ФГОС дошкольного образования в части организации образовательного процесса, ориентированного на достижение ребёнком целевых ориентиров ФГОС дошкольного образования.
Задачи реализации Программы:
В обязательной части Программы указать задачи комплексной (примерной) программы, важно, чтобы их содержание соответствовало социально-нормативным возрастным характеристикам возможных достижений на этапе завершения уровня дошкольного образования или 9 задачам из ФГОС ДО п.1.6.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, указать цели и задачи, связанные с видовым своеобразием дошкольной образовательной организации, наличием приоритетных направлений деятельности в соответствии с лицензией на образовательную деятельность (статус ДОУ, участие в проектах и пр.), спецификой национальных, этнокультурных, демографических, климатических и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
Принципы и подходы к формированию программы:
указать принципы программы (комплексной, примерной), с учётом которой разрабатывается обязательная часть Программы.
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в т.ч.:
1. характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста:
-особенности контингента воспитанников (количественные и качественные характеристики)
- количество детей, количество и виды групп,
-особенности психофизического развития детей: общее недоразвитие речи, ограниченные возможности здоровья
-индивидуальные особенности (социальный статус семей, полные-неполные семьи, национальность и проч.);
2. информация о содержании части, формируемой участниками образовательных отношений, в т.ч. информация о дополнительных образовательных услугах, если таковые имеются.
Планируемые результаты освоения Программы.
Эта часть Программы составляется на основе IV раздела ФГОС ДО, п. 4.6. (Целевые ориентиры образования).
Дополняется и конкретизируется описанием планируемых результатов в части, формируемой участниками образовательных отношений (это результаты работы по приоритетным направлениям, результаты, учитывающие особенности развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов и др.).

2. Содержательный раздел Программы должен включать:
- описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
-описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;
-описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.
2.1. Содержание образования по пяти образовательным областям.

В этом разделе программы необходимо указать:
содержание воспитательно-образовательной работы по каждому направлению развития и образования детей (ФГОС дошкольного образования п. 2.6.) и методические пособия, обеспечивающие реализацию данного содержания:
● социально-коммуникативное развитие;
● познавательное развитие;
● речевое развитие;
● художественно эстетическое развитие;
● физическое развитие.

2.3. Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (планируется, если такие дети есть в дошкольной образовательной организации).
Этот раздел должен содержать описание коррекционной работы и/или инклюзивного образования в группах компенсирующей и комбинированной направленности, а именно:
1.специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ:
2.использования специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов;
3.особенностей проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

3. Организационный раздел должен включать в себя описание материально-технического содержания Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и /или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
Организационный раздел дает представление о том, в каких условиях реализуется ООП ДО. В этом разделе должны быть представлены:
3.1.Распорядок и/или режимы дня всех групп детского сада, в т.ч. вариативных форм дошкольного образования;
3.2.Модель воспитательно-образовательного процесса детского сада, основанная на организованной образовательной деятельности; образовательной деятельности в ходе режимных моментов; самостоятельной деятельности детей в центрах (уголках) активности, включающая традиционные для данной дошкольной образовательной организации события, праздники, мероприятия, их количество и периодичность (проектирование/планирование ВОП).
3.3.Особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды помещений залов, кабинетов, , групп (зоны или центры активности, уголки), участка и прилегающей территории;
3.4.Описание материально-технического обеспечения программы:
обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания. При этом возможно обосновать необходимые изменения в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами ООП ДО: описать дополнительные средства обучения и методические материалы, с обоснованием их необходимости в образовательном процессе; в кадровом обеспечении обосновать необходимость введения дополнительных штатных единиц и т.д.

4. Краткая презентация ООП ДО
Дополнительный раздел программы, в соответствии с п.2.13 ФГОС дошкольного образования.
Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации. Она должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.
В краткой презентации указываются:
-возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа ДОО, в том числе категории детей с ОВЗ, если Программа предусматривает особенности ее реализации для данной категории детей;
-используемые Примерные программы;
-характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.

Каждый раздел программы начинается с новой страницы.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно. Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на: специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива; сложившиеся традиции Организации или Группы.

Читайте также: