Д и писарев педагогические идеи кратко

Обновлено: 02.07.2024

СНОВНЫЕ ИДЕИ ПИСАРЕВА

Каковы же основные идеи критической деятельности Писарева? Всю свою прекрасную жизнь он честно и самоотверженно боролся за интересы трудового народа.

В расцвете своей литературной деятельности Писарев очень высоко расценивал значение литературы и искусства. Рядом с мыслителями (титанами мысли), политическими деятелями (титанами любви) он ставил художников (титанов, воображения).

Рассматривая поэзию Пушкина вне всякой связи с эпохой, в которую формировалось творчество гениального русского поэта, Писарев совершенно не замечал огромного

В целом же деятельность Писарева оказала могучее влияние на несколько поколений русской молодёжи. Своими блестящими, полными тонкого остроумия статьями он будил мысль, учил думать, любить родину и народ, ненавидеть и презирать богатых тунеядцев.

Во второй половине 1800-х гг. в педагогической мысли России с небывалой силой проявились стремления общества к обновлению и реформам.

Сторонники реформ воспитания и образования не были едины в своих взглядах. Радикально настроенные разночинцы превращали дискуссию о судьбах школы и воспитания в политическую полемику. К ним прежде всего относились Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов.

Дмитрий Иванович Писарев (1841-1868) в статьях "О Журнале для воспитания", "О Русском педагогическом вестнике", "Наша университетская наука", "Педагогические софизмы", "Школа и жизнь" и др. настаивал на изучении ребенка и защите его прав: "Чтобы быть хорошим воспитателем и наставником, нужно любить ребенка и уметь уважать в нем его человеческую личность, его формирующийся характер, его стремление к самостоятельности и к деятельной мысли".

Писарев склонялся к идеям "свободного воспитания", считая, что традиционная педагогика и школа поощряют насилие над личностью ребенка. "Воспитывая наших детей, мы втискиваем молодую жизнь в те уродливые формы, которые тяготели над нами. Чем раньше молодая личность становится в скептическое отношение к своим наставникам, тем лучше. Умный. человек никогда не решится воспитывать ребенка; он поймет, что врываться в интеллектуальный мир другого человека со своей инициативой бесчестно и нелепо; он будет хорошо кормить ребенка, удалять от него вредные предметы. На том он и остановится".

Писарев отвергал профессионализацию, утилитаризм общеобразовательной школы: "Призрак специального образования никак не решается исчезнуть и до сих пор мешает нашему обществу разглядеть действительный смысл и задачу образования".

Писарев полагал, что женщине должны быть открыты дороги к образованию наравне с мужчиной.


Вторая половина XIX века начинается в России серьезными общественными переменами, предвестником которых и было столь бурное брожение умов. С историографической точки зрения эти перемены следует отсчитывать с 1861 г., с отмены крепостного права. Вместе с тем, оно было лишь наиболее заметным звеном в цепи давно назревших реформ. К тому времени в российском обществе широко распространились взгляды на просвещение как на способ изменения условий жизни. В публицистике и педагогике возрастало внимание к отдельной личности, обосновывалась необходимость научности образования.

О феномене русской интеллигенции следует сказать отдельно. Понятие интеллигент (от лат. intellectus), придя из Европы, в России приобрело (вплоть до 1917 г.) смысл, значительно выходящий за пределы образованности и умственного рода деятельности. Российский интеллигент был человеком высококультурным в самом широком и благородном смысле, высоконравственным, ответственным за свои поступки, совестливым, человеком слова, преданным своему народу и отчизне, уважающим людей и мысль.

Педагогические идеи и деятельность Д. Писарева и Н. Пирогова

Политические и педагогические идеи революционных демократов

К эмансипации женщин стремился Д. Писарев. Утверждая, что женщине должны быть открыты дороги к образованию наравне с мужчинами, он требовал законодательных реформ в этом направлении. То же можно сказать и о Пирогове. Однако, требуя отмены дискриминации женщин, расширения женского образования, тот ограничивал масштабы его применения, отказывая женщинам в государственной службе, а тем более службе в армии.

Педагогические идеи и деятельность К. Ушинского

Вопросы и задания

1. Чем были вызваны реформы в российском образовании начала XIX века и в чем они заключались? Каков был вклад в них М. Сперанского и декабристов?

2. Чем был вызван реакционный откат и в чем он состоял?

3. Опишите четыре ступени образования в России первой половины XIX в.

4. Какую роль в российском образовании и в общих умонастроениях сыграл Царскосельский лицей? Назовите его преподавателей и воспитанников.

6. В чем состояла полемика о судьбах России в середине XIX века? Назовите славянофилов и приведите их доводы. В чем состояла позиция западников? Какое место в этой полемике занимал П. Чаадаев?

7. Кем были по своим политическим взглядам А. Герцен и В. Белинский? Охарактеризуйте их педагогические представления.

8. Как отразились общественные перемены в России в середине XIX в. на образовании? В чем состояли позиции охранительного либерализма и как они выразились в педагогике Д. Писарева и Н. Пирогова?

9. Кем были по своим политическим взглядам Н. Чернышевский и Н. Добролюбов? Охарактеризуйте их педагогические идеи, в том числе в вопросе эмансипации женщин.

10. Опишите педагогические идеи и деятельность К. Ушинского. Остановитесь на его высказываниях о народности образования и роли родного языка, а также личности педагога.

Николай Иванович Пирогов (1810–1881) – доктор медицины, основатель новой хирургической школы в России, крупный общественный педагогический деятель. Закончил медицинский факультет Московского университета, был профессором в Дерптском университете, Петербургской медико-хирургической академии.

Пирогов выступал за создание внесословного, бесплатного и обязательного на начальной ступени образования. Им разработан проект школьной системы. Первая ступень – 2-летняя элементарная школа; вторая – прогимназии (4-летнее обучение) и гимназии реальные и классические; третья – университет.

Недостатки школы Чернышевский видел в низком научном уровне обучения, схоластических методах преподавания, перенасыщенности учебников деталями и подробностями, неравенстве женского и мужского образования, казарменном духе воспитания.

Литературная карта Липецкой области

Писарев Дмитрий Иванович (1840–1868)


Литературный критик и публицист Д. И. Писарев родился 14 октября 1840 года в с. Знаменском Елецкого уезда Орловской губернии (ныне с. Писаревка Задонского района Липецкой области) в небогатой дворянской семье. В возрасте 10 лет вместе с семьей перебрался в имение Грунец Тульской губернии (ныне Орловской области). В доме царила атмосфера постоянного учения и культа знаний, поощрялись литературное творчество и чтение. С четырех лет Дмитрий Писарев читал по-русски и по-французски, свободно говорил на французском языке. Но творческой активности и самостоятельности мешали постоянная мелочная опека, семейный деспотизм со стороны родителей. Это наложило отпечаток на его дальнейшую творческую и личную жизнь.

Однако в 1859 году Д. И. Писарев пережил мировоззренческий кризис, сопровождавшийся утратой семейных авторитетов, крушением религиозных воззрений и веры в прежние идеалы. По воспоминаниям двоюродной сестры Дмитрия Писарева Раисы Гарднер, воспитывавшейся в их доме, одной из причин его глубоких переживаний могла стать и их сильная взаимная привязанность, которой воспрепятствовала мать. Кризис закончился психическим расстройством. Д. И. Писарев был помещен в психиатрическую лечебницу, где дважды пытался покончить с собой.

Д. И. Писарев умер 4 июля 1868 года в Дуббельне, недалеко от Риги, в результате несчастного случая (утонул). Есть предположения о том, что это было самоубийство. Похоронен на Волковом (ныне Волковское) кладбище в Петербурге.

Произведения автора

  • Полное собрание сочинений: в 6-ти т. – СПб., 1894-1907.
  • Избранные сочинения: в 2-х т. / общ. ред. и вступит статья В. Я. Кирпотина. – М.-Л., 1934-1935.
  • Сочинения: в 4-х т. / вступит. ст. и примеч. С. Сорокина. – М. : Гослитиздат, 1955-1956.
  • Избранные философские и общественно-политические / под ред. и с предисл. В. С. Кружкова. – М. : Госполитиздат, 1949. – 719 с.
  • Избранные педагогические сочинения. – М. : Акад. пед. наук РСФСР, 1951. – 416 с.
  • Избранные педагогические сочинения / вступит. ст. В. В. Большаковой. – М. : Педагогика, 1984. – 367 с. – (Педагогическая б-ка).
  • Избранные педагогические высказывания / вступит. ст. В. В. Бобровниковой, С. А. Фрумова. – М. : Учпедгиз, 1938. – 464 с. – (Педагогическая б-ка).
  • Избранные произведения. – Л. : Худож. лит., 1968. – 615 с.
  • Литературно-критические статьи / под ред. Н Ф. Бельчикова. – М. : Гослитиздат, 1940. – 480 с.
  • Литературно-критические статьи. – Минск : Изд-во БГУ, 1976. – 255 с.
  • Исторические эскизы : избр. ст. – М. : Правда, 1989. – 608 с. – (Из истории отечественной философской мысли).
  • Пушкин и Белинский. – М.-Петроград : Госиздат, 1923. – 231 с.
  • Базаров / послесл. Ю. С. Сорокина. – М. : Гослитиздат, 1956. – 63 с.
  • Реалисты / полесл. К. И. Бонецкого. – М. : Гослитиздат, 1956. – 191 с.
  • Базаров : реалисты / послесл. Л. Г. Птушкиной ; примеч. Ю. С. Сорокина. – М. : Худож. лит., 1974. – 332 с.
  • Надо мечтать! / сост., авт. вступ. ст. и примеч. И. В. Кондаков. – М. : Сов. Россия, 1987. – 429 с. – (Б-ка русской художественной публицистики).
  • Добролюбов Н. А. Избранное / Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев ; сост., авт. вступ. ст. и коммент. О. В. Волобуев, А. Ю. Морозов. – М. : РОССПЭН, 2010. – 765 с. – (Библиотека отечественной общественной мысли с древнейших времен до начала XX века).
  • Пчелы : (отрывок) // Писатели Липецкого края : (антология. XIX век) / редкол. : К. Н. Наролина (пред.) [и др.]. – М., 2021. – С. 166-175. : портр. – (2-я половина XIX века).

Литература о жизни и творчестве

Справочные материалы

Персоналии

Шацких Павел Трефильевич (1867–1928.

Поэт. Родился в с. Жерновом Елецкого уезда Орловской губернии (ныне Долгоруковский район Липецкой области).

Боев Евгений Егорович (1952).

Поэт. Родился в городе Липецке.

Кугушев Николай Михайлович (1777–18.

Поэт, драматург и прозаик. О своем пребывании на Липецком курорте изложил в книге «Мой курс в Липецке в 1804.

Памятные места

Мемориальная доска М. Горькому (п. .

Установлена на здании железнодорожного вокзала.

Памятник М. Горькому (п. Добринка, .

Памятник установлен напротив здания районной администрации в 2002 году к 200-летию поселка Добринка. Автор.

Читайте также: