Что заставляло летописцев в удельный период начинать местные летописи с повести временных лет кратко

Обновлено: 02.07.2024

Небольшие по объему летописи, чаще всего местного или хронологически ограниченного характера, называют летописцами. В результате деятельности Археографической комиссии (1834) и специальных экспедиций в XIX в. было введено в оборот более 200 списков летописей, а в 1841г. впервые вышло полное собрание русских летописей в 12 томах.

Каждый летописный список имеет свое условное название:

– по месту хранения (Ипатьевская летопись, Академический и прочие списки);

– по владельцу (Радзивиловская, списки Оболенского, Хрущевский и др.);

– по имени заказчика, составителя, редактора или переписчика (Лаврентьевская);

– по месту создания (Новгородская).

1) с возникновением письменности (IX в.) появляются отдельные записи устных преданий об исторических событиях;

2) собственно летописание возникает при Ярославе Мудром, с целью поднять авторитет молодого христианского государства и не допустить господства Византии;

3) 60–70-е гг. XI в. – деятельность монаха Киево-Печерского монастыря Никона, добавившего рассказы о первых русских князьях; появляется основополагающая идея средневековой историографии о варяжском призвании;




В целом переписчики ХШ–XV вв., благоговейно переписывавшие древние рукописи, на самом деле сохраняли уже неосознаваемые эпизоды труднейшей, нередко кровавой, борьбы, и политической, и религиозной, столкновения Земли и Власти, и борьбу за власть и собственность внутри княжеского рода.

Первый Московский летописный свод – это свод московского митрополита Киприана (1408 или 1409 г.), списком которого была Троицкая пергаменная летопись, погибшая в московском пожаре 1812 г. (позднее восстановлена по выпискам Н. М. Карамзина). Московский свод составлялся при непосредственном участии Киприана. Только этот свод в полном смысле можно считать общерусским. При работе над ним использованы летописи Твери, Новгорода Великого, Нижнего Новгорода, Ростова, Рязани, Смоленска и, конечно, все предшествующее летописание Москвы. Были включены также сведения по истории Литвы.

6.2. Развитие исторических знаний в России XVI–XVII вв.

В XVII в. государственное летописание еще сохраняется, но становится по преимуществу частным делом отдельных авторов. В некоторой степени летописание сохранилось в Новгороде, Пскове, по монастырям и отдельным церквям. Появилось особое сибирское летописание (Есиповская и Строгановская летописи), содержавшее исторические и географические описания Сибири.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте особенности летописания на Руси.

2. Назовите этапы раннего летописания.

3. Повторите термины: летопись, протограф, хронограф, летописец, летописный свод.

4. Что нового возникает в летописании XVIв.? Назовите летописные памятники этого периода.

5. Охарактеризуйте, на ваш взгляд, самый интересный исторический труд XVI–XVII вв.

Небольшие по объему летописи, чаще всего местного или хронологически ограниченного характера, называют летописцами. В результате деятельности Археографической комиссии (1834) и специальных экспедиций в XIX в. было введено в оборот более 200 списков летописей, а в 1841г. впервые вышло полное собрание русских летописей в 12 томах.

Каждый летописный список имеет свое условное название:

– по месту хранения (Ипатьевская летопись, Академический и прочие списки);

– по владельцу (Радзивиловская, списки Оболенского, Хрущевский и др.);

– по имени заказчика, составителя, редактора или переписчика (Лаврентьевская);

– по месту создания (Новгородская).

1) с возникновением письменности (IX в.) появляются отдельные записи устных преданий об исторических событиях;

2) собственно летописание возникает при Ярославе Мудром, с целью поднять авторитет молодого христианского государства и не допустить господства Византии;

3) 60–70-е гг. XI в. – деятельность монаха Киево-Печерского монастыря Никона, добавившего рассказы о первых русских князьях; появляется основополагающая идея средневековой историографии о варяжском призвании;

В целом переписчики ХШ–XV вв., благоговейно переписывавшие древние рукописи, на самом деле сохраняли уже неосознаваемые эпизоды труднейшей, нередко кровавой, борьбы, и политической, и религиозной, столкновения Земли и Власти, и борьбу за власть и собственность внутри княжеского рода.

Первый Московский летописный свод – это свод московского митрополита Киприана (1408 или 1409 г.), списком которого была Троицкая пергаменная летопись, погибшая в московском пожаре 1812 г. (позднее восстановлена по выпискам Н. М. Карамзина). Московский свод составлялся при непосредственном участии Киприана. Только этот свод в полном смысле можно считать общерусским. При работе над ним использованы летописи Твери, Новгорода Великого, Нижнего Новгорода, Ростова, Рязани, Смоленска и, конечно, все предшествующее летописание Москвы. Были включены также сведения по истории Литвы.

6.2. Развитие исторических знаний в России XVI–XVII вв.

В XVII в. государственное летописание еще сохраняется, но становится по преимуществу частным делом отдельных авторов. В некоторой степени летописание сохранилось в Новгороде, Пскове, по монастырям и отдельным церквям. Появилось особое сибирское летописание (Есиповская и Строгановская летописи), содержавшее исторические и географические описания Сибири.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте особенности летописания на Руси.

2. Назовите этапы раннего летописания.

3. Повторите термины: летопись, протограф, хронограф, летописец, летописный свод.

4. Что нового возникает в летописании XVIв.? Назовите летописные памятники этого периода.

5. Охарактеризуйте, на ваш взгляд, самый интересный исторический труд XVI–XVII вв.

Ответ: До рубежа XI—XII вв. Русская земля находилась в общем управлении князей — родственников, что способствовало сохранению её единства. С начала XII в. этот фактор, сплачивавший Древнюю Русь, исчез. Сохранялось лишь религиозное единство древнерусских земель и княжеств. Все они входили в единую церковную организацию, центр управления которой находился в Киеве. Благодаря этому продолжало бытовать представление о Русской — православной — земле.

Вопрос: Что было главным в представлении древнерусского человека об окружающем мире?

Ответ: Все представления человека о мире и об обществе основывались на христианской традиции.

Вопрос: Какая роль возлагалась на народ Руси после перемещения духовного центра мира из Иерусалима в Киев?

Ответ: На народ Руси легла особая миссия — спасение всего христианского люда. Чтобы выполнить её, надо было хранить православную веру, соблюдать Божьи заповеди — тогда в день Страшного суда будет получено высшее оправдание от Спасителя.

Вопрос: Что стояло за образами животных, растений, камней в древнерусских текстах и изображениях?

Ответ: К описаниям мифических животных и птиц люди Древней Руси относились с полным доверием. Все животные и их свойства — реальные или вымышленные — рассматривались с точки зрения нравоучительного смысла, заключённого в них. Так, лев был символом земной власти и могущества, олицетворением воли, справедливости, воплощением законов Неба на земле. Приблизительно также воспринимались древнерусскими книжниками камни и растения, их природа, свойства и качества.

Вопрос: Почему православный храм был для древнерусского человека зеркалом мира?

Ответ: Образ мира, который был своим для человека средневековой Руси, сохранил православный храм. Он был своеобразным зеркалом мира, отображал внутренний, потаённый смысл земных вещей, явлений и событий.

Вопрос: Чем объяснить внешнюю строгость православного храма и его богатое внутреннее убранство?

Ответ: Наружное оформление храма — его простота, основательность и стройность соответствовали скромности, непритязательности и строгости внешней жизни христианина. Сложная внутренняя структура и великолепное убранство церкви символизировали богатство духовной жизни верующего человека.

Вопросы и задания к параграфу

Вопрос: Прочитайте эпиграф к параграфу и ответьте на вопросы. 1) Почему автор хвалебного обращения к князю использует образы зверей? В тексте говорится о реальном льве или вымышленном? 2) Какой зверь, распространённый в Залесском крае, не назван в тексте?

Вопрос: Рассмотрите иллюстрацию на с.116 и ответьте на вопросы. 1) Опишите ее, используя полученные знания. 2) Уместно ли нахождения льва на стене православного храма? 3) Какие существа украшали готические храмы Западной Европы? Что такое двоеверие?

Ответ: На стене храма изображены животные, наделенные символическими значениями (телец, лев, человек, орел) – четыре символических образа, которые видели пророк Иезекиль и Евангелист Иоанн в своих видениях. Согласно священному писанию, это изображение четырех основных добродетелей: мудрость, храбрость, правда и чистота. Человек означает мудрость, Лев – храбрость, Вол означает правду, так как это было жертвенное животное (оправдание за грех), Орел в полете означает чистоту, потому, что он поднимается на большие высоты, которые являются олицетворением чистоты. 2) В связи с тем, что животные наделяются символическим значением, характерным для христианство, то и нахождение изображения льва на стене храма – это обычное явление для православных храмов. 3) Мрачные фигуры горгулий и мифических существ служили особенно частым украшением на стенах готических храмов Западной Европы. Двоеверие – это религиозное и культурное явление, заключающееся в параллельном сосуществовании традиционного христианства и элементов дохристианских языческих верований. Отражением этого является изображение животных и мифических существ на фасаде храмов.

Вопрос: Соотнесите даты, указанные на ленте времени со следующими событиями: 1) Начало строительства Георгиевского собора в Юрьеве — Польском; 2) Андрей Боголюбский построил Золотые ворота во Владимире; 3) Всеволод Большое Гнездо закончил строительство Дмитриевского собора во Владимире; 4) Икона Владимирской Божией Матери перенесена из Киева во Владимир; 5) Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли.

Вопрос: Выберете ответ на главный вопрос урока и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор: Прекратило ли свое существование единая русская культура с распадом Древнерусского государства?

Мнение историка (стр. 124)

Вопрос: Почему иконописец перед написанием иконы продолжительное время молился и постился, а после написания никогда не подписывал свою работу? Какие два мира видел и передавал через написание иконы мастер? Сравните западноевропейские картины на библейские сюжеты и иконы. Что у них общего, а в чем различия?

Материалы, используемые в иконописи, представляют растительный (доска), минеральный (пигменты красок) и животный (яйцо темперы, рыбный или мездровый клей) мир. Картина же, даже на религиозный библейский сюжет, представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника, картина передает его мироощущение. Картина – средство для общения с автором, его идеями и переживаниями.

Выберите ответ на главный вопрос главы. Обоснуйте свой выбор. (стр. 125)

Вопрос: Выберете ответ на главный вопрос главы и обоснуйте свой выбор: Можно ли назвать распад Древнерусского государства положительным явлением, способствующим дальнейшему развитию древнерусских земель?

+

4 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 4

+

Ответ

+

1. Из-за участившихся половецких набегов (. Чтобы успешно выдержать оборону, князья перестали "лезть" в дела других князей, а занимались своими княжествами и совместной обороной.

2.Мирлвозрегие прекоастного но так же и суровое выживание в лесу , нехватка пищи, боль , частые смерти юлизких, холод

3. Роль христианского народа. Надо хранить православную веру и соблюдать Божьи заповеди

4. У животных - уменьшается потоотделение и увеличивается слой животного крахмала под кожей. Животные запасаются водой в жировых отложения, поэтому могут не пить продолжительное время.А у растений - покрывается поверхность листьев воском.Растения при таким образом, что имеет стержневую корневую систему и видоизменённые

5. Георгий является символом воинства Христова, которое, опираясь на правую веру (её символизирует белый конь), ведёт непримиримую и неустанную борьбу с дьявольскими силами (змий — символ дьявола, а копьё в руках святого — символ победы над Сатаной). Эти образы дополнены и развиты символикой цвета. Белый цвет коня — цвет чистоты, символ всепобеждающего Святого Духа. Кроваво-красный цвет плаща святого Георгия соответствует цвету рубина, символизировавшего силу. Тёмнокрасный же цвет змия связывался с Антихристом

6. Выпуская в свет в 1916 г. первый том своего известного исследования "Повесть Временных Лет" А. Шахматов в продисловии указал что: "║Том этого труда будет посвящен исследованию источников "Повести Временных Лет " и характеристике редакционной работы ее составителей"

Вопрос по истории:

Что заставляло летописцев в удельный период начинать местные летописи с "Повести временных лет"?

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!

  • 24.12.2017 04:48
  • История
  • remove_red_eye 1827
  • thumb_up 40
Ответы и объяснения 1
Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе История.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!

История — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека в прошлом.

Читайте также: