Как работает логопед в школе
Обновлено: 30.06.2024
Логопедия – это наука, которая находится на стыке педагогики, психологии и медицины. Она изучает различные дефекты речи, причины их возникновения, способы их предупреждения и коррекции.
Раньше небольшие отклонения от нормы в произношении звуков не считались проблемой, поэтому часто можно было встретить ситуацию, когда ребенок плохо говорил даже в возрасте 7-8 лет. Подход к проблеме изменился в 20 веке, когда специалистами была выявлена прямая связь между правильным звукопроизношением и психическим развитием ребенка.
Безусловно, нарушения речевой функции не являются опасными для здоровья, но они могут сильно усложнить жизнь человека, мешая ему полноценной коммуникации и адаптации в социуме. Проблема особенно актуальна для детского возраста, ведь большинство речевых дефектов проявляется достаточно рано, еще в дошкольный период.
Кроме того, если взрослые весьма толерантно относятся к людям, у которых есть какие-либо проблемы с речью, то дети ведут себя намного менее терпимо и ребенок, который шепелявит, не выговаривает какие-то буквы или у него есть какие-либо другие речевые дефекты, часто становится объектом шуток и травли. Это чревато получением психической травмы, что неминуемо оставит отпечаток на личности, приведет к возникновению комплексов, которые будут в дальнейшем мешать нормальному общению со своими сверстниками. Если вовремя обратиться к квалифицированному логопеду, то подобных проблем можно будет избежать.
Кто такой логопед?
Чтобы стать логопедом, необязательно заканчивать высшее медицинское учебное заведение. Данной профессии обучаются в педагогических ВУЗах, где изучаются основы формирования речи и способы коррекции нарушений, связанных с этим. Исключение составляют специалисты, которые работают в медицинских учреждениях. Помимо образования в области логопедии или дефектологии, у них должно быть высшее медицинское образование, а также пройденные дополнительные курсы психотерапии. Такие специалисты могут установить связь речевого нарушения с перенесенными ранее травмами, течением беременности, заболеваниями. В отличие от обычных педагогов, он может назначать в схеме терапии различные медикаментозные препараты, а также использовать психотерапевтические методики для коррекции речевых дефектов.
Логопед-дефектолог работает с детьми, у которых есть нарушения зрения, слуха, а также интеллектуального развития. Помимо коррекции звукопроизношения, специалист занимается развитием мышления, памяти и восприятия ребенком окружающего мира.
Родители иногда отказывались от логопедического сопровождения при поступлении в 1 класс:
- Какая необходимость, ребёнок же все звуки произносит. Он занимался два года с логопедом! ?
Между тем, обязанности специалистов в д\саду и в школе кардинально отличаются:
В д\саду логопед работает в первую очередь над постановкой и автоматизацией звуков, и потом уже над развитием фонетических процессов, лексико – грамматических категорий и связной речи.
Основная задача учителя - логопеда в школе - предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи (чтения и письма), препятствующих овладению основным курсом русского языка и литературы
Остановимся на основных аргументах противной стороны и попробуем их переубедить:
- не все и не в полной мере. Реалии сейчас таковы, что это утверждение
больше относится к разряду желаемых. (Кадровое оснащение, частые
пропуски по болезни; много детей неорганизованных - не посещающих дошкольные учреждения - по целому ряду причин. ) Родители сетуют, что требуется собрать кучу справок, чтобы попасть к специалисту в саду или в школе, - раньше хоть такого не было.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПЕДА.
Работа школьного логопеда существенно отличается от работы логопеда в детском саду. Школьный логопед занимается коррекцией не только устной, но и письменной речи, т.е. работает над специфическими (логопедическими) ошибками чтения и письма. В школе осуществляется логопедическое сопровождение обучающихся, которое включает в себя:
1.Подготовка материалов обследования.
2.Проведение экспресс-диагностики раннего выявления нарушений письма и чтения, обследование устной речи среди обучающихся 1-х классов.
3.Проведение фронтального обследования среди обучающихся.
4.Проведение углубленного индивидуального обследования детей, принятых и посещающих логопедический пункт.
5.Заполнение речевых карт, оформление документации.
6.Повторное логопедическое обследование по результатам обучения за год.
Комплектование групп. Комплектование групп обучающихся для фронтальных занятий:
1.ОНР (III, IV уровень) – 1 класс.
2.Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР – 2 класс.
3.Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР – 3 класс.
4.Элементы нарушения чтения и письма, дисорфоргафия – 4 класс.
5.Индивидуальные занятия и занятия по подгруппам с детьми, имеющими нарушение произношения отдельных фонем.
Содержание логопедической работы:
Согласно графику работы систематически проводятся индивидуальные и фронтальные логопедические занятия.
Основные направления работы с детьми:
1.Профилактика и раннее выявление нарушений чтения и письма.
2.Работа над развитием основных психических процессов (внимания, памяти, мышления), развитие графо - моторных навыков, зрительно-моторного слежения, пространственных, временных представлений.
3.Отработка артикуляционно-фонетической стороны речи.
4.Развитие фонематического слуха и восприятия, языкового анализа и синтеза.
5.Постановка звуков, введение последовательно звуков в речь. 6.Дифференциация звуков и букв в письменной речи.
7.Закрепление графических образов букв, закрепление связи звука и буквы. 8.Расширение и уточнение словарного запаса, работа над морфемным анализом, словообразованием и словоизменением.
9.Работа над грамматическим строем речи, грамматическим оформлением устного и письменного высказывания.
10.Работа над связной устной и письменной речью.
11.Автоматизация навыка чтения, работа над интонацией, выразительностью и темпом чтения, пониманием прочитанного.
Коррекционная логопедическая работа с обучающимися 1-х классов
1.Упражнение в дифференцировании оппозиционных групп звуков на слух и в произношении
2.Знакомство со всеми гласными буквами и правилами их написания. 3.Дифференциация гласных 1–го и 2–го ряда.
4.Обозначение мягкости согласного посредством гласного 2-го ряда. 5.Формирование действий изменения слов.
6.Свободное оперирование звуковыми и графическими моделями слов. 7.Формирование грамматически правильной связной речи. Развитие словаря. 8.Обогащение, закрепление и активизация словаря именами существительными, глаголами, прилагательными, наречиями.
9.Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи.
10.Развитие обобщающих понятий, классификация предметов.
11.Работа над формированием связной речи.
12.Словообразовательная работа. Систематизация знаний детей о способах словообразования.
Коррекционная логопедическая работа по профилактике и устранению нарушений письма и чтения у обучающихся 2-4-х классов .
1.Коррекция на фонетическом уровне.
2.Предупреждение и исправление акустической дисграфии. 3.Фонематический анализ слов.
4.Формирование фонематического восприятия; дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство.
5.Коррекционная работа на лексическом уровне.
6.Выявление активного словарного запаса обучающихся.
7.Слоговой анализ и синтез слов. Типы слогов. Ударение в слове. 8.Безударные гласные.
9.Состав слова (морфемный анализ и синтез слов).
10.Словосочетание и предложение.
11.Согласование различных частей речи в числе, в роде.
13.Закрепление падежных форм.
14.Связь слов в предложении и словосочетании.
17.Пропедевтика нарушения письменной речи.
18.Работа над связной речью.
19.Предупреждение и коррекция оптической дисграфии.
20.Формирование пространственных представлений.
21.Формирование временных представлений.
22.Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство.
1. Какой диагноз может быть поставлен вашему ребенку?
Структура речи включает в себя звукопроизношение, лексику (словарь ребенка), грамматику (построение фраз и связь слов в предложении). В норме ребенок самостоятельно овладевает речью, но иногда этот процесс задерживается. Логопед детской поликлиники в этом случае может дать заключение ЗРР (задержка речевого развития). Если к 4-5 годам ребенок ошибается в построении предложений и переставляет слоги в словах – логопед дает заключение ОНР (Общее недоразвитие речи). В этом случае необходимы специальные коррекционно-развивающие занятия в условиях речевой группы детского сада. В случае их отсутствия ребенок будет испытывать значительные трудности при обучении чтению, письму и русскому языку в школе. Если ребенок неправильно произносит звуки, логопед дает заключение ФФНР фонетикофонематическое недоразвитие речи). С этими детьми занимаются логопеды в детских садах и поликлиниках. Если у ребенка заикание (логоневроз) необходимы логопедические занятия и лечение у невропатолога.
2. На что обратить внимание в первую очередь?
- Профилактика и коррекция нарушений чтения, письма, речи у учеников.
- Консультирование педагогов и родителей или законных представителей учеников по вопросам логопедии.
- Своевременное выявление, предупреждение, помощь в преодолении трудностей в освоении образовательной программы.
- Помощь в развитии мышления, памяти, внимания и восприятия у школьников.
- Формирование предпосылок к обучению грамоте. В частности, логопед учит детей звуковому анализу слов, помогает развивать мелкую моторику и ориентировку в пространстве.
- Помощь в освоении базовых учебных навыков: важно научить детей концентрироваться на задачах, исправлять ошибки, правильно оценивать результат работы, внимательно слушать учителей, соблюдать дисциплину на уроке и пр.
Должностные обязанности учителей-логопедов в школе
Их перечень зависит от условий в конкретной организации. Специалист всегда руководствуется Уставом школы, локальными документами (в частности, должностной инструкцией) и решает именно те задачи, которые перед ним ставит руководство. Но есть список обязанностей, которые встречаются почти всегда:
Читайте также: