Что является примером создания позитивной школьной культуры

Обновлено: 05.07.2024

В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта. Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей. Поэтому, наличие в школе и классах благоприятного морально-психологического климата является важным условием благополучного развития личности ребенка.

Психологический климат – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Это устойчивое состояние группы, относительно стабильный и типичный для него эмоциональный настрой, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений

Первая климатическая зона – социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов, насколько умеет использовать разные стили преподавания в зависимости от ситуации и какой стиль преобладает. По результат диагностики выявлено, что в школе преобладает Демократический стиль (62%) взаимоотношений педагогов и учащихся, при этом сохраняется оптимальный контроль (38%) за учащимися, который необходим любой школе, как системе.

Вторая климатическая зона – моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми. В приоритетные ценности педагогов входят преимущественно интересы учащихся (48%), при этом педагоги способны абстрагироваться от школы в нерабочее время, что позитивно влияет на психологическое состояние и климат в коллективе.

Третья климатическая зона – психоэмоциональное состояние педагогов (достаточно устойчивое (72%). Повышенная эмоциональность или состояние эмоционального бессилия скорее ситуативные и связаны не только с трудностями, возникающими внутри школы.

Каждому возрасту ребенка соответствуют свои задачи развития. Их выполнение является необходимым условием нормального развития ребенка. Приоритетныезадачи, которые решают классные руководители на каждом возрастном этапе, создают благоприятный психологический климат в коллективе класса и в школе в целом.

1-4 классы – развитие познавательной активности, способности к взаимодействию сотрудничеству; повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, поддержание развития самостоятельности и самоорганизации. Оказание помощи в приобретении важных жизненных навыков: умение слушать другого человека; умение преодолеть смущение, начать и поддержать разговор; умение осознавать, выражать свои чувства и понимать чувства других; умение присоединиться к группе;

5-6 классы – обеспечение преемственности обучения, адаптация учащихся к требованиям 5 класса. Развитие творческих способностей, навыков саморегуляции, формирование сплочённого коллектива; развитие социальных умений, так необходимых ребятам: умение сказать "нет" и принять "нет"; умение представить себя; умение работать в группе и следовать групповым правилам; умение свободно выражать свои мысли и чувства, слушать других. Предвидеть возможные последствия своих действий и своего поведения с точки зрения опасности. Уметь самостоятельно учиться, проявлять терпение при овладении знаниями или навыками;

7-8 классы – формирование активного интереса к внутреннему миру, укрепление чувств собственного достоинства, развитие способности к рефлексии своего поведения, развитие коммуникативных навыков;

9-11 классы – формирование активной жизненной позиции, стимулирование процесса самопознания, помощь в выборе жизненных целей, профессиональное самоопределение.
На старшей ступени реализуется специальная работа, направленная на самоопределение и профориентацию учащихся. Для выполнения поставленной задачи психологом разработана программа по самоопределению старшеклассников. Модель такой работы реализуется поэтапно. На каждом этапе решается определённая задача с применением научно обоснованных психологических и педагогических технологий. По интересам и предпочтениям учащихся проходят экскурсии на предприятия, встречи с представителями колледжей и ВУЗов. Диагностика профессиональных предпочтений учащихся проходит на базе школы в рамках сотрудничества с Национальным институтом имени Екатерины Великой.

На основе результатов психологического мониторинга, наблюдений за жизнью учащихся школы были проанализированы следующие показатели психологического климата.

В школе главной фигурой был и остается учитель. Поэтому работу по созданию атмосферы психологического комфорта нужно было начинать с педагогического коллектива.

Изучение педагогического коллектива школы включало в себя следующие методики:
– анкета “Степень удовлетворенности работой”;
– анкета “Мотивы трудового поведения”;
– методика “Оценка профессиональной направленности личности педагога”;
– мониторинг педагогической деятельности.

Вся работа с учителями имеет своей целью помочь им увидеть ученика как личность, обладающую своими неповторимыми особенностями, позволит им лучше реализовать возможности ребенка, строя обучение исходя из темпов его индивидуального развития. Ведь именно ребенок – как реальная целостность, единство и взаимообусловленность индивидного, субъективного и личностного является подлинной целью – ценностью образования, его содержанием и основным критерием.

  • Если на этапе вхождения в проект 53% педагогов занимались экспериментом, то сейчас весь коллектив находится в постоянной экспериментальной деятельности.
  • Эти же результаты подтвердила диагностика “Эмоциональное отношение к инновациям”.
  • Конфликты с обучающимися стали единичными.
  • Изменился уровень качества взаимодействия педагога и ребенка, с авторитарной позиции до партнерства и лидерства.
  • Идет совместное решение проблем.
  • Происходит рост профессиональной компетентности педагогов.

Рис 1. Отношение к инновациям


  • способность к творчеству,
  • работоспособность,
  • испольнительность,
  • коммуникабельность,
  • адаптированность,
  • уверенность в своих силах,
  • уровень саморегуляции.

Следующим компонентом образовательного пространства, ради которого и работает любая школа являются обучающиеся. Основным критерием эффективности инновационной деятельности является успешность обучающихся.
Успешность учения предполагает наличие у учащихся таких умений, как:
– умение правильно ориентироваться;
– умение определять цель, планировать действия;
– умение действовать согласно плану.

Комплексный мониторинг развития учащихся включал в себя следующие психологические методики:

– опросник Леонгарда-Шмишека;
– адаптационные методики;
– анкета “Моя школа”;
– анкета “Учитель глазами ученика”;
– анкета “Мотивация учения”;
– ШТУР и другие методики.

Результаты анкетирования свидетельствуют о положительном отношении учащихся к педагогам в целом. Высокую оценку получили гностические способности учителя. Дети отмечают высокий профессионализм учителя, эрудицию. Достаточно высоко оцениваются способности к сопереживанию, сотрудничеству, т.е. эмпатические способности. Стиль общения учителя с учащимися – демократический. Учитель стремится строить свои отношения с учащимися на конструктивной основе, на уважении их личностных особенностей.


Рис 2. Психологический портрет учителя (по мнению учеников): (опрошено 251 человек)

Создание благоприятного психологического климата, совместная деятельность с педагогами способствовали росту активности обучающихся.

Далее представлена Динамика удовлетворенности школьной жизнью обучающихся

Опрошено всего: 251 учащийся


Данная атмосфера не могла не отразиться на третьем компоненте образовательного пространства – родителях. Снизился процент обращений родителей с жалобами в УО, родители активнее сотрудничают со школой.


Рис 4. Динамика эмоционального отношения родителей к школе

Отсюда очевидна важность работы, направленной на улучшение психологического климата и повышение уровня культуры школы образовательного учреждения.

  • Наличие у администрации и учителей школы теоретических знаний о психологическом климате, его содержании, структуре, формах и способах сохранения и изменения психологического потенциала.
  • Использование методов научно-исследовательской деятельности для описания и диагностирования существующего психологического климата образовательного учреждения. Важно выяснить:
  • Формирование представлений о желаемом образе учебного заведения, его миссии, целях, принципах и перспективах жизнедеятельности.
  • Определение возможностей и условий для установления ценностно-ориентационного согласия (единства) в школьном коллективе.
  • Проектирование аксиологических (ценностных) коммуникаций в педагогической и детской среде.
  • Проведение совместной деятельности на основе желаемых ценностных ориентаций. Необходимо использовать приемы и методы убеждения, личного примера и совместного творчества.
  • Применение способов индивидуальной и коллективной рефлексии для анализа происходящих изменений в культуре учебного заведения.

Таким образом, процесс сохранения и укрепления психологического климата школы зависит от деятельности каждого педагога, от его вклада в формирование нравственно-правовой, эстетической и организационной культуры учебного заведения, в развитие культуры речи и мышления учащихся, в обогащение культурными ценностями учебно-воспитательного пространства урока и внеклассного мероприятия.

минут на чтение

"Жизнь моего ребенка кардинально изменилась, после того, как мы поменяли класс / школу. " . Вы слышали такое от родителей? О том, почему в одних школах / садах детей "тошнит", а в других они расправляют крылья читайте ниже.

Дело, как оказывается, не в шляпе, а в культуре организации!

Руководители школ, несмотря на то, что они ежедневно полны героизма, сталкиваются с трудными и важными проблемами:
насмешки между учениками, текучесть учителей, улучшение успеваемости учащихся, культурные и социально-экономические различия и многие другие. Список можно продолжать, и проблемы никогда не заканчиваются.
Но все начинается с позитивной школьной культуры.

Школьные специалисты обнаружили, что позитивная школьная культура помогает в значительной мере решить эти проблемы. Позитивная школьная культура (ПК) в корне меняет то, как различные компоненты успешной школы работают вместе для создания перемен.

Исследователи находят, что ПК уменьшает опоздания, поведенческие проблемы в классе. Позитивная культура способствует научным достижениям, вдохновению учиться и умственным достижениям.

Создать позитивную школьную атмосферу очень сложно, это вам скажет любой администратор. У каждого своя психика, и вы не можете заставить каждого чувствовать себя совершенным и мотивированным. Они должны действительно чувствовать, что являются частью чего-то великого - школы, которая жаждет успеха.
Школы, которая продвигает позитивные действия и отвергает плохое поведение.
Требуется усердие, настойчивость и невероятная решимость, чтобы построить культуру. Но силу культуры очень трудно сломить. Так же, как трудно вырваться из плохой культуры.

Работа, которую вы сейчас вкладываете в формирование позитивной культуры, принесет пользу вам и вашему сообществу на долгие годы.

Давайте начнем с некоторых конкретных действий, которые вы можете предпринять, чтобы построить лучшую культуру!


Национальный совет по школьному климату (США) сформулировал конкретные критерии для определения положительного школьного климата:

1) Нормы, ценности и ожидания, которые поддерживают социальную, эмоциональную и физическую безопасность.
2) Люди заняты и уважаемы.
3) Учащиеся, семьи и преподаватели работают вместе, чтобы развить и реализовать общее видение школы.
4) Педагоги моделируют и воспитывают отношения, которые подчеркивают выгоды, получаемые от обучения.
5) Каждый человек вносит свой вклад в работу школы и заботу о физической среде.

Будьте спокойны, зная, что есть тактические шаги, которые вы можете предпринять прямо сейчас для формирования школьной культуры.

В этих шагах есть структура, но остальное зависит от вашего личного стиля, который, как мы надеемся, оценит ваше сообщество.

Ваши 5 шагов к построению позитивной культуры

1. Ролевые модели персонала

В школе ученики учатся наблюдая. Наблюдение за действиями других влияет на то, как они действуют. Дети моделируют то, что они видят в своей среде.

Например, исследования показали, что когда ученики отвергают определенного ученика, реакция учителя может изменить ситуацию. Если учитель моделирует теплое и дружелюбное поведение изолированного ученика, у сверстников будет меньше шансов продолжать изолировать сверстника. Ученики видят, как учитель моделирует дружеские отношения и отражают их. Обратное тоже верно.

Если Вы руководитель, у вас есть сила, чтобы установить тон.

2. Крепкие отношения

Отношения между сотрудниками и учениками лежат в основе процесса обучения. Эти отношения влияют на все: от того, как ваши сотрудники чувствуют поддержку и вознаграждение, до того, как ученики учатся и улучшают свои результаты. Так как персонал и ученики определяют ваш школьный климат, вы должны сосредоточиться на их отношениях друг с другом. Исследования говорят нам, что, когда ученики чувствуют, что их учителя любят и уважают, они достигают большего успеха в школе, в учебе и поведении. С другой стороны, слабые межличностные отношения порождают недостаток доверия, незащищенности и страха, которые начинают определять негативную школьную культуру.

Сильные отношения должны быть приоритетом для всей школы. Как этого можно достичь ? Учителя должны иметь время, чтобы поговорить со своими учениками в классе и за его пределами. Родители также должны быть вовлечены в процесс с четкой двусторонней связью. Поведение дома влияет на поведение в классе.

Цель для каждого взрослого в здании - поддерживать высокий уровень позитивного взаимодействия с учениками.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План проведения коучинга для учителей

Тема: "Школьная культура"

Цель: Определить сущность школьной культуры.

Результаты обучения: Педагоги смогут :

Разрабатывать теоретические положения о культуре

Применять эти теории в своем школьном контексте

Объяснить формальные и неформальные условия культуры в их школе.

Ключевые идеи: Во-первых, лидерство ; школа – это не коллективный разум, новые убеждения формируются в головах отдельных людей и должны передаваться, оспариваться, защищаться и разрабатываться, зачастую встречая сопротивление.

Во-вторых, сотрудничество ; ценности и убеждения лишь в малой степени передаются через формальные, сознательные управленческие механизмы в школе, поэтому воздействие заявлений о приоритетах, семинаров о ценностях и прямых инструкциях ограничено. Неформальные и бессознательные средства коммуникации действуют медленно, часто используются по своему выбору, и в более ранние времена скорее укрепляли старую, а не развивали новую культуру. Кроме того, эти убеждения агрессивно защищаются. Они являются частью целого гобелена, который нужно сначала полностью распустить, а потом соткать заново. Каждый принимает участие в этой истории и должен сыграть свою роль в ее изменении – пережить тот же кризис веры, открыто поставить под сомнение исходные положения и все вместе войти в новый процесс обучения.

Клип "Мотивация в команде".

Вступительное слово.

Управление и изменение культуры является основной ответственностью руководителей и учителей. Это самая важная область, на которой вы можете сосредоточиться в нашей школе и одна из наиболее мощных движущих сил, влияющих на нормы поведения, которые обуславливают то, как вы помогаете детям учиться, и как сотрудники работают вместе. Мы попытались описать культуру таким образом, чтобы не только отразить суть многих актуальных школьных проблем, но также показать, что вы можете изменить ее.

Создание культуры касается регулируемого обучения, и если в наших школах нет для этого необходимых ресурсов, то их не существует в нашем обществе. Прежде всего, как и обучение, изменение культуры требует мужества; мужества как выразить, так и допустить существование иной точки зрения и отказаться от старых взглядов ради неизвестного.

Итак, тема нашего коучинга "Школьная культура".

Задание в группах. Составление и защита коллажа "Что такое школьная культура?"

Педагоги показывают свое видение школьной культуры. Обсуждают в группах и выносят на защиту основные моменты понятия "школьная культура".

Коуч совместно с участниками выделяет общие черты в определении школьной культуры.

Самостоятельная и групповая работа по ресурсу "Атмосфера в школе и классе".

Педагоги сначала индивидуально определяют по одному параметру, который поддерживает и препятствует обучению в их школах. Затем в группах обсуждают и находят общие факторы, оформляют на листах.

Атмосфера в школе и классе

Школьная атмосфера отражает физические и психологические аспекты школы, которые более восприимчивы к изменениям, и, которые обеспечивают необходимые предпосылки для преподавания и обучения. Школьную атмосферу можно рассматривать с точки зрения четырех аспектов школьной среды.

В таблице представлены физические, социальные, эмоциональные и учебные (когнитивные) факторы окружающей среды и их признаки:

Приветливая и способствующая обучению физическая среда

Поддерживает обучение

Препятствует обучению

Школьные учреждения вмещают ограниченное количество учащихся.

Школьное учреждение вмещает большое количество учащихся..

Учащихся.находятся в безопасности и чувствуют себя в безопасности в пределах школы.

Учащихся.подвергаются нападениям со стороны других учащихся в коридорах, комнатах отдыха, столовых и игровых площадках.

Классы и площадки чистые и содержатся в хорошем состоянии.

Классы не укомплектованы

Низкий уровень шума.

Площадь для инструкций и деятельности соответствует назначению.

Классы и площадки грязные, плохо освещены и находятся в плохом состоянии.

Высокий уровень шума.

Занятия проводятся в комнатах, не предназначенных для проведения занятий и переполнены учащимися.

Классы скрыты и защищены от проверок.

Штат оснащен достаточной литературой и школьными принадлежностями.

Недостаточно литературы и школьных принадлежностей. Поставки задерживаются.

Социальная среда, побуждающая к общению и взаимо-действию

Поддерживает обучение

Препятствует обучению

Учители и учащихся активно общаются.

Учителя работаю коллегиально. Группы учащихся разнообразны.

Родители и учителя являются партнерами в процессе обучения.

Взаимодействие ограничено. Учащиеся и учителя не разговаривают друг с другом.

Учителя изолированы друг от друга. Учащиеся отдалены друг от друга.

Родители не рассматриваются как равноправные партнеры.

Решения принимаются локально с участием учителей.

Все решения принимаются центральной администрацией или руководством без участия родителей.

Учительский состав активно принимает предложения учащихся. Учащиеся могут участвовать в принятии решений.

Мнения учащихся не учитываются при определении деятельности или решении проблемы в классе или в школе в целом.

Учительский состав и учащиеся обучены предотвращать конфликты.

Подавления и конфликты игнорируются.

Аффективная среда, способствующая чувству коллективизма и самоуважения

Поддерживает обучение

Препятствует обучению

Взаимодействие учителя и ученика уважительное, поддерживающее, ответственное.

Взаимодействие учителя и ученика по большей части минимальное и дистанционное. Некоторым ученикам уделяется слишком большое внимание, тогда как интересы других игнорируются.

Ученики доверяют учителям и коллективу. Учителя и ученики дружелюбны друг к другу.

Ученики не видят, что учителя действуют в их интересах.

Школа открыта к разнообразию и приветствует все культуры.

Моральный уровень учителей и учеников на низком уровне.

Учителя и ученики чувствуют, что вносят личный вклад в успех школы.

Учителя и ученики чувствуют, что их недооценивают. Отсутствует положительное поощрение за действия.

Существует чувство единого сообщества.

Учителя, ученики, родители не чувствуют себя единым целым.

Родители чувствуют доброжелательное отношение к ним в школе.

Академическая среда, побуждающая к обучению и самореализации

Поддерживает обучение

Препятствует обучению

Упор делается на академизм, но любой вид интеллекта и обучения приветствуется.

Применяются любые методы, способствующие обучению ребенка.

Применяемые методы обучения не разнообразны.

Академическая значимость занижается,

либо не вознаграждается.

Высокие ожидания от всех учащихся. Учителя стимулируют каждого на достижение успеха.

Ожидаемые результаты низкие.

Прогресс постоянно отслеживается.

Оценивание минимально или не периодично.

Результаты оценивания незамедлительно сообщаются ученикам и родителям.

Результаты оценивания обсуждаются очень мало. Ученики не знают, как использовать полученные результаты. Родители замечают, что ученики испытывают академические трудности при представлении отчета финальных оценок.

Результаты оценивания применяются для оценки и изменения процесса обучения и содержания обучения.

Результаты не используются для улучшения и развития. Ученики и учителя повторяют те же неуспехи. Вознаграждения и похвала редки.

Учителя знающие и уверенные

Учителя неуверенные и не подготовленные.

Разминка. Методика неоконченных предложений. Педагоги пишут на листах начало рассказа, передают лист другому столу и так далее, пока лист не вернется к своему столу. Зачитывают полученный рассказ.

Упражнение Ромб 9 "Существующая культура"

Разложите тридцать карточек на столе, как показано на рисунке ниже. Вам необходимо в группе обсудить их значение и расположение.

Попытайтесь описать культуру в вашей школе на данный момент, а не какой бы вы хотели, чтобы она была. Если вы не можете прийти к согласию, то остановитесь на мнении большинства людей в вашей группе.

Когда вы завершите выполнение задания, чтобы сохранить данные, запишите номер каждой карточки в соответствующем месте на схеме ниже.

Важно, чтобы вы следовали образцу при размещении карточек. У вас может быть только одна карточка в верхнем ряду, две в следующем и так далее. Возможно, вам потребуется сделать сложный выбор и расставить приоритеты.

ТРИДЦАТЬ ТЕЗИСОВ

Измерение и мониторинг целей и результатов проверки

Повышение возможностей – Помощь людям в обучении – Закладка основ будущего успеха

Уважение к власти - Обеспечение руководства

Принятие инициативы и ответственности – Участие на каждом уровне – Здоровое расхождение во взглядах

Школа превыше всего – Никто не важнее, чем школа – Делать то, что от тебя ожидают

Люди превыше всего – Каждый может внести свой вклад и заслуживает права управлять собственной судьбой

Соблюдение профессиональной автономии – создание собственного пространства - Совершенствование этого пространства

Совместная работа – Обмен знаниями – Обмен ресурсами и идеями – Инвестирование в других

Признание личных обстоятельств – Принимать их во внимание – Терпимость – Главное – пытаться сделать

Сдерживать обещания – Противостоять плохой работе – Принять ответственность на себя

Внедрение – Внутренняя эвалюация - Измерение реформы и подведение итогов

Экспериментировать – Пробовать что-то новое – Стремиться к следующей большой идее

Предотвращать ошибки – Убедиться, что никто и ничего не упущено – Строить планы на все случаи жизни

Разумно рисковать ради достойных целей – Попытаться и посмотреть на результат

Целенаправленная самоотдача – Непрерывный темп

Теплое отношение – Юмор – Находчивость – Реализм

Постановка достижимых целей и реалистичные ожидания – Постепенные усовершенствования

Жажда улучшений – Большие надежды и ожидания

Уделение времени тем, кто может добиться наилучших результатов

Акцент на дополнительных ценностях – Надежда на каждого ребенка – Каждый одерживает победу

Достоинство – Уравновешенность – Уважение личного пространства – Сдержанность – Самоконтроль

Признавать ошибки – Предоставлять стимулирующую обратную связь – Давать людям знать о своих чувствах

Продвигать высокие стандарты – Расширять границы достижений – Быть на уровне мировых стандартов

Создание возможностей для каждого – Расширение горизонтов – Борьба с несправедливостью

Создание приятной коллегиальной рабочей атмосферы

Приносить жертвы, чтобы поставить интересы учеников на первое место

Совершенствование знаний по предмету – Получение опыта – Обмен знаниями

Признавать недостаточность своих знаний – Выслушивать другие точки зрения – Любознательность и беспристрастность

Идти в ногу с новыми инициативами – Делать то, что требуется – Следовать линии политики

Предвидеть инициативы – Заставлять их работать на нас – Делать точный выбор

hello_html_m1e47aa66.jpg

Подведение итогов. Упражнение "Большая стирка".

Педагоги вырезают из цветной бумаги макеты одежды, на которой пишут характерные признаки школьной культуры. "Одежда" развешивается на веревке. Записанные слова озвучиваются всей аудитории.

Рефлексия левой руки.

hello_html_m1d2054ce.jpg

Рефлексия по изученному материалу

Обвести левую руку на лист бумаги.

Каждый палец – это какая-то тема, по которой нужно высказать свое отношение

Большой палец – для меня было важным и интересным…

Указательный – по этому вопросу я получил конкретную информацию…

Средний – у меня вызвало затруднение…

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…

Мизинец- для меня было недостаточно ясно …

Хочу написать цикл публикаций посвященных школьной культуре, которые в конце концов войдут в первую в России книгу, посвященную этой проблеме. Не секрет, что самые выдающиеся школы часто могут похвастаться тем, что школьники ее любят. Чувство идентичности, патриотизма к родному учебному заведению заставляет многих искать вдохновение и опору в Alma Mater.

Однако на сегодняшний день школьная культура очень мало привлекает внимание российских ученых. Учителей и ученых-педагогов в большей степени беспокоят вопросы эффективного обучения, директора могут интересовать вопросы менеджмента и материального оснащения школы, чиновников образования — соответствие обучения различным стандартам.

Если мы начнем вычленять из памяти, самые яркие и интересные педагогические утопии, то они нас непременно будут возвращать к разговору о школьной культуре. Сюда относится Царскосельский Лицей, колония имени Горького, иезуитские колледжи, Итон и множество других школ. Мир Гарри Поттера точно бы потерял свою привлекательность, если бы не такая яркая этнография повседневной жизни волшебной школы.

Что же такое школьная культура? Культура — это скрытый поток норм, ценностей, верований, традиций и ритуалов. Этот поток накапливается, когда люди работают вместе, решают проблемы, противостоят вызовам. Этот набор неформальных ожиданий и ценностей определяет, как люди думают, что чувствуют и чем руководствуются в своих действиях в школах. Такая паутина объединяет школу и делает ее особенной и не похожей на другие. Именно школьные лидеры — директора, учителя и часто родители призваны помогать выявлять, формировать и поддерживать сильные, позитивные, ориентированные на детей культуры. Без этой поддержки любые образовательные проекты обречены на неудачу, а обучение учащихся станет малопродуктивным[1].

Развивать школьную культуру важно потому что, школа с сильной, развитой, созидательной культурой, несомненно, при правильной ее организации будет способствовать эффективности обучения. Но самая большая радость — это чувство внутреннего удовлетворения, чувство единения, сопровождающее питомцев школы.

В нашем цикле статей мы в основном будем говорить и писать о Царскосельском лицее. Мы ее выделяем среди остальных школ, так как сила, влияние и культура Лицея определили портрет XIX столетия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ключевые идеи: Во-первых, лидерство; школа – это не коллективный разум, новые убеждения формируются в головах отдельных людей и должны передаваться, оспариваться, защищаться и разрабатываться, зачастую встречая сопротивление. Во-вторых, сотрудничество; ценности и убеждения лишь в малой степени передаются через формальные, сознательные управленческие механизмы в школе, поэтому воздействие заявлений о приоритетах, семинаров о ценностях и прямых инструкциях ограничено.

План проведения коучинга для заместителей директоров

Тема: "Школьная культура"

Цель: Определить сущность школьной культуры.

Результаты обучения: Педагоги смогут:

Разрабатывать теоретические положения о культуре

Применять эти теории в своем школьном контексте

Объяснить формальные и неформальные условия культуры в их школе.

Ключевые идеи: Во-первых, лидерство; школа – это не коллективный разум, новые убеждения формируются в головах отдельных людей и должны передаваться, оспариваться, защищаться и разрабатываться, зачастую встречая сопротивление.

Во-вторых, сотрудничество; ценности и убеждения лишь в малой степени передаются через формальные, сознательные управленческие механизмы в школе, поэтому воздействие заявлений о приоритетах, семинаров о ценностях и прямых инструкциях ограничено. Неформальные и бессознательные средства коммуникации действуют медленно, часто используются по своему выбору, и в более ранние времена скорее укрепляли старую, а не развивали новую культуру. Кроме того, эти убеждения агрессивно защищаются. Они являются частью целого гобелена, который нужно сначала полностью распустить, а потом соткать заново. Каждый принимает участие в этой истории и должен сыграть свою роль в ее изменении – пережить тот же кризис веры, открыто поставить под сомнение исходные положения и все вместе войти в новый процесс обучения.

Клип "Мотивация в команде".

Вступительное слово.

Управление и изменение культуры является основной ответственностью руководителей. Это самая важная область, на которой вы можете сосредоточиться в вашей школе и одна из наиболее мощных движущих сил, влияющих на нормы поведения, которые обуславливают то, как вы помогаете детям учиться, и как сотрудники работают вместе. Мы попытались описать культуру таким образом, чтобы не только отразить суть многих актуальных школьных проблем, но также показать, что вы можете изменить ее.

Создание культуры касается регулируемого обучения, и если в наших школах нет для этого необходимых ресурсов, то их не существует в нашем обществе. Прежде всего, как и обучение, изменение культуры требует мужества; мужества как выразить, так и допустить существование иной точки зрения и отказаться от старых взглядов ради неизвестного.

Итак, тема нашего коучинга "Школьная культура".

Задание в группах. Составление и защита коллажа "Что такое школьная культура?"

Педагоги показывают свое видение школьной культуры. Обсуждают в группах и выносят на защиту основные моменты понятия "школьная культура".

Коуч совместно с участниками выделяет общие черты в определении школьной культуры.

Организационная культура. Структура и содержание организационной культуры.

Американский психолог и социолог Джордж Элтон Мэйо (1880-1949) провел серию исследований (Хоторнский эксперимент), доказал, что социально - психологический климат оказывает большее влияние на производительность, чем многие технические аспекты производственного процесса.

Американский бизнесмен, автор новаторских работ в теории управления и организационных исследований Честер Ирвинг Барнард (1886-1961) определял организацию как систему осуществления скоординированных действий, дающую индивидам возможность совместно достичь таких результатов, которых они никогда бы не смогли добиться по одиночке, заложил основы концепции заинтересованных лиц (стейкхолдеров)

Место культуры организации в социокультурной системе общества

Национальная культура (страны)

Культура города (региона)

Культура организации

Культура малой социальной группы

Уровневая структура организационной культуры (по Э. Шейну)


Итак, организационная культура- это набор правил и процедур организации, это законы и нормы в организации, особые сложившиеся традиции, отношение работников к организации, сложившиеся определённым образом на протяжении некоторого, длительного времени и соблюдающиеся в обязательном порядке, как один из важнейшей деятельности организации. (Toshihiko Yamashita, 2004)

Содержание организационной культуры

осознание себя и своего места в организации (одни организации ценят сокрытие работником своих внутренних настроений, другие — поощряют их внешнее проявление; в одних случаях независимость и творчество проявляется через сотрудничество, а в других — через индивидуализм);

внешний вид, одежда и представление себя на работе (разнообразие униформ и спецодежды, деловых стилей, опрятность, косметика, прическа и т. п. подтверждают наличие множества микрокультур);

что и как едят люди, привычки и традиции в этой области (организация питания работников, люди приносят с собой еду или посещают кафетерий внутри или вне организации; дотация питания; периодичность и продолжительность питания; едят ли работники разных уровней вместе или отдельно и т. п.);

осознание времени, отношение к нему и его использование (степень точности и относительности времени у работников: соблюдение временного распорядка и поощрение за это; монохроническое или полихроническое использование времени);

взаимоотношения между людьми (по возрасту и полу, статусу и власти, мудрости и интеллекту, опыту и знаниям, рангу и протоколу, религии и гражданству и т. п.; степень формализации отношений, получаемой поддержки, пути разрешения конфликтов);

ценности (как набор ориентиров в том, что такое хорошо и что такое плохо) и нормы (как набор предположений и ожиданий в, отношении определенного типа поведения) — что люди ценят в своей организационной жизни (свое положение, титулы или саму работу и т. п.) и как эти ценности сохраняются;

вера во что-то и отношение или расположение к чему-то (вера в руководство, успех, в свои силы, во взаимопомощь, в этичное поведение, в справедливость и т. п.; отношение к коллегам, к конкурентам, к злу и насилию, агрессии и т. п.; влияние религии и морали;

процесс развития работника и научение (бездумное или осознанное выполнение работы; полагаются на интеллект или силу; процедуры информирования работников; признание или отказ от примата логики в рассуждениях и действиях; абстракция и концептуализация в мышлении или заучивание; подходы к объяснению причин);

Типологии организационных культур

органическая (для данной культуры характерна коллективистская форма управления)

бюрократическая (культура с бюрократической управленческой формой)

предпринимательская (рыночная управленческая форма)

партиципативная (культура с демократической управленческой формой)

Методы поддержания организационной культуры

Объекты и предметы внимания, оценки, контроля со стороны руководства

Реакция руководства на критические ситуации и организационные кризисы

Моделирование ролей, обучение и тренировка

Критерии определения вознаграждений и статусов

Критерии принятия на работу, продвижения и увольнения

Организационные символы и традиции

Самостоятельная работа.

МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ


Самостоятельная и групповая работа по ресурсу "Атмосфера в школе и классе".

Педагоги сначала индивидуально определяют по одному параметру, который поддерживает и препятствует обучению в их школах. Затем в группах обсуждают и находят общие факторы, оформляют на листах.

Атмосфера в школе и классе

Школьная атмосфера отражает физические и психологические аспекты школы, которые более восприимчивы к изменениям, и, которые обеспечивают необходимые предпосылки для преподавания и обучения. Школьную атмосферу можно рассматривать с точки зрения четырех аспектов школьной среды.

В таблице представлены физические, социальные, эмоциональные и учебные (когнитивные) факторы окружающей среды и их признаки:

Приветливая и способствующая обучению физическая среда

Поддерживает обучение

Препятствует обучению

Школьные учреждения вмещают ограниченное количество учащихся.

Школьное учреждение вмещает большое количество учащихся..

Учащихся.находятся в безопасности и чувствуют себя в безопасности в пределах школы.

Учащихся.подвергаются нападениям со стороны других учащихся в коридорах, комнатах отдыха, столовых и игровых площадках.

Классы и площадки чистые и содержатся в хорошем состоянии.

Классы не укомплектованы

Низкий уровень шума.

Площадь для инструкций и деятельности соответствует назначению.

Классы и площадки грязные, плохо освещены и находятся в плохом состоянии.

Высокий уровень шума.

Занятия проводятся в комнатах, не предназначенных для проведения занятий и переполнены учащимися.

Классы скрыты и защищены от проверок.

Штат оснащен достаточной литературой и школьными принадлежностями.

Недостаточно литературы и школьных принадлежностей. Поставки задерживаются.

Социальная среда, побуждающая к общению и взаимо-действию

Поддерживает обучение

Препятствует обучению

Учители и учащихся активно общаются.

Учителя работаю коллегиально. Группы учащихся разнообразны.

Родители и учителя являются партнерами в процессе обучения.

Взаимодействие ограничено. Учащиеся и учителя не разговаривают друг с другом.

Учителя изолированы друг от друга. Учащихся отдалены друг от друга.

Родители не рассматриваются как равноправные партнеры.

Решения принимаются локально с участием учителей.

Все решения принимаются центральной администрацией или руководством без участия родителей.

Учительский состав активно принимает предложения учащихся. Учащиеся могут участвовать в принятии решений.

Мнения учащихся.не учитываются при определении деятельности или решении проблемы в классе или в школе в целом.

Учительский состав и студенты обучены предотвращать конфликты.

Подавления и конфликты игнорируются.

Аффективная среда, способствующая чувству коллективизма и самоуважения

Поддерживает обучение

Препятствует обучению

Взаимодействие учителя и ученика уважительное, поддерживающее, ответственное.

Взаимодействие учителя и ученика по большей части минимальное и дистанционное. Некоторым ученикам уделяется слишком большое внимание, тогда как интересы других игнорируются.

Ученики доверяют учителям и коллективу. Учителя и ученики дружелюбны друг к другу.

Ученики не видят, что учителя действуют в их интересах.

Школа открыта к разнообразию и приветствует все культуры.

Моральный уровень учителей и учеников на низком уровне.

Учителя и ученики чувствуют, что вносят личный вклад в успех школы.

Учителя и ученики чувствуют, что их недооценивают. Отсутствует положительное поощрение за действия.

Существует чувство единого сообщества.

Учителя, ученики, родители не чувствуют себя единым целым.

Родители чувствуют доброжелательное отношение к ним в школе.

Академическая среда, побуждающая к обучению и самореализации

Поддерживает обучение

Препятствует обучению

Упор делается на академизм, но любой вид интеллекта и обучения приветствуется.

Применяются любые методы, способствующие обучению ребенка.

Применяемые методы обучения не разнообразны.

Академическая значимость занижается,

либо не вознаграждается.

Высокие ожидания от всех учащихся. Учителя стимулируют каждого на достижение успеха.

Ожидаемые результаты низкие.

Прогресс постоянно отслеживается.

Оценивание минимально или не периодично.

Результаты оценивания незамедлительно сообщаются ученикам и родителям.

Результаты оценивания обсуждаются очень мало. Ученики не знают, как использовать полученные результаты. Родители замечают, что ученики испытывают академические трудности при представлении отчета финальных оценок.

Результаты оценивания применяются для оценки и изменения процесса обучения и содержания обучения.

Результаты не используются для улучшения и развития. Ученики и учителя повторяют те же неуспехи. Вознаграждения и похвала редки.

Учителя знающие и уверенные

Учителя неуверенные и не подготовленные.

Разминка. Методика неоконченных предложений. Педагоги пишут на листах начало рассказа, передают лист другому столу и так далее, пока лист не вернется к своему столу. Зачитывают полученный рассказ.

Упражнение Ромб 9 "Существующая культура"

Разложите тридцать карточек на столе, как показано на рисунке ниже. Вам необходимо в группе обсудить их значение и расположение.

Попытайтесь описать культуру в вашей школе на данный момент, а не какой бы вы хотели, чтобы она была. Если вы не можете прийти к согласию, то остановитесь на мнении большинства людей в вашей группе.

Когда вы завершите выполнение задания, чтобы сохранить данные, запишите номер каждой карточки в соответствующем месте на схеме ниже.

Важно, чтобы вы следовали образцу при размещении карточек. У вас может быть только одна карточка в верхнем ряду, две в следующем и так далее. Возможно, вам потребуется сделать сложный выбор и расставить приоритеты.

ТРИДЦАТЬ ТЕЗИСОВ

Измерение и мониторинг целей и результатов проверки

Повышение возможностей – Помощь людям в обучении – Закладка основ будущего успеха

Уважение к власти - Обеспечение руководства

Принятие инициативы и ответственности – Участие на каждом уровне – Здоровое расхождение во взглядах

Школа превыше всего – Никто не важнее, чем школа – Делать то, что от тебя ожидают

Люди превыше всего – Каждый может внести свой вклад и заслуживает права управлять собственной судьбой

Соблюдение профессиональной автономии – создание собственного пространства - Совершенствование этого пространства

Совместная работа – Обмен знаниями – Обмен ресурсами и идеями – Инвестирование в других

Признание личных обстоятельств – Принимать их во внимание – Терпимость – Главное – пытаться сделать

Сдерживать обещания – Противостоять плохой работе – Принять ответственность на себя

Внедрение – Внутренняя эвалюация - Измерение реформы и подведение итогов

Экспериментировать – Пробовать что-то новое – Стремиться к следующей большой идее

Предотвращать ошибки – Убедиться, что никто и ничего не упущено – Строить планы на все случаи жизни

Разумно рисковать ради достойных целей – Попытаться и посмотреть на результат

Целенаправленная самоотдача – Непрерывный темп

Теплое отношение – Юмор – Находчивость – Реализм

Постановка достижимых целей и реалистичные ожидания – Постепенные усовершенствования

Жажда улучшений – Большие надежды и ожидания

Уделение времени тем, кто может добиться наилучших результатов

Акцент на дополнительных ценностях – Надежда на каждого ребенка – Каждый одерживает победу

Достоинство – Уравновешенность – Уважение личного пространства – Сдержанность – Самоконтроль

Признавать ошибки – Предоставлять стимулирующую обратную связь – Давать людям знать о своих чувствах

Продвигать высокие стандарты – Расширять границы достижений – Быть на уровне мировых стандартов

Создание возможностей для каждого – Расширение горизонтов – Борьба с несправедливостью

Создание приятной коллегиальной рабочей атмосферы

Приносить жертвы, чтобы поставить интересы учеников на первое место

Совершенствование знаний по предмету – Получение опыта – Обмен знаниями

Признавать недостаточность своих знаний – Выслушивать другие точки зрения – Любознательность и беспристрастность

Идти в ногу с новыми инициативами – Делать то, что требуется – Следовать линии политики

Предвидеть инициативы – Заставлять их работать на нас – Делать точный выбор


Подведение итогов. Упражнение "Большая стирка".

Педагоги вырезают из цветной бумаги макеты одежды, на которой пишут характерные признаки школьной культуры. "Одежда" развешивается на веревке. Записанные слова озвучиваются всей аудитории.

Рефлексия левой руки.


Рефлексия по изученному материалу

Обвести левую руку на лист бумаги.

Каждый палец – это какая-то тема, по которой нужно высказать свое отношение

Большой палец – для меня было важным и интересным…

Указательный – по этому вопросу я получил конкретную информацию…

Средний – у меня вызвало затруднение…

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…

Мизинец- для меня было недостаточно ясно …

Читайте также: