Что является политическим центром слова о полку игореве кратко

Обновлено: 28.04.2024

Время и место действия: поход Новгород-Северского князя Игоря на половцев (1185 год), его поражение, плен и побег на Родину.

История создания

Значение произведения

Действующие лица

Князь Игорь. Храбрый воин, возглавивший поход на половцев, не был всё же достаточно предусмотрительным. Заботясь о благе русской земли, князь недооценил возможности врага и потерпел поражение.

Всеволод, брат князя Игоря. Отважный и мужественный воин, патриот.

Ярославна, жена князя Игоря. Настоящая русская женщина — жена и мать, горячо любящая свою Родину. Переживает поражение в походе как личное горе. Тоскуя по мужу, обращается в своём плаче к природе — той самой природе, которая поможет её мужу бежать из плена.

Краткое содержание

Начинается авторским вступлением, в котором упоминается древний певец боевой славы Боян. Автор выражает уважение к нему, но обозначает желание рассказать историю о походе князя Игоря просто.

Князь Игорь отправился в поход на половцев. Солнечное затмение — плохой знак, но князь всё же не отступает от своего намерения. Тем более что первый бой завершился удачно. Однако на следующий день подошли основные силы половцев под предводительством ханов Гзака и Кончака. Храбро бились русские воины, два дня держались, но на третий день князь Игорь был пленён, а русские войска — разбиты.

А князю Святославу снится тревожный сон: накрывают его чёрным покрывалом, черпают синее вино, смешанное со слезами, сыплют жемчуг на грудь. На следующий день князь узнаёт о поражении Игоря.

В Путивле Ярославна, жена князя Игоря, плачет и призывает природу вернуть ей мужа.

Пленённый князь Игорь размышляет о бегстве. Ему помогает половчанин Овлур (подаёт сигнал), да и вся природа на его стороне.

За князем Игорем гонятся Гзак и Кончак. Но природа на стороне князя, и он успешно достигает земли Русской.

Главная мысль. Призыв русских князей к единству в тот момент, когда Русь была разделена.

Важное и интересное

Экранизации

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Кто помог князю Игорю бежать из плена?

Ответ. Половчанин Овлур. Именно он подал сигнал князю о возможности побега.

Ответ. Рукопись обнаружил граф Алексей Мусин-Пушкин, известный коллекционер древностей. Она хранилась в Спасо-Преображенском монастыре в Ярославле. К сожалению, оригинал рукописи утрачен во время московского пожара в 1812 году.


Работать на уроке мы будем в двух группах.

2. Работа с таблицей


Слайд 2

Ответьте на вопросы и заполните таблицу по линиям сравнения.

Вопросы учителя.

- К каким великим князьям обращается Святослав?

- В чем упрекает Святослав великих князей?

- К чему призывает?

- Особенности жанра слова.

- Почему автор идеализирует Святослава?

- Достигнет ли цели призыв Святослава?

- К каким силам природы обращается Ярославна?

- Почему именно к ветру, Днепру, солнцу обращается Ярославна?

- В чем упрекает она их?

- Особенности жанра плача.

- Почему себя сравнивает с кукушкой?

- Каков смысл слов «омочу шелковый рукав в Каяле-реке,

- Как силы природы отвечают на ее призыв?

- Чей призыв звучит убедительнее: Святослава или Ярославны? Почему?

- Какой вы представляете Ярославну?

На сцене образ Ярославны был представлен разными актрисами. На слайде – некоторые образы.


Слайд 3

Художники также по-разному представляли себе Ярославну. Среди них И.Глазунов, К.Васильев, В.Фаворский. (Слайды 4, 5, 6).


Слайд 4


Слайд 5


Слайд 6

- Какой из образов ближе вам? Объясните свой выбор.


Слайд 7

3. Итоги работы с таблицей


Слайд 8


Слайд 9

"Слово о полку Игореве" было создано около восьми веков назад. Но интерес к нему со временем не угасал, а разгорался. "Слово" уже не один век волнует умы историков, лингвистов, поэтов. Это произведение вызывает споры по поводу своего открытия и опубликования, волнует проблемой подлинности, которая так и не решена окончательно. До нас дошел не подлинник, а список с оригинала, найденного Мусиным-Пушкиным. О чем же повествует "Слово"? Почему так долговечно это произведение, столь небольшое по своим размерам?В 1184 году объединенными усилиями русских князей под предводительством киевского князя Святослава половцы были разбиты, и опасность, казалось бы, надолго отступила. Но князь Игорь не мог участвовать в этом победоносном походе: он начался весной, и гололедица помешала его конному войску прибыть вовремя. Игорь считал, что ему не удалось доказать свою преданность союзу русских князей, и он решил снарядить новый поход. Его планы простирались очень далеко: Игорь надеялся отвоевать у половцев когда-то утраченную Тьмутаракань.Смелость, чувство чести столкнулись в Игоре с его недальновидностью, безрассудством, любовь к Родине - с отсутствием представления о единении, совместной борьбе. Игорь хотел прославиться, и это привело его к поражению, которого еще не знали русичи. Впервые за всю историю борьбы с кочевниками русские князья - Игорь и Всеволод - оказались в плену. Впервые русское войско потерпело такое сокрушительное поражение. Победив Игоря, половцы ринулись разорять русскую землю. Князья были заняты внутренними раздорами и им не было дело до Руси. Тяжесть неудачи Игоря была тем позорнее для Русской земли, что она подорвала значение блестящей победы над половцами, за год до этого одержанной союзом русских князей."Слово" писалось в период упадка политического единства, но далеко не культурного. В XII веке на Руси происходит подъем культуры. Особенного развития тогда достигает искусство слова. Большинство древнерусских письменных произведений XII не дошло до нас из-за истребления врагами , пожарами; но даже то немногое, что сохранилось, свидетельствует о высокой общей культуре, о наличии нескольких литературных школ, о многочисленности жанров. И чем меньше древнерусских работ доходит до нас, тем больше мы осознаем важность "Слова". Читая именно его, с его помощью мы можем не только узнать об общественной жизни того времени, но и получить представление о литературе древности. "Слово" - яркое доказательство высокого уровня развития Руси.Автор "Слова" рисует удивительно живой образ Русской земли. Создавая "Слово", он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединил в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю. Свой призыв к единению, свое чувство любви к родине автор воплотил в живом, красочном образе Русской земли. Образ Руси - существенная часть "Слова" как призыва к ее защите. Автор так показывает удивительно органичное сочетание всего в Русской земле, что сама мысль о разобщенности кажется нам неестественной. С трудом верится, что мирный труд русских пахарей нарушен усобицами князей, что многие русские мужи полегли в битве. Природа живет и дышит в "Слове" заодно с человеком, поддерживает могучих русских воинов. Природа радуется их победам, и грустит об их поражениях. Автор рисует неохватные просторы русской земли. Едва ли в мировой литературе есть произведения, которые охватывали бы столь обширные географические пространства: Дон, Днепр, Волга, Дунай, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Новгород - все это наша Родина. Автор описывает эти места, придавая им живые, теплые черты. С другой стороны, он противопоставляет их "мертвой" половецкой степи - "стране незнаемой", "грязевым местам".Русская земля для автора "Слова", конечно же, означала не только природу, но и многое другое. Так, например, значительное место уделяется в произведении русскому народу. Как прочувствовано автор описывает горе всего народа после поражения Игоря! Включает для него понятие Родины и ее историю. Рассказывая о походе Игоря, автор охва

Политический и Поэтический смысл " Слово о полку Игореве"

Автор этого произведения обращается к князю как к носителю государственной власти, который может сдержать произвол богатых и защитить Русь от внешних врагов.

Княжескую власть он считает единственной силой, способной водворить порядок в стране.

чается программа усиления княжеской власти.

Даниил Заточник отстаивал идею сильного государя, могущего как сдержать напор внешнего нашествия, так и оградить своих подданных от злоупотреблений и насилия со стороны боярства.

Даниил Заточник осуждает боярское самоуправство, приведшее к феодальной раздробленности и смутам.

Тема объединения русских земель, уничтожения междоусобиц и образования независимого и сильного Русского государства получила яркое выражение в летописях, сказаниях и повестях XIII-XV вв.

После кровавого похода хана Батыя, вторгшегося в Рязанское княжество и захватившего в декабре 1240 г. Ростово-Суздальскую и Киевскую Русь, на 240 лет установилось тягчайшее монгольское иго.

Co второй половины XIV в. наиболее крупное значение в политической литературе занимает летопись и историческая повесть Московского княжества.

B Москву свозятся областные летописные своды, она становится центром русского летописания.

Литература Московского княжества конца XIV в. была пронизана любовью к великому прошлому Русской земли, пробуждала патриотизм русских людей, вооружала их на борьбу с иноземными поработителями. Битва на Куликовом поле 1380 г. пробудила самосознание русского народа и укрепила авторитет Москвы в деле объединения всех сил против монголов.

Усиление в конце XIV в. интереса к историческому прошлому Русской земли в летописании и появление исторической повести, проникнутой патриотизмом, соответствуют общему подъему национального самосознания русских людей того времени. Мужественные образы Александра Невского, Дмитрия Донского вдохновляли русских людей на борьбу с завоевателями.

О древнерусском произведении “Слово о полку Игореве” стало известно лишь в начале 90-х годов XVIII столетия, когда знаток русской древности А. И. Мусин-Пушкин приобрел в Спасском монастыре Ярославля старинный рукописный сборник. В этом сборнике среди других текстов он обнаружил чудесный памятник древнерусской литературы, вызвавший необыкновенный интерес среди историков, лингвистов и литературоведов.
В “Слове о полку Игореве”, написанном неизвестным автором, по словам известного литературоведа Д. С. Лихачева, чувствуется “героический

дух всей последующей русской литературы, высокое сознание своей ответственности, своего писательского призвания, своего общественного долга”. Автор “Слова” призывает русских князей к единению перед нашествием татаро-монгольских полков. Он уверен, что только сильная и дружная Русь во главе с мудрым правителем, киевским князем сможет дать могучий отпор врагу.
Неизвестный автор поэмы – человек редкостного поэтического таланта, широко видел исторические процессы своего времени, глубоко знал дружинную и книжную поэзию. Он создал шедевр, который не перестает очаровывать своей художественной

формой и идейной цели направленностью. Автор не ставил себе четко отобразить факты истории, и этим его произведение отличается от летописей.

Через литературные образы он передал переживания и мироощущение людей своего времени, с целью воздействия на читателя (слушателя). Сам автор, назвал свое творение “словом”. Так называли свои произведения его современники – представители ораторского искусства, но жанр “Слова” не может быть определен однозначно, и в этом заключается еще одна его художественная особенность – оно отображает сразу несколько образцов жанров художественного искусства.
Автор “Слова о полку Игореве” отходит от объективно-исторической последовательности событий. Он, словно художник, разворачивает яркую панораму поэтических картин и образов. Он не столько рассказывает об отдельных фактах похода Игоря, сколько размышляет над долей родной земли, витая над прошлым и будущим – “от старого Владимира до нынешнего Игоря”.
Автор “Слова”, наверное, был очень смелым человеком, потому что не побоялся высказать во всеуслышание свои мысли. В XI веке среди немногочисленных писателей уже были первые жертвы княжеского произвола против литературы: первый русский проповедник киево-печерский игумен Феодосии, автор “Слова о законе” митрополит Илларион (его сместили), летописец Никон (его вынудили бежать в Тмутаракань). В последующие века автора “Моления” Даниила заточили в темницу, Аввакума и его друга Епифания сожгли за “великие на царский дом хулы”.

Служение литературе с самого начала имело черты мученичества и жертвенности.
В страстном и требовательном призыве русских князей к объединению есть “что-то предвещающее властные и гневные об-Ращения к царям Радищева, Пушкина, Лермонтова, Рылеева, Льва Толстого и многих других русских писателей. Русские писатели всегда осознавали себя независимыми, ответственными только перед народом, более высокими по своему призванию, чем князья и цари”, – говорил Д. С. Лихачев. Наверное, поэтому автор “Слова”, хотя и знал о будущих гонениях, не смог смолчать.
“Слово о полку Игореве” наполнено сильными и взволнованными чувствами. Рассказывая о походе князя Игоря и русской дружины, автор настолько печалится и скорбит, что не может удержаться от того, чтобы не прокомментировать действия Игоря, и горестно восклицает: “О, далеко залетел сокол, птиц избивая, к морю! А Игорева храброго полку уже не воскресить!”, “О, стонать Русской земле, поминая прежнее время и прежних князей!”
Читая “Слово”, мы видим, что и природа тоже откликается на то, что происходит. Чувства автора настолько велики, он так близко принимает чужое горе и чужие радости, что природа не может не отреагировать на это. Автор наделяет человеческими чувствами животных, деревья, цветы, даже городские стены.

Ему кажется, что все эти предметы тоже могут сочувствовать добру и ненавидеть зло, предупреждать русских воинов о грозящих им несчастьях, переживать вместе с ними радость и горе. Автор в своей позиции соединяется с природой, и его чувства благодаря чувствам природы усиливаются.
Все сказанное говорит о том, что автор “Слова” прекрасно знал об упоминаемых им событиях, о жизни, быте, о вооружении, о географии Руси, о язычестве, фольклоре, мог точно охарактеризовать каждого из князей, более того, его сведения часто более подробные и глубокие, чем летописные. Но главная заслуга этого человека в том, что ему удалось подняться выше эгоистичных интересов князей, их корыстолюбивой и честолюбивой политики и выразить интересы всего русского народа, его стремление к единству и миру, желание сохранить свою целостность и культуру.

Читайте также: