Что является минимальной единицей речи кратко

Обновлено: 05.07.2024

§1. Устная и письменная речь. Звуки и буквы. Транскрипция. Фонетика

Язык представлен в виде речи: устной и письменной. Письменная речь появилась позже устной. Письменность изобрели для сохранения информации и передачи её во времени и пространстве. Благодаря этому мы можем узнать информацию, записанную много веков назад очень далеко от места, где находимся сейчас. Появление письменности - такая же важная веха в развитии человеческой цивилизации, как и появление компьютера в наши дни. Даже еще важнее.

Устная речь – это поток звуков, но поток, организованный по особым законам. Минимальные единицы устной речи – звуки.
Звуки можно произнести.
Звуки можно услышать.
Для этого у человека есть специальные органы: речевой аппарат и органы слуха.

Буквы - это условные и не всегда точные обозначения звуков на письме.
Буквы можно написать.
Буквы можно прочитать.
Для этого у человека есть рука и орудия письма: карандаш, ручка, мел, уголь, а сегодня и компьютер. Воспринимаются буквы зрением. Орган зрения у человека - глаза.


Звуки образуют звуковую оболочку слова, которая воспринимается слушающим.То, как слово звучит, обозначает транскрипция: специальные условные значки. Чтобы правильно передать звучание, нужно знать правила транскрипции. Они несложные: слово записывается символам: печатными кириллическими буквами в прямых квадратных скобках. Но не так, как оно пишется, а так, как произносится и слышится.
Слово дуб в фонетической транскрипции выглядит так: [дуп].
Транскрипция отражает характер звучания, который помогают передать дополнительные значки. Например, для того чтобы передать мягкость согласного в слове соль (на письме эту задачу решает мягкий знак после буквы л), используется особый знак: [сол'] Подробнее см. Правила фонетической транскрипции.

Слова можно записать буквами. Буквы русского алфавита. Говори правильно: алфави ´ т.
Звуков и букв неодинаковое количество. Ударных гласных в русском языке 6 (есть и безударные) и 36 согласных звуков. 33 буквы передают на письме все звуки и их всевозможные сочетания тоже. Понятно, что однозначных соответствий между буквами и звуками нет. Поэтому у нас так много правил орфографии.

Звуковой состав языка, характеристики звуков, то, как они ведут себя, оказавшись рядом друг с другом и в разных позициях в слове, изучает фонетика. Буквенный состав слов, правила написания слов, их частей и форм изучает орфография. Правила русской орфографии см. Орфография.

§2. Слово. Лексическое значение слова. Лексикология

Каждое слово имеет свою звуковую оболочку. У каждого своя морфемная структура (о строении слова см. ниже). В отличие от звуков и морфем слова выражают значение. Роль слова – называть предметы, признаки, действия и другие реалии действительности. Поэтому слово считают зна ´ чимой, т.е. имеющей значение, единицей языка. Важно, что в слове обобщаются представления людей. Дом это не только конкретный дом, в котором, к примеру, живёшь ты, а все дома. Также важно, что слово способно передать эмоцию, оценку, оттенки значения. Дом – это одно, а домище – другое. Слова хибара, хоромы, домище, дворец могут использоваться вместо слова дом людьми, которые хотят выразить свое отношение к предмету.

Слово как единицу лексического состава языка изучает лексикология.

§3. Состав слова. Морфемика

Слово состоит из частей. Эти части называются морфемами. Морфемы – строительный материал для слов.

Морфемы: корень, приставка, су ´ ффикс, интерфи ´ кс, окончание.

Корень обозначают так: стран а
Приставку обозначают так: по смотреть
Суффикс обозначают так: молод ец

Интерфи ´ кс никак не обозначают. Интерфикс - это соединительные гласные е и о в сложных словах: самовар , землеройка .
Окончание обозначают так: стран а , посмотре ть , молодец

К орень, приставка, суффикс, интерфикс входят в основу слова. То, какая основа, зависит от структуры слова. Если в слове есть только корень и окончание, то основа будет состоять только из корня. Окончание в основу слова не входит. Основа обозначается подчеркиванием: страна , посмотреть , молодец .

У разных слов разный морфемный состав. Морфемную структуру слов, т.е. состав слов, изучает морфемика.

§4. Производство слов. Словообразование

Образование слов, их производство – это работа морфем. Сравним слова: дом и дом ик .

Слово дом ик образовано от слова дом . Словообразование не интересуется окончаниями слов, для него важна основа. Важно разобраться, что от чего образовано, какая основа производная, а какая производящая.

От чего, какой основы, и как, каким способом, а также с помощью каких средств образована основа нового слова, изучает словообразование.

§5. Форма слова. Словоизменение. Части речи. Морфология

Для русского языка важно - изменяется слово или нет, и если изменяется, то как. Оказывается, слова могут изменяться по-разному и соответственно имеют разные наборы форм. У слов со сходным набором форм – общее для данного класса слов грамматическое значение и роль в предложении. Подробнее об изменении слов: Как изменяются слова в русском языке, а также Раздел 6. Морфология.

Классы слов, имеющие сходное грамматическое значение, набор форм при их изменении и роль в предложении, называют частями речи.
Части речи, их значения и роль, а также их постоянные и изменяемые признаки изучает морфология.

§6. Роль слов в словосочетании и предложении. Синтаксис

Мы не говорим словами. Мы разговариваем предложениями. Предложение – это единица общения более высокого уровня.

Слово называет.
Но оно не выражает законченную мысль и не является единицей общения.
Слово не является самостоятельной единицей языка.

Предложение выражает мысль и является единицей общения.
Кроме того, предложение в отличие от слова высказывается с определённой целью, которая может быть различной.
Предложение грамматически и интонационно оформлено.
Предложение – это самостоятельная единица языка.

Слова входят в предложение как строительный материал. Это возможно благодаря механизму изменения слов и специальным синтаксическим связям, свойственным словосочетанию и предложению.

Словосочетания и предложения: простые и сложные, их структура и виды связи изучаются синтаксисом.

§7. Уровни языка и языковые единицы

В языке единицы более низких уровней служат строительным материалом для создания единиц более высокого уровня. Морфемы состоят из звуков. В русском возможны морфемы, состоящие только из одного звука, например:

с дать [здат’] – приставка с- произносится как один звук [з],
дел и ть [д’эл’ит’] – суффикс -и- состоит из одного звука,
дом у [дому] – окончание -у состоит из одного звука.

Слова состоят из морфем. В русском возможны слова, состоящие только из одной морфемы: как – корень, врозь – корень, жаль корень.

Словосочетания и предложения состоят из слов. Возможны предложения, состоящие только из одного слова. Но чтобы стать предложением, слово должно быть произнесено с определённой целью, оно должно быть оформлено интонационно и грамматически. Например, Ночь! - это повествовательное, восклицательное, простое односоставное с главным членом подлежащим – назывное, нераспространённое, полное, неосложнённое.

§8. Слово как единица изучения разных языковедческих дисциплин: фонетики, лексикологии, морфемики, словообразования, морфологии и синтаксиса


У слов есть звуковой состав.
У слов есть лексическое значение.
У слов есть морфемная структура: части, из которых оно состоит.
У слов есть возможность быть основой для производства других слов.
У слова есть грамматическое значение и грамматическая форма.
У слова есть роль в предложении.

Минимальная единица речи — звук. Из звуков состоят все слова и словосочетания в русском языке. Так как речь — это устная форма языка, то звук — самое меньшее, что мы можем произнести. В русском языке даже существуют слова, которые состоят из одного звука, например, о, а, и. Все звуки языка делятся звонкие и тупые. Выражение звука на письме — буква, является минимальной единицей письменной речи.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Предложение – это минимальная единица речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или одно слово), словосочетаний, обладающее известной смысловой и интонационной законченностью.

ВложениеРазмер
konsultatsiya_predlozhenie_-minimalnaya_chast_rechi.docx 21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация: Предложение – минимальная единица речи

Чтобы научиться говорить

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ. А умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи воспитанников. Предложение передает мысль ребенка, в нем реализуется умение выбирать точное слово, составлять словосочетания.

Предложение – это минимальная единица речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или одно слово), словосочетаний, обладающее известной смысловой и интонационной законченностью.

В развитии речи детей от года до семи лет различают три периода.

Первый период - период предложений, состоящих из аморфных слов-корней:

1 год 3 мес. – 1 год 8 мес., произносятся однословные предложения-слоги;

1 год 8 мес. – 1 год 10 мес., произносятся предложения из нескольких слов-слогов.

Второй период – период усвоения грамматической структуры предложения:

1 год 10 мес. – 2 года 1 мес., в предложениях употребляются полные слова, но без окончаний или с неправильными окончаниями;

2 года 1 мес. – 2 года 3 мес., в предложениях употребляются оформленные слова: усваиваются падежные окончания существительных, прилагательных, личные окончания глаголов;

2 года 3 мес. - 3 года, в предложениях употребляются служебные слова для выражения синтаксических отношений.

Третий период – период усвоения грамматической системы русского языка:

3 года – 7 лет, совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря.

В этот период речь ребенка интенсивно обогащается грамматическими формами, и при достаточном развивающем потенциале речевой среды он может в совершенстве усвоить грамматический строй родного языка и его фонетическую систему, что делает возможным быстрое обогащение словаря.

Задания, которые можно использовать при работе с предложением

Дед и баба плачут, потому что…

Дед не может вытянуть репку, потому что…

Снегурочка растаяла, потому что…

Теремок сломался, потому что…

Лиса съела колобка, потому что…

Почему птичка летает, потому что…

Почему кошка бегает, потому что…

Почему машина едет, потому что…

Если бы я был улицей, то я бы…

Если бы я был музыкой, то я бы…

Если бы я был дождиком, то я бы…

Если бы я был мандарином, то я бы…

В лес растут грибы. Дует осень ветер холодный. Желтеют на листья деревья. Улетают юг на птицы. Речка под блестит солнце.

Сорока сидел на забор. Ворона чирикал на солнышке. Снегирь клевала хлеба. У котенка белая лапки. Дедушке Ване семь лет. Я вчера буду купаться. Мы завтра были на даче.

Ветер дует, ветры …

Птица улетает, а птицы …

Лист падает, а листья …

Воду нужно …( п ить). Деньги нужно …(ко п ить). Продукты нужно … (ку п ить). Печку нужно … (то п ить).

У Кати голубая блузка. – У Катеньки голубенькая блузочка.

Щенок будет … (собакой). Кошка была …(котенком).

Волк, волчица и волчонок – это волчья семья.

Это не жук, а жучище. Это не комар, а комарище.

Грузовик подъехал к дому, потом …(въехал, заехал, укатил, отъехал).

Мы играем. Мы играем в кубики. Мы играем в кубики на полу.

Лида читает … . Мама сшила … . Идет дождь … .

Девочка шла по … . Мальчик покраснел … . А над поляной … .

Воробей поселился в скворечнике.

- Кто поселился в скворечнике?

- Что сделал воробей?

- Где поселился воробей?

- Какая птица поселилась в скворечнике?

Пчела – одуванчик, самолет – лес, солнце – горы, птица – гнездо.

20. Составление предложений по демонстрации действий.

21. Составление предложений по 2-3 опорным словам (картинкам) связанным и несвязанным по смыслу.

22. Составление предложений, используя нужное словечко (предлоги) – уточнять значения предлогов, вводить предлоги в активный и пассивный словарь.

Звуки мы произносим и слышим. Поэтому звуки изучают­ся как с точки зрения говорящего, который произносит звуки, так и с точки зрения слушающего, который их воспринимает.


Передача звуков речи происходит по законам акустики, по­добно передаче всех других звуков (таких, как шум реки, шелест листьев, удар грома и т. п.), и воспринимаются зву­ки речи органами слуха. Акустические свойства звука — это воспринимаемые на слух его физические характе-

ристики, такие, как периодичность/непериодичность колеба­ний воздуха, амплитуда колебаний и т. п. Различия этих фи­зических характеристик позволяют устанавливать у одних звуков тон, у других шум, у третьих и тон, и шум.

Тоном, или голосом, называется особая характеристика звуков речи — звучание, получаемое в результате периодиче­ских колебаний напряженных голосовых связок под воздейст­вием струи воздуха. Шумом называется иная характеристи­ка звуков речи — звучание, получающееся в результате непе­риодических колебаний воздуха при преодолении воздушной струей различных преград, образуемых речевыми органами в полости рта. Звуки речи представляют собой различные комби­нации фонетических признаков тона и шума.

Различаются прежде всего гласные и согласные звуки. Гласные звуки состоят из тона (голоса), шум отсутствует. Таковы звуки [а] в слове сам, [о] в слове нос, [э] в слове цех, [и] в слове пир, [ы] в слове сын, [у] в слове дуб и т. п.

2. Транскрибируйте слова. Укажите гласные и согласные звуки (среди последних выделите сонорные).

Кот, сад, конь, брать, братик, круг, крыжовник, ямка, дающий, жить, циркуль, пришедшую.

Слоги бывают открытыми и закрытыми, а также прикры­тыми и неприкрытыми. Открытым называется слог, оканчивающийся гласным звуком (вершиной слога): го/ло/ва, ра/ма, ю/ла. Если в конце слога — согласный звук (или соче­тание звуков), то слог является закрытым: сон, кар/кас, бол/тик, торт.

Если при характеристике слога учитывать все рассмотрен­ные признаки, то можно сказать, что в слове ар/ха/и/че/ский первый слог — неприкрытый закрытый, второй и четвер­тый — прикрытые открытые, третий — неприкрытый откры­тый, а пятый — прикрытый закрытый.

Чтобы безошибочно разделить слово на слоги, следует ру­ководствоваться несколькими правилами.

1. В слове столько слогов, сколько гласных звуков.

2. Граница между слогами в середине слова проходит обыч­но после гласного звука: за/кон, та/бу/ре/тка.

3. Если между гласными звуками в слове располагается со­четание нескольких согласных, то все сочетание согласных, как правило, отходит к следующему слогу: ра/сти, ве/сна, во/лна.

Есть два исключения из последнего правила:

б) остальные 8 сонорных согласных звуков [р], [р'], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'] ведут себя в этой позиции несколько иначе.

Если они находятся перед шумными согласными, то всегда от­ходят к предыдущему слогу, шумный же звук присоединяется к следующему слогу: мар/ка, галь/ка, рам/па, и/юнь/ский. Если сонорные звуки находятся перед каким-то другим сонор­ным, то все сочетание согласных по общему правилу отходит к последующему слогу: во/лна, ко/рма, Ма/рья.

4. На установлении границ между слогами может сказы­ваться выделение в слове значимых частей слова, в результате чего появляются варианты слогоделения.

Например, на стыке приставки и корня (если приставка оканчивается согласным звуком, а корень с него начинается) граница между слогами может проводиться как по фонетическим правилам слогоделе­ния (ра/збить, по/дсказать), так и с учетом выделения при­ставки и корня (раз/бить, под/сказать).

3. Разбейте слова на слоги. В каких словах можно предложить ва­ рианты слогоделения? Все слоги в выделенных словах охарактери­ зуйте с точки зрения открытости/закрытости и прикрытости/непри- крытости.

По рассказам матери я живо нарисовал себе картину того, что было в Батурине, когда мать с отцом так поспешно приска­кали туда: майский день, уютный двор, окруженный старин­ными службами, старинный дом с деревянными колоннами на двух крыльцах, темно-синие и багряные верхние стекла в ок­нах зала. (И. Бунин).

4. Транскрибируйте слова.

Мать, прискакали, туда, майский, день, уютный, двор, ста­ринными, крыльцах.

ФОНЕТИЧЕСКОЕ СЛОВО. СЛОВЕСНОЕ УДАРЕНИЕ

Фонетическим сдовом называется отрезок звучащей речи, состоящий из одного или нескольких слогов и обладающий самостоятельным словесным ударением. Так, в предложении Любовью дорожить умейте (Щип.) 3 фонетических слова. Границы между фонетическими словами при записи звучащей речи отмечаются пробелами.

Фонетическое слово не всегда равняется слову в обычном понимании. Например, в предложении Я не знаю общества

Важнейшим признаком фонетического слова, следователь­но, является словесное ударение. Словесное ударение (в даль­нейшем просто ударение) — это суперсегментная фонети­ческая единица, проявляющаяся в выделении одного из слогов в слове с помощью большей силы (громкости), длительности и особой тщательности произношения всех звуков, входящих в ударный слог.

Русское ударение является разноместным (свободным) и подвижным.

Подвижность русского ударения связана с тем, что в формах одного и того же слова ударение может переходить с одного слога на другой: озеро — озёра, страна — страны.

5. Спишите текст, расставляя ударение и деля предложения на фонетические слова (объединяйте дефисом грамматические слова, не имеющие словесного ударения, со словами, имеющими ударение). Разделите все фонетические слова на слоги. Охарактеризуйте слоги в выделенных словах.

Меня встретила Зинаида Гиппиус возгласом: — Здравствуйте! Ну и выбрали день для приезда! И протянула свою надушенную ручку с подушек кушетки, где она безвыходно проводила дни свои. Мережковский, то по-

6. Транскрибируйте слова.

Встретила, день, ручку, кушетки, дни.

Речевым тактом (или фонетической синтагмой) называет­ся состоящий из одного или нескольких фонетических слов от­резок звучащей речи между двумя короткими паузами, обла­дающий тактовым ударением и собственными интонационны­ми признаками (определенной интонационной конструкцией).

Речевой такт часто составляет особое предложение (а с фо­нетической точки зрения — фонетическую фразу): Померкла степь (П.); Отчего же ты вдруг побледнел весь? (Г.). Но чаще речевой такт является составной частью фонетической фразы. Например, предложение Как бы то ни было, | но светлое торжество победы нового над старым | да не омрачится ни­когда | жестким словом | или горьким чувством враждебнос­ти | против падших (Бел.) можно разбить на 6 речевых тактов (граница между тактами в фонетической записи текста поме­чается вертикальной чертой).

Тактовое ударение — это более интенсивное выде­ление в речевом такте одного из ударных слогов (и всего фоне­тического слова, в которое входит этот слог). При этом русское тактовое ударение, как и словесное, отличается признаками разноместности и подвижности. Нейтральным, наиболее при­вычным местом тактового ударения является последнее фоне­тическое слово речевого такта; ср.: Коля ушел в театр. Если тактовое ударение перемещается на первое слово в том же ре­чевом такте (Коля ушел в театр), то все высказывание начи­нает передавать дополнительное значение противопоставления ('Именно Коля, а не кто-то другой ушел в театр'). Если же так­товое ударение переносится в рассматриваемом речевом такте на сказуемое (Коля ушел в театр), то высказывание выража­ет иные дополнительные значения ['Коля ушел, а не уехал в театр' или 'Коля ушел в театр, а вы думали, что он не ушел

(остался дома)']. Следовательно, тактовое ударение очень важ­но для выражения значения предложения.


Что является минимальной значимой единицей языка?

Что является минимальной значимой единицей языка.


ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ МИНИМАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОЙ ЕДИНИЦЕЙ ЯЗЫКА?

ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ МИНИМАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОЙ ЕДИНИЦЕЙ ЯЗЫКА.


Минимальные единицы речи - это?

Минимальные единицы речи - это.



Дополните?

1)соединение двух и более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически

2) важнейшая номинативная (назывная) единица языка

3)минимальная единица синтаксиса, сообщающая о чём - либо, служащая для общения.


Минимальные единицы речи - это?

Минимальные единицы речи - это.


Помогите закончить предложения : Минимальные единицы речи это ?

Помогите закончить предложения : Минимальные единицы речи это .

Графический знак это .

Буквы расположенные в определённом порядке, - это .

Буквы не обозначающие звуков, -

При помощи голоса образуются .


Минимальные честицы речи - это?

Минимальные честицы речи - это.


Мельчпйшая единица речи?

Мельчпйшая единица речи.


Неверное утверждение 1)звук минимальная единица устной речи 2) слог имеет в слове самостоятельное значение 3) В слове может быть два ударение?

Неверное утверждение 1)звук минимальная единица устной речи 2) слог имеет в слове самостоятельное значение 3) В слове может быть два ударение.

Вопрос МИНИМАЛЬНЫЕ ЕДИНИЦЫ РЕЧИ - ЭТО?, расположенный на этой странице сайта, относится к категории Русский язык и соответствует программе для 1 - 4 классов. Если ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему. Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку, расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей, оставившими комментарии под вопросом.


Многообещающий, посредник, общительный, специалист, усовершенствованный, выгодный, вменяемый, полезный, индивидуальный.


1. Майские цветы 2. Ландыш - лекарственное растение 3. Исчезающий цветок 4. Сохрани это растение.


Бежали имя существительное начальная форма бежать пост признаки 1 спр непост признаки мн ч пр вр.


Стихи - стихия давнее - давешним незримого - незрячий.


В третьем предложении после слова "потрясла".


1 + , 2 + , 3 + , 4 + , 5 + , 6 - , 7 - , 8 + . 9 - , 10 -.


Существует труд и Лестера.



Кашка (каши) получилась жидкой(жиденький) войсками командуют храбрые полководцы(полководец).


Труд очень сильно формулирует человека. Ведь если не труд в человеке мы бы уже давно погибли или остались бы первобытными людьми и не шли вперёд. Есть ленивые люди. Они не помогают человечеству продвигаться. Они целыми днями сидят дома и не работ..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Читайте также: