Следы детской деятельности в доу как оформить
Обновлено: 05.07.2024
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Составитель:
В чем отличие занятий от непосредственно образовательной деятельности?
- в обновлении структуры и форм организации всего образовательного процесса,
- в индивидуализации,
- изменении позиции воспитателя по отношению к детям.
Непосредственно образовательная деятельность (НОД) реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Особенности организации НОД
Методика работы педагогов с дошкольниками основывается на их удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении. Большое внимание уделяется эмоционально-образному восприятию красоты окружающего мира, когда на его основе ребенок воплощает свои представления в продуктивных видах деятельности.
Содержание работы планируется исходя из комплексно-тематического планирования, сезонности, различных проявлений природы, календарных праздников и того, что детям близко и интересно.
Реализация задач происходит через игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, изобразительную, музыкальную, двигательную деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование.
Важной особенностью интегрированной образовательной деятельности является смена динамических поз и видов детской деятельности (физкультминутки, здоровьесберегающие технологии, релаксационные паузы и т. д). Образовательный процесс должен осуществляться с использованием форм работы с воспитанниками, адекватных их возрасту. При этом основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Следовательно, НОД реализуется через организацию различных видов детской деятельности. В него включаются все виды организованной и самостоятельной деятельности. В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают физкультурные праздники, спортивный досуг, дни здоровья. Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности; коммуникативной – которая предполагает широкий взгляд на речевое развитие детей, а также на использование разных форм: беседу, ситуативные задачи, общение на определенные темы, отгадывание и придумывание загадок детьми, сюжетные игры, напоминания и т.д.; самообслуживание и элементарный бытовой труд — основное направление трудовой деятельности в дошкольном мире – научить ребенка обслуживать себя. Среди видов трудовой деятельности: труд по самообслуживанию (навыки культуры быта), труд в природе, ознакомление с трудом взрослых, хозяйственно-бытовой труд (содружество взрослого и ребенка, совместная деятельность), ручной труд; познавательно—исследовательской — этот вид деятельности является важным и одним из ведущих. Именно в процессе исследования ребенок познает окружающий мир и осваивает новые знания. Познавательно-исследовательская деятельность важна в каждом возрастном периоде, при этом согласно принципу использования адекватных возрасту видов детской деятельности в разных возрастных группах это может быть и наблюдение, и экспериментирование, и целевые прогулки, и экскурсии, а также решение проблемных ситуаций; изобразительной —такой вид деятельности предполагает не только рисование, лепку, аппликацию и т.д., но и проектную деятельность, в которую могут включаться родители, старшие дошкольники и другие участники образовательного процесса; музыкальной- это не только музыка и изобразительная деятельность. Это и музицирование на детских музыкальных инструментах, пение, подпевание, вокальные импровизации, подвижные игры с музыкальным сопровождением, слушание и т.д.; восприятие художественной литературы и фольклора — этот вид деятельности понимается как умение ребенка, прежде всего, слушать, понимать произведение, общаться с книгой, листать ее, рассматривать иллюстрации. Следовательно, восприятие художественной литературы и фольклора как вид детской деятельности включает и рассматривание, и обсуждение, и заучивание, разучивание и т.д. или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы и решения конкретных образовательных задач.
Так изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка — это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.
Развитие видов деятельности осуществляем в совместной деятельности со взрослыми, затем — в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка.
Соотношение видов детской деятельности и форм НОД:
По результатам исследования Лаборатории развития ребенка и Института системных проектов МГПУ к дефицитам в организации образовательной среды в ДОУ относятся : недостаточное наличие детских работ и фотографий детей в образовательной среде и преобладание работ по образцу над работами по собственному замыслу.
В старшем дошкольном возрасте можно привлекать детей к оформлению групповой комнаты, зала к праздникам, к созданию развивающей среды дошкольного учреждения (мини-музеев, выставок, стендов). Дети старшего дошкольного возраста с большим интересом готовят совместные работы с родителями по заданным темам рисунки, семейные газеты, фотовыставки. Такой материал вывешивается в группе, дети с удовольствием его рассматривают, делятся впечатлениями. Сравнивают свои представления, увлечения, предпочтения с другими. Такая совместная работа приносит взрослым и детям огромное удовлетворение и радость, воспитывает у детей такие качества личности, как самостоятельность и творческое решение поставленной задачи, развивает инициативу, ответственность за общий успех дела, коммуникативность; создает микроклимат, в основе которого уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком.
Старшие дошкольники в состоянии планировать свою деятельность, предвосхищая художественный результат и поэтапно планируют свой “проектный замысел”. Например, свои представления о праздничном убранстве помещения реализуют сначала в рисунках, а затем на практике, или при создании муляжей продуктов питания и овощей, и фруктов, сначала рисуют их, а затем определяются из чего можно их изготовить, а затем уже создают. Яичницу можно слепить из пластилина или соленого теста, или сделать в технике аппликации. В результате получаются разные, индивидуальные работы.
Применение основ дизайна у детей в детском саду, участие детей в преобразовании своего быта во многом определяется тем эмоциональным багажом, теми представлениями, которые они получили ранее под руководством и в сотворчестве с взрослыми.
Продукты детской деятельности могут использоваться в ППРС группы для оформления, для изготовления атрибутов к играм, в театрализованной деятельности, для организованной образовательной деятельности :
1. В оформлении помещения группы и приемной можно использовать рисунки по темам, коллажи, плакаты, панно. Для оформления визитной карточки в приёмной детям были предложены белые воздушные шарики, которые дети раскрасили по своему желанию и прикрепили свои фотографии. Аналогично оформлялась эмблема группы – солнышко.
Приёмная к праздникам так же оформляется совместно с детьми :
-гирляндами, созданными руками детей (красочные маски составляют гирлянду к Новому году, флажки - к 23 февраля и пр.);
-выставкой портретов мам – к 8 марта;
Зимняя сказка на окнах группы создаётся путём вырезания несложных фигур.
Украшением является сказочная птица, для которой дети расписывают хвост.
Детские рисунки можно использовать в качестве опознавательных картинок на дверцах кабинок, спинках кроватей, это придает индивидуальный характер помещению, повышает детскую самооценку. Дети с удовольствием рассказывают пришедшим за ними взрослыми, что это сделано их руками.
В уголке природы в зимнее время помещается кормушка, на которой располагаются птицы, созданные детьми из солёного теста.
Чтобы легче ориентироваться в группе, быстро определить, что находится в контейнере или коробке, детьми нарисованы рисунки – подсказки.
3 Продукты детского творчества используются и в театральной деятельности. Дети с удовольствием создают персонажей для спектакля, костюмы для развлечений и праздничных утренников, декораций, участвуют в создании афиш, пригласительных билетов. Дети умело подбирают и создают декоративные украшения к праздничной одежде для себя и для близких (галстуки, брошки, значки и др.).
Детские рисунки могут использоваться в создание мультфильмов, тематических альбомов.
Фотоотчет об оформлении участка детского сада своими руками Участок д. сада, на котором гуляют наши дети сейчас очень интересный и привлекает детей. Дети из других групп с удовольствием его посещают.
Игры как условие создания психологически безопасной образовательной среды в группе детского сада Игры как условие создания психологически безопасной образовательной среды в группе детского сада (консультация)Психологическая безопасность.
Консультация для воспитателей по созданию ППР среды по ФЭМП в группе детского сада Организация развивающей предметно-пространственной среды по ФЭМП в соответствии с ФГОС Вопрос организации развивающей предметно-пространственной.
Нестандартное оборудование из полипропиленовых труб для предметно-пространственной среды детского сада Елена Пожидаева Нестандартное оборудование для предметно-пространственной среды детского сада. Оборудование из полипропиленовых труб..
Организация предметно-пространственной среды во второй младшей группе детского сада Целью создания развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе детского сада является обеспечение игровой, познавательной,.
Организация развивающей предметно-пространственной среды на участке детского сада в летний период Организация развивающей предметно - пространственной среды на участке детского сада в летний период. Актуальность: Участок группы является.
Организация предметно-развивающей речевой среды в группе детского сада Организация предметно-развивающей среды в группе детского сада[/b] В связи с внедрением ФГОС важнейшей задачей практического преобразования.
Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверстниками, развивать индивидуальность каждого ребенка. Поэтому наполнить группу играми и игрушками недостаточно. С ведением Федерального государственного образовательного стандарта появились новые приоритеты в создании развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Она должна быть комфортной уютной рационально организованной наполненной разными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые стимулировали бы познавательную речевую двигательную и иную активность детей. Развитие познавательно-речевых способностей — это одна из главных задач дошкольного образования.
Развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) — это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом.
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна обеспечивать:
1. Гармоничное всестороннее развитие детей с учетом особенностей возраста, здоровья, психических, физических и речевых нарушений.
2. Полноценное общение между собой, а в процессе учебной деятельности с педагогом, дать возможность уединиться по желанию ребенка.
3. Реализацию образовательной программы ДОУ.
4. Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
Насыщенность РПП среды предполагает:
— разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе;
— соответствие возрастным особенностям и содержанию программы.
Полифункциональность материалов предполагает:
— возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.).
Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:
— от образовательной ситуации;
— от меняющихся интересов детей;
— от возможностей детей.
Вариативность среды предполагает:
— наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения);
— периодическую сменяемость игрового материала;
— разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми;
— появление новых предметов стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
— доступность для детей всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
— свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности;
— исправность и сохранность материалов и оборудования.
— соответствие всех ее элементов по обеспечению надежности и безопасности, т.е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.
Учитывая требования ФГОС развивающая предметно – пространственная среда делится на пять образовательных областей:
- Социально – коммуникативная;
- Познавательная;
- Речевая;
- Художественно – эстетическая;
- Физическая.
В каждой области имеются свои центры.
— Центр пожарной безопасности;
— Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр).
— Центр сенсорного развития;
— Центр конструктивной деятельности;
— Центр математического развития;
— Центр речевого развития или уголок речи и грамотности;
— Центр ИЗО или уголок творчества;
— Центр музыкально-театрализован-ной деятельности.
— Центр физического развития;
Игра — основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми.
В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно-ролевых игр:
В центре по ПДД и пожарной безопасности находятся необходимые атрибуты к сюжетно-ролевым играм и занятиям по закреплению правилам дорожного движения. Дети при необходимости объединяют центр сюжетно-ролевых игр, ПДД и пожарной безопасности.
Большой популярностью у детей пользуется центр науки. В нем находится материал для осуществления опытной деятельности: лупы, мерные стаканчики, песочные часы, камни и т.п.
Центр математического развития: пособия с цифрами, счетный материал, дидактические игры, развивающие игры математического содержания.
Центр конструктивной деятельности организован так, что бы дети могли строить подгруппой и индивидуально. Имеется крупный и мелкий строитель, разнообразное лего, конструкторы.
В уголке природы подобраны безопасные растения, имается необходимое оборудование по уходу за ними.
Направление играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями.
Художественно — эстетическое развитие.
Театрализованные игры решают следующие задачи:
- Развивают артикуляционную моторику;
- Развивают артикуляционную моторику;
- Расширяют словарный запас;
- Развивают монологическую и диалогическую речь;
- Развивает общую и мелкую моторику.
Здесь имеются: спортивный инвентарь, игрушки, дорожки здоровья для профилактики плоскостопия, дидактические игры спортивного содержания.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду мы учитываем, что:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Алгоритм проектирования развивающей предметно-пространственной среды .
- Сформулировать цели и задачи работы по созданию развивающей среды.
- Определить игровое и дидактическое оборудование для решения образовательных задач.
- Определить дополнительное оборудование.
- Определить, как разместить оборудование в игровой комнате.
Вывод.
Организация развивающей ППС в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Подготовила педагог - воспитатель высшей квалификационной категории - Магомедова Заира Ниматулаевна
Деятельность в литературе психолого-педагогической направленности определяется специфическим видом проявления инициативы человека, предполагающим познание, творческое осмысление мира вокруг и понимание себя в этом мире.
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определены пять векторов образовательного процесса (познавательное развитие, развитие речи, социально-коммуникативное развитие, физическое, художественно-эстетическое), которые реализуются комбинациями форм практикуемых в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) видов активности, выполняющими конкретную миссию в зависимости от возраста воспитанников.
Вовлечение детей в разные виды деятельности происходит посредством целого комплекса форм взаимодействия
Таблица: виды деятельности и формы взаимодействия с детьми в ДОУ
Познакомиться с теоретическими основами организации занятия по конструированию можно здесь.
Интересные виды работы можно найти в картотеке игр по конструированию.
- исполнительство, то есть игра на музыкальных инструментах, певческая деятельность;
- творчество, то есть вовлечение в процесс создания музыки.
- чтение;
- заучивание наизусть;
- обсуждение, рассуждение;
- беседа.
- гимнастика (бег, ходьба, строевые задания, упражнения с блоками движений спортивного характера, хореографические движения);
- игры (подвижные, хороводные, туристические, то есть походы, экскурсии);
- пальчиковые игры, нацеленные на разработку мелкой моторики;
- ритмопластика;
- катание на санках, лыжах, самокатах и пр.
Это интересно. Миссия организации активности дошколят едина для малышей всех групп, различия заключаются лишь в задачах, которые ставятся перед детьми того или иного возраста.
Таблица: цели и задачи видов деятельности по возрастным группам
В подготовительной группе добавляется уход за обувью, которую малыши после соответствующей погоды моют, протирают, чистят кремом.
Читайте также: