Проекты по литературному чтению в начальной школе примеры готовые

Обновлено: 07.07.2024

Трудно переоценить роль чтения в развитии и становлении личности ребёнка. Чтение – это важнейший способ освоения информации, культурного наследия прошлого и настоящего, формирования нравственных и гражданских качеств. К сожалению, сегодня во всём мире наблюдается тенденция снижения интереса к чтению. Это обусловлено бурным развитием электронных средств массовой информации и индустрии развлечений, которые вытесняют книги из приоритетов ребёнка, заменяя их другими, всё более доступными и притягательными средствами получения информации и проведения досуга, такими, например, как Интернет.

Во многих странах предпринимаются попытки противодействовать неуклонному снижению интереса к чтению у подрастающего поколения, но существенных результатов в этом направлении пока достичь никому не удалось. В семьях нет культуры чтения. Давно кануло в Лету семейное чтение вслух. Родителям гораздо проще включить детям кассету с мультиками, чем найти время и аргументы в пользу чтения. С детства ребёнок привыкает видеть маму не с книжкой в руках, а с пультом дистанционного управления телевизора. В обществе нет “моды” на чтение, оно давно перестало считаться у молодёжи престижным и приятным времяпрепровождением.

Такая тенденция не может не сказываться на интеллектуальных способностях наших детей. В целом для страны серьёзной проблемой становится снижающийся уровень культуры и грамотности населения, падение моральных устоев, всеобщая речевая безграмотность. Школьники стали медленнее читать, у них не вырабатывается навык скоростного чтения, столь необходимый в наш перегруженный информацией век. В результате многие из них не успевают осваивать школьную программу, снижается успешность обучения. Родители, осознавая свою беспомощность, бегут к нам за советом: как заставить ребёнка читать, если он не хочет.

К сожалению, сегодня приходится констатировать неутешительный факт: нечитающее поколение уже выросло, и мы должны принимать это как данность. Изменить это мы не в силах. Но корректировать – можем и должны. Задача школы – противостоять этому процессу, показывать детям привлекательность и пользу чтения, популяризировать чтение как один из видов получения информации и интереснейшую форму проведения досуга, способную соперничать с самыми современными средствами масс-медиа.

Важную роль по привитию интереса и любви к чтению младших школьников мы отводим работе школьной библиотеки и учителя начальных классов. Именно в начальной школе закладываются основы будущей читательской деятельности ребёнка. Необходимо добиться восстановления упавшего престижа чтения в глазах младших школьников, обеспечить переход работы школьной библиотеки на еще более высокий уровень предоставления информационных услуг, их оперативность, востребованность и актуальность. На наш взгляд, это должно способствовать реализации государственной программы .

Данный проект предназначен для того, чтобы на начальных этапах обучения у каждого ребёнка появился интерес к чтению ,чтобы книга стала помощником и советчиком на протяжении всей жизни и способствовало повышению качества знаний по предметам.

II. Цели и задачи проекта

Цель проекта: повышение уровня качества чтения и активизация мотивации к обучению у учащихся начальных классов.

  • показать привлекательность и пользу чтения учащимся начальных классов и их родителям;
  • улучшить работу учителя начальной школы совместно с библиотекарем по данному направлению
  • создать условия для формирования и совершенствования информационной компетенции учащихся начальных классов;
  • систематически повышать информационную грамотность учащихся на библиотечных занятиях;
  • содействовать успешному усвоению учебных программ;
  • активизировать работу родителей с детьми во внеклассном и семейном чтении.

1. Подготовительный этап - август-сентябрь 2009 г.

2. Экспериментальный этап - октябрь 2009 г. – май 2010 г.

3. Обобщающе-аналитический этап - май 2010 г.

1. Подготовительный этап.

1. Создание проекта “Планета книголюбов”.

Планируемый проект состоит из нескольких основных частей, включающие в себя разнообразные культурно-досуговые мероприятия, способствующие формированию творческого читателя.


2. Составление коллективного плана работы с библиотекарем и учителями начальных классов.

Правильно организованная работа учителя начальных классов и библиотекаря -залог успешной реализации проекта. Основная задача библиотекаря и учителя начальных классов – формирование у ребёнка интереса и любви к книге, развитие интеллектуальных возможностей ребенка, вовлечение его в активную творческую деятельность. Библиотекарь и учитель также призваны выполнять и воспитательные функции: на материале художественного произведения помочь ребёнку учиться жить, адаптироваться в социуме, ориентироваться в мире ценностей; помочь детям через поступки литературных героев осмыслить состояние добра и зла, любви и ненависти, поражения и победы. Помощником и советчиком на протяжении всей жизни у воспитанника должна стать книга.

2. Библиотечный час. Навыки обращения с книгой.

2. Библиотечный час. Навыки выбора книги.

2. Неделя детской книги. Акция “Книгу в подарок школьной библиотеке”

2 .Библиотечный час. Наглядные формы пропаганды книги. Библиотечные плакаты.

2. Экспериментальный этап – октябрь 2009 г. – май 2010 г.

1) Библиотечные часы “Новый читатель пожаловал к нам”.

Систематические воспитание культуры чтения начинается с записи читателя в библиотеку. С библиотекой дети знакомятся, учась в 1 классе. С этой целью для них организуются экскурсии в библиотеку, во время которых им рассказывают, что такое библиотека, как стать её читателем, какие есть в библиотеке книги, показывают наиболее интересные из них, обращают их внимание на иллюстрации, читают им небольшой отрывок, рассказ, стихотворение. Такие экскурсии дают детям первое представление о библиотеке, способствуют привлечению их в число читателей.. К их приходу в библиотеке готовится выставка книг, подбираются иллюстративные материалы. В беседе даются общие сведения о библиотеке и советы, о том, как выбрать книгу по рекомендательным пособиям, с книжной выставки, как обращаться с книгой, как вести себя в библиотеке.

а) Ознакомление читателя с книгой.

В это время обычно проводится беседа, знакомящая читателя с основными правилами обращения с библиотечной книгой. Уже с самого начала следует читателю уважение к книге; нужно, чтобы он на всю жизнь запомнил правила обращения с книгой, разъясненные ему в раннем детстве. Правила гигиены чтения разъясняются не только при записи читателя в библиотеку. В течение всего первого года чтения регулярно проводятся беседы о том, как сидеть, когда читаешь, как держать книгу и т.д. для читателей младшего возраста составляются плакаты с краткими советами по гигиене чтения.

б) Навыки обращения с книгой.

Очень важно научить читателя просматривать книгу, дать ему основные сведения об ее элементах. С читателем проводятся беседы о структуре книги и ее частях, причем в зависимости от возраста читателя эти беседы постепенно усложняются. Ознакомление детей с книгой начинается с титульного листа, который как бы “вводит” в книгу, с его назначения. Знакомя читателя с книгой, нужно обращать его внимание на справочный аппарат книги – толкование непонятных слов, которые обычно помещаются либо в виде сносок внизу страницы, либо в конце книги. Особенно много непонятных слов встречается в описаниях путешествий, обычаев и быта народов стран. Надо постоянно приучать читателей искать в книге или других источниках объяснение непонятных слов.

в) Навыки выбора книги.

С первых лет чтения детей библиотека начинает воспитывать у них умение выбирать книгу. Большое место в воспитании первых навыков самостоятельного выбора книги занимают индивидуальные беседы. Библиотекарь или учитель расспрашивает школьника прежде всего о том, что его интересует, что он любит делать в свободное время, о чем хочет читать; затем предлагает попробовать самому выбрать книгу. Знакомя детей с рекомендательными списками и книжными выставками, библиотекарь предлагает обратить внимание на аннотации к книгам, учит, как спросить книгу для чтения.

г) Как читать книгу.

Советы читателям о том, как работать с книгой, следует давать в соответствии с содержанием книги: рассказывая, как правильно читать художественные произведения, библиотекарь рекомендует обращать внимание не только на развитие сюжета, но и на характеры героев, на особенности стиля, язык произведения: яркие, образные выражения, описания природы и т. п. Если в книге встречается незнакомое слово, советует спросить о его значении или посмотреть в словарь, в пояснения к тексту в самой книге.

Библиотека учит читателей работать и с журналом, с газетой. Читать их полностью, все подряд, как книги, нет надобности, можно по оглавлению в журнале выбрать то, что наиболее интересует; при просмотре газеты следует остановиться в первую очередь на наиболее близких и доступных статьях.

д) Отзывы о книгах.

Постоянные беседы с детьми при выдаче им книг приучают детей анализировать прочитанное; они охотно делятся впечатлениями о книге и выражают свое мнение не только устно, но нередко и письменно. Такую запись принято называть отзывом читателя о книге. Библиотекарь должен разъяснить читателю, какую пользу приносит составление отзыва о книге; чтобы составить отзыв, читатель повнимательнее прочитает книгу, подумает над ее содержанием, а это очень полезно.

е) Наглядные формы пропаганды книги.

В руководстве детским чтением видное место занимает наглядная пропаганда книги. Книжные выставки, плакаты, рекомендательные списки своей наглядностью привлекают внимание читателя к литературе, помогают ему в выборе книг, содействуют разносторонности его чтения.

Наглядные материалы могут быть разнообразными по содержанию и оформлению, но все они должны отвечать общим требованиям: быть актуальными по своей тематике, рекомендовать лучшую по своему идейному уровню, художественным и научным достоинствам литературу, быть доступными читателям определенного возраста.

ж) Книжные выставки.

Одной из наиболее эффективных форм наглядной пропаганды книги является книжная выставка. Читатель видит на выставке книги и статьи периодической печати, объединенные одной темой, данные в определенной последовательности. Это помогает систематизировать чтение юных читателей. Тематика книжных выставок разнообразна, так как организуются выставки с разными целями. Значительное количество выставок оформляется в связи со знаменательными и юбилейными датами, приурочивается к массовым мероприятиям, организуемым библиотекой.

з) Библиотечные плакаты.

Наряду с книжными выставками в школьной библиотеке широко применяются библиотечные плакаты. Их назначение – привлекать внимание читателей к литературе. Каждый библиотечный плакат должен включать название или список книг, рекомендуемых для чтения. В этом отличие библиотечного плаката от других.

и) Рекомендательные списки.

В рекомендательном списке, кроме перечня книг, можно дать краткий текст, входящий в содержание литературы, указанной в списке, а также иллюстрации. Основное место в списке занимает не иллюстративный и не текстовой материал, а именно названия книг и аннотации. Рекомендательные списки как и плакаты, могут быть настенными и настольными. В рекомендательные списки для читателей, школьников 2-4 классов, включаются названия книг на ту или иную тему, произведения писателя, книги одного жанра. Эти списки должны быть красочно оформлены и невелики по объему. Учащиеся начальной школы охотно обращаются к спискам литературы, которая рекомендуется для чтения школьникам в каждом классе. Библиотекарь и учитель предлагают им выбирать книги и проверяют, все ли указанное в списке прочитано

к) Использование в работе компьютера.

При проведении различных мероприятий используется компьютер. Например, медиатека в проведении литературных игр. Широко используется экран и проектор для презентации. Вся наглядность и объявления оформляется на компьютере. Победители конкурсов награждаются самодельными грамотами, созданными в программе “Публикация”.

2) Массовые мероприятия.

Массовая работа, являясь продолжением и дополнением индивидуального руководства чтением, помогает библиотекарю и учителю в руководстве внеклассным чтением школьников и в осуществлении стоящих перед ним воспитательных задач. Массовые мероприятия помогают знакомить читателей с лучшими произведениями литературы и искусства, с новейшими достижениями науки и техники.

1. Громкое чтение и художественное рассказывание.

Громкое чтение в силу своих особенностей является одним из самых действенных средств пропаганды книги.

Хорошее, выразительное чтение эмоционально затрагивает ребенка, помогает ему лучше воспринять книгу, способствует более глубокому пониманию её содержания, пробуждает интерес к литературному произведению. Чтение вслух помогает школе в разрешении одной из важных воспитательных задач - развитию литературной речи детей, обогащению и расширению их словаря.

Основной материал для громкого чтения дают любимые всеми детьми народные сказки. Многие дети неохотно читают стихи и не любят их. Выразительное чтение вслух лучших стихотворений поможет привить им любовь к поэзии.

В этом направлении мы планируем провести конкурсы чтецов, “Юных сказочников”, регулярное коллективное чтение и обсуждение статей газет и журналов.

2. Обзоры литературы.

Задачи обзоров литературы: показать литературу по одной из отраслей знания (например, “Книги по окружающему миру”); рекомендовать книги в помощь школьной программе того или иного класса: “Что читать по литературному чтению учащимся начальных классов”. Планируем проводить и тематические обзоры, например, “Книги для юных экологов” (так как в наших классах функционирует детская экологическая организация “Юный эколог”). В библиотеке школы организуем регулярные обзоры книжных новинок, новых номеров журналов и газет. Например, библиотекарь выступит с обзором перед детьми с сопровождением показа рекомендуемых книг и с небольшой выставкой на переносной витрине. Каждый обзор должен быть не простым перечислением названий и пересказом содержания рекомендуемых книг, но и своего рода “уроком” по привитию навыков культуры чтения. С этой целью необходимо использовать минивикторины, кроссворды. Иногда можно начать с загадки или с вопроса: “Знаете ли вы, какая самая маленькая птица в мире?” (о книге “Что такое? Кто такой?”).

Значение наглядной пропаганды огромное. Дети должны непременно видеть книги, иметь возможность взять их в руки, посмотреть иллюстрации.

4. Литературные утренники и вечера.

Литературные утренники и вечера способствуют художественному воспитанию читателей, пробуждению у них интереса к искусству, формированию литературного вкуса.

5. Встречи с писателями.

Расширение представления учащихся о том: кто такой писатель, о чём и как говорит литература, как создаётся литература, зачем пишет писатель, выражение словом опыта человечества, красоты мира, разнообразия чувств.

6. Литературные игры.

Участие в литературной игре вырабатывают у школьников умение внимательно читать литературный текст, правильно отбирать цитаты, обоснованно отстаивать свое мнение о книге и её героях, подкрепляя его конкретными фактами. (Например, “Мои любимые персонажи”).7. Неделя детской книги.

Согласно плану работы школы, в марте под руководством библиотекаря необходимо провести Неделю Детской книги.

8. Классные библиотекари и актив школьной библиотеки.

Надо, чтобы ребенок явился пропагандистом книги, чтобы, прочитав книгу, он шел к другим ребятам, рассказывал о прочитанном, пробуждая интерес к чтению, желание записываться в библиотеку -вот важная цель актива библиотеки.

Мы описали основные методы по воспитанию культуры чтения учащихся начальных классов.

3) Работа с родителями.

а) Провести родительское собрание-конкурс “Папа, мама, я – читающая семья”.

Цель: содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников и их родителей.

I. Провести анкетирование учащихся перед родительским собранием по следующим вопросам:

II. На предыдущем собрании родители должны ответить на вопросы анкеты:

  • Любит читать сам;
  • слушать чтение взрослых.

б) Памятки раздаются учащимся и их родителям.

Памятка 1 для родителей

  1. Читайте вслух с ребенком не менее 10–15 минут в день
  2. Прежде чем читать, проветрите комнату, уберите со стола отвлекающие предметы.
  3. Если ребенок устал, проведите физкультминутку.
  4. Хвалите ребенка за чтение.

Памятка 2 для детей

  1. Читой вслух правильно, обращай внимание на каждый слог и каждое слово.
  2. Читай вслух выразительно — соблюдай правильный темп, меняй высоту и силу голоса, интонацию согласуй знаками препинания, делай паузы.
  3. Читай вслух бегло – произнося первый слог, смотри на второй.

Памятка 3 для детей

  1. Читай молча правильно, осознанно, с соответствующей скоростью (быстрее, чем вслух).
  2. Те места, которые легко читать, читай быстрее.
  3. Те места, которые читаешь с запинками и хуже понимаешь, читай медленнее, перечитывай несколько раз.

Памятка 4 для детей и родителей

  1. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.
  2. Перелистайте книгу, внимательно рассматривая иллюстрации.
  3. Определите примерное содержание книги по иллюстрациям.
  4. Читайте книгу постепенно, по страницам или главам.

Памятка 5 для родителей

  1. До или во время чтения книги выясните значения трудных или незнакомых слов
  2. Спросите, чем понравилось книга ребенку, что нового из нее он узнал.
  3. Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.
  4. Какие слова или выражения запомнились ему?
  5. Чему учит эта книга?
  6. Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть

в) Участие родителей в массовых мероприятиях (см. план мероприятий).

3. Обобщающе-аналитический этап - май 2010 г.

Проанализировать работу за 2009-2010 учебный год:

а) Анализ диагностики (удовлетворённость проектом).

Провести опрос среди детей и родителей по результатам первого этапа проекта.

IV. Продолжительность реализации проекта.

Август 2009 г. - май 2010 г.

V. Перспективы дальнейшего развития.

1. Контроль за индивидуальным развитием познавательного интереса и информационной грамотностью учащихся начальных классов;

В этом разделе собраны творческие исследовательские проекты по литературе учащихся 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классов школы, которые затрагивают такие темы работ, как роль литературы в нашей жизни, литература как вид искусства, литература и живопись, стили и жанры литературы. В творческих работах и проектах по литературе раскрываются и характеризуются такие понятия, как произведение, пословицы и поговорки, рассказ, роман и поэма, пьеса, стихотворение и поэзия, басня и сказка. Некоторые проекты по литературе изучают биографию и творчество нобелевских лауреатов в области литературы и других выдающихся авторов: Чехов, Гоголь и Бажов, Тютчев, Есенин, а также Пушкин и Крылов.

Символика цветовых эпитетов в поэзии С.А. Есенина


История модных журналов



В учебной творческой работе по литературе "Создание славянской азбуки" ученица 7 класса школы рассмотрела историю появления на Руси письменности и создания славянской азбуки Криллом и Мефодием.


В учебной творческой работе по литературному чтению "Как создается книга" ученик 3 класса начальной школы рассмотрел историю появления книг и подробно описал каждый этап работы над созданием книги.



Готовый творческий проект на тему "Басни Крылова" можно использовать в качестве образца при подготовке к написанию детского проекта о баснях в 5 и 6 классе школы. В работе предложен интересный анализ биографии и творчества И.А. Крылова.




Этот раздел содержит список опубликованных на сайте готовых исследовательских работ по литературе учащихся любых классов школы, в которых представлены интересные исследования о сказках, о добре и зле в литературе, жанрах и направлениях литературы, взаимосвязи литературы и истории, литературы и математики, определение золотого сечения в литературе, анализ и разбор произведений классической русской литературы, зарубежной и современной литературы.

Исследовательские готовые проекты по литературе для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классов предполагают изучение и художественный анализ поэзии, в том числе поэтических произведений авторов, исследование в литературе описания Родины, России и исторических событий, отражение в художественных произведениях человеческих судеб в военный период. При анализе литературных произведений даются определения понятий образ, портрет, герой, роман, повесть, рассказ.

Химики и лирики. Химия в литературе


Предложенная ученическая работа на тему "Химики и лирики. Химия в литературе" является творческой работой с элементами исследования. Автор рассматривает межпредметные связи и анализирует использование знаний по химии в написании литературных произведений.

Герои русских былин: вымышленный образ или реальные люди


В готовом проекте по литературе "Герои русских былин: вымышленный образ или реальные люди" рассматриваются образы русских богатырей в былинах, а также выясняется, были ли у этих персонажей прототипы в реальной жизни.


В ученическомпроекте по литературе на тему "Образ кота в литературе" автором рассмотрена роль кошки в мировой и русской литературе, а также проанализировано разнообразие образов и характеров котов в литературных произведениях.

Цветопись в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"



Проект "Физика в литературе"


В готовой исследовательской работе на тему "Физика в литературе" рассматривается взаимосвязь физики и литературы, приводятся отрывки из художественных произведений и фольклора, в которых описываются физические явления или вещества.

Санкт-Петербург в 19 веке


В готовом проекте по литературе "Санкт-Петербург в 19 веке" рассматривается жизнь и благоустройство современного Санкт-Петербурга и во времена 19 века, выясняется, что осталось прежним, а что изменилось. Автор создает портрет города по стихотворениям тех времен.

Проект "Особенности литературы 20 века"


В ученическом проекте по литературе на тему "Особенности литературы 20 века" автором рассмотрены основные течения в русской литературе 20 века, а также даны их характеристики, названы имена русских классиков прошлого столетия, относящихся к каждому из упомянутых литературных направлений.

Педагогический проект посвящён развитию читательской компетенции у обучающихся начальной школы во внеурочной деятельности.

Основные разделы данной работы посвящены формулировке проблемы, объекта и предмета педагогического исследования, постановке его цели и задач, определению актуальности, научности, новизны и практической значимости проекта, а также рассмотрению вопроса о развитии и раскрытии интеллектуального потенциала обучающихся.

В педагогическом проекте доминирующим является метод исследовательского подхода к обучению с опорой на непосредственный опыт обучающихся, его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, форма представления результата – презентация в форме мастер-класса информационного проекта. В заключении содержатся результаты образовательной и внеурочной деятельности по заявленной теме. Показателями эффективности использования педагогических и информационных технологий являются стабильные результаты освоения обучающимися образовательных программ и показатели динамики их достижений с учётом участия обучающихся в конкурсах, праздниках, интеллектуальных соревнованиях.

Данная работа содержит приложения педагогического опыта и список информационных источников, использованных в работе.

2. Обоснование необходимости проекта . Постановка проблемы.

На наш взгляд, можно провести такую аналогию: не читающий ученик впоследствии не читающий родитель. Согласно исследованиям, у не читающих родителей вырастают не читающие дети. Таким образом, данная проблема является актуальной в современной школе, и решать её необходимо уже на начальном этапе обучения, где и должен закладываться навык смыслового чтения.

Поэтому необходимо формировать читательскую компетентность, т.е. необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению.

3. Цели и задачи проекта.

Цель: повышение интереса к чтению и книге, содействие развитию читательской грамотности, популяризации чтения среди обучающихся и родителей, формирование метапредметных УУД у младших школьников.

Задачи проекта:

изучить литературу по проблеме формирования читательской компетентности младших школьников;

разработать модель формирования читательской компетентности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности;

разработать комплекс методических материалов, с опорой на современные программно-методические, материально-технические, информационные ресурсы и апробировать его в образовательном процессе;

определить критерии и показатели уровня сформированности читательской компетентности обучающихся;

развить интерес у детей к чтению книг, стимулировать их творчество;

организовать сотрудничество с городской, межпоселенческой и школьной библиотеками;

привлечь к данному проекту родителей обучающихся и другие учреждения дополнительного образования города.

4. Стратегия достижения поставленной цели.

В современном быстроменяющемся мире человек вынужден учиться в течение всей жизни. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетентностей. Центральное место в перечне ключевых компетентностей ФГОС НОО занимает читательская компетентность, которая определяется:

- владением техникой чтения;

- приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

- знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;

- сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Концепция формирования читательской компетентности обучающихся построена на основе:

- деятельностногоподхода к обучению (Л.С. Выготский);

- идеи учета возрастных особенностей в обучении чтению и развитии младших школьников (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);

- теории ведущей роли чтения в развитии личности младших школьников (Б.Г. Ананьев);

- общедидактического положения формирования умений и навыков учащихся начальной школы (Л.С. Выготский);

- методологических и теоретических исследований процесса чтения и особенностей его развития в начальной школе (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, В.Н. Зайцев);

- технологии формирования навыка беглого, осознанного чтения младшего школьника (А.М. Кушнир, М.И. Оморокова).

В результате анализа методической литературы мы выделили этапы формирования читательских интересов:

- 6-7 лет, когда интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче.

- 9-10 лет, когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно – к сказочным, фантастическим.

Определили структуру читательской компетентности, которая состоит из следующих компонентов:

познавательный – знания (степень их обобщения и полноты);

операционально-технологический – умения (степень свернутости и освоенности, возможность переноса выполняемых действий);

ценностно-смысловой – ценностно-смысловые ориентации (отношение к процессу, содержанию и результату деятельности).

Для определения содержания читательской компетентности мы выделили следующие аспекты:

вычитывание информации из текста;

размышления и оценка прочитанного.

Определив структуру читательской компетентности, ее аспекты и компоненты, мы пришли к выводу, что у выпускников начальной школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

Данные умения мы объединили в две группы:

I группа (формируются в подготовительном и начальном этапах) – умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы: найти в тексте информацию, представленную в явном виде; основываясь на тексте, сделать простые выводы.

II группа (формируются в основном и заключительном этапах) - умения интерпретировать, обобщать и оценивать содержание текста: устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую; интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста; реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).

Этапы формирования читательской компетентности младших школьников.

Идея проекта заключается в том, что полученные и частично отработанные на практике в школе знания и умения продолжают закрепляться в семье в сотрудничестве с родителями, с социумом. В процессе совместной деятельности через интерактивные формы работы у ребёнка будет расширяться информационное поле в области разностороннего качественного чтения, активизируется самостоятельная работа с книгой, будут формироваться социальные навыки поведения и целостное восприятие окружающего мира. Для достижения поставленной выше цели и решения задач, каждое занятие в рамках проекта осуществляется поэтапно:

подготовительный (1 класс)

начальный (2 класс)

основной (3 класс)

заключительный (4 класс).

Круг чтения: детская художественная и научно-художественная книга объемом 8 – 30 страниц с усложненным оформлением;

- дифференциация тематики чтения по жанрам;

- произведения для самостоятельного чтения учащимися: сказки, рассказы, стихи объемом от 140 до 400 слов;

- произведения для чтения вслух учителем: сказки, рассказы, стихи, статьи объемом от 500 до 1500 слов.

Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности: ориентировка в книге и в группе книг (2–4) до чтения

Эффективность обучения учащихся самостоятельному чтению на данном этапе находится в прямой зависимости от соблюдения в педагогическом руководстве ряда организационно-методических правил.

1) оценивание результатов читательской деятельности в безотметочном варианте.

2) подбор книг по теме

Формированию оптимальной скорости чтения способствует применение приёма жужжащего чтения, заимствованного в школах Монгольской республики. Приём основывается на утверждении, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет, поэтому любой урок, занятие (чтение, музыка, рисование) начинается с того, что дети открывают книгу и читают в режиме жужжащего чтения. И так - 5 дней в неделю; недельный тренаж получается в объеме 5х4х5=100 минут.

Развивая оперативную память и оптимальную скорость чтения, удаётся развить читательскую активность и самостоятельность обучающихся.

Круг чтения: русская, современная и зарубежная детская книга, художественная и научно-познавательная, объемом от 16 – 18 до 150 страниц, всех объемом от 16 – 18 до 150 страниц, всех основных типов и структур (от 150 страниц – только книги-сборники, включающие отдельные короткие произведения);

Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности: ориентировка в книгах одного автора или разных авторов в соответствии с заданной занятием целью;

- воспроизведение избранной и прочитанной книги по эпизодам;

- освоение закономерных связей: автор – книги, тема – авторы, тема – книги, жанр – книги, жанр – авторы.

Развитие читательской памяти и кругозора позволит детям в случае необходимости действовать

в мире книг уверенно, со знанием дела, то есть проявлять читательскую компетентность.

Заключительный этап. Обучающиеся тренируются в постановке целей чтения, в самостоятельном выборе книг для чтения. Самостоятельно подготавливаются к чтению, умело прочитывают и обдумывают книгу, выполняют творческие работы. Учащиеся осмысливают процессы своего воображения, мышления, чувствования, т.е. переживают, понимают, осознают свои читательские способности в восприятии художественной и научно-познавательной информации. На данном этапе общение ребёнка с книгой становится сознательной, личностно-значимой деятельностью.

Круг чтения: русская, современная, зарубежная детская книга – художественная, научно-познавательная и справочная литература для младшего школьного возраста, без ограничения в объеме, всех видов и структур;

- детская периодическая печать;

-вся традиционная для младших школьников тематика чтения; особо выделяются исторические повести и рассказы.

Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности: ориентировка в доступном круге чтения в соответствии с темой чтения и личной целью;

- воспроизведение содержания самостоятельно избранной и прочитанной книги по плану;

- обращение к справочной литературе и материалам из периодики;

- освоение закономерных связей: автор – темы, вопрос – тип книги.

Заключительный этап имеет своей целью, кроме стремления предельно расширить читательский кругозор детей, углубление работы по формированию навыка анализа и оценки содержания книги. Внимание учащихся будет направлено на осознание значимости чтения для личного развития, успешности обучения по всем учебным предметам, формирование потребности в систематическом чтении, достижение необходимого уровня читательской компетентности.

Работа по проекту осуществляется путём применения различных педагогических технологий, развивающих читательскую компетентность у детей во внеурочной деятельности:

1. Технология продуктивного чтения.

2. Технология критического мышления.

3. Технология проблемного обучения.

4. Технология решения творческих задач.

5. Проектная технология.

6. Игровая технология.

7. Информационно-коммуникационная технология.

8. Здоровьесберегающая технология.

9. Технология обучения в сотрудничестве.

Методы и формы реализации проекта:

анкетирование родителей и учащихся;

отбор и изучение литературы с целью выявления произведений, наиболее интересных для совместного обсуждения с родителями и детьми;

информационно-выставочная работа: разработка и оформление книжных выставок, творческих альбомов, рекомендательных списков; ведение дневников читателя;

беседы, беседы-"приманки", дискуссии, диспуты по прочитанным произведениям, коллективное чтение, часы "тихого и громкого чтения";

библиотечные уроки в школьной библиотеке и в виртуальном читальном зале школы;

литературные занятия в городской центральной и межпоселенческой библиотеке;

литературные викторины, праздники, игры - квесты и гостиные, вернисажи, состязание чтецов, реклама книги, конкурсы рассказов и сочинений;

постановка спектаклей, сценок, миниатюр;

выступления на родительских собраниях с беседами, обзорами, рекомендациями;

организация семейных праздников и творческих работ для всей семьи;

решение проектных задач, проекты;

создание мультфильмов на основе прочитанных или написанных детьми произведений;

печатание в газете "Школьник" МБОУ СОШ № 9 г. Куйбышева НСО;

ведение портфеля достижений школьника.

Организация разнообразных форм работы с родителями.

Формы работы с родителями:

-коллективная (родительское собрание, беседа, дискуссия, лекция, круглый стол, литературный праздник, игра); -групповая (тематическая консультация); -индивидуальная (консультация).


При разработке проекта использовались следующие ресурсы:

-временные – проект является долгосрочным;

-информационные - сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта, его представление в учебном заведении и за его пределами;

-интеллектуальные – владение педагогами проектной методикой, педагогическими технологиями, развивающими читательскую компетентность у детей, групповыми и индивидуальными формами работы ;

-человеческие (кадровые) – подбор и подготовка педагогических работников, призванных обеспечить внедрение проекта, обучающиеся школы;

-материально – технические - мультимедийный кабинет с подключением к сети Интернет, что сделало возможным использование информационно – коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности;

-читальные залы школьной и городских библиотек;

-виртуальный читальный зал, оснащённый литературой различных жанров отечественных и зарубежных писателей;

-станок для мультипликации, что сделало возможным на основе собственных сочинений детей и полюбившихся произведений различных авторов создавать мультипликационные фильмы.

Инновационный опыт проекта "Тайна волшебной книги" успешно внедряется второй год учителями и педагогами МБОУ СОШ № 9 и другими структурами дополнительного образования г. Куйбышева Новосибирской области:

1. Репиной Еленой Геннадьевной, учителем начальных классов МБОУ СОШ № 9

2. Старковой Мариной Владимировной, учителем начальных классов МБОУ СОШ № 9

3. Еськиной Ниной Николаевной, учителем начальных классов МБОУ СОШ № 9

4. Боровковой Любовью Владимировной, библиотекарем школы МБОУ СОШ № 9

5. Рябцевой Анастасией Сергеевной, педагогом - психологом МБОУ СОШ № 9

6. Шевелёвой Ольгой Владимировной, педагогом- организатором МБОУ СОШ № 9

7. Давлетшина Альфия Акзамовна, главный редактор газеты МБОУ СОШ № 9

8. Белоглазовой Е. Ю., педагогом дополнительного образования станции юных техников

9. Работниками городской детской библиотеки г. Куйбышева

10. Работниками центральной межпоселенческой библиотеки г. Куйбышева

Обучающимися (дети 1-4 классов).

7. Целевая аудитория.

Целевой аудиторией настоящего педагогического опыта являются обучающиеся младшего школьного возраста, педагогические работники школы (учителя начальной школы, классные руководители, педагог - организатор, психолог, работники школьной и городской библиотек), родители (законные представители) и другие структуры дополнительного образования города.

Читайте также: