Проекты по литературному чтению в начальной школе примеры готовые
Обновлено: 07.07.2024
Трудно переоценить роль чтения в развитии и становлении личности ребёнка. Чтение – это важнейший способ освоения информации, культурного наследия прошлого и настоящего, формирования нравственных и гражданских качеств. К сожалению, сегодня во всём мире наблюдается тенденция снижения интереса к чтению. Это обусловлено бурным развитием электронных средств массовой информации и индустрии развлечений, которые вытесняют книги из приоритетов ребёнка, заменяя их другими, всё более доступными и притягательными средствами получения информации и проведения досуга, такими, например, как Интернет.
Во многих странах предпринимаются попытки противодействовать неуклонному снижению интереса к чтению у подрастающего поколения, но существенных результатов в этом направлении пока достичь никому не удалось. В семьях нет культуры чтения. Давно кануло в Лету семейное чтение вслух. Родителям гораздо проще включить детям кассету с мультиками, чем найти время и аргументы в пользу чтения. С детства ребёнок привыкает видеть маму не с книжкой в руках, а с пультом дистанционного управления телевизора. В обществе нет “моды” на чтение, оно давно перестало считаться у молодёжи престижным и приятным времяпрепровождением.
Такая тенденция не может не сказываться на интеллектуальных способностях наших детей. В целом для страны серьёзной проблемой становится снижающийся уровень культуры и грамотности населения, падение моральных устоев, всеобщая речевая безграмотность. Школьники стали медленнее читать, у них не вырабатывается навык скоростного чтения, столь необходимый в наш перегруженный информацией век. В результате многие из них не успевают осваивать школьную программу, снижается успешность обучения. Родители, осознавая свою беспомощность, бегут к нам за советом: как заставить ребёнка читать, если он не хочет.
К сожалению, сегодня приходится констатировать неутешительный факт: нечитающее поколение уже выросло, и мы должны принимать это как данность. Изменить это мы не в силах. Но корректировать – можем и должны. Задача школы – противостоять этому процессу, показывать детям привлекательность и пользу чтения, популяризировать чтение как один из видов получения информации и интереснейшую форму проведения досуга, способную соперничать с самыми современными средствами масс-медиа.
Важную роль по привитию интереса и любви к чтению младших школьников мы отводим работе школьной библиотеки и учителя начальных классов. Именно в начальной школе закладываются основы будущей читательской деятельности ребёнка. Необходимо добиться восстановления упавшего престижа чтения в глазах младших школьников, обеспечить переход работы школьной библиотеки на еще более высокий уровень предоставления информационных услуг, их оперативность, востребованность и актуальность. На наш взгляд, это должно способствовать реализации государственной программы .
Данный проект предназначен для того, чтобы на начальных этапах обучения у каждого ребёнка появился интерес к чтению ,чтобы книга стала помощником и советчиком на протяжении всей жизни и способствовало повышению качества знаний по предметам.
II. Цели и задачи проекта
Цель проекта: повышение уровня качества чтения и активизация мотивации к обучению у учащихся начальных классов.
- показать привлекательность и пользу чтения учащимся начальных классов и их родителям;
- улучшить работу учителя начальной школы совместно с библиотекарем по данному направлению
- создать условия для формирования и совершенствования информационной компетенции учащихся начальных классов;
- систематически повышать информационную грамотность учащихся на библиотечных занятиях;
- содействовать успешному усвоению учебных программ;
- активизировать работу родителей с детьми во внеклассном и семейном чтении.
1. Подготовительный этап - август-сентябрь 2009 г.
2. Экспериментальный этап - октябрь 2009 г. – май 2010 г.
3. Обобщающе-аналитический этап - май 2010 г.
1. Подготовительный этап.
1. Создание проекта “Планета книголюбов”.
Планируемый проект состоит из нескольких основных частей, включающие в себя разнообразные культурно-досуговые мероприятия, способствующие формированию творческого читателя.
2. Составление коллективного плана работы с библиотекарем и учителями начальных классов.
Правильно организованная работа учителя начальных классов и библиотекаря -залог успешной реализации проекта. Основная задача библиотекаря и учителя начальных классов – формирование у ребёнка интереса и любви к книге, развитие интеллектуальных возможностей ребенка, вовлечение его в активную творческую деятельность. Библиотекарь и учитель также призваны выполнять и воспитательные функции: на материале художественного произведения помочь ребёнку учиться жить, адаптироваться в социуме, ориентироваться в мире ценностей; помочь детям через поступки литературных героев осмыслить состояние добра и зла, любви и ненависти, поражения и победы. Помощником и советчиком на протяжении всей жизни у воспитанника должна стать книга.
2. Библиотечный час. Навыки обращения с книгой.
2. Библиотечный час. Навыки выбора книги.
2. Неделя детской книги. Акция “Книгу в подарок школьной библиотеке”
2 .Библиотечный час. Наглядные формы пропаганды книги. Библиотечные плакаты.
2. Экспериментальный этап – октябрь 2009 г. – май 2010 г.
1) Библиотечные часы “Новый читатель пожаловал к нам”.
Систематические воспитание культуры чтения начинается с записи читателя в библиотеку. С библиотекой дети знакомятся, учась в 1 классе. С этой целью для них организуются экскурсии в библиотеку, во время которых им рассказывают, что такое библиотека, как стать её читателем, какие есть в библиотеке книги, показывают наиболее интересные из них, обращают их внимание на иллюстрации, читают им небольшой отрывок, рассказ, стихотворение. Такие экскурсии дают детям первое представление о библиотеке, способствуют привлечению их в число читателей.. К их приходу в библиотеке готовится выставка книг, подбираются иллюстративные материалы. В беседе даются общие сведения о библиотеке и советы, о том, как выбрать книгу по рекомендательным пособиям, с книжной выставки, как обращаться с книгой, как вести себя в библиотеке.
а) Ознакомление читателя с книгой.
В это время обычно проводится беседа, знакомящая читателя с основными правилами обращения с библиотечной книгой. Уже с самого начала следует читателю уважение к книге; нужно, чтобы он на всю жизнь запомнил правила обращения с книгой, разъясненные ему в раннем детстве. Правила гигиены чтения разъясняются не только при записи читателя в библиотеку. В течение всего первого года чтения регулярно проводятся беседы о том, как сидеть, когда читаешь, как держать книгу и т.д. для читателей младшего возраста составляются плакаты с краткими советами по гигиене чтения.
б) Навыки обращения с книгой.
Очень важно научить читателя просматривать книгу, дать ему основные сведения об ее элементах. С читателем проводятся беседы о структуре книги и ее частях, причем в зависимости от возраста читателя эти беседы постепенно усложняются. Ознакомление детей с книгой начинается с титульного листа, который как бы “вводит” в книгу, с его назначения. Знакомя читателя с книгой, нужно обращать его внимание на справочный аппарат книги – толкование непонятных слов, которые обычно помещаются либо в виде сносок внизу страницы, либо в конце книги. Особенно много непонятных слов встречается в описаниях путешествий, обычаев и быта народов стран. Надо постоянно приучать читателей искать в книге или других источниках объяснение непонятных слов.
в) Навыки выбора книги.
С первых лет чтения детей библиотека начинает воспитывать у них умение выбирать книгу. Большое место в воспитании первых навыков самостоятельного выбора книги занимают индивидуальные беседы. Библиотекарь или учитель расспрашивает школьника прежде всего о том, что его интересует, что он любит делать в свободное время, о чем хочет читать; затем предлагает попробовать самому выбрать книгу. Знакомя детей с рекомендательными списками и книжными выставками, библиотекарь предлагает обратить внимание на аннотации к книгам, учит, как спросить книгу для чтения.
г) Как читать книгу.
Советы читателям о том, как работать с книгой, следует давать в соответствии с содержанием книги: рассказывая, как правильно читать художественные произведения, библиотекарь рекомендует обращать внимание не только на развитие сюжета, но и на характеры героев, на особенности стиля, язык произведения: яркие, образные выражения, описания природы и т. п. Если в книге встречается незнакомое слово, советует спросить о его значении или посмотреть в словарь, в пояснения к тексту в самой книге.
Библиотека учит читателей работать и с журналом, с газетой. Читать их полностью, все подряд, как книги, нет надобности, можно по оглавлению в журнале выбрать то, что наиболее интересует; при просмотре газеты следует остановиться в первую очередь на наиболее близких и доступных статьях.
д) Отзывы о книгах.
Постоянные беседы с детьми при выдаче им книг приучают детей анализировать прочитанное; они охотно делятся впечатлениями о книге и выражают свое мнение не только устно, но нередко и письменно. Такую запись принято называть отзывом читателя о книге. Библиотекарь должен разъяснить читателю, какую пользу приносит составление отзыва о книге; чтобы составить отзыв, читатель повнимательнее прочитает книгу, подумает над ее содержанием, а это очень полезно.
е) Наглядные формы пропаганды книги.
В руководстве детским чтением видное место занимает наглядная пропаганда книги. Книжные выставки, плакаты, рекомендательные списки своей наглядностью привлекают внимание читателя к литературе, помогают ему в выборе книг, содействуют разносторонности его чтения.
Наглядные материалы могут быть разнообразными по содержанию и оформлению, но все они должны отвечать общим требованиям: быть актуальными по своей тематике, рекомендовать лучшую по своему идейному уровню, художественным и научным достоинствам литературу, быть доступными читателям определенного возраста.
ж) Книжные выставки.
Одной из наиболее эффективных форм наглядной пропаганды книги является книжная выставка. Читатель видит на выставке книги и статьи периодической печати, объединенные одной темой, данные в определенной последовательности. Это помогает систематизировать чтение юных читателей. Тематика книжных выставок разнообразна, так как организуются выставки с разными целями. Значительное количество выставок оформляется в связи со знаменательными и юбилейными датами, приурочивается к массовым мероприятиям, организуемым библиотекой.
з) Библиотечные плакаты.
Наряду с книжными выставками в школьной библиотеке широко применяются библиотечные плакаты. Их назначение – привлекать внимание читателей к литературе. Каждый библиотечный плакат должен включать название или список книг, рекомендуемых для чтения. В этом отличие библиотечного плаката от других.
и) Рекомендательные списки.
В рекомендательном списке, кроме перечня книг, можно дать краткий текст, входящий в содержание литературы, указанной в списке, а также иллюстрации. Основное место в списке занимает не иллюстративный и не текстовой материал, а именно названия книг и аннотации. Рекомендательные списки как и плакаты, могут быть настенными и настольными. В рекомендательные списки для читателей, школьников 2-4 классов, включаются названия книг на ту или иную тему, произведения писателя, книги одного жанра. Эти списки должны быть красочно оформлены и невелики по объему. Учащиеся начальной школы охотно обращаются к спискам литературы, которая рекомендуется для чтения школьникам в каждом классе. Библиотекарь и учитель предлагают им выбирать книги и проверяют, все ли указанное в списке прочитано
к) Использование в работе компьютера.
При проведении различных мероприятий используется компьютер. Например, медиатека в проведении литературных игр. Широко используется экран и проектор для презентации. Вся наглядность и объявления оформляется на компьютере. Победители конкурсов награждаются самодельными грамотами, созданными в программе “Публикация”.
2) Массовые мероприятия.
Массовая работа, являясь продолжением и дополнением индивидуального руководства чтением, помогает библиотекарю и учителю в руководстве внеклассным чтением школьников и в осуществлении стоящих перед ним воспитательных задач. Массовые мероприятия помогают знакомить читателей с лучшими произведениями литературы и искусства, с новейшими достижениями науки и техники.
1. Громкое чтение и художественное рассказывание.
Громкое чтение в силу своих особенностей является одним из самых действенных средств пропаганды книги.
Хорошее, выразительное чтение эмоционально затрагивает ребенка, помогает ему лучше воспринять книгу, способствует более глубокому пониманию её содержания, пробуждает интерес к литературному произведению. Чтение вслух помогает школе в разрешении одной из важных воспитательных задач - развитию литературной речи детей, обогащению и расширению их словаря.
Основной материал для громкого чтения дают любимые всеми детьми народные сказки. Многие дети неохотно читают стихи и не любят их. Выразительное чтение вслух лучших стихотворений поможет привить им любовь к поэзии.
В этом направлении мы планируем провести конкурсы чтецов, “Юных сказочников”, регулярное коллективное чтение и обсуждение статей газет и журналов.
2. Обзоры литературы.
Задачи обзоров литературы: показать литературу по одной из отраслей знания (например, “Книги по окружающему миру”); рекомендовать книги в помощь школьной программе того или иного класса: “Что читать по литературному чтению учащимся начальных классов”. Планируем проводить и тематические обзоры, например, “Книги для юных экологов” (так как в наших классах функционирует детская экологическая организация “Юный эколог”). В библиотеке школы организуем регулярные обзоры книжных новинок, новых номеров журналов и газет. Например, библиотекарь выступит с обзором перед детьми с сопровождением показа рекомендуемых книг и с небольшой выставкой на переносной витрине. Каждый обзор должен быть не простым перечислением названий и пересказом содержания рекомендуемых книг, но и своего рода “уроком” по привитию навыков культуры чтения. С этой целью необходимо использовать минивикторины, кроссворды. Иногда можно начать с загадки или с вопроса: “Знаете ли вы, какая самая маленькая птица в мире?” (о книге “Что такое? Кто такой?”).
Значение наглядной пропаганды огромное. Дети должны непременно видеть книги, иметь возможность взять их в руки, посмотреть иллюстрации.
4. Литературные утренники и вечера.
Литературные утренники и вечера способствуют художественному воспитанию читателей, пробуждению у них интереса к искусству, формированию литературного вкуса.
5. Встречи с писателями.
Расширение представления учащихся о том: кто такой писатель, о чём и как говорит литература, как создаётся литература, зачем пишет писатель, выражение словом опыта человечества, красоты мира, разнообразия чувств.
6. Литературные игры.
Участие в литературной игре вырабатывают у школьников умение внимательно читать литературный текст, правильно отбирать цитаты, обоснованно отстаивать свое мнение о книге и её героях, подкрепляя его конкретными фактами. (Например, “Мои любимые персонажи”).7. Неделя детской книги.
Согласно плану работы школы, в марте под руководством библиотекаря необходимо провести Неделю Детской книги.
8. Классные библиотекари и актив школьной библиотеки.
Надо, чтобы ребенок явился пропагандистом книги, чтобы, прочитав книгу, он шел к другим ребятам, рассказывал о прочитанном, пробуждая интерес к чтению, желание записываться в библиотеку -вот важная цель актива библиотеки.
Мы описали основные методы по воспитанию культуры чтения учащихся начальных классов.
3) Работа с родителями.
а) Провести родительское собрание-конкурс “Папа, мама, я – читающая семья”.
Цель: содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников и их родителей.
I. Провести анкетирование учащихся перед родительским собранием по следующим вопросам:
II. На предыдущем собрании родители должны ответить на вопросы анкеты:
- Любит читать сам;
- слушать чтение взрослых.
б) Памятки раздаются учащимся и их родителям.
Памятка 1 для родителей
- Читайте вслух с ребенком не менее 10–15 минут в день
- Прежде чем читать, проветрите комнату, уберите со стола отвлекающие предметы.
- Если ребенок устал, проведите физкультминутку.
- Хвалите ребенка за чтение.
Памятка 2 для детей
- Читой вслух правильно, обращай внимание на каждый слог и каждое слово.
- Читай вслух выразительно — соблюдай правильный темп, меняй высоту и силу голоса, интонацию согласуй знаками препинания, делай паузы.
- Читай вслух бегло – произнося первый слог, смотри на второй.
Памятка 3 для детей
- Читай молча правильно, осознанно, с соответствующей скоростью (быстрее, чем вслух).
- Те места, которые легко читать, читай быстрее.
- Те места, которые читаешь с запинками и хуже понимаешь, читай медленнее, перечитывай несколько раз.
Памятка 4 для детей и родителей
- При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.
- Перелистайте книгу, внимательно рассматривая иллюстрации.
- Определите примерное содержание книги по иллюстрациям.
- Читайте книгу постепенно, по страницам или главам.
Памятка 5 для родителей
- До или во время чтения книги выясните значения трудных или незнакомых слов
- Спросите, чем понравилось книга ребенку, что нового из нее он узнал.
- Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.
- Какие слова или выражения запомнились ему?
- Чему учит эта книга?
- Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть
в) Участие родителей в массовых мероприятиях (см. план мероприятий).
3. Обобщающе-аналитический этап - май 2010 г.
Проанализировать работу за 2009-2010 учебный год:
а) Анализ диагностики (удовлетворённость проектом).
Провести опрос среди детей и родителей по результатам первого этапа проекта.
IV. Продолжительность реализации проекта.
Август 2009 г. - май 2010 г.
V. Перспективы дальнейшего развития.
1. Контроль за индивидуальным развитием познавательного интереса и информационной грамотностью учащихся начальных классов;
В этом разделе собраны творческие исследовательские проекты по литературе учащихся 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классов школы, которые затрагивают такие темы работ, как роль литературы в нашей жизни, литература как вид искусства, литература и живопись, стили и жанры литературы. В творческих работах и проектах по литературе раскрываются и характеризуются такие понятия, как произведение, пословицы и поговорки, рассказ, роман и поэма, пьеса, стихотворение и поэзия, басня и сказка. Некоторые проекты по литературе изучают биографию и творчество нобелевских лауреатов в области литературы и других выдающихся авторов: Чехов, Гоголь и Бажов, Тютчев, Есенин, а также Пушкин и Крылов.
Символика цветовых эпитетов в поэзии С.А. Есенина
История модных журналов
В учебной творческой работе по литературе "Создание славянской азбуки" ученица 7 класса школы рассмотрела историю появления на Руси письменности и создания славянской азбуки Криллом и Мефодием.
В учебной творческой работе по литературному чтению "Как создается книга" ученик 3 класса начальной школы рассмотрел историю появления книг и подробно описал каждый этап работы над созданием книги.
Готовый творческий проект на тему "Басни Крылова" можно использовать в качестве образца при подготовке к написанию детского проекта о баснях в 5 и 6 классе школы. В работе предложен интересный анализ биографии и творчества И.А. Крылова.
Этот раздел содержит список опубликованных на сайте готовых исследовательских работ по литературе учащихся любых классов школы, в которых представлены интересные исследования о сказках, о добре и зле в литературе, жанрах и направлениях литературы, взаимосвязи литературы и истории, литературы и математики, определение золотого сечения в литературе, анализ и разбор произведений классической русской литературы, зарубежной и современной литературы.
Исследовательские готовые проекты по литературе для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классов предполагают изучение и художественный анализ поэзии, в том числе поэтических произведений авторов, исследование в литературе описания Родины, России и исторических событий, отражение в художественных произведениях человеческих судеб в военный период. При анализе литературных произведений даются определения понятий образ, портрет, герой, роман, повесть, рассказ.
Химики и лирики. Химия в литературе
Предложенная ученическая работа на тему "Химики и лирики. Химия в литературе" является творческой работой с элементами исследования. Автор рассматривает межпредметные связи и анализирует использование знаний по химии в написании литературных произведений.
Герои русских былин: вымышленный образ или реальные люди
В готовом проекте по литературе "Герои русских былин: вымышленный образ или реальные люди" рассматриваются образы русских богатырей в былинах, а также выясняется, были ли у этих персонажей прототипы в реальной жизни.
В ученическомпроекте по литературе на тему "Образ кота в литературе" автором рассмотрена роль кошки в мировой и русской литературе, а также проанализировано разнообразие образов и характеров котов в литературных произведениях.
Цветопись в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"
Проект "Физика в литературе"
В готовой исследовательской работе на тему "Физика в литературе" рассматривается взаимосвязь физики и литературы, приводятся отрывки из художественных произведений и фольклора, в которых описываются физические явления или вещества.
Санкт-Петербург в 19 веке
В готовом проекте по литературе "Санкт-Петербург в 19 веке" рассматривается жизнь и благоустройство современного Санкт-Петербурга и во времена 19 века, выясняется, что осталось прежним, а что изменилось. Автор создает портрет города по стихотворениям тех времен.
Проект "Особенности литературы 20 века"
В ученическом проекте по литературе на тему "Особенности литературы 20 века" автором рассмотрены основные течения в русской литературе 20 века, а также даны их характеристики, названы имена русских классиков прошлого столетия, относящихся к каждому из упомянутых литературных направлений.
Педагогический проект посвящён развитию читательской компетенции у обучающихся начальной школы во внеурочной деятельности.
Основные разделы данной работы посвящены формулировке проблемы, объекта и предмета педагогического исследования, постановке его цели и задач, определению актуальности, научности, новизны и практической значимости проекта, а также рассмотрению вопроса о развитии и раскрытии интеллектуального потенциала обучающихся.
В педагогическом проекте доминирующим является метод исследовательского подхода к обучению с опорой на непосредственный опыт обучающихся, его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, форма представления результата – презентация в форме мастер-класса информационного проекта. В заключении содержатся результаты образовательной и внеурочной деятельности по заявленной теме. Показателями эффективности использования педагогических и информационных технологий являются стабильные результаты освоения обучающимися образовательных программ и показатели динамики их достижений с учётом участия обучающихся в конкурсах, праздниках, интеллектуальных соревнованиях.
Данная работа содержит приложения педагогического опыта и список информационных источников, использованных в работе.
2. Обоснование необходимости проекта . Постановка проблемы.
На наш взгляд, можно провести такую аналогию: не читающий ученик впоследствии не читающий родитель. Согласно исследованиям, у не читающих родителей вырастают не читающие дети. Таким образом, данная проблема является актуальной в современной школе, и решать её необходимо уже на начальном этапе обучения, где и должен закладываться навык смыслового чтения.
Поэтому необходимо формировать читательскую компетентность, т.е. необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению.
3. Цели и задачи проекта.
Цель: повышение интереса к чтению и книге, содействие развитию читательской грамотности, популяризации чтения среди обучающихся и родителей, формирование метапредметных УУД у младших школьников.
Задачи проекта:
изучить литературу по проблеме формирования читательской компетентности младших школьников;
разработать модель формирования читательской компетентности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности;
разработать комплекс методических материалов, с опорой на современные программно-методические, материально-технические, информационные ресурсы и апробировать его в образовательном процессе;
определить критерии и показатели уровня сформированности читательской компетентности обучающихся;
развить интерес у детей к чтению книг, стимулировать их творчество;
организовать сотрудничество с городской, межпоселенческой и школьной библиотеками;
привлечь к данному проекту родителей обучающихся и другие учреждения дополнительного образования города.
4. Стратегия достижения поставленной цели.
В современном быстроменяющемся мире человек вынужден учиться в течение всей жизни. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетентностей. Центральное место в перечне ключевых компетентностей ФГОС НОО занимает читательская компетентность, которая определяется:
- владением техникой чтения;
- приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;
- сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Концепция формирования читательской компетентности обучающихся построена на основе:
- деятельностногоподхода к обучению (Л.С. Выготский);
- идеи учета возрастных особенностей в обучении чтению и развитии младших школьников (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);
- теории ведущей роли чтения в развитии личности младших школьников (Б.Г. Ананьев);
- общедидактического положения формирования умений и навыков учащихся начальной школы (Л.С. Выготский);
- методологических и теоретических исследований процесса чтения и особенностей его развития в начальной школе (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, В.Н. Зайцев);
- технологии формирования навыка беглого, осознанного чтения младшего школьника (А.М. Кушнир, М.И. Оморокова).
В результате анализа методической литературы мы выделили этапы формирования читательских интересов:
- 6-7 лет, когда интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче.
- 9-10 лет, когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно – к сказочным, фантастическим.
Определили структуру читательской компетентности, которая состоит из следующих компонентов:
познавательный – знания (степень их обобщения и полноты);
операционально-технологический – умения (степень свернутости и освоенности, возможность переноса выполняемых действий);
ценностно-смысловой – ценностно-смысловые ориентации (отношение к процессу, содержанию и результату деятельности).
Для определения содержания читательской компетентности мы выделили следующие аспекты:
вычитывание информации из текста;
размышления и оценка прочитанного.
Определив структуру читательской компетентности, ее аспекты и компоненты, мы пришли к выводу, что у выпускников начальной школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.
Данные умения мы объединили в две группы:
I группа (формируются в подготовительном и начальном этапах) – умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы: найти в тексте информацию, представленную в явном виде; основываясь на тексте, сделать простые выводы.
II группа (формируются в основном и заключительном этапах) - умения интерпретировать, обобщать и оценивать содержание текста: устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую; интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста; реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
Этапы формирования читательской компетентности младших школьников.
Идея проекта заключается в том, что полученные и частично отработанные на практике в школе знания и умения продолжают закрепляться в семье в сотрудничестве с родителями, с социумом. В процессе совместной деятельности через интерактивные формы работы у ребёнка будет расширяться информационное поле в области разностороннего качественного чтения, активизируется самостоятельная работа с книгой, будут формироваться социальные навыки поведения и целостное восприятие окружающего мира. Для достижения поставленной выше цели и решения задач, каждое занятие в рамках проекта осуществляется поэтапно:
подготовительный (1 класс)
начальный (2 класс)
основной (3 класс)
заключительный (4 класс).
Круг чтения: детская художественная и научно-художественная книга объемом 8 – 30 страниц с усложненным оформлением;
- дифференциация тематики чтения по жанрам;
- произведения для самостоятельного чтения учащимися: сказки, рассказы, стихи объемом от 140 до 400 слов;
- произведения для чтения вслух учителем: сказки, рассказы, стихи, статьи объемом от 500 до 1500 слов.
Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности: ориентировка в книге и в группе книг (2–4) до чтения
Эффективность обучения учащихся самостоятельному чтению на данном этапе находится в прямой зависимости от соблюдения в педагогическом руководстве ряда организационно-методических правил.
1) оценивание результатов читательской деятельности в безотметочном варианте.
2) подбор книг по теме
Формированию оптимальной скорости чтения способствует применение приёма жужжащего чтения, заимствованного в школах Монгольской республики. Приём основывается на утверждении, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет, поэтому любой урок, занятие (чтение, музыка, рисование) начинается с того, что дети открывают книгу и читают в режиме жужжащего чтения. И так - 5 дней в неделю; недельный тренаж получается в объеме 5х4х5=100 минут.
Развивая оперативную память и оптимальную скорость чтения, удаётся развить читательскую активность и самостоятельность обучающихся.
Круг чтения: русская, современная и зарубежная детская книга, художественная и научно-познавательная, объемом от 16 – 18 до 150 страниц, всех объемом от 16 – 18 до 150 страниц, всех основных типов и структур (от 150 страниц – только книги-сборники, включающие отдельные короткие произведения);
Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности: ориентировка в книгах одного автора или разных авторов в соответствии с заданной занятием целью;
- воспроизведение избранной и прочитанной книги по эпизодам;
- освоение закономерных связей: автор – книги, тема – авторы, тема – книги, жанр – книги, жанр – авторы.
Развитие читательской памяти и кругозора позволит детям в случае необходимости действовать
в мире книг уверенно, со знанием дела, то есть проявлять читательскую компетентность.
Заключительный этап. Обучающиеся тренируются в постановке целей чтения, в самостоятельном выборе книг для чтения. Самостоятельно подготавливаются к чтению, умело прочитывают и обдумывают книгу, выполняют творческие работы. Учащиеся осмысливают процессы своего воображения, мышления, чувствования, т.е. переживают, понимают, осознают свои читательские способности в восприятии художественной и научно-познавательной информации. На данном этапе общение ребёнка с книгой становится сознательной, личностно-значимой деятельностью.
Круг чтения: русская, современная, зарубежная детская книга – художественная, научно-познавательная и справочная литература для младшего школьного возраста, без ограничения в объеме, всех видов и структур;
- детская периодическая печать;
-вся традиционная для младших школьников тематика чтения; особо выделяются исторические повести и рассказы.
Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности: ориентировка в доступном круге чтения в соответствии с темой чтения и личной целью;
- воспроизведение содержания самостоятельно избранной и прочитанной книги по плану;
- обращение к справочной литературе и материалам из периодики;
- освоение закономерных связей: автор – темы, вопрос – тип книги.
Заключительный этап имеет своей целью, кроме стремления предельно расширить читательский кругозор детей, углубление работы по формированию навыка анализа и оценки содержания книги. Внимание учащихся будет направлено на осознание значимости чтения для личного развития, успешности обучения по всем учебным предметам, формирование потребности в систематическом чтении, достижение необходимого уровня читательской компетентности.
Работа по проекту осуществляется путём применения различных педагогических технологий, развивающих читательскую компетентность у детей во внеурочной деятельности:
1. Технология продуктивного чтения.
2. Технология критического мышления.
3. Технология проблемного обучения.
4. Технология решения творческих задач.
5. Проектная технология.
6. Игровая технология.
7. Информационно-коммуникационная технология.
8. Здоровьесберегающая технология.
9. Технология обучения в сотрудничестве.
Методы и формы реализации проекта:
анкетирование родителей и учащихся;
отбор и изучение литературы с целью выявления произведений, наиболее интересных для совместного обсуждения с родителями и детьми;
информационно-выставочная работа: разработка и оформление книжных выставок, творческих альбомов, рекомендательных списков; ведение дневников читателя;
беседы, беседы-"приманки", дискуссии, диспуты по прочитанным произведениям, коллективное чтение, часы "тихого и громкого чтения";
библиотечные уроки в школьной библиотеке и в виртуальном читальном зале школы;
литературные занятия в городской центральной и межпоселенческой библиотеке;
литературные викторины, праздники, игры - квесты и гостиные, вернисажи, состязание чтецов, реклама книги, конкурсы рассказов и сочинений;
постановка спектаклей, сценок, миниатюр;
выступления на родительских собраниях с беседами, обзорами, рекомендациями;
организация семейных праздников и творческих работ для всей семьи;
решение проектных задач, проекты;
создание мультфильмов на основе прочитанных или написанных детьми произведений;
печатание в газете "Школьник" МБОУ СОШ № 9 г. Куйбышева НСО;
ведение портфеля достижений школьника.
Организация разнообразных форм работы с родителями.
Формы работы с родителями:
-коллективная (родительское собрание, беседа, дискуссия, лекция, круглый стол, литературный праздник, игра); -групповая (тематическая консультация); -индивидуальная (консультация).
При разработке проекта использовались следующие ресурсы:
-временные – проект является долгосрочным;
-информационные - сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта, его представление в учебном заведении и за его пределами;
-интеллектуальные – владение педагогами проектной методикой, педагогическими технологиями, развивающими читательскую компетентность у детей, групповыми и индивидуальными формами работы ;
-человеческие (кадровые) – подбор и подготовка педагогических работников, призванных обеспечить внедрение проекта, обучающиеся школы;
-материально – технические - мультимедийный кабинет с подключением к сети Интернет, что сделало возможным использование информационно – коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности;
-читальные залы школьной и городских библиотек;
-виртуальный читальный зал, оснащённый литературой различных жанров отечественных и зарубежных писателей;
-станок для мультипликации, что сделало возможным на основе собственных сочинений детей и полюбившихся произведений различных авторов создавать мультипликационные фильмы.
Инновационный опыт проекта "Тайна волшебной книги" успешно внедряется второй год учителями и педагогами МБОУ СОШ № 9 и другими структурами дополнительного образования г. Куйбышева Новосибирской области:
1. Репиной Еленой Геннадьевной, учителем начальных классов МБОУ СОШ № 9
2. Старковой Мариной Владимировной, учителем начальных классов МБОУ СОШ № 9
3. Еськиной Ниной Николаевной, учителем начальных классов МБОУ СОШ № 9
4. Боровковой Любовью Владимировной, библиотекарем школы МБОУ СОШ № 9
5. Рябцевой Анастасией Сергеевной, педагогом - психологом МБОУ СОШ № 9
6. Шевелёвой Ольгой Владимировной, педагогом- организатором МБОУ СОШ № 9
7. Давлетшина Альфия Акзамовна, главный редактор газеты МБОУ СОШ № 9
8. Белоглазовой Е. Ю., педагогом дополнительного образования станции юных техников
9. Работниками городской детской библиотеки г. Куйбышева
10. Работниками центральной межпоселенческой библиотеки г. Куйбышева
Обучающимися (дети 1-4 классов).
7. Целевая аудитория.
Целевой аудиторией настоящего педагогического опыта являются обучающиеся младшего школьного возраста, педагогические работники школы (учителя начальной школы, классные руководители, педагог - организатор, психолог, работники школьной и городской библиотек), родители (законные представители) и другие структуры дополнительного образования города.
Читайте также:
- Как создать файл документа папку ярлык кратко
- План современного урока по специальности эстрадный вокал для учащихся старшего школьного возраста
- Выясните что такое 6 условий товарища сталина кратко
- Что такое номинальная форма поверхности реальная поверхность и прилегающая поверхность кратко
- В каком умк впервые для начальной школы разработана система использования ролевой игры в обучении