План современного урока по специальности эстрадный вокал для учащихся старшего школьного возраста

Обновлено: 04.07.2024

Оценить 1051 0

Кунгурский муниципальный район

Муниципальное бюджетное учреждение

Открытый урок по эстрадному вокалу.

Гурьянова Надежда Леонидовна

Преподаватель класса эстрадного вокала

Тема урока: различные методы работы над вокальной техникой.

Цель урока: Раскрыть и обосновать различные методы работы над вокальной техникой в эстрадном вокале.

Задачи :

выявить различия между эстрадным и академическим вокалом

Определить последовательность упражнений

Практически наглядно показать выполнение упражнений детьми разного возраста и уровня подготовки.

План урока

Введение. Сходство и различия между академическим и эстрадным вокалом.

Работа над дыханием. Дыхательная система А.Н. Стрельниковой

Работа над вокальной техникой:

работа с микрофоном

Исполнение сольных отрывков

Введение:

Сходство и различия между академическим и эстрадным вокалом.

В моем классе учится 10 вокалистов от 7 до 16 лет. Все учащиеся класса принимают участие в концертах и конкурсах поселенческого, муниципального и краевого уровня. В ходе нашего урока я покажу, как работаю над постановкой голоса с учащимися младших и старших классов. Поскольку, мы будем говорить об эстрадном вокале, хочется внести ясность в определении различия между жанрами академического и эстрадного вокала.

Академический вокал – старая классическая вокальная школа. Академические певцы поют в опере, в академическом хоре, капелле, с симфоническим оркестром, а так же в жанре камерной вокальной музыки. Академический вокал отличается от эстрадного, джазового и рок вокала своей строго классической позицией. Академический вокал не предполагает пения в микрофон. В академическом вокале существуют определённые рамки, наработанные опытом и историей вокальной музыки. Эти рамки, как правило, не позволяют академическому певцу использовать свой голос в иных вокальных направлениях. С опытом у академического певца формируется определённая вокальная позиция, благодаря которой голос становится очень сильным и приобретает большой объём. Однако, в редких случаях, академисты могут выступать и в иных вокальных жанрах, если смогут облегчить подачу звука.

Эстрадный вокал

Эстрадное пение сочетает в себе множество песенных направлений, объединяет всю палитру вокального искусства. Эстрадный вокал, прежде всего, подразумевает пение с эстрады, но понятие эстрадного вокала, как правило, связывают с лёгкой и доступной к пониманию музыкой. В эстрадном вокале можно услышать и народные мотивы, и элементы джаза, это так же и авторская песня и элементы рок музыки. Эстрадный вокал отличается от академического вокала более открытым и более естественным звуком. Однако, певческие навыки, правильная позиция и опора звука так же необходимы в эстрадном вокале, как и в академическом.

Делаем вывод: В эстрадном вокале и академическом абсолютно разные задачи, абсолютно разное формирование звука, но необходимость достижения опоры звука на дыхание едина для всех.

Работа над дыханием.

Дыхательная система А.Н. Стрельниковой

Для работы над постановкой дыхания существуют различные упражнения, которые мы используем.

Для укрепления и развития дыхательной системы существует система дыхательных упражнений Александры Николаевны Стрельниковой. Ее основная идея в том, что дышим в режиме сопротивления. В этом случае, дыхательным мышцам приходится более активно работать.

(Показывают Катя и Алиса)

Обними плечи +насос

Работа над вокальной техникой.

Звук посылать надо в зубы, но часто попадает звук в нос. Это значит, что не перекрыт носовой ход. Путем упражнения тянем верхнее небо вверх, опуская максимально нижнюю челюсть.

Чтобы почувствовать естественное расширение гортани, можно поделать такое упражнение: неплотно закрыть нос двумя пальцами и делать вдох через рот, а выдыхать через нос. 5-7 раз. Вы ощутите легкость дыхания и готовность образования зевка.

С младшими распеваемся на простом упражнении, с показом руки:

Пока ребенок маленький, нет возможности работать над всеми вокальными навыками, как со взрослыми детьми, поэтому мы берем в работу простые несложные песенки с небольшим диапазоном, постепенно расширяя его. Одновременно работать над чистотой интонации, постановкой дыхания и выразительностью исполнения.

В самом начале работы с ребенком нужно определить его рабочую середину. ( Бывает низкий голос, но тембр светлый) Для этого нужно попросить ребенка спеть на дыхании любую удобную для него нотку. Как правило, это и будет рабочая середина. Дети не ошибаются….

Найдем рабочую середину у Лизы.

(Это примерно соль 1 октавы)

Начинаем с этой нотки распевание.

Сначала распеваемся на одной нотке, закрытым ртом (от малого к большему)

Ммммм– закрытым ртом. Небо приподнято, зубы разомкнуты, губы сомкнуты.

Далее закрытым ртом подряд по гамме терцию вверх и вниз

теперь на одной нотке, открыв рот…

Ма , мэ , ми, мо, му - стремимся петь в одной позиции

Бра, брэ, бри, бро, бру

Очень важно, чтобы в момент распевания, дети не стояли в стойке. Двигаемся, во время пения, наклоняемся и размахиваем руками.

Эстрадное пение подразумевает пение в микрофон. Поэтому нужно уделить должное внимание этому навыку. Микрофон нужно держать так, чтобы звук попадал в него напрямую, а не под углом. Иначе будут срезаться частоты и звук будет искажен. Нельзя уводить микрофон в сторону. Держать его все время в единой позиции, чтобы громкость и сила звука не менялись.

Для развития и закрепления этого навыка делаем такое упражнение: Как бы рисуем в воздухе микрофоном геометрические фигуры. Сначала отдельно, затем вместе с пением распевок.

Далее 2 нотки. Берем часто произносимые слова:Да, ага, ага, ага

Поет Ульяна. Найдем ее рабочую середину:

(Это примерно ми 1 октавы)

Яа-аа-аа-аа-аа-аа-аа-аа-а

Для достижения более светлого звука:

Рээ-ээ-ээ-ээ-ээ-ээ-ээ-ээ-э

Мии-ии-ии-ии-ии-ии-ии-ии-и

Подряд 3 нотки на гласных: ( поет Лена)

Далее по мажорному трезвучию:

Обязательно должно быть упражнение для разогревания кончика языка и губ. ( Ульяна и Лена) Сначала можно поговорить скороговорки.

Лё-лёли лель-лели лель - лёлилёлилёли- лель

также для достижения свободы звука, дикции, и соединения различных регистров:

(Показывают Соня и Александра)

Ррррррррррррр

До ре ми фа соль фа ми ре до ре ми фа соль фа ми ре до

До соль ми до соль ми до соль ми до соль ми до…

До ми соль до ми соль фа ре си соль фа ре до…

для достижения баланса, удобства . Поётся довольно гнусаво, но не в нос

Нэй нэй нэй нэй нэй….

та же мелодия: ма ма ма ма ма мааааааааа ма ма мА

для расширения диапазона

Яа а яаа яаа аа аа ,затем мии ии ии ии и

Примерно от ре 2 й октавы переходим на ми, затем широко окрываем рот и с силой посылаем звук в голову

ой ой ай ай ой ой

соединяем на скачке низкую ноту и высокую.

Сначала квинту, затем октаву.

упражнения на длинное дыхание:

чтение на одном дыхании длинной фразы. Лучше взять размер ГЕКЗАМЕТР. Это отрывок или из Одиссеи или из Илиады Гомера. Читаем на приподнятом нёбе. Певуче.

Исполнение фрагментов песен.

Заключение.

Каждый педагог волен использовать самые разнообразные приемы и упражнения для развития и укрепления певческого голоса и вокальных навыков. Главное, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно на занятиях и с удовольствием двигался к положительному результату. Педагогу нужно быть очень внимательным, чтобы выбирать для ребенка упражнения и репертуар, позволяющие как можно шире раскрыть все возможности данного ученика. Здесь очень важно знать меру. Не стоит утомлять ученика долгими упражнениями, но и нельзя ими пренебрегать. Надо знать особенности каждого ученика. Кого – то лучше распевать сверху вниз, а кого-то наоборот. Для работы в классе можно выбрать произведение чуть сложнее, чтобы было над чем поработать. А для выступления лучше взять произведение попроще, но такое, которое с легкостью прозвучит в исполнении ребенку.

Не стоит украшать исполнение какими-то искусственными, надуманными эффектами. Лучше как следует разобрать с учеником музыку и текст, понять содержание и исполнение естественным образом наполнится смыслом, а значит и выразительностью.


Выработка вокальных навыков, повышение вокальной техники, формирование артистичности.

Задачи:

Работа над звукообразованием;

Работка над высокой позицией звука;

Выработка единой манеры звукообразования;

Работа над подвижностью, гибкостью голоса;

работа над пластикой, мимикой лица.

Ход занятия.

Сегодня мы продолжим работу над звукообразованием.

Обратим внимание на подвижность и гибкость нашего голоса, а так же, вы сегодня попробуете самостоятельно, при работе над репертуаром, поискать выразительные возможности собственной пластики, её органики.

Обратим внимание на мимику при исполнение вокальных произведений.

1 часть занятия. Особенности дыхания.

Процесс пения начинается с вдоха, во время которого воздух поступает через ротовую и носовую полость, глотку, гортань, трахею, бронхи – в расширенные при вдохе лёгкие.

Вдох делается носом, но, непосредственно перед самым звукообразованием, дополнительно вдыхаем через рот.

Поток воздуха при вдохе через нос и рот попадает на заднюю часть нёба, на нёбный язычок, а не на заднюю стенку гортани, что предохраняет горло от попадания холодного воздуха.

Вдох делается, не поднимая груди и не напрягая корень языка и челюсть.

Нужно почувствовать, какие мышцы живота участвуют в формировании звука, и как открывается диафрагма при вдохе.

Между вдохом и моментом выдоха происходит секундная задержка, эта пауза мгновенная и естественная, и совершенно незаметна, просто она помогает переключиться со вдоха на выдох.

Вдох и выдох всегда должны быть активными.

методическая разработка занятия по программе эстрадный вокал

2 часть занятия.

Вокально-техническая работа ведётся в соответствии с психофизическими особенностями детей.

Весь певческий процесс, прежде всего, должен корректироваться физическими возможностями участников вокального коллектива.

Основные качества детского голоса – лёгкость и звонкость, связанные с возрастными особенностями человеческого организма, естественны по своей природе.

Об этом необходимо помнить и стремиться сохранить эту специфическую черту звучания детского голоса.

Для развития и укрепления вокальных навыков даются вокально-технические упражнения.

Регулярное выполнение упражнений позволит:

1. Закрепить необходимые условные рефлексы.

2. Сконцентрировать творческое внимание.

3. Настроить сложный процесс звукообразования.

4. Пробудить эмоциональную сферу.

5. Пробудить творческую фантазию.

Обратить внимание детей на:

Признаки неправильного пения - першение в горле, боль, зажим шейных мышц.

Признаки правильного пения - расслабление гортани, комфорт, зевание.

Упражнения.

Формирование близкого звука, освобождение от горлового звучания.

Пение закрытым ртом на заданной высоте, произнося звук "М". Звук должен попадать в маску лица и заставить почувствовать вибрацию и щекотание губ. Звук направляется к передним стенкам зубов, тянется ровно и долго, без толчков.

Пение закрытым ртом попевок в районе терции и квинты.

Пение на заданной высоте разных гласных (а, э, и, о, у). Звук должен тянуться ровно, без толчков. Обращать внимание детей на округление всех гласных, на единую манеру исполнения их, петь без напряжения.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Методическая разработка занятия

Педагог МБОУ ДО ДДТ,

Герасимчук С.И.,

г. Новый Уренгой, 2015г.

Тема: Работа над артистичностью с применением музыкального сопровождения (изображением, пластикой, мимикой лица) - 2 занятие

Выработка вокальных навыков, повышение вокальной техники, формирование артистичности.

· Работа над звукообразованием;

· Работка над высокой позицией звука;

· Выработка единой манеры звукообразования;

· Работа над подвижностью, гибкостью голоса;

· работа над пластикой, мимикой лица.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим работу над звукообразованием. Обратим внимание на подвижность и гибкость нашего голоса, а так же, вы сегодня попробуете самостоятельно, при работе над репертуаром , поискать выразительные возможности собственной пластики, её органики. Обратим внимание на мимику при исполнение вокальных произведений.

1часть занятия. Особенности дыхания.

Процесс пения начинается с вдоха, во время которого воздух поступает через ротовую и носовую полость, глотку, гортань, трахею, бронхи – в расширенные при вдохе лёгкие. Вдох делается носом , но , непосредственно перед самым звукообразованием, дополнительно вдыхаем через рот. Поток воздуха при вдохе через нос и рот попадает на заднюю часть нёба, на нёбный язычок, а не на заднюю стенку гортани, что предохраняет горло от попадания холодного воздуха. Вдох делается, не поднимая груди и не напрягая корень языка и челюсть. Нужно почувствовать, какие мышцы живота участвуют в формировании звука, и как открывается диафрагма при вдохе. Между вдохом и моментом выдоха происходит секундная задержка, эта пауза мгновенная и естественная, и совершенно незаметна, просто она помогает переключиться со вдоха на выдох. Вдох и выдох всегда должны быть активными.

2 часть занятия: Вокально-техническая работа

ведётся в соответствии с психофизическими особенностями детей.

Весь певческий процесс, прежде всего, должен корректироваться физическими возможностями участников вокального коллектива. Основные качества детского голоса – лёгкость и звонкость, связанные с возрастными особенностями человеческого организма, естественны по своей природе. Об этом необходимо помнить и стремиться сохранить эту специфическую черту звучания детского голоса. Для развития и укрепления вокальных навыков даются вокально-технические упражнения.

Регулярное выполнение упражнений позволит:

1. Закрепить необходимые условные рефлексы

2. Сконцентрировать творческое внимание

3. Настроить сложный процесс звукообразования

4. Пробудить эмоциональную сферу

5. Пробудить творческую фантазию

Обратить внимание детей на:

Признаки неправильного пения - першение в горле, боль, зажим шейных мышц.

Признаки правильного пения - расслабление гортани, комфорт, зевание.

Формирование близкого звука, освобождение от горлового звучания.

Пение закрытым ртом на заданной высоте, произнося звук "М". Звук должен попадать в маску лица и заставить почувствовать вибрацию и щекотание губ. Звук направляется к передним стенкам зубов, тянется ровно и долго, без толчков.

Пение закрытым ртом попевок в районе терции и квинты.

Пение на заданной высоте разных гласных (а, э, и, о, у). Звук должен тянуться ровно, без толчков. Обращать внимание детей на округление всех гласных, на единую манеру исполнения их, петь без напряжения.

К тем же гласным добавить согласные, которые помогают активизировать работу артикуляционного аппарата. Необходимо добиваться чёткого. Быстрого и естественного их исполнения, Упражнение поётся на одном звуке, легко и бодро, по полутонам вверх и вниз в диапазоне голоса.

Упражнение на развитие устойчивого интонирования чистой кварты. (Прилетели две тетери, поклевали, улетели –I,I,II,II,III,III,IV,IV)

Интонация чистой кварты даётся в обратном, нисходящем движении (зеленейся, зеленейся, мой зелёный, пышный сад)

Интонирование мажорного трезвучия в сочетании с нисходящим мажорным звукорядом ( солнышко, солнышко свети V,III,I– V,IV,III,II,I)

Развитие правильной атаки. Пение слогов ЛЯ-А, интонируя мажорное трезвучие(I-III, III-V, V-III, III-I),Чётко произнося слоги. Следим за толчкообразной работой диафрагмы и мышц живота. Пение слога ДА (поступенное движение ↑ и ↓ I-II-III-IV-V-IV-III-II-I. Гортань не должна подниматься за звуком. Слог произносить чётко на каждую ноту, рот объёмный и красивый.

Развитие подвижности голоса и близкой подачи. Происходит толчкообразное движение диафрагмы и живота на звук Я, подача которого идёт точно в положение сформированного звука И, при этом челюсть опускается вниз, а корень языка расслабляется. Необходимо сохранять одинаковую яркость звука.

Упражнение на подвижность голоса. Пение звукоряда вверх и вниз в быстром темпе.

Развитие динамического диапазона. Здесь внимание должно быть сосредоточено, что бы тонус мышц голосового аппарата оставался таким же активным "Р", как и форте.

Все упражнения начинать петь со звуков примарной зоны, двигаясь постепенно по полутонам вверх и вниз по всем звукам диапазона.
Регулярное выполнение вокально-технических упражнений позволит ансамблю петь в единой манере звукообразования красивым, чистым, ровным звуком.
Навыки, формирующиеся во время распевок, впоследствии становятся рефлекторными. И, по сути, в одном упражнении можно выявить целый комплекс выработки навыков. Эти упражнения обязательно должны быть выбраны в определённой последовательности, и ни важно их количество, но это не значит, что нужно выбирать много распевных упражнений, так как там будут чрезмерные задачи, а это станет перегрузкой для детей, следовательно, отсутствием приобретения навыка

3 часть занятия: Работа над артистичностью (пластика, мимика)

Пробудить творческую фантазию, эмоциональную сферу.

Продолжить работу над вокальным репертуаром:

Предложить ребятам исполнить фрагменты изучаемых песен и выразить жестами, мимикой содержание текста и музыки. Проявить индивидуальность. Обсудить коллективно полученные результаты. Выбрать наиболее удачные элементы и применить в ансамблевом исполнении.

Просмотр видеофрагментов данных произведений в исполнении детских профессиональных коллективов.

Обсудить целесообразность использования образца исполнения в своём ансамбле.

В заключении занятия, предложить домашнее задание:

Прослушать полюбившиеся песни, продумать их эмоциональную выразительность в жесте, мимике.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

С помощью определённых упражнений добиться качественного и красивого звучания в вокальных произведениях.

муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

города Новошахтинска

Преподаватель: Петрова О.С.

Тема урока: Применение различных видов вокальной техники в эстрадных произведениях.

Цель: с помощью определенных упражнений, добиться качественного и красивого звучания в произведении.

-создание эмоционального настроя

-введение голосового аппарата в работу с постепенной нагрузкой

-развитие голосового аппарата с помощью определенных упражнений

Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, ноутбук, стулья.

Возраст детей: 12 - 13 лет.

1.Организационный момент. 1 мин.

2.Упражнения для постановки дыхания. 5 мин.

3.Упражнения для артикуляционного аппарата. 3 мин.

4.Упражнения для расширения высотного

диапазона. 5 мин.

эстрадного пения. 20 мин.

6.Исполнение песни. 10 мин.

7.Подведение итогов. 2 мин.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Приветствие, указание темы занятия.

2.Упражнения для постановки дыхания.

Мы на нашем уроке будем заниматься с поющими, продвинутыми детьми и это занятие предназначено именно для них, потому что начинающих вокалистов нужно обучать сначала основам пения. Пение на опоре звука предполагает прежде всего состояние твердого живота.

Давайте выполним несколько дыхательных упражнений для подготовки дыхательного аппарата к пению.

Упражнение “Кошка”

- увеличивает продолжительность выдоха

3. Упражнения для артикуляционного аппарата:

-улыбка трубочка

Вытягиваем губы трубочкой, затем максимально растягиваем на улыбке.

Вытягиваем губы трубочкой и двигаем ими вправо-влево, вверх-вниз и вращаем по кругу. Стараемся что бы щеки при этом не двигались.

-сытый хомячок

Одновременно надуваем обе щеки воздухом, задерживаем дыхание на несколько секунд и сдуваем. Потом надуваем щеки поочередно, как будто полощем рот, или перекатываем во рту шарик.

-голодный хомячок

втягиваем обе щеки, задерживаем втянутое положение на несколько секунд и возвращаем щеки в исходное положение.

поочередно тыкаем в щеки языком, как шпагой.

жуем язык как жвачку

4. Расширение высотного диапазона

- главное упражнение при растяжении диапазона

- взаимодействие языка, гортани и пресса

- взаимодействие языка, гортани и пресса

Девочки стоя друг напротив друга, взявшись обеими руками отклоняясь в стороны выполняют это упражнение.

- безопасное расширение диапазона

5. Вокально-технические приёмы эстрадного пения

Фальцет - пение "без опоры". Регистр головы но с воздухом…на помощь узость, пресс фиксированный. Позволяет расширить диапазон в сторону высоких нот. Нередко встречается в джазе и поп-музыке.

Нос - натяжение звука, смыкание мягкого нёба и корня языка. Бывает глянцевый и матовый.

Субтон - пение с придыханием. Примеры этого приема можно услышать в джазе и поп-музыке, например, у Tony Braxton, Cher или Tanita Tikaram. В грудном регистре – субтон - слог на воздух в нижней челюсти. Субтон помогает донести до слушателя содержание произведения, очень красиво звучит.

- нарабатывает народный звук без воздуха

- нарабатывает сильные верхние ноты в грудном регистре

Узость гортанная - еще один прием в эстрадном вокале. Звук проходит через препятствие, через узкую щель в горле. Узость гортанная нужна для того, чтобы экономно расходовать воздух.

Соединяем некоторые приёмы.

- соединяет три приёма: субтон, нос и твёрдый звук

6. Исполнение сольных отрывков.

7. Подведение итогов.

Каждый педагог волен использовать самые разнообразные приемы и упражнения для развития и укрепления певческого голоса и вокальных навыков. Главное, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно на занятиях и с удовольствием двигался к положительному результату. Педагогу нужно быть очень внимательным, чтобы выбирать для ребенка упражнения и репертуар, позволяющие как можно шире раскрыть все возможности данного ученика. Здесь очень важно знать меру. Не стоит утомлять ученика долгими упражнениями, но и нельзя ими пренебрегать. Надо знать особенности каждого ученика. Кого – то лучше распевать сверху вниз, а кого-то наоборот. Для работы в классе можно выбрать произведение чуть сложнее, чтобы было над чем поработать. А для выступления лучше взять произведение попроще, но такое, которое с легкостью прозвучит в исполнении ребенку.

Не стоит украшать исполнение какими-то искусственными, надуманными эффектами. Лучше как следует разобрать с учеником музыку и текст, понять содержание и исполнение естественным образом наполнится смыслом, а значит и выразительностью.

Методическое обеспечение урока.

На своих уроках я использую методы и приёмы работы с вокалистами педагога и певицы Ирины Цукановой.

Методика Ирины Цукановой - уникальна, поскольку в ней объединено максимальное количество музыкальных жанров. Данная методика разработана Ириной таким образом, что научиться петь может как новичок, так и профессионал может значительно расширить свои вокальные приделы. В своей методике Ирина предложила уникальный метод разбора произведения, который позволяет быстро и профессионально петь.

Ирина Цуканова - одна из немногих педагогов, которая не только может рассказать в теории о вокале, но является реально поющим человеком, следовательно, может все показать на практике.

Вокальный жанр:

Основная "фишка" методики Ирины Цукановой - это смешивания различных стилей.

Ирина в совершенстве владеет следующими вокальными жанрами:

Обучение вокалу на примере известных исполнителей и мировых хитов

Если вы хотите петь в определенном стиле, Ирина именно тот человек, который за несколько секунд научит и направит вас, покажет, как правильно дышать, где и когда применять нужную вокальную точку, как соединять разные регистры. Ирина умеет очень тонко проанализировать композицию, четко понимая природу голоса, звукоизвлечения вокальных "фишек", следовательно она может все это разъяснить, показать и научить. В ходе обучения Ирина Цуканова раскрывает все секреты вокала, ничего не утаивая.

Создание вокальной личности

Кроме того, являясь не только исполнителем, но и автором, а также очень талантливым композитором, Ирина Цуканова может помочь вам найти свое собственное уникальное звучание, свою манеру, максимально раскрыть самые яркие стороны вашего вокального аппарата и вашей вокальной личности в целом.

Ирина Цуканова владеет множеством вокальных приемов, а также разработала уникальные упражнения для их наработки. Речь идет о следующих техниках:

дыхание (диафрагма, опора) , дикция, грудной регистр, регистр головы, гортань, вокальные приемы в разных регистрах (субтон, пение в речевой манере, народный звук, подсвязочный звук, прикрытый звук, примарный тон, фальцет, академический звук - зевок, йодль, хмык, расчепление связок, вибрация, мелизмы, мягкое небо, твердое небо, микст, переходные ноты), распевки, разбор произведения, работа с микрофоном, актерское мастерство.

Все это Ирина Цуканова объединила в свою методику ImproviNation.

Образование

2003-2007 — музыкальное училище им. Ревуцкого, г. Чернигов, вокальный факультет (оперный вокал), класс преподавателя – Литвинова В. П.

2007- 2012 – Национальная Академия Украины им. П. И. Чайковского, вокальный факультет (оперный вокал, оперетта), класс преподавателя – Крыжановской Л. П.

Вспоминая свое детство, Ирина Цуканова говорит, что так пела с детсва. Она родилась с песней на устах, и свою первую песню "Твоим дожем" написала в возрасте 8 лет. Музыкальное образование помогло собрать всю вокальную картинку воедино, и дало общее музыкальное развития в добавок к природному таланту.

С 2004-2013 – Министерство Сухопутных Войск Вооруженных Сил Украины, солистка джазового оркестра, артист-вокалист ансамбля песни и танца

С 2008 года по настоящий момент преподает вокал (эстрадный, джазовый, оперный).

С 2013 — проводит массовые мастер-классы по вокалу в Украине, а также за ее пределами.

Сейчас мы рассмотрим некоторые базовые упражнения и распевки. А так же поговорим отдельно о каждом упражнении-какие навыки оно развивает, что дает голосу вокалиста.

Ирина Цуканова использует рад упражнений для разогрева голоса и подготовки певческого аппарата:

1.Моторная лодка - исполняется на одной ноте, а далее, с выходом в головной резонатор. Это упражнение позволяет разогреть связки, не нагружая их. А так же соединить два регистра. Дает ощущение фиксации (звук без воздуха), наработка головного резонатора, подтягивает мышцы лица, живота, подачу вокалиста, не выходит лишний воздух.

2.МММ-ААААА (открывая рот, удерживать звук под связками - звук не меняется (разницы нет). Это упражнение полезно для эластичности связок.

Ирина Цуканова является автором очень оригинальных, интересных и полезных упражнений, с которыми я хочу вас познакомить. Эти упражнения очень доступно позволяют понять и прочувствовать работу организма во время пения как взрослого вокалиста ,так и детей. Кроме того, детям упражнения очень нравятся:

Слабые доли и динамика-это то,на что нужно обратить внимание в этом упражнении.

7. Ха (развернутое маж.трезвучие) - В этой распевке первый звук подается с воздухом(субтон), второй без воздуха. В упражнении используется прием глиссандо. Оно чистит интонацию, развивает «головной резонатор.

Неправильное использование голоса является основой его функциональных нарушений. Задача и сложность тренинга состоит в разрушении неверных навыков и формировании и закреплении новых, правильных. Это осуществляется воспитанием координированной работы дыхания, голосоведения и артикуляции, что способствует также общему укреплению вокального аппарата. Правильная подача дыхания способствует не только красивому звучанию голоса, но и хорошей дикции. В свою очередь, легкая и отчетливая, координированная с дыханием артикуляция помогает сделать опору звука более крепкой. Мышечные ощущения занимают одно из ведущих мест в процессе упражнений. Обычно наше сознание их не фиксирует. Но чтобы проследить нарушения и заставить голосовые органы действовать координированно, то есть сделать вокальный аппарат управляемым, необходимо почувствовать движение отдельных мышечных групп. Дальнейшая тренировка позволит перевести приобретенный правильный навык в область подсознания,— автоматизировать его. Однако эта автоматизация будет осуществляться на более высоком уровне, так как по мере надобности сознание может включаться в процесс пения и управлять им.

Таким образом, исходя из вокальных способностей каждого ребенка, в процессе обучения пению следует использовать индивидуальный подход в подборе вокально-технических упражнений. И не забывать о физиологических возможностях ребенка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект

Класс: 3класс (9-10лет)

- пробудить активность обучающихся и добиться их заинтересованности в дальнейшей совместной деятельности.

Воспитательные:

- снять психологические барьеры в общении педагога с обучающимися и друг с другом;

- создать благоприятный климат на занятии;

- обеспечить мотивацию на будущую, последовательную деятельность в творческом объединении;

Развивающие:

- формировать у обучающихся творческие способности, воображение, фантазию;

- расширить словарный запас в области музыкальной культуры.

Методы, используемые педагогом:

- наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного);

- частично-поисковый (импровизация, ассоциативный поиск);

- метод побуждения к сопереживанию (эмоциональное воздействие);

- показ и практическая работа;

Наглядность и оборудование:

Мультимедийный проектор, экран

Два стола, стулья - 10 шт.

Бейджики по количеству детей в форме звезд.

Табличка для названия коллектива

Распечатанный текст песни

Минус песни и оригинал

Ход занятия

Вводная часть. Знакомство (3 минуты).

Дети входят в кабинет рассаживаются на стулья.

Ребята, перед вами лежат звездочки, давайте напишем на них свои имена.

Дети берут звездочки и маркеры. Вписывают свои имена.

Педагог: Давайте дадим название своему коллективу.

Дети предлагают варианты названий. И вписывают его в рамку.

Основная часть. Введение в программу. (22 минуты).

Педагог: Для начала нам необходимо снять зажимы, которые будут мешать свободно и легко пользоваться своим голосом. Давайте встанем в круг и под музыку повторяем за мной.

Дети с преподавателем выполняют разминку под музыку.

Наклоны головы влево вправо

Наклоны головы вперед назад

Повороты головы влево вправо

Круговые движение головы в одну и в другую сторону

Поднятие поочередно левого и правого плеча

Круговые движения плечами

Педагог: Замечательно! А теперь займемся дыханием. Дыхание - это основа любой вокальной техники. От дыхания зависит подвижность и подача голоса, интонация. Перед тем как начать петь, артисту необходимо сделать несколько подготовительных упражнений.

Вдох глубокий через нос. Выдох на звук ссс. Регулировать ровность выдоха, работу мышц диафрагмы.

Педагог: Молодцы! Теперь мы готовы к следующему этапу.

Дети рассаживаются на места.

Педагог: Как вы думаете, что необходимо для того чтобы текст песни был понятен зрителю и слышалось каждое слово? (ответ детей)

Педагог: Правильно, у артиста должна быть хорошая дикция или артикуляция. А для этого нам необходимо разогреть артикуляционный аппарат, это губы, язык, челюсть. Повторяем за мной.

Идет работа над артикуляционным аппаратом.

Передвижение губ вправо влево

Чешим губы зубами поочередно: верхнюю, нижнюю

Тянем язык к бороде, к носу

Жуем язык как жвачку

Колем щеки языком

Щелкаем языком меняя темп и позиции

Транскрипции. К каждому сочетанию согласных поочередно подставляем гласные звуки: И, Э, А, О, У, Ы (например: бди, бдэ, бда, бдо, бду, бды)

Скороговорки (например: от топота копыт пыль по полю летит)

Очень четко проговариваем скороговорку в среднем темпе

Язык между зубами

Педагог: Наш артикуляционный аппарат разогрет и теперь нам будет легко осваивать все вокальные упражнения, для того чтобы мы могли петь правильно.

Дети подходят к инструменту, становятся вряд.

Педагог: Отлично! А теперь проверим ваш слух и чувства ритма.

Педагог: Мы с вами разогрели дыхательные пути, исполнили основные распевки и разогрели артикуляционный аппарат. Все это поможет нам создать хорошую опору для звукообразования и настроит на исполнение вокального произведения.

Дети рассаживаются на места.

Педагог: Как вы думаете, что является основными составляющими песни? Правильно. Это мелодия и текст. Если хоть одна составляющая будет звучать не качественно, то и песня будет слушаться плохо. Значит, нам надо с вами постараться добиться качественного разучивания. И начнем мы с текста. Перед вами лежат слова нашей песни. Давайте их прочтем. Очень важно следить за согласными в конце слов, расставить правильно интонационные ударения и главные слова в тексте.

Дети вместе с педагогом проговаривают текст.

Под музыку дети выполняют упражнение.

Педагог: А теперь еще раз, но на этот раз добавим слова.

Дети пробуют петь произведение со словами.

Педагог: Превосходно! Мы с вами разучили текст и мелодию, для полноценного концертного номера нам чего-то все же не хватает. Как думаете, чего же?

Педагог: Конечно! Для того что бы выступление было полным ярким и красочным нужно украсить исполнение движениями, которые будут соответствовать тексту. Как вы думаете, какими они могут быть?

Дети предлагают свои варианты.

Педагог: Важно двигаться так, что бы при этом не сбить певческое дыхание. Давайте попробуем еще раз.

Дети поют отрывок песни и выполняют простые движения.

Звучит музыка. Дети исполняют произведение.

Завершающая часть. Подведение итогов занятия (5 минут)

Педагог: Это было здорово! Вам понравилось?

- Что нового вы узнали сегодня? (ответы детей).

- Хотели бы вы и дальше заниматься? (ответы детей).

Педагог: А сейчас давайте выложим свой музыкальный звездопад из ваших маленьких звездочек за работу сегодня.

Дети прикрепляют свои маленькие звездочки на табличку с названием коллектива.

Педагог: Я очень надеюсь, что это занятие только положительно скажется на вашей дальнейшей жизни. Надеюсь, что каждый из вас откроет в себе артистический талант и захочет и дальше развиваться в этом направлении. И тогда на нашем творческом небосклоне будут вновь и вновь зажигаться маленькие и большие звездочки! Спасибо за внимание!

Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007.

Читайте также: