Что означает термин географическое краеведение кратко

Обновлено: 05.07.2024

Краеведение – это комплексная наука, детальное изучение какой-либо территории. В поле зрения исследователей оказываются географические особенности региона: климат, флора, фауна, полезные ископаемые; экономические: характеристика организации хозяйства и связи с другими регионами; а также социальные, исторические и культурные аспекты. Учёные изучают этнический состав населения, тенденции демографического развития, структуры социальных отношений. Важное место в краеведческих работах занимает история конкретной территории, события, явления и процессы, определившие её социокультурный облик. Краеведы уделяют много внимания достопримечательностям, как природным, так и антропогенным.

Превращение знаний в систему требует междисциплинарного подхода и нетипичных методов исследования. Помимо научных методов (анализ, синтез информации) используются житейские наблюдения, опрос местных жителей, изучение традиций, визуальный метод.

В зависимости от цели конкретного исследования краеведение может быть историческим, литературным или географическим.

Становление краеведения

Русское географическое общество , созданное в 1845 г., организовывало научные экспедиции и публиковало записки и описания отдельных районов империи.

Во второй половине XIX в. краеведение переживало этап бурного развития. К исследованиям под руководством учёных привлекались местные энтузиасты, общественность, интеллигенция. В 1863 г. при Московском университете было создано Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии. Подобные общества вскоре стали появляться в разных губерниях. Они собирали и публиковали краеведческие сборники, исследования и сочинения, способствовали открытию местных музеев.

К 1917 г. в Российской империи насчитывалось порядка 300 разнообразных краеведческих обществ.

Краеведение в ХХ в.

В первые десятилетия своего существования Советская власть покровительствовала краеведению. Оно стало не только наукой и научно-просветительской деятельностью, но и общественным движением. Проводились конференции разного уровня, координацию деятельности осуществляло специально созданное Центральное бюро краеведения. Усилиями местных обществ были сохранены усадьбы и монастыри, созданы музеи и спасены от разграбления уникальные коллекции.

Две волны либерализации – в 1950-е и 1980-е гг. вызвали к жизни интерес к краеведению. Постепенно оно стало возрождаться. Другим важнейшим фактором стало изменение методологического подхода к истории, когда в 1990-е гг. на смену формационному пришла множественность трактовок исторических событий и процессов. В результате краеведение стало одним из ведущих направлений исторических, культурологических и географических исследований.

Современное краеведение динамично развивается, являясь немаловажной частью научного пространства России. Проводятся конференции, форумы, издаётся большое количество литературы.

Отличительной особенностью современного краеведения является его разделение на профессиональное и любительское.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Географическое краеведение Беляева Ольга Андреевна учитель географии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Географическое краеведение Беляева Ольга Андреевна учитель географии

Географическое краеведение Беляева Ольга Андреевна учитель географии

Что такое географическое краеведение? Что оно изучает?

Что такое географическое краеведение? Что оно изучает?


Краеведение — это комплексное научно-исследовательское изучение определенной.

Краеведение — это комплексное научно-исследовательское изучение определенной территории и накопление знаний о ней. При этом на географической базе объединяются знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, филологии, искусствознания.

Краеведение – это как народное знание о своих родных местах, зародилось в дал.

Краеведение – это как народное знание о своих родных местах, зародилось в далеком прошлом. Однако как наука со своим предметом изучения, собственными методами, возникла сравнительно недавно.

Этапы становления краеведения На первом этапе (устно-летописный) сведения кра.

Этапы становления краеведения На первом этапе (устно-летописный) сведения краеведческого характера передавались поколениями из уст в уста, а затем получили отражение в летописях, в различных государственных документах. В это время краеведческие сведения были описательного характера, повествовали о событиях, природе и жизни местности. Второй этап (фактический) был ознаменован первыми работами по изучению и описанию различных областей страны. В это время были сделаны первые попытки комплексного описания и изучения края. Научный этап ознаменовался становлением краеведения как науки о своем крае. Краеведческие исследования вели многие университеты, отделения и филиалы научных обществ. Возникают так же два направления в краеведении: научное и школьное.

Важной особенностью краеведения является то, что это не только наука, но и де.

Важной особенностью краеведения является то, что это не только наука, но и деятельность: созидательная деятельность, направленная на сохранение природных и культурно-исторических богатств края, и популяризаторская деятельность, открывающая что-то совершенно новое, ценное широкой публике. Предметом краеведческого исследования может быть край в целом, отдельные районы, населенные пункты, памятные места, отдельные здания и т.п.

Краеведение в России Краеведение как знание о родных местах зародилось в дале.

Много сделано для развития краеведения Русским географическим обществом. Под.

После Февральской революции многие краеведы проявили большую самоотверженност.

В 1921 г. в Петрограде был организован Экскурсионный институт, а в Москве Муз.

В 1921 г. в Петрограде был организован Экскурсионный институт, а в Москве Музейно-экскурсионный институт; в Московском университете открылась кафедра по краеведению и экскурсионному делу. В 1929-30 гг усилилось стремление к политической идеологизации работы краеведов. К руководству краеведением пришли люди, имевшие преимущественно опыт партийной или государственно-аппаратной работы. Началась травля краеведов в прессе, обвинения в организации заговоров, вредительстве. Массовое разрушение старинных, особенно церковных, зданий влекло за собой наказание тех, кто видел в них памятники культуры и истории, боролся за их сохранение. К середине 30-х гг. были ликвидированы оставшиеся краеведческие организации, закрыты многие музеи. Многие краеведы были репрессированы. В последние годы начался новый подъем краеведения. Перед современным краеведением стоят следующие задачи: изучение истории и культуры края; выявление и охрана местных памятников культуры и старины; изучение и охрана природы края; пропаганда знаний о крае; организация выставок, музеев, лекториев, экскурсий.

Краткое описание документа:

Презентация подготовлена к курсу "Географическое краеведение" в 7 классе как введение в курс. В ней рассмотрено, что такое краеведение, виды краеведения, история краеведения.

Краеведение — это комплексное научно-исследовательское изучение определенной территории и накопление знаний о ней.

При этом на географической базе объединяются знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, филологии, искусствознания.

Краеведение – это как народное знание о своих родных местах, зародилось в далеком прошлом. Однако как наука со своим предметом изучения, собственными методами, возникла сравнительно недавно.

Краеведение — это комплексное научно-исследовательское изучение определенной территории и накопление знаний о ней.

При этом на географической базе объединяются знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, филологии, искусствознания.

Краеведение – это как народное знание о своих родных местах, зародилось в далеком прошлом. Однако как наука со своим предметом изучения, собственными методами, возникла сравнительно недавно.

Краеве́дение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением, как правило, занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем (архивисты, архитекторы, биологи, военные, географы, историки, экологи, этнографы), а также энтузиасты из местного населения.

Содержание

Краеведение как наука

Краеведение — это комплексное научно-исследовательское и популяризаторское изучение определенной территории и накопление знаний о ней. При этом на географической базе объединяются знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, филологии, искусствознания. [1]

К краеведческой деятельности не относят археологические раскопки, потому что они требуют открытого листа (государственной лицензии) [2] .

С 1970 года Российская национальная библиотека издаёт указатель статей "Организация, методика и содержание краеведческой работы". [4]

Краеведение для детей

Краеведение — школьный предмет, посвящённый комплексному изучению конкретной территории на основе географической компоненты. Содержание курса разнится в зависимости от региона. В учебный курс могут входить сведения о рельефе местности, почве и геологическом строении, водных путях, флорой и фауной, населением и промышленностью. [1]

Краеведение в России

В России с 1990 года действует Союз краеведов России, также много формальных и неформальных краеведческих объединений. [5] , [6]

Краеведение на Украине

С мая 1925 года работает Национальный союз краеведов Украины (укр. Національна спілка краєзнавців України ) [7] . Много краеведческой литературы издаётся о Киеве, Львове, Харькове, а также о Волыни, Галичине, Слобожанщине и других регионах [8] .

Краеведение в Германии

См. также

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Краеведение" в других словарях:

краеведение — краеведение … Орфографический словарь-справочник

КРАЕВЕДЕНИЕ — изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов главным образом силами местного населения. Функции научно методических центров по краеведению… … Большой Энциклопедический словарь

КРАЕВЕДЕНИЕ — КРАЕВЕДЕНИЕ, краеведения, мн. нет, ср. изучение какого нибудь края, изучение отдельных местностей, районов со стороны их природы, истории, экономики, быта и т.п., производимое преимущественно местными силами. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков … Толковый словарь Ушакова

КРАЕВЕДЕНИЕ — КРАЕВЕДЕНИЕ, я, ср. Изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно исторических, экономических, этнографических особенностей. | прил. краеведческий, ая, ое. К. музей. К. кружок. Толковый словарь Ожегова. С.И.… … Толковый словарь Ожегова

краеведение — сущ., кол во синонимов: 1 • история (61) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

краеведение — Изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов, главным образом силами местного населения … Словарь по географии

КРАЕВЕДЕНИЕ — в школе, изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности шк. микрорайона, города, села, района, области. К. включает: приобретение учащимися знаний о крае из рассказа учителя или из уч. пособия; самостоят, добывание… … Российская педагогическая энциклопедия

Краеведение — всестороннее изучение определённой части страны, города или деревни, др. поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. К. комплекс естественных и общественных исследований. К. изучает природу, население … Большая советская энциклопедия

краеведение — я; ср. Совокупность знаний о том или другом крае (4 зн.), изучение его природы, истории, экономики, быта и т.п. ◁ Краеведческий, ая, ое. К. музей. К ая работа. * * * краеведение изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой… … Энциклопедический словарь

Географическое краеведение, являясь одним из эффективных педагогических средств и составной частью общей системы учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы, играет определённую роль в повышении качества обучения и воспитания, вооружении учащихся глубокими и прочными знаниями, формировании у них современного мировоззрения, воспитании чувств патриотизма, в трудовой подготовке и профессиональной ориентации школьников.

ВложениеРазмер
geograficheskoe_kraevedenie_yavlyayas_odnim_iz_effektivnyh_pedagogichgeologicheskoe_kraevedenie.doc 49 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П. СОЛИДАРНОСТЬ

ЕЛЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Выступление на методическом объединении

Подготовила учитель географии

Васильева Елена Александровна.

Географическое краеведение, являясь одним из эффективных педагогических средств и составной частью общей системы учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы, играет определённую роль в повышении качества обучения и воспитания, вооружении учащихся глубокими и прочными знаниями, формировании у них современного мировоззрения, воспитании чувств патриотизма, в трудовой подготовке и профессиональной ориентации школьников. Н.Н.Баранский, рассматривая роль краеведения в учебно-воспитательной работе, указывал, что в нашей стране краеведческая работа имеет особое, очень большое и научное, и практическое, и образовательное, и политико-воспитательное значение.

Школьное краеведение основано на ситуации поиска, на активном действии учащихся, заданном, как правило, учителем, способствует мобилизации всех возможностей и познавательных сил подростков. Увлекательный краеведческий поиск в большинстве случаев осуществляется на высоком уровне познавательно-практической инициативы учащихся, их эмоционального настроя, что создаёт предпосылки для развития качеств познавательных способностей личности.

Школьная география, построенная в соответствии с требованиями современного уровня географической науки и задачами дальнейшего укрепления связи обучения и воспитания с жизнью, пронизана элементами краеведения.

Программа географии включает достаточно широкий круг краеведческих сведений, правильное использование которых способствует формированию у учащихся многих общих и единичных географических понятий. Уже на первом уроке в 6 классе, знакомя учащихся с целью и задачами изучения начального курса географии, учитель организует метеорологические и фенологические наблюдения. Проводятся экскурсии, в процессе которых учащиеся изучают форму и строение рельефа окружающей местности, знакомятся со слагающими её горными породами, с вопросами исследования и описания ближайшего водоёма. На дальнейших уроках и практических занятиях школьники знакомятся с топографической картой и планом своей местности, учатся читать топографическую и географическую карты и определяют значение карт и планов в практической деятельности человека. Для закрепления краеведческих знаний я практикую топографические диктанты, в содержание которых включаю предложения о конкретных физико-географических условиях своей местности.

Большие возможности для обогащения учащихся краеведческими знаниями имеются при изучении литосферы, гидросферы и атмосферы.

Работа кружка включала в себя три составляющих: теоретические занятия, практические занятия и общественно полезную работу.

  1. Цели, задачи и содержание работы кружка.
  2. Геология – комплекс наук о строении и развитии Земли. Система геологических наук. Геологическая служба в РФ. Значение геологии в народном хозяйстве. Методы геологических исследований.
  3. Геологическая изученность территории посёлка Солидарность. Обзор основной краеведческой литературы по геологии. Приёмы работы с ней.
  4. Геологические процессы, вызываемые внутренними и внешними силами. Изучение геологических процессов своей местности.
  5. Минералы и горные породы. Их классификация. Горные породы и полезные ископаемые своей местности.
  6. Геологическое прошлое Земли. Геологическая хронология и геологические карты.
  7. Физико-географические условия на территории п.Солидарность в различные периоды геологической истории Земли.
  8. Экскурсия в краеведческий музей города Ельца.
  1. Определение горных пород и полезных ископаемых по внешним признакам.
  2. Коллекционирование горных пород и полезных ископаемых родного края.
  3. Организация изучения одного из характерных геологических процессов в Базовском лесу (выветривания, деятельности поверхностных вод и т.д.).

Общественно полезная работа.

  1. Поиски полезных ископаемых и строительных материалов в своей местности.
  2. Изготовление коллекций горных пород и полезных ископаемых..

В местах проведения строительных работ по улице Максимова, при рытье котлована под подвал во дворе одной из учениц 7-го класса были обнаружены залежи пластов горных пород белого цвета, что заинтересовало членов геологического кружка. При тщательном исследовании обнажений школьники нашли горные породы с останками морских организмов. Исследовательские работы нами проводились на протяжении нескольких дней, после чего мы стали тщательно изучать свои находки. Провели сравнительный анализ обнаруженных нами горных пород с коллекцией и палеонтологическими таблицами. Хотя окончательные выводы о происхождении наших находок делать ещё рано (эту работу необходимо продолжить), но, тем не менее, кое-какие результаты исследований уже можно предъявить.

Зная о том, что в далёком прошлом территория Елецкого района, а соответственно и нашего посёлка, была покрыта громадным морем, расположенным в центральной части Русской равнины, на дне которого образовывались осадочные отложения в виде известняков, доломитов, мергели и другие, мы сравнили свои находки с

коллекцией и пришли к выводу, что перед нами осадочные морские горные породы, состоящие главным образом из кальцита с примесью глинистого материала, т.е. известняки.

Членов нашей экспедиции заинтересовал вопрос: как образовались известняки и ребята начали знакомство с научной литературой по геологии. Им очень интересно было выяснить, что известняк образовался в результате уплотнения известкового ила на дне морского бассейна. Известковый ил в свою очередь формировался в результате отмирания раковин моллюсков и фораминифер (простейших животных), которые имели преимущественно известковую раковину размером обычно 0,1 – 1 мм. Так же мы выяснили, что самые древние породы в виде известняков Липецкой области относятся к палеозойской эре и сформировались в условиях верхнедевонских морей около 350 миллионов лет назад (т.е это отложения среднего девона-карбона). А наличие окаменелых раковин – брахиопод – подтвердили наш вывод. В одном из образцов горных пород обнаружен осколок панциря достаточно внушительных размеров, и на наш взгляд, это может быть часть аммонита. Аммониты – это подкласс вымерших морских головоногих моллюсков, известных с девона до мела включительно; были широко распространены, диаметр их раковин колебался от нескольких сантиметров до двух метров. И, наконец, останки скелетов в трёх осколках, подтверждает тот факт, что в морях девонского периода развивались многочисленные рыбы.

Конечно, работу над изучением горных пород своей местности стоит продолжать и в дальнейшем. Такая работа вызывает у школьников неподдельный интерес к изучаемому предмету, что сказывается и на качестве их подготовки к урокам, а соответственно и на качестве их знаний.

Читайте также: